Политика управления
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3.
УПРАВЛЕНИЕ
ООБОРОТНЫМИ
АКТИВАМИ
ЛЕКЦИОННЫЙ БЛОК
Вопросы
1. Понятие и сущность финансовой политики
управления оборотными активами.
2. Политика управления запасами.
3. Политика управления денежными средствами.
4. Политика
управления
дебиторской
задолженностью.
1. Понятие и сущность политики управления оборотными
активами.
Оборотные активы представляют собой самую ликвидную часть имущества
предприятия. Оборотные активы – это ресурсы, используемые не более года или не
более производственного цикла, а также обеспечивающие непрерывную деятельность
и выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг). Состав оборотных активово
представлен на рис. 3.1.
Рис.3.1 Состав оборотных активов
Классификация оборотных активов:
1. По характеру финансовых источников формирования:
а) Валовые оборотные активы (или оборотные средства в целом)
характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и
заемного капитала. В составе отчетного баланса предприятия они отражаются как
сумма второго раздела его актива.
б) Собственные оборотные активы – оборотные активы, сформированные за
счет собственных средств предприятия.
2. По характеру участия в операционном процессе.
а) Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия
(запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства,
запасы готовой продукции);
б) Оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл
предприятия (дебиторская задолженность и др.).
3. По структуре оборотных активов (рис. 3.2).
а) Постоянная часть оборотных активов;
б) Переменная часть оборотных активов.
постоянная (системная) часть оборотных активов – минимально необходимый для обеспечения непрерывной деятельности объем оборотных активов, не реагирующий на сезонные и циклические колебания продаж. Важнейшей составляющей постоянного оборотного капитала являются запасы и НДС по приобретенным ценностям;
переменная (варьирующая) часть оборотных активов, стоимость которой
нестабильна и колебания которой носят сезонный и циклический характер. Основными составляющими переменного оборотного капитала являются дебиторская задолженность и денежные средства.
Рис.3.2 Деление обротных активов на переменную и постоянную часть
Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными
особенностями формирования его операционного, производственного и финансового
цикла.
Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы
оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов.
ПОЦ = ПОда + ПОмз + ПОгп + ПОдз,
где ПОЦ— продолжительность операционного цикла предприятия, в днях;
ПОда— период оборота среднего остатка денежных активов (включая их
субституты в форме краткосрочных финансовых вложений), в днях;
ПОмз— продолжительность оборота запасов сырья, материалов и других
материальных факторов производства в составе оборотных активов, в днях;
ПОгп— продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях;
ПОдз — продолжительность инкассации дебиторской задолженности, в днях.
Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота
материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания
производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и
полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из
них готовой продукции покупателям.
ППЦ= ПОсм + П0нз+ ПОгп,
где ППЦ — продолжительность производственного цикла предприятия, в днях:
ПОсм — период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов,
в днях;
П0нз — период оборота среднего объема незавершенного производства, в днях;
ПОгп — период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.
Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятияпредставляет собой
период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы,
начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные сырье,
материалы и полуфабрикаты, и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности
за поставленную готовую продукцию.
ПФЦ = ППЦ + ПОдз- ПОкз,
где ПФЦ — продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота)
предприятия, в днях;
ППЦ — продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;
ПОдз — средний период оборота дебиторской задолженности, в днях;
ПОкз — средний период оборота кредиторской задолженности, в днях;
Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей
финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого
объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры
источников их финансирования.
Проблемы, возникающие при формировании финансовой политики управления
оборотными активами (в том числе и сточки зрения финансирования) представлены
в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Проблемы, возникающие при формировании
финансовой политики управления оборотными активами
Компонент
оборотных
активов
Денежные
средства
Форма
Если компонент
слишком мал
Наличные деньги; Риск нехватки денег,
депозиты
до неплатежеспособность;
востребования
Легкореализуемые
Недостаток ресурсов,
ценные бумаги
Вложения на рынке нужных для оплаты
краткосрочных
плановых
и
капиталов (векселя, неожиданных
сертификаты)
потребностей
предприятия;
Дебиторская
Открытые
счета Слишком жесткая и
задолженность
постоянных
неконкурентная
потребителей
кредитная политика;
ТоварноНеспособность
материальные
Сырье
и удовлетворять спрос,
запасы
полуфабрикаты;
уменьшение
продаж,
НЗП;
готовая останов
ка
продукция
производства;
Краткосрочное
Кредиты
банков, Недостаток
финансирование
кредитные линии, краткосрочных активов
коммерческие
и
перебои
векселя
производства;
Если компонент слишком
велик
Риск упущенной вы- годы,
недополучение прибыли;
Неверное
использование
небольших
инвестиционных ресурсов,
нужных для реальных
капвложений;
Чрезмерная щедрость в
предоставлении товарных
кредитов;
Расходы на хранение будут
выше необходимых; риск
морального старения;
Чрезмерно
высокие
издержки; финансирование
неработающих активов;
Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по
следующим основным этапам.
1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде. На
первом этапе анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов,
используемых предприятием — темпы изменения средней их суммы в сопоставлении
с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов;
динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия. На
втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов
предприятия в разрезе основных их видов. Анализ состава оборотных активов
предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности. На
третьем этапе анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных
активов в общей их сумме. На четвертом этапе анализа определяется рентабельность
оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы. На пятом этапе анализа
рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов —
динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств.
2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов
предприятия. Такие принципы отражают общую идеологию финансовою управления
предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска
финансовой деятельности. Применительно к оборотным активам они определяют
выбор определенного типа политики их формирования.
Консервативный подход к формированию оборотных активов предусматривает
не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах,
обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание
высоких размеров их резервов.
Умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на
обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных
активов и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных
сбоев в ходе операционной деятельности предприятия.
Агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в
минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов.
(рис.3.3).
3. Оптимизация объема оборотных активов. На первом этапе с учетом
результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется
система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, а в его рамках — производственного и финансового
циклов предприятия. На втором этапе на основе избранного типа политики
формирования оборотных активов, планируемого объема производства и реализации
отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности
операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) оптимизируется объем и
уровень отдельных видов этих активов. Средством такой оптимизации выступает
нормирование периода их оборота и суммы. На третьем этапе определяется общий
объем оборотных активов предприятия на предстоящий период.
Агрессивная (ограничительная) политика заключается в минимизации
всех форм страховых запасов по отдельным видам оборотных средств;
Консервативная (осторожная) политика предусматривает создание
высоких размеров резервов по всем оборотным средствам;
Умеренная политика занимает центральную позицию в отношении
ожидаемого уровня риска и доходности.
Рис.3.3. Подходы к формированию политики управления
оборотными активами
4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных
активов. На первом этапе по результатам анализа помесячной динамики уровня
оборотных активов в днях оборота или в сумме за ряд предшествующих лет строится
график их средней „сезонной волны". В отдельных случаях он может быть
конкретизирован по отдельным видам оборотных активов. На втором этапе по
результатам графика „сезонной волны" рассчитываются коэффициенты
неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по
отношению к среднему их уровню. На третьем этапе определяется сумма постоянной
части оборотных активов. На четвертом этапе определяется максимальная и средняя
сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде.
5. Оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов
предприятия. При определении структуры этого финансирования выделяют
следующие группы источников:
• собственный капитал предприятия;
• долгосрочный финансовый кредит;
• краткосрочный финансовый кредит;
• товарный (коммерческий) кредит;
• внутренняя кредиторская задолженность предприятия. Объемы
финансирования оборотных активов за счет товарного кредита поставщиков
(кредиторской задолженности по товарным операциям), а также за счет внутренней
кредиторской задолженности были определены при прогнозировании общего объема
и состава кредиторской задолженности.
Объем финансирования оборотных активов за счет краткосрочного
финансового кредита определяется на основе прогнозируемой суммы чистых
оборотных активов (в соответствии с избранным типом политики их
финансирования) и прогнозируемого объема текущего их финансирования (текущих
финансовых потребностей). Участие собственного и долгосрочного заемного
капитала в финансировании чистых оборотных активов определяется исходя из целей
привлечения долгосрочного финансового кредита.
Результаты
разработанной
политики
формирования
и
политики
финансирования оборотных активов получают свое отражение в сводном плановом
документе — балансе формирования и финансирования оборотных активов. Этот
баланс позволяет увязать общую потребность в оборотных активах с планируемым
объемом финансовых средств, привлекаемых из разных источников для обеспечения
их формирования.
2. Политика управления запасами.
Политика управления запасами представляет собой часть общей политики
управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации
общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации
затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.
Этапы формирования политики управления запасами:
1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем
периоде. На первом этапе анализа рассматриваются показатели общей суммы запасов
товарно-материальных ценностей — темпы ее динамики, удельный вес в объеме
оборотных активов и т.п. На втором этапе анализа изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров. На
третьем этапе анализа изучается эффективность использования различных видов и
групп запасов и их объема в целом, которая характеризуется показателями их
оборачиваемости. На четвертом этапе анализа изучаются объем и структура текущих
затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат
2. Определение целей формирования запасов. Запасы товарно-материальных
ценностей, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на
предприятии с разными целями:
а) обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы
сырья и материалов);
б) обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой
продукции);
в) накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в
предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов и готовой продукции) и
т.п.
В процессе формирования политики управления запасами они
соответствующим образом классифицируются для обеспечения последующей
дифференциации методов управления ими.
3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов. Такая оптимизация
связана с предварительным разделением всей совокупности запасов товарноматериальных ценностей на два основных вида— производственные запасы (запасы
сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В разрезе
каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения — постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно
потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям.
Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей
используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила
„Модель экономически обоснованного размера заказа" [ЕОQ тоdel]. Она может быть
использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов
готовой продукции. (рис.3.4).
Сумма операционных затрат по размещению заказов при этом определяется по
следующей формуле:
где ОЗрз — сумма операционных затрат по размещению заказов;
ОПП— обьем производственного потребления товаров (сырья или материалов)
в рассматриваемом периоде;
РПП — средний размер одной партии поставки товаров;
Срз — средняя стоимость размещения одного заказа.
С другой стороны,
С учетом этой зависимости сумма операционных затрат по хранению товаров
на складе может быть определена по следующей формуле:
где ОЗхт— сумма операционных затрат по хранению товаров на складе;
РПП — средний размер одной партии поставки товаров:
Сх— стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.
ЗАПАСЫ
ВРЕМЯ
Время
Время
поставки поставки
Время
поставки
Рис. 3.4. Схема движения запасов
Математически Модель ЕОQ выражается следующей принципиальной
формулой:
где РППо — оптимальный средний размер партии поставки товаров (ЕОQ);
ОПП — объем производственного потребления товаров (сырья или материалов)
в рассматриваемом периоде;
Срз — средняя стоимость размещения одного заказа:
Сх — стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.
Соответственно оптимальный средний размер производственного запаса
определяется по следующей формуле:
где ПЗо— оптимальный средний размер производственного запаса (сырья,
материалов);
РППо— оптимальный средний размер партии поставки товаров
(ЕОQ).
Расчетный механизм модели ЕОQ основан на минимизации совокупных
операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти
операционные затраты предварительно разделяются на две группы: а) сумма затрат
по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию и приемке
товаров); б) сумма затрат по хранению товаров на складе.
4. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на
предприятии.
В категорию „А" включают наиболее дорогостоящие виды запасов с
продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи
с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота
завоза этой категории запасов определяется, как правило, на основе „Модели ЕОСГ.
Круг конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в категорию „А",
обычно ограничен и требует еженедельного контроля.
В категорию „В" включают товарно-материальные ценности, имеющие
меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и
формировании конечных результатов финансовой деятельности. Запасы этой группы
контролируются обычно один раз в месяц.
В категорию „С" включают все остальные товарно-материальные ценности с
низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных
финансовых результатов. Объем закупок таких ценностей может быть довольно
большим, поэтому контроль за их движением осуществляется с периодичностью один
раз в квартал.
Критерием эффективности управления запасами на предприятии является в
оптимизация общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей,
минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за
их движением.
3.Политика управления денежными средствами.
Политика управления денежными активами представляет собой часть общей
политики управления оборотными активами предприятия, заключающуюся в
оптимизации совокупного размера их остатка с целью обеспечения постоянной
платежеспособности и эффективного использования в процессе хранения.
Этапы формирования управления денежными активами:
1. Анализ денежных активов предприятия в предшествующем периоде.
На первом этапе анализа оценивается степень участия денежных активов в
оборотном капитале и его динамика в предшествующем периоде. На втором этапе
анализа определяется средний период оборота и количество оборотов денежных
активов в рассматриваемом периоде. На третьем этапе анализа определяется уровень
абсолютной платежеспособности предприятия по отдельным месяцам предшествующего периода. На четвертом этапе анализа определяется уровень отвлечения
свободного остатка денежных активов в краткосрочные финансовые вложения и
коэффициент рентабельности краткосрочных финансовых вложений.
Результаты проведенного анализа используются в процессе последующей
разработки отдельных параметров политики управления денежными активами
предприятия.
2. Оптимизация среднего остатка денежных активов предприятия. Такая
оптимизация обеспечивается путем расчетов необходимого размера отдельных видов
этого остатка в предстоящем периоде. Для этого может быть использована модель
Баумоля и модель Миллера-Орра. (рис.3.5, 3.6, 3.7).
УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ:
МОДЕЛЬ БАУМОЛЯ
Компания работает, имея определенный уровень денежных средств,
которые расходует в течение некоторого периода времени. Все средства от
реализации товаров вкладываются в краткосрочные ценные бумаги. Как
только запас денежных средств достигает заданного уровня безопасности,
компания продает часть ценных бумаг и пополняет запас денежных средств
до первоначальной величины.
Остаток
денежных
средств
ДАmax
ДАmax /2
ДАmin = 0
Время
Рис. 3.5. Управление денежными средствами на основе модели Баумоля
3. Выбор эффективных форм регулирования среднего остатка денежных
активов. Такое регулирование проводится с целью обеспечения постоянной
платежеспособности предприятия, а также с целью уменьшения расчетной
максимальной и средней потребности в остатках денежных активов.
Основным методом регулирования среднего остатка денежных активов
является корректировка потока предстоящих платежей (перенос срока отдельных
платежей по заблаговременному согласованию с контрагентами).
На первом этапе на основе плана (бюджета) поступления и расходования
средств в предстоящем квартале изучается диапазон колебаний остатка денежных
активов предприятия в разрезе отдельных декад. В процессе выявления диапазона
колебаний остатка денежны;. активов устанавливаются следующие их значения в
плановом периоде:
• минимальный остаток денежных активов;
• максимальный остаток денежных активов;
• средний остаток денежных активов.
Рис. 3.6. Управление денежными средствами на основе модели Миллера-Орра
МОДЕЛЬ МИЛЛЕРА-ОРРА: РАСЧЕТ ЦЕЛЕВОГО ОСТАТКА
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Если установлен нижний предел L, то расчет верхнего предела H и целевого остатка Z определяется по формулам:
H
3
3F
4r
Z
3
3
3F
4r
2
L;
2
L
3Z
2L ,
где Z – целевой остаток денежных средств;
H – верхний предел остатка денежных средств;
L – нижний предел остатка денежных средств;
F – постоянные трансакционные издержки по купле-продаже ценных бумаг;
r – альтернативные затраты (среднедневная ставка процента);
2
– дисперсия или сальдо дневного потока.
На втором этапе регулируются декадные сроки расходования денежных средств
(в увязке с их поступлениями), что позволяет минимизировать остатки денежных
активов в рамках каждого месяца и по кварталу в целом. Критерием оптимальности
этого этапа регулирования потока предстоящих платежей выступает минимальный
уровень среднеквадратического (стандартного) отклонения декадных значений
остатка денежных активов предприятия от среднего.
На третьем этапе полученные в результате регулирования потока платежей
значения остатков денежных активов оптимизируются с учетом предусматриваемого
размера страхового остатка этих активов. Вначале определяются максимальный и
минимальный остатки денежных активов с учетом нового диапазона их колебаний и
размера страхового их запаса, а затем — их средний остаток (половина суммы
минимального и максимального остатков денежных активов).
Высвобожденная в процессе подекадной корректировки потока платежей
сумма денежных активов реинвестируется в краткосрочные финансовые
инструменты или в другие виды активов.
4. Построение эффективных систем контроля за денежными активами
предприятия. Объектом такого контроля являются совокупный уровень остатка
денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия, а
также уровень эффективности сформированного портфеля краткосрочных
финансовых вложений предприятия.
Критерием эффективности управления денежными средствами на предприятии
является оптимизация совокупного размера их остатка с целью обеспечения
постоянной платежеспособности и эффективного использования в процессе
хранения.
4. Политика управления дебиторской задолженностью.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть
общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики
предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и
заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении
своевременной ее инкассации.
Этапы формирования политики по управлению дебиторской задолженностью:
1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем
периоде.
На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности
предприятия и его динамика в предшествующем периоде. На втором этапе анализа
определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество
ее оборотов в рассматриваемом периоде. На третьем этапе анализа оценивается
состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным
группам". т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации. На четвертом этапе
анализа
подробно
рассматривается
состав
просроченной
дебиторской
задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе
этого анализа используются следующие показатели: коэффициент просроченности
дебиторской задолженности и средний „возраст" просроченной (сомнительной,
безнадежной) дебиторской задолженности. На пятом этапе анализа определяют
сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую
задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от
увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации
долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями
(безнадежная
дебиторская
задолженность,
списанная
в
связи
с
неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности).
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки
отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям
продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация
продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение
как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой, формирование
принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на
повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее
осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной
деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной
политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный,
умеренный и агрессивный.
3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в
дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому
кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы
реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа
по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из
сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа
дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент
соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят
следующие элементы:
• срок предоставления кредита (кредитный период);
• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при
осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств
покупателями.
5. Обеспечение использования на предприятии современных форм
рефинансирования дебиторской задолженности.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности,
используемыми в настоящее время, являются:
• факторинг;
• учет векселей, выданных покупателями продукции;
• форфейтинг.
6. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной
инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках
построения общей системы финансового контроля на предприятии как
самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является „Система АВС"
применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию
„А" включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской
задолженности (так называемые „проблемные кредиты"), в категорию „В"— кредиты
средних размеров, в категорию „С" — остальные виды дебиторской задолженности,
не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности
предприятия.
Критерием эффективности формирования политики управления дебиторской
задолженностью является оптимизация ее общего размера и обеспечение
своевременной ее инкассации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
(в ходе изучения лекционного материала)
1. Что представляет собой политика управления оборотными активами?
2. Как соотносятся операционный и финансовый циклы компании? Какие
факторы определяют динамику этих показателей?
3. Что представляет собой политика управления запасами?
4. Какие цели преследуют компании, разрабатывая политику управления
5. Поясните логику моделирования оптимальной партии заказа (EOQ).
6. Что представляет собой политика управления денежными активами
предприятия?
7. Объясните экономический смысл моделей Баумоля и Миллера-Орра в
управлении денежными средствами предприятия. В чем принципиальное
различие между ними?
8. Что представляет собой политика управления дебиторской задолженностью
предприятия?
9. Что вкладывается в понятие «кредитная политика компании»?
10. Каковы основные факторы, влияющие на кредитную политику компании?
11. С помощью каких показателей можно оценить эффективность финансовой
политики управления оборотными активами.