Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
5.
ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОГРАММА
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
Программа исследования — это изложение его теоретикометодологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с
основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с
указанием правил процедуры, а также логической последовательности
операций для их проверки.
Содержание и структура программы социологического исследования
зависят от его общей направленности, т. е. от главной цели исследовательской
деятельности. Программа прикладного исследования включает следующие
элементы.
Методологический раздел программы:
1.
Формулировка проблемы
2.
Объект и предмет исследования.
2.
Определение цели и постановка задач исследования.
3.
Уточнение и интерпретация основных понятий.
5.
Развертывание рабочих гипотез.
Процедурный раздел программы:
6.
Принципиальный (стратегический) план исследования.
7.
Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
8.
Выбор и обоснование основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Методологический раздел программы.
Исходным пунктом всякого исследования является проблемная
ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы:
гносеологическую и предметную.
В гносеологическом смысле проблемная ситуация — это "знание о
незнании, несоответствие или противоречие между знанием о
потребностях, людей и каких-то результативных практических или
теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов,
приемов реализации этих необходимых действий"
Предметная сторона проблемы социологического исследования — это
явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация
непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная
дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей
институтов. С одной стороны, последние угрожают стабильности, но
одновременно являются главным фактором социальных изменений и потому
особенно заслуживают внимания.
Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно
взаимосвязаны. В простейшем случае — это недостаточная осведомленность
о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать
уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования
социальных процессов. В других случаях—это обнаружение таких процессов
и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а следовательно, нет
и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и
воздействия на них со стороны общества.
Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:
(а) от соотносительной сложности объекта исследования и достигнутых
о нем знаний;
(б) от уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуации и разрешении социальных противоречий;
(в) от состояния научного и практического знания в соответствующей
области.
Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки
вопроса, а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т.
е. конкретизирует проблему.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта
исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной
действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие
проблемную ситуацию.
Объект социологического исследования — это то, на что направлен,
процесс познания.
Помимо объекта выделяется также предмет, изучения, или те наиболее
значимые с практической или теоретической точки зрения свойства,
стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному
изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне
поля зрения исследователя. Поскольку объект - то, что содержит социальную
проблему, постольку предмет - это те его свойства и стороны, которые
наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов,
личности и организаций, образуют как бы полюса социального противоречия
или конфликта.
Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос
проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем
закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса —
источник выдвижения рабочих гипотез.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат,
теоретико-познавательный
и
практически-прикладной,
задачи
формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для
реализации целей исследования.
Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в
которых каждое звено служит средством удержания других звеньев.
Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей, а
частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно
назвать промежуточными целями, или целями второго порядка. В интересах
однозначности терминологии мы будем различать цели, и задачи
исследования в указанном смысле.
Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная, то при
разработке программы главное внимание уделяется изучению научной
литературы по данному вопросу, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической
интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и
логическому анализу рабочих гипотез. Конкретный объект исследования
определяется только после того, как выполнена эта предварительная
исследовательская работа на уровне теоретического поиска.
Определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс
научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а
также дополнительных задач. Главная цель исследования развертывается в
цепь частных задач.
Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из
основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.
Прикладная задача — прогноз развития социальных процессов в
современном российском обществе на основе определения тенденций поиска
новых социальных идентификаций в различных группах населения.
Очень важно различать программные задачи исследования и те, что
будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические. В
сущности, каждая стадия развертывания программы и анализа получаемых
данных предваряется постановкой конкретных задач.
Помимо главных (основных) и частных программных задач, могут
возникать дополнительные. Эти последние логически не обязательно связаны
с целью и основными задачами исследования. Основные задачи исследования
отвечают его целевой установке, дополнительные — ставятся как бы "для
пристрелки", для подготовки будущих исследований, проверки побочных
(возможно, весьма актуальных), не связанных с данной проблемой гипотез,
для решения каких-то методических вопросов и т, п.
Цель исследования логически диктует структуру его основных задач,
теоретических и практических, последние требуют уточнений в виде ряда
частных программных задач. Кроме того, может быть поставлено
некоторое ограниченное число побочных, дополнительных задач.
Исследователь должен быть готов к тому, что по мере развития
исследовательского процесса будут уточняться частные задачи, возникать
новые, и так до окончания работы.
Важной процедурой в социологическом исследовании является
сопоставление теоретических положений с эмпирическими данными в целях:
дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач
используются специальные логические операции.
Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае,
если его интерпретация ведется в двух направлениях: сопоставление данного
понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия) и
сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с
эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия); В первом
случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором —
эмпирическое.
Эмпирическая
интерпретация
понятий
представляет
собой
специфическую процедуру поиска эмпирических значений теоретических
терминов.
Одним из правил обозначения является операциональное определение.
Операциональное определение - это раскрытие значения теоретического
понятия через указание той экспериментальной операции, результат которой,
доступный эмпирическому наблюдению или измерению, свидетельствует о
наличии явления, выраженного в понятии. В простейшем случае — это
указание эмпирического показателя, свидетельствующего о наличии или
отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии. Часто
операциональные определения формулируются в виде определенных
количественных зависимостей.
С онтологической точки зрения эмпирический показатель представляет
собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того,
чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого
наблюдения и измерения.
Операционализация понятий - это специфическая научная процедура
установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его
методическим инструментарием. Это не только переход от одного типа знания
к другому, теоретического к эмпирическому, но и переход от одного средства
получения знания к другому, от концептуального аппарата исследования к его
методическому инструментарию.
Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура
построения инструмента исследования. Так, при построении индекса
осуществляются следующие операции: перевод понятия в показатели
(используются как операциональные, так и неоперациональные определения,
например описательные); перевод показателей в переменные (выбираются тип
шкалы, и если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс
(выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индексов на надежность и обоснованность). Простейшим
примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий
собой отношение числа взаимных позитивных выборов к числу всех
возможных выборов, сделанных в группе. Понятие групповой сплоченности
определяется через эмпирически регистрируемый показатель — взаимные
выборы — и средство регистрации — простой подсчет.
из ее содержания проверяемых следствий
Гипотеза в социологическом, исследовании — это научно обоснованное
предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и
связей, образующих эти объекты, о механизме их. функционирования и
развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате
предварительного анализа изучаемого объекта.
Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс
ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического
исследования. В результате такого- исследования гипотезы либо
опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории,
истинность которых уже доказана. Научно обоснованная гипотеза в
социологии должна отвечать ряду требований.
Во-первых, она должна соответствовать исходным принципам
исторического материализма, который служит общей теоретикометодологической основой научного познания социальных процессов. Это
требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева
ненаучных, исключения из науки безусловно несостоятельных гипотез,
построенных на основе ложных философских идей и общесоциологических
теорий.
Во-вторых, гипотеза, объясняющая социальные факты, в некоторой
области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых
для данной области уже доказана. Однако новая гипотеза иногда может
противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой. Это
возможно в тех случаях, когда новая гипотеза охватывает значительно более
широкий круг фактов, чем те, которые объясняет старая теория.
В-третьих, необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и
проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с
которым гипотеза не согласуется, она должна быть отброшена или
переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для
объяснения которых она предложена. Однако не всегда противоречие
известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности
гипотезы. Сами факты могут быть ошибочными и требовать своего
пересмотра. Поэтому гипотеза должна находиться в согласии с точно
установленным фактами. Научная гипотеза не только объясняет всю
совокупность известных фактов, но и предсказывает новые, еще неизвестные.
В-четвертых, гипотеза должна быть доступна проверке в процессе
социологического исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в
распоряжении исследователя специально разработанной методики. Социолог
должен быть в состоянии разработать процедуры, позволяющие ему
зафиксировать именно те элементы -и связи изучаемого социального, объекта,
предположение о которых содержится в гипотезе.
В-пятых, гипотеза должна подвергаться логическому анализу,
устанавливающему ее непротиворечивость. К числу операций, устанавливающих непротиворечивость гипотезы, относятся не только логические
правила (правила вывода), но и операциональные определения (правила
обозначения). Последние позволяют социологу избежать произвольности
истолкования эмпирических значений терминов его гипотезы.
Нередко одна и та же научная гипотеза подтверждается одними фактами
и опровергается другими. Поэтому факты должны быть правильно
истолкованы, для того чтобы служить средством проверки. Само
использование факта, эмпирических данных в качество средства проверки
гипотезы предполагает активную мыслительную деятельность исследователя
и не сводится к пассивному созерцанию, простому восприятию чувственно
данного.
Если обнаруживается, что почти все выведенные из гипотезы следствия
истинны-, то это говорит об определенной степени истинности самой гипотезы
и может служить основанием для ее принятия. Мало вероятно, чтобы
подтверждение большинства следствий было делом случая. Такое
подтверждение свидетельствует о большой вероятности истинности гипотезы
при условии, что не нарушены правила вывода и правила обозначения, т. е.
обеспечена её формальная правильность.
Если установлено, что выведенные следствия ложны и не соответствуют
данным, полученным в исследовании, то гипотеза опровергается. В этом
случае она должна быть либо отвергнута либо переформулирована.
Отсутствие подтверждений следствий не означает ложности гипотезы в том
случае, если под сомнением находится ее формальная непротиворечивость.
Для повышения подтверждаемости гипотезы следует руководств
соваться следующим правилом: стремиться к выдвижению возможно
большего числа взаимосвязанных гипотез и стремиться указать для каждой
гипотезы возможно-большее число эмпирических показателей входящих в нее
переменных. Хотя таким путем мы не решаем проблемы истинности
гипотезы, но зато повышаем вероятность ее обоснования.
По содержанию предположений относительно изучаемого социального
объекта различают описательные и объяснительные гипотезы.
Описательные гипотезы это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться и к классификационным характеристикам социального объекта. Объяснительные
гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных
связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.
Процедурный раздел программы
Процедурный раздел программы определяет методический инструментарий исследования - методы сбора, обработки и анализа -социальной
информации.
Выбор методов сбора информации. Каждое социологическое исследование — это уникальное сочетание объекта и предмета изучения, целей
и задач стратегического плана и соответственно методов исследования. Чаще
всего социологу не удается отыскать готовый набор исследовательских
средств и схему их применения. В таких случаях ему приходится опираться на
свой опыт и отыскивать оригинальное решение. От его умения находить такие
средства, которые позволяли бы изучить данную социальную проблему, во
многом зависит успех социологического исследования.
Часть программы, посвященная характеристике методик сбора
информации, не может быть простым перечислением приемов исследования.
Именно в этой части программы следует обеспечить неразрывное единство
рабочих понятий и рабочих, гипотез не только со способами сбора
информации, но и со способами ее дальнейшей выработки. Для этого следует
обосновать соответствующий выбор методов и методик в соответствии с
гипотезами и заранее продумать возможные способы обработки и анализа
собранного материала так, чтобы они давали информацию, необходимую для
проверки именно данной гипотезы, чтобы они в этом смысле были привязаны
к гипотезе.
В каждом отдельном исследовании разрабатывается одна или несколько
специфических процедур сбора информации: описываются методы и
методики сбора, способы и порядок их применения.
Описание процедур в программе исследования дается не как простое
перечисление используемых методик, а в соотношении с каждым отдельным
теоретическим разделом работы. По ходу изложения обязательных
методических и технических приемов социолог перепроверяет -общую
теоретическую концепцию исследования с точки зрения того, возможно ли с
помощью данных средств получить именно ту информацию, которая
необходима для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.
Описание методов анализа. Методологически-грамотное исследование
всегда предусматривает в программе перспективу дальнейшей обработки, и
анализа полученной информации. Социологическое исследование не сводится
только к сбору данных. Цель его- дать научно обоснованную интерпретацию
фактов, а это, в свою очередь, подразумевает необходимость обработки
собранных данных на основании заранее разработанной схемы.
Методологическая часть программы связывается с процедурой не только через
средства сбора информации. Формулируя гипотезу, социолог должен
одновременно предусмотреть, как собрать материал, как его обработать и
проанализировать, опираясь на гипотезу.
Первичный материал — это массив данных, полученных при помощи
методов сбора, предусмотренных в программе социологического
исследования. Сам по себе массив данных трудно обозрим и не пригоден для
теоретического
анализа.
Первичная
обработка
упорядочивает,
классифицирует эмпирический материал, придавая ему обозримый вид.
В данной части программы должна быть намечена схема применения
средств обработки в соответствии с задачами исследования. Важно, чтобы
обработка данных, и их теоретическая интерпретация были приспособлены к.
выдвинутым гипотезам, чтобы все эти шаги были не разрозненными
операциями, а элементами единого исследовательского процесса.