Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Библиотечно-информационная деятельность. Библиотека как центральная категория библиотековедения

  • 👀 654 просмотра
  • 📌 604 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Библиотечно-информационная деятельность. Библиотека как центральная категория библиотековедения» docx
Библиотечно-информационная деятельность: подготовка к итоговой государственной аттестации. Конспекты обзорных лекций. по направлению 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) – бакалавр / отв. ред. И. Ю. Матвеева; Челябинский государственный институт культуры. – Челябинск, 2018. – 145 с. ИЗ ЭТОГО ИЗДАНИЯ ВОПРОСЫ ПО БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЮ 1. Библиотека как центральная категория библиотековедения: понятие и социальные функции Актуализация вопроса «Что такое библиотека?» связана с возрастанием роли информации в обществе; изменением форм носителей информации; значительными преобразованиями в библиотечной деятельности; активным развитием других (новых) информационных институтов. Причины, осложняющие определение понятия библиотека: внешняя простота и понятность объекта при его сложной внутренней организации в действительности; многочисленность (95 тыс.) и разнообразие видов библиотек; выраженная адаптивность библиотек (меняются в соответствии с требованиями времени. Значение создания и пользования адекватного определения библиотека: способствует целенаправленному развитию библиотечной практики; отражает динамичное развитие биб- лиотековедения (состояние профессиональной терминологии является фактором состояния отраслевой науки); задает правильные нормативные (юридические) действия в отношении развития библиотек; обеспечивает должное общественное отношение к библиотекам. Эволюция понятия библиотека: хронологическая цепочка развития понятия библиотека на уровне его видов: производственные – обыденные – научные – учебные – официальные. Согласно редакции закона РФ «О библиотечном деле» (1994), библиотека – это «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование юридическим и физическим лицам». В соответствии с поправкой от 2013 года, библиотека – это информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам. В целом эволюция понятия «библиотека» происходила в направлениях: а) расширения и углубления представлений о самом объек- те – от «просто» хранилища книг до значимого социального учреждения с развитой системой задач и функций; в) расширения разработчиков понятия – от элементарных представлений ее создателей-«непрофессионалов» до комплексного интереса к понятию участников всех сфер, причастных к функционированию современной библиотеки; с) изменения статуса проблемы – от отношения к ней как частному вопросу в общей системе представлений о библиотечном деле к ее признанию в качестве центральной задачи теоретического, практического и юридического значения. Системный подход к определению понятия «библиотека» (Ю. Н. Столяров «Библиотека как система»). МТБ, документ, пользователь, библиотекарь – родовые, исходные элементы библиотеки как системы. Библиотека является системой, так как: 1) состоит из более чем одного элемента, каждый из которых является обязательным для ее существования; 2) все элементы библиотеки тесно взаимосвязаны: изменение одного ведет к изменению каждого из других, разрушение одного ведет к разрушению других и всей системы в целом. В процессе эволюции библиотек менялось название (определение) элементов системы библиотека, что отражает их статус (значение, содержание) на различных временных этапах. Современные определения всех родовых элементов библиотеки как системы содержатся в ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» и терминологических библиотечных словарях. Неизменным во все времена является присутствие внутрисистемных и внешних связей элементов системы «библиотека». Исходя из социального предназначения библиотеки, библиотековедами она рассматривается с двух позиций: 1) как социокультурный институт; 2) как социально-коммуникативное учреждение. За период эволюции библиотеки по-разному осуществляли практическую деятельность, но их сущность как социального института оставалась неизменной: обеспечение возможности интеллектуального совершенствования, социализации людей (социализация – усвоение человеком норм, образцов жизни). Два подхода к рассмотрению сущности библиотеки как социального института: культурологический (библиотека есть документальная модель культуры общества); информационный (кумуляция, предоставление и распространение информации во времени). Деятельность библиотеки как социального учреждения составляет социальная информационная ориентация населения. Функционирование библиотеки как социального института и как социального учреждения обеспечивается законом социальной обусловленности библиотечного дела: организация и содержание деятельности библиотек напрямую зависят от социальных приоритетов. Понятие миссия библиотеки используется с середины 1990-х годов в двух аспектах – широком и узком. Широкий – предназначение Библиотеки как социального института: «миссия библиотеки» – это поручение, которое дается ей обществом. В федеральном законе о библиотечном деле понятие еще не используется, но общий смысл из его содержания вычленяется: «Быть гарантом доступности информации, способствовать утверждению в обществе общечеловеческих принципов и норм, воспитывать российского гражданина путем предоставления ему доступа ко всей мировой культуре». Узкое понимание миссии – более детально сформулированное утверждение, для чего существует конкретная библиотека (отражает ее вид, ее уникальность). Миссия библиотеки более выражает ее идеологию, функции отражают практическую деятельность библиотеки по реализации миссии. В составе функций библиотеки две части: 1) социальные функции, обуславливаемые внешней средой – обществом; 2) прикладные (производственные) функции, определяемые непосредственно профессионалами отрасли. При наличии разных подходов к классификации социальных функций библиотеки, есть и объединяющее их начало: 1) признание много(поли)функциональности библиотеки; 2) признание неравнозначности всех функций библиотеки: выделение изначальных неизменных (перманентных) и порожденных конкретными обстоятельствами их функционирования. Группы социальных функций библиотеки: главные (сущностные) и производные. Главные (сущностные): определяют сущность библиотеки (ради чего создана). К ним относятся: 1) кумулятивная (сбор документов); 2) мемориальная (целенаправленная деятельность библиотеки по формированию и сохранению фонда документов); 3) коммуникационная (многосторонняя деятельность библиотеки по обеспечению пользователей документами в виде первоисточников или вторичной информации, способствующая усвоению культурного, интеллектуального потенциала, активизации обращения знаний в обществе). Главные (сущностные) – это функции библиотеки как социального института. Производные функции – это функции библиотеки как социально-коммуникативного учреждения. К ним относятся: основные (типообразующие) и явленческие функции. Группа основных (типообразующих) функций состоит из функций содействия учебной деятельности пользователей; содействия профессионально-производственной деятельности пользователей; содействия научной деятельности пользователей; содействия самообразовательной деятельности пользователей и организации их досуга. Явленческие функции имеют вторичный характер, их наличие в деятельности библиотеки связано с ее видовыми особенностями и конкретными обстоятельствами функционирования. К явленческим функциям относятся, например, просветительная, воспитательная, производственная, рекреационная (общение, отдых), гедонистическая (удовольствие), идеологическая, досуговая, социализирующая и др. функции. Информационная функция как исходная, родовая функция библиотеки. Литература 1. Дворкина, М. Я. Библиотека: сфера образования, науки, культуры, интеллектуального и культурно-досугового обслуживания [Электронный ресурс] / М. Я. Дворкина. // Библиосфера. – 2013. – № 1 (январь-март). – С. 81, 82. www.spsl.nsc.ru/download/bibliosfera/1-2013.pdf. 2. Мотульский, Р. С. Библиотека как социальный институт [Текст] / Р. С. Мотульский // Библиотековедение. Общий курс : учебник / науч. ред.: А. Н. Ванеев, М. Н. Колесникова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2013. – С 87–110. 3. О библиотечном деле (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 3 октября 2016 года) : федеральный закон [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9010022 4. Рассадина, М. И. Библиотека в условиях глобальной информатизации: проблемы трансформации [Текст] / М. А Рассадина // Науч. и техн. б-ки. – 2018. – № 1. – С. 51–60. 2 Библиотечное дело как категория библиотековедения и отрасль деятельности. Общая характеристика библиотечного дела, основные принципы его функционирования В настоящее время в профессиональной лексике понятие библиотечное дело (БД) употребляется неоднозначно. Различаются два основных подхода в его использовании – узкий и широкий. Узкий подход: БД есть библиотечная практика; широкий подход: охват всех видов деятельности, появившихся в ходе исторического процесса разделения труда в библиотечном деле – практической, образовательной, управленческой, научной. В случае широкого подхода следует говорить о том, что БД является отраслью, объединяющей четыре родственных сферы деятельности – библиотечную практику; библиотечную науку (библиотековедение); библиотечное образование; управление библиотечным делом. Именно такой подход прослеживается в Федеральном законе «О библиотечном деле» понятие трактуется: «Библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, в задачи которой входит создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек». БД является системой, так как: обладает структурой, состоящей более, чем из одного элемента; между всеми элементами структуры прослеживаются связи; в совокупности взаимосвязанные элементы создают целостную структуру; прослеживается сочетание относительной самостоятельности каждого элемента системы с выполнением им персональной функции, необходимой для функционирования всей системы; свойства всей системы БД иные, чем свойства ее отдельных элементов. Библиотечное дело представляет собой сложную многоуровневую систему, характеризующуюся многосторонними связями всех систем и элементов и подчиненных одной цели. Направленность на единую цель достигается посредством учета требований системного подхода в развитии БД – пропорциональности и планирования. Как социокультурная система БД имеет свои закономерности (законы) – объективно существующие повторяющиеся существенные связи между ним и обществом, в частности, закон взаимодействия библиотек: объединять разнообразными способами свои ресурсы в интересах обслуживания пользователей; закон динамичности библиотечного дела; закон демократизации и др. Основными принципами организации и функционирования БД являются: идеологический плюрализм; гуманизм и демократизм; общедоступность; системность; межбиблиотечное взаимодействие (оптимальное сочетание централизации и децентрализации; координация и кооперирование); государственно-общественный характер. Цель реализации принципа идеологического плюрализма в БД – обеспечить суверенитет личности читателя, который имеет право в библиотеке, как и в жизни, на свои личные политические и религиозные убеждения. Формы проявления принципа идеологического плюрализма в современном российском библиотечном деле: в организации библиотечной сети (право на создание библиотек различных партий, религиозных конфессий, общественных организаций); отсутствие цензуры в комплектовании; отсутствие ограничений в пользовании библиотекой по идеологическим, религиозным причинам; отсутствие предвзятости к библиотечным сотрудникам по политическим или религиозным причинам; плюрализм тематики библиотечных мероприятий и форм информирования. Формы проявления гуманизма в БД: уважение пользователя (наличие библиотек, их расположение, качество фонда, состояние МТБ, профессиональная культура сотрудников); уважение особых категорий пользователей (социально уязвимых); использование метода библиотерапии; «доброрасположение» всей библиотечной среды. Формы реализации принципа демократизма в деятельности современных российских библиотек: свобода профессиональных действий библиотечного персонала; свобода в создании библиотек различными организациями, обществами, отдельными гражданами; право граждан на участие в работе библиотек; демократизация профессионального сознания библиотекарей: право на создание профессиональных объединений; организация публичных отчетов перед пользователями и населением; публичные выборы руководителей библиотек; активное познание и использование зарубежного библиотечного опыта; участие библиотек в деле демократических преобразований посредством просвещения населения и реализации различных социальных программ; благотворительная деятельность библиотек и для библиотек. Условия доступности библиотечного обслуживания: материально-пространственные, социальные, психологические и коммуникативные. Направления централизации в БД: 1) централизация процессов, необходимых для функционирования БД как системы: а) централизация нормативно-правового обеспечения деятельности библиотек; б) централизация подготовки кадров для информационно-библиотечной деятельности; в) централизация отдельных технологических процессов: комплектования; 2) централизация управленческой деятельности: а) функционирование ведомственных и территориальных органов управления БД; б) создание ЦБС как формы централизации библиотечной сети. Достижения и негативные явления централизации общедоступных библиотек. Координация работы библиотек как их взаимодействие, заключающееся в согласовании функций, процессов, направлений работы на основе размежевания сфер деятельности, специализации библиотечных ресурсов посредством договоров или координационных планов. Кооперация работы библиотек как их взаимодействие, заключающееся в согласовании функций, процессов, направлений работы на основе объединения материально-технических и кадровых ресурсов посредством договоров или планов совместной деятельности. Задачами участия общественности в управлении БД являются: заинтересовать их в деятельности государственных учреждений в целях как материального, так и интеллектуального содействия им; создание негосударственных библиотечных учреждений. Непосредственное общественное управление БД реализуется соответствующими действиями граждан и библиотечной общественности: как учредителей библиотек; как членов попечительских, читательских советов, волонтерских групп или иных объединений читателей; как спонсоров библиотек. Неадминистративные формы участия библиотечных работников в управлении библиотечным делом: общие собрания трудовых коллективов; участие профсоюзных организаций в определении условий труда, заработной платы; библиотечные объединения. Рационально состояние библиотечного дела рассматривать системно, т. е. в соответствии с его системной структурой. Следует констатировать значительные качественные изменения в состоянии фондов библиотек: в их видовом и тематическом составе (увеличение поступлений иностранной литературы; расширение фондов периодики; приобретение и использование электронных документов и др.), осуществление целевых проектов по комплектованию библиотек Ведущие тенденции состояния и развития аудитории пользователей библиотек: 1) ее качественные и количественные изменения по причинам: а) роста потребности в информации, знаниях; б) изменения учебных программ; в) особенностей книгоиздания и книгораспространения: высокие цены, специфичный репертуар, территориальная ограниченность распространения; г) улучшения работы библиотек (использование новых форм и методов работы, внимание индивидуальному подходу, улучшение культуры обслуживания и комфортности библиотек); д) бесплатности обслуживания; 2) изменение структуры пользователей библиотек: основная часть – молодежь, включение в состав представителей делового мира. Ведущие негативные тенденции в кадровом вопросе: а) в ряде регионов - низкая заработная плата; б) невысокий престиж профессии; в) «вымывание» специалистов с профильным образованием; г) миграция кадров; д) феминизация профессии; е) стагнация кадров; ж) сокращение приема на факультеты по подготовке кадров. Ведущие положительные тенденции в кадровом вопросе: а) формирование нового профессионального библиотечного мировоззрения (новые идеалы, уход от стереотипов, разработка профессиональных этических кодексов); б) изучение зарубежного опыта; в) модернизация подготовки библиотечно-информационных кадров (новые стандарты, программы); г) развитие профессионального самоуправления (РБА); д) появление новых специальностей (менеджер, маркетолог и др.); е) постепенный рост заработной платы. Основные проблемы состояния МТБ: недостаточная техническая оснащенность, отсутствие должного комфорта в помещениях. Ведущие направления совершенствования МТБ библиотек: углубление автоматизации: а) компьютеризация сельских, школьных библиотек; б) внедрение современной множительной и воспроизводящей техники; модернизация зданий, организация комфортной внутренней среды. Ведущие тенденции совершенствования библиотечного управления: укрепление правовых основ БД; осуществление реформы управления в БД: а) его демократизация; б) переход от административных к хозяйственным методам управления; в) учет спроса на библиотечные услуги на базовая основа управления; г) внедрение самоуправления (внутри производственного коллектива, создание библиотечных обществ, ассоциаций); д) приоритет регионального управления перед отраслевым. Литература 1. Борисова, Е. И. Библиотеки в политическом многообразии [Электронный ресурс] / Е. И. Борисова. – Режим доступа: URL: http://www. rba.ru/publ/ib60/ rba60.pdf. 2. Волженина, С. Ю. Оценка роли библиотечной отрасли в социально-экономическом развитии региона [Электронный ресурс] / С. Ю. Волженина. – Режим доступа: URL: http://www. rba.ru/publ/ib60/ rba60.pdf. 3. Дворкина, М. Я. Библиотечно-информационная деятельность как научная проблема [Текст] / М. Я. Дворкина // Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. – Москва : ФАИР, 2009. – С. 3–16. – (Специальный издательский проект для библиотек). 4. Иванова, Г. А. Библиотечно-информационная деятельность в культуре современной России [Текст] / Г. А. Иванова // Вест. Москов. гос. ун-т культуры и искусств. – 2013. – № 5 (55). – С. 152–160. 5. Степанов, В. К. Библиотека и библиотекари в ближайшие двадцати лет, или В ожидании сингулярности [Текст] / В. К. Степанов // Науч. и техн. б-ки. – 2018. – № 1. – С. 19–31. 3. Общедоступные (публичные) библиотеки: значение, социальные функции, виды, современные проблемы функционирования Общедоступные публичные библиотеки (О(П)Б) – элемент государственного механизма социальной защиты населения (бесплатность обслуживания в условиях дороговизны книг, досуга; доступность). Федеральный закон о библиотечном деле: «Общедоступная библиотека – библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационных форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношения к религии». ГОСТ 7.0 – 99: «Публичная библиотека – общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения». Видовые особенности О(П)Б: обслуживание всех категорий населения (от детей дошкольного возраста); максимальная приближенность к пользователям (к месту жительства и работы за счет использования стационарных и нестационарных форм); использование активных форм продвижения информации и документов к пользователям. Социальное назначение О(П)Б способствовать общекультурному развитию пользователей. Задачи О(П)Б: максимальное обеспечение самообразовательных информационных потребностей и интересов пользователей; максимальное привлечение населения к чтению; поддержка авторитета книги и чтения как важнейшего средства культурно-образовательного и духовного развития личности. Значительная сеть библиотек представлена разнообразными по виду библиотеками. По форме собственности: государственные, муниципальные, общественные (профсоюзные, политико-идеологические, конфессиональные, библиотеки национальных обществ, кооперативные библиотеки, частные, библиотеки других различных обществ); по признаку «категории пользователей»: детские, молодежные, для всех возрастных категорий, для слепых, для глухих; по признаку «территориальное размещение»: городские, сельские; по признаку «территориальный статус»: поселенческие, межпоселенческие; районные, городские; по признаку «профиль фонда»: универсальные, специализированные и др. ЦБС общедоступных библиотек как особое библиотечное учреждение. ЦБС – библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства. ЦБС состоит из центральной библиотеки и библиотек-подразделений. Специализированная библиотека – библиотека, назначение которой – удовлетворить потребности пользователей по виду документов или обслуживать отдельную особую группу читателей. Виды специализированных О(П)Б: 1. без выраженного профилирования фонда (библиотеки семейного чтения: ориентация в содержании и формах на обслуживание всей семьи; библиотеки культурные комплексы и социально-досуговые центры; библиотеки информационно-образовательные центры; 2. с выраженным профилированием фонда по какой-либо теме, отрасли, жанру, языку (культурно-историческая направленность: библиотеки фантастики, «Бестселлер», периодики и др.). Виды библиотек на селе: общедоступные, специальные. Основной вид сельской библиотеки – общедоступная муниципальная. Сельская библиотека – публичная библиотека, расположенная в сельской местности, обслуживающая население нескольких сел или одного села, его части. Задачи общедоступных муниципальных сельских библиотек: содействие общекультурному развитию пользователей; помощь специалистам (педагогам, медикам, специалистам сельского хозяйства, предпринимателям и др.); содействие учебной деятельности школьников, студентов. Сельские библиотеки сосредоточены на выполнении основных (типообразующих) функций содействия учебной, самообразовательной и досуговой деятельности пользователей: выполняют широкий спектр явленческих функций – культурно-просветительную, историко-краеведческую, социализирующую, педагогическую и др. Модельная библиотека как новый формат функционирования сельской библиотеки. Особенности положения современных сельских библиотек связаны с повышением их значения в культурно-досуговой и образовательной среде села; с недостаточным финансированием, технологической неадаптированностью значительной части сельских библиотек к современным требованиям; несовершенством сети; созданием модельных библиотек; проведением общероссийских и региональных акций, направленных на поддержку сельских библиотек; изменением положения сельских библиотек в связи с реализацией федерального закона № 131. Нестационарное обслуживание – вид обслуживания, обеспечивающий приближение библиотечных услуг к месту жительства, работы, учебы, отдыха, лечения пользователей. Формы нестационарного обслуживания; библиотечный пункт, передвижная библиотека, библиобус, книгоношество. Проблемы функционирования общедоступных (публичных) библиотек: эволюция функций (возрастание значения досуговой функции), муниципализация как центральное направление реорганизации деятельности общедоступных (публичных) библиотек; моделирование как способ качественного преобразования общедоступных библиотек. «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2008 г.) является документом рекомендательного характера, регламентирующим организацию и содержание их современной деятельности. Литература 1. Бартова, С. Ф. Неизменно актуальные действия: о «самочувствии» публичных библиотек [Текст] / С. Ф. Бартова // Информ. бюллетень РБА. – 2015. – № 73. – С. 13–17. 2. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (2008 г.) [Текст] // Информ. бюллетень РБА. – 2008. – № 48. – С. 8–24. – То же. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rba.ru/publ/ib48/ rba48.pdf. 3. Сокольская, Л. В. Типология библиотек: учеб. пособие по курсу «Общее библиотековедение» для студентов очного и заочного отд., обучающихся по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» и направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы» [Текст] / Л. В. Сокольская; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2011. – 103 с.; То же. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rucont.ru/efd/133602. 4. Чернявская, Н. Л. Кому нужна библиотека рядом с домом? О социальных эффектах работы муниципальной библиотеки [Текст] / Н. Л. Чернявская, О. Р. Кац // Библ. дело. – 2016. – № 23. – С. 12–14. 5. Юркова, З. С. Сельская библиотека в реалиях нашего времени [Текст] / З. С. Юркова // Информ. бюллетень РБА. – 2015. – № 73. – С. 70–71. 4. Организация библиотечного обслуживания детей и молодежи: система библиотек, содержание и проблемы их деятельности Повышение значения детских библиотек и библиотечного обслуживания детей по причинам: падения интереса детей к книге, чтению в условиях конкуренции с телевидением, компьютерами, новыми формами досуга, электронного, как правило (интернет-клубы, игровые автоматы и др.); обострения морально-нравственных и педагогических проблем воспитания детей. Следствие: библиотечное обслуживание детей должно стать привлекательным для них (МТБ, комфорт, специализированная среда, персонал с соответствующей подготовкой, качество мероприятий и др.). Нормативно-законодательное обеспечение библиотечного обслуживания детей составляют: Федеральный закон о библиотечном деле и региональные законы о библиотечном деле; Руководство для детских библиотек ИФЛА; Руководство для детских библиотек России (РБА, 2009 г.). В зависимости от уровня физического и интеллектуального развития ребенка, его читательского опыта, детей обслуживают библиотеки трех групп: библиотеки, юридически, территориально и организационно недоступные детям (научные, специальные, вузов): обслуживают их через посредников (родителей, учителей и др.); общедоступные государственные, муниципальные, профсоюзные библиотеки, юридически, территориально и организационно доступные детям: обслуживают их лично и через посредников; специализированные библиотеки для детей, юридически, территориально и организационно предназначенные им. Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания детей достаточно разнообразны. Детская библиотека – библиотека, осуществляющая библиотечное обслуживание детей (до 14 лет) и воспитателей. Детская библиотека – это библиотека с доступной для ребенка специализированной средой, т. е. обладающая комплексом библиотечно-библиографических ресурсов специфически детского характера: фонд, МТБ, СБА, игровые атрибуты оформления приближены к интеллектуальным и физическим возможностям детей. Задачи детской библиотеки как особого вида учреждения: привлечение к чтению всех детей; организация системного по содержанию, систематического по продолжительности чтения детей; формирование гармонически развитой личности. Нормативно-законодательное обеспечение библиотечного обслуживания молодежи реализуется Федеральным и региональными законами о библиотечном деле, Руководством ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества (1996 г.), Модельным стандартом деятельности юношеской библиотеки (РБА, 2004), «Руководством для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи». Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания молодежи: учебные библиотеки (школьные, профессиональных учебных заведений – училищ, техникумов, вузов); общедоступные библиотеки для взрослых; специализированные библиотеки для молодежи (юношеские библиотеки). Библиотека для молодежи (юношеская библиотека) – библиотека универсального профиля, обслуживающая пользователей в возрасте от 14 до 20 лет, а также всех интересующихся проблемами молодежи. Специализированная библиотека для молодежи – культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека путем создания условий для обеспечения его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения. Виды специализированных библиотек для молодежи: библиотеки-подразделения ЦБС – городские молодежные библиотеки; областные (республиканские) библиотеки для молодежи; РГБМ. Современная особенность деятельности библиотек для молодежи состоит в значительной модернизации их деятельности в связи с повышением значения как учреждений инкультурации и социализации молодого поколения. Литература 1. Мезенцева, О. П. Новая детская библиотека: слагаемые успеха [Электронный ресурс] / О. П. Мезенцева. – Режим доступа: www.rba.ru/content/resources/bulletin/ib73/rba73.pdf. 2. Руководство для детских библиотек России [Электронный ресурс] : принято Конф. Рос. библ. ассоц. : XIV ежегод. сессия ( Вологда, 21 мая 2009 г) / Рос. библ. ассоц.– Режим доступа: www.rba.ru/content/resources/bulletin/ib54/rba54.pdf. 3. Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи [Электронный ресурс] : принято Конф. Рос. библ. ассоц.: XVII ежегод. сессия (Пермь, 17 мая 2012 года) / Рос. библ. ассоц. – Режим доступа: www.rba.ru/content/resources/bulletin/ib64/rba64.pdf. 4. Сокольская, Л. В. Типология библиотек: учеб. пособие по курсу «Общее библиотековедение» для студентов очного и заочного отд., обучающихся по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» и направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы» [Текст] / Л. В. Сокольская; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2011. – 103 с.; То же. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rucont.ru/efd/133602. 5. Универсальные научные и специальные библиотеки: значение, социальные функции, виды, современные проблемы функционирования Универсальная библиотека (УБ) – библиотека, удовлетворяющая универсальные информационные потребности пользователей и имеющая для этого фонд соответствующий документов. Научная библиотека – библиотека, удовлетворяющая информационные потребности, связанные с научной деятельностью, подготовкой кадров специалистов и ведущая научную работу по изучению и раскрытию библиотечных фондов на основе специально сформированного фонда, СБА, имеющая кадры высокой квалификации. Задачи научных библиотек: обеспечение максимально полной и оперативной информацией научных коллективов и отдельных пользователей; разработка теоретических проблем библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Виды научных библиотек по характеру научно-вспомогательной деятельности: универсальные научные библиотеки (УНБ), специальные научные библиотеки; по значимости в системе научных библиотек: общероссийские научные библиотеки, в т. ч. национальные, региональные научные библиотеки; отраслевые научные библиотеки; локальные научные библиотеки (отдельных вузов, предприятий); по ведомственной принадлежности: федеральные научные библиотеки, государственные научные библиотеки, муниципальные научные библиотеки. Группы пользователей УНБ: научные работники, занятые теоретическими исследованиями (сотрудники НИИ, преподаватели вузов), специалисты производства, преподаватели специальных учебных заведений, руководители предприятий, студенты вузов, административно-управленческий персонал региона, пользователи, занимающиеся углубленным самообразованием. Виды УНБ по статусу государственного значения: национальные (общегосударственного значения), регионального значения; по ведомственной принадлежности: федеральные (РГБ, РНБ, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, Парламентская библиотека РФ, библиотека Администрации Президента РФ); государственные библиотеки; по территориальному статусу: всероссийские, республиканские (в составе РФ), краевые; областные. Видовые особенности ОУНБ: являются единственными научными библиотеками универсального профиля в регионе; областной центр информационно-библиотечного обслуживания пользователей: как правило, самое большое число пользователей среди библиотек региона, самая большая посещаемость; региональный центр МБА и книгообмена; региональное книгохранилище; информационно-библиографический центр области; информационный центр региона по проблемам культуры и искусства; организационно-методический центр региональной библиотечной отрасли: создание регионального библиотечного законодательства, координационно-методическая работа; региональный библиотековедческий центр; центр краеведческой работы в регионе. В соответствии с ГОСТ 76.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: термины и определения», национальная библиотека – библиотека, которая в рамках национальной (государственной) библиотечно-информационной системы выполняет особые функции: получение обязательного экземпляра документной печатной [и электронной] продукции страны; ее каталогизация и обеспечение сохранности; оказание централизованных информационно-библиотечных услуг читателям; обеспечение сохранности и пропаганда национального культурного наследия; проведение государственной политики в области информационной культуры; руководство национальными компаниями по пропаганде книги и чтения и участие в международных программах и проектах. К общероссийским национальным библиотекам с полным статусом относятся Российская государственная библиотека (РГБ) и Российская национальная библиотека (РНБ). К общероссийским национальным библиотекам с частичным статусом (паранациольным) относятся Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина (ПБ), все центральные отраслевые библиотеки (ГПНТБ России, БАН, ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, ГЦНМБ, ЦНСХБ РАСХН и др.). Специальная библиотека – библиотека, обеспечивающая профессиональные (научные, производственные, учебные) информационные потребности пользователей на основе соответствующего фонда и информационно-поискового аппарата. Виды специальных библиотек: производственные; научные; учебные; исходя из профиля фондов (отрасли): технические, сельскохозяйственные, медицинские, общественно-политические, др. Техническая библиотека – специальная библиотека, обеспечивающая информационные потребности работников предприятия, организации и формирующая фонд в соответствии с их производственным профилем. Виды технических библиотек: технические библиотеки фабрик, заводов (производственные), НТБ производственных объединений; многоотраслевые региональные ЦНТИ; технические библиотеки НИИ (профиль комплектования по научной проблеме НИИ); библиотеки учебных технических заведений (вузов, техникумов); ЦНТБ отрасли (информационные и организационно- методические центры отраслевой библиотечной системы); ЦНТБ федерального значения (паранациональные) (ГПНТБ России и др.). Сельскохозяйственные библиотеки – специальные библиотеки, обеспечивающие информационные потребности работников сельского хозяйства, ученых и специалистов сельскохозяйственного производства и формирующие фонд соответствующего профиля. Виды сельскохозяйственных библиотек: библиотеки опытных сельскохозяйственных станций, библиотеки сельскохозяйственных НИИ; библиотеки сельскохозяйственных вузов и других учебных заведений; ЦНСХБ Россельхозакадемии. Медицинские библиотеки – специальные библиотеки, обеспечивающие информационные потребности работников медицины и здравоохранения и формирующие фонд соответствующего профиля. Виды медицинских библиотек: библиотеки медицинских и лечебно-профилактических учреждений; библиотеки медицинских НИИ; библиотеки медицинских вузов и других учебных заведений; областные медицинские библиотеки; ГЦНМБ Министерства здравоохранения. Специальные библиотеки Министерства культуры: библиотеки музеев, театров, филармоний, цирков, художественных школ, школ искусств; Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино; РГБ по искусству; Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ). Академические библиотеки (библиотеки РАН): Академические библиотеки – комплекс научных библиотек, действующих в системе учреждений Российской академии наук (РАН) и обеспечивающих библиотечно-информационное обслуживание научных коллективов. Типологические особенности академических библиотек: профиль комплектования соответствует тематике научных исследований учреждений, в которых функционирует библиотека; научная и историко-культурная ценность фондов академических библиотек; «вечное» хранение фондов; локальность деятельности (служебное обслуживание); высокий образовательный ценз сотрудников; разнообразие библиотек сети; уникальность состава читателей. Виды академических библиотек: БАН, БЕН РАН; фундаментальная библиотека ИНИОН РАН, ВИНИТИ РАН, ГПНТБ СО РАН, библиотеки республиканских АН, библиотеки научных центров и филиалов РАН; библиотеки НИИ РАН. Учебная библиотека – специальная библиотека, обеспечивающая удовлетворение специфических библиотечных потребностей пользователей, возникающих в процессе учебной деятельности в школах, училищах, техникумах, вузах и т. п. Система учебных библиотек представлена школьными и библиотеками профессиональных учебных заведений – средних и высших. Библиотеки вузов – специальные библиотеки, действующие в составе высших учебных заведений и обеспечивающие библиотечно-информационное обслуживание студентов, аспирантов, докторантов, профессорско-преподавательского состава, вспомогательного персонала вуза. Школьная библиотека – библиотека, действующая в структуре общеобразовательной школы и обеспечивающая библиотечное обслуживание учащихся в соответствии с учебными программами, а также учителей – по методике преподавания учебных дисциплин и воспитательной работе с учащимися. Состояние и перспективы развития универсальных научных и специальных библиотек. Литература 1. Ваганова, И. В. Специальная библиотека: ее читатели и информационные ресурсы [Текст] / И. А. Ваганова // Науч. и техн. б-ки. – 2015. – № 2. – С. 60–70. 2. Вершинин, А. П. Наша задача – совершенствование услуг и инструментов поиска [Электронный ресурс] / А. П. Вершинин // Университет. кн. – 2014. – Июль–август. – Режим доступа: www.unkniga.ru/face/3257. 3. Мартынюк, С. В. Российская государственная библиотека: от депозитарной библиотеки Организации Объединенных наций к библиотеке – партнеру ООН [Текст] / С. В. Мартынюк // Библиотековедение. – 2015. – № 1. – С. 86–90. 4. Лихоманов, А. В. Стратегия развития Российской национальной библиотеки на период до 2020 года [Электронный ресурс] / А. В. Лихоманов // Национ. б-ка. – 2015. – № 3. – С. 3 – 6. – Режим доступа: www.nlr.ru/prof/publ/natlibrary/2015/03.pdf. 5. Сокольская, Л. В. Типология библиотек: учеб. пособие по курсу «Общее библиотековедение» для студентов очного и заочного отд., обучающихся по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» и направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы» [Текст] / Л. В. Сокольская; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2011. – 103 с.; То же. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rucont.ru/efd/133602.
«Библиотечно-информационная деятельность. Библиотека как центральная категория библиотековедения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 58 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot