Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Профессиональный стандарт и
профессиональная компетентность
педагога дополнительного
профессионального образования
Кандидат педагогических наук, доцент,
зав. кафедрой педагогики высшей школы, андрагогики
и акмеологии
Г.С. Саволайнен
Логика рассмотрения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Современное понимание образования
Вызовы системе образования
Базовые принципы новой модели образования
Компетентностный подход как адекватный ответ на новые
вызовы
Основные понятия компетентностного подхода
Ключевые компетенции и компетентности
Структура компетентности
Федеральный государственный образовательный стандарт
II поколения и компетентностный подход
Технологии реализации компетентностного подхода
КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Необходимым условием
формирования инновационной
экономики является модернизация
системы образования,
становящейся основой динамичного
экономического роста и
социального развития общества,
фактором благополучия граждан и
безопасности страны».
Новый подход к пониманию места
образования в жизни человека
Образование перестает быть
атрибутом детства и юности,
становится неотъемлемой частью
взрослой жизни. Отсюда
ответственность взрослого за свое
обучение и новое понимание
роли школы: она становится
местом, где человека учат
учиться.
Культура усвоения замещается культурой
поиска и обновления
•
•
•
Информационный взрыв: объем потенциально
полезного знания превосходит возможности его
освоения на несколько порядков
Изменение содержания образования – новая
фундаментальность. Информационная
составляющая содержания в значительной
степени замещается формированием
ключевых компетентностей
(коммуникативность, решение проблем,
работа в группах) и умением применять
знания
Реабилитация свободного поиска:
преподаватель теряет монополию на
оценку результатов учащегося
Новый взгляд на учебную и
внеучебную деятельность
Результаты ученика будут оцениваться не
только по формализованным критериям
(ЕГЭ). Портфолио — сведения о
внеучебных достижениях.
Бонусы должен получать не только тот
ученик, который знает школьные
предметы. Возникает возможность
более полного понимания и оценки
достижений ребенка.
Резюме:
Авторы Современной модели
образования подчеркивают
баланс фундаментальности и
компетентностного подхода. Их
сочетание станет главной
характерной особенностью
российского образования.
Дополнительное
образование
И.А. Зимняя
КЛЮЧЕВЫЕ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
как результативно
целевая основа
компетентностного
подхода
в образовании
МОСКВА—2004
Дополнительное
образование
•
•
правомерно рассматривается как одна
из ведущих составляющих системы
отечественного образования;
все больше и больше перестает
выступать как нечто «необязательное»,
факультативное, а приобретает
системообразующие, акмеологические
характеристики личностного и
профессионально-личностного развития.
В дополнительном профессиональном
образовании, в качестве основного
подхода выступает компетентностный,
обеспечивающий подготовку человека
к освоению новых областей
профессиональной деятельности и/или
совершенствованию в той
деятельности, которой человек
занимается.
В последние годы проблема
компетентностного подхода
достаточно широко обсуждалась в
научных и научно-методических
публикациях, что отражено в
исследованиях В.А. Адольфа, В.А.
Болотова, В.И. Загвязинского, Э.Ф.
Зеера, И.А. Зимней, А.П. Тряпицыной,
А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Л.В.
Шкериной и других ученых.
Договоримся о понятиях
Основные понятия
Подход
Компетенция
Компетентность
Парадигма
ПОДХОД
это способ концептуализации
знаний который, определяется
некоей идеей, концепцией и
центрируется на основных для
него одной или более категориях
(по Г.Б. Корнетову),.
это некоторая позиция, точка
зрения, обусловливающая
исследование, проектирование,
организацию того или иного
явления, процесса.
ПАРАДИГМА
то, что объединяет членов научного
сообщества … вся совокупность
убеждений, ценностей, технических
средств и т.д., которая характерна для
членов данного сообщества [Т.Кун].
Парадигмы дают не только план
деятельности, но также указывают и
некоторые направления, существенные
для реализации плана.
ПАРАДИГМА
есть некоторый перспективный фрейм
соотнесения (a perspective frame of
reference) для рассмотрения социального
мира, состоящий из совокупности
концептов и допущений;
парадигма – это ментальное окно (mental
window), через которое исследователь
рассматривает мир» [К. Бейли].
Для современного этапа характерны:
переход от «ЗУН-парадигмы
результата» к личностно- и
социально-интегрированному
результату;
переход от «ЗУН – парадигмы
результата» к «ЦУЗ – парадигме»
Ц – ценности
У - умения
З - знания
Результат образования в
совокупности мотивационноценностных, когнитивных и
деятельностных составляющих
определяется терминами
«компетенция/компетентность».
Это новая парадигма результата
образования (И.А. Зимняя).
Компетентностный
подход
Компетенция?
Компетентность?
Компетенция и компетентность
разграничиваются по основаниям:
потенциальное
должное
(знаниевое или
деятельностное)
–
актуальное
личностное
-
Компетенция
совокупность правил, знание,
(фактически = ЗУНам);
«зона» ответственности личности.
Компетенция
компетенция - это отчужденное,
заранее заданное социальное
требование (норма) к образовательной
подготовке ученика (учителя),
необходимой для его эффективной
продуктивной деятельности в
определенной сфере.
Компетенции относятся к деятельности,
компетентность характеризует субъекта
деятельности.
Компетентность
– новообразование субъекта
деятельности, формирующееся в
процессе профессиональной
подготовки, представляющее собой
системное проявление знаний, умений,
способностей и личностных качеств,
позволяющие успешно решать
функциональные задачи, составляющие
сущность профессиональной
деятельностисущность
профессиональной
(«Профессиональный стандарт педагогической
деятельности»)
Компетентность - новое качество
субъекта деятельности, проявляющееся
в способности системного применения
знаний, умений, ценностных установок
и позволяющее успешно разрешать
различные противоречия, проблемы,
практические задачи в социальном,
профессиональном и личностном
контексте. Компетентность –
объективный результат освоения
компетенций конкретной личностью.
Компетентность
компетентность – это владение,
обладание учеником (учителем)
соответствующей компетенцией,
включающее его личностное отношение
к ней и предмету деятельности.
компетентность – уже состоявшееся
качество личности (совокупность
качеств) ученика (учителя) и
минимальный опыт деятельности в
заданной сфере [Хуторский];
Ключевые компетенции
В докладе международной комиссии по
образованию для ХХI века
«Образование: сокрытое сокровище»
Ж. Делор сформулировал основные,
глобальные компетенции, определив их
как «четыре столпа», на которых
основывается образование: научиться
познавать, научиться делать, научиться
жить вместе, научиться жить.
5 ключевых компетенций, которыми «должны быть
оснащены молодые европейцы» принятые
«Советом Европы» (В. Хутмахер),
1. политические и социальные
компетенции, такие как
способность принимать
ответственность, участвовать в
принятии групповых решений,
разрешать конфликты
ненасильственно, участвовать в
поддержании и улучшении
демократических институтов;
2. компетенции, связанные с жизнью в
многокультурном обществе. Для того,
чтобы контролировать проявление
(возрождение) расизма и развития
климата нетолерантности, образование
должно «оснастить» молодых людей
межкультурными компетенциями,
такими как принятие различий,
уважение других и способность
жить с людьми других культур,
языков и религий;
3. компетенции, относящиеся к
владению устной и письменной
коммуникацией, которые особенно
важны для работы и социальной жизни,
с акцентом на то, что тем людям,
которые не владеют ими, угрожает
социальная изоляция. В этом же
контексте коммуникации все большую
важность приобретает владение более,
чем одним языком;
4. компетенции, связанные с
возрастанием информатизации
общества. Владение этими
технологиями, понимание их
применения, слабых и сильных
сторон и способов к критическому
суждению в отношении
информации, распространяемой
массмедийными средствами и
рекламой;
5. способность учиться на
протяжении жизни в качестве
основы непрерывного обучения в
контексте как личной
профессиональной, так и
социальной жизни
Ключевые компетенции суть самое
общее и широкое определение
адекватного проявления социальной
жизни человека в современном
обществе (И.А. Зимняя).
Ключевые компетенции надпредметны,
носят обобщенный характер призваны
помочь человеку в повседневной
жизни.
Структура компетенций в «Стратегии
модернизации содержания образования»
компетенция в сфере
самостоятельной познавательной
деятельности, основанная на
усвоении способов приобретения
знаний из различных источников
информации, в том числе внешкольных;
компетентция в сфере гражданскообщественной деятельности,
(выполнение ролей гражданина,
избирателя, потребителя);
компетенция в сфере социально-трудовой
деятельности (в т.ч. умение анализировать
ситуацию на рынке труда, оценивать
собственные профессиональные возможности,
ориентироваться в нормах и этике
взаимоотношений, навыки самоорганизации);
компетенция в бытовой сфере (включая
аспекты собственного здоровья, семейного
бытия и проч.);
компетенция в сфере культурно-досуговой
деятельности (включая выбор путей и
способов использования свободного времени,
культурно и духовно обогащающих личность)
Компетентность – владение
компетенцией
Структура компетентности (как
качества личности) :
- Знания
- Отношения, ценностные
ориентации, мотивы
- Деятельность, опыт
Компетентность
Когнитивный
Компонент
(знания)
Аксиологический
Компонент
(ценности,
отношения)
Праксиологический
Компонент
(опыт,
деятельность)
Федеральный государственный
образовательный стандарт общего
образования II поколения
В соответствии с Федеральным законом № 309
от 5 декабря 2007 года «в Российской
Федерации устанавливаются Федеральные
государственные образовательные стандарты,
представляющие собой совокупность
требований обязательных при реализации
основных образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего
профессионального и высшего
профессионального образования
образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию».
Президент РАО Н.Д. Никандров
Вице-президент РАН В.В. Козлов
Вице-президент РАО А.А. Кузнецов
Член-корреспондент РАО А.М. Кондаков
Академик РАО М.В. Рыжаков
Академик РАМН В.Р. Кучма
Академик РАО В.Д. Шадриков
О разработке
Российской академией образования
федеральных государственных
образовательных стандартов
общего образования
второго поколения
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Макет
(ВАРИАНТ №2)
Москва 2007
Российское образование –
2020:модель для инновационной
экономики
А. Волков, Я. Кузьминов,
И. Реморенко, Б. Рудник,
И. Фрумин, Л. Якобсон
Инновационность стандартов
Впервые стандарты разрабатываются как
целостная система требований ко всей
системе образования страны, а не как
требования к предметному содержанию
образования
(новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»)
Впервые стандарты рассматриваются как
конституция школьной жизни
Впервые основой эффективного внедрения
стандартов в реальную жизнь должна стать
новая организационно-экономическая модель
образования
Инновационность структуры
стандартов
Требования к результатам освоения
основных образовательных
программ
Требования к структуре основных
образовательных программ
Требования к условиям реализации
основных образовательных программ
Стандарты - социальная конвенциональная норма,
общественный договор между семьей, обществом и государством
СЕМЬЯ
СЕМЬЯ
•Личностная успешность
•Личностная
успешность
•Социальная
успешность
•Социальная успешность
•Профессиональная
•Профессиональная
успешность
успешность
ОБЩЕСТВО
•Безопасность и здоровье
•Свобода и ответственность
•Социальная справедливость
•Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
•Национальное единство
•Безопасность
•Развитие человеческого потенциала
•Конкурентоспособность
Федеральные государственные
образовательные стандарты
общего образования
второго поколения
Требования к результатам освоения
основных образовательных программ
Задача
ориентация системы
образования на новые
образовательные результаты,
связанные с пониманием
развития личности как цели и
смысла образования
Назначение
Задают основные результаты
образования – общие и по ступеням
Характеризуют и регулируют
планируемые результаты,
отражаемые в:
учебных программах (предметные,
метапредметные, личностные)
программах внеклассной
деятельности (личностные,
метапредметные)
Личностные результаты –
сформировавшиеся в образовательном
процессе мотивы деятельности,
система ценностных отношений
учащихся – в частности, к себе , другим
участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу,
объектам познания, результатам
образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – освоенные
обучающимися на базе нескольких или
всех учебных предметов обобщенные
способы деятельности, применимые
как в рамках образовательного процесса,
так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - выражаются в
усвоении обучаемыми конкретных
элементов социального опыта,
изучаемого в рамках отдельных учебных
предметов
Требования к результатам, не подлежащим
формализованному итоговому контролю и аттестации
К результатам, которые не подлежат
итоговой аттестации, относятся
следующие:
- ценностные ориентации выпускника,
которые отражают его индивидуальноличностные позиции (религиозные,
эстетические взгляды, политические
предпочтения и др.) ;
- характеристика социальных чувств
(патриотизм, толерантность, гуманизм и
др.);
- индивидуальные психологические
характеристики личности
Эти результаты образования выявляются
в ходе массовых мониторинговых
социологических и других обследований
и служат одним из средств оценки
эффективности деятельности
образовательных учреждений, системы
образования на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях
Требования к результатам, подлежащим
проверке и аттестации
научные знания и представления о природе,
обществе, человеке, знаковых и
информационных системах
умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности,
обобщенные способы деятельности
коммуникативные и информационные
умения
умение оценивать объекты окружающей
действительности с определенных
позиций
способность к контролю и самоконтролю
способность к творческому решению
учебных и практических задач
Общая характеристика
результатов образования
В результате обучения у обучающихся
должны быть сформированы
умения организовывать свою
деятельность – определять ее цели и
задачи, выбирать средства реализации
целей и применять их на практике,
взаимодействовать с другими людьми
в достижении общих целей, оценивать
достигнутые результаты;
умения на основе приобретенных
знаний объяснять явления
действительности – природной,
социальной, культурной, технической
среды, т. е. выделять их существенные
признаки, систематизировать и
обобщать, устанавливать причинноследственные связи, оценивать их
значимость, выдвигать и проверять
гипотезы;
умения ориентироваться в мире
социальных, нравственных и
эстетических ценностей –
различать факты, суждения и
оценки, их связь с определенной
системой ценностей,
формулировать и обосновывать
собственную позицию;
умения решать проблемы,
связанные с выполнением
человеком определенной
социальной роли (избирателя,
потребителя, пользователя, жителя
определенной местности и т. д.), –
обладать способностью анализировать
конкретные жизненные ситуации и
выбирать и реализовывать способы
поведения, адекватные этим ситуациям;
ключевые (универсальные)
умения – решения проблем,
принятия решений, работы с
информацией, ее поиска, анализа
и обработки, коммуникации,
сотрудничества;
способность ориентироваться в мире
профессий, в ситуации на рынке труда
и в системе профессионального
образования, в собственных интересах
и возможностях, экономических
условиях; быть подготовленным к
условиям обучения в
профессиональном учебном заведении,
обладать знаниями и умениями,
имеющими опорное значение для
профессионального образования
определенного профиля.
Резюме:
Фактически речь идет о
компетентностях, как способности
и умении решения проблем:
Информационной
Коммуникативной
Сотрудничества
Организационной
Аналитической и др.
Технологии реализации
компетентностного подхода
Портфолио
Проектные
Кейс
Развития критического мышления
Модерации
Исследовательской деятельности
Профессиональный стандарт
«Педагог профессионального
обучения, профессионального
образования и дополнительного
профессионального
образования»
61
Профессиональные стандарты
разрабатываются объединениями
работодателей, работодателями,
профессиональными сообществами,
иными некоммерческими организациями с
участием образовательных организаций
профессионального образования и других
заинтересованных организаций.
62
профессиональный стандарт характеристика квалификации,
необходимой работнику для
осуществления определенного вида
профессиональной деятельности.
вид профессиональной деятельности
– совокупность обобщенных трудовых
функций, имеющих близкий характер,
результаты и условия труда;
63
обобщенная трудовая функция (ОТФ)–
совокупность связанных между собой
трудовых функций, сложившаяся в
результате разделения труда в конкретном
производственном процессе;
трудовая функция (ТФ)- система
трудовых действий в рамках обобщенной
трудовой функции;
трудовое действие — процесс
взаимодействия работника с предметом
труда, в котором достигается определенная,
заранее поставленная, цель.
64
Пример соотношения ОТФ И ТФ
ОТФ
Преподавание по
программам
профессионального
обучения, среднего
профессионального
образования (СПО) и
дополнительным
профессиональным
программам (ДПП),
ориентированным на
соответствующий уровень
квалификации
ТФ
- Организация учебной деятельности
обучающихся по учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей)
профессио-нального обучения, СПО
и(или) ДПП
- Педагогический контроль и оценка
освоения образовательной программы профессионального обучения,
СПО и(или процессе промежуточной
и итоговой аттестации
- Разработка программно-методического обеспечения предметов,
курсов, дисциплин (модулей)
программ профессионального
обучения, СПО и(или) ДПП
65
ОТФ
ТФ
- Организация учебноОрганизация и
деятельности по
проведение учебно- производственной
освоению программ
производственного профессионального обучения и(или)
подготовки квалифицированных
процесса при
рабочих, служащих;
реализации
- Педагогический контроль и оценка
образовательных
освоения квалификации рабочего,
программ различного служащего в процессе учебнопроизвод-ственной деятельности
уровня и
обучающихся
направленности
Разработка программнометодического обеспечения учебнопроизводственного процесса
66
ОТФ
Организационнопедагогическое
сопровождение
группы (курса)
обучающихся по
программам СПО
ТФ
Создание педагогических
условий для развития группы
(курса) обучающихся по
программам СПО
Социально-педагогическая
поддержка обучающихся по
программам СПО в
образовательной деятельности
и профессиональноличностном развитии
67
Спасибо за внимание