Развитие и воспитание детей в режиссерской игре
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. «Развитие и воспитание детей в режиссерской игре»
План:
1. Особенности режиссерской игры.
2. Педагогическое
сопровождение
дошкольника.
развития
режиссерской
игры
Литература:
1. .Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном
возрасте / В. П. Арсентьева. – Москва: Форум, 2009. -144 с.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под
ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. –
464 с.
3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. –
Москва: Академия, 2008- 416 с.
4. Микляева, Н. В. Дощкольная педагогика. Учебное пособие / Н. В.
Микляева, Ю. В. Микляева. – Москва: Владос, 2008-263 с.
5. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А. Н. Фролова.
– Ростов – на – Дону : Феникс, 2009 – 251 с.
1. Особенности режиссерской игры.
Режиссѐрская игра является вершиной развития игры дошкольника.
Она позволяет ему вместить в своѐ «Я» множество различных образов и
позиций и тем самым стимулирует объективную оценку своих и чужих
поступков.
Она возникает на рубеже 3-х лет (2,6 – 2,8 лет) и называется минирежиссѐрской игрой. Эта игра индивидуальная, в ней ребенок учится
придумывать сюжет, создавать тот контекст, который нужен для развития
сюжета. Но чтобы это произошло, необходимы следующие условия:
индивидуальное «место» для игры, чтобы можно было сосредоточиться на
игрушке, понять, как с ней играть;
мелкие игрушки, с которыми малышу легко справиться и управлять ими,
чувствуя себя взрослым, которому все подвластно;
особая позиция взрослого (не соучастник игры, а заинтересованный
зритель: Что ты делаешь? А почему? Куда поехал? Кто там тебя ждѐт? и
т.п.).
Влияние взрослого на режиссѐрскую игру этого периода проявляется в
предоставлении
разнообразного
игрового
материала
и
особой
заинтересованности игровыми действиями малыша.
Особенности
Гаспаровой:
развития
режиссерской
игры
детей,
выделенные
Е.
Четвертый год жизни:
в основе игры лежит непосредственный опыт ребенка (события, которые
он наблюдал или в которых принимал участие);
сюжеты несложные, чаще это краткие цепочки знакомых действий,
количество персонажей невелико, отношения между ними определяются
по ходу игры;
за каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из
образного решения. Роль определяет и сюжет событий. Если сюжеты
подсказываются незнакомыми игрушками, игра разваливается (ребенок
либо отказывается играть, либо ограничивается внесюжетными,
предметно-практическими действиями, поэтому такие игрушки
используются только в игре со взрослыми). Игрушки должны отвечать
опыту детей.
сюжетные события – результат ассоциативного восприятия ребенком
окружающего мира. Развитие сюжета происходит на основе возникающих
ассоциаций, что определяет не всегда связное его развитие. Это,
естественно, и не нуждается в поправках и вмешательстве взрослых,
возможность изменять сюжет дает простор для развития творческого
воображения.
речь – главный компонент режиссерской игры. Для этого возраста
характерна описательно-повествовательная речь, в которую включены
оценочные высказывания и большое количество звукоподражаний.
Ролевая речь встречается редко.
в режиссерской игре не только жизненный опыт ребенка, но и опыт его
игровых действий.
Пятый год жизни:
в основе игры по-прежнему опыт, но не непосредственный, личный, а
опосредованный;
сюжеты игр отличаются большой сложностью и разнообразием,
выделяются главные и второстепенные герои. В сюжет вплетаются
личные переживания и сведения, полученные из разных источников;
развитие сюжета по–прежнему происходит на основе возникающих
ассоциаций, более сложных, чем у трехлетних детей, оно чаще связано с
популярными детскими стихами;
игра практически полностью сопровождается речью. На фоне
описательных высказываний появляются ролевые и оценочные
высказывания, выражающие отношение к происходящим в игре
событиям, нередко мотивируя их.
Режиссѐрская игра детей среднего дошкольного возраста испытывает
влияние, с одной стороны, опыта ребенка, с другой – опыта игровых
действий и отношений, которые он приобретает в совместной сюжетноролевой игре.
Подготовительным этапом к режиссѐрской игре является иградраматизация по произведениям, имеющим понятный для ребенка сюжет.
Удачный прием – задание придумать и рассказать, а потом уже показать
сказку или отрывок знакомого рассказа.
Режиссѐрская игра – разновидность самостоятельной сюжетной игры с
мелкими игрушками, в процессе которой ребенок управляет действиями
игрушек, которые используются в роли людей или предметов.
Е. Е. Кравцова выделяет 4-е момента, характерные для режиссѐрской
игры дошкольника:
ребенок сам создает сюжет;
сам придумывает, что будет обозначать предмет;
продумывает перемещение в пространстве, как режиссѐр организует
мизансцены;
выполняет все роли или сопровождает игру «дикторским» текстом.
Режиссѐрская игра – один из самых ранних видов детской игры, она же
завершает развитие игры в детском возрасте, вбирая в себя все достижения
других разновидностей игр детей. Именно в режиссѐрской игре проявляются
все особенности воображения ребенка.
2. Педагогическое
дошкольника.
сопровождение
развития
режиссерской
игры
Е. Е. Кравцова выделила важнейшие условия развития режиссерской игры
детей, начиная с младшего дошкольного возраста:
1. Насыщение предметной среды многофункциональными предметами,
которые могут быть самыми разными в зависимости от ситуации: кубики
(лучше без рисунка), коробочки, крупные пуговицы, детали конструкторов,
что способствует освоению ребенком умения неоднозначно воспринимать
предметы окружающего материального мира. При этом лучше отказаться от
предметов, имеющих прямое назначение.
2. Использование игровых заданий в совместной с ребенком режиссерской
игре, что способствует развитию игровых умений, например:
дать ребенку кубик и попросить «покатать машинку», погладить им как
утюжком. Если задание вызывает трудности, надо выполнить его
совместно с ребенком (взять его руки в свои). Необходимо сопровождать
задание звуками – гудеть, шипеть;
разгадать смысл картинок из детских книг – придумать к картинке
простую сказку или историю;
привлечь ребенка
к завершению истории, которую показывает
воспитатель, придумывание ребенком завязки истории для совместного
показа со взрослым также способствует развитию воображения;
в заданиях «Придумай и покажи сказку», «Покажи, что ты видел на
прогулке», «Изобрази мультфильм» и прочих ребенок учится слышать
рассказ партнера, держать в памяти линии сюжета, воображать.
Воспитатель находится в позиции «зрителя», который просит ребенка
пояснить те или иные действия, задает вопросы: «Что сказал?», «Куда
пошел?», «Он плохой или хороший?», побуждая к ролевой и оценочной
речи.
3. Создание каждому ребенку пространства для режиссерской игры, так
называемых домиков – отгороженных со всех сторон укромных мест, с
использованием ширм, платков, книжек-раскладушек на столе. Это может
быть лист бумаги, настольный фланелеграф, коробки из-под обуви,
оклеенные внутри бумагой, с вырезанными отверстиями разной формы.
Педагогическое сопровождение предполагает наличие гибкой тактики
взаимодействия воспитателя с детьми в игровой деятельности: первоначально
требуется индивидуальное взаимодействие педагога с ребенком в совместной
игре, обеспечивающее освоение игровых умений; на втором этапе педагог
выступает как помощник детей в организации игровой деятельности и регуляции
игрового общения; на третьем этапе, где основной задачей было развитие
самостоятельности детей в играх, педагог становится наблюдателем за детской
игровой деятельностью, помогает им при необходимости советом.
В результате происходит становление у детей позиции субъекта игровой
деятельности. Об этом свидетельствуют оригинальность игровых замыслов,
самостоятельное использование сюжетосложения, сочетание в сюжетах
разнообразных реальных и фантастических событий, творчество при создании
образов игровых персонажей, становление направленности на сверстника как
партнера по игровой деятельности, аргументированность высказываний и оценок.
В режиссерской игре ярко выражены индивидуальные особенности освоения
позиции субъекта игровой деятельности.
1. Дети – «сочинители» - творческие проявления связаны с созданием
игровых сюжетов, характерно осуществление игры в речевом плане и
воображаемом.
2. Дети – «исполнители» - склонны проявлять игровое творчество в
реализации замыслов при создании образов игровых персонажей,
прибегая к разным средствам: мимика, жесты, речевая интонация,
комментир – я и оценочная речь.
3. Дети – «режиссеры» - реализуются в игровом общении. Выступают
посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов,
дирижируют замыслами игроков, способствуют их согласованию.