Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Рынок: общая характеристика

  • 👀 555 просмотров
  • 📌 504 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Рынок: общая характеристика» pdf
Лекция 2. Рынок: общая характеристика Структура рынка Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных элементов (рис. 1), которые не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы и средств производства. Без этих элементов производительных сил, их соединения с помощью капитала не может функционировать производство. Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, где продается продовольствие, одежда, обувь, легковые автомашины и другие предметы потребления. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения в экономике. Рынок рабочей силы Финансовый рынок Рынок средств производства Структура рынка Потребительский рынок Рынок услуг Рынок технологии Рис. 1. Структура рынка Рынок духовных благ Финансовый рынок обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а, следовательно, наиболее перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на денежный рынок (который, в свою очередь, состоит из краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, валюты) и рынок капиталов (средне- и долгосрочные ценные бумаги, синдицированные средне- и долгосрочные банковские кредиты). Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами, их качество и своевременность. Рынок распространяется также и на духовную сферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стимулируя материально их производство. Несомненно, каждый элемент рынка имеет свое самостоятельное значение, но только тесное взаимодействие между ними приводит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства. Экономические субъекты рыночной экономики Рынок, представляет собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимодействие трех главных экономических субъектов: государства, предприятий или фирм и домашних хозяйств. Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки у производителей широкого спектра товаров: средств производства и предметов потребления, товаров общественного, государственного пользования, в том числе вооружения, зданий, машин и ряд других товаров, поступающих в результате закупок в государственную собственность и частично предоставляемых затем населению; рабочей силы, необходимой для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях. В ряде случаев государство закупает или, точнее, оплачивает, научные исследования и разработки, проекты, духовные, культурные ценности, представляющие общественный интерес, попадающие в государственные фонды. В качестве продавца государство продает в основном услуги, оно способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов. Предприятия (фирмы) функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудование. Покупателем продукции и имущества предприятий являются другие предприятия (контрагенты), домашние хозяйства и частично государство (через госзаказы). Приобретают же предприятия на рынке, в первую очередь, рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги. Домашнее хозяйство – это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе и самостоятельно принимающая решения. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, то есть факторы производства, а также отдельные виды товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги. Именно в потреблении состоит основная функция домохозяйств в экономике. Представители домохозяйств так стремятся распределить свой доход, чтобы максимизировать удовлетворение от покупок. Взаимодействие субъектов рынка происходит в рамках определенных объектов, которые были перечислены при рассмотрении структуры рынка. Функции рынка Сущность рынка проявляется через функции, которые он выполняет в экономике. К основным из них относятся следующие функции: Посредническая Информационная Функции рынка Ценообразующая Санирующая Регулирующая Рис. 2. Функции рынка информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая и санирующая (рис. 2). Информационная функция дает возможность участникам рынка получать объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые представлены на рынке. Это позволяет каждому субъекту рынка наиболее эффективно выполнять свои функции в экономике и реализовывать свои собственные интересы. Посредническая функция позволяет преодолеть экономическое обособление производителей в условиях глубокого общественного разделения труда и обменяться результатами своей деятельности, а также выбрать наиболее подходящего покупателя. Покупателям эта функция дает возможность вести себя рационально, то есть максимизировать удовлетворение своих потребностей. Ценообразующая функция проявляется в признании рынком лишь общественно необходимых затрат на производство продукции. Поступающие на рынок товары содержат, как правило, неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но покупатель согласен оплатить только те из них, которые соответствуют общественно нормальным условиям производства. Следовательно, на рынке формируется отражение общественной стоимости, благодаря чему устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре. Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и, прежде всего, на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? Благодаря внутриотраслевой конкуренции стимулируется снижение затрат на единицу продукции, поощряются рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. В современных условиях экономика управляется не только стихийными, но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства. Санирующая функция рынка заключается в очистке общественного производства от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и предоставлении зеленого света более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. В условиях концентрации производства и капитала санирующий механизм рынка деформировался, но не настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился. Анализ рыночных структур Движущей силой рынка является конкуренция. В зависимости уровня конкуренции и наличия монопольной власти, а также степени влияния фирм на рыночные процессы в экономической науке выделяют несколько типов рыночных структур: чистую (совершенную) конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию, чистую (абсолютную) монополию. Чистая (совершенная) конкуренция – это такое состояние рынка, которое характеризуется следующими признаками: 1) количество продавцов и покупателей велико, их доля в объеме продаж или покупок мала, поэтому ни один из них не способен существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на формирование цен; 2) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, стандартизированные товары, которые не предполагают индивидуальных характеристик, особых товарных знаков и марок; 3) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении); 4) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо ограничений и барьеров; 5) все экономические ресурсы абсолютно мобильны. Таким образом, главным в рынке совершенной конкуренции является то, что цена практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов, она устанавливается под воздействием спроса и предложения, поэтому для отдельной конкурентной фирмы кривая спроса имеет вид горизонтальной прямой. Монополистическая конкуренция имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут затрагивать не только качество товара, они могут быть обусловлены более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли, в силу чего покупатели предпочитают данный товар. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может влиять на цену, хотя и в ограниченной степени. Условия входа в отрасль достаточно свободные. Олигополия характеризует ситуацию на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли и доля каждой в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены, то есть существует взаимозависимость фирм в ценообразовании. Монополистическая конкуренция и олигополия являются наиболее распространенными рыночными структурами. Производство товаров повседневного спроса, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкуренции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров конкурирующих производителей. Подавляющая часть промышленного производства находится в руках компаний, которые образуют олигополистический рынок. Чистая (абсолютная) монополия рынка признается в том случае, если на нем функционирует единственный производитель продукта, не имеющего заменителей в других отраслях. Абсолютно монополизированный рынок характеризуется следующими признаками: 1) товар на рынке продает единственный продавец, иначе говоря, отрасль представлена одной фирмой; 2) товар уникален и не имеет близких заменителей, для покупателя это означает отсутствие альтернативы; 3) продавец торгует только своим товаром; 4) продавец диктует цену рынку в силу полного контроля над ним; 5) вступление в отрасль заблокировано. Так как в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают, поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса и имеет отрицательный наклон. Совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий: На рынке имеется в наличии большое число независимых производителей; размеры производства каждого малы относительно размеров рынка – поэтому ни один из них не может оказать влияние на рыночную цену. 1. Соперничающие на рынке фирмы производят однородную продукцию. 2. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах. 3. Продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах. 4. Фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее. В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на рыночную цену товара, цена задается рынком. Понижать цену ниже рыночной производителю не выгодно. Так как он может свободно продать товар дороже; повышать цену выше рыночной также не имеет смысла. Так как покупатели станут приобретать продукцию у конкурентов по меньшей цене. Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции является совершенно эластичной и расположена горизонтально. Несовершенная конкуренция – рыночная ситуация, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли. Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия. Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара. Кривая спроса для продукта монополиста – рыночная кривая спроса. На решения монополии воздействуют спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене, предельный доход и предельные издержки производства товара. Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия же характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Монополист максимизирует возможную прибыль, повышая цену и уменьшая количество товаров на рынке.
«Рынок: общая характеристика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot