Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Педагогическое образование и пути овладения профессией

  • 👀 413 просмотров
  • 📌 385 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Педагогическое образование и пути овладения профессией» docx
Лекция 4. Педагогическое образование и пути овладения профессией План 1. Образовательные и профессиональные стандарты 2. Требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы 3. Понятие квалификации. Квалификационные требования к подготовке педагогов профессионального обучения 1. Образовательные и профессиональные стандарты Стандартизация в сфере образования напрямую связана с принятием образовательных стандартов. «стандарт» определяется как «нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Согласно данному определению стандарт распространяется на все сферы человеческой деятельности. «Стандартизация – это процесс установления и применения стандартов» При толковании стандарта делается акцент на контроль, требования, а при толковании стандартизации – на пользу всех заинтересованных сторон, содействие им. В советской экономике формальных стандартов в образовании не было, однако в действительности образование было стандартизировано. В период с 1993 по 1999 г. Разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта. До принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности профессионального образования применялись государственные требования к минимуму содержания уровня подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности. С 2000 г. стали разрабатываться государственные образовательные стандарты первого и второго поколений для систем общего и высшего профессионального образования. С принятием в 2009 г. поправок в Закон РФ «Об образовании» стали разрабатываться стандарты нового поколения – федеральные государственные образовательные стандарты. Стандарты предыдущих поколений, по существу, не являлись ФГОС, а были лишь его компонентами. ФГОС рассматривается как общественный договор между семьей, обществом и государством в области образования. Он отражает целевые установки функционирования и развития системы общего образования, тем самым закладывая соответствующий тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия. Смыслом данного договора, является согласованный общественный заказ на подготовку новых поколений граждан страны, отвечающих по своим духовно-нравственным установкам, знаниям, навыкам и компетенциям потребностям инновационной экономики, идеалам демократии, правового государства, общечеловеческим и традиционным национальным ценностным установкам. ФГОС обеспечивают: ● единство образовательного пространства Российской Федерации; ● преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего образования; ● вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, ● государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Отметим, что еще в Федеральном законе была утверждена структура ФГОС, при этом каждый стандарт включает три вида требований: ● к структуре основных образовательных программ, ● условиям реализации основных образовательных программ. ● к результатам освоения основных образовательных программ. Впервые тема профессиональных стандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе 29 социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 гг.. Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов. Следующие десять лет эта задача меняла свои формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстандарта. В 2007–2008 гг. появились первые профессиональные стандарты. Лпрдплтпшрпидмрлтмншшпполдрпагпаглшрпенррооррррроорпшоп роирорр В 2010 г. по итогам заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был создан перечень поручений Президента РФ, в котором были установлены сроки подготовки современного справочника и разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях. На выполнение обеих задач было отведено около двух лет. В 2011 г. Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив, приступившее к разработке дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». После этого был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 гг. Экспертами Министерства труда был подготовлен и утвержден очередной макет профстандарта, разработаны нормативные документы, методические рекомендации и т. д. Первые стандарты были приняты лишь 30.10.2013 г. указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. По состоянию на 30.12.2014 г. приказами Министерства труда было утверждено 403 профессиональных стандарта [44]. Сферы применения работодателем профессиональных стандартов определены в Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23): «Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления» [74]. Основное, на что необходимо обращать внимание, «читая» профессиональный стандарт, – какие обобщенные функции выделены в стандарте, какой квалификационный уровень установлен по этим функциям, какие трудовые функции и действия должен выполнять работник в рамках своей профессиональной сферы, какими знаниями и умениями он должен обладать. И самое главное, наверное, для всех работодателей – как может называться должность, по которой работник будет выполнять эти функции, какое он должен иметь образование и опыт работы. Руководители профессиональных образовательных организаций, оценивая квалификационный потенциал педагогических работников, руководствуются двумя профессиональными стандартами – «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [109] (далее «Педагог профессионального обучения») и «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [107] (далее «Педагог»). При проектировании образовательных программ для направления подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) также целесообразно учитывать требования названных профессиональных стандартов. В профессиональном стандарте «Педагог» для системы профессионального образования определена только одна должность – учитель. В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения» обобщенные трудовые функции более детализированы, поскольку педагог профессионального обучения рассматривается как «обобщающее название персонала, занятого в образовательном процессе организаций профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования на административных должностях или в качестве преподавателей общетехнических, специальных и общеобразовательных дисциплин, старших мастеров, мастеров производственного обучения и др.» [140, c. 5]. Результаты анализа этих профессиональных стандартов по обобщенным трудовым функциям представлены в табл. 2. Следует заметить, что, несмотря на общность функций (обучение, воспитание и развитие) педагогической и профессионально-педагогической деятельности, можно выделить между ними следующие отличия: ● в профессионально-педагогической деятельности преобладает педагогико-проектировочная трудовая функция, согласно которой педагог разрабатывает дидактические материалы с учетом требований заказчиков рабочей силы, специфики и перспектив развития предприятий региона, в то время как для педагогической деятельности характерно ограниченное варьирование содержания предмета и методики его обучения; ● профессионально-педагогическая деятельность ориентирована на обучение группе рабочих профессий (профессий служащих) или ряду профессионально-квалификационных уровней, а педагогическая деятельность направлена на преподавание одного или нескольких общеобразовательных предметов; ● в основе педагогической деятельности лежат изучение и передача чужого опыта, а базой профессионально-педагогической деятельности является преломление чужого опыта через призму личностно-профессиональной компетенции и только потом передача его обучающимся; ● педагог готовится к осуществлению преимущественно теоретической подготовки, педагог профессионального обучения – практической (на основе деятельностного подхода). Выделенные отличия нашли отражение в трудовых функциях рассматриваемых профессиональных стандартов (табл. 3). Таким образом, педагог и педагог профессионального обучения – это качественно разные профессии, имеющие единую структуру деятельности, но принципиально разное содержание. Следовательно, при организации учебного процесса в педагогическом вузе необходимо учитывать общепрофессиональный педагогический и отраслевой компоненты, определяющие профиль подготовки по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)». В сентябре 2015 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [108] (далее «Педагог дополнительного образования»). В табл. 4 и 5 представлены результаты анализа профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования» и «Педагог профессионального обучения» по компонентам «Обобщенные трудовые функции» и «Трудовые функции». При подготовке педагога профессионального обучения учитываются трудовые функции, которые могут пригодиться в работе педагога дополнительного образования детей и взрослых. Такой подход видится своевременным, поскольку современному работодателю необходим специалист новой формации – педагог-транспрофессионал. Транспрофессионалы – это люди, не привязанные к одной узкой специализации, которую они получили в университете. Они обладают широкими знаниями и навыками в различных профессиональных областях за счет того, что активно занимаются саморазвитием, постоянно обучаются. Как показывает анализ деятельности современного педагога профессионального обучения, ему необходимо знание иностранных языков, чтобы свободно работать с иностранными обучающимися, участвовать в международных конкурсах профессионального мастерства, что значительно усилит его профессионализм. Чтобы в совершенстве владеть информационно-коммуникационными технологиями, которые постоянно совершенствуются, педагог профессионального обучения должен постоянно повышать уровень своей компьютерной грамотности. Примеров такого междисциплинарного подхода можно приводить множество, важно учитывать, какое направление профессионального развития является наиболее актуальным и востребованным. Таким образом, в современном образовании меняются подходы к формированию структуры и содержания подготовки педагогов профессионального обучения. Сегодня учитывать требования только образовательных стандартов недостаточно, необходимо принимать во внимание требования профессионального стандарта, а при организации подготовки педагога-транспрофессионала – даже нескольких профессиональных стандартов. 2. Требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы Содержание образования определяют образовательные программы. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «образовательная программа» нормативно регламентируется как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [79]. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы: ● образовательные программы дошкольного образования; ● образовательные программы начального общего образования; ● образовательные программы основного общего образования; ● образовательные программы среднего общего образования; 2) основные профессиональные образовательные программы: ● образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена); ● образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки); 3) основные программы профессионального обучения: ● программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; ● программы переподготовки рабочих, служащих; ● программы повышения квалификации рабочих, служащих. К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы: ● дополнительные общеразвивающие программы; ● дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы: ● программы повышения квалификации; ● программы профессиональной переподготовки. Для осуществления образовательной деятельности образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией. Структура основной образовательной программы для ступеней общего и профессионального образования регламентируется ФГОС. В помощь разработчикам основных образовательных программ создается примерная основная образовательная программа. Примерная основная образовательная программа – комплекс учебно-методической документации, определяющий рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (п. 10 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [79]. К примерной основной документации относятся: ● примерный календарный учебный график; ● примерный учебный план; ● примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются: ● порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ; ● особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности; ● организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ. Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), профилю с учетом формы обучения и включает в себя: ● календарный учебный график; ● учебный план; ● рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); ● программы учебной и производственной практик; ● другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся; ● методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий. Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, определяющая количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов (этапов). Учебный план – «документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся» [79]. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Рабочая программа – это документ, созданный на основе примерной или авторской программы с учетом целей и задач образовательной программы учебного заведения. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС. Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям образовательного стандарта. При составлении рабочей программы учитываются следующие факторы: ● целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательной организации; ● состояние здоровья обучающихся; ● уровень способностей обучающихся; ● характер учебной мотивации; ● качество учебных достижений; ● образовательные потребности; ● возможности педагога; ● состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной организации. Программа практики – это нормативно-методический документ, определяющий содержание обучения студентов профессионально-практической деятельности в условиях реального производства. Профессиональные образовательные организации разрабатывают основные профессиональные образовательные программы в соответствии с ФГОС и обязаны ежегодно обновлять их с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы 3. Понятие квалификации. Квалификационные требования к подготовке педагогов профессионального обучения Составляющей профессионального стандарта является квалификация, характеризующая ступень и уровень профессионального образования. В общем понимании квалификация – это подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, специализации. В Трудовом кодексе понятие «квалификация» определено как «уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.)» [135]. Ступень квалификации – это этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования, завершается получением соответствующего документа (свидетельства, сертификата, диплома). Уровень квалификации – это степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются объем знаний и умений, качество знаний и умений, способность рационально организовать и планировать работу, способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда. Требования к различным уровням квалификации применительно к конкретным профессиям и специальностям устанавливаются соответствующими локальными (местными) документами в системе тарификации и аттестации. Для работников системы профессионально-педагогического образования требования к квалификации регламентируются Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» [81]. В представленном документе содержатся квалификационные характеристики, которые могут использоваться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» состоит из четырех подразделов: I – «Общие положения». II – «Должности руководителей». III – «Должности педагогических работников». IV – «Должности учебно-вспомогательного персонала». В частности, в разделе «Должности педагогических работников» представлены квалификационные требования к следующим должностям: учитель, преподаватель, педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед), педагог-психолог, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь, старший вожатый, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, концертмейстер, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре, методист, инструктор-методист, инструктор по труду, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, тренер преподаватель, мастер производственного обучения. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В качестве примера приведем требования к квалификации для должностей «Мастер производственного обучения», «Преподаватель» и «Методист», на подготовку которых ориентированы образовательные программы, реализуемые в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ): ● требования к квалификации мастера производственного обучения: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы; ● требования к квалификации преподавателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы; ● требования к квалификации методиста: высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. В зарубежной литературе профессиональная компетентность рассматривается как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности». Э. Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает «совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» [32, с. 17]. В. И. Тесленко и Н. А. Эверт трактуют данное понятие как комплекс стратегических, тактических, оперативных умений специалиста, характеризующихся профессиональной направленностью [131]. В. П. Пугачев рассматривает профессиональную компетентность как характерное качество подготовки специалиста, потенциал эффективности трудовой деятельности и определяет данную категорию как «техническую подготовленность работника к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией» [110, с. 14]. С. В. Масловская и М. В. Фомина определяют понятие профессиональной компетентности как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний) [59]. Имеющиеся разнообразие и разноплановость определений, как замечает В. Н. Введенский, обусловлены наличием различных научных подходов, лежащих в основе рассматриваемого понятия. Он также отмечает, что профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний и умений, а определяет необходимость и эффективность их применения [18]. В работах Л. И. Колесниковой выделено четыре подхода к пониманию сущности профессиональной компетентности (табл. 6) [42]. Таким образом, профессиональная компетентность является интегральной профессионально-личностной характеристикой педагога, включающей в себя не только теоретическую и практическую готовность преподавателя к выполнению профессиональных функций, но и все субъектные свойства личности, проявляющиеся в деятельности и обеспечивающие ее эффективность. Речь идет о таких важных качествах личности, как активность, самостоятельность, ответственность, эмоциональная и поведенческая гибкость, коммуникативность, готовность к самооценке и саморазвитию. Немаловажное значение в современном образовании, в подготовке педагога профессионального обучения имеет и понятие компетенции. 46 Слово «компетенция» происходит от латинского «competere», что значит «добиваться, соответствовать, подходить». В словарях и научной литературе понятие «компетенция» объясняется по-разному: ● знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний [145]; ● круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен [89]; ● совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности [115]. Большой вклад в разработку проблем сущности и содержания понятия «компетенция» был внесен отечественными исследователями (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др. [31, 145]). Таким образом, под компетенцией целесообразно понимать единство знаний и опыта, а под компетентностью – выраженную способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем.
«Педагогическое образование и пути овладения профессией» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Степанова-Быкова А. С.
Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 75 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot