Понятие личности в психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема сегодняшней лекции «Понятие личности в психологии»
1. Актуальность лекции.
Тема является весьма актуальной, потому что личность представляет собой относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека, потому что это приобретенный набор привычек, черт, взглядов и идей индивида, поскольку они организованы внешне в роли и статусе и внутренне связаны с мотивацией. Но нельзя не отметить и влияние общества, с развитием современного общества мы стали более подвержены стрессовым ситуациям, а поэтому тяжелее переносим те или иные изменения.
2. Цель лекции.
Цель лекции заключается в раскрытии сущности и основных характеристик личности.
3. Задачи:
- определить понятие «личность»
-определить понятие «темперамент»
- определить с какими кризисами сталкивается человек на этапах развития.
4. Аудиторию слушателей и время проведения лекции.
Длительность лекции для студентов 1 курса 20 мин.
5. Вид лекции.
Академическая лекция
6. План лекции
Вводная часть (понятие «личность»)
Основная часть (темперамент, характер, факторы, влияющие на личность)
Заключение
7. Текст лекции
Введение
Раскроем понятие личности.
«Личность» - это латинский термин, который использовался для обозначения маски, которую актеры носили в Древнем Риме и Греции. Личность человека - это сочетание черт и моделей, которые влияют на его поведение, мысли, мотивацию и эмоции.
Как Выдумаете почему термин переводится как «маска»?
Личность может быть представлена кок совокупность общественных отношений.
Итак, что же такое личность? (программированный метод, понятия даются частями и поэтапно).
Это заставляет людей постоянно думать, чувствовать и вести себя особым образом; по сути, это то, что делает каждого человека уникальным.
Различные мыслители, социальные психологи и другие определяли личность по-разному. Это сумма физических, психических и социальных качеств в интегрированной форме.
Сейчас я хочу, чтоб Вы посмотрели отрывок фильма «Я и другие» Соболева. (интерактивный метод, понятие транслируется посредством фильма).
Что же делает нас уникальным?
Давайте сейчас попробуем прописать основные качества
Личность - это сумма идей, установок и ценностей человека, которые определяют его роль в обществе. Личность приобретается индивидом в результате его участия в групповой жизни. Это относится к чему-то гораздо более важному и устойчивому в человеке.
Личность - это то, что уникально в каждом человеке.
Личность относится, в частности, к постоянным качествам.
Личность представляет собой динамическую ориентацию организма на окружающую среду.
Личность сильно зависит от социальных взаимодействий.
Личность представляет собой уникальную организацию стойкой динамической и социальной предрасположенности.
Как Вы думаете, какие теории выделяются по изучению личности? Может Вы их знаете или слышали? (проблемный метод, перед студентами ставится задача)
Такое количество аспектов стало причиной формирования множества теорий личности. Социогенетические теории объясняют особенности личности, исходя из структуры общества, а также способов социализации, взаимоотношений с окружающей средой. Согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. По мнению бихевиористов (Э. Торндайк, Б. Скинер), личность скорее является результатом взаимодействий человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию. Согласно теории социального научения, личность формируется в процессе межличностного взаимодействия. Также нам всем известна теория черт. Такое количество характеристик накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.
В основе личности лежит темперамент.
Темперамент - это индивидуально своеобразный набор относительно устойчивых динамических выражений психики человека, которые характеризуют способ его поведения.
Современные исследования (Дж. Стреляу, Б. Завадски и др.) показали, что динамика темперамента связана с тремя основными характеристиками поведения: энергетической, временной и аффективной.
Энергетические характеристики выражаются в таких чертах характера, как активность, чувствительность и выносливость.
Активность - количество и качество взаимодействия человека с физической и социальной средой. Это становится очевидным на двигательном и речевом уровнях.
Чувствительность - это интенсивность реакции на раздражители. Она основана на том, что минимальная сила внешних воздействий вызывает умственную реакцию человека, сопровождающуюся повышенной тревожностью, страхом перед новыми ситуациями и людьми, нерешительностью, застенчивостью.
Выносливость связана со степенью физической и психологической устойчивости человека.
Временные характеристики темперамента выражаются в подвижности, стабильности и жизненной силе.
Мобильность - это скорость, с которой человек переходит от одного занятия к другому, особенно если оно предполагает переход от занятия к отдыху и наоборот. Стабильность характеризует последовательность и постоянство поведения человека. Это способность выдерживать длительное внешнее воздействие, проявляя настойчивость, твердость, твердость намерений, мнений и действий. Живость - это скорость и легкость протекания психических процессов и поведенческих реакций.
Аффективные характеристики темперамента:
реактивность - сила спонтанного эмоционального отклика на внешние и внутренние раздражители, это реакция человека на случайные обстоятельства, ранее не запланированные действия; реактивность может указывать на эмоциональную возбудимость, уязвимость, импульсивность человека и других.
экстраверсия характеризует ориентацию личности на окружающую среду и других людей; реакции и деятельность человека зависят от его внешних впечатлений, которые появляются в этот момент;
интроверсия характеризует закрепление личности индивида перед собой, своими чувствами и мыслями.Поведение человека зависит от памяти, воображения, мыслей, направленных на прошлое и будущее;
интеллект — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой.
Черты темперамента являются наиболее строгими индивидуальными типологическими характеристиками человека. Они проявляются с первых дней жизни, они наследуются. Теперь остановимся на характере.
В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности.
Список литературы
1. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.
2. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013.