Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 25. ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ
ПРОЦЕССОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕИНЖИНИРИНГА
БИЗНЕС-
Перспективы реинжиниринга в мире. Реинжиниринг в России. Российский опыт
реинжиниринга бизнес-процессов. Зарубежный опыт реинжиниринга бизнес-процессов.
Перспективы реинжиниринга в мире. Всего несколько лет назад на Западе
реинжиниринг бизнес-процессов стоял на первом месте в списке приоритетов любого
консультанта, а Джеймса Чампи и Майкла Хаммера, авторов супербестселлера
«Реинжиниринг корпорации», в то время называли гуру. А сегодня? Многие уже думают,
что реинжиниринг появился и исчез. Однако это не так.
Действительно, компании стали выполнять большую часть подобной работы
собственными силами, поэтому консультационным фирмам потребовалось найти что-то
еще, что можно было бы продавать. Реинжиниринга проводится очень много, и еще
больше будет проводиться в будущем.
Существует еще два фактора, определяющих развитие реинжиниринга сегодня.
Один - это рост электронной коммерции, а второй - стремительное развитие ERP-систем
(системы планирования ресурсов предприятия).
Сначала коснемся электронной коммерции. Когда вы покупаете что-либо в
электронном магазине, то ожидаете, что вашу покупку доставят на следующий день. Как
это происходит? В действительности, чтобы гарантированно доставлять нам именно то,
что мы заказали, компаниям, торгующим через такие магазины, приходится заново
создавать всю свою цепочку поставок. Им приходится строить или создавать совсем
новый склад, совсем новую систему логистики и совсем новую систему доставки. Иначе
компания не будет приносить прибыль.
Касательно ERP-систем. В сущности, поставщики ERP-систем говорят:
пожалуйста, оставьте несколько миллионов долларов у нас, и вы получите новую
компанию, которой уже не потребуется реинжиниринг. И процессы в таких системах уже
другие, они более эффективны, чем старые процессы. Однако они поддерживаются
системой, а не компанией. И тогда компаниям действительно приходится менять свои
процессы, чтобы приспособиться к системе.
Но и это не все. Возьмем в качестве примера слияние компаний Traveler’s и
Citicorp. Если все, что они сделают, сведется к устранению избыточности, то из этого
ничего не выйдет. Однако если они смогут создать компанию по предоставлению
финансовых услуг, которую мы будем воспринимать по-другому, то на свет появится
совсем новый тип компании. Люди хотят делать с деньгами три вещи: учитывать,
инвестировать и тратить. С точки зрения потребителя, существуют различные процессы,
ассоциируемые с каждым из этих действий, а компании по предоставлению финансовых
услуг, как правило, обслуживают всего лишь одно или два действия. Но предположим, что
мы можем обратиться к по-настоящему высокоэффективной компании, которая способна
помочь нам выполнять все три действия, причем в электронном виде. Но разве не этим все
время являлся настоящий реинжиниринг? Проведение реинжиниринга всегда начиналось
с вопросов: «Каким образом вы можете переосмыслить способ ведения вашего бизнеса?
Каким образом вы можете переосмыслить вашу деятельность, чтобы добиться роста?»
Именно в этом суть реинжиниринга.
Реинжиниринг в России. Реинжиниринг необходим российскому предпринимательству,
так как ему необходимы существенные изменения. Причем для большинства компаний необходим
кризисный реинжиниринг.
В отечественных условиях несформированных бизнес-процессов и бизнес
процедур, не говоря уже о специфической регламентации учетной практики, бизнеспроцесс реинжиниринг в оригинальном понимании этого термина практически
невозможен (так как реинжинировать в основном нечего). Речь должна идти об
1
инжиниринге бизнес-процедур и бизнес-учетной (и управленческой) практики. Но тут как
раз и возможно появление следующей проблемы - созданную практику поменять будет
нелегко.
Особая сложность ситуации возникает в связи с тем, что, как правило, продавцы
(поставщики) компьютерных систем и консалтинговых услуг, первые - чаще ввиду
недостаточной компетентности, но всегда те и другие - не стремятся дать корректное
представление потребителю о сложностях которые его ждут. Это относится не только к
западным фирмам, но и в той же, если не большей мере, и к российским фирмам поставщикам. Последние склонны апеллировать к «адаптированности» своего продукта к
отечественным условиям, забывая о том, что по статистике процент успешного внедрения
сравнимых по сложности программных продуктов также вполне сравним (и часто не в
пользу российских «адаптированных» разработок).
Что касается работы консультантов, то здесь есть еще одна существенная проблема.
Дело в том, что как уже говорилось, в отечественных условиях, требуется реинжиниринг
бизнес процессов, что, как правило, явно не формулируется. Естественно, заказчик про
себя рассчитывает, что при внедрении системы данный инжиниринг будет проведен. Но
консультант делает только то, что ему было заказано. Если было заказано внедрение, то
это означает, что нужно втиснуть существующие бизнес процессы в рамки системы. А
реинжиниринг бизнес-процессов - за отдельные деньги!
При внедрении западных систем возникает еще один довольно любопытный аспект.
Дело в том, что практически все системы поддерживают технологии управления бизнесом,
которые считаются стандартными в Западной практике, например такие, как
статистическое управление складскими запасами, планирование потребности в
материалах, управление логистическими цепочками и другие. Российская ситуация по
отношению к таким системам - это «открытие Америки». То есть в реально работающих
на рынке фирмах, как правило, интуитивно понимают сущность таких технологий, но
считают их своим изобретением и не особенно желают вдумываться в открывающиеся в
связи с приобретением высококлассной системы возможности, но крайне болезненно
реагируют на малейшее несоответствие существующих «оригинальных наработок» (или –
«специфических потребностей», часто нечетко сформулированных) возможностям или
особенностям приобретенной (рассматриваемой для приобретения) системы.
Если же все-таки отойти от негативного видения проблемы, то применительно к
специфике российской экономики рекомендуется начинать с пробного проекта в той
сфере деятельности, в которой он может принести должный успех. Руководство фирмы
сможет оценить при этом возможные результаты применения методологии на других сферах
деятельности организации. Реализация проектов реорганизации процесса бизнеса приводит к
существенным изменениям в его методах в организации. Поэтому первостепенное значение
приобретает управление процессом изменений. Здесь недопустимы излишняя
поспешность, недостаточное финансирование или неспособность учесть внутреннее
сопротивление переменам.
Основными составляющими процесса управления изменениями являются оценка
готовности к ним организации и разработка плана их внедрения. Должны быть четко определены
роли сотрудников, участвующих в процессе изменений. Инициаторы преобразований обязаны
иметь полномочия для принятия решений об изменениях и претворять их в жизнь. Весьма важна и
роль людей, которые не имеют формальной власти в организации, но могут использовать свое
влияние в коллективе для инициирования процесса изменений.
Консультанты предлагают для России следующую методику использования
потенциала реинжиниринга:
1.
Определение направления развития бизнеса. На этом отрезке организация
уточняет цели и принципы своей деятельности, решает ряд важных вопросов, например определение ключевых рынков, групп покупателей и их основных потребностей. При этом можно
ориентироваться на результаты работы конкурентов или опыт других компаний.
2
2.
Определение масштаба и конечных целей проекта, для чего используются средства
анализа и моделирования, например, диаграммы потоков данных и методики сравнения текущих
результатов деятельности с планируемыми на период после завершения проекта.
3.
Планирование процесса, осуществляемое специалистами, которые работают
над проектированием отдельных процессов. При этом ставятся такие цели, как сокращение длительности производственного цикла, оптимизация функции контроля и т.д. Определяется
система оценки процесса и контроля за его эффективностью.
4.
Определение структуры организации и кадровой политики. Необходимо
конкретизировать инфраструктуру для обеспечения эффективного функционирования новых процессов. Нужно проанализировать и определить организационные и кадровые последствия
предлагаемого решения. Важно установить, какие принципы корпоративной культуры следует
заложить в основу новой организационной модели. Это поможет определить различные структурные
единицы, рабочие взаимоотношения, распределение полномочий, позволит спрогнозировать
количество и виды должностей, необходимый уровень квалификации сотрудников и потребность в
их обучении. Полезно также создать модель кадрового планирования.
5.
Технологическая поддержка, когда формулируются требования к функциональным,
техническим и эксплуатационным характеристикам новых технологий и оценивается их воздействие
на работу организации. На основании этого производится выбор технологий, эффективных для
данной организации.
6.
Определение физической инфраструктуры, когда выявляются характеристики
помещения, оборудования, (состав, расположение, назначение, функциональные особенности и
др.), согласуются планы и проекты помещений и необходимых систем жизнеобеспечения
(энергетическая система, системы водоснабжения, вентиляции и т.д.).
7.
Осуществление внутренней политики предприятия и оценка влияния
действующего законодательства. Определяются сферы, где для реализации выбранных решений
необходимы изменения во внутренней политике. Как правило, необходимость в таких
изменениях выявляется на более ранних этапах проекта и нужно как можно раньше решить, возможно ли изменение политики или же следует строить новые процессы на основе уже
существующих.
8.
Мобилизация ресурсов для осуществления проекта, когда обеспечивается
планирование новых процессов для получения максимально быстрой и эффективной отдачи.
Составляется окончательный бюджет затрат (в том числе капитальных и затрат на реализацию),
оцениваются преимущества и риски, связанные с каждым бизнес-решением. Внедряется
стратегия управления процессом изменений для обеспечения успешной реализации проекта.
План работы призван фиксировать цели, сроки, проблемы, ресурсы и ответственных по
каждому направлению. Необходимо использовать автоматизированные средства
планирования для оптимизации плана работ и контроля за ходом их выполнения.
9.
Внедрение. В процессе реинжиниринга появляется возможность достижения
быстрого успеха при минимальном привлечении ресурсов. Важно ее ускоренными темпами
реализовать. Для проверки действенности выработанных подходов и рекомендаций к разработке
новых бизнес-процессов, как уже убедила практика, обычно требуется осуществление пробных
(пилотных) проектов, призванных продемонстрировать их жизнеспособность и эффективность. Тем
не менее, основу внедрения составляют действия, описанные в плане внедрения.
Российский опыт реинжиниринга бизнес-процессов.
Аптека 91
В российской фармацевтической практике к пионерам внедрения РБП можно
отнести Владивостокскую муниципальную аптеку №91. Ощутив негативные последствия
экономического кризиса 1998 года, аптека сразу же приступила к реинжинирингу
3
хозяйственной деятельности. Организационная структура и деятельность компании были
полностью перестроены, функционально-иерархическая структура была изменена в
пользу процессного подхода.
Результаты реинжиниринга впечатляют. Оптимизация логистики позволила
сократить время продвижения товарной массы от приемки до рецептара с 3-х суток до 3,9
ч при одновременном увеличении плотности товарного потока в 3,3 раза и сокращении
штата, занятого приемкой товара, на 35%. Было реформировано складское хозяйство,
исходя из минимизации всех видов издержек – по итогам оборачиваемость товарных
запасов ускорилась с 28 до 13 дней. Внедрение открытой формы торговли в виде зала
самообслуживания позволило увеличить эффективность использования торговой площади
в 20 раз. А в целом усилия по совершенствованию форм торговли и стратегии по
продвижению товара на рынок позволили увеличить пропускную способность аптеки
более чем в восемь раз.
Оценивая экономическую эффективность реинжиниринга, необходимо отметить
прорыв в показателях хозяйственной деятельности. Объем реализации в рублевом
исчислении вырос в 3,3 раза, при этом доля себестоимости в реализации продукции
сократилась с 76 до 71%. Существенно увеличились активы аптеки: основные - более чем
в 11 раз, оборотные - на 60%.За время проведения реинжиниринга заработная плата
увеличилась более чем в 3 раза при стабильном уровне торговой наценки. В аптеке
считают, что основная заслуга в укреплении позиций предприятия принадлежит именно
реинжинирингу.
Еще в 1998 г. аптека стала призером всероссийского конкурса аптек. А в 2000 г. МП
"Аптека №91" номинировалось на приз "Платиновая унция" в категории "Проект года.
Проект в области внедрения новых технологий и организации бизнес-процессов".
Фроловский электросталеплавильный завод
Фроловский электросталеплавильный завод – крупнейшее предприятие региона. В
период перестройки, завод перешел в частную собственность, причем акционеры и
инвесторы желали быть уверенными, что их средства разумно расходуются и работа
предприятия эффективна. С этой целью был запущен проект по реинжинирингу бизнеспроцессов, затронувший бухгалтерию, кадровую службу, складское хозяйство. Так, до
реинжиниринга бухгалтерия а также финансово-экономическая служба не справлялись с
потоками информации, в результате важные решения принимались с опозданием, а
предприятием невозможно было управлять эффективно.
Сначала были проанализированы все бизнес-процессы и проведена их
приоритизация, с целью получения максимального эффекта в кратчайшие сроки сначала
были оптимизированы ключевые бизнес-процессы. Была перестроена работа бухгалтерии,
исключен человеческий фактор, автоматизированы все рутинные операции. Параллельно
с оптимизацией бизнес-процессов на заводе проводился разбор состояния активов. Были
обнаружены неучтенные складские запасы на сумму около 500 тыс. руб., какие в
дальнейшем были использованы, чтобы избежать появления подобных ситуаций был
создан свод правил учета.
По итогам проекта управляемость и прозрачность работы предприятия
существенно повысилась, руководство в любой момент может получить информацию о
целях и дате расходования денежных, а также материальных ресурсов. В результате
внедрения четкого порядка оформления заявок сократились неоправданные закупки. За
счет увеличения квалификации производительность труда работников финансовоэкономического отдела возросла на 34%, бухгалтерии - на 29%, работников кадрового
отдела - на 19%. Количество ошибок при оформлении платежных а также первичных
документов было снижено в среднем на 54%. Кроме того, были выявлены и впоследствии
4
ликвидированы основные средства, не используемые в обороте, сокращение составило 8—
10%.
Зарубежный опыт реинжиниринга бизнес-процессов.
Mutual Benefit Life
Mutual Benefit Life, восемнадцатая по величине компания, занимающаяся
страхованием жизни, провела реорганизацию процессов обработки заявлений на
приобретение страховых полисов. До реорганизации MBL обрабатывала заявления
примерно так же, как и конкуренты. Длительный многоступенчатый процесс включал
проверку кредитоспособности, котировку, рейтинг, андеррайтинг и т.п. Заявление
проходило 30 этапов обработки в пяти отделах силами 19 человек. В лучшем случае MBL
обрабатывала заявление за 24 часа, однако более типичное время находилось в диапазоне
от 5 до 25 дней. Большая часть этого времени тратилась на передачу информации из
одного отдела в другой.
Президент MBL потребовал повысить производительность на 60%. Было очевидно,
что такой большой цели нельзя достичь, слегка подправив существующий процесс.
Нужны были сильные меры технологического плана. Рабочая группа быстро поняла, что с
помощью баз данных и вычислительных сетей можно донести очень много информации
до отдельного сотрудника, а с помощью экспертных систем можно помочь в принятии
обоснованных решений людям с ограниченным опытом. Применение этих принципов
привело к появлению нового процесса обработки заявлений, который очень сильно
изменил всю организацию и имел очень мало общего со старым.
MBL отказалась от старого штатного расписания и организационной структуры и
создала новую должность -- управляющий делом (case manager). Управляющие делами
несут полную ответственность за заявление с момента, когда оно получено, до момента,
когда выпускается полис. В отличие от клерков, раз за разом исполняющих одну и ту же
задачу под бдительным взором начальника, управляющие делами работают автономно.
Больше не существует передачи дел и ответственности, а также перекидывания запросов
клиентов от одного сотрудника к другому.
Управляющие делами способны выполнить все задачи, связанные с обработкой
заявления, поскольку в их распоряжении находятся рабочие станции с установленными на
них экспертными системами, подключенные к широкому набору автоматизированных
систем, реализованному на мэйфрейме. В трудных случаях, управляющий делом
запрашивает помощь старшего андеррайтера или врача, однако эти специалисты работают
в качестве консультантов и советников управляющего делами, который все время
контролирует ситуацию.
Предоставление сотрудникам права самостоятельно проводить полную обработку
заявления принесло огромный оперативный эффект. Теперь MBL может обработать
заявление за четыре часа, а среднее время обработки составляет от двух до пяти дней.
Компания сократила штат на 100 человек, а управляющие делами сегодня способны
обрабатывать вдвое больше заявлений, чем компания обрабатывала раньше.
Kodak
Еще один пример реинжиниринга — процесс разработки продукции, созданный
компанией Kodak в ответ на вызов конкурента. В 1987 г. фирма Fuji, заклятый соперник
Kodak, объявила о создании нового одноразового 35-мм фотоаппарата: его покупали уже с
заряженной пленкой, использовали один раз и возвращали производителю, который
проявлял пленку и разбирал фотоаппарат на части для повторного использования. У
Kodak не было подобного продукта даже на стадии разработки, а при традиционном
5
процессе на выпуск такого товара понадобилось бы 70 недель. Такая задержка дала бы
Fuji огромную фору и преимущество на новом рынке. Чтобы значительно сократить время
вывода нового товара на рынок, Kodak провел реинжиниринг процесса разработки
продукции.
Большинство процессов разработки продукции являются или последовательными,
что их замедляет, или параллельными — что тоже их замедляет, но по другой причине. В
последовательном процессе разработки люди или группы, работающие над какой-либо
частью продукта, ждут завершения предыдущего этапа, прежде чем начать свой.
Например, сначала свою работу делают конструкторы корпуса фотоаппарата, за ними —
разработчики затвора, затем — разработчики механизма прокрутки пленки и т.д.
Неудивительно, что процесс затягивается.
При параллельной разработке все части фотоаппарата конструируются
одновременно, а в конце интегрируются. Но с этим методом тоже возникает проблема:
обычно подсистемы не подходят друг к другу — потому что, работая над проектом,
группы вносят в него свои изменения (часто к лучшему), о которых, однако, не сообщают
другим. Потом, когда фотоаппарат уже должен быть готов к производству, конструкторам
приходится возвращаться к исходной точке.
Старый процесс разработки продукции в Kodak был частично последовательным и
частично параллельным, но в целом медленным. Разработка фотоаппарата происходила
параллельно и включала все проблемы такого процесса, а разработка производственного
оборудования проводилась последовательно под конец. Инженеры-технологи Kodak
приступали к работе лишь через 28 недель после начала разработки продукта.
Kodak провел реинжиниринг процесса разработки продукции путем новаторского
использования технологии под названием CAD/CAM (система автоматизированного
проектирования / автоматизированное производство). Эта технология позволяет
инженерам проектировать на рабочих станциях, а не за чертежными столами. Работа за
компьютером уже сама по себе повысила бы производительность отдельных
конструкторов, но на процесс в общем такое использование технологии повлияло бы
лишь незначительно.
Технология, позволившая Kodak провести реинжиниринг своего процесса, —
интегрированная база данных разработки продукции. Каждый день эта база собирает
работу каждого инженера и объединяет все отдельные усилия в целое. Каждое утро
разработчики — группы и отдельные люди — проверяют по базе данных, не создала ли
чья-то вчерашняя работа проблему для них или для общей конструкции. Если это так, то
они решают проблему немедленно, а не через недели или месяцы зря проделанной
работы. Более того, теперь инженеры-технологи могли начинать проектирование
оборудования уже на десятой неделе процесса разработки, как только конструкторы
придали какую-то форму прототипу продукта.
Новый процесс Kodak под названием «комплексное проектирование» широко
используется в аэрокосмической и автомобильной промышленности, а сейчас его
осваивают и производители потребительской продукции. С помощью комплексного
проектирования Kodak почти вдвое сократил период от появления концепции до
производства одноразового 35-мм фотоаппарата. Более того, после реинжиниринга
появилась возможность привлекать к этому процессу разработчиков оборудования для
изготовления продукта, чтобы создать конструкцию, которую легче и дешевле
производить. Благодаря всему этому Kodak сократил затраты на оборудование и
производство одноразового фотоаппарата на 25%.
Приведенные выше примеры иллюстрируют настоящий реинжиниринг, хотя
некоторые из них возникли еще до появления этого термина. Эти примеры иллюстрируют
четыре обязательных характеристики реинжиниринга.
Ориентация на процесс. Компании достигли улучшений не выполнением узких
задач и не работой внутри предопределенных организационных границ, а путем
6
рассмотрения целого процесса — будь то кредитование, снабжение или разработка
продукции, — который выходил за рамки отдельных подразделений.
Высокие цели. Небольшие улучшения не помогли бы ни в одной из этих ситуаций.
Все компании желали достичь прорыва. В процессе реинжиниринга процесса кредитной
задолженности компания Ford, например, отказалась от переделки 20% и взялась за
решение 80%.
Нарушение правил. При реинжиниринге своих процессов каждая из этих компаний
порвала со старыми традициями, намеренно отказавшись от недоказанных
предположений о специализации, последовательности и сроках.
Творческое использование информационных технологий. Именно современные
информационные технологии помогли этим компаниям нарушить старые правила и
создать новые модели процесса. ИТ дают организациям радикально новые способы
работы.
7