Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и сущность кризиса в социально-экономических системах

  • 👀 522 просмотра
  • 📌 461 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и сущность кризиса в социально-экономических системах» pdf
Тема 1.1. Понятие и типология кризисов в социально-экономических системах 1. Понятие и сущность кризиса в социально-экономических системах Кризисные явления могут возникать на различных уровнях социальноэкономических систем. Экономическая наука выделяет четыре уровня экономики – микро-, мезо-, макро- и мировой. 1. Микроуровень – это уровень отдельного предприятия (или организации) как в сфере материального производства, так и в сфере интеллектуально- информационной деятельности, которую часто называют непроизводственной сферой. Механическое суммирование большего или меньшего числа предприятий региона, отрасли, страны в целом не означает выход на более высокие уровни экономики. Для этого предприятия должны быть так или иначе структурированы в системах различного рода. 2. Мезоуровень – это уровень межотраслевых хозяйственных связей предприятий и организаций различных сфер и видов деятельности. Такие связи нередко называют горизонтальными, поскольку они осуществляются между предприятиями и организациями, находящимися на одном и том же уровне относительно друг друга. Связи между структурами разных уровней, называемые вертикальными, связывают между собой разные уровни экономики. 3. Макроуровень – это уровень народного хозяйства в целом, выступающего не в виде механической суммы предприятий и организаций, а в качестве единого структурного организма. 4. Мировой уровень – это уровень мирового хозяйства, включающего в себя национальные хозяйства стран мира, в большей или меньшей степени интегрированные в мировой рынок. В настоящее время экономическое положение отдельных стран существенно зависит от воздействия мирового хозяйства в целом. Соответственно рассматривать отдельно экономическую ситуацию в какой бы то ни было стране, в том числе и в России, бессмысленно. В нашем случае объектом изучения выступает микроуровень экономики, т.е. в качестве социально-экономической системы будет рассматриваться организация (предприятие). Под организацией понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Таким образом, кризис – это крайнее обострение противоречий в организации, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Сущность кризиса в терминах конкретной экономики можно определить следующим образом: 1) кризис – это рассогласование в деятельности отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.); 2) кризис – это неплатежеспособность, это нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации. Существуют три стадии развития кризиса: 1) ранняя, характеризующаяся отдельными проявлениями неэффективности в производстве, сбыте (рост товарно-материальных запасов, снижение темпов роста продаж, проблемы с качеством продукции и т.д.); 2) промежуточная – нехватка оборотных средств, приостановка поставок в кредит, задержки в выдаче заработной платы; 3) поздняя, при которой предприятие находится в состоянии хаоса, нарушаются графики производства, кредиторы требуют изменения условий кредита, а поставщики – предоплаты. Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта. С этой целью необходимо разработать механизмы предотвращения (профилактики) кризиса, рекомендуемые к применению в конкретных обстоятельствах. 2. Классификация кризисов Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой сути. Необходимость в их разветвленной классификации связана с разнообразием средств и способов управления ими. Если есть понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности его протекания. Общепринято классифицировать все кризисные явления в экономике следующим образом (таблица 1). Таблица 1 Классификация кризисных явлений в экономике Классификационный Вид кризиса признак – отдельные (или единичные); По широте охвата – локальные (или групповые, охватывающие лишь часть или группу явлений, процессов, субъектов хозяйствования); – системные, поражающие весь экономический организм в целом По уровням - микро-; экономики - мезо-; - макро-; - мировые По причинам - случайные; возникновения - закономерные; - циклические, из числа закономерных По силе воздействия - болезненные; - разрушительные; - катастрофические По времени - кратковременные; воздействия - средней продолжительности; - долговременные По источникам - внутренние; происхождения - внешние; - смешанные (из внутренних и внешних источников); - стихийные (развившиеся сами по себе); - искусственные (сознательно созданные теми или иными силами с целью ослабления конкурента и присвоения его ресурсов). По возможности - преодолимые с помощью внутренних сил; преодоления - преодолимые с внешней помощью или под внешним воздействием; - непреодолимые. Попытку упорядочить по обобщенным признакам кризисные явления и ситуации в экономике независимо от уровня субъекта управления предпринял А. Чернявский. Он предложил следующую классификацию кризисов: 1. Кризисные явления по принадлежности к стране функционирования объекта управления: – внешние, источник происхождения которых для субъекта находится за пределами его собственной страны; – внутренние, проявляющиеся в определенной стране и оказывающие влияние на функционирование только ее субъектов управления. 2. По уровню возникновения: – образующиеся на микроуровне, т.е. непосредственно у субъекта управления (предприятия); – отраслевого (группового) происхождения, характеризующие целую группу субъектов (отрасли); – региональные, обусловленные спецификой развития и управления отдельными регионами внутри страны и влияющие на субъекты управления данного региона; – государственные, возникающие на макроуровне и оказывающие влияние на все субъекты управления данного государства; – мировые (глобальные), проявляющиеся в нескольких странах или странах всего мирового сообщества и влияющие на деятельность субъектов управления этих стран. 3. По сфере происхождения: – социально-политические, обусловленные кризисными ситуациями, которые возникают при изменении государством политического курса, введении в действие незапланированных социальных программ либо осуществлении других акций, в основе которых лежат социальные явления (забастовки, акты гражданского неповиновения, блокирование путей сообщения и т.п.); – административно-законодательные, возникающие в случае реализации непредвиденных субъектов административных управления, а также решений, ограничивающих вследствие изменений деятельность действующего законодательства; – производственные, связанные с осуществлением любых видов производственной деятельности (снижением объемов производства, ростом затрат на производство товаров, услуг и т.д.); – коммерческие, появляющиеся в процессе реализации товаров и услуг (снижение объемов реализации, замедление процесса обращения и т.п.); – финансовые, возникающие в сфере отношений субъекта управления с финансовыми институтами (банками), а также в результате изменений в финансовой системе (инфляция и т.п.); – природно-экологические, образующиеся вследствие зависимости общественного производства от природно-климатических явлений; – демографические, обусловленные изменениями демографической ситуации (старение населения в данной стране, появление большого числа беженцев из соседних стран и т.п.); – геополитические, носящие глобальный характер в результате миграции рабочей силы, появления болезни, грозящей всему человечеству (например, СПИД и т.п.). 4. По причинам возникновения: – вызванные функционирования неопределенностью всех субъектов будущего, управления которая (следствием характерна для этого является сложность прогнозирования явлений данного типа); – обусловленные недостатком информации для принятия решений и объективной невозможностью учета всех параметров, необходимых для определения оптимальных решений; – вызванные субъективными факторами и личностными характеристиками менеджера группы, анализирующего вероятность возникновения и степень опасности кризисного явления (квалификация специалиста, его понимание и восприятие кризисного явления или ситуации, наличие времени для их качественного и всестороннего анализа, количество рассмотренных им альтернатив и т.п.). 5. По степени системности: – системные, наличие которых обусловлено самой системой (например, цикличные экономические явления — циклы Кондратьева, Кейнса и т.д.); – несистемные (уникальные), не присущие данной системе, степень влияния которых может быть сведена до минимума. 6. По возможности прогнозирования: – прогнозируемые кризисные явления и ситуации, возникновение которых поддается прогнозу на основе существующих теорий и знаний; – частично непрогнозируемые, появляющиеся вследствие форс-мажорных событий (их частичная непрогнозируемость является следствием низкой степени вероятности определения возможности их возникновения вследствие ограниченности информации и недостатка знаний, необходимых для построения прогноза). 7. По степени реализации: – реализовавшиеся, представляющие собой свершившиеся неблагоприятные события для субъекта управления, которые имеют для него отрицательные последствия; – нереализовавшиеся, которые не свершились вопреки ожиданию. 8. По адекватности времени принятия решения по антикризисному управлению: – прогнозированные кризисные явления и ситуации, учтенные предкризисным менеджментом, в результате последним (на случай их появления) может быть выработана стратегия управления; – текущие, которые не были заранее предусмотрены, следовательно, стратегия реагирования не была выработана и субъект управления реагирует на них в момент их возникновения. 9. По степени влияния на функционирование субъектов управления: – разрушение субъекта управления как системы; – частичное разрушение субъекта управления как системы; – отсутствие разрушения субъекта управления как системы. Представленная классификация не является типовой, так как включает неупорядоченную информацию о различных сторонах экономического кризиса. Однако сам подход с позиции терминологии обозначил основу для формирования типологии кризисных явлений. Наконец, по структуре отношений в социально-экономической системе, дифференциации проблематики ее развития выделяют следующие группы кризисов. Экономические кризисы – острые противоречия в экономическом состоянии организации (компании, фирмы и т.д.). Это могут быть кризисы «перепроизводства» и сбыта товаров; взаимоотношений между партнерами, неплатежей, потери конкурентных преимуществ и т.п. В группе экономических кризисов особое место занимают финансовые, которые характеризуют противоречия между доходами и расходами организации и ее подразделений. Финансовый кризис проявляется в форме задержек выплат заработной платы, неплатежей и т.п. Социальные кризисы – это столкновение интересов и обострение противоречий социальных групп: – работников и работодателей; – работников различных профессий или подразделений; – персонала и менеджеров; – работников организации и местного населения и др. Социальные кризисы могут возникать из-за недовольства условиями труда, стилем управления и т.п., т.е. сами по себе, а могут являться как бы продолжением экономических кризисов. Организационные кризисы – кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений. Они проявляются в деловых конфликтах, возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр., что бывает при чрезмерном и быстром функционирования и росте развития, организации, ошибках при изменении условий реструктуризации ее или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции. Психологические кризисы – кризисы в социально-психологическом климате всего коллектива организации или отдельной ее группы. Они проявляются в виде стрессов, приобретающих массовый характер, возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой и социальным положением. Технологический кризис – кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис отторжения новых технологических решений. Такие кризисы проявляются в виде обострения противоречий между тенденциями научно-технического прогресса и возможностями организации. В современных условиях имеет большое значение понимание и распознавание экологических кризисов как кризисов взаимоотношения человека с природой, вызванных деятельностью человека (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий и т.п.). Подводя итоги построения классификации признаков кризисности социальноэкономических систем, следует отметить, что применение описанных моделей позволит решить целый комплекс научных и практических проблем по определению структуры кризисного состояния и группировке хозяйствующих субъектов по классификационным признакам и наметить подход к оценке кризисных состояний.
«Понятие и сущность кризиса в социально-экономических системах» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 52 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot