Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профессиональные стандарты и профессиональная компетентность педагога.

  • 👀 277 просмотров
  • 📌 211 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Профессиональные стандарты и профессиональная компетентность педагога.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профессиональные стандарты и профессиональная компетентность педагога.» docx
Лекция 1. Профессиональные стандарты и профессиональная компетентность педагога. Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профдеятельности. Вводится в действие с 1 января 2017 года. Нормативно-правовое обеспечение введения профессионального стандарта педагога Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2013г. N23) с изменениями и дополнениями от: 23 сентября 2014 г. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. №544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ Приказ Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н "О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2015 N 36091) Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163666/ Профессиональный стандарт разработан соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности. Выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы Термины и определения стандарта 1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций. 2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. 3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. 4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту: документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте. 5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам. 6 Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка. 7. Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. 8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований. 9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям. 10 Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Область применения стандарта: сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться: а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Цель применения - Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка. - Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда. - Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях. - Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования. Содержание стандарта предполагает: Обучение Что должен педагог? Воспитание Что должен педагог? Развитие Что должен педагог? Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе Что должен педагог начальной школы Профессиональные требования к учителю математики и информатики, профессиональные требования к учителю русского языка. Каково содержание требований? Психолого-педагогические требования к квалификации учителя. Каково содержание требований? Трудовая функция определяет трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения, другие характеристики. Таким образом, профессиональный стандарт педагога – это пакет документов, которые включают список личностных и квалификационных требований к нему. Это описание, каким должен быть учитель, что обязан знать и уметь. Характеризуются его навыки и личные качества. Этот документ обязан повысить интерес преподавателя к своему труду, привить любовь детей к предмету. Учитель обязан понимать, что необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием, повышением опыта. Необходимо неуклонно пополнять свой багаж знаний, и не только профильными предметами. Чем больше знает педагог, тем легче ему ориентироваться, находить общий язык с учениками. Его авторитет в детской среде позитивно отражается на качестве знаний, стремлению детей к наукам. Профессиональная компетентность педагога Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Требования к компетентности педагога будут определяться функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Базовыми компетентностями педагога (по Шадрикову В.Д.) являются: - компетентность в мотивации учебной деятельности ученика - компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока - компетентность в целеполагании учебной деятельности - компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении - компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность) - компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач - компетентность в разработке программ деятельности и поведения - компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает: • компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче; • компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности); • компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности. Рассмотрим более подробно развитие профессиональной компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивирования учащихся на осуществление деятельности и в области предмета и методики его преподавания: Параметры компетентности характеристика Виды деятельности педагога, направленные на развитие компетентности Формы, методы, способы методической работы 1 2 3 4 5 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности 1 Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся -умение обоснованно ставить цели образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. - умение корректировать цели и задачи образовательной деятельности в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока. -умение сочетать уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач образовательной деятельности. Уровень информирования: - изучение материалов семинара - самообразование - изучение передового опыта (результат – накопление новых знаний) Уровень навыков: - выполнение практических заданий - выступление на МО - анализ деятельности на примерах (результат – формирование умений и навыков) Творческий уровень: - разработка собственных продуктов деятельности (конспектов уроков, занятий, мероприятий) - качественный самоанализ деятельности (результат – формирование и развитие компетентности) Уровень информирования: Теоретический семинар «Целеполагание в педагогической деятельности» Уровень навыков: - Практическое занятие «Самоанализ урока в условиях введения ФГОС - Заседание МО «Зависимоcть результатов деятельности учителя от постановки цели и задач» Творческий уровень: Открытый урок, занятие, внеклассное мероприятие 2 Умение перевести тему урока (занятия, внеклассного мероприятия) в педагогическую задачу -умение сформулировать цели и задачи на основе темы урока. -умение конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач. -умение формулировать критерии достижения целей урока. -умение добиться понимания обучающимися целей и задач урока. -умение соотнести результаты обучения с поставленными целями 3 Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач -умение вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока (занятия, внеклассного мероприятия). -умение предложить обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения. -умение предлагать обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой. -умение спрашивать, как обучающиеся поняли цели и задачи урока. Компетентности в области мотивирования учащихся на осуществление деятельности 1 Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в деятельности - умение вызвать интерес у обучающихся к своему предмету. - умение отмечать даже самый маленький успех обучающихся. - умение демонстрировать успехи обучающихся родителям. - умение демонстрировать успехи обучающихся одноклассникам. - умение дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех Уровень информирования: - изучение материалов семинара - самодиагностика - самообразование, изучение методической литературы (результат – накопление новых знаний) Уровень навыков: - деятельность в составе межпредметной группы - изучение материалов банка данных - практическая апробация материалов на уроках, занятиях (результат – формирование умений и навыков) Творческий уровень: - подготовка выступления к Фестивалю - использование материалов банка данных, разработка и пополнение банка собственными материалами (результат – формирование и развитие компетентности) Уровень информирования: Методический семинар «Методы мотивации и стимулирования деятельности» Уровень навыков: - Педсовет «Мотивация учебных достижений учащихся: проблемы и решения» - Работа в межпредметных группах по созданию банка метапредметных заданий, направленных на формирование интереса к предмету и развитие любознательности учащихся Творческий уровень: Фестиваль педагогических идей и находок 2 Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся -умение выстраивать деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации. - умение владеть большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета. - умение использовать знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности. - умение создавать доброжелательную атмосферу на уроке. 3 Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся -умение активизировать творческие возможности обучающихся. -умение демонстрировать практическое применение изучаемого материала. -умение поощрять любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий. -умение дать возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности. Компетентность в области предмета и методики его преподавания 1 Компетентность в предмете преподавания -умение анализировать образовательные стандарты и примерные программы -умение создать рабочую программу по предмету с учетом межпредметных связей -умение при подготовке к урокам использовать дополнительные материалы по предмету -умение в процессе формирования новых знаний опираться на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов. -умение добиваться высоких результатов по преподаваемому предмету. Уровень информирования: - самодиагностика - самообразование - изучение нормативных документов - изучение печатных и электронных материалов, предлагаемых по теме - знакомство с передовым педагогическим опытом (результат – накопление новых знаний) Уровень навыков: - деятельность в составе рабочей группы по разработке рабочей программы - деятельность в составе проектной команды - подготовка выступления на педсовет - взаимопосещение уроков - активная работа на психологическом тренинге - обучение на курсах повышения квалификации (результат – формирование умений и навыков) Творческий уровень: - подготовка и проведение мастер-классов - подготовка докладов к научно-практической конференции - разработка открытых уроков, внеурочных занятий - участие в профессиональных конкурсах - подготовка учащихся к предметным конкурсам, викторинам, олимпиадам (результат – формирование и развитие компетентности) Уровень информирования: - Информационные семинары по ознакомлению с нормативными документами - постоянно действующий семинар «Построение школьной системы оценки в условиях введения ФГОС» - Оформление информационных стендов, выпуск печатных и электронных материалов: памяток, методических рекомендаций Уровень навыков: - Мастер-класс «Активные формы и методы обучения» - Педсовет «ФГОС: от идеи к практике» - Педсовет «Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями» - Работа проектных команд (проекты «Компетентностный подход при реализации профильного обучения», «ФГОС в обучении младших школьников, учащихся основной школы», «Здоровьесбережение при внедрении компетентностного подхода», «Роль компетентностного подхода в развитии одаренности» - Психологический тренинг: «Педагогические ситуации: анализ и оценка» Творческий уровень: - Предметные мастер-классы - Методический ринг: «Различные виды самостоятельной деятельности ученика как способ развития индивидуальности » - Деловая игра «Проблемно-ситуационные методы обучения» - Научно-практическая конференция (тематическая) - Проектные недели - Методические декады - Заседание МО «Разбор заданий повышенной сложности, олимпиадных задач и заданий ЕГЭ» 2 Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты -умение создавать образовательные программы и характеризовать их а)по содержанию, по источникам информации б)по материальной базе, на которой должны реализовываться программы в)по учету индивидуальных характеристик обучающихся -умение привлекать учащихся и их родителей для разработки образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута. -умение характеризовать и анализировать учебники и учебно-методические комплекты, используемые в образовательных учреждениях -умение обоснованно выбирать учебники и учебно-методические комплекты 3 Компетентность в методах преподавания -умение своевременно вносить коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации. -умение применять методы, соответствующие целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы. -умение применять методы, соответствующие имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы. -умение владеть современными методами преподавания. -умение обоснованно использовать на уроках современные информационно-коммуникативные технологии. 4 Компетентность в педагогическом оценивании -умение применять знания функций педагогической оценки -умение применять знания видов педагогической оценки -умение применять знания того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности -умение продемонстрировать методы педагогического оценивания на конкретных примерах; -умение перейти от педагогического оценивания к самооценке -умение выявить уровень развития обучающихся -умение владеть методами объективного контроля и оценивания -умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи) 5 Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности,   знание учеников и учебных коллективов -умение ориентироваться в социальной ситуации класса, знать и учитывать взаимоотношения обучающихся. -умение использовать материалы документов  о правах ребенка и действовать в соответствии с ними -умение анализировать уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей. -умение создавать и использовать «банк» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями. -умение характеризовать обучающихся со всех сторон развития личности 6 Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях -умение анализировать типичные педагогические ситуации, требующие участия педагога для своего решения -умение владеть набором решающих правил, используемых для различных ситуаций -умение владеть критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила -умение применять знания критериев достижения цели -умение анализировать не типичные конфликтные ситуации -умение разрешать конкретные педагогические ситуации
«Профессиональные стандарты и профессиональная компетентность педагога.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot