Понятие и сущность кризиса в социально-экономических системах
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1.1. Понятие и типология кризисов в социально-экономических системах
1. Понятие и сущность кризиса в социально-экономических системах
Кризисные явления могут возникать на различных уровнях социальноэкономических систем. Экономическая наука выделяет четыре уровня экономики –
микро-, мезо-, макро- и мировой.
1. Микроуровень – это уровень отдельного предприятия (или организации) как
в
сфере
материального
производства,
так
и
в
сфере
интеллектуально-
информационной деятельности, которую часто называют непроизводственной
сферой. Механическое суммирование большего или меньшего числа предприятий
региона, отрасли, страны в целом не означает выход на более высокие уровни
экономики. Для этого предприятия должны быть так или иначе структурированы в
системах различного рода.
2. Мезоуровень – это уровень межотраслевых хозяйственных связей
предприятий и организаций различных сфер и видов деятельности. Такие связи
нередко называют горизонтальными, поскольку они осуществляются между
предприятиями и организациями, находящимися на одном и том же уровне
относительно друг друга. Связи между структурами разных уровней, называемые
вертикальными, связывают между собой разные уровни экономики.
3. Макроуровень – это уровень народного хозяйства в целом, выступающего
не в виде механической суммы предприятий и организаций, а в качестве единого
структурного организма.
4. Мировой уровень – это уровень мирового хозяйства, включающего в себя
национальные
хозяйства
стран
мира,
в
большей
или
меньшей
степени
интегрированные в мировой рынок. В настоящее время экономическое положение
отдельных стран существенно зависит от воздействия мирового хозяйства в целом.
Соответственно рассматривать отдельно экономическую ситуацию в какой бы то ни
было стране, в том числе и в России, бессмысленно.
В нашем случае объектом изучения выступает микроуровень экономики, т.е. в
качестве социально-экономической системы будет рассматриваться организация
(предприятие). Под организацией понимается группа людей, деятельность которых
сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Таким образом,
кризис – это крайнее обострение противоречий в организации, угрожающее ее
жизнестойкости в окружающей среде.
Сущность кризиса в терминах конкретной экономики можно определить
следующим образом:
1) кризис – это рассогласование в деятельности отдельных систем
организации (экономической, финансовой, социальной и др.);
2)
кризис – это неплатежеспособность,
это нарастающая
опасность
банкротства и ликвидации организации.
Существуют три стадии развития кризиса:
1) ранняя, характеризующаяся отдельными проявлениями неэффективности в
производстве, сбыте (рост товарно-материальных запасов, снижение темпов роста
продаж, проблемы с качеством продукции и т.д.);
2) промежуточная – нехватка оборотных средств, приостановка поставок в
кредит, задержки в выдаче заработной платы;
3) поздняя, при которой предприятие находится в состоянии хаоса,
нарушаются графики производства, кредиторы требуют изменения условий кредита,
а поставщики – предоплаты.
Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности
рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении
любого негативного симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего
субъекта. С этой целью необходимо разработать механизмы предотвращения
(профилактики)
кризиса,
рекомендуемые
к
применению
в
конкретных
обстоятельствах.
2. Классификация кризисов
Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам
и последствиям, но и по самой сути. Необходимость в их разветвленной
классификации связана с разнообразием средств и способов управления ими. Если
есть понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты,
сокращения времени и обеспечения безболезненности его протекания. Общепринято
классифицировать все кризисные явления в экономике следующим образом
(таблица 1).
