Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Системный анализ в экономике.
Обзорная лекция.
Автор: д.э.н. С.Е. Щепетова
для студентов 2-го курса, обучающихся
по направлению 080100.62 «Экономика» (бакалавриат)
Данная лекция структурирована в соответствии с типовой структурной
схемой построения обзорных лекций, принятой в нашем институте (рис.1). В
ней кратко описываются организационно-методические аспекты изучения
дисциплины «Системный анализ в экономике» и раскрывается содержание ее
теоретической части в соответствии с утвержденной рабочей программой на
2012-2013 учебный год. Для более подробного ознакомления с вопросами
методического характера, обращайтесь в вышеназванной программе, которую
можно получить на кафедре ЭММиАИС, посмотреть в репозитории ЗФЭИ или
скачать с моего сайта cimes.professorjournal.ru (после регистрации и активации
учетной записи студента).
Рис.1 Типовая структура обзорной (установочной) лекции по дисциплине
Введение.
Предмет дисциплины:
Концептуальные
методология
и
системного
понятийные
анализа
основы
общей
теории
социально-экономических
систем,
процессов,
объектов, явлений.
Роль и место дисциплины в формировании профессиональных и
общекультурных компетенций
Дисциплина «Системный анализ в экономике» относится к вариативной
части математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавров по
направлению 080100.62 «Экономика». Она вносит вклад в формирование
следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые
философские проблемы (ОК-2);
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и
процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в
современном мире (ОК-3);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в
обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК6);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них
ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать
средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к
выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного
информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе,
соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты
государственной тайны (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки
информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией,
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета
экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность
хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения
поставленных экономических задач (ПК-4);
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные
теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать
полученные результаты (ПК-6);
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать
необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или
аналитический отчет (ПК-9);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать
и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социальноэкономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
(ПК-13);
Для эффективного освоения дисциплины «Общая теория систем»
студенты должны обладать базовыми знаниями философии, обществоведения,
информатики, классической математики, математического моделирования,
экономики, социологии и психологии.
Цель и задачи дисциплины
Дисциплина
«Системный
анализ
в
экономике»
преследует
цель
сформировать у студентов общие навыки проведения системных исследований
социально-экономических проблем жизни общества и выработки системных
решений.
Достижение отмеченной цели предполагается обеспечить посредством
реализации следующих образовательных задач:
1)
освоение
основных
положений
теории
систем,
идеологии
системных исследований в социально-экономической сфере, методологии
решения задач экспертного и конструктивного характера, методов системного
моделирования;
2)
выработка
исследований
навыков
различных
организации
организационных
и
проведения
структур
системных
(предприятий,
территориальных образований и др.) и конкретных проблемных ситуаций на
различных этапах жизненного цикла исследуемой системы;
3)
выработка навыков
самостоятельной работы с различными
источниками информации и формирование умения описать проблематику
системного исследования, корректно поставить его цель и выбрать требуемые
методы исследования;
4)
выработка навыков сбора, анализа, обобщения и интерпретации
исходных эмпирических данных для системного исследования;
5)
выработка навыков формализованного описания исследуемой
проблемы;
6)
формирование
способностей
генерировать
варианты
управленческих решений и обосновывать выбор наилучшего для устранения
социально-экономической проблемы или уменьшения ее неблагоприятного
влияния;
7)
развитие
умений
формировать
и
веско
аргументировать
собственное мнение о причинах и способах решения проблем, а также
подготовить и защитить отчет по системному исследованию.
Методическое сопровождение процесса изучения дисциплины
Рекомендации по использованию образовательных ресурсов в процессе
изучения дисциплины
Для ознакомления с перечнем базовой и дополнительной литературы
обратитесь к рабочей программе по дисциплине «Системный анализ в
экономике». Используйте в качестве базового учебника – И.Н. Дрогобыцкий.
Системный
анализ
в
экономике.
–
М.:
ЮНИТИ-ДАНА,
2011.
С
соответствующими разделами моих книг Вы можете ознакомиться в свободном
доступе
на
авторском
сайте
http://cimes.professorjournal.ru/mybooks.
Рекомендую обязательно прочитать также книги:
1. О’Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного
мышления:
необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем:
Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006
2. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся
организации. – М.: ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 1999
3. Медоуз Д. Азбука системного мышления. - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний. 2010.
Текущий контроль
Для оценки степени освоения программы дисциплины «Системный
анализ в экономике» на практических занятиях проводятся дискуссии и
организуются опросы студентов. Вклад в итоговую оценку успеваемости – до
10 баллов.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется на основе контрольных работ.
Контрольная работа направлена на выявление понимания базовых понятий и
положений системной методологии и корректности их применения при анализе
конкретных социально-экономических проблем. Она должна сдаваться в сроки,
согласованные с преподавателем. На ее основе организуется собеседование со
студентом. Успешное собеседование служит допуском к зачету. Вклад в
итоговую оценку успеваемости – до 20 баллов.
Для выполнения контрольной работы ознакомьтесь с методическими
рекомендациями по ее выполнению. Текст этого документа также можно
получить на кафедре ЭММиАИС, посмотреть в репозитории ЗФЭИ или скачать
с моего сайта cimes.professorjournal.ru (после регистрации и активации учетной
записи студента).
Итоговая аттестация
Итоговый контроль освоения дисциплины организуется на зачете.
Ознакомьтесь с вопросами для подготовки к зачету, получив их одним из
перечисленных выше способов. Вклад в итоговую оценку успеваемости – до 70
баллов.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
•
закономерности развития природы, общества и мышления;
•
основные положения теории систем;
•
процедуры
системного
анализа
и
методы
системного
моделирования;
•
основные категории и понятия экономики и менеджмента;
•
основы психологии межличностных отношений в коллективе;
уметь:
•
применять методы и средства познания для интеллектуального
развития,
повышения
культурного
уровня
и
профессиональной
компетентности;
•
аргументированно формировать собственное мнение о предмете
исследования;
•
применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем;
•
использовать методы системного моделирования для формализации
предметной области исследования;
•
формировать целостный взгляд на проблемы общества;
владеть:
•
навыками системного мышления;
•
навыками формализации и построения моделей предметной
области;
•
навыками
сбора,
систематизации,
интерпретации фактических данных.
анализа,
обобщения
и
Содержательная часть дисциплины
Изучение дисциплины «Системный анализ в экономике» начинается с
освоения основных понятий и положений теории систем. Этому посвящена
первая тема «Основные положения теории систем».
Семантическое
содержание
словосочетаний
системное
мышление,
системный подход, системное управление порождается семантикой термина
«система». Существует множество дополняющих друг друга определений этого
термина, начиная с дефиниции системы как философской категории и до
прикладных операциональных определений. Здесь приведем лишь одно из них,
которое
содержит
ключ
к
пониманию
фундаментальной
особенности
методологии системных исследований. Система – целостная совокупность
взаимосвязанных
элементов,
обладающая
некоторыми
свойствами,
не
присущими ни одному из элементов по отдельности. Эти, так называемые,
эмерджентные (возникающие) свойства наблюдаются только у действующей
системы. Они отсутствуют у ее отдельных элементов. Это значит, что никакая
сколь угодно детальная декомпозиция системы и тщательное изучение ее
частей не позволяют объяснить генезис свойств и поведения целого, успешно
обеспечивать развитие в нужном направлении. Поэтому надо изучать
взаимодействие элементов. Таким образом, системное исследование всегда
сочетает два укрупненных шага. Сначала исследуются элементы системы и
взаимоотношения между ними (уровень детализации системы определяется
исходя из специфики исследования), затем исследуется взаимодействие
элементов между собой и системы с внешней средой в рамках имеющих место
отношений и порождаемые в результате этого взаимодействия свойства
системы. При отсутствии второго шага исследование считать системным
неправомерно, поскольку оно охватывает еще не все важные факторы,
объясняющие поведение системы.
Эмерджентные свойства зависят от состава элементов, свойств каждого
элемента, а также отношений между элементами (не есть простая сумма
свойств составляющих ее элементов). Можно сказать, что выбор элементов
определенного качества, их упорядочение и объединение неким образом
определяют структуру системы, которая влияет на то, какие качества элементов
проявятся в системе и какие новые свойства родятся при их взаимодействии.
Другими
словами,
свойства
системы
порождаются
ее
структурой
и
взаимосвязаны через эту структуру (структурированность и взаимосвязь
составляющих систему частей можно считать неотъемлемыми признаками
системности). С другими фундаментальными и специфическими свойствами
системы Вы ознакомитесь в процессе изучения дисциплины «Системный
анализ в экономике».
Свойства системы (эмерджентные свойства) могут отличаться от суммы
свойств составляющих ее элементов, как в лучшую, так и в худшую сторону.
На их проявление влияют ограничения и возможности, и те и другие могут
быть внешними и внутренними. Причем свойства взаимосвязанных и
взаимодействующих элементов зависят от системы в целом, а свойства системы
— от свойств ее частей.
Множеством эмерджентных свойств системы проявляется ее качество ─
то, что внутренне присуще ей как совокупности элементов, определенным
образом упорядоченных и взаимодействующих между собой и с внешней
средой. Оно существует независимо от того, задумываемся мы над этим или
нет. Качество многолико, но проявляется только некоторыми своими
сторонами (теми или иными свойствами), ибо они распознаваемы только тогда,
когда имеет место какое-либо взаимодействие элементов системы между собой
или системы с внешней средой. Вне взаимодействия эти свойства не
обнаруживаются, и потому, пока не было соответствующего взаимодействия,
отдельные грани качества (в терминах теории систем, некоторые свойства
системы) неразличимы.
Например, неудивительно, что о многих жизненно важных свойствах
социально-экономических систем (например, «способностях» противостоять
трудностям, аккумулировать знания или гибко реагировать на изменения
рынка)
раньше
не
было
речи.
Гибкости
экономических
систем
к
индивидуальным, да еще и изменяющимся, требованиям потребителей долгое
время не уделялось серьезного внимания, потому что потребитель был менее
требователен и прихотлив, у него не было выбора в условиях скудного рынка.
Перепроизводство, более быстрый темп научно-технического прогресса и
желание самовыражения у потребителя изменили ситуацию и высветили
способность (или неспособность) экономической системы реагировать на
новые требования рынка. Интеграция знаний в экономической системе, ее
способность все время (а не время от времени) генерировать конкурентные
преимущества стали анализироваться только в связи с ужесточением
конкурентной борьбы и ее переходом из технической сферы в сферу идей. В
этой же связи задумались о сплоченности людей вопреки жизненным
трудностям и проискам конкурентов.
Таким образом, все эмерджентные свойства системы – следствие того, из
каких элементов она состоит, качества этих элементов и отношений, которые
имеют место между этими элементами, что и проявляется при взаимодействии
элементов системы между собой или с внешней средой.
Каждая система является частью системы более высокого порядка
(надсистемы). Цели системы предопределяются функциями, которые она
должна выполнять в системе более высокого порядка. Цель системы лежит вне
системы. Однако следует помнить, что вопрос формулирования целей
социально-экономических систем далеко не тривиальный (этот вопрос будет
рассматриваться при изучении процедур системного анализа). В надсистеме
действующая система функционирует (выполняет свои функции). Если со
временем она выполняет либо большее количество функций, либо более
эффективно, то говорят, что она развивается. В противном случае, система
деградирует.
Для выработки решений по развитию системы важно понимать узкое
место системы – ту часть системы, которая сдерживает ее развитие в целевом
направлении. Важно анализировать и жизненный цикл системы – период от
момента ее зарождения до гибели. Отличие социально-экономических систем
состоит в том, что их жизненный цикл не имеет четких временных границ. Так,
путем управляемых изменений и реорганизации, экономическая система может
продолжать существовать сколь угодно долго. Впрочем, под влиянием
некоторых факторов ее распад может произойти существенно раньше по
сравнению с аналогами. Одна из движущих сил развития систем –
возникающие противоречия.
Для понимания поведения системы в прошлом, настоящем и будущем,
нужно выявлять цепочки причинно-следственных связей (в пространстве и во
времени). Нужно стремиться к тому, чтобы обнаружить контурные связи и
понять их характер. Уравновешивающие связи обеспечивают сохранение
целостности системы, усиливающие – ее изменения, рост и развитие. Среди
контурных связей особое внимание следует уделять, т.н., упреждающим связям,
которые редуцируются поведением людей, потому что они обладают
способностью «рисовать» (предвидеть, прогнозировать) будущее и строить с
учетом этого свое поведение. Упреждающие связи в реальности могли бы и не
проявиться, если б не определенная мыслительная деятельность, как следствие,
поведение людей.
В целом методика и результаты системного анализа зависят от того, с
каких позиций и кем проводится исследование. Особенности восприятия
человеком реальности и его когнитивной деятельности обуславливают
необходимость рассмотрения наблюдателя в качестве значимого фактора,
влияющего на результаты исследования. От этих факторов, впрочем, зависит и
траектория движения экономических систем. Таким образом, именно человек
способен увидеть признаки системности в окружающем мире, выявить состав,
структуру и предназначение объектов окружающего мира. Поэтому мы
называем системами те объекты окружающего мира, системность которых уже
выявлена мозгом человека. При этом в познании реальности мы опираемся на
гипотезу, что мир системен, и стремимся к тому, чтобы понять и описать ее.
Поведение экономической системы как активного мультиразумного
образования во многом обуславливается уровнем системности мышления
индивидов. Мышление человека системно по своей природе, но кто-то
преуспевает в понимании системных взаимосвязей больше, кто-то меньше.
Вообще говоря, развитие системного мышления не имеет границ. Это ─
бесконечный процесс, который сопровождает познавательную деятельность
человека, ибо окружающий мир бесконечен вовне и внутрь. В этом процессе
неразрывно переплетаются наука и искусство, теория и практика, творчество и
рутина, формальное и неформальное, логика и интуиция, моделирование и
эвристика, философия и отдельные частные науки. Результат этого процесса ─
повышение уровня понимания природной системности и системной природы
проблем, что влияет на способы недопущения или устранения проблем.
Повышение уровня системности мышления индивидов означает расширение
пространственно-временных границ осознанного понимания взаимосвязей в
окружающем мире и личного влияния на них. Другими словами – понимание
цепочки последствий в пространстве и во времени.
Чем выше уровень системности понимания взаимосвязей окружающего
мира у каждого человека в экономической системе, тем лучше люди будут
взаимодействовать, понимая свою зависимость друг от друга. Тем более
хорошо организованной будет экономическая система. Уровень системности
мышления должен быть тем выше, чем более высокое положение в
экономической системе занимает человек, чем больше у него полномочий и
возможностей влиять на организацию ее деятельности. Особенно важен
уровень системности мышления первых лиц. Они устанавливают «правила
игры» в возглавляемой ими экономической системе, во многом определяют не
только распределение ресурсов, приоритетные направления развития и стиль
управления, но и культуру, внутреннюю атмосферу и ценности экономической
системы. Наконец, у них есть власть. Остальные действуют в данной
экономической системе, руководствуясь этими правилами. Они вынуждены
«принимать» их и «подчиняться» системным требованиям. И, не имея
возможности изменять систему, не могут радикально решить порожденную
системой проблему. Могут лишь чуть сгладить ее, «подстелить соломку» и
перестраховаться, нивелировать последствия и т.п. Хотя это не означает, что
все зависит только от руководства, а остальные индивиды не влияют на
результаты деятельности экономической системы. Им отведена не менее
активная роль.
К сожалению, многим людям за свою жизнь не удается перейти на
существенно иной уровень системности мышления. Постоянно сталкиваясь с
одними и теми же или сходными проблемами, они раздражаются, сетуют на
устройство мира, сваливают все на других, но никак не осознают, что мы все
вместе во взаимодействии эти проблемы и порождаем. Непричастных нет.
Просто у каждого своя роль, и каждый вносит свою лепту. А значит, эти
проблемы искоренить можно только вместе.
Еще раз подчеркнем, что системные исследования представляют собой
диалектическое единство анализа и синтеза, которые позволяют постепенно
шаг за шагом разрешать противоречия в системе, снимать системные
ограничения («расширять» узкое место) и устранять причины проблем.
Разделение целого на части и представление сложного в виде совокупности
более
простых составляющих (анализ) должно естественным
образом
продолжаться обратным процессом ─ синтезом. Без круговорота «анализсинтез» познание целого невозможно.
Следующий круг изучаемых вопросов связан с методологией системных
исследований
в
экономике
(вторая
тема
«Методология
системных
исследований в экономике»).
Под экономической системой (ЭС) понимается целостное образование
индивидов,
вступающих
в
разнообразные
отношения
при
создании,
перераспределении и потреблении благ (материальных и нематериальных) в
условиях ограниченности ресурсов.
Любое системное исследование начинается с уточнения границ и
констатации основного предназначения системы. Вопрос выделения границ
системы далеко не праздный, ведь в окружающем человека мире все
взаимосвязано и выделение той или иной системы субъективно и тесно связано
с предметом исследования. Надо понять какую часть окружающего мира,
совокупность
его
конкретных
объектов
и
субъектов,
имеет
смысл
рассматривать как единое целое с точки зрения поставленной цели
исследования. Определение границ влияет не только на то, какие объекты и
субъекты окажутся внутри системы, а какие вне ее, но и на то, под каким углом
зрения при изучении развития системы откроются свойства ее элементов и
рожденные их взаимодействием эмерджентные свойства экономической
системы.
Изучаются ее внешние характеристики. Много ли целей у данной
системы и что можно сказать о ее элементах и взаимосвязях между ними
(сложная ли система)? Развивается и изменяется ли она во времени
(динамическая ли система)? Зависят ли внутренние процессы системы в
значительной мере от условий внешней среды и оказывают ли на нее
существенное воздействие (открытая ли система)? Определяются границы и
формулируются
цели
экономической
системы,
а
также
выявляются
ограничения ее функционирования, т. е. условия, при которых она не сможет
существовать как система и разрушится. Выделяются системные признаки
элементов.
Для открытых систем изучаются внешняя среда, характер взаимного
влияния с окружением. Для изучения взаимовлияния экономической системы и
ее внешней среды последнюю целесообразно структурировать, выделив
макроокружение и непосредственное окружение. Влияние «макроокружения»
носит общий характер для подобных экономических систем, существующих в
этих же условиях. ЭС лишь в совокупности влияют на тенденции изменения
«макроокружения». «Непосредственное окружение» включает конкретных
представителей заинтересованных сторон, с которыми ЭС непосредственно
взаимодействует. Поведение заинтересованных сторон и их влияние на ЭС во
многом предопределяется тем, как выстроены взаимоотношения с ними. Тем
самым
ЭС
опосредованно
«управляет»
своим
окружением», точнее влияет на поведение окружения.
«непосредственным
Поэтому внешняя среда ЭС раскрывается через перечень ее элементов
(включая
внешние
заинтересованные
стороны,
находящиеся
с
ней
в
разнообразных отношениях), взаимодействия ЭС с внешней средой и
«наблюдаемые» свойства системы как результат сложного взаимодействия
элементов внутренней и внешней среды в рамках имеющих место отношений.
Исследуется также и внутренняя среда. Причем это исследование
проводится под разными углами зрения. Все аспекты организации ЭС между
собой соотносятся. Выделяются управляемая и управляющая подсистемы (или
орган управления и объект управления), и изучается, с одной стороны, как
управление влияет на управляемую подсистему, а с другой — как состояние
управляемой подсистемы сказывается на принятии управленческих решений.
Чтобы система могла реализовать определенное эмерджентное свойство,
каждый элемент должен проявлять соответствующие, необходимые для этого,
свойства. Значит, роль и функции всех элементов определяются назначением
системы и системными требованиями к реализуемым функциям. Чтобы
формирование структуры с этой точки зрения было корректным, надо,
отталкиваясь
от
назначения
и
функции
(функций)
самой
системы,
проанализировать и систематизировать функции, выполняемые каждым
элементом. В процессе этой систематизации все разобщенные элементы
собираются воедино, им придается определенный порядок и создается нечто,
имеющее некоторую структуру. Если при этом что-то упустить из виду или
ограничиться чем-то одним (например, как это часто бывает, формальным
формированием правил организации системы вне контекста всего остального),
создать структуру, порождающую нужные ЭС эмерджентные свойства
практически невозможно. Результаты будут, скорее всего, неожиданными
(законы написаны, но не работают или работают как-то иначе, чем
предполагалось).
В структуре ЭС следует выделять неодушевленные и одушевленные
элементы. Первые можно без принципиальных преград организовать так, чтобы
их совокупность соответствовала предназначению системы. Поэтому можно
считать, что эти элементы имеют общую цель, которая и определяет их
настоящий состав, структуру и отношения между ними. Индивидов следует
обособить как элементы, способные ставить собственные цели и благодаря
мыслительной и иной деятельности целенаправленно двигаться к ним. В связи с
этим следует рассматривать во взаимосвязи два аспекта организации ЭС.
Сначала исследуются принципы построения отношений и организации
взаимодействия членов коллектива ЭС как личностей с индивидуальными
целями, интересами, приоритетами, которые определяют их поведение скорее,
чем
предназначение
системы.
Сонаправленность
(общность)
целевой
ориентации «одушевленных элементов» (субъектов) и предназначения ЭС
зависит от того, насколько совпадают интересы индивида с интересами ЭС в
рамках конкретных отношений внутри конкретной системы. Этот аспект играет
определяющую роль и связан с изучением «ментальности ЭС».
Затем исследуется проекция отношений между индивидами в плоскость
реализации процессов жизнедеятельности ЭС. Этот аспект обращается к
объектам
или
неодушевленным
элементам
системы
и
охватывает
формирование «правил» организации данной сложной системы, которые
позволят совершенствовать ее деятельность. В этом случае индивиды как
элементы системы рассматриваются сквозь призму той роли, которую они
играют в ее деятельности (функциональные обязанности, результаты труда и
т.п.), а взаимодействие людей проецируется в пространство осуществляемых
ими процессов, выполняемых функций, используемых правил, процедур и
критериев принятия решений.
Заметим, что правила, определяющие поведение людей, присутствуют в
любой социосистеме. Даже тогда, когда, как нам кажется, правил нет или никто
не соблюдает предписанные правила, люди все равно руководствуются
определенными
соображениями,
следуют
стереотипам
и
невольно
«обращаются» при принятии тех или иных решений к ментальным моделям
(установкам). Нарушение «официальных» правил означает, как правило, что в
системе распространены неформальные (возможно, даже не гласные), но
действующие правила. Сочетание формальных и неформальных правил часто
приводит к тому, что действия людей становятся менее согласованными.
Наличие противоречащих друг другу правил резко уменьшает предсказуемость
системы, дезорганизует ее и приводит к росту беспорядка и потерь. В этой
ситуации проигрывают все. Именно поэтому так важно обеспечивать всеми
возможными способами общее признание системных правил. Когда люди
участвуют в выработке системных правил, высказывая свои предложения, и
понимают, почему и ради чего эти правила устанавливаются, создаются
предпосылки для формирования общепризнанной позиции. Совместное
формирование системных «правил» способствует этому.
Ясно, что, сознательно строить экономическую систему ─ значит
стремиться к формированию такой структуры, которая позволит проявляться
только «нужным» свойствам элементов и будет противодействовать появлению
«ненужных» свойств элементов. Всякая система должна поддерживать
целостность своей структуры, обеспечивая свое существование и воспроизводя
свои нужные свойства. На первый взгляд, кажется, что можно один раз
тщательно
продумать
организацию
экономической
системы,
а
затем
поддерживать ее. Однако, вернувшись к сущности ЭС как социальноэкономического образования, нежизненность такой точки зрения бросается в
глаза.
Действительно, первопричина существования ЭС лежит вне ее самой.
Экономическая система создается для того, чтобы удовлетворять потребности
людей во всех их ипостасях, а потому должна гармонично вписываться во
внешнюю среду. Если последняя изменяется, например, потому что меняются
предпочтения потребителей, то и экономическая система должна меняться.
Таким
образом,
способность
системы
противодействовать
разрушению
системных взаимосвязей, поддерживать и восстанавливать свою структуру, что
называется, воспроизводить саму себя должна сопровождаться способностью
ее адаптации к изменяющимся внешним условиям. Другими словами,
желательно, чтобы структура оставалась неизменной в той своей части, которая
обеспечивает целостность ЭС и нужные эмерджентные свойства, но при этом
менялась в той части, которая настраивает ее деятельность на любые
требования внешней среды и переориентирует при необходимости процессы.
Следует учитывать, что любая ЭС имеет информационную природу,
поскольку для того, чтобы элементы взаимодействовали определенным
образом,
нужна
соответствующая
информация.
Термин
«информация»
употреблен здесь в самом широком смысле, как некая определенность в
организации взаимодействия элементов, которая из хаоса рождает порядок.
Собственно говоря, именно информация (в оговоренном выше смысле)
определяет
то,
формирование
информации,
как
организована
структуры
а
тесно
разрушение
система.
связано
структуры
Поэтому
с
─
считается,
накоплением
с
потерей
что
(рождением)
(уничтожением)
информации.
Поэтому важная часть исследования внутренней среды ЭС касается
вопросов, связанных с информацией (на основе которой принимаются решения)
и ее преобразованием. Они очень важны, так как своевременность и
релевантность информации существенно влияют на результаты деятельности
экономической системы.
В этой связи следует упомянуть еще одно давно известное наблюдение.
Для того чтобы создать некий порядок, некоторую систему с определенной
структурой (т.е. «нанести» на элементы нужную информацию) всегда требуется
энергия. Если не приложить усилий, желанный порядок останется фантазией.
Поддержание порядка также требует энергии. Поэтому целенаправленное
развитие
системы
требует
каждодневных
усилий
не
только
по
ее
совершенствованию, но и поддержанию действующего порядка. Организация
информационных потоков в ЭС играет немаловажную роль.
При этом следует помнить, что чем сложнее структура системы, тем
больше она несет информации, тем больше эмерджентных свойств может
возникнуть и тем сложнее их все предусмотреть. Поэтому, усложняя систему
целей, документооборот, каналы коммуникации и все, что делается в рамках
экономической системы, мы не только удорожаем ее функционирование, но и
повышаем непредсказуемость ее поведения в нестандартных ситуациях.
Таким образом, внутренняя среда ЭС характеризуется ♦ совокупностью
«активных» и «пассивных» элементов (среди последних в отдельный вид
выделяются
«информационные»
элементы,
выступающие
связующими
остальных элементов системы), ♦ взаимодействием между элементами ЭС и ♦
эмерджентными свойствами. Учитывается, что свойства элементов ЭС
проявляются только при их взаимодействии, а системные взаимосвязи могут
как усиливать, так и гасить свойства отдельных элементов. Как отмечалось, все
люди, объединенные деятельностью ЭС, сначала рассматриваются как
заинтересованные стороны, даже если они осуществляют свою деятельность
внутри системы (как ее элементы).
Исследование экономических систем дополнительно охватывает факторы
поведения и ментальные модели индивидов, формальные и неформальные
институты, контурную связь ментальных и институциональных составляющих.
При этом важно исследовать причины конфликтности интересов различных
сторон.
Специфика
социально-экономических
систем
порождает
также
следующие особенности их системных исследований. Динамичность ЭС и ее
окружения предопределяет потребность изучения постоянно меняющейся
среды, подверженной влиянию множества случайных и неслучайных факторов,
и выявления необходимости внутренних изменений. Целеустремленность ЭС –
важность изучения интересов людей и потребностей общества, т.к. цель
системы лежит вне системы. Мультиразумность ЭС
– возможностей
гармонизации интересов людей и обеспечения согласованности действий всех
элементов. Активность ЭС – изучения совместного влияния на траекторию
развития системы всех сторон. Неравновесность ЭС – значимость создания
предпосылок интенсивного развития, что невозможно в современном мире,
требующем
знаний
и
инноваций,
вне
взаимовыгодных
отношений со всеми заинтересованными сторонами.
долгосрочных
Обязательными
ингредиентами
системного
мышления
выступают
следующие:
1. Понимание генезиса наблюдаемых эмерджентных свойств.
2. Расширение временного и пространственного горизонта причинноследственных цепочек (в т.ч. контурных связей).
3. Системный подход к управлению и решению проблем (см. тему 6).
Часто системные исследования носят прикладной характер и направлены
на решение проблем, с которыми сталкиваются экономические субъекты. Для
нахождения корневых причин проблем и выработки системных решений по их
устранению, системным аналитиком должна быть разработана методика ad-hoc
(применительно к конкретному случаю). Удобно отталкиваться при этом от
базовой методики системного анализа, в которой выделяются следующие
условные шаги: формулировка проблемы, формирование проблематики,
конфигурирование проблемы, постановка задачи, определение целей, выбор
критериев, генерирование альтернатив, моделирование, синтез решения,
реализация решения. Подробнее с ней Вы можете ознакомиться в базовом
учебнике и презентации соответствующей лекции.
Проведение системного анализа предполагает применение стандартных
процедур. Их изучению посвящена третья тема «Процедуры системного
анализа».
Одной из обязательных процедур системного анализа выступает
целеполагание. Человек, создавая системы, преследует определенную цель(и).
На этом этапе цель – своеобразная модель будущего, которая зависит и от
жизненного опыта, и от системы ценностей, и от преследуемых интересов и т.д.
Цели системы и цели ее создателей связаны, но не идентичны, поскольку в
рамках одной экономической системы пересекаются интересы многих сторон.
Процедура целеполагания помогает учесть разнообразные интересы индивидов
и скоординировать различные аспекты деятельности системы при выборе
целевого вектора.
Трудно себе представить системное исследование без процедуры
декомпозиции
и
систематизировать
агрегирования.
и
Процедура
детализировать
декомпозиции
структуру
системы.
позволяет
Процедура
агрегирования позволяет объединять элементы системы в подсистемы по
функциональному признаку.
Процедура измерения позволяет корректно формировать аналитическую
базу системного исследования. Она помогает обосновать выбор шкал
измерения,
определить
структуру
данных,
которые
требуются
для
аргументации выводов.
Процедура выбора поддерживает процесс управления. Она позволяет
правильно
структурировать
и
формализовать
задачу
выбора,
выбрать
соответствующий аппарат моделирования, и дать рекомендации лицу,
принимающему управленческие решения (ЛПР).
С этими и другими процедурами системного анализа Вы можете
подробнее ознакомиться, используя базовый учебник и/или презентации
лекций.
Проведение
системного
разнообразных
моделей
исследования.
Поэтому
в
анализа
тесно
зависимости
отдельная
от
связано
с
построением
специфики
конкретного
тема
дисциплины
(четвертая)
«Моделирование систем» посвящена изучению методов моделирования систем.
Моделирование служит универсальным методом изучения процессов,
явлений и систем реального мира. Термин «моделирование» включает в себя
так много смысловых оттенков и форм реализации, что на этом стоит немного
остановиться.
C одной стороны, моделирование подразумевает построение моделей
реально существующих объектов и явлений, а с другой — исследование
объектов познания на моделях. Под моделью, в самой общей формулировке,
понимается условный образ «объекта» изучения, который конструируется для
упрощения исследования и отражает важные для этого исследования, так
называемые существенные свойства.
При этом важно, в чем проявляется подобие между моделируемым
объектом и моделью. Когда объект и модель имеют одинаковую или схожую
физическую природу, говорят о физическом подобии. Когда подобие
наблюдается между пространственными характеристиками объекта и модели —
о геометрическом. Если сходство проявляется между структурой объекта и
структурой модели, то речь идет о структурном подобии. Функциональное
подобие характеризуют как выполнение объектом и моделью сходных функций
при соответствующих воздействиях, а динамическое подобие связывают с
последовательно изменяющимися состояниями объекта и модели. Говорят даже
о вероятностном подобии в случае, когда в объекте и модели схожи процессы
вероятностного характера.
Модели строятся, поскольку позволяют легче и быстрее получить новые
знания об изучаемой системе. Потребность в моделировании при исследовании
процессов функционирования сложных социально-экономических систем
становится еще более ощутимой, если принять во внимание немалые затраты на
проведение
реальных
экономических
экспериментов
и
необратимость
последствий принятых решений. Тем более, что эмпирический подход зачастую
не позволяет получить корректные выводы, например, потому, что нелегко
учесть влияние различных факторов в их взаимосвязи или неправомерно
сравнивать полученные результаты эксперимента с ожидаемыми в случае,
когда за длительный период эксперимента существенно изменились внешние
условия и внутреннее существо системы.
Однако между моделью и ее прототипом никогда не может существовать
взаимно однозначное соответствие, ибо при ее построении происходит
обобщение и потеря некоторой информации, в частности той, которую сочли
несущественной с точки зрения цели исследования и моделирования. Поэтому
по свойствам модели оказывается возможным судить только о тех свойствах
изучаемого объекта, которые были учтены при ее построении. Об этом не
следует забывать, чтобы в реальной жизни не испытать разочарований в
возможностях моделирования.
Широкое применение моделирования при изучении реального мира и
решении огромного числа практических задач способствовало развитию
многочисленных подходов, инструментария моделирования и проявилось в
большом многообразии построенных моделей, единой общепризнанной
классификации которых в настоящее время не существует. Тем не менее,
понятны и логичны признаки, по которым они могут быть классифицированы.
Признаком классификации могут выступать средства, используемые при
построении моделей. Моделирование может осуществляться на макетах,
которые передают пространственные формы объекта, пропорции или другие
геометрические
характеристики
(так
называемое
геометрическое
моделирование), посредством графиков, схем, чертежей, формул и т. п.
(информационное моделирование) и даже на основе разговорного языка
(вербальное моделирование).
В
результате
математическое
или
информационного
логическое
моделирования
описание
рождается
существенных
свойств
моделируемого объекта или процесса. Классификация по этому признаку
может
быть
и
математическому
далее
детализирована,
аппарату:
модели
например,
математического
по
применяемому
программирования
(линейного, нелинейного, целочисленного, динамического), модели теории игр
(игровые модели), модели массового обслуживания и т. д.
Может выступать признаком и область применения моделей. Возможно,
модели строятся для изучения физико-химических свойств, биологических,
генных процессов, происходящих в оригинале, возможно — социальноэкономических процессов. Спектр областей применения столь широк, что на
этом не стоит останавливаться, но отметим, что данная классификация также
порождает много «имен», а объединение двух рассмотренных признаков — к
составным именам. Например, под экономико-математической моделью
понимается математическое описание (способ моделирования) экономического
процесса или объекта (область применения), произведенное в целях их
исследования и управления (цель моделирования также иногда добавляется к
названию модели).
В зависимости от учета фактора времени в модели, последние делятся на
статические (описывается состояние системы в определенный момент, все
элементы и зависимости модели отнесены к одному периоду времени) и
динамические (описывается развитие системы во времени). А то, как отражено
время в модели, делит их на непрерывные и дискретные. В последнем случае
время квантовано, т. е. представлено множеством значений с некоторым лагом.
По характеру отражения причинно-следственных связей различают
детерминированные и стохастические модели. В детерминированных моделях
имеют место функциональные связи и все жестко определено, а стохастические
допускают наличие случайных воздействий на изучаемый объект.
Степень понимания причинно-следственных связей в изучаемом объекте
также может служить признаком классификации. Когда известно, «чтó» влияет
на объект исследования и «чтó» является результатом его функционирования, и
при этом исследуется лишь форма связи между входом и выходом (не
углубляясь в детали, почему она такая), говорят о модели черного ящика. При
дальнейших исследованиях и детализации этой модели, (образно) ящик
начинает «сереть», проходя различные оттенки цветовой гаммы от черного к
белому. Когда станет понятным как, что и почему происходит в реальном
объекте, как входы преобразуются в выходы, черный ящик станет белым. И это
будет очень детальная модель. Хотя в дальнейшем может оказаться, что «ящик
не совсем белый, а светло-светло-серый», и целесообразно дальше продолжить
исследования, чтобы углубить и детализировать знания о моделируемом
объекте.
Для всесторонности обзора следует отметить еще два признака
классификации моделей. Первый из них — общее целевое назначение — делит
модели на теоретико-аналитические, которые используются при изучении
общих свойств и закономерностей, в частности, социально-экономических
процессов,
и
прикладные,
используемые
при
решении
конкретных
практических задач (например, при оценивании, анализе и прогнозировании
параметров
функционирования
конкретных
объектов
и
при
принятии
управленческих решений). Другой признак классификации — по масштабу или
величине
изучаемого
объекта
—
делит
модели
на
макро-
и
микроэкономические модели. Считается, что макроэкономические модели
описывают экономику государства как единого целого, связывая между собой
укрупненные (агрегированные) материально-вещественные и финансовые
показатели (национальный доход, ВВП и ВНП, совокупный спрос и совокупное
потребление,
инвестиции,
занятость,
процентную
ставку
и
т.п.).
Микроэкономические модели описывают взаимодействие структурных и
функциональных составляющих экономики либо поведение отдельной такой
составляющей (отрасли, региона, фирмы, потребителя и т. п.). Однако такое
деление условно и, скорее всего, скоро претерпит существенную корректировку
в связи с процессами интеграции, создания холдинговых структур и другими
характерными особенностями времени, в котором мы живем. Макро-, мезо- и
микроуровень как-то перераспределятся, а может быть появятся и новые
градации.
Справедливости
ради
надо
сказать,
что
перечень
признаков
классификации моделей может быть как расширен, так и детализирован в
рамках вышеназванных. Однако здесь не ставится цель рассмотреть все
возможные варианты. Важно лишь, вспомнив все многообразие моделей,
оценить области, в которых выводы по результатам моделирования будут
достоверными и адекватными. Хотя, как уже отмечалось, адекватность модели
в какой-то мере понятие условное, ибо полного соответствия модели реальному
объекту быть не может. И говорят об адекватности или соответствии только по
тем свойствам, которые считаются существенными для исследования и
отражены в модели.
Добавим, что применительно к сложным системам моделирование можно
использовать последовательно: сначала, чтобы описать и изучить реальные
взаимосвязи и процессы в системе (такие модели, кстати, называются
дескриптивными или моделями «is to is» — как есть), затем — чтобы создать
«идеал» системы (нормативную модель или «is to be» — как должно быть) и
определить путь перехода от существующего положения вещей к желанному.
(Вот и еще один признак классификации моделей.)
Моделирование всегда начинается с формулирования цели исследования
и постановки задачи в вербальном виде, затем следует структурирование
предметной области и, после выбора средств и инструментов моделирования,
непосредственно
формализация
и
построение
моделей,
проверка
их
адекватности.
Проблемы и задачи, подвергающиеся системному исследованию, как
правило, относятся к плохо структурируемым, что не позволяет использовать в
полной мере арсенал методов математического моделирования. Поэтому чаще
всего, в системном исследовании строятся модели черного ящика, модели
состава, модели структуры, кибернетические модели, системные диаграммы,
имитационные модели структурной динамики. Со всеми из них Вы подробно
ознакомитесь при изучении дисциплины «Системный анализ в экономике»,
дополнив полученные в рамках других дисциплин знания по вопросам
моделирования.
В силу того, что ключевая особенность социально-экономических систем
состоит
в
чрезвычайной
роли
в
их
функционировании
и
развитии
человеческого фактора, невозможно обойти вниманием модели поведения
человека и обществ. Этому посвящена пятая тема «Модели поведения
человека и обществ».
Любая
ЭС
создается
для
реализации
интересов
различных
заинтересованных сторон и выступает интегратором социально-экономических
интересов индивидов и общества. Интеграция во времени связана с
накоплением «памяти» системы, формированием традиций, накоплением
знаний и приобретением опыта, которые в совокупности образуют культуру
ЭС, а последняя в свою очередь накладывает отпечаток на все аспекты ее
деятельности: технологии, стиль управления, особенности взаимоотношений с
деловыми партнерами, социальный климат и т. д. Именно интеграция во
времени обуславливает уникальность каждой ЭС и, по сути, формирование
ментальных моделей коллективного разума в дополнение к ментальным
моделям
индивидов.
Интеграция
взаимодействии/взаимовлиянии
ЭС
в
пространстве
и
среды
ее
реализуется
во
функционирования.
Рассматриваемая в контексте отношений ЭС с другими субъектами, интеграция
в пространстве определяет специфичные условия ее функционирования.
Существование ЭС предопределяется соответствующими потребностями
внешней среды (т.н. потребителей). Взаимодействуя с внешней средой,
экономическая система не может успешно развиваться, не учитывая и не
согласовывая разнообразные интересы всех сторон.
Участвуя тем или иным образом в деятельности ЭС, каждый индивид
руководствуется личными интересами. В то же время, ЭС, как целостное
образование, имеет собственные интересы, которые не следует отождествлять с
интересами кого-либо из индивидов. Траектория развития ЭС определяется
суммарным
вектором
интересов
и
возможностей
влияния
всех
заинтересованных сторон.
Развитие (изменение) социосистем во времени есть результат развития
образующих
их
индивидов.
Поэтому
прежде,
чем
приступать
к
проектированию структуры будущей системы или к анализу структуры
существующей системы, полезно обратиться к человеку как основному
элементу системы, к тому же представляющему собой также сложную и пока
еще недостаточно изученную систему.
Поэтому в рамках этой темы изучаются факторы, определяющие
поведение людей, строится модель поведения человека, рассматривается
процесс формирования ментальных моделей индивида. Кроме того, изучаются
формальные и неформальные институты, определяющие жизнь общества, а
также исследуется взаимовлияние системы и личности. Вводятся понятия
системного архетипа и системного паттерна, личностного архетипа и
личностного паттерна. Изучаются основные архетипы и паттерны в жизни
современного общества. Такое внимание людям, мотивам их поведения,
ментальным моделям, институтам и, как следствие, взаимоотношениям и
взаимодействиям в экономической системе обусловлено осознанием сущности
экономической системы, того, что влияет на ее конкурентоспособность и
истинного назначения менеджмента. Экономическая система ─ в первую
очередь, объединение людей и их творение. И от того, как люди научились
взаимодействовать вместе и насколько прочно их объединение, зависит ее
будущее. Несмотря на то, что у каждой ЭС своя специфика, свои возможности,
свои преимущества и свои трудности, первопричина того, каким будет ее
жизненный путь лежит в плоскости человеческих отношений и того, что их
определяет: мораль, культура, духовные ценности, стереотипы и эго. Вопрос
только в том: «как» и «чем» объединить людей, чтобы ЭС была эффективна
благодаря участию каждого, чтобы она обладала нужными качествами? Рецепт
успеха замешан на особых принципах построения отношений и общности
интересов. Они обеспечивают жизнеспособность ЭС, и создают условия для
повышения ее эффективности.
Выстраивая систему и механизмы ее постоянного изменения нужно
избежать ее распада, предотвратить неподконтрольное разрушение связей и
информационных каналов. Но распад ─ всегда только следствие. Предпосылки
и условия обусловлены отсутствием единого культурно-информационного
пространства, которое и организует людей экономической системы в одно
целое. Все это справедливо для любой ЭС, «Что» бы она собой не представляла
и в каких бы условиях не функционировала. Миссия, видение, цели,
организация
деятельности,
социальные
менеджмент
определяются
требованиями
и
экономические
жизни
и
отношения,
взаимообусловлены.
Согласуя между собой организационные, технические и экономические
механизмы, различные «инструменты» повышения эффективности ЭС, а также
должным образом выстраивая в системе механизмы мотивации людей, можно
обеспечить ее здоровую внутреннюю среду.
Наконец, в рамках шестой и последней темы «Управление с системных
позиций» изучаются вопросы управления с системных позиций и его
информационной поддержки.
Системный подход к постановке и решению задач управления всегда
подразумевает рассмотрение управляемой системы во всей сложности,
изучение внутренних взаимосвязей между элементами системы и внешних
взаимосвязей
системы
с
внешней
средой.
Обязательно
учитывается
неопределенность поведения каждого элемента системы и системы в целом.
Задача состоит в том, чтобы сформировать управление, которое ведет к
достижению поставленных целей и обеспечивает движение к этим целям по
наиболее выгодному пути в условиях «наложенных» на систему ограничений.
Управление предполагает согласование целей системных элементов с
целями всей экономической системы, которое учитывает природу элементов.
Управление призвано создавать конкурентные преимущества, непрерывно
учитывая ситуацию, в которой осуществляется деятельность ЭС, гибко
адаптируя ее к изменению внешних условий хозяйствования и непрерывно
улучшая при выявлении соответствующих возможностей. Все это требует
принятия своевременных и обоснованных решений.
Однако
фундаментальное
назначение
управления
–
создать
экономическую систему, обладающую нужными свойствами и, как следствие,
способную генерировать конкурентные преимущества. А затем с системных
позиций непрерывно совершенствовать ее, снижая вариабельность процессов,
сокращая время на получение нужного результата и искореняя потери. Именно
поэтому следует сконцентрироваться не только и не столько на конкретных
решениях, принимаемых в конкретный момент времени в конкретной ситуации,
сколько на организации самой системы.
Важную для управления роль играет не только действующий порядок
принятия управленческих решений, но и то, как в экономической системе
собирается, обрабатывается и распространяется информация, как организуется
взаимодействие
людей.
Поэтому
важно
видеть
взаимообусловленность
менеджмента,
экономики и социума
ОС
и ключевую роль в этом
информирования.
Условия жизнеспособности ЭС, логика управления (а также функции
менеджмента), организация систем информационной поддержки управления
(СИПУ) связаны неразрывно. Системы сбора, обработки и обобщения
информации для целей управления должны быть производными от идеологии и
реальных задач менеджмента. Только тогда выгода от них будет превышать
затраты на их создание и поддержку. Поэтому к вопросу, какая информация
действительно нужна менеджменту, надо подойти очень серьезно. Важно
понять, для каких целей полезно выделять, аккумулировать и обобщать ту или
иную информацию. Ибо не стоит осуществлять ее сбор и обработку, если она
не нужна для управления или руководство не понимает, каким образом эту
информацию
можно
трансформировать
в
управленческие
решения,
повышающие жизнеспособность ЭС. Таким образом, во главу угла должна
быть поставлена жизнеспособность ЭС, а затем обозначены требования
менеджмента к СИПУ.
Большое внимание мы уделим логике системного управления и
реализации
принципа
ведущего
звена,
используя
различные
модели
управленческого цикла. Управление начинается с формулирования цели(ей),
для достижения которой(ых) ставятся подлежащие решению задачи. Далее
рассматривается
выбирается
множество
альтернативных
критерий сравнения
альтернатив
вариантов
решения
и выявляется
задач,
множество
ограничивающих условий (факторов). Затем, после выбора оптимальной
альтернативы (лучшей из реально возможных с точки зрения предпочтенного
критерия), осуществляется планирование. Выбранный вариант детально
просчитывается для получения плановых уровней целевых показателей,
которые могут быть достигнуты при должном претворении планов в реальной
жизни. По мере фактической реализации выбранного варианта, осуществляется
контроль достижения целевых показателей и на основе выявленных отклонений
фактических показателей от планируемых (после их изучения) принимаются
регулирующие решения. Причем корректировки могут быть различными,
начиная от корректировок текущих действий, корректировок плановой
программы действий и вплоть до корректировок самих целей.
Каждый шаг управленческого цикла вносит свой незаменимый вклад в
успех управления и не может быть пропущен. В противном случае управления
просто нет, есть его отдельные элементы. При всей очевидности этого, на
практике мы часто наблюдаем отсутствие важных составляющих управления.
Наша задача – научиться идентифицировать подобные ситуации, когда «форма
осталась, а содержание потерялось».
В рамках этой темы обсуждаются и вопросы формирования эффективной
оргструктуры, хотя большая часть этого материала должна быть изучена
самостоятельно. Мы уделим внимание в большей мере сущности и роли
организационной структуры системы в ее функционировании и развитии, а не
конкретным видам оргструктур.
Вопросы системного управления раскрываются с использованием
различных вариантов кибернетической модели, алгоритмического описания
целесообразной деятельности, модели управленческого цикла ШухартаДеминга (P-D-C/S-A).
Задача системного аналитика, переосмысливая все способы и приемы
управления, объединить их в единый инструментарий. Только преодолевая
хаотичность и разрозненность применяемых инструментов управления, уходя
от
решений
—
реакций
на
текущие
проблемы
к
превентивному
совершенствованию системы, обеспечивая сбалансированное развитие всех ее
компонент, активируя и наращивая потенциал для будущего развития,
удовлетворяя потребности индивидов, участвующих в ее деятельности, и
соответствуя требованиям внешней среды, можно обеспечить непрерывность и
успешность существования системы.
В заключение, еще раз хочу обратить внимание на то, что дисциплина
«Системный анализ в экономике» не дает готовых решений существующих
социально-экономических проблем и однозначные ответы на жизненные
вопросы. Она вооружает инструментарием поиска наилучшего решения этих
проблем, формирует логику создания экономической системы, обладающей
заданными полезными эмерджентными свойствами и не допускающей
возникновения «вредных» эмерджентных свойств, создает платформу для
междисциплинарного обобщения знаний и практического опыта на всем
жизненном пути. Более того, она учит тому, что никакие формальные схемы не
спасают ЭС от неудач, если только они не погружены в некую благоприятную
неформальную среду идей, стремлений и мотивов поведения людей. Именно
эта среда определяет все и, в первую очередь, качество самой экономической
системы.
Таким образом, выполнив всю программу дисциплины «Системный
анализ в экономике» Вы научитесь переосмысливать с системных позиций,
творчески, не ограничиваясь в «поисках истины» общепринятыми канонами,
жизненный опыт и приобретаемые знания, сформируете целостное восприятие
социально-экономических процессов и понимание механизмов генерации
эмерджентных свойств социально-экономических систем.
Желаю увлекательного процесса изучения дисциплины «Системный
анализ в экономике»!
С.Е. Щепетова