Понятие и особенности социального обслуживания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Понятие и особенности социального обслуживания.
План лекции
1. Понятия и общая характеристика социального обслуживания населения
2. Система, принципы и формы социального обслуживания РФ.
3. Проблемы социального обслуживания
Вопрос 1.
Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции.
Конечно, на заре зарождения социальной помощи в России, не было такого
понятия как «социальное обслуживание», да и «социальная помощь» тоже.
Однако государство и общество пытались сформировать некую систему
поддержки больных, бедных и т. д. Со стороны общества это выражалось в
форме личной религиозной благотворительности – милостыни. Нужно
сказать, что участие государства в развитии социальной сферы – крайне
необходимо и по сей день, без него трудно представить себе эффективно
функционирующую систему социальной помощи и социального
обслуживания в частности.
С началом социально-экономических реформ в России в конце 1980-х гг.
система предоставления социальных услуг населению претерпела серьезные
изменения.
Происходит переход от традиционного социального обслуживания к
современной его модификации.
Традиционное социальное обслуживание - это преимущественно
вспоможение, реализующее в основном адаптационную и социозащитную
функции.
В конце 20 века социальное обслуживание населения в РФ становится
одним из важнейших направлений социальной защиты населения.
В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения»
используется сравнительно редко.
По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных
условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и
организационной формы этого вида социальной деятельности, которая
рассматривается в качестве системы определенных способов социальной
гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную
реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.
В Словаре по социальной работе Р. Баркера социальное обслуживание
определяется как "представление конкретных социальных услуг людям для
удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития,
людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)".
Елена Мачульская полагает, что социальное обслуживание представляет
собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию
1
социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических,
социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной
адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Таким образом, как в юридической, так и в социологической,
экономической, научной литературе отсутствует единая точка зрения в
отношении понятийного определения данных терминов. При этом следует
обратить внимание на то, что научные взгляды отличаются по данному
вопросу кардинальным образом. Например, Е.И. Холостова предлагает свой
классификатор признаков социального обслуживания с учетом их видового
деления; - социальное обслуживание представляется в виде денежных
обязательств. Так, большой экономический словарь определяет данный
термин как обеспечение в виде ценных бумаг и товаров, которые служат
гарантией погашения кредита или выполнения какого-либо обязательства. То
есть материальное обеспечение рассматривается как социальное
обслуживание. Существуют и иные точки зрения, обосновывающие
социальное обслуживание через призму предоставления услуг либо как
видовую разновидность услуг.
С 1 января 2015 г. правовое регулирование социального обслуживания
на федеральном уровне осуществляется Федеральным законом от 28.12.2013
№ 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации".
В новом ФЗ № 442 «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 28
декабря 2013 года
дается следующее определение социальному
обслуживанию - это деятельность по предоставлению социальных услуг
гражданам.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, если существуют
обстоятельства, ухудшающие или способные ухудшить условия его жизнедеятельности, такие как:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять
самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные
потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка- инвалида или детейинвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем
уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством),
испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом,
ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или
алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами,
страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего
возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ
признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
2
2) социальная услуга - действие или действия в сфере социального
обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в
том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его
жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно
обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Цель социального обслуживания - обеспечение населения доступными
социальными услугами надлежащего качества, создающими благоприятные
условия для развития "человеческого капитала", сохраняющими и
изменяющими социальное положение личности, всех групп и слоев
населения, социальных общностей, коллективов.
Вопрос 2.
Система социального обслуживания населения является социальным
институтом по предоставлению человеку или группе социальных услуг.
Это не просто сумма учреждений с динамикой их развития на
определенных территориях Российской Федерации, а совокупность ряда
составляющих. Среди них:
определенный порядок взаимодействия органов и учреждений
социального обслуживания;
межведомственная взаимосвязь;
последовательные и обоснованные действия всех учреждений,
направленные на поддержку различных слоев населения;
форма организационной деятельности учреждений социального
обслуживания;
финансово-экономическое
и
материально-техническое
обеспечение деятельности учреждений, оказывающих социальные
услуги населению;
многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение
деятельности территориальных социальных служб;
степень
сформированности
нормативно-правового
поля,
создающего необходимые условия для становления и развития
социальных служб и др.
Выделяют две группы функций системы социального обслуживания:
1) сущностно-деятельностные функции (профилактическая, социальнореабилитационная,
адаптационная,
охранно-защитная,
социальный
патронаж);
2) нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая,
социально-гуманистическая).
Функции социального обслуживания проявляются как на макро-, так и
на микроуровнях.
Система социального обслуживания включает в себя: (из нового
закона)
3
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому
регулированию
в
сфере
социального
обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти);
2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации,
уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим
Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания
(далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);
3) организации социального обслуживания, находящиеся в
ведении федеральных органов исполнительной власти;
4) организации социального обслуживания, находящиеся в
ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации
социального обслуживания субъекта Российской Федерации);
5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие)
организации социального обслуживания, в том числе социально
ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие
социальные услуги;
6)
индивидуальных
предпринимателей,
осуществляющих
социальное обслуживание.
Статья 19. Формы социального обслуживания
1. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме
социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме,
или в стационарной форме.
2.
Социальные
услуги
в
полустационарной
форме
предоставляются
их
получателям
организацией
социального
обслуживания в определенное время суток.
3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их
получателям при постоянном, временном (на срок, определенный
индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю)
круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются
жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления
видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20
настоящего Федерального закона.
4. При предоставлении социальных услуг в полустационарной
форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при
передвижении по территории организации социального обслуживания, а
также при пользовании услугами, предоставляемыми такой
организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по
территории организации социального обслуживания, входа, выхода и
перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения
4
в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также
доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями,
оснащение
организации
социального
обслуживания
знаками,
выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с
их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической
информацией на территории такой организации, а также допуск
тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией,
надписями и (или) световыми сигналами, информирование о
предоставляемых социальных услугах с использованием русского
жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
Статья 4. Принципы социального обслуживания
1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав
человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не
допускает унижения чести и достоинства человека.
2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих
принципах:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию
вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка,
происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и
принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства
получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков
социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном
обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических,
кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной
среде;
5) добровольность;
6) конфиденциальность.
Вопрос 3.
Проблемы социального обслуживания:
5
Во-первых, требуется конкретизировать усилия по модернизации
учреждений социального обслуживания.
Во-вторых, необходимо рассматривать профессионализм и высокую
нравственность как непременные качества, которыми должны обладать
работники социальных служб.
В-третьих, нужно повысить координацию действий различных
ведомственных служб - социальной защиты населения, образования,
здравоохранения, МВД, занятости, миграционных, молодежных и др. для
удовлетворения нужд и потребностей населения в социальных услугах в
целом, отдельных социальных групп, различных типов семей и отдельной
личности, в какой бы трудной жизненной ситуации они ни находились.
Несмотря на то что система социального обслуживания является частью
социальной сферы и главным элементом системы социальной защиты
населения, она тем не менее является относительно самостоятельной
структурой. Опирается на собственную инфраструктуру и отличается от
других элементов социальной защиты тем, что в ней индивид должен
рассматриваться не только как объект (получатель услуг), но и как субъект,
реализующий свой личный социализирующий потенциал.
Как показывает анализ, процесс модернизации сети социальных служб
(учреждений) противоречив и неоднозначен. На местах нередко пытаются
решить сложную задачу - развить сеть учреждений, оказывающих населению
широкий спектр социальных услуг, ориентируя их главным образом на
наиболее социально уязвимые группы населения, которые испытывают
постоянные трудности в повседневной жизни.
Модернизации
сети
учреждений
социального
обслуживания
препятствуют различные факторы:
- слабая правовая база системы социального обслуживания;
- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у
правительственных органов на федеральном и региональном уровнях,
дефицит средств у органов местного самоуправления;
- отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере
социального обслуживания;
- дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в
области социальной работы;
- низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников
социальных служб;
- недостаточное использование финансовых, экономических и
интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
Система социального обслуживания, будучи главным поставщиком
социальных услуг, в новых условиях жизнедеятельности страны должна
обеспечить доступность и качество основных услуг согласно потребности
населения, способствовать повышению качества жизни людей.
Таким образом, социальное обслуживание выступает в трех
методологических аспектах: как высокоэффективная технология социальной
6
работы, как социальный институт, как принципиально важный сектор
социальной сферы.
7