Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Планирование процесса исследования

  • 👀 488 просмотров
  • 📌 434 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Планирование процесса исследования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Планирование процесса исследования» docx
Используя материал лекции по модулю 5, проведите поэтапный процесс исследования микро или макроэкономической проблемы, актуальной на современном этапе развития экономики России Модуль 5. Планирование процесса исследования. Лекция Процесс проведения исследования разбивается на несколько этапов. В настоящем разделе рассмотрим подробнее все эти этапы. Процесс исследования делится на следующие этапы: Предварительный этап – подготовка и организация исследования:  определение цели исследования;  разработка замысла исследования;  организация процесса исследования;  подготовка аналитических процедур. Основной этап — эмпирическое обследование и эксперимент. Завершающий этап – обработка эмпирических данных:  статистическая обработка;  теоретическая обработка;  практическое применение полученных результатов. Планирование и организация процесса исследований Итак, основная цель предварительного этапа – спланировать и организовать работу по проведению исследования. В научных исследованиях планирование также необходимо, как и в любой другой деятельности. Результатом этой работы является программа исследования. Программа исследования – организационный и научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования. Программа состоит из двух разделов. 1. Методологический раздел: 1.1. формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования; 1.2. интерпретация основных понятий; 1.3. предварительный системный анализ объекта исследования; 1.4. формулировка рабочих гипотез. 2. Методико-процедурный раздел: 2.1. принципиальный (стратегический) план исследования; 2.2. набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных. До написания программы необходимо провести предварительный анализ объекта, которой включает в себя следующие элементы:  определение структуры объекта, его функций, целей, основного содержания и условий деятельности, характера внешних связей;  выявление перспектив, трудностей, проблем развития объекта (постановка проблемы);  установление форм организационных связей с объектом в ходе исследования. Такая работа проводится, в основном, методами системного анализа, о которых речь пойдет далее. После этого разрабатывается собственно программа, которая содержит следующие основные разделы:  постановка проблемы, уточнение цели, основных задач, предмета и объекта исследования;  теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.  формирование гипотезы. Формулировка причин возникновения проблемных ситуаций и способов их устранения на уровне гипотез;  построение общего стратегического плана. Определение состава методов, процедур, видов работ, необходимых для решения исследовательской задачи;  составление рабочего плана и графика выполнения работ Рассмотрим подробнее разделы программы, останавливаясь попутно на таких важных понятиях как проблема, гипотеза и т.п. Программа исследования. Формулировка проблемы Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. Если говорить конкретно об исследованиях систем управления, то здесь проблема – специфическое состояние системы управления, объекта, характеризующегося противоречием между потребностями его развития и тем состоянием, в котором он находится. На этом этапе очень важно четко найти и обозначить проблему, которую необходимо решить в процессе исследования. Выражаясь иным языком, исследователь должен поставить диагноз. Мы уже говорили о проблемах организации, которые вызывают необходимость проведения исследований. Напомним, что задачи организации состоят в том, что либо ситуация ухудшается и её надо исправить, либо необходимо улучшить существующую ситуацию (которая, в принципе, не ухудшается) и, наконец, задача состоит в создании совершенно новой ситуации, найдя для этого новые возможности. Таким образом, имеется три основные категории проблем: коррективные, прогрессивные и созидательные. Однако при любой постановке задачи во всех трех случаях общим является то, что всегда имеется расхождение между тем, что есть на самом деле и тем, что должно быть (т.е. к чему надо стремится). Т.е. расхождение между желаемым и действительным. Суть этого расхождения и определяет проблему. Кроме того, в уже упоминавшемся пособии по управленческому консультированию отмечается, что проблема может быть определена с помощью пяти основных характеристик. Сущность или содержание. В чём именно суть настоящей проблемы, к какой категории её отнести (экономической, социологической, технической и пр.). Для этого необходимо подробное её описание. Например, растущие издержки производства, низкая эффективность использования оборудования, большое время простоя, плохой психологический климат, большая текучесть кадров и т.п. Причем, важно определить количественные оценки. (Т.е. растущие издержки производства по сравнению с чем, с какими издержками?). Организационное и физическое местонахождение. В каких именно организационных подразделениях возникла проблема (участки, отделы, филиалы)? Где именно физически она была выявлена (т.е. конкретно какой цех, отдел, участок)? Насколько широко она распространена в организации? Распространение проблемы. Какие работники организации (специалисты, менеджеры, рабочие) затронуты данной проблемой, и кто из них более всего заинтересован в её решении? Является ли проблема открытой (т.е. известной всем), либо закрытой (ограниченному кругу лиц)? Абсолютная и относительная величины. Насколько важна проблема в абсолютных величинах (например, каков объем увеличения издержек производства, каковы в часах потери рабочего времени и пр.)? Насколько важна та же проблема в относительном выражении? Насколько она важна для организации в целом и как она влияет на подразделение, в котором обнаружена, и на людей, на которые она распространяется? Что получит организация от её решения? Временная перспектива. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция (усиливается, уменьшается, стабилизируется)? Здесь же надо четко сформулировать цели и задачи исследования. В данном контексте цель исследования – определение общей направленности исследования, разработка проекта действий. Она определяет ориентацию исследования – теоретическую или практическую. Задачи представляют собой совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Наконец, поясним, что понимается под теоретической и эмпирической интерпретацией понятий. Речь идет о необходимости строгой формулировки всех терминов и определений, которыми мы будем руководствоваться при решении проблемы. Интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе производится перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Программа исследования. Разработка гипотез На основе имеющихся знаний исследователь пытается построить предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы. Гипотеза это научно обоснованное предположение о причинах появления обнаруженной проблемы. Говоря о научно обоснованном предположении, мы имеем в виду, что не всякое предположение может стать гипотезой. Для этого необходимо, чтобы высказанное предположение не противоречило данным науки. Такое ограничение позволяет отбрасывать надуманные, фантастические предположения. Кроме того, естественно, что предположение, претендующее на роль гипотезы, должно согласовываться со всеми данными и фактами, которых оно касается. Второе требование к гипотезе выполнить труднее, т.к. для его выполнения необходимо, чтобы гипотеза объясняла всю совокупность фактов, а не некоторую её часть. Однако, требование полноты объяснения является необходимым при формулировке гипотезы. Кроме вышеназванных ограничений, при формулировке гипотез следует руководствоваться несколькими очевидными правилами. 1) При выдвижении нескольких гипотез об одной и той же проблеме предпочтительнее та из них, которая единообразно объясняет большее число фактов. 2) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез и их связь должна быть как можно более тесной. Наконец, из самого определения гипотезы следует, что: любая гипотеза носит вероятностный характер; нельзя руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами; гипотеза должна быть доступна проверке в результате исследования. В зависимости от вида исследования гипотезы можно классифицировать по целому ряду признаков. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы можно разделить на: описательные гипотезы – предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдаленными элементами изучаемого объекта (структурные), о степени точности связей взаимодействия (функциональные); объяснительные гипотезы, содержащие только предположения о фактическом состоянии предмета и описание причин такого состояния, но и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности развития данного объекта; прогнозные гипотезы, содержащие, кроме вышеупомянутых предположений, еще и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности дальнейшего развития предмета исследования. Как видим, такие гипотезы располагаются также и по степени возрастания сложности. Наиболее простые – описательные гипотезы, их сформулировать проще, затем идут объяснительные, а самые сложные – прогнозные. Если вспомнить, что гипотеза это по сути начало разработки научного принципа, а то и теории, то такое расположение гипотез по степени сложности вполне естественно. По степени разработанности гипотезы подразделяются на: первичные гипотезы, формирующиеся до сбора данных; вторичные гипотезы, использующиеся, если первичные отвергаются. По степени общности предположений существуют гипотезы- основания и гипотезы-следствия. Формирование гипотез необходимо для придания осмысленности всему исследованию, определению логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Исходя из такой классификации, естественно рассмотреть стадии развития гипотез. I стадия – возникновение гипотезы на основе имеющихся фактов, полученных на этапе предварительного знакомства с объектом исследования. II стадия – формирование выводных гипотез. На этой стадии формируются основные предположения о причине возникшей проблемы, носящие названия основных гипотез, а затем путем анализа основных предположений, как их следствия, разрабатываются выводные гипотезы. Основные и выводные гипотезы формируются в процессе разработки программы исследований на подготовительном этапе исследований. III стадия – сопоставление выводных гипотез с данными, полученными на основном этапе исследований. Если сопоставление покажет, что все следствия, теоретически выведенные посредством анализа основного допущения, существуют в действительности, это будет доказывать, что гипотеза вероятна. Программа исследования. Разработка стратегического плана Формулированием рабочих гипотез заканчивается первый раздел программы исследования. Во втором, методико-процедурном разделе программы основным является стратегический план исследования. Такой план возможен в трех вариантах:  разведывательный (формулярный, поисковый);  аналитический (описательный);  экспериментальный. Разведывательный вариант плана выдвигается в случае, если об объекте и предмете исследований нет ясных, четких представлений, т.е. когда нет возможности выдвинуть ясные, четкие гипотезы. Такой вариант предполагает проведение исследований в три этапа. 1) Изучение документов. Состоит из составления библиографии и изучения литературы и других источников по проблеме. 2) Проведение опросов. Проводится с экспертами, с целью получения дополнительных знаний об исследуемом предмете. 3) Наблюдение. К этому моменту уже имеется определенная информация об объекте. Аналитический (описательный) план используется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать описательную гипотезу. При этом необходимо более тщательное исследование: выборочное или монографическое обследование, анкетирование, группировка, корреляционный анализ полученных данных. Разработка описательного плана заканчивается классификацией данных, характеризующих объект исследований. Экспериментальный план используется, когда можно, на основе имеющихся знаний сформулировать объяснительную гипотезу. Отсюда цель плана – установить причинно-следственные связи в объекте. Метод – проведение эксперимента. Рабочий план исследования Наряду с программой исследования разрабатывается его рабочий план. Составные части рабочего плана: Пилотажное исследование – предназначено для проверки качества методик и процедур основного исследования и предшествует ему. Пилотажное исследование подвергает проверке все основные элементы социологического исследования. Чаще всего проводится для проверки инструментария – анкет, опросных листов, бланков интервьюеров. Полевое обследование (или просто «исследование») – изучение объекта в основных («полевых») условиях. Это основной источник сбора информации. Подготовка данных для обработки и их обработка – все процедуры для подготовки к вводу данных в компьютер и их обработка по соответствующим программам. Анализ и интерпретация данных. Составление отчета – документа, в котором в систематическом и наглядном виде отображаются результаты проведенного исследования. Сетевой график исследования. в котором отражается схема: работа – исполнитель – время. Т.е. что, кто и когда делает. Основной этап проведения исследований После планирования наступает основной этап проведения исследования. В случае исследования систем управления этот этап, практически ничем не отличается от подобных этапов в социологии. Там этот этап описан таким образом: 1. Организация условий выполнения полевых работ в соответствии с методическими заданиями: согласование хода полевых работ на объекте с заказчиком; формирование группы организаторов и исполнителей полевых работ от заказчика (объекта исследования); их инструктаж, подготовка; подготовка помещений, технических средств. 2. Составление графика проведения полевых работ. Подготовка нарядов заданий, выдача их исполнителям. 3. Установление контакта с лицами, вошедшими в выборочную совокупность: знакомство, инструктаж по участию в исследованиях. 4. Сбор первичной информации по заданной методике:  регистрация заданных параметров в исходных методических документах (анкетах, карточках, бланках, опросных листах …);  фиксация сопутствующих факторов, условий сбора информации, надежности данных в протоколах, бланках;  проверка правильности заполнения методических документов. 5. Сбор данных методом анализа документальных источников. К методам сбора информации мы вернемся, когда будем рассматривать конкретные методы проведения исследований. А сейчас закончим рассмотрение этапов проведения исследования описанием последнего этапа. Завершающий (результирующий) этап  Сбор полученных материалов. Ручная обработка данных и подготовка для ввода в компьютер. Ввод данных в компьютер.  Статистическая обработка данных: в компьютере вычисление коэффициентов устойчивости, надежности, достоверности данных, построение показателей по программе статистической обработки.  Подготовка иллюстративного материала (графиков, таблиц) по результатам статистической обработки.  Теоретическая обработка и осмысление полученных данных:  описание проблемных ситуаций, интерпретация фактов, сведений;  доказательство, уточнение или опровержение гипотез;  определение причин происхождения проблем и проблемных ситуаций;  построение выводов по реализации задач исследования;  выявление побочных результатов, их анализ;  создание модели действительного состояния объекта исследования.  Уточнение объема выполненных задач. Выделение нерешенных проблем.  Построение проектов совершенствования объекта (выработка практических рекомендаций):  анализ и оценка выводов с точки зрения их научной, методической и практической значимости;  создание модели будущего состояния объекта исследования;  разработка различных вариантов проектов совершенствования объекта на основе полученных выводов и созданной модели;  выбор оптимального варианта совершенствования объекта;  экспертиза проекта и экспериментальные проверки.  Составление итогового отчета и представление отчета заказчику.  Составление плана внедрения результатов исследования.__
«Планирование процесса исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot