Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организации социального обслуживания: их виды и специфику деятельности

  • 👀 2957 просмотров
  • 📌 2923 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Организации социального обслуживания: их виды и специфику деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организации социального обслуживания: их виды и специфику деятельности» pdf
Лекция 2 Организации социального обслуживания: их виды и специфику деятельности. Говоря об организациях социального обслуживания населения, необходимо определиться с соответствующим понятийным рядом. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» применяет следующие основные понятия: ‒социальное обслуживание граждан деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; ‒социальная услуга действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; ‒получатель социальных услуг гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги; ‒поставщик социальных услуг юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание; ‒стандарт социальной услуги основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг; ‒профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т.д.), что проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы. Динамическая характеристика системы социальной работы связана с особенностями процесса развития в тех или иных культурно - исторических условиях, а статическая определяет ее структуру и уровни. Институты социальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность. Поскольку система ни есть лишь сумма элементов, в ней обязательно должен присутствовать целевой, системообразующий компонент. Для системы социальной работы, таковым компонентом является ведущая цель деятельности: оказание помощи клиенту в решении его жизненно важных проблем. В сложной, иерархизированной системе целеполагания социальной работы принято выделять различные системные уровни: 1.Национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства. 2.Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы. 3.Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне. 4.Локальный уровень, связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия. Система социальной работы может иметь общественный характер, а также государственный. В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственнообщественную. Институты социальной работы — учреждения, занимающиеся решением социальных проблем населения (социальные службы официального, неофициального, государственного, негосударственного, добровольно - общественного характера). Каждый социальный институт имеет свои специфические задачи. Общемировой опыт социальной работы демонстрирует следующие типы институтов социальной работы: общепрофильные и специализированные. К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и др. малых административно территориальных единиц. Цель и задачи данных учреждений: находясь максимально близко к месту жительства людей, оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся. Особенности общепрофильных учреждений связаны со спецификой модели социальной помощи в конкретной стране. Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения: социальные приюты, реабилитационные центры, диагностические центры и т.д. В рамках любой модели социальной работы такие учреждения направлены на оказание профессиональной помощи в конкретной проблеме. Социальные организации создаются для определенных общественных целей в нашем случае для оказания помощи людям, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. К социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыслах. Во-первых, организацию можно рассматривать как социальный институт с определенным статусом и как стационарный объект. В таком ракурсе можно, например, представить социальную службу, включающую в себя три важнейшие институциональные составляющие правовой статус, организационную структуру и функции. Организация может, с одной стороны, проявляться в определенных организационных формах (министерство, департамент центр и др.), а с другой — в характере специализированной деятельности (благотворительная, финансовая и пр.). Второе значение понятия организация используется в смысле совокупности действий, включающей в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию, систематизацию, объединение и другие для достижения целей, выполнения задач. Здесь организация рассматривается как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление». Третье значение организации отражает уровень взаимодействия, взаимосвязи, то есть речь идет об определенной структуре, строении и типе связей способов соединения частей в целое, специфическое для каждого рода объектов. Именно это значение подразумевается в понятиях формальная и неформальная организация политическая организация и др. Организации возникают тогда, когда достижение каких либо общих целей признается возможным только при достижении индивидуальных целей или когда достижение индивидуальных целей возможно лишь путем достижения общих целей. Если кратко дать определение организации, то ее надо рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Таким образом, определяющим признаком организации является цель, коллективное целедостижение образуют два производственных признака — иерархия и управление. Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. В качестве таковой могут выступать Центры социального обслуживания населения, центры дневного пребывания пенсионеров, детские дома и пр. К признакам формализации организаций можно отнести: • административно-правовые атрибуты, определяющие статус и компетенцию организации (юридическая ответственность, правовое положение работника и др.); • экономические, плановые, стоимостные и другие показатели; • социокультурные, включающие принятые в данной среде нормы поведения и взаимоотношений. Существуют также неформальные организации, которые складываются незапрограмированно, из спонтанно возникающих связей. К ним относят институт семьи, неформальные отношения между людьми. Используя слово, организация мы всегда будем иметь в виду формальную организацию. Формальные организации редко имеют только одну цель, как правило, это набор взаимосвязанных целей. Такие организации называются еще сложными. В качестве примера можно привести Министерство труда и социальной защиты РФ. Главной целью Министерства является осуществлениеединой государственной политики в области, труда, занятости и социальной защиты населения. Однако его структурные подразделения будут иметь свои специфичные цели. Достаточно в качестве аргумента привести названия некоторых подразделений: департамент по вопросам пенсионного обеспечения, по вопросам государственной службы, по условиям охраны труда и др. Эти цели взаимосвязаны, взаимозависимы, но чтобы их эффективно реализовать, организации необходимо управление. Организациями социального обслуживания являются учреждения, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание. Организации социального обслуживания в субъектах Российской Федерации создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений. В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания. В. Топчий представляет типы и виды учреждений социального обслуживания: ‒стационарные учреждения (виды: дома-интернаты для различных категорий клиентов, реабилитационные центры; другие виды учреждений, в которых клиент пребывает круглые сутки); ‒полустационарные учреждения (виды: дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиная, центр социального обслуживания, отделение дневного пребывания, центр временного проживания, центр социального обслуживания на дому, служба срочного социального обслуживания; другие виды учреждений, в которых предоставляются услуги в течение определенного времени суток); ‒нестационарные учреждения (виды: центр дневного пребывания, консультативный центр, телефон доверия, центр социально-психологической помощи и другие виды учреждений, предоставляющие социальные услуги клиентам без проживания в указанном учреждении или отделении); ‒комплексные учреждения социального обслуживания (виды: комплексный центр социального обслуживания населения, территориальный центр социальной помощи семье и детям и др.). Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д. В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности. Данное представление исходит из имеющейся нормативно-правовой базы федерального и региональных уровней, накопленного позитивного опыта деятельности в сфере социального обслуживания. Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии реформирования. Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из: ‒нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня; ‒поступлений из фонда социальной поддержки населения; ‒средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач; ‒финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ; ‒дополнительных средств на областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов нас‒доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы; ‒благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций. Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами: ‒слабая правовая база системы социального обслуживания; ‒ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления; ‒отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания; ‒нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы; ‒низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб; ‒недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений .населения к росту стоимости жизни и другое;
«Организации социального обслуживания: их виды и специфику деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Ю.В. Пелихович
Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot