Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Характеристика становления и развития игровой деятельности

  • 👀 216 просмотров
  • 📌 165 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Характеристика становления и развития игровой деятельности» pdf
 Игра – вид непродуктивной деятельности человека, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.   Игра – вид неутилитарной деятельности человека, связанной с процессом свободного проявления духовных и физических сил.  Игра – это занятие «понарошку», не только развивает необходимую для будущих серьезных дел сноровку, но и делает зримыми варианты возможного будущего, помогает сформировать комплекс представлений о себе в будущем. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки. ПРАВО НА ИГРУ Статья 31 Конвенции о правах ребенка гласит: «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».  Это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых.  Игра должна приносить эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее результат или оценка.  Игра – это всегда спонтанное, непредсказуемое, активное апробирование себя и предмета игры.  Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней (В. С. Мухина).  Главная потребность дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей. В этом и заключается противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является игра (Е. О. Смирнова).  Игра – «социальная деятельность» (Т. Репина).  Форма усвоения «общественного опыта» (Р. И. Жуковская).  «Исторически возникший вид деятельности детей, в котором воссоздаются социальные отношения между людьми, вне условий унитарной деятельности человека» (Д. Б. Эльконин).  «Именно в игре у ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения» (А. Н. Леонтьев).  Происходят главнейшие изменения в психики, ребенка появляются важнейшие новообразования (Л. С. Выготский).  В играх формируется принятие своего имени, принятие своих качеств, своих прав и обязанностей (С. А. Шмаков). Ребенок играет не с игрушкой, а со сложившимся у него образом мира, как бы вынося его вовне и преобразуя или утверждая в своей игре, т. е. игру (настоящую, содержательную, а не примитивное обыгрывание) определяет не то, какая игрушка попала ребенку в руки, а непосредственные и более опосредованные, ясные и неясные знания представления ребенка о мире. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период . В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Ребенок получает удовольствие в игре, но игра и «школа воли» т. к. имеет много ограничений. Игра ‒ «школа морали», чтобы хорошо играть, ребенок должен подчиняться правилам. Ребенку нравиться использовать игрушки-заместители, но редкий дошкольник откажется от натуральной игрушки. В игре дети отражают реальную действительность через игровые действия. Игра- деятельность творческая и самодеятельная, но предполагает руководство со стороны взрослых. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо«. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. К ИГРЕ ОТНОСЯТСЯ: Свободное манипулирование игрушками Самостоятельное детское экспериментирование (с песком, водой, бумагой) Процессуальная игра Сюжетные игры (режиссерские игры, индивидуальные игры с куклами, игры в животных) Сюжетно-ролевые игры ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА – от рождения до 5 месяцев ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА – 5,6 месяцев – 1 год СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА – с 1-2,5-3 лет СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА с 3 лет РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ – с 4 лет ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ- с 5 лет  Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.  Следующий этап игровой деятельности получил название «Отобразительная игра», в которой отдельные предметно специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.  На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий. Наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.  На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей. 3 уровень –в основе игрового взаимодействия лежит согласованное построение сюжета игры: выбор темы, последовательное выстраивание событий, ситуации ролевого • усвоение способов взаимодействия построения сюжета (4,5-7 лет) РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 уровень – главным 1 уровень – игрушки и игрушки-копии определяют тему игры и форму взаимодействия • усвоение условных действий с игрушками и предметамизаместителями (1-2,5года) организующим моментом игрового взаимодействия выступают правила ролевого поведения • усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий (2,5-4,5 года) СТРУКТУРА РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПО Д. Б. ЭЛЬКОНИНУ Роли, которые берут на себя дети в процессе игры. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка. Реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.
«Характеристика становления и развития игровой деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) И. О. Карелина
Автор(ы) Сазонова Н.П.
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot