Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Политика управления дебиторской задолженностью

  • 👀 272 просмотра
  • 📌 255 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Политика управления дебиторской задолженностью» docx
3.4 Политика управления дебиторской задолженностью Под дебиторской задолженностью понимается сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц, возникшая в результате хозяйственных взаимоотношений с ними. Предприятие не заинтересовано в формировании «омертвленной» суммы активов - долгов, выплата которых произойдет в какое-либо время в будущем, лучше получить деньги сегодня и авансировать их в новый оборот предприятия. Формирование дебиторской задолженности является вынужденной мерой, предприятие заинтересовывает клиента, предоставляя ему коммерческий кредит - в противном случае можно потерять покупателя. Помимо того, что в результате образования дебиторской задолженности замедляется оборачиваемость активов, существует риск того, что долги так и не будут погашены. Кроме того, отгружая продукцию в кредит, предприятие берет на себя обязанность по уплате налога на прибыль с фактически не полученной прибыли, т.е. за счет своих оборотных средств. В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам: ● дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых еще не наступил; ● дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок; ● дебиторская задолженность по векселям полученным; ● дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом; ● дебиторская задолженность по расчетам с персоналом; ● прочие виды дебиторской задолженности. Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию (первые три вида дебиторской задолженности). В общей сумме дебиторской задолженности на расчеты с покупателями приходится 80-90%. На российском рынке в последнее время сложилась такая тенденция: чем крупнее и известнее покупатель продукции, тем большую он требует отсрочку платежа, и тем хуже его платежная дисциплина. Такие покупатели знают, что поставщик пойдет на многие уступки, лишь бы только не потерять своего покупателя. Сложившаяся тенденция отвлекает все большее количество средств из оборота предприятий, «замораживая» их в дебиторской задолженности, и все большее количество финансовых директоров приходит к выводу о том, что задолженностью на предприятии нужно управлять. Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления обо­ротными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой за­долженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Формирование политики управления дебиторской за­долженностью предприятия осуществляется по следующим основным этапам: Этап 1. Учет дебиторской задолженности. Учет необходим для последующего анализа и управления дебиторской задолженностью. Этап 2. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого этапа является оценка уровня и состава дебиторской задол­женности предприятия, а также эффективности инвести­рованных в нее финансовых средств. Здесь оценивается уровень де­биторской задолженности предприятия и его динамика в предшествующем периоде, средний период инкассации дебиторской задолжен­ности, количество оборотов дебиторской задолженности, находится коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, определяется состав просроченной дебиторской задолженности, определяются сомнительная и безнадежная задолженность. Взаимоотношения кредитора и должника, в том числе относительно срока исполнения обязательства, определяются в законодательстве. В ст. 314 ГК РФ указано, что обязательство должно быть исполнено в пределах предусмотренного договором периода времени, либо в разумный срок, если этот период не оговорен. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в 7-дневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении. Просроченный долг – это долг, не погашенный в срок, установленный договором. Под сомнительным долгом понимается любая задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не имеет соответствующего обеспечения (залог, поручительство, банковская гарантия)1 Безнадежный долг – это долг, нереальный к взысканию, т.е. долг, по которому истек установленный срок исковой давности, а так же долг, по которому обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации2. На основании статьи 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности три года. Этап 3. Контроль за дебиторской задолженностью. Контроль осуществляется с помощью трех приемов: 1) Первый прием контроля - составление реестра старения счетов дебиторов. Дебиторы / старение счетов по дням 0-30 дней 31-60 дней 61-90 дней больше 91 дня итого ДЗ В % к общей сумме ООО «Дон» 40 10 50 23% ОАО «Дунай» 50 15 15 80 37% ЗАО «Днепр» 15 5 20 9% ПБОЮЛ «Ока» 35 30 65 30% ИТОГО 125 45 40 5 215 100% В % от общей суммы 58% 21% 19% 2% 100% Таблица 3.6 Реестр старения счетов дебиторов Реестр позволяет разделить всю дебиторскую задолженность предприятия по срокам ее возникновения, определить долю нормальной дебиторской задолженности и просроченной и на этом основании сделать вывод о платежной дисциплине дебиторов. С помощью реестра определяются наиболее крупные должники, работе с которыми необходимо уделять наибольшее внимание. 2) Второй прием контроля - определение среднего срока просрочки платежа по формуле: 3) ДЗср =∑ Ti * Di, где ДЗ ср – средневзвешенная просрочка платежа, в днях; Di – доля дебиторской задолженности i-го счета старения; Ti – максимальное количество дней просрочки платежа по i-му счету старения. Максимальное количество дней просрочки определяется как: Ti = Ti max – Oп где Ti - максимальное количество дней просрочки платежа по i-му счету старения; Ti max - максимальный возраст i-го счета старения; Oп - отсрочка платежа, устанавливаемая предприятием. Расчет средневзвешенного срока просрочки платежа 0-30 дней 31-60 дней 61-90 дней больше 91 дня Количество дней просрочки платежа Дебиторская задолженность, тыс. руб. 125 45 40 5 В процентах от общей суммы 58% 21% 19% 2% Средневзвешенное старение счетов, дней - 6 11 2 19 Таблица 3.7 Расчет средневзвешенного срока просрочки платежа 3) Третий прием контроля - оценка реальной суммы дебиторской задолженности. Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов, — один из важнейших во­просов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдель­но по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер должен использовать накоп­ленную на предприятии статистику, или прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Задача финансиста – учитывая темп роста потребительских цен и риск того, что часть долгов так и не будет возвращена, спрогнозировать сумму дебиторской задолженности, которую предприятие инкассирует в будущем. Старение счетов по дням 0-30 дней 31-60 дней 61-90 дней больше 91 дня итого Дебиторская задолженность 125 45 40 5 215 В процентах от общей суммы 58% 21% 19% 2% 100% Безнадежные долги, % 3 4 7 10 Сумма безнадежных долгов 3,75 1,8 2,8 0,5 8,85 Реальная дебиторская задолженность (без учета ставки дисконтирования) 121,25 43,2 37,2 4,5 206,15 Реальная дебиторская задолженность (с учетом ставки дисконтирования) 120,26 42,50 36,29 4,35 203,40 ставка дисконта 10% число дней 365 ставка дисконта в день 0,00027397 Таблица 3.8 Оценка реальной суммы дебиторской задолженности 4) Четвертый прием контроля. Создание резерва по сомнительным долгам. Согласно ст. 266 НК РФ формирование резерва по сомнительным долгам выполняется по данным инвентаризации, проведенной на последний день отчетного (налогового) периода, при этом в создаваемый резерв включаются: ● сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней - в полной сумме; ● сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней - в размере 50%; ● сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней - не уве­личивает сумму создаваемого резерва. Общая сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% вы­ручки отчетного (налогового) периода. Формируя резерв по сомнительным долгам, предприятие выводит рассчитанную сумму из налогооблагаемой прибыли. Сомнительный долг, в случае его трансформации в безнадежный, будет списываться из суммы резерва по сомнительным долгам. Резерв может быть использован исключительно на покрытие убытков от долгов, признанных безнадежными. Практика создания резервов по сомнительным долгам существует во всех эко­номически развитых странах. Это позволяет, во-первых, формировать источники для покрытия убытков; во-вторых, иметь более реальную характеристику финан­сового состояния фирмы. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактиче­ских потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу. Этап 4. Оценка эффективности системы скидок на реализуемую продукцию. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях: 1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а струк­тура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет доста­точно высокую долю постоянных затрат; 2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии, возможно кратко­срочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финан­сового результата от проведения конкретных сделок; 3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости ре­ализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате. Проведем сравнительную оценку двух вариантов крат­косрочного финансирования предприятием своих покупателей по двум альтернативным условиям: 1) с отсрочкой платежа на 30 дней (0/0, net 313) без предоставления скидки. 2) с предоставлением скидки 3% при оплате в первые 9 дней (3/10, net 31) для скорейшего покрытия потреб­ности в денежных средствах, либо отсрочка платежа на 30 дней; При этом учитывается инфляция 1% в месяц, (12% годовых), банковская ставка по предоставлению кредита в размере 15% годовых, доходность альтернативных вложений свободных денежных средств 10% годовых. Потери / выгода с каждых 100 руб. 0/0, net 31 3/10, net 31 Потери от инфляции, руб. Потери от скидки - 9 100 * 0,03 * = 0,9 30 Доход от альтернативных вложений капитала, руб. - 30 - 9 97 * 0,10 * = 0,57 365 Оплата процентов банку, руб. 30 100 * 0,15 * =1,23 365 9 100 * 0,15 * = 0,37 365 ИТОГО потери на каждые 100 руб., руб. 2,22 1,00 Таблица 3.9 Сравнительная оценка двух вариантов краткосрочного финансирования предприятием своих покупателей В результате данной оценки видно, что если предприятие перейдет на систему скидок 3/10, net 31 взамен системы 0/0, net 31, потери от «замораживания» дебиторской задолженности станут меньше на 2,22-1,00=1,22 руб. на каждые 100 рублей возникающей дебиторской задолженности за месяц, при учете того, что данной скидкой воспользуется лишь 30% покупателей (9/30), а остальные 70% предпочтут отсрочить платеж на 29 дней. Кроме того, увеличится оборачиваемость дебиторской задолженности, вследствие этого – оборачиваемость оборотных активов и повысится ликвидность предприятия. Данная оценка рассчитана при условии скидки 3% и альтернативной доходности 10%. Возникающую экономию можно варьировать, уменьшая или увеличивая процент скидки и количество дней, которые она действует, а так же варьируя альтернативную доходность, в зависимости от консервативной или агрессивной политики предприятия в отношении рисков, которые могут возникнуть в результате инвестирования высвобождающихся денежных средств. Этап 5. Определение возможной суммы инвестируемых финансовых средств, оценка эффекта от авансирования капитала в дебиторскую задолженность. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предо­ставления отсрочки платежа по отдельным формам кре­дита; средний период просрочки платежей исходя из сло­жившейся хозяйственной практики; коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции. Расчет необходимой суммы финансовых средств, ин­вестируемых в дебиторскую задолженность, осуществля­ется по следующей формуле: ОРк * К с/ц * (ППК + ПР) Идз = 365 где Идз - необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность; ОРК - планируемый объем реализации продукции в кредит; Кс/ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции; ППК - средний период предоставления кредита покупателям, в днях; ПР - средний период просрочки платежей по пре­доставленному кредиту, в днях. При наличии соответствующей информации, можно посчитать эффект от авансирования капитала в дебиторскую задолженность по следующей формуле: Э = П - ТЗ – ФП, где П – прибыль от дополнительного объема продаж в кредит, т.е. по тем сделкам, которые не состоялись бы при отсутствии отсрочки платежа; ТЗ – текущие затраты по организации кредитов; ФП – финансовые потери от невозврата долга. Проблема применения данной формулы заключается в том, что зачастую невозможно определить прибыль от дополнительного объема продаж в кредит, т.к. данная информация недоступна финансовому менеджменту. Этап 6. Оценка возможности рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финан­сового рынка позволяют использовать в практике финан­сового менеджмента ряд новых форм управления деби­торской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные крат­косрочные ценные бумаги. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, явля­ются: ● учет векселей, выданных покупателями продукции; ● факторинг; ● форфейтинг. 1) Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хо­зяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, сро­ка погашения и учетной вексельной ставки. Векселя разделяют на обычные, когда покупатель в письменной фор­ме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, или коммерческие. Ком­мерческие векселя широко используются в международной торговле. При этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму к оплате к определенному сроку. Если производится немедлен­ная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский пе­реводный вексель, в других случаях — переводный вексель на срок, который акцептируется либо покупателем, либо его банком. Учетная век­сельная ставка состоит из: ● средней депозитной ставки; ● ставки комиссионного вознаграждения; ● премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осущест­влена только с переводным векселем. Учетная (дисконтная) цена векселя определяется по следующей формуле: где УЦ — учетная (дисконтная) цена векселя на момент его продажи (учета банком); НС — номинальная сумма векселя, подлежащая погашению векселедателем в предусмотренный в нем срок; Д — количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателем; УСВ — годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %. 2) Факторинг. С экономической точки зрения, факторинг (от англ. factor – посредник) представляет собой финансовую посредническую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права взыскания денежных средств за поставленную продукцию и управления его долговыми требованиями в пользу банка или специализированной компании — фактор-компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. Целью факторингового обслуживания кредиторов является своевременное погашение дебиторской задолженности, сокращение потерь из-за задержки платежей, предотвращение появления сомнительных долгов и повышение ликвидности предприятий. В факторинговых операциях участвуют три стороны: ◦ факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) – специализированные учреждения, покупающие счета-фактуры у своих клиентов ◦ клиент (поставщик товара, кредитор) – предприятие, заключившее соглашение с факторинговой компанией ◦ предприятие (заемщик) – фирма-покупатель товара. Банк (фактор-компания) в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10-30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем). Обычно факторинговый платеж складывается из: 1) комиссии за использование денежных ресурсов (4-5% от суммы финансирования плюс ставка рефинансирования ЦБ – 10,25%); 2) платы за факториногове обслуживание - проверка дебитора, установление лимита финансирования, ведение дебитора в дальнейшем (0,5-3%); 3) комиссии за покрытие кредитного риска (1-1,5%) 4) фиксированного сбора за обработку документов (50-80 руб за обработку одной накладной). Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка. Существуют различные виды факторинга: По информированности должника: ◦ Открытый факторинг – представляет собой операцию, когда компания ставит в известность своего должника об участии банка (факторской компании) в оплате сделок. При этом на счетах-фактурах делается соответствующая отметка, а все платежи направляются фактор-компании. ◦ Закрытый факторинг – должники не осведомлены о посреднической роли фактор-компании. Таким образом плательщик перечисляет суммы на счет поставщика, открытого в банке, производящем факторинговое обслуживание (или банке, обслуживающем фактор-компанию), который в безакцептном порядке списывает денежные средства с расчетного счета поставщика в счет погашения долга по профинансированным поставкам. Рисунок 3.5 Схема факторинговой операции По возможности оборота на предыдущего владельца (регресса): ● Регрессный факторинг – в случае неоплаты дебитора поставщик должен вернуть фактору сумму в размере полученного финансирования и уплатить комиссию ● Безрегрессный факторинг – фактор не направляет требования по финансированию поставщику, т.е. полностью принимает на себя риск неоплаты. Операции факторинга чаще всего заключаются с условием регресса, оставляющим за факторами право требования к компании возместить уплаченную за дебиторскую задолженность сумму. Это означает, что риск кредитования возлагается на поставщика. Факторинговая операция позволяет предприятию рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. 3) Форфейтинг – покупка дебиторской задолженности, возникающей в процессе поставки товаров и услуг (большей частью экспортных операций), без права регресса на прежнего владельца. Обязательство уплатить свои долг покупатель обычно подтверждает выпиской векселя. В отличие от традиционного учета векселей, форфетирование применяется: ● обычно при поставках оборудования на крупные суммы (минимальная сумма 250 тыс. долларов, в среднем 1-2 млн. долл, но и суммы в сотни миллионов долларов не являются чем-то экзотическим); ● контракты являются средне- и долгосрочными - отсрочка платежа от 4 месяцев до 7-8 лет (сверх традиционных 90 или 180 дней для обычного учета векселей и факторинга); ● содержит гарантию или аваль первоклассного банка, необходимые для переучета векселей. Где 9 - векселя к оплате импортеру 10 - оплата векселей импортером через банк-авалист Рисунок 3.6 Форфейтинговая операция При форфейтинге объем денежных средств, получаемых экспортером, превышает размер обычных коммерческих кредитов, но в то же время не достигает масштабов инвестиционных кредитов, финансирующих поставку крупных партий машин и оборудования. Форфейтинг занимает между ними промежуточное положение. Векселя выписываются, как правило, в долларах США или EURO в силу их повсеместного хождения на валютных рынках и что бы избежать затруднений с проведением операций в других валютах. Риски, связанные со слабыми или нестабильными валютами сильно удорожают форфейтинговые операции. Процедура осуществления форфейтинговой операции следующая: • Перед заключением контракта на поставку товара экспортер обращается к форфейтеру, который прорабатывает возможность финансирования планируемой поставки, определяет требуемые формы гарантии платежей и оценивает стоимость, по которой он готов приобрести будущее обязательство – ставку дисконта. Ставка дисконта определяется несколькими факторами: уровнем странового риска, кредитным риском банка, гарантирующего сделку или авалирующего вексель, величины отсрочки. Поэтому ставка дисконта может сильно варьироваться. Многие форфейтеры ежемесячно публикуют котировки своих ставок в различных специальных изданиях. Экспортер закладывает стоимость финансирования в цену контракта и эта стоимость его волнует с той позиции, что импортер может отказаться от сделки, посчитав приобретение слишком дорогим. Поэтому иногда экспортер делит с импортером цену финансирования – если получение контракта важнее недополученной прибыли. • Затем экспортер согласовывает окончательную контрактную цену и условия поставки с импортером. • После получения согласия импортера, экспортер заключает с форфейтером соглашение по которому форфейтер обязуется выкупить будущее обязательство по определенной стоимости. После заключения данного соглашения форфейтер и экспортер несут обязательства, от которых они могут отказаться лишь при условии компенсации всех расходов другой стороне. • Экспортер и импортер заключают контракт на поставку товара.(1) • Экспортер отгружает товар из России (2), а импортер выписывает коммерческий вексель и авалирует его в банке своей страны (3,4). По сравнению с гарантией аваль обладает преимуществом, заключающемся в том, что он неотделим от векселя. Кроме того, оформление аваля значительно проще, чем оформление гарантийного письма. Затем векселя, индоссированные банком страны-импортера отсылаются экспортеру (5). • Экспортер индоссирует векселя и продает их форфейтеру (6) на условиях заранее оговоренных в соглашении, без права регресса, а форфейтер перечисляет полную стоимость товара по контракту, за минусом дисконта – инвалютную выручку экспортера (7). С этого момента все риски и права по векселям переходят от экспортера к форфейтеру. Форфейтер и банк импортера полностью принимают на себя риск неплатежа импортера по своим обязательствам по контракту. Банк импортера выступает гарантом сделки. Само обязательство является безусловным и безрегрессным – т.е. оно перестает быть связанным с фактом поставки или качеством поставленного товара, а так же означает невозможность для форфейтера обратить к экспортеру требование о погашении задолженности покупателя. В этом состоит принципиальное отличие форфейтинга от факторинга. • Форфейтер может сам по истечении срока предъявить вексель к оплате импортеру, или перепродать их на вторичном форфейтинговом рынке (8). Причем, на его усмотрение, он может перепродать только часть активов, находящихся в его собственности, поскольку природа сделки позволяет дробить долг на любое количество частей, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком погашения. Один, несколько или все векселя могут быть проданы. Вторичный форфейтинговый рынок представлен специализированными финансовыми учреждениями по форфетированию в Цюрихе, Люксембурге, Лондоне, Париже и других городах, имеющих свои представительства в г.Москве (например, London Forfeiting Company, Лондон Форфейтинг Сайпрус Лимитед). В случае перепродажи векселей на вторичный форфейтинговый рынок, форфет-компания в установленный срок предъявляет их к оплате импортеру (9), а импортер через свой банк оплачивает предъявленные векселя (10).
«Политика управления дебиторской задолженностью» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 67 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot