Разработка программы исследования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА: Разработка программы исследования
В данном вопросе буду рассмотрено четыре подвопроса
Рис. 28.Основныеподвопросы вопроса 3
1. Программа исследования: содержание и общие требования
Вопрос 15: Что представляет собой программа научного исследования?
Вопрос 16: Какие основные разделы программы исследования существуют?
Программа является основой исследования, это стратегический документ, который содержит в себе общую концепцию, логику и план всех этапов научного поиска.
Программа исследования – это изложение его общей концепции (методологический раздел), а также описание основных процедур, логической последовательности операций и действий, направленных на достижение поставленной цели, проверку выдвинутых гипотез (процедурный раздел).
Программа исследования призвана выполнять три функции: методологическую, методическую и организационную:
Рис. 29.Функции программы исследования
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду следующих требований:
• отражена определенная последовательность и этапность проведения социологического исследования;
• каждый этап представляет собой относительно самостоятельную часть познавательного процесса;
• для каждого этапа установлены достижимые задачи, решение которых необходимо для достижения общей цели;
• все составляющие части программы логически взаимосвязаны и взаимоувязаны между собой.
На основе принципа строгой этапности процесса исследования, выдвигаются требования непосредственно к содержанию и структуре программы.
Таким образом, в структуре программы выделяется два раздела: методологический и процедурный.
Таблица 3. Структура программы исследования
Методологический раздел
Процедурный раздел
Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы исследования
Разработка стратегического плана исследования
Определение объекта и предмета исследования.
Определение выборочной совокупности
Постановка цели и задач исследования.
Выбор методов и составление инструментария
Уточнение и интерпретация основных понятий.
Обработка и интерпретация полученных данных
Операционализация понятий
Подготовка научного отчета
Системный анализ объекта и предмета исследования
Разработка стратегического плана исследования
Выдвижение основных гипотез
Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса:
• каким образом от теоретических положений перейти непосредственно к исследовательской деятельности, каким образом теоретические знания и положения преобразовать в средства, используемые в процессе исследования и методах обработки и анализа различного рода материалов;
• как от полученных фактов и эмпирического материала снова вернуться к теоретическим обобщениям, концепция, чтобы исследование предоставило не только практические рекомендации, но и заложило основу для дальнейшего развития теоретического знания.
2.Формулировка проблемы, объекта, предмета, цели и задач проведения исследований
Вопрос 17: Что представляет собой проблема, объект, предмет и задачи исследования?
Разработка программы исследования начинается с описания проблемной ситуации. Необходимо как можно более детально представить структуру проблемной ситуации, вычленить наиболее существенные ее элементы и факторы, выявить основные противоречия, прежде всего, те, которые не обеспечены информацией.
Описывая проблемную ситуацию, необходимо сфокусировать внимание на обосновании актуальности, значимости данной проблемы, необходимости ее исследования именно в рамках социологического поля. При описании проблемной ситуации следует учитывать ряд положений:
• В основе проблемной ситуации лежит социальное противоречие, нерешенные вопросы. Прежде всего, требуется научное обоснование (статистические данные, анализ документов, результаты других социологических исследований, анализ социально-экономического и политического контекста проблемы) существования определенного противоречия, проблемной ситуации, которая носит массовый характер, затрагивает интересы больших социальных групп или социальных институтов. В рамках анализа должны быть выявлены реальные проблемы, апелляция к таким аргументам, как «это интересно узнать…», «важно понять…», не является научно-обоснованной. Исследователь должен четко ответить на вопросы: кому конкретно (потенциальный заказчик, например, органы государственной или муниципальной власти) будет интересна полученная информация и зачем она нужна, в каких практических целях ее можно использовать;
• Обоснование недостаточности информации по проблеме исследования. Основная задача данного этапа – избежать «мнимых» проблем. Многие темы хорошо изучены в литературе, проведено значительное количество исследований по данному направлению. Требуется вычленение именно той части социального противоречия, которая не обеспечена необходимой информацией, не имеет готовых решений. На данном этапе нужно определиться, стоит ли проводить опрос, если в литературе данная проблема уже достаточно разработана.
• Обоснование необходимости исследования проблемы именно социологическими методами. Ряд тем входит в компетенцию экономической теории, права, и, соответственно, существующие противоречия могут быть разрешены введением новых законодательных актов, увеличением государственного финансирования. Очевидность данных решений не требует проведение масштабных и достаточно затратных социологических исследований. В ходе анализа необходимо выявить именно ту часть проблемы, которая доступна для исследования социологическими методами.
Анализ проблемной ситуации завершается четкой и лаконично сформулированной проблемой исследования, выраженной в виде противоречия.
Проблема исследования - это противоречие между реальным, как правило, нежелательным состоянием объекта или явления (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив).
Например, проблема может быть сформулирована как противоречие между потребностями населения в эффективных механизмах медицинского страхования и ограниченными условиями их реализации в современных российских условиях.
Проблема может быть сформулирована как «гносеологическое» противоречие, связанное с недостатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальных процессов, тогда как «предметная» проблема требует организации целенаправленных действий, исследований с целью разработки рекомендаций, направленных на решение проблемы. Пример гносеологического аспекта проблемы: социальные последствия реформы об отмене льгот поставили перед органами власти проблему поиска механизмов перевода отрицательного общественного мнения в отношении данного закона в более нейтрально окрашенное, определения необходимых корректировок управленческих действий и законодательных изменений для снятия негативных последствий.
Определяя проблему исследования, необходимо соизмерять ее масштабы с имеющимися финансовыми и организационными ресурсами. После оценки ресурсных возможностей и характера поставленных проблем, требуется детальное обоснование масштабов исследования: общенациональный, региональный или локальный (в рамках конкретного муниципального образования или организации).
Определение объекта и предмета исследования.
Объект – это носитель проблемной ситуации. В качестве объекта может выступать социальный процесс, явление, сфера деятельности, на изучение которых направлено социологическое исследование, но, чаще всего, это определенные социальные группы – «носители» проблемной ситуации.
Например, студенты, молодые семьи, муниципальные служащие, пенсионеры и т.д. Определяя объект исследования, важно сразу ограничить его рамками, в которых проявляется обозначенная проблема. Если исследование направлено на анализ проблем выбора профессии, то объектом будет не молодежь вообще, а скорее учащаяся молодежь старших классов.
Предмет исследования – наиболее значимые свойства, характеристики объекта, изучение которых представляется наиболее важным для решения поставленной проблемы.
Именно предмет выражает центральную часть исследования. Определяя предмет, явно или неявно выдвигается основная гипотеза - предположение о причинах возникновения проблемы. Предположим, проблема заключается в недостаточной эффективности управленческой деятельности по развитию муниципального образования. Определяя предмет, мы сразу ограничиваем поиск причин низкой эффективности управленческой деятельности. Так в одном случае предметом может быть качество кадровых ресурсов должностных и выборных лиц органов местного самоуправления. В другом случае исследователь может фокусировать свое внимание на деструктивном характере взаимодействия региональных и местных органов власти, считая, что именно в этом заключается причина низкой эффективности управленческой деятельности. В этом случае предмет исследования - взаимодействие региональных и местных органов власти в целях развития муниципального образования.
Определение цели и постановка задач исследования. Цель – желаемый результат, который может быть достигнут посредством проведения исследования.
Цель определяет объем работы и затраты времени на проведение исследования, служит гарантом конструктивного диалога заказчика и исследователя после окончания работ.
Задачи формулируются в строгом соответствии с поставленной целью, разбивая ее на множество локальных, достижение которых определяет конечную результативность исследования.
Условно задачи можно разбить на: теоретические, аналитические и организационно-методические.
Рис. 30.Структура исследований
3. Анализ основных понятий, выдвижение гипотез
Вопрос 18: Что представляет собой операционализация в исследовании?
Вопрос 19: Что понимается под гипотезой исследования и каковы требования к ее формулировке?
Уточнение и интерпретация основных понятий. Интерпретация позволяет с помощью базовых понятий сопоставить теоретические положения с эмпирической информацией и составить целостное представление об исследуемом объекте.
Важность интерпретации для исследователя заключается в уяснении для себя направлений, по которым будет осуществляться сбор социологической информации и обработка полученного материала.
Операционализация позволяет осуществить переход от концептуальной формы представления знаний к способу их разложения на отдельные семантические единицы (термины), которые детализируют базовые понятия, представленные в концепции.
К примеру, термин «мотивация» на теоретической стадии изучения содержит различные свойства и признаки. Практический этап социологического исследования позволяет наделить данный термин общезначимым трактованием, в процессе которого исследователь выбирает индикаторы (относительно простые структурные показатели, которые представляют определенные свойства и характеристики исследуемого явления). Учет индикаторов позволяет исследователю отслеживать тенденции в развитии исследуемых феноменов. Так для понятия «мотивация» индикаторами могут выступать: производительность труда, эффективность труда, сложность труда, отношение к труду. Благодаря операционализации происходит не только структурирование исследуемого явления, но и выявляются причины и факторы, определяющие текущее состояние и динамику этого явления.
Системный анализ позволяет рассмотреть целостный образ исследуемой проблемы. Системный анализ можно изобразить в виде блок-схемы, моделирующей взаимоотношения между базовыми понятиями, представляющими объект исследования. К примеру, пытаясь исследовать факторы, влияющие на отношение к труду, до того как сформулировать рабочие гипотезы исследователь разрабатывает теоретическую схему, иллюстрирующую картину причинно-следственных связей в структуре воображаемого механизма. В соответствии со схемой исследователь может предположить, что отношение к труду определяется такими показателями, как объективные факторы (общие и специфические), субъективные (функциональные характеристики: пол, возраст, семейное положение, уровень образования и личностные: интересы и потребности, установки). Само же отношение к труду выражается в таких показателях, как субъективные аспекты отношения (степень удовлетворенности работой и профессией, иерархия мотивов трудовой деятельности) и объективные аспекты (производительность и качество труда, инициативность и другое). Графическая схема в системном анализе очень удобный способ наглядного отображения элементов, подсистем и связей.
Рис. 32. Пример факторной операционализации
Формулирование гипотез.
Гипотеза представляет собой научное предположение для объяснения каких – либо явлений, процессов общественной жизни, которое требует проверки в ходе эмпирического исследования, может быть подтверждено или опровергнуто полученными результатами.
Это научно-обоснованное предположение о параметрах социальных явлений, объектов, процессов, характеристиках причинно-следственных связей, возможных направлениях решения поставленных проблем.
4. Процедурный раздел программы
Вопрос 20:Какие этапы входят в процедурный раздел программы социологического исследования?
В процедурном разделе программы конкретизируются действия и процедуры, с помощью которых предполагается реализовать проведение самого исследования.
В процедурный раздел программы входит:
• Разработка стратегического плана исследования
• Определение выборочной совокупности
• Выбор методов и составление инструментария
• Обработка и интерпретация полученных данных
• Подготовка научного отчета
Разработка стратегического (принципиального) плана исследования. Основополагающими требования при разработке рабочего плана проведения социологического исследования является продуманность и полнота плана, в котором должны быть заключены все задачи и методы проводимого исследования.
Рабочий план исследования выполняет организационную функцию по отношению ко всем этапам проведения научной деятельности, распределяет все операции между участниками исследования. Разделы плана должны располагаться в строгой взаимоувязанной последовательности, объединяясь в некий алгоритм действий по решению поставленной задачи.
В рабочем плане также предварительно рассчитываются необходимые затраты для проведения исследования, в том числе объем организационных и материальных ресурсов. Вместе с тем задачей плана является сохранение определенной гибкости, ведь нередко в процессе самого исследования приходится корректировать запланированные действия из-за возникновения внештатных непредвиденных ситуаций.
Рабочий план предусматривает ряд типовых разделов:
• формулировку целей и задач исследования,
• методологический инструментарий и обоснование выборки,
• требования к представленному исследованию,
• рабочий график и смету расходов.
Определение выборочной совокупности. Выделение и обоснование выборочной совокупности предполагает расчет минимальной численности респондентов, чье мнение необходимо для получения первичной информации, значимой с точки зрения целей исследования. При проведении социологического исследования особое внимание должно уделяться выборке. Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав обследуемой совокупности должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
Выбор методов и составление инструментария. К основным способам получения эмпирической информации относятся наблюдение, анализ документов и опрос.
Объект опроса – социальная общность, группа, коллектив, индивид.
Предмет – субъективно-оценочная информация, выраженная в мнениях респондентов и характеризующая их поведение, ценностную ориентацию.
По типам опросы различают:
• письменные (анкетирование) и устные (интервью);
• очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые);
• экспертные и массовые;
• выборочные и сплошные.
Обработка и интерпретация полученных данных.При обработке эмпирических данных чаще всего используют статистический анализ, суть которого сводится к обобщению полученных данных, их группировке и типологизации.
В исследовании применяются следующие виды группировок:
• простое суммирование однородных признаков;
• ранжирование - группировка изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака;
• шкалирование - группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уровень или степень проявления изучаемого признака;
На стадии интерпретации эмпирическая информация преобразуется в показатели. Полученные числовые величины (проценты, среднее арифметическое и т.п.) приобретают определенное смысловое содержание. Их необходимо соотнести с первоначальными замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т.е. перевести в индикаторы. Социологические данные становятся показателями только в том случае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, т.е. соотносит их с изучаемой проблемой. Отклонение от этих требований ведет к формированию показателей, ошибочно трактующих полученные результаты. На основании интерпретации социологических данных сказывается обоснованность выдвинутых ранее гипотез исследования.
Рис. 34.Пример эмпирической интерпретации результатов исследования
Подготовка научного отчета. Результаты исследований представляются в итоговом документе. Отчет должен содержать ряд обязательных разделов:
• титульный лист и список исполнителей,
• реферат,
• содержание,
• перечень условных обозначений и символов,
• введение,
• основная часть,
• заключение,
• список использованной литературы,
• приложения.