Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и сущность кризиса в социально-экономических системах

  • 👀 741 просмотр
  • 📌 680 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие и сущность кризиса в социально-экономических системах
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и сущность кризиса в социально-экономических системах» pdf
Тема 1.1. Понятие и типология кризисов в социально-экономических системах 1. Понятие и сущность кризиса в социально-экономических системах Кризисные явления могут возникать на различных уровнях социальноэкономических систем. Экономическая наука выделяет четыре уровня экономики – микро-, мезо-, макро- и мировой. 1. Микроуровень – это уровень отдельного предприятия (или организации) как в сфере материального производства, так и в сфере интеллектуально- информационной деятельности, которую часто называют непроизводственной сферой. Механическое суммирование большего или меньшего числа предприятий региона, отрасли, страны в целом не означает выход на более высокие уровни экономики. Для этого предприятия должны быть так или иначе структурированы в системах различного рода. 2. Мезоуровень – это уровень межотраслевых хозяйственных связей предприятий и организаций различных сфер и видов деятельности. Такие связи нередко называют горизонтальными, поскольку они осуществляются между предприятиями и организациями, находящимися на одном и том же уровне относительно друг друга. Связи между структурами разных уровней, называемые вертикальными, связывают между собой разные уровни экономики. 3. Макроуровень – это уровень народного хозяйства в целом, выступающего не в виде механической суммы предприятий и организаций, а в качестве единого структурного организма. 4. Мировой уровень – это уровень мирового хозяйства, включающего в себя национальные хозяйства стран мира, в большей или меньшей степени интегрированные в мировой рынок. В настоящее время экономическое положение отдельных стран существенно зависит от воздействия мирового хозяйства в целом. Соответственно рассматривать отдельно экономическую ситуацию в какой бы то ни было стране, в том числе и в России, бессмысленно. В нашем случае объектом изучения выступает микроуровень экономики, т.е. в качестве социально-экономической системы будет рассматриваться организация (предприятие). Под организацией понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Таким образом, кризис – это крайнее обострение противоречий в организации, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Сущность кризиса в терминах конкретной экономики можно определить следующим образом: 1) кризис – это рассогласование в деятельности отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.); 2) кризис – это неплатежеспособность, это нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации. Существуют три стадии развития кризиса: 1) ранняя, характеризующаяся отдельными проявлениями неэффективности в производстве, сбыте (рост товарно-материальных запасов, снижение темпов роста продаж, проблемы с качеством продукции и т.д.); 2) промежуточная – нехватка оборотных средств, приостановка поставок в кредит, задержки в выдаче заработной платы; 3) поздняя, при которой предприятие находится в состоянии хаоса, нарушаются графики производства, кредиторы требуют изменения условий кредита, а поставщики – предоплаты. Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта. С этой целью необходимо разработать механизмы предотвращения (профилактики) кризиса, рекомендуемые к применению в конкретных обстоятельствах. 2. Классификация кризисов Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой сути. Необходимость в их разветвленной классификации связана с разнообразием средств и способов управления ими. Если есть понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности его протекания. Общепринято классифицировать все кризисные явления в экономике следующим образом (таблица 1). Таблица 1 Классификация кризисных явлений в экономике Классификационный Вид кризиса признак – отдельные (или единичные); По широте охвата – локальные (или групповые, охватывающие лишь часть или группу явлений, процессов, субъектов хозяйствования); – системные, поражающие весь экономический организм в целом По уровням - микро-; экономики - мезо-; - макро-; - мировые По причинам - случайные; возникновения - закономерные; - циклические, из числа закономерных По силе воздействия - болезненные; - разрушительные; - катастрофические По времени - кратковременные; воздействия - средней продолжительности; - долговременные По источникам - внутренние; происхождения - внешние; - смешанные (из внутренних и внешних источников); - стихийные (развившиеся сами по себе); - искусственные (сознательно созданные теми или иными силами с целью ослабления конкурента и присвоения его ресурсов). По возможности - преодолимые с помощью внутренних сил; преодоления - преодолимые с внешней помощью или под внешним воздействием; - непреодолимые. Попытку упорядочить по обобщенным признакам кризисные явления и ситуации в экономике независимо от уровня субъекта управления предпринял А. Чернявский. Он предложил следующую классификацию кризисов: 1. Кризисные явления по принадлежности к стране функционирования объекта управления: – внешние, источник происхождения которых для субъекта находится за пределами его собственной страны; – внутренние, проявляющиеся в определенной стране и оказывающие влияние на функционирование только ее субъектов управления. 2. По уровню возникновения: – образующиеся на микроуровне, т.е. непосредственно у субъекта управления (предприятия); – отраслевого (группового) происхождения, характеризующие целую группу субъектов (отрасли); – региональные, обусловленные спецификой развития и управления отдельными регионами внутри страны и влияющие на субъекты управления данного региона; – государственные, возникающие на макроуровне и оказывающие влияние на все субъекты управления данного государства; – мировые (глобальные), проявляющиеся в нескольких странах или странах всего мирового сообщества и влияющие на деятельность субъектов управления этих стран. 3. По сфере происхождения: – социально-политические, обусловленные кризисными ситуациями, которые возникают при изменении государством политического курса, введении в действие незапланированных социальных программ либо осуществлении других акций, в основе которых лежат социальные явления (забастовки, акты гражданского неповиновения, блокирование путей сообщения и т.п.); – административно-законодательные, возникающие в случае реализации непредвиденных субъектов административных управления, а также решений, ограничивающих вследствие изменений деятельность действующего законодательства; – производственные, связанные с осуществлением любых видов производственной деятельности (снижением объемов производства, ростом затрат на производство товаров, услуг и т.д.); – коммерческие, появляющиеся в процессе реализации товаров и услуг (снижение объемов реализации, замедление процесса обращения и т.п.); – финансовые, возникающие в сфере отношений субъекта управления с финансовыми институтами (банками), а также в результате изменений в финансовой системе (инфляция и т.п.); – природно-экологические, образующиеся вследствие зависимости общественного производства от природно-климатических явлений; – демографические, обусловленные изменениями демографической ситуации (старение населения в данной стране, появление большого числа беженцев из соседних стран и т.п.); – геополитические, носящие глобальный характер в результате миграции рабочей силы, появления болезни, грозящей всему человечеству (например, СПИД и т.п.). 4. По причинам возникновения: – вызванные функционирования неопределенностью всех субъектов будущего, управления которая (следствием характерна для этого является сложность прогнозирования явлений данного типа); – обусловленные недостатком информации для принятия решений и объективной невозможностью учета всех параметров, необходимых для определения оптимальных решений; – вызванные субъективными факторами и личностными характеристиками менеджера группы, анализирующего вероятность возникновения и степень опасности кризисного явления (квалификация специалиста, его понимание и восприятие кризисного явления или ситуации, наличие времени для их качественного и всестороннего анализа, количество рассмотренных им альтернатив и т.п.). 5. По степени системности: – системные, наличие которых обусловлено самой системой (например, цикличные экономические явления — циклы Кондратьева, Кейнса и т.д.); – несистемные (уникальные), не присущие данной системе, степень влияния которых может быть сведена до минимума. 6. По возможности прогнозирования: – прогнозируемые кризисные явления и ситуации, возникновение которых поддается прогнозу на основе существующих теорий и знаний; – частично непрогнозируемые, появляющиеся вследствие форс-мажорных событий (их частичная непрогнозируемость является следствием низкой степени вероятности определения возможности их возникновения вследствие ограниченности информации и недостатка знаний, необходимых для построения прогноза). 7. По степени реализации: – реализовавшиеся, представляющие собой свершившиеся неблагоприятные события для субъекта управления, которые имеют для него отрицательные последствия; – нереализовавшиеся, которые не свершились вопреки ожиданию. 8. По адекватности времени принятия решения по антикризисному управлению: – прогнозированные кризисные явления и ситуации, учтенные предкризисным менеджментом, в результате последним (на случай их появления) может быть выработана стратегия управления; – текущие, которые не были заранее предусмотрены, следовательно, стратегия реагирования не была выработана и субъект управления реагирует на них в момент их возникновения. 9. По степени влияния на функционирование субъектов управления: – разрушение субъекта управления как системы; – частичное разрушение субъекта управления как системы; – отсутствие разрушения субъекта управления как системы. Представленная классификация не является типовой, так как включает неупорядоченную информацию о различных сторонах экономического кризиса. Однако сам подход с позиции терминологии обозначил основу для формирования типологии кризисных явлений. Наконец, по структуре отношений в социально-экономической системе, дифференциации проблематики ее развития выделяют следующие группы кризисов. Экономические кризисы – острые противоречия в экономическом состоянии организации (компании, фирмы и т.д.). Это могут быть кризисы «перепроизводства» и сбыта товаров; взаимоотношений между партнерами, неплатежей, потери конкурентных преимуществ и т.п. В группе экономических кризисов особое место занимают финансовые, которые характеризуют противоречия между доходами и расходами организации и ее подразделений. Финансовый кризис проявляется в форме задержек выплат заработной платы, неплатежей и т.п. Социальные кризисы – это столкновение интересов и обострение противоречий социальных групп: – работников и работодателей; – работников различных профессий или подразделений; – персонала и менеджеров; – работников организации и местного населения и др. Социальные кризисы могут возникать из-за недовольства условиями труда, стилем управления и т.п., т.е. сами по себе, а могут являться как бы продолжением экономических кризисов. Организационные кризисы – кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений. Они проявляются в деловых конфликтах, возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр., что бывает при чрезмерном и быстром функционирования и росте развития, организации, ошибках при изменении условий реструктуризации ее или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции. Психологические кризисы – кризисы в социально-психологическом климате всего коллектива организации или отдельной ее группы. Они проявляются в виде стрессов, приобретающих массовый характер, возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой и социальным положением. Технологический кризис – кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис отторжения новых технологических решений. Такие кризисы проявляются в виде обострения противоречий между тенденциями научно-технического прогресса и возможностями организации. В современных условиях имеет большое значение понимание и распознавание экологических кризисов как кризисов взаимоотношения человека с природой, вызванных деятельностью человека (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий и т.п.). Подводя итоги построения классификации признаков кризисности социальноэкономических систем, следует отметить, что применение описанных моделей позволит решить целый комплекс научных и практических проблем по определению структуры кризисного состояния и группировке хозяйствующих субъектов по классификационным признакам и наметить подход к оценке кризисных состояний.
«Понятие и сущность кризиса в социально-экономических системах» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 52 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot