Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Планирование развития инновационного предпринимательства

  • 👀 638 просмотров
  • 📌 593 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Планирование развития инновационного предпринимательства» pdf
ЛЕКЦИЯ 14. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Система планирования развития инновационного предпринимательства. Организация системы планирования развития инновационного предпринимательства. Система планирования развития инновационного предпринимательства. Современное внутрихозяйственное планирование заключается в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения в новое предполагаемое или планируемое. Планирование Сознательно-обоснованное определение и поддержание необходимых пропорций развития фирмы для достижения поставленных целей Приведение в относительное соответствие намерений фирмы и е возможностей в обеспечении рынка товарами Целевая функция Удовлетворение спроса потребителей в соответствующих товарах и получение на этой основе максимальной прибыли Рисунок 1 – Планирование в системе предпринимательства Объектом изучения курса является хозяйственная, социальная и экономическая деятельность предприятий по выполнению ими своих функций. Предмет курса – организация использования всех ресурсов предприятий, система средств и методов обоснования плановых решений в форме проектов различных планов. К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся: • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия; • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации; • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему; • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления; • проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением. 1 На каждом предприятии любой формы собственности существуют не только общий предмет и единая методология планирования, но и применяются своя собственная система планово-экономических показателей и методика их разработки. Методология планирования – это выбор совокупности принципов, подходов и, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем и достижения его целей. Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана. Процесс разработки комплексного плана социальноэкономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснования его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб в совместной повседневной деятельности. Методология, методика и технология выполнения плановой деятельности на различных предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом и предмет внутрифирменного планирования. Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций. Основными функциями (видами деятельности) предприятия являются: 1. Хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов собственника имущества и членов трудового коллектива. Основным видом хозяйственной деятельности является производственная, в процессе которой ресурсы превращаются в продукцию. Чтобы процесс производства и реализации продукции осуществлялся непрерывно, необходимо скоординировать все его стадии во времени и пространстве, что может быть достигнуто только на основе единого плана. Поэтому планирование охватывает разработку системы сбалансированных показателей, характеризующих взаимосвязи процессов производства и реализации продукции на намеченный период как в целом по предприятию, так и его структурным подразделениям. 2. Социальная деятельность – обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов. Эти мероприятия требуют значительных средств и проводятся на плановой основе. 3. Экологическая деятельность – направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия на природную среду. Финансирование таких мероприятий производится за счет собственных средств или иных источников и должно быть четко увязано с основной деятельностью. Планирование охватывает все виды деятельности предприятия. В общем виде планирование можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Результатом планирования является принятие органом управления решения о том, что должно быть сделано, где и каким образом. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущего действия, из которых выбирается наилучший. Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов. Поэтому ресурсы предприятия являются предметом планирования на предприятии. Цель планирования ресурсов – оптимизация их использования (установление уровней их расхода, направлений и сроков использования, режима потребления и т.п.). Чаще всего в практике планирования выделяют следующие группы ресурсов: 1. Трудовые ресурсы. На предприятии предметом планирования трудовых ресурсов могут быть следующие показатели: численность и структура кадров работающих; 2 производительность труда; оплата труда работников; потребность в рабочей силе и подготовке кадров; сокращение применения ручного труда; кадровый резерв на выдвижение; нормы времени, выработки, трудоемкость производственной программы, длительность производственного цикла и т.д. 2. Производственные фонды. Предметом планирования основных производственных фондов являются: интенсивное и экстенсивное использование фондов; фондовооруженность труда, фондоотдача и фондоемкость продукции; мероприятия по капитальному ремонту и модернизации основных фондов; размеры и структура машинного парка; производственная мощность предприятия и его подразделений; ввод в действие производственных мощностей и основных фондов; режимы работы оборудования и др. Показателями планирования оборотных фондов и оборотных средств могут быть: номенклатура и размеры запасов сырья; материалов и топлива, полуфабрикатов, комплектующих изделий, тары, запасных частей для текущего ремонта основных фондов; номенклатура и величина запасов незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства (материалов, деталей, узлов и изделий, находящихся в процессе обработки или сборки); нормы расхода товаро-материальных ценностей на изготовление изделий и его отдельных элементов; эффективность использования материальных ресурсов; потребность в оборотных средствах, включая источники ее покрытия и т.п. 3. Инвестиции. Это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В зависимости от характера ценностей предмета планирования имеются три типа инвестиций: реальные, под которыми понимаются долговременные вложения средств в материальное производство; финансовые – приобретение ценных бумаг и имущественных прав; интеллектуальные, предусматривающие вложение средств в персонал (подготовку специалистов, приобретение лицензий, ноу-хау, совместные научные разработки). Объектами планирования инвестиционной деятельности могут быть: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция. 4. Информация. Информация как экономический ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерческого или иного характера. 5. Время. Время как ресурс присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке различных предпринимательских проектов. 6. Предпринимательский талант. Предпринимательский ресурс проявляется в умении наиболее рационально осуществлять производственную и коммерческую деятельность, основан на новаторстве, ответственности, склонности к риску и других личностных качествах. Наличие предмета и объектов планирования на предприятии позволяет сформировать систему показателей планирования. Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей. Во внутрифирменном планировании обоснование применяемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Они используются для объяснения наблюдаемых экономических явлений с точки зрения совокупности научных положений и требований. 3 Внутрифирменное планирование объясняет каким образом фирмы обосновывают планы своего производства в зависимости от величины действующих цен на основные экономические ресурсы – рабочую силу, капитал и сырье, а также и от ожидаемых цен на будущую продукцию. В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй – дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. Индуктивный метод изучения экономических процессов идет от фактов к теории, от частного явления к общему положению. Дедуктивный, наоборот, идет от общего к частному, от теории к фактам. В рыночном планировании дедукция и индукция – не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований. Сформулированные дедуктивным способом научные гипотезы служат экономистам-менеджерам ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь научное обобщение фактов, правильное представление о реальном мире является предпосылкой для формулирования новых содержательных экономических положений и принципов. Следовательно, современная экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, дедукция и индукция, служат фундаментом внутрифирменного планирования и перспективного прогнозирования развития отечественных предприятий. 4 1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов. При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем. Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность. Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На предприятиях существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб. Однако все эти планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социальноэкономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей тотчас же переносилось или отражалось и в общем плане предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления. Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды. В процессе непрерывного планирования происходит сближение фактических и плановых показателей производственно-экономической деятельности на предприятии. Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Необходимо в определенных границах оставлять возможность пересмотра и уточнения плана, так как Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним ее окружением. Высокая степень точности представляется вообще не очень необходимой нашим предприятиям в условиях свободных рыночных отношений. Поэтому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Она определяется применяемыми системами и методами планирования. Степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства. 5 Помимо рассмотренных классических требований, существуют еще и общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность и риск. Комплексность. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, показателей продуктивности, доходности и платежеспособности и т.д. Все перечисленные факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других экономических показателей. На производстве любое плановое решение влияет не только на экономические результаты, но и на социальные, технические, организационные и др. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Оценить реальный эффект на стадии разработки плана практически не всегда возможно, тем не менее его надо планировать. Всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из нескольких возможных или альтернативных. Критерием оптимальности различных планов может быть минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции при существующих условиях производства и ограничениях ресурсов, а также максимальная прибыль и другие конечные результаты, величина которых предварительно определяется в процессе внутрифирменного планирования. Основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия на достижение наилучших экономических показателей. На их основе разрабатываются и формируются в процессе практической деятельности общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов. 6 1.3 ТИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ВИДЫ ПЛАНОВ В зависимости от выбранной цели, применяемых методов, разрабатываемых показателей, уровня принимаемых решений и многих иных факторов принято различать несколько систем или видов планирования. Существуют системы государственного или федерального планирования, муниципальное или местное планирование, внутрипроизводственное или корпоративное планирование, а также отраслевое, территориальное, республиканское и другие виды планирования. В экономической литературе встречаются разные классификации типов планирования и видов планов, в основу которых могут закладываться разные признаки: степень обязательности выполнения плановых заданий; временной горизонт и др. В таблице 1 представлены основные классификации типов планирования. Таблица 1 – Классификация типов планирования № п/п Классификационный признак Типы планирования 1 Временной горизонт Долгосрочное планирование планирования Среднесрочное планирование Краткосрочное планирование 2 Степень обязательности Директивное планирование выполнения плановых заданий Индикативное планирование Рыночное планирование 3 Тип плановых решений Стратегическое планирование Тактическое (операционное) планирование Оперативное (оперативно-календарное) планирование 4 Объект планирования Корпоративное планирование Бизнес-планирование Планирование деятельности функциональных подразделений Планирование деятельности структурных звеньев Планирование деятельности отдельных работников (на уровне рабочих мест) 5 Степень охвата объекта Общее планирование планирования Частичное планирование 6 Предмет планирования Планирование производства (функциональная область Планирование маркетинга деятельности) Планирование сбыта Планирование материально-технического обеспечения Планирование персонала Планирование финансов Планирование НИОКР и др. 7 Степень повторяемости Систематическое планирование Единовременное планирование 8 Степень детализации Агрегированное планирование Детальное планирование 9 Форма координации (по Последовательное планирование временному признаку) Синхронное планирование Скользящее планирование Внеочередное планирование 10 Ориентация идей планирования Реактивное планирование (по Р. Акоффу) Инактивное планирование Проактивное планирование 7 Интерактивное планирование 11 Все виды внутрифирменного планирования могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам: 1. По времени действия планирование бывает: краткосрочным, или текущим; среднесрочным, или годовым; долгосрочным, или перспективным. Долгосрочное планирование обычно осуществляется на период от 3 лет и более, при этом определяются на перспективу цели предприятия и стратегия их достижения, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие. Прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. На микроуровне, то есть в хозяйственных субъектах, при составлении стратегических и технико-экономических планов могут прогнозироваться: уровень цен, стоимость рабочей силы, объем продаж и доля рынка, прибыль и рентабельность, основные конкуренты, научно-технические исследования и разработки, требуемые капитальные вложения, риск и т.д. Среднесрочное – в пределах от 1 до 3 лет, его задача – конкретизация средств, детализация целей на данном отрезке времени. В этих планах намечается общая производственная, финансовая, кадровая и маркетинговая политика предприятия. Краткосрочное – в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели, состоит в разбивке среднесрочных планов на более короткие отрезки времени. Временной горизонт планирования зависит от объекта планирования, отрасли, длительности технологического цикла и др. 2. По методам обоснования в современном производстве (с точки зрения обязательности плановых заданий) выделяют рыночное, индикативное и административное, или централизованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная, или административная система планирования. В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного и индикативного планирования. Рыночное самопланирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличивается и цена товара и, следовательно, планируется расширение его производства. А при снижении цен и объема продажи товара его выпуск также снижается. Индикативное планирование – это по существу государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей. Централизованное, или директивное, планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставок товаров и иных экономических нормативов. Эти три системы внутрифирменного планирования не противоречат одна другой и могут применяться одновременно в той мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того или иного вида планирования. Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. В отличие от плана (индикатора) обязательство (директива) связано с принятием решения о конкретных действиях. 3. По типу плановых решений, учитываемым в планировании, оно может быть определено как стратегическое, тактическое и оперативное. Стратегическое планирование как правило, охватывает не только отношения между подсистемами внутри компании, но и отношения между компанией в целом и ее бизнес-средой, с которой компания непосредственно взаимодействует и на которую она 8 оказывает определенное влияние. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйственного субъекта. В основу стратегического планирования закладываются стратегические решения. Стратегические решения – это такие управленческие решения, которые: 1) ориентированы на будущее и выступают основой для принятия тактических и оперативных решений; 2) связаны со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые факторы внешней среды бизнеса; 3) связаны с привлечением значительных инвестиционных ресурсов, а потом, а потому могут иметь существенные, долгосрочные последствия для компаний. Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитее человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т.п. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем. Тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей, рассматриваемых в стратегическом планировании. В технико-экономических планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению его технического уровня, обновлению и росту качества продукции и т.п. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. Тактическое планирование позволяет реализовать вскрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции и т.п. На основе технико-экономического плана устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, научно-обоснованные пропорции в производстве, осуществляется разработка бюджетов (смет) по основным видам деятельности, а также контроль за их выполнением. Оперативное планирование (оперативно-календарное) представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование обычно бывает краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов или стоящих оперативных задач. 9 Оперативное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача – состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно. Тактическое охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем или цехов, а также между подразделениями и предприятием в целом. Стратегическое учитывает существующие взаимоотношения не только внутри предприятия, но и различные отношения между организацией как целой системой и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым она непосредственно взаимодействует и на которое сама оказывает определенное влияние. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации. 4. По объекту планирования в зависимости от рассматриваемого уровня управления различают: 1) корпоративное планирование (объект планирования — все виды бизнеса диверсифицированной компании в целом); 2) бизнес-планирование (объект планирования — отдельное направление бизнеса компании или бизнес-проект); 3) планирование деятельности функциональных подразделений компании (НИОКР, маркетинга, финансов и др.); 4) планирование деятельности структурных звеньев (отделов, цехов, участков); планирование деятельности отдельных работников (на уровне рабочих мест). 5) корпоративное планирование (объект планирования — все виды бизнеса диверсифицированной компании в целом); 5. По степени охвата объекта планирования различают общее и частичное планирование. Общее планирование разрабатывается для компании в целом и охватывает все области и аспекты планирования. Ему соответствует общий план компании. Частичное планирование охватывает лишь отдельные звенья (отделения) или области ее деятельности, например производство или финансы. Им соответствуют частные планы. 6. По предмету планирования (функциональной области деятельности) различают: планирование производства, снабжения, маркетинга, сбыта, финансов, персонала, НИОКР (инноваций) и др. Функциональные области выступают предметом планирования и управления в организации, определяют ее структуру управления. Функциональные области деятельности — это основные виды деятельности соответствующих подразделений, объединенные специфической целью и однородностью взаимосвязанных задач, выполнение которых необходимо для достижения всей организацией поставленных целей. 7. По степени повторяемости различают систематическое (регулярно повторяющееся, периодическое) планирование и единовременное планирование (нерегулярное, осуществляемое от случая к случаю). 8. По степени детализации различают агрегированное (укрупненное) планирование, которое ограничивается установлением общих контуров в виде укрупненных контрольных цифр по определенным показателям, и детальное планирование процесса или объекта, сопровождаемое детальными расчетами показателей. Им соответствуют агрегированные и детальные планы. 9. По признаку временной координации различают: • последовательное планирование, согласно которому планы разрабатываются с определенной периодичностью (например, 1,5 года, 10, 15 лет) и по завершении одного 10 плана на его базе разрабатывается другой (например, при пятилетием плановом периоде составляют пять отдельных планов, причем вначале составляется план на первый год, опираясь на его результаты и данные, составляют план на второй год и т. д.); • синхронное планирование, когда содержание планов на все пять лет определяется одновременно с учетом их временных взаимозависимостей; • скользящее планирование с перекрывающими один другой периодами, при котором после истечения определенного срока (например, первого года в пятилетке) план продлевается на такой же срок — на год, т. е. 4 + (1); • внеочередное планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например антикризисное планирование в ситуации банкротства предприятия и разработка соответствующего бизнес-плана. 10. По ориентации идей планирования, согласно типологии, предложенной Расселом Линкольном Акоффом (1919-2009), выделяют четыре основных типа планирования: • реактивное планирование (reactive — возврат к прошлому), в котором плановики ориентированы на прошлое, с оглядкой на историю развития фирмы; • инактивное планирование (inactive — приспособление к настоящему), характеризуемое инертностью поведения плановиков, их ориентацией на настоящее, когда они удовлетворены существующим положением вещей и хотят сохранить его, рассуждая по принципу «лучшее — враг хорошего»; • проактивное планирование (proactive — упреждение, смотрит в будущее) ориентировано на упреждение событий будущего, когда плановики стремятся ускорить изменения и использовать открывающиеся возможности, при этом оказывается весьма полезным ситуационное планирование; • интерактивное планирование (interactive — взаимодействие) ориентировано на взаимодействие, в ходе которого плановики рассматривают будущее как продукт созидательной деятельности, а потому стремятся проектировать желаемое будущее и изыскивать пути его построения. В зарубежной практике планирования будущего корпораций принято также выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других – на настоящее (инактивная), у третьих – на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных видов планирования. Подводя итог рассмотрению различных типов планирования, необходимо отметить, что на практике чаще всего используют комбинации различных типов планирования и видов планов. Совокупность различных типов планирования, применяемых одновременно на отдельном предприятии, называют формой планирования. 11
«Планирование развития инновационного предпринимательства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 90 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot