Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Стратегический анализ внешнего окружения.

  • 👀 395 просмотров
  • 📌 320 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Стратегический анализ внешнего окружения.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Стратегический анализ внешнего окружения.» pdf
Анализ общего внешнего окружения Тема 1. Стратегический анализ внешнего окружения 1. Стратегический анализ общего внешнего окружения. 1.1.Теория технологических укладов. 1.2. Форсайт. Научно-технологическая инициатива 2030. 2. Стратегический анализ отраслевого (ближайшего внешнего) окружения. 2.1. Структура отрасли 2.2. Доминантные отраслевые характеристики 2.3. Движущие силы отрасли 2.4. Модель конкурентных сил М. Портера 2.5. Анализ стратегических групп конкурентов 2.6. Анализ отраслевой цепочки ценностей 2.7. Анализ национальных конкурентных преимуществ Глобальные тренды развития мировой экономики Глобальные тренды развития мировой экономики МАТРИЦА НТИ: рынки, технологии, институты и инфраструктура Глобальные тренды развития мировой экономики РЫНКИ НТИ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. EnergyNet распределенная энергетика от personal power до smart grid FoodNet системы персонального производства и доставки еды и воды SafeNet новые персональные системы безопасности HealthNet персональная медицина и здравоохранение AeroNet распределенные системы беспилотных летательных аппаратов MariNet распределенные системы морского транспорта без экипажа AutoNet распределенная сеть управления автотранспортом без водителя FinNet децентрализованные финансовые системы и валюты NeuroNet распределенные искусственные компоненты сознания и психики Глобальные тренды развития мировой экономики Сквозные технологии НТИ: • • • • • • • • • • Большие данные Искусственный интеллект Системы распределенного реестра Квантовые технологии Новые и портативные источники энергии Новые производственные технологии Сенсорика и компоненты робототехники Технологии беспроводной связи Технологии управления свойствами биологических объектов Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей Анализ общего внешнего окружения Научно-техническая область – совокупность факторов, отражающих передовые тенденции развития науки и техники в стране и в мире, государственную политику по отношению к наукоемким отраслям. Экономическая область – факторы, формирующиеся в результате внутренней и внешней экономической политики предприятия, а также факторы, характеризующие развитие экономики определенного государства в целом. Политическая область – основные тенденции в политической курсе правящих партий Социально-культурная область – характеристики населения страны, его традиции, религию, культуру и др. Правовая область – законодательство, права, ответственность, обязанности предприятий, правила деловых взаимоотношений, взаимодействия предприятий с обществом, ограничения на виды деятельности. S Social Социально-культурная область T Technological Научно-техническая область E Economical Экономическая область P Political Политическая область Анализ общего внешнего окружения Экономическая область Научно-техническая область Правовая область Социальнокультурная область Ставка рефинансирования центрального банка Уровень валового национального продукта Уровень национального дохода Ставки налогов Ставки таможенных пошлин Дефицит государственного бюджета Курс национальной валюты Расходы бюджета на поддержку определенных отраслей Уровень инфляции Уровень безработицы Государственные приоритеты развития науки, техники и технологии Государственные инновационные программы Мировой уровень исследований и разработок в определенной отрасли Технологический уклад Появление новых продуктов и услуг Появление новых процессов производства продуктов или услуг, а также новых технологий Появление нового оборудования и др. Создание и использование в мировом масштабе новых сырья, материалов, комплектующих изделий Появление новых квалификаций персонала и их распространение в мировом производстве Нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий определенной отрасли Законодательные ограничения видов деятельности (лицензирование, ограничения по охране окружающей среды, сертификация и др.) Организационно- правовые формы предприятий, действующие на территории государства Формы соглашений, используемые в деловой практике Общекультурный уровень населения Образовательный уровень населения Обычаи, ценности Стиль жизни Уровень жизни Возрастная структура населения Географическая концентрация населения Мобильность населения Доминирующая религия Старение населения Уровень средней заработной платы Политическая область Характеристика правительства Позиция правительства по отношению к различным отраслям Лоббистские группы (отраслевые ассоциации) Сроки и выборов позиции политических партий на Анализ общего внешнего окружения ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ ФАКТОРОВ ОБЩЕГО ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ОБЛАСТЬ ОБЩЕГО ФАКТОР ОБЩЕГО ЗНАЧИМОСТЬ ГРАНИЦЫ ЧАСТОТА ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ФАКТОРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПУСТИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ФАКТОРА (ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ОБЛАСТЬ ОБЩЕГО ФАКТОР ОБЩЕГО ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ Экономическая Курс доллара США ОТСЛЕЖИВАНИЯ (МОНИТОРИГА) ФАКТОРА ЗНАЧИМОСТЬ ФАКТОРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАНИЦЫ ДОПУСТИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ФАКТОРА ЧАСТОТА (ПЕРИОДИЧНОСТЬ) 5 Не выше 35 рублей за 1 $ Ежедневно ОТСЛЕЖИВАНИЯ (МОНИТОРИГА) ФАКТОРА Шкала оценки значимости факторов общего внешнего окружения Алгоритм разработки мониторинга: оценить значимость фактора для развития организации (по пятибалльной шкале); выбрать наиболее значимые факторы (оцененные в 3,4 и 5 баллов) ; установить границы допустимых изменений фактора, определяемые влиянием на показатели эффективности деятельности организации; установить периодичность отслеживания фактора (от ежедневной до ежегодной). Анализ общего внешнего окружения Анализ факторов необходимо проводить с учетом периодичности отслеживания, установленной в процессе выбора факторов. В целях мониторинга составляются таблицы значений факторов на определенный период МОНИТОРИНГ (ОТСЛЕЖИВАНИЕ) ЗНАЧЕНИЙ ФАКТОРОВ ОБЩЕГО ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА «__» «________» «200_» ГОДА ОБЛАСТЬ ФАКТОР ОБЩЕГО ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ОБЩЕГО ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ФАКТОРА ВОЗМОЖНОЕ УГРОЗА/ВОЗМО БУДУЩЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ ФАКТОРА НА … ЖНОСТЬ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕАКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИ Я НА ИЗМЕНЕНИЕ ФАКТОРА ОБЛАСТЬ ФАКТОР ТЕКУЩЕЕ ВОЗМОЖНОЕ УГРОЗА/ВОЗМОЖНОС РЕАКЦИЯ ОБЩЕГО ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ОБЩЕГО ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ СОСТОЯНИЕ ФАКТОРА БУДУЩЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ ФАКТОРА НА … ТЬ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ФАКТОРА Экономичес кая* Ставка рефинансир ования ЦБ 18% Сокращение до 12 % Возможность – сокращение размера процента, выплачиваемого по государственному инвестиционному кредиту Подготовка документов для участия в инвестиционном конкурсе Наиболее часто встречающиеся реакции принимаются в качестве стратегии Изменения факторов не всегда приводят к однозначным последствиям. Реакция формируется для каждого варианта развития событий; одно и тоже изменение фактора может быть угрозой и возможностью для организации. Необходимо определить реакции для обоих случаев; организация может несколькими способами реагировать на возможность/угрозу. Необходимо разработать все возможные варианты реакций; по результатам мониторинга выбираются наиболее значимые для организации изменения факторов общего внешнего окружения, которые используются для разработки стратегии: в качестве стратегической альтернативы принимаются реакции, направленные на устранение угроз и использование возможностей. Понятие и структура отрасли РЕСУРСНЫЕ ПОСРЕДНИКИ РЫНОЧНЫЕ ПОСРЕДНИКИ БАЗОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ (КОНКУРЕНТЫ) ПОСТАВЩИКИ РЕСУРСОВ Конкуренция за ресурсы ПРОДУКЦИИ Конкуренция за потребителя Выпускают однородную продукцию Базовые предприятия Предприятия одно отрасли, если: ПОТРЕБИТЕЛИ Непосредственно конкурируют между собой Снабжают базовые предприятия ресурсами или приобретают выпущенную ими продукцию В состав отрасли включаются все предприятия, выпускающие однородную продукцию и непосредственно конкурирующие между собой. Такие предприятия называют базовыми предприятиями отрасли (или конкурентами). Также в состав отрасли включаются поставщики, потребители и посредники, обеспечивающие базовые предприятия отрасли ресурсами или приобретающие выпущенную ими продукцию.  продукты удовлетворяют схожую корневую потребность рынка;  для производства продукции используются сходные технологии;  для эксплуатации продукта используются сходные технологии и принципы.  предприятия продают продукцию одним и тем же потребителям (реализуют товар на одном и том же сегменте рынка); объем рыночного сегмента (канала сбыта) ограничен;  предприятия закупают одинаковые ресурсы у одного и того же поставщика и объем ресурса ограничен. В состав отрасли включаются поставщики и потребители всех базовых предприятий. Если организация не является поставщиком анализируемого предприятия, но снабжает ресурсами непосредственного конкурента, то оно также должно быть включено в состав отрасли. Доминантные отраслевые характеристики Доминантные отраслевые характеристики- совокупность показателей, характеризующих привлекательность отрасли для вновь входящих и уже работающих компаний. Комплексный показатель, характеризующий отрасль по отношению к другим отраслям и сегментам рынка. Отношение годового объема продаж в текущем периоде к аналогичному показателю в предыдущем периоде, характеризующие перспективность вложения средств в функционирование отрасли. РАЗМЕР ОТРАСЛИ СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТОВАРОВ ОТРАСЛИ Характеризует схожесть и однородность продуктов, предлагаемых различными предприятиями отрасли. ТЕМП РОСТА ОТРАСЛИ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТА ЭКОНОМИИ НА МАСШТАБАХ Сокращении себестоимости единицы продукции по мере увеличения объема выпуска продукции за определенный интервал планирования. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛИ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТА ЭКОНОМИИ НА ОБЪЕМАХ Сокращение себестоимости единицы продукции благодаря переходу на более высокие проектные мощности предприятия. Структура номенклатуры продукции, выпускаемой отраслевыми предприятиями. СТРУКТУРА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ПРОЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТА ОТРАСЛИ ОБУЧЕНИЯ НА ОПЫТЕ Сосредоточение основных объемов продаж продукции в определенных фирмах отрасли. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОДАЖ В Размер прибыли, получаемой отраслевыми предприятиями, по отношению к совокупным отраслевым затратам. Этап развития отрасли, характеризующий изменение продаж и характера конкуренции. Включает в себя фазы зарождения, интенсивного и ускоренного роста. Отклонение месячного объема продаж от месячного значения. Выделяют неравномерность, обусловленную сезонностью, ажиотажным спросом, длительным циклом производства и долгосрочными контрактами. Преобладающие типы объединений отраслевых предприятий. Выделяют отрасли с преобладанием вертикально-, горизонтально интегрированных и диверсифицированных предприятий, отрасли без объединений. ОТРАСЛИ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТА ЭКОНОМИИ НА РАЗМЕРАХ (ПРОДУКТОВОМ НАБОРЕ) СТАДИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ СПРОСА ОТРАСЛИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОТРАСЛИ НЕРАВНОМЕРНОСТЬ СПРОСА В ОТРАСЛИ ХАРАКТЕР ИНТЕГРАЦИИ В ОТРАСЛИ Сокращение себестоимости единицы продукции с увеличением накопленного объема выпуска определенного продукта за все годы работы предприятия. Сокращение себестоимости единицы продукции в связи с выпуском нескольких видов продукции на разделяемых мощностях. Разность между объемами сбыта и объемами производства продукции в отрасли. Выделяют сбалансированный спрос и спрос несбалансированный в пользу спроса или в пользу предложения ОРИЕНТАЦИЯ ОТРАСЛИ НА ВНУТРЕННИЙ ИЛИ ВНЕШНИЙ РЫНОК Доминирование продаж на экспорт или на внутренний рынок в совокупном отраслевом объеме продаж. ДОМИНИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВИДА ЗАТРАТ В СТРУКТУРЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ОТРАСЛЕВОГО ПРОДУКТА Материало-, трудо-, энерго-, капиталоемкость отрасли. Доминантные отраслевые характеристики Темп роста отрасли Размер отрасли Параметры, определяющие размер рынка Совокупный объем продаж предприятий отрасли в стоимостном выражении Совокупный объем продаж предприятий отрасли в натуральном выражении Размер компаний, работающих в отрасли, в сопоставлении с количеством отраслевых фирм Минимальная и максимальная доли рынка отраслевых предприятий небольшое среднее значительное Вклад отрасли в создание валового внутреннего продукта Количество предприятий, работающих в отрасли v1  v 0 tпр  (th  1) 100%  100% v0 v1 tр  0 v tр – темп роста рынка; tпр – темп прироста рынка; v1 – объем продаж всех предприятий отрасли в текущем периоде; v0 – объем продаж всех предприятий отрасли в предыдущем периоде; ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ РОСТА РЫНКА ХАРАКТЕР РЫНКА ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ТЕМПОВ РОСТА РЫНКА МАТРИЦА «ДОЛЯБКГ ДЖ. ТОМПСОН ИМПУЛЬС» Стагнирующий рынок Медленно растущий рынок tр<1 tпр<0 tр<1,25 tпр<0,25 tр<1 tпр<0 tр<1,11 tпр<0,11 Быстро рынок tр >1,5 tпр>0,5 tр>1,22 tпр>0,22 растущий tр<1 tпр<0 tр<1/2 tр ВВП tпр< 1-1/2 tр ВВП tр>1/2 tр ВВП tпр>1-1/2 tр ВВП Рентабельность отрасли Отрасль среднего Крупная отрасль Крупная отрасль размера Отрасль малого Отрасль среднего Крупная отрасль размера размера R Рентабельность отрасли Рентабельность продаж Рентабельность капитала Рентабельность активов R - Пр - отр К отр Отрасль малого Отрасль малого Отрасль среднего размера размера размера мелкие средние крупные Размер фирм, преобладающих в отрасли - Протр К отр Средняя рентабельность капитала отрасли Средняя отраслевая прибыль Средняя стоимость капитала предприятий отрасли Задачи анализа оценка привлекательности отрасли по потенциалу получаемой прибыли сопоставление прибыльности конкретного предприятия со среднеотраслевым уровнем оценка перспективы динамики рентабельности инновационного продукта Доминантные отраслевые характеристики Концентрация продаж в отрасли – сосредоточение основных объемов продаж продукции в определенных фирмах отрасли (например, пять крупных компаний осуществляют продажи 80% продукции в отрасли). Коэффициент концентрации «доля четырех» C 4  d1  d 2  d3  d 4 Показатели оценки уровня концентрации d1-d4-доли рынка четырех крупнейших предприятий отрасли. 70% <С4<100% Высококонцентрированные рынки. Конкуренция близка к монополистической. Индекс рыночной концентрации Херфиндела-Хиршмана HHI = 10000  di2 di – доля рынка предприятия, выраженная в долях; 10000 – поправочный коэффициент; i – общее количество предприятий, работающих в отрасли 2000
«Стратегический анализ внешнего окружения.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot