Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Роль экономического анализа в управлении предприятием

  • 👀 555 просмотров
  • 📌 486 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Роль экономического анализа в управлении предприятием
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Роль экономического анализа в управлении предприятием» doc
"Утверждаю" "Утверждаю" Председатель ПМК №3 «Бухгалтерский учет анализ и аудит» доцент каф., к.э.н., доцент Е. Трунова « » __________ 201_ г. ЛЕКЦИЯ по дисциплине «Экономический анализ» Тема № 1. Роль экономического анализа в управлении Занятие № 1. Роль экономического анализа в управлении предприятием Время: 2 часа. Рассмотрено на заседании ПМК № 3 «Бухгалтерский учет» Протокол №_________ от «_____»_______________201 г. Введение Переход к рыночной экономике требует от предприятий по­вышения эффективности производства, конкурентоспособнос­ти продукции и услуг на основе внедрения достижений науч­но-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственнос­ти, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие реше­ния, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оценивают­ся результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер должны хорошо владеть современными методами экономичес­ких исследований, методикой комплексного экономи­ческого анализа, уметь использовать системный подход при анализе результатов хозяйственной деятельности. Это в полной мере относится к офицеру финансовой специальности. В практической деятельности Вооруженных Сил довольно широко используется военно-экономический анализ, однако выполнение задач армией и флотом в условиях рыночных отношений требует расширения сферы военно-экономической аналитической деятельности. Владение навыками военно-экономического анализа позволяет офицеру финансово-экономической службы экономически обосновывать тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, выбирать наиболее экономичные варианты при решении задач тылового обеспечения и организации боевой подготовки, эффективно проводить торги по закупке материальных средств (товаров и услуг) для государственных нужд, совершенствовать механизм финансово-экономического обеспечения военного строительства и реформы Вооруженных Сил. Назначением дисциплины «Экономический анализ» является формирование знаний и умений по проведению экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий, способности принимать управленческие решения по расходованию финансовых и материальных ресурсов на основе применения научного инструментария экономического анализа. Цель изучения – приобретение Вами навыков, необходимых для проведения военно-экономической аналитической деятельности (ВЭАД), в т.ч. при выполнении обязанностей по должности помощника командира воинской части по финансово-экономической работе (главного бухгалтера). Изучение дисциплины «Экономический анализ» основывается на системе научных методов, включающих всеобщий метод познания (диалектика), общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, абстракция и др.), специальные методы. Экономический анализ связан и базируется, в первую очередь, на таких дисциплинах, как «Экономическая теория», «Математика», «Эконометрика», «Бухгалтерский учёт», «Статистика», «Экономика организаций (предприятий)» и предшествует изучению Вами военно-специальных дисциплин. Существенный вклад в развитие теории и практики экономического анализа внесли такие современные российские учёные, как Баканов М.И., Шеремет А.Д., Ковалёв В.В., Ефимова О.В., Палий В.Ф., Барнгольц С.Б., Сайфулин Р.С. и многие другие. Проблемы в области экономического анализа сегодня рассматриваются на страницах многих российских периодических изданий, таких как журналы «Финансы», «Бухгалтерский учёт», «Экономический анализ: теория и практика», «Прогнозирование» и др. Разработке методологии военно-экономического анализа посвящены научные труды Викулова С.Ф., Жукова Г.П. Курс экономического анализа рассчитан на изучение в течение 6 семестра и включает 180 часов учебного времени, из них: • лекции – 34 ч.; • семинарские занятия – 10 ч.; • практические занятия – 44 ч.; • контрольная работа – 8 ч.; • самостоятельная работа – 48 ч. В конце семестра предусмотрен экзамен. На изучение темы № 1 отводится 6 часов учебного времени: сегодняшняя лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, практическое занятие -2 часа. Структурно-логическая схема настоящего занятия 1-й вопрос 2-й вопрос 3-й вопрос 1. Предмет, метод и задачи экономического анализа Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внут­ренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоре­чивом единстве с понятием «синтез» (от греч. - sinthesis) - соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое. Диалектический тандем «анализ-си­нтез» понимается как синоним всякого научного исследования. В любой отрасли научных знаний, в любой сфере человеческой деятельности (политической, межнациональной, обществен­ной, социальной, экологической, культурно-бытовой и др.) обойтись без анализа - синтеза невозможно. Но особое значение анализ и синтез приобрели в экономи­ке, являющейся, основой всего сущего на планете. Анализ-синтез как суть, как содержание и форма челове­ческого мышления комплексно изучается во множественном измерении и многими науками. Но анализ экономики, анализ хозяйственной деятельности и ее конечных результатов - область исключительно экономического анализа. Экономический анализ - специальная отрасль знаний, ста­новление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них - практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, коммерциализация экономических отношений, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих финансовое состояние и конеч­ные финансовые результаты предприятия, - все это требования, обуслов­ливающие необходимость последующих, текущих и перспек­тивных аналитических разработок. Второе условие связано с развитием самой науки в целом и ее отдельных отраслей. По мере развития науки происходила и дифференциация ее отраслей. Экономический анализ сфор­мировался в результате дифференциации общественных наук. Прежде отдельные формы экономического анализа были при­сущи преимущественно учетным наукам: балансоведению, бух­галтерскому учету, статистике. Но по мере углубления эконо­мической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний, по­скольку учетные дисциплины уже не способны были ответить на все требования практики. Экономический анализ как наука представляет собой систе­му специальных знаний, связанную: а) с исследованием экономических процессов в их взаимо­связи, складывающихся под воздействием объективных эконо­мических законов и факторов субъективного порядка; б) с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения; в) с выявлением положительных и отрицательных факто­ров и количественным измерением их воздействия на экономические показатели; г) с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйст­венных резервов; д) с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений. Как видите, области исследования экономического анализа часто пересекаются с областями исследования других экономических наук. Это указывает на их взаимосвязь (рис. 1). Рис. 1. Взаимосвязь экономических наук Экономический анализ комплексно использует данные, а в ряде случаев способы и приёмы исследования, присущие статистике, планированию, бухгалтерскому учёту, математике и другим непосредственно связанным с ним наукам. Предмет экономического анализа Предметом той или иной науки следует считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук. Например, в медицине объектом изучения является человек. Предметом же исследования отдельных медицинских наук служат органы, части человека, их функции и взаимодействия. То же самое наблюдается и в экономике. Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и микро- экономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Чтобы выделить те отношения в этом объекте, которые относятся только к анализу, нужно исходить из сущно­сти процессов хозяйственной деятельности. Процесс - это причинно-обусловленное течение событий, смена явлений, состояния объекта в соответствии с намеченной целью или результатом. Результаты экономических процессов планируются и прогнозируются на будущее в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического формирования и затем анализируются. Но результаты хозяйственной деятельности как следствия процессов являются не предметом экономического анализа, а объектами. Экономический анализ направлен на познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения. Это позволяет сформулировать предмет изучения экономического анализа. Следует отметить, что в специальной литературе по экономическому анализу можно встретить десятки разных его формулировок и до сих пор окончательная точка в определении предмета ЭА еще не поставлена. По мнению Баканова М.И., Шеремета А.Д. под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, и их подразделений, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации (рис. 2). Рис. 2. Предмет экономического анализа Савицкая Г.В. под предметом экономического анализа понимает причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Как видно из определений, посредством экономического анализа исследуются: 1. Результативные социально-экономические и производственно-финансовые показатели хозяйственной деятельности предприятия. 2. Влияние объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов на изменение этих показателей. 3. Система экономической информации. Анализ результативных показателей в динамике позволяет оценить эффективность различных направлений деятельности предприятия. Методы экономического анализа позволяют выявить влияние внешних факторов на результативные показатели. Например, влияние фактора изменения цен на сырье, материалы, от которого зависят показатели валовой, товарной и реализованной продукции, показатели себестоимости и прибыли, исключается путем индексных пересчетов. Воздействие внутренних факторов на конечные результаты проявляется в умелом руководстве производственным коллективом, правильной организацией производства, экономики, финансов и др. Рационально организованный и регулируемый информационный поток служит надежной базой для экономического анализа, и следовательно, для принятия оптимальных управленческих решений. Для Вас, будущих специалистов финансово-экономической службы, особый интерес представляет вопрос о предмете военно-экономического анализа. Предметом военно-экономического анализа являются специфические экономические отношения, возникающие по поводу поиска наиболее эффективных путей использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для выполнения задач, стоящих перед военной системой государства. Военно-экономический анализ изучает методы обоснования планов мероприятий по обеспечению боевой готовности войск (с учетом затрат на их проведение) и достигаемого результата (эффекта). При этом предполагается обязательное совместное рассмотрение военной и экономической сторон деятельности. Становление рыночных отношений и сложная финансово-экономическая ситуация в стране привели к активизации аналитической деятельности и появлению в Министерстве обороны специализированных структур, предназначенных для профессиональной военно-экономической работы. С этой целью созданы экономические отделения (группы) видов Вооруженных Сил, округов (флотов). Практически во всех военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны началось изучение военно-экономических дисциплин. Принципы эффективности, являющиеся основополагающими для военно-экономического анализа, в настоящее время закреплены в ряде нормативных актов. Так, введенный в действие с 1 января 2000 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит специальную статью, в которой следующим образом декларируется принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств: “… уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетного объема средств”. Метод экономического анализа Метод экономического анализа предполагает использование диалектического подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Диалектичность подхода к изучению хозяйственных процессов проявляется в том, что законы диалектики (переход количества в качество и появление нового качества, отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей, отмирание старого и появление нового, более прогрессивного и др.) находят свое применение в исследовании хозяйственных процессов предприятия. Это позволяет выделить характерные черты метода комплексного экономического анализа (рис. 3). Рис. 3. Характерные черты метода экономического анализа Одна из характерных черт метода АХД – необходимость постоянных сравнений. Сравнения очень широко применяются в АХД. Фактические результаты деятельности сравниваются с результатами прошлых лет, достижениями других предприятий, плановыми показателями, среднеотраслевыми и т.д. Материалистическая диалектика учит, что каждый процесс, каждое явление надо рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Отсюда вытекает необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса. Это тоже одна из характерных черт АХД. Например, НТП оказывает положительный результат на рост производительности труда, повышение уровня рентабельности и другие показатели, но при этом надо учитывать и его отрицательные черты, такие, как загрязнение окружающей среды, развитие в связи с этим различных заболеваний и др. Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятий должно проводится с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями. Объем выпуска промышленной продукции (Q) зависит, например, от трех групп факторов, связанных с использованием рабочей силы, средств труда, предметов труда. Каждая группа подразделяется на составные элементы. Так, факторы, связанные с использованием рабочей силы подразделяются на количественные и качественные. К количественным относятся численность рабочих (T), к качественным – производительность их труда (выработка на одного рабочего - W). Их взаимосвязь выражает модель: , где Q – объем продукции в стоимостном выражении; - среднегодовая численность рабочих, чел.; - средняя выработка на одного рабочего в год (среднегодовая) выработка, руб./чел. Средняя выработка на одного рабочего в год (среднегодовая выработка) зависит, в свою очередь, от среднего количества дней, отработанных одним рабочим за год (КД1), средней продолжительности рабочего дня (), средней выработки за один отработанный человеко-час (среднечасовой выработки рабочего). Логическая взаимосвязь и взаимозависимость перечисленных показателей может быть выражена рабочей формулой: Каждый из перечисленных показателей также зависит от целого ряда причин. Среднее число дней, отработанных одним рабочим в год, зависит, например, от предоставления дополнительных отпусков, неявок по болезни, командировок, целодневных простоев по вине предприятия, прогулов и т.д. Получается, следовательно, определенная цепь зависимости одного показателя от другого, где каждый фактор имеет свое значение. Исключение того или иного фактора из орбиты внимания аналитика, а иногда нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически не состоятельным. Приведенный выше перечень факторов, влияющих на объем промышленного производства, говорит о том, что нельзя экономические понятия, хозяйственные показатели брать изолированно, т.к. все они между собой связаны. Однако это обстоятельство вовсе не исключает возможности и необходимости их логического обособления в процессе экономических расчетов. Весьма распространенным методическим приемом в экономическом анализе является определение степени влияния данного фактора на изменение результативного показателя, когда остальные факторы считаются неизменными. Эти условия учитывает метод элиминирования. Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен обеспечить количественное измерение влияния факторов на результаты деятельности. Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методом индукции и дедукции. Способ исследования причинных связей с помощью логической индукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных факторов к обобщениям, от причин к результатам. Дедукция – это такой способ, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов к причинам. Индуктивный метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным. Использование диалектического метода в АХД означает, что каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одной его характерной чертой. Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез. Важной методологической чертой АХД является разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, метод экономического анализа представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения социально-экономической эффективности производства. Содержание и задачи экономического анализа Содержание экономического анализа предопределяется объектами исследования, а также делением бухгалтерского учета в современной рыночной экономике на две большие отрасли: финансовый учет и управленческий учет. Общая схема содержания экономического анализа представлена на рис. 4. Рис. 4. Общая схема содержания экономического анализа. Совокупности аналитических процедур на уровне макро- и микроэкономики называются соответственно макроэкономическим и микроэкономическим (на уровне предприятия) анализом. Микроэкономический анализ с точки зрения анализа экономики предприятия представлен анализом хозяйственной деятельности предприятия (доминанта денежного измерителя в конструировании ключевых критериев и показателей) и технико-экономическим анализом (критерии и показатели не обязательно в стоимостной оценке). Значением, содержанием и предметом экономического ана­лиза определяются и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести: 1) повышение научно-эко­номической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки); 2) объективное и всестороннее ис­следование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормати­вов (по данным учета и отчетности); 3) определение экономи­ческой эффективности использования трудовых, материаль­ных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности); 4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (в его полной и незавершенной форме); 5) выявление и количественное измерение внутренних резервов (на всех стадиях производст­венного процесса); 6) обоснование оптимальности управленчес­ких решений (на всех уровнях управления). Первая задача - повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов достигается, в пер­вую очередь, осуществлением обстоятельного ретроспективно­го анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказы­вали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Особое внимание обращается на анализ хозяй­ственной деятельности за текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обоб­щенном виде используются в плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ завершается перспек­тивным (прогнозным) анализом, который дает прямой выход на планово-предположительные показатели. Во всех случаях используются методы сравнительного ана­лиза конечных производственно-финансовых результатов, по­казателей социально-экономической эффективности передовых предприятий и организаций (отечественных и зарубежных). Таким образом, бизнес-планы обстоятельно обосновываются необходимыми экономическими расчетами. Вторая задача - объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планом нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг. На промышленных предприятиях, например, в процессе анализа тщательно исследуется выполнение производственной программы по объему, ассортименту и структуре продукции, ее сортности, комплектности и качеству, ритмичности производства и реализации продукции. Третья задача - определение экономической эффективно­сти использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях, например, в этом плане отдельно исследуется эффективность использования средств и предметов труда (зданий и сооружений, технологи­ческого оборудования, инструментов, сырья и материалов); рабочей силы (по численности и профессиональному составу работников, основному, вспомогательному, обслуживающему и управленческому персоналу, производительности труда и т.д.); финансовых ресурсов, взятых как в их совокупности (собственных и заемных средств), так и отдельно (прибыли, фондов различного назначения и др.) Четвертая задача экономического анализа - контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов. Вся производственная деятельность предприятий и их фи­нансовые результаты зависят, прежде всего, от соблюдения принципов коммерческого расчета. Выражая производствен­ные отношения, он в полной мере отвечает требованиям скла­дывающихся рыночных отношений и является инструментом реализации экономических принципов: - материальной заинтересованности, которая обеспечивает необходимое соче­тание интересов предприятия и коллектива; - распределения по труду в зависимости от вклада участников в создание общественного продукта; - экономической и юридической самостоятельности предприятия; - ответственностью предприятия перед государством по своим обязательствам; - самоокупаемостью затрат на производство и реализацию продукции; - эффективностью использования ресурсов и др. Пятая задача экономического анализа - выявление и изме­рение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса. В процессе экономического анализа выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного исполь­зования отечественного и зарубежного передового опыта. Критическая оценка самих плановых разработок также может указать на возможность их перевыполнения. Шестая задача экономического анализа состоит в обосновании и испытании (проверке) оптимальности управленческих решений. Успех хозяйственной деятельности на всех ступенях управленческой иерархии непосредственно зависит от уровня руководства, от своевременности принимаемых управленческих решений. Принять правильное управленческое решение, вы­явить его рациональность и эффективность можно лишь на основе предварительного экономического анализа. Задачи экономического анализа, конечно, не исчерпывают­ся приведенным выше перечнем. Многогранность и многова­риантность хозяйственных ситуаций ставят перед ним многие задачи автономного характера. И их можно решить с исполь­зованием общих и частных аналитических методик. Основными задачами военно-экономического анализа по обосно­ванию мероприятий в области обеспечения военной безопасности государства являются: - обоснование планов боевой подготовки частей и соединении, а также оценка и анализ затрат на проведение войсковых учений; - выбор и обоснование оптимальной системы ремонта и техни­ческого обслуживания военной техники в войсках; - обоснование норм содержания и расхода запасов ресурсов; - оценка военно-экономической целесообразности усовершен­ствования образцов военной техники; - выбор оптимальной схемы транспортирования воинских гру­зов; - обоснование перспектив развития отдельных образцов военной техники и систем вооружения в целом; - определение объемов потребных ассигнований на разработку, производство и обеспечение эксплуатации военной техники; - анализ живучести военной экономики; - анализ реализуемости перспективных планов развития воору­жения и военной техники с учетом экономических возможностей. Вывод по первому вопросу. Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как самостоятельной науки обусловлено практической потребностью, а также в результате дифференциации общественных наук. Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы предприятий (объединений), социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. Важной особенностью метода экономического анализа является диалектичность подхода к изучению хозяйственных процессов. 2. Сущность комплексного экономического анализа, его значение и место в управлении предприятием Экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики все более приобретает характер системного анализа. Системность как понятие кибернетического порядка базируется на изучении объектов как сложных систем, которые состоят из отдельных элементов с многочис­ленными внутренними и внешними связями. Системный подход позволяет глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта. Системность анализа органически связана с его комплексностью. Системность - понятие более емкое, чем комплексность, и поэтому последнюю можно рассматривать важной составляющей системного анализа. При проведении системного анализа вы­деляют, как правило, шесть этапов. Рассмотрим содержание этих этапов применительно к экономическому анализу хозяй­ственной деятельности предприятия. На первом этапе объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функци­онирования. Целью работы предприятия является рентабельность, т. е. по возможности наибольший финансовый результат за рассматриваемый период времени. Условия функционирования предприятия определяются системой долговременных экономических нормативов налогообложения и внешнеэкономическими связями предприятия, т. е. рынком финансирования, рынком купли и рынком продажи. Для проведения системного экономического анализа необходима разработка качественных характеристик экономики предприятия - системы синтетических и аналитических пока­зателей. Отбор показателей, характеризующих производствен­ную деятельность предприятия, осуществляется на втором этапе анализа. На третьем этапе проведения системного экономического анализа составляется общая блок-схема комплексного экономического анализа, классифицируются факторы и показатели, формализуются связи между ними. На четвертом этапе системного анализа хозяйственной деятельности определяются все основные взаимосвязи и факторы, дающие количественные характеристики. На пятом этапе строится модель системы на основе ин­формации, полученной на предыдущих этапах. В нее вводят конкретные данные о работе какого-либо предприятия и полу­чают параметры модели в числовом выражении. Завершающий шестой этап анализа - работа с моделью. Этот этап включает в себя объективную оценку результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление резервов для повышения эффективности производства. Таким образом, комплексный экономический анализ имеет важное практическое значение и представляет собой совокупность аналитических процедур, позволяющих сделать всестороннюю оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с заданной целевой функцией в рамках обоснования решений оперативного, тактического и/или стратегического характера. Подобный анализ не сводится к обязательному использованию лишь стоимостных оценок: главное – комплексность, широта охвата аналитическими процедурами и оценками всех сторон деятельности предприятия. Здесь важно отметить, что хотя предметом экономического анализа непосредственно не является техническая сторона производства, однако экономические показатели изучаются в тесном взаимодействии с техникой и технологией производства, его организацией. Технический прогресс ведет к росту производительности труда и снижению себестоимости продукции. Он стимулируется потребностями экономического развития: развитие техники прогрессивно тогда, когда оно экономически эффективно. Методика комплексного экономического анализа для целей управления должна содержать следующие составные элементы: • определение целей и задач экономического анализа; • совокупность показателей для достижения целей и задач; • схему и последовательность проведения анализа; • периодичность и сроки проведения анализа; • способы получения информации и ее обработки; • способы и методы анализа экономической информации; • перечень организационных этапов проведения анализа и распределение обязанностей между службами предприятия при проведении комплексного анализа; • систему организационной и вычислительной техники, необходимой для анализа; • порядок оформления результатов анализа и их оценку; • оценку трудоемкости аналитических работ, подсчет экономического эффекта от проведенного анализа. Значение и место комплексного экономического анализа в управлении предприятием На современном этапе реформирования экономики страны одной из основных задач является дальнейшее совершенствование управления предприятиями. Методологической основой при этом должна служить научная теория управления, отличающаяся многосложностью функций и элементов. В системе управления выделяются управляющая и управляемая системы: под управляющей системой понимается совокупность органов, средств, инструментов и методов управления; под управляемой системой чаще всего понимают производственный процесс. Управляющая и управляемая системы взаимосвязаны и представляют собой замкнутый контур управления. Известно, что системы управления состоит из следующих основных функций: планирование, организация, контроль, регулирование и обеспечивающих: учет и экономический анализ (рис. 5). Рис. 5. Экономический анализ в системе управления предприятием Как видно, экономический анализ в процессе управления выступает как элемент обратной связи между управляющей и управляемой системами. Экономический анализ выполняет сопутствующую, обслуживающую функцию в процессе принятия решения, являясь методом исследования управляемой системы. Без качественного осуществления обратной связи в процессе управления, которая достигается путем проведения экономического анализа, нельзя добиться полной эффективности системы управления предприятием. Таким образом, экономический анализ является инструментом подготовки и обоснования управленческого решения. Вывод по второму вопросу. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия является важной составляющей системного анализа и одним из важных слагаемых в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений. 3. Система показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существую­щих связей между экономическими явлениями, которые они описывают. Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она не была, без учета их взаимосвязи, соподчиненности, не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе. Схема формирования основных показателей в системе комплексного экономического анализа представлена на рис.6 Рис. 6. Схема формирования системы обобщающих экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия В основе всех экономи­ческих показателей хозяйственной деятельности предприятий лежат показатели 1 блока, характеризующие технико-организационный уровень производства, т.е. совершенство используемой тех­ники, прогрессивность технологических процессов, техничес­кую и энергетическую вооруженность труда, степень концентрации, специализации и кооперирования производства, длительность производственного цикла и ритмичность производства, уровень организации производства и управления. На уровень экономических показателей значительное влияние оказывают природные условия. Это обстоятельство играет особо важную роль в таких отраслях экономики, как, например, сельское хозяйство и добывающая промышленность. На формирование экономических показателей оказывают также влияние социальные условия жизни производственных коллек­тивов и уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, организации торговли, рекламы и т.д. От всех этих условий зависит степень использования производствен­ных ресурсов: средств труда, предметов труда и самого труда. Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в обобщающих показателях подсистем 2, 3, 4. Основными показателями подсистемы 2 являются фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация. Наряду с этими показателями большое значение имеют и другие, например, выработка продукции за один машино-час, коэффициент использования наличного оборудования и т.д. От них зависит уровень фондоотдачи. В подсистеме 3 основными показателями являются материалоемкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени. Они тесно связаны с показателями подсистем 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. От экономного использования материалов зависят объем продукции, ее себестоимость, а значит, и сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия. Подсистема 4 включает в себя показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, полноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на рубль заработной платы и др. В пятый блок входят показатели производства и реализации продукции: объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно- натуральном измерении, структура продукции, ее качество, ритмичность производства, объем отгрузки и реализации продукции, остатки готовой продукции на складах. Они очень тесно связаны с показателями всех последующих блоков. Показатели шестого блока – это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции (т.е. её себестоимость), в том числе по элементам, статьям затрат, видам продукции, центрам ответственности, а также затраты на рубль товарной продукции, себестоимость отдельных изделий и др. От уровня себестоимости продукции непосредственно зависят показатели седьмого блока: прибыль предприятия, уровень рентабельности, формируемые на основе объема реализации продукции (выручки). Показатели седьмого блока характеризуют величину вовлеченных в производство ресурсов, т.е. авансируемых для хозяйственной деятельности основных и оборотных фондов. Сопоставление показателей объема продукции (выручки) и величины авансированных основных производственных фондов и оборотных средств характеризует воспроизводство и оборачиваемость производственных фондов, т.е. фондоотдачу основных производственных фондов и оборачиваемость оборотных средств, отраженных в подсистеме 9. Показатели десятого блока характеризуют рентабельность различных направлений деятельности предприятия (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – это отношение прибыли от продаж (Пп) или чистой прибыли (Чп) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп): Rз= Пп/ Зрп; или Rз= Чп/ Зрп Окупаемость инвестиционных проектов определяется отношением полученной или ожидаемой суммы прибыли от проекта к сумме инвестиции в данный проект. Рентабельность (доходность) капитала – отношение балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала () или отдельных его слагаемых: собственного , заемного , основного, оборотного, производственного и т.д.: К последней подсистеме (блок 11) относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств. К этой подсистеме относятся также показатели, которые характеризуют использование прибыли, фондов накопления и потребления, кредитов банков, платежеспособность, кредитоспособность и инвестиционную привлекательность, риск банкротства, зону безубыточности, финансовую устойчивость предприятия и др. Они зависят от показателей всех предыдущих подсистем и в свою очередь оказывают большое влияние на показатели технико-организационного уровня предприятия, объем производства продукции, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов. Таким образом, все показатели хозяйственной деятельности предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать в комплексном экономическом анализе. Рассмотренная система обобщающих показателей соответствует объективной основе их формирования. Так, например, себестоимость единицы продукции можно рассчитать, зная затраты труда, материалов, сырья, сумму амортизации и другие расходы, а также объем производства продукции. Финансовый результат можно определить после реализации продукции путем сравнения суммы выручки с суммой затрат на производство и реализацию продукции и т.д. В рассмотренной последовательности формируются показатели при составлении плана социального и экономического развития предприятия. В такой же последовательности должен проводиться и комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Последовательность комплексного экономического анализа может быть представлена схемой (рис. 7). Рис. 7. Последовательность проведения комплексного экономического анализа Обобщающие показатели каждого блока называются син­тетическими. Например, объем реализованной продукции - синтетический показатель для блока 6, полная себестоимость этой продукции - для блока 7. Синтетический показатель одного блока, являющийся выходом для этого блока подси­стемы, для другого, соподчиненного с ним, будет играть роль входа. Иначе говоря, посредством этих обобщающих показа­телей осуществляется связь между отдельными блоками в си­стеме комплексного экономического анализа. Каждый блок как относитель­но обособленная система формируется в систему аналитичес­ких (частных) показателей, из которых складываются эти обобщающие показатели. Поэтому комплексный экономический анализ не исключает и обратной последовательности анализа – от обобщающих показателей к частным. Главное, чтобы при этом была обеспечена системность, учитывалась взаимосвязь отдельных блоков анализа между собой и достигалось единство результатов анализа по каждому разделу. Вывод по третьему вопросу. Таким образом, все показатели хозяйственном деятельности предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать в комплексном экономическом анализе. Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выпол­нения анализа - от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует объективной основе формирования экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. Заключение На сегодняшнем занятии мы изучили предмет, метод и задачи экономического анализа. Сущность комплексного экономического анализа заключается в системном изучении хозяйственных процессов. В условиях формирования рыночной экономики значительно возрастает роль и значение комплексного экономического анализа на предприятии, т.к. он обеспечивает оптимальные управленческие решения по расходованию ограниченных материальных и финансовых ресурсов. Задание на самоподготовку и указания по его выполнению: внимательно изучить содержание лекции и доработать ее; провести заблаговременную подготовку к семинарскому занятию; в соответствии с заданием к семинару по каждому вопросу подготовить краткие планы выступлений. Сообщение о следующем занятии: тема № 1, занятие № 2 «Роль экономического анализа в управлении предприятием» - семинар. Преподавателю следует выдать заместителям командиров взводов задания к семинару. Указания о материальном обеспечении следующего занятия: рабочие тетради, счетная техника, рекомендованная литература, мультимедиа(при необходимости). Ответы на вопросы курсантов и проверка качества и полноты конспектирования материалов лекции. Разработчик: К.э.н.,доцент Трунова Е.Ю.
«Роль экономического анализа в управлении предприятием» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Михалева Е. П.
Автор(ы) Бабушкина Е. А., Бирюкова О. Ю., Верещагина Л. С.
Смотреть все 98 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot