Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Творческие сюжетно-ролевые игры, их значение в формировании личности. Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольника

  • 👀 284 просмотра
  • 📌 225 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Творческие сюжетно-ролевые игры, их значение в формировании личности. Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольника
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Творческие сюжетно-ролевые игры, их значение в формировании личности. Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольника» docx
Творческие сюжетно-ролевые игры, их значение в формировании личности 1.Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольника 2. Задачи и методы руководства творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Литература:1)Выготский Л.С. Игра и психическое развитие ребенка//Вопросы психологии 1966, № 6 и «Воображение и творчество в детском возрасте» 2)Воспитание детей в игре/Сост. Бондаренко и Матусик 3)Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой 4)Короткова и Михайленко. Как играть с ребенком? 5)Воронова В.Я.Творческие игры старших дошкольников 6)Зворыгина Е.В.Первые сюжетные игры малышей 7)Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры 8)Ивакина. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми в детском саду 10)Усова А.П.Роль игры в воспитании детей. 11)Эльконин Д.Б. Психология Игры и статья Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры К творческим играм относятся сюжетно-ролевые, театрализованные и строительно-конструктивные игры. Сюжетно-ролевая игра - свободная, добровольная, эмоционально-насыщенная деятельность. Этот вид игры является ведущим видом деятельности. Отечественные психологи выделяют признаки ведущего вида деятельности 1.Возникают и развиваются значимые психические новообразования( творчество способствует развитию воображения) 2.Создаются предпосылки для последующей деятельности(Произвольность поведения, практическое упражнение во взаимодействии со взрослым и сверстником, умение определять замысел и осуществлять его, способность к планированию) 3.Удовлетворяются значимые социальные потребности( в общении, в познании, в активности и др) 4.Игра – основа образовательного процесса, форма организации жизни и деятельности детей. 5Важное средство всестороннего развития дошкольника. В сюжетно-ролевой игре дети объединяются по собственной инициативе, берут на себя роли, разрабатывают сюжет, распределяют игровой материал, выполняют разнообразные игровые действия. Сюжет берут из окружающей жизни, обычно то, что произвело сильное эмоциональное впечатление. Дети изменяют сюжет, содержание, проявляя творчество. Л.С.Выготский дал определение творческой деятельности. Деятельность, результатом которой является создание новых образов или идей, комбинирование впечатлений является творческой деятельностью. Деятельность, которая основана на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением. Формы связи воображения с действительностью (источники развития воображения) по Выготскому 1.Содержание прежнего личного опыта 2.Результат впечатлений, полученных из книг, произведений искусства, где отражен опыт других 3.Человек может вообразить то, что не видел, по чужому рассказу или описанию. 4.На воображение оказывают влияние эмоции человека( « У страха глаза велики») В играх у детей возникновение замысла означает переход к творческой деятельности. Ребенок в игре передает свое отношение, чувства. Это роднит игру с искусством. Станиславский: ребенок в отличие от актера играет для себя и делает очень органично и искренне. Рошаль(кинорежиссер): «В игре ребенок не теряет своего реального Я» Ушинский сравнивал воображение ребенка с воображением взрослого «Воображение ребенка беднее, чем у взрослого, но воображение ребенка имеет власть над душой дитяти» Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие воображаемой ситуации, складывающаяся из сюжета и ролей. Сюжет – ряд событий, объединенных жизненными связями. В зависимости от областей, отражаемых в сюжете, выделяют: бытовые игры, военизированные, производственные, общественные, приключенческие и т.д. Михайленко выделяет сюжеты 3 степеней сложности1. Сюжет с одним персонажем и несколькими предметами и действиями 2. сюжеты с несколькими персонажами 3. Многотемные, сложные и разнообразные взаимоотношения с персонажами. Михайленко и Короткова анализируют способы построения сюжета: предметно-действенный, ролевой, сюжетосложение. Роль – основной стержень сюжетно-ролевой игры. Ребенок может взять роль конкретного реального человека, литературного персонажа, человека определенной профессии, определенного социального статуса. Ребенок принимает роль того человека, который ему интересен. Изображая персонажа, дошкольник использует разные выразительные средства( Вербальные и невербальные). Первоначально взятие роли и интерес к ней определяется предметами, их словесным обозначением. Поэтому чаще конфликты возникают из-за игрушек в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте ребенок, играя роль, использует вербальные средства, ролевой диалог, которые связаны с содержанием, последовательностью событий. В играх есть негласные правила, определяющие способы взаимоотношений детей. Содержание может отражать трудовые или бытовые действия взрослых, их взаимоотношения друг с другом. В театрализованных играх основой содержания могут быть сюжеты литературных произведений. Для сюжетно-ролевой игры характерны специфичные мотивы. Наиболее общий мотив – стремление быть как взрослый. С возрастом, как отмечает Д.Б.Эльконин, мотивы меняются. Интерес к предметам, интерес к событиям, стремление к совместной деятельности со сверстниками, интерес к партнеру по игре, интерес к содержанию игры и т.д. Д.Б.Эльконин выделил основной закон развития игры: Сначала возникают игры со скрытыми правилами и открытой ролью, а потом возникают игры с открытыми правилами и скрытой ролью II. Задачи и методы руководства творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. При руководстве сюжетно-ролевыми педагоги должны учитывать, что сюжетно-ролевые игры должны носить самостоятельный характер. Руководство взрослых должно быть направлено на оказание помощи детям в развитии сюжета, в овладении ролевым поведением. Недопустимо навязывание или разучивание готовых сюжетов. Усова выступала против готовых тематических наборов, т.к. их наличие сдерживает творческие проявления ребенка, нет необходимости использования предметов-заместителей и т.д. Педагогу нужно наблюдать за играми детей, выявлять игровые предпочтения, понимать игровые замыслы Менджерицкая, Жуковская, Усова указывали, что дети могут самостоятельно развивать сюжеты на основе наблюдений, знаний , полученных из разных источников. Чем полнее и содержательнее знания детей об окружающем, тем интереснее игры детей. Михайленко и Короткова указывают на жизненные ситуации, дающие почву для развития сюжета 1.Ситуации, где ребенок действует наравне со взрослыми 2. Ситуации, где ребенок включен в деятельность взрослого, но является объектом воздействий( его лечат, кормят, стригут и т.д.) 3.Дети не включены в ситуации, а только наблюдают со стороны или узнают о событиях из книг или сказок. В играх, по мнению этих исследователей, дети воссоздают 2 ситуацию, т.к. она им знакома. Основное содержание игр детей – труд взрослых, поэтому необходимо знать структуру деятельности. Источники знаний: непосредственные наблюдения, совместный труд со взрослым, беседы об увиденном( подчеркиваем качества и отношения людей), рассматривание картин, иллюстраций, участие детей в совместных праздниках. Дидактические игры помогают перевести реальный опыт в игру, помогают обогатить сюжеты игр. Возможный путь развития сюжета – организация условий, создание предметно-игровой среды. Е.В.Зворыгина и Н.Ф.Комарова выделили комплексный метод руководства игрой , компонентами которого являются 4 составляющие: 1. Ознакомление и обогащение представлений ребенка об окружающем разными путями и используя разные виды деятельности и источники 2. Создание и изменение предметно-игровой среды в соответствие с игровыми интересами и предпочтениями, с накопленным опытом ребенка 3.Дидактические игры помогающие перевести реальные знания детей об окружающем в игровой опыт 4. Активизирующее общение взрослого с детьми для оказания помощи и поддержки игровой деятельности детей, их самостоятельности и активности. В руководстве сюжетно-ролевыми играми можно решить несколько задач: 1) Развитие творческой активности 2) Социально-коммуникативное развитие 3) Становление и развитие коллективных взаимоотношений. ( см. работы Усовой, Вороновой) Предпосылки, по мнению Зворыгиной и Фрадкиной возникают в раннем возрасте. Зворыгина выделила следующие этапы: 1 этап- ознакомительная игра в 3-4 мес. 1 года жизни – неспецифические манипуляции с предметами 2 этап – отобразительная игра (после 9 мес.) предметно-специфические действия с предметами, игровое действие с игрушками. 3 этап –сюжетно-отобразительная игра( 1-ая пол. 2 года жизни) На этом этапе дети многократно повторяют игровые действия, во 2-ом полугодии 2 года жизни начинает действовать как определенный взрослый, но словесно роль не обозначает. Действует с игрушками и предметами- заместителями, в конце 2 года жизни начинает переносить игровые действия с одного предмета на другой. В начале или середине 3 года жизни ребенок заменяет игровые действия с предметами и предметами –заместителями на изобразительный жест(действие в отсутствие предмета) и в конце замена словом. Игра чаще носит индивидуальный характер. Задачи руководства: 1)Способствовать обогащению реального опыта детей, помогать переносить знания в игру 2) Помогать в возникновении игровых действий с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами 3)Вызывать интерес к играм сверстникам, приучать играть , не мешая. 4)Формировать у детей умение самостоятельно ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы решения. В середине 3 года жизни происходит переход от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой. Взрослый может помочь с помощью приема «одушевления куклы»(называем по имени, разговариваем , успокаиваем и т.д.). Затем используем прием введения ролевой речи, комментирования своих действий. Театрализованные игры и особенности руководства ими в дошкольном возрасте. 1.Значение театрализованных игр в развитии личности дошкольника. 2.Классификации театрализованных игр. 3.Условия и методика руководства театрализованными играми в дошкольном возрасте.( самостоятельно) Литература:1)Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников – М:Просвещение, 1991 2)Акулова О.Театрализованные игры// Дошк. Восп-ние, 2005.- №4 3)Антипина Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду – М.,2003 4)Реуцкая Н.А.Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/Под ред. С.Л.Новоселовой- М: Просвещение, 1989- С.166 – 170 5)Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста- М., 2004 6)Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972 Театрализованная игра относится к группе творческих игр. Многое объединяет театрализованную игру и сюжетно-ролевую, т.к. они отражают интересные события, отношения людей. Однако, в основе театрализованных игр лежит драматизация литературных произведений. В театрализованной игре есть творческий замысел, сюжет, роль, ролевые и организационные отношения, выражающиеся в действиях. Творчество в театрализованной игре выражается в использовании различных выразительных средств при создании образа В чем значение для личностного развития дошкольника театрализованных игр? 1.обогащение детей новыми впечатлениями 2.развитие интереса к художественной литературе и театру. 3.обогащение словаря, формирование диалогической и эмоционально-насыщенной речи 4.усвоение и анализ социокультурных и моральных ценностей, усвоение нравственной идеи произведения, стремление детей подражать литературным героям, у детей формируется опыт нравственного поведения. IIСуществуют разные классификации театрализованных игр. Артемова Л.В. театрализованные игры делит на 2 группы: режиссерские(действие от лица игрового персонажа) и игры-драматизации(основаны на собственных действиях). К режиссерским играм относятся: настольный, теневой, театр на фланелеграфе. К настольному театру относится театр игрушек и театр картинок. К игре –драматизации относится пальчиковый, театр бибабо и импровизация. Реуцкая Н.А. выделяет следующие виды театрализованных игр: игры-драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр петрушек, игры с марионетками.
«Творческие сюжетно-ролевые игры, их значение в формировании личности. Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольника» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot