Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Распределение полномочий в области налогообложения по уровням бюджетной системы

  • 👀 691 просмотр
  • 📌 667 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Распределение полномочий в области налогообложения по уровням бюджетной системы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Распределение полномочий в области налогообложения по уровням бюджетной системы» doc
Лекция №4 Распределение полномочий в области налогообложения по уровням бюджетной системы Конституция РФ определяет, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Таким образом, полномочия в сфере налогообложения имеют как Российская Федерация, так и ее субъекты. Причем круг полномочий последних определяется федеральными законами. Органы государственной власти субъектов Федерации не вправе выходить за пределы компетенции, установленной для них Российской Федерацией. Полномочиями в области налогообложения располагают также органы местного самоуправления, они вправе устанавливать местные налоги и сборы и принимать иные решения в области налогообложения, но также в пределах полномочий, установленных федеральными законами. Компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области налогообложения определена в Налоговом кодексе РФ. Действующее российское налоговое и бюджетное законодательство не предусматривает четкого деления налогов между уровнями бюджетной системы. В основу управления доходным потенциалом бюджетов разных уровней в российской бюджетной системе положен принцип “разделения” налоговых доходов, а не распределения налоговых полномочий. Распределение налоговых полномочий между уровнями государственной власти происходит по следующим основным элементам: 1) установление и введение налога; 2) определение объекта налогообложения, категории налогоплательщиков, налоговой базы, порядка исчисления налогов и налогового периода; 3) установление налоговой ставки; 4) установление налоговых льгот (освобождений); 5) распределение налоговых доходов между бюджетами различного уровня; 6) определение порядка и условий исполнения налогового обязательства и зачисления налоговых доходов в бюджет; 7) администрирование налогов. Основополагающим элементом налоговых полномочий органов власти различного уровня являются полномочия по установлению и введению налогов. Распределение полномочий по установлению и введению налогов между органами государственной власти и управления регулируется двумя законодательными актами Российской Федерации — Бюджетным и Налоговым кодексами РФ. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогового механизма, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налогоплательщики, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Важно отметить, что установленное в Российской Федерации распределение налогов по видам (федеральные, региональные, местные) содержит существенно отличную от мировой практики трактовку статуса налогов. Принадлежность налога к тому или иному виду не характеризует компетенцию соответствующих органов власти по введению, управлению и распоряжению этим налогом. По каждому налогу установлен свой объем налоговых полномочий органов власти. По разным налогам предусмотрены различные возможности территориальных властей влиять на величину базы или ставки. По многим, в том числе федеральным, налогам налогово-бюджетное законодательство устанавливает долевое распределение полученных доходов, существенно ограничивающее право на распоряжение ими вводящих эти налоги органов власти. В Бюджетном кодексе РФ установление новых видов налогов отнесено к полномочиям федеральных органов власти. Органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обладают лишь правом вводить региональные и местные налоги. Устанавливать они могут только отдельные элементы налогового механизма (размеры ставок по этим налогам, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности) и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, определенных налоговым законодательством Российской Федерации. Региональные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а законами субъектов Федерации — только вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Федерации. Местные налоги и сборы также устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В соответствии с действующим в России порядком полномочия по установлению круга налогоплательщиков, объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, порядка исчисления налога по всем налогам, взимаемым на территории Российской Федерации, принадлежат исключительно федеральным властям и прописываются по каждому налогу в Налоговом кодексе РФ. Российское законодательство предусматривает распределение некоторой части полномочий по установлению налоговых ставок и налоговых льгот. Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые ставки и предоставлять налоговые льготы по некоторым федеральным налогам в пределах, определенных федеральным законодательством. Право предоставления льгот по налогам и сборам органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления ограничено запретом на установление льгот, носящих индивидуальный характер. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, имеют полномочия по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения в пределах лимитов предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете. Представительные органы местного самоуправления устанавливают размеры ставок по местным налогам и сборам, льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации. Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Органы местного самоуправления предоставляют отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете. В части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей производится только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга. Распределение налоговых доходов между бюджетами различного уровня. В российской налоговой системе существует три вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Органы государственной власти субъектов Федерации имеют ряд полномочий в отношении налоговых доходов местных бюджетов. Так, к ведению органов государственной власти субъектов Федерации относится распределение доходов от региональных налогов и сборов между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. В соответствии с действующим в настоящее время Бюджетным кодексом РФ собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам и должны расходоваться в порядке, утверждаемом высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. Распределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации относится к предмету регулирования бюджетного законодательства Российской Федерации. Право передачи регулирующих налогов на нижестоящий уровень принадлежит тому уровню власти, в чьей компетенции находится распределение данного налога, или тому уровню власти, которому были переданы отчисления от этих налогов. Например, собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам по единым нормативам отчислений (ст. 58 БК РФ). Органы государственной власти субъекта Федерации обязаны установить в порядке, предусмотренном данной статьей, единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Федерации от указанного налога. В субъектах Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов Российской Федерации. В местный бюджет поступают также ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.
«Распределение полномочий в области налогообложения по уровням бюджетной системы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 205 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot