Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задание: прочитать и дать аргументированный ответ.
Проанализируйте одну из программ или проектов развития образования в России на предмет решения проблем общеобразовательной или профессиональной системы обучения.
Программы и проекты развития образования в России
Модернизация российского образования.
Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни.
Осуществление научно обоснованной модернизации российского образования является необходимым и важнейшим условием решения социально-экономических проблем, стоящих перед обществом. В ходе своего исторического развития отечественное образование неоднократно подвергалось реформам, в разной степени и в различных аспектах менявшим его направленность, содержание, структуру. В настоящее время разворачивается сложный процесс выработки новой стратегии развития российского образования, которая позволила бы сохранить преимущества традиционного российского образования, обеспечив ему в то же время конкурентоспособность в современном мире.
Все это нашло свое воплощение в ряде документов стратегического и прогностического характера:
- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008),
- «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2009),
- «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011),
- «Стратегия-2020 – Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (2011), где имеется существенный раздел, посвященный обоснованию стратегического видения процессов и результатов модернизации системы российского образования.
Непосредственно в сфере образования стратегический характер носят на современном этапе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., а также государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (2013), которая затем неоднократно редактировалась постановлениями Правительства РФ.
Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
Вторая задача — модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.
Третья задача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
Четвертая задача — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Федеральная целевая программа развития образования.
Федеральная целевая программа (сокращенно ФЦП) в России — это комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач, требующих государственной поддержки, увязанный по: ресурсам, исполнителям, срокам осуществления.
Решение о разработке Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы было принято распоряжением правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года.
Основные разработчики Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) - Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Целью программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации. В рамках ФЦПРО предусмотрена реализация масштабных, системных изменений сферы образования, вовлечение большей части субъектов РФ и образовательных учреждений в процессы инновационного социально-ориентированного развития страны и внедрение инноваций.
Задачами программы являются: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Программу планировалось реализовать в два этапа.
На первом этапе в 2011-2013 годах планировалось сформировать стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты должны были быть реализованы субъектами РФ, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.
На втором этапе в 2014-2015 годах предполагалось завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовании на всей территории РФ. На этом этапе должны быть сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период.
Следующая Федеральная целевая программа развития образования была утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497. Предполагалось, что программа будет реализована в 2016 - 2020 годах в 2 этапа:
Первый этап - 2016 - 2017 годы.
В результате реализации этого этапа будут апробированы и внедрены модели и комплексы мер, начатые в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.
Второй этап - 2018 - 2020 годы.
В результате выполнения второго этапа должны были произойти принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования, внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы социального и экономического развития Российской Федерации.
Реализация этого этапа должно было обеспечить:
- распространение и практическое внедрение новых содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования,
-реализацию эффективных механизмов вовлечения учащихся и студентов в социальную практик,
- эффективное функционирование общероссийской независимой системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Государственная программа «Развитие образования»
Реализация программы направлено на формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей; модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитию потенциала молодёжи.
Срок реализации последней редакции программы - 2018-2025 годы
В состав государственной программы включены следующие подпрограммы и проекты:
Направление (подпрограмма) "Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования"
Включает проекты:
• Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" - модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100 процентах профессиональных образовательных организаций к 2024 году.
• Федеральный проект "Современная школа" - вхождение Российской Федерации к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально-технической базы.
• Федеральный проект "Успех каждого ребенка" - обновление к концу 2024 года для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом.
• Федеральный проект "Поддержка семей, имеющих детей" - создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет, путем предоставления в 2024 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
• Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" - создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
• Федеральный проект "Учитель будущего" - обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
• Федеральный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" - создание не менее 90 тыс. дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте до трех лет за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с учетом приоритетности региональных программ субъектов Российской Федерации, в том числе входящих в состав Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов. Создание к концу 2021 года не менее 143683 дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте от полутора до трех лет за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с учетом приоритетности региональных программ субъектов Российской Федерации, в том числе входящих в состав Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов. Создание к концу 2024 года не менее 8600 групп дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста в негосударственном секторе дошкольного образования за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом приоритетности региональных программ субъектов Российской Федерации, в том числе входящих в состав Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов.
• Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" - предоставление к концу 2024 года не менее 206 грантов в форме субсидий на создание и поддержку функционирования организаций дополнительного образования детей и (или) детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики. Осуществление к концу 2024 года государственной поддержки развития и распространения лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков для не менее 1455 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, имеющих лучшие результаты в преподавании предметных областей "Математика", "Информатика" и "Технология", а также создание 15 экспериментальных площадок.2019 - 2024 годы.
Направление (подпрограмма) "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики"
Включает проекты:
• Федеральный проект "Успех каждого ребенка" - обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет качественных и доступных для каждого условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80 процентов общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
• Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" - создание к 2024 году сети центров цифрового образования детей, в том числе за счет федеральной поддержки не менее 340 центров цифрового образования "IT-куб" с годовым охватом не менее 136 тыс. детей.
• Федеральный проект "Учитель будущего" - организация в соответствии с разработанными обучающими и информационно-консультационными программами (семинарами, вебинарами, тренингами) мероприятий по обучению вожатых.
• Федеральный проект "Социальная активность" - развитие добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей и молодежи, в том числе студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечения к 2024 году в добровольческую деятельность 20 процентов граждан, вовлечения 45 процентов молодежи в творческую деятельность и 70 процентов студентов в клубное студенческое движение.
• Федеральный проект "Социальные лифты для каждого" - создание для не менее 1,7 млн. человек возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования к 2024 году системы профессиональных конкурсов.
• Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" - предоставление грантов в форме субсидии на проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий (133600 единиц к концу 2024 года). Предоставление грантов обучающимся общеобразовательных организаций, проявившим особые способности и высокие достижения в области математики, информатики и цифровых технологий (33300 единиц к концу 2024 года).
• Федеральный проект "Цифровая культура" - формирование и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" контента, направленного на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи.
Направление (подпрограмма) "Совершенствование управления системой образования"
Включает проекты:
• Федеральный проект "Современная школа" - проведение в 85 субъектах Российской Федерации оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях Российской Федерации.
• Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" - обеспечение информационного сопровождения национального проекта "Образование".
• Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" - разработка к концу 2024 года не менее 75 цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для реализации общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ, программ среднего профессионального образования по предметным областям "Математика", "Информатика" и "Технология".