Таблица 1
Классификация кризисных явлений в экономике
Классификационный
Вид кризиса
признак
– отдельные (или единичные);
По широте охвата
– локальные (или групповые, охватывающие лишь часть
или группу явлений, процессов, субъектов хозяйствования);
– системные, поражающие весь экономический организм в
целом
По уровням
- микро-;
экономики
- мезо-;
- макро-;
- мировые
По причинам
- случайные;
возникновения
- закономерные;
- циклические, из числа закономерных
По силе воздействия - болезненные;
- разрушительные;
- катастрофические
По времени
- кратковременные;
воздействия
- средней продолжительности;
- долговременные
По источникам
- внутренние;
происхождения
- внешние;
- смешанные (из внутренних и внешних источников);
- стихийные (развившиеся сами по себе);
- искусственные (сознательно созданные теми или иными
силами с целью ослабления конкурента и присвоения его
ресурсов).
По возможности
- преодолимые с помощью внутренних сил;
преодоления
- преодолимые с внешней помощью или под внешним
воздействием;
- непреодолимые.
Попытку упорядочить по обобщенным признакам кризисные явления и
ситуации в экономике независимо от уровня субъекта управления предпринял
А. Чернявский. Он предложил следующую классификацию кризисов:
1. Кризисные явления по принадлежности к стране функционирования
объекта управления:
– внешние, источник происхождения которых для субъекта находится за
пределами его собственной страны;
– внутренние, проявляющиеся в определенной стране и оказывающие влияние
на функционирование только ее субъектов управления.
2. По уровню возникновения:
– образующиеся на микроуровне, т.е. непосредственно у субъекта управления
(предприятия);
– отраслевого (группового) происхождения, характеризующие целую группу
субъектов (отрасли);
–
региональные,
обусловленные
спецификой
развития
и
управления
отдельными регионами внутри страны и влияющие на субъекты управления данного
региона;
– государственные, возникающие на макроуровне и оказывающие влияние на
все субъекты управления данного государства;
– мировые (глобальные), проявляющиеся в нескольких странах или странах
всего мирового сообщества и влияющие на деятельность субъектов управления этих
стран.
3. По сфере происхождения:
– социально-политические, обусловленные кризисными ситуациями, которые
возникают при изменении государством политического курса, введении в действие
незапланированных социальных программ либо осуществлении других акций, в
основе которых лежат социальные явления (забастовки, акты гражданского
неповиновения, блокирование путей сообщения и т.п.);
– административно-законодательные, возникающие в случае реализации
непредвиденных
субъектов
административных
управления,
а
также
решений,
ограничивающих
вследствие
изменений
деятельность
действующего
законодательства;
–
производственные,
связанные
с
осуществлением
любых
видов
производственной деятельности (снижением объемов производства, ростом затрат
на производство товаров, услуг и т.д.);
– коммерческие, появляющиеся в процессе реализации товаров и услуг
(снижение объемов реализации, замедление процесса обращения и т.п.);
– финансовые, возникающие в сфере отношений субъекта управления с
финансовыми институтами (банками), а также в результате изменений в финансовой
системе (инфляция и т.п.);
–
природно-экологические,
образующиеся
вследствие
зависимости
общественного производства от природно-климатических явлений;
– демографические, обусловленные изменениями демографической ситуации
(старение населения в данной стране, появление большого числа беженцев из
соседних стран и т.п.);
– геополитические, носящие глобальный характер в результате миграции
рабочей силы, появления болезни, грозящей всему человечеству (например, СПИД и
т.п.).
4. По причинам возникновения:
–
вызванные
функционирования
неопределенностью
всех субъектов
будущего,
управления
которая
(следствием
характерна
для
этого является
сложность прогнозирования явлений данного типа);
– обусловленные недостатком информации для принятия решений и
объективной
невозможностью
учета
всех
параметров,
необходимых
для
определения оптимальных решений;
– вызванные субъективными факторами и личностными характеристиками
менеджера группы, анализирующего вероятность возникновения и степень
опасности кризисного явления (квалификация специалиста, его понимание и
восприятие кризисного явления
или
ситуации,
наличие времени
для
их
качественного и всестороннего анализа, количество рассмотренных им альтернатив
и т.п.).
5. По степени системности:
– системные, наличие которых обусловлено самой системой (например,
цикличные экономические явления — циклы Кондратьева, Кейнса и т.д.);
– несистемные (уникальные), не присущие данной системе, степень влияния
которых может быть сведена до минимума.
6. По возможности прогнозирования:
– прогнозируемые кризисные явления и ситуации, возникновение которых
поддается прогнозу на основе существующих теорий и знаний;
– частично непрогнозируемые, появляющиеся вследствие форс-мажорных
событий (их частичная непрогнозируемость является следствием низкой степени
вероятности
определения
возможности
их
возникновения
вследствие
ограниченности информации и недостатка знаний, необходимых для построения
прогноза).
7. По степени реализации:
– реализовавшиеся, представляющие собой свершившиеся неблагоприятные
события для субъекта управления, которые имеют для него отрицательные
последствия;
– нереализовавшиеся, которые не свершились вопреки ожиданию.
8.
По адекватности
времени
принятия
решения
по антикризисному
управлению:
– прогнозированные кризисные явления и ситуации, учтенные предкризисным
менеджментом, в результате последним (на случай их появления) может быть
выработана стратегия управления;
– текущие, которые не были заранее предусмотрены, следовательно, стратегия
реагирования не была выработана и субъект управления реагирует на них в момент
их возникновения.
9. По степени влияния на функционирование субъектов управления:
– разрушение субъекта управления как системы;
– частичное разрушение субъекта управления как системы;
– отсутствие разрушения субъекта управления как системы.
Представленная классификация не является типовой, так как включает
неупорядоченную информацию о различных сторонах экономического кризиса.
Однако сам подход с позиции терминологии обозначил основу для формирования
типологии кризисных явлений.
Наконец, по структуре отношений в социально-экономической системе,
дифференциации проблематики ее развития выделяют следующие группы кризисов.
Экономические кризисы – острые противоречия в экономическом состоянии
организации (компании, фирмы и т.д.). Это могут быть кризисы «перепроизводства»
и сбыта товаров; взаимоотношений между партнерами, неплатежей, потери
конкурентных преимуществ и т.п. В группе экономических кризисов особое место
занимают финансовые, которые характеризуют противоречия между доходами и
расходами организации и ее подразделений. Финансовый кризис проявляется в
форме задержек выплат заработной платы, неплатежей и т.п. Социальные кризисы –
это столкновение интересов и обострение противоречий социальных групп:
– работников и работодателей;
– работников различных профессий или подразделений;
– персонала и менеджеров;
– работников организации и местного населения и др.
Социальные кризисы могут возникать из-за недовольства условиями труда,
стилем управления и т.п., т.е. сами по себе, а могут являться как бы продолжением
экономических кризисов. Организационные кризисы – кризисы разделения и
интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности
отдельных подразделений. Они проявляются в деловых конфликтах, возникновении
неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр., что бывает при
чрезмерном
и
быстром
функционирования
и
росте
развития,
организации,
ошибках
при
изменении
условий
реструктуризации
ее
или
организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции.
Психологические кризисы – кризисы в социально-психологическом климате
всего коллектива организации или отдельной ее группы. Они проявляются в виде
стрессов,
приобретающих
массовый
характер,
возникновении
чувства
неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой и
социальным положением.
Технологический кризис – кризис новых технологических идей в условиях явно
выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис отторжения
новых технологических решений. Такие кризисы проявляются в виде обострения
противоречий
между
тенденциями
научно-технического
прогресса
и
возможностями организации. В современных условиях имеет большое значение
понимание и распознавание экологических кризисов как кризисов взаимоотношения
человека с природой, вызванных деятельностью человека (истощение ресурсов,
загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий и т.п.).
Подводя итоги построения классификации признаков кризисности социальноэкономических систем, следует отметить, что применение описанных моделей
позволит решить целый комплекс научных и практических проблем по определению
структуры кризисного состояния и группировке хозяйствующих субъектов по
классификационным признакам и наметить подход к оценке кризисных состояний.