Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы предпринимательства

  • ⌛ 2017 год
  • 👀 393 просмотра
  • 📌 335 загрузок
  • 🏢️ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тульский государственный университет"
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы предпринимательства» pdf
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный университет Институт права и управления Кафедра «Государственное управление и внешнеэкономическая деятельность» КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Основы предпринимательства» Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат Направления подготовки: 04.03.01 Химия, 06.03.01 Биология, 07.03.01 Архитектура, 08.03.01 Строительство, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 09.03.03 Прикладная информатика, 10.03.01 Информационная безопасность, 12.03.01 Приборостроение, 12.03.02 Оптотехника, 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, 15.03.01 Машиностроение, 15.03.02 Технологические машины и оборудование, 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств, 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, 15.03.06 Мехатроника и робототехника, 19.03.01 Биотехнология, 20.03.01 Техносферная безопасность, 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов, 23.03.01 Технология транспортных процессов, 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы, 23.03.03 Эксплуатация транспортнотехнологических машин и комплексов, 24.03.02 Системы управления движением и навигация, 27.03.01 Стандартизация и метрология, 27.03.02 Управление качеством, 29.03.03 Технология полиграфического и упаковочного производства, 37.03.01 Психология, 39.03.01 Социология, 41.03.04 Политология, 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, 42.03.02 Журналистика, 43.03.03 Гостиничное дело, 45.03.02 Лингвистика и перевод Квалификация выпускника - бакалавр Уровень профессионального образования: высшее образование – специалитет Специальности: 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем Квалификация выпускника – специалист по защите информации 21.05.04 Горное дело Квалификация выпускника – горный инженер (специалист) Форма обучения: очная, заочная Тула 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ Тема 1 Экономические основы предпринимательской деятельности 1.1. Потребности: понятие, подходы к классификации. Потребности и благосостояние. Основные показатели благосостояния. 1.2. Экономические блага и их классификации. 1.3. Ресурсы (факторы производства): понятие, подходы к классификации. Экономическая и социальная эффективность. 1.4. Альтернативные издержки как основной принцип выбора оптимального решения в рыночном хозяйстве. Учебная модель "Кривая производственных возможностей". Структура экономики. 1.5. Рыночный механизм регулирования экономики: спрос, предложение, рыночное равновесие. Стоимость и цена. 1.6. Теория фирмы: издержки производства (себестоимость), доход и прибыль фирмы. Основные модели рынка. Тема 2 Макроэкономические условия развития предпринимательства 2.1. Государственное регулирование рыночной экономики: основные концепции, цели, функции и формы. Ограниченность государственного регулирования экономики. 2.2 Проблемы макроэкономической нестабильности: экономические циклы, инфляция, безработица. 2.3 Бюджетно-налоговая политика 2.4 Денежно-кредитная политика Тема 3 Организация предпринимательской деятельности (ПД) 3.1 Понятие, виды и формы ПД 3.2 Предпринимательская среда 3.3 Основы законодательства в сфере предпринимательства 3.4. Организационно-правовые формы предпринимательства 3.5 Создание собственного дела. Основные проблемы развития предпринимательства в России Тема 4 Роль маркетинга в предпринимательской деятельности 4.1 Понятие, функции, основные концепции маркетинговой деятельности 4.2 Маркетинговые исследования рынка 4.3. Разработка комплекса маркетинга Тема 5 Основы бизнес-планирования и управления проектами 5.1 Задачи бизнес-планирования. Инвестиционный проект полного цикла. 5.2 Структура и содержание разделов бизнес-плана. Управление проектами. 5.3 Основы инновационного менеджмента Тема 6 Основы финансового менеджмента 6.1 Источники финансирования предпринимательской деятельности 6.2 Методы принятия оптимальных управленческих решений 6.3 Предпринимательские риски. Методы оценки и управления рисками 6.4 Методы оценки эффективности инвестиционных проектов Тема 7 Основы управления персоналом 7.1 Теории лидерства. Методы управления персоналом. 7.2. Организация командной работы. Ролевая структура коллектива. 7.3. Организация труда персонала. 7.4. Конфликты в системе управления персоналом Тема 8 Деловое общение в предпринимательстве. 8.1 Этика и культура предпринимательства 8.2 Порядок подготовки и проведения деловых переговоров Приложение 2 Тема 1 Экономические основы предпринимательской деятельности 1.1. Потребности: понятие, подходы к классификации. Потребности и благосостояние. Основные показатели благосостояния. Потребности - это необходимость, нужда человека в чем-то. Потребности формируют мотивы деятельности, а те, в свою очередь, экономические цели (интересы). Существуют различные подходы к классификации потребностей. В обществознании обычно выделяют - материальные (потребности в предметах первой необходимости в предметах роскоши), - духовные (искусство, образование) - социальные потребности (в общении, в труде и т. п.). В управлении персоналом широко используется известная «пирамида потребностей» А.Маслоу, в основе которой лежит принцип возвышения потребностей, то есть по мере удовлетворения самых настоятельных элементарных потребностей возрастает значимость социальных и духовных потребностей. Когда говорят о безграничности потребностей, то обычно имеют в виду их возвышение. Практический интерес с точки зрения решения проблемы «что производить», для прогнозирования потребностей, планирования производства представляет классификация потребностей, предложенная российским экономистом Р.А. Косовой. Он основывается на том, что возвышение потребностей человека, движение от низших, элементарных потребностей к высшим представляет собой процесс развития всей жизнедеятельности человека. Согласно данной классификации в структуре потребностей современного человека выделяются: 1)элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище); 2) потребности в общих условиях жизнедеятельности (потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности); 3) потребности в деятельности (в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге). Благосостояние (уровень и качество жизни) характеризует степень развития и удовлетворения потребностей. Деятельностный подход к классификации потребностей позволяет системно изучать и прогнозировать благосостояние, в том числе обосновать систему основных показателей благосостояния (табл.1.1). Таблица 1.1 - Потребности и основные показатели благосостояния Структура потребностей Основные показатели благосостояния Среднедушевой семейный доход Элементарные потребности Богатство семьи (недвижимость, предметы длительного - потребности в пище пользования, финансовые активы) - потребности в одежде Объем и структура потребления основных - потребности в жилье продовольственных и непродовольственных товаров кратковременного пользования, услуг Обеспеченность жильем, его комфортность Потребности в общих условиях Показатели развития материальной базы отраслей жизнедеятельности: социальной инфраструктуры - потребности в здоровье Контингент обслуживаемого или охваченного населения - потребности в образовании и культуре - потребности в передвижении в пространстве - потребности в личной безопасности 3 Потребности в деятельности: Наличие работы, содержание и условия труда, - потребность в трудe продолжительность, интенсивность труда, структура - потребность в семейно- бытовой трудовой мотивации и удовлетворенность трудом деятельности Структура мотивов семейно-бытовой деятельности и - потребность в досуге удовлетворенность ею Затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми Структура видов домашнего труда Продолжительность и структура досуга (свободного времени) Структура мотивов досуга и удовлетворенность им Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей Обобщающие показатели жизни при рождении благосостояния Среднедушевой семейный доход Богатство семьи (недвижимость, предметы длительного пользования, финансовые активы) Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде. Выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1)средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) стать богатым, 5) быть хозяином, собственником, участвовать в управлении производством, в распределении прибыли; 6) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений. Мотивам трудовой деятельности должна соответствовать система стимулов. Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени. Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций. С начала 1990-х годов в межстрановых сопоставлениях для оценки уровня благосостояния широко используется введенный в оборот Программой развития ООН (UnitedNationsDevelopmentProgram) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) или индекс человеческого развития (ИЧР).Он включает оценку индексы ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении, уровня (доступности) образования, валового внутреннего продукта (валового национального дохода) на душу населения (по паритету покупательной способности). http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285 В 2000 г. Россия в рейтинге ПРООН по ИЧРП занимала 62-е место, в 2006 г. - 73 место из 175 стран, уступая Белоруссии, прибалтийским странам, Чехии, Польше, Венесуэле. В 2015 г. Россия с ИЧР 0, 798 открыла список стран с высоким уровнем человеческого развития, заняв вместе с Белоруссией 50 место. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 70,1 лет; средняя продолжительность получения 4 образования — 14,7 лет; валовой национальный доход на душу населения — $ 22 352 в год (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США в ценах 2011 года). Лидирующие позиции (страны с очень высоким уровнем человеческого развития) занимают Норвегия (ИЧР 0,944), Австралия, Швейцария, Дания, Нидерланды, Германия, Ирландия, Соединённые Штаты Америки, Канада и Новая Зеландия http://hdr.undp.org/en/2015-report Россия отстает от стран лидеров по показателю ВНД на душу населения и средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении. 1.2. Экономические блага и их классификации. Все, что удовлетворяет потребности людей, называется благами. Блага делятся на даровые и экономические. Экономические блага - это блага, которые имеются в ограниченном количестве (редки) и по поводу которых возникают собственности. Ограниченность экономических благ объясняется ограниченностью ресурсов, из которых они производятся. Редкость благ определяет их ценность. Даровые (свободные) блага – это блага, доступ к которым не ограничен: воздух, вода, солнечный свет и т.п. Благами могут быть как материальные объекты (товары) (яблоки, одежда, книги, машины), так и нематериальные (услуги) (прочитанная лекция, услуги юриста, совет врача). В зависимости от типа потребления выделяют потребительские товары и инвестиционные товары. Потребительские товары идут в личное потребление, т.е. используются непосредственно для удовлетворения потребностей семей, индивидов. Инвестиционные товары направляются в производственное потребление для производства новых потребительских и инвестиционных товаров. Различают также взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые (товары-комплементы) товары. Взаимозаменяемые товары могут потребляться один вместо другого в определенной пропорции, например, чай и кофе. Взаимодополняемые товары – это товары, которые используются вместе, например, фотоаппарат и фотопленка. Блага делятся на нормальные и низшей категории. Нормальные блага – это блага, на которые спрос увеличивается при увеличении доходов, блага низшей категории – это блага, спрос на которые уменьшается при увеличении доходов. В современном рыночном хозяйстве выделяют индивидуальные (рыночные, частные) блага, общественные блага, квазиобщественные (смешанные) блага. Экономическое благо, произведенное для обмена, купли-продажи, называется рыночным товаром. Индивидуальные (частные) блага делимы, т.е. они имеют небольшие размеры и доступны индивидуальному потребителю. В их отношении действует принцип исключения, который состоит в том, что те, кто не заплатил за данный товар, исключаются из числа потребителей (хлеб, молоко, билет в театр). Они конкуренты. Потребление индивидуальных благ приносит пользу отдельному потребителю, а решение о его производстве принимается на основе данных о рыночном спросе. Общественные блага неделимы, они настолько крупны, что не могут быть проданы отдельному покупателю, поэтому потребляются совместно. К ним не применим принцип исключения, ими могут пользоваться все члены общества. Общественные блага неконкурентные, т.е. потребление блага одним индивидом не уменьшает его потребления другим индивидом. Спрос на общественные блага занижен или отсутствует. Решение о производстве общественных благ принимает парламент, а средства выделяются из государственного бюджета, так как они приносят существенные выгоды обществу в целом (уличное освещение, светофоры, армия, милиция и т.д.). Квазиобщественные (смешанные) блага – товары или услуги, сочетающие признаки рыночных товаров и общественных благ. К ним может быть применим принцип исключения, 5 но они обеспечивают такие большие выгоды для общества, что правительство финансирует их производство (здравоохранение, образование и т.д.). 1.3. Ресурсы (факторы производства): понятие, подходы к классификации. Экономическая и социальная эффективность. Для производства благ необходимы ресурсы. Ресурсы - это все то, что может использоваться для производства благ. Факторы производства – все, что используется для производства благ. В курсах “экономикс” выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, землю, капитал, предпринимательский талант (Рисунок 1.1). Труд (человеческие ресурсы)- это физические и умственные способности, а также знания, умения и желание работника использовать и развивать свои способности. Земля - все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят плодородную почву, лес, запасы полезных ископаемых, энергию ветра и солнца, воду рек, морей и океанов, воздух и т. д. Капитал - это все созданные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, здания, сооружения, сырье и т. д.). В данном случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы сюда не включаются. Предпринимательский (организаторский) талант - это специфические способности творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, проявлять инициативу, осуществлять нововведения, брать на себя ответственность и риск. Некоторые экономисты выделяют еще один фактор производства под названием информация- данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский талант неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, “ноу-хау” и т. д.). В отличие от капитала (и от других ресурсов) информация может тиражироваться. Рисунок 1.1 – Факторы производства Данная классификация используется при учете затрат (издержек) на производство, при классификации экономических систем, при анализе структуры доходов, оценке национального богатства, определении конкурентных преимуществ и формировании на этой основе оптимальной структуры открытой экономики. С развитием общества, экономических отношений менялись значение и соподчиненность факторов производства. В доиндустриальных обществах главными 6 факторами были физический труд и земля, в индустриальном обществе - капитал, предпринимательский талант. В постиндустриальном обществе приоритетными факторами становятся “человеческий капитал” и информация (табл. 1.2). Таблица 1.2 - Изменение соподчиненности факторов производства Тип экономической Ведущий сектор Фактор производства системы экономики Доиндустриальная Первичный (сельское Земля и физический труд хозяйство, добывающая промышленность) Индустриальная Вторичный Капитала и (обрабатывающая предпринимательский промышленность) талант Постиндустриальная Третичный (сфера услуг) Человеческий капитал, информация Существует и другой подход к классификации ресурсов, широко используемый в хозяйственной практике. Материально-вещественные ресурсы в этой классификации называются средствами производства и разделяются на средства труда и предметы труда. Средства труда многократно участвуют в производственном процессе и изнашиваются постепенно. К ним относятся машины, оборудование, здания, сооружения и т. п. Предметы труда (сырье, материалы, и т. п.) расходуются в одном производственном процессе. Для анализа использования ресурсов в процессе производства применяется система показателей эффекта и эффективности. Экономический эффект (прибыль/убыток) представляет собой разность между результатом производства (выручка) и затратами ресурсов (издержки производства) Под экономической эффективностью понимают соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов. Система показателей экономической эффективности производства включает в себя следующие основные показатели: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу, рентабельность производства (табл. 1.3). Таблица 1.3. - Основные показатели экономической эффективности Факторы Показатели эффективности Формула расчёта производства использования ресурсов Труд (человеческие ресурсы) Производительность труда Результат Трудозатраты Средства труда Фондоотдача Результат производства Средства труда Предметы труда Материалоотдача Все факторы Рентабельность производства производства Результат производства Затраты предметов труда Прибыль . Затраты ресурсов 7 Эффективность использования человеческих ресурсов измеряется производительностью труда - выработкой продукции на одного работника или в единицу времени. Показатель эффективности использования средств труда - это фондоотдача, т.е. выработка продукции на единицу средств труда (основного капитала). Материалоотдача как выработка продукции на единицу затраченных предметов труда определяет эффективность использования предметов труда. Рентабельность производства характеризует эффективность использования всех факторов производства, в том числе предпринимательского таланта и показывает процентную долю прибыли в издержках производства. Основные проблемы развития и использования ресурсного потенциала РФ 1 На уровне макроэкономики вся созданная внутри страны добавленная стоимость представляет собой ВВП. Чем больше отраслей с высокой добавленной стоимостью, то есть с высокой степенью переработки продукции, тем больше ВВП. Например, Россия экспортирует сырую нефть, своих заводов по переработке нефти недостаточно, что представляет собой резервы роста ВВП. 2 Высокая степень износа основных производственных фондов (ОПФ). В 1990 г. степень износа составляла 35,6%, а в 2015 г. – 47,7%. Степень износа ОПФ выше среднего (и больше 50%) в таких отраслях как рыболовство, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, здравоохранение и предоставление социальных услуг. 3 Низкая, по сравнению с ведущими странами мира, эффективность использования ресурсов. 4 «Золотое проклятье». Вопрос о золотом (ресурсном) проклятии достаточно спорный. Суть идеи в том, что в странах, богатых природными ресурсами, темпы экономического роста ниже. Проявления золотого проклятья: голландская болезнь, деградация институтов, нестабильность, иждивенчество, гражданские войны. При голландской болезни осуществляется перелив ресурсов из торгуемого на мировом рынке несырьевого сектора и неторгуемого (внутриориентированного) в сырьевой сектор. При этом из-за притока иностранной валюты происходит повышение курса национальной валюты, вследствие чего отечественные товары становятся дороже относительно импортных. В результате торгуемый сектор становится менее конкурентен на международных рынках. При голландской болезни не развиваются технологии, возникает зависимость от мировых цен, кризисы носят более глубокий характер. 1.4. Альтернативные издержки как основной принцип выбора оптимального решения в рыночном хозяйстве. Учебная модель "Кривая производственных возможностей". Структура экономики. Проблема экономического выбора производства определенного набора благ в условиях ограниченности ресурсов раскрывает учебная модель, которую называют кривая производственных возможностей - КПВ. Эта учебная модель базируется на следующих допущениях: 1. В экономике производятся только два товара или две группы товаров; 2. Количество и качество ресурсов неизменно; 3. Эффективность использования ресурсов неизменна; 4. Все ресурсы используются полностью. Предположим (табл. 1.4), что в экономике имеются 4 варианта - А, В, С, Д распределения ограниченных ресурсов для производства 2-х товаров: ракет и жилья. Можно построить 10 млн. кв. м жилья и не делать ракеты (производственная альтернатива А). Если же перейти от производственной альтернативы А к В и начать производство 1 тыс. ракет, то придется отказаться от 1 млн. кв. м жилой площади, сократив строительства жилья с 10 до 9 млн. кв. м. 8 Таблица 1.4- Производственые альтернативы и альтернативные издержки Производственные альтернативы Товары Ракеты, тыс. ед. Жилье, млн. кв. м Альтернативные издержки увеличения производства ракет - млн. кв. м жилья А 10 В 1 9 С 2 7 Д 3 4 Е 4 – 1 2 3 4 При увеличении производства ракет с одной до двух тысяч штук придется отказаться от 2 млн. кв. м жилья, сократив его производство с 9 до 7 млн. кв. м (производственная альтернатива С) и т.д. А Qy, (жилье, млн. кв. м) B F 10 C 9 Используем данные таблицы 1.2 для построения КПВ. На оси x графика расположим производство ракет, тыс. ед., а на оси y - производство жилья, млн. кв. м. Найдем точки А, В, С, Д, Е на графике и, соединив их, получим КПВ (рис. 1.2). Д Кривая производственных возможностей - это множество точек, Е каждая из которых соответствует возможной 4 комбинации одновременного производства Qx, (ракеты, 1 2 3 4 двух альтернативных благ при полном и тыс. ед.) наилучшем использовании всех ресурсов. Рисунок 1.2. Кривая производственных Выбор производственной возможностей альтернативы базируется на принципе альтернативных издержек. Альтернативные издержки - это наилучшая упущенная или потенциальная выгода, от которой отказываются при выборе производственной альтернативы. Любая точка, расположенная слева от кривой (например, G), обозначает производство такой комбинации двух благ, при которой ресурсы используются не полностью. Любая точка, расположенная справа от кривой производственных возможностей (например, точка F), обозначает такую комбинацию производимых благ, которая при данном ресурсном потенциале в принципе недостижима. Кривая производственных возможностей изменяет своё положение с увеличением (или уменьшением) ресурсов, изменением эффективности. Когда происходит экономический рост - увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), кривая сдвигается вправо; когда же в экономике уменьшается, количество и качество ресурсов, снижается эффективность их использования, то кривая сдвигается влево. Таким образом, распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей, которые в каждый данный момент опережают возможности производства, приводит к формированию определенной структуры экономики. Структура экономики – это строение национальной экономики, т.е. соотношение ее основных элементов. Национальная экономика имеет воспроизводственную, отраслевую, территориальную (региональную), функциональную структуру, секторальную структуру. Воспроизводственная структура экономики характеризует соотношение между потреблением и накоплением, отражает возможности роста экономики и ее эффективности. В СССР доля накопления составляла 30-40%, в РФ – 20-25%, в современном Китае – около 7 G 9 50% Отраслевая структура (по сферам деятельности) национальной экономики характеризует её в разрезе отраслей народного хозяйства (прежде всего, это сфера материального производства и непроизводственная сфера). Национальная экономика делится на сферу материального производства и сферу услуг. К отраслям сфере материального производства относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство, к отраслям сферы услуг – образование, здравоохранение, культуру и т.п. Территориальная (региональная) структура предусматривает деление национальной экономики по территориальному признаку, т.е. характеризует национальную экономику как совокупность регионов, входящих в данное государство. Секторальная структура. Согласно системе национальных счетов (СНС), сектор экономики – это совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования (табл. 1.5). Таблица 1.5 - Институциональные секторы экономики и их функции Институциональные секторы Нефинансовые предприятия Финансовые учреждения Государственные учреждения Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Домашние хозяйства «Остальной мир» Функции Институциональные единицы Производство и реализация Предприятия: государственные, продуктов и нефинансовых акционерные, частные, совместные и услуг другие учреждения Финансовые и страховые Кредитные и страховые учреждения услуги Нерыночные услуги Государственные бюджетные коллективного пользования учреждения в области общего управления, финансов, регулирования и планирования экономики, научноисследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обороны и др. Нерыночные услуги для Общественные организации: партии, отдельных групп домашних профсоюзы, общества и др. хозяйств Производство товаров и услуг Подсобные хозяйства: фермерские населением в домашних хозяйства, ремесленники и прочие без хозяйствах-резидентах и их образования юридического лица потребление Внешнеэкономические связи Зарубежные экономические единицы Функциональная структура национальной экономики состоит из трёх секторов в закрытой экономике (домохозяйства, фирмы и государство) или четырёх секторов в открытой экономике (домохозяйства, фирмы, государства и внешний мир). Каждый из этих секторов выполняет в национальной экономике свою особую макроэкономическую функцию. Она отражает распределение ВВП на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт. На структуру экономики оказывают влияние изменение уровня благосостояния, достигнутый уровень развития факторов производства и эффективности, государственное регулирование; глобализация; политическая ситуация и т.д. Прогрессивные структурные изменения в экономике происходят под влиянием роста эффективности производства и благосостояния населения. Так, рост эффективности производства может способствовать увеличению доходов и, тем самым росту благосостояния, который в свою очередь может привести к изменению структуры потребностей и, в свою очередь к изменению структуры экономики. Совершенствование структуры экономики, в свою очередь, способствует росту эффективности (например, появлению отраслей, предприятий, производящих новую технику, новые материалы) и повышению благосостояния (расширение ассортимента, изменение структуры, рост качества потребительских товаров и услуг). 10 1.5. Рыночный механизм регулирования экономики: спрос, предложение, рыночное равновесие. Стоимость и цена. Спрос (D, demand) - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобретать все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов всех потребителей данного товара, услуги на рынке. Величина спроса показывает количество спрашиваемого товара при данной цене. Соотношение между понятиями “спрос” и “величина спроса” наглядно показывает график кривой спроса (рисунок 1.3). Рисунок 1.3 – График спроса Если по вертикальной оси отложить все возможные варианты цены (P) на товар, а по горизонтальной - количества спрашиваемого товара(Q) при данных ценах, то получим кривую спроса D как множество точек, которое выражает все возможные сочетания цен и величин спрашиваемого товара в данный период. Каждая точка на кривой спроса (А,A`) показывает определенную величину спроса, т.е. количество товара, которое покупатели желают и в состоянии купить по данной цене. При прочих равных условиях, снижение цены вызывает увеличение количества спроса на товар, и наоборот. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и величиной спроса на него. Обратную зависимость между величиной спроса на товар и его ценой можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект доходасостоит в том, что при снижении цены (что равнозначно росту дохода) товар становится дешевле относительно общей величины дохода и поэтому его можно купить в большем количестве, не отказывая себе в приобретении других товаров. Эффект замещения означает, что при снижении цены появляется стимул купить данный товар вместо аналогичных других, которые стали относительно дороже (если подешевели летом яблоки, то сократится спрос на бананы, апельсины, мандарины, так как станут приобретать яблоки). К факторам, изменяющим спрос (неценовые факторы спроса), относятся: 1) потребительские вкусы и предпочтения; 2) число потребителей на рынке; 3) доходы потребителей; 4) цены на другие товары; 5) ожидания потребителей. Увеличение спроса означает, что при любой из возможных цен потребители (покупатели) могут и готовы купить больше товара или купить те же количества товара по более высоким ценам. На графике увеличение спроса приводит к сдвигу кривой спроса 11 вправо от D к D1 (рис. 1.4). Например, товар стал модным, и поэтому потребители теперь могут и готовы купить по цене P1 не количество Q1, а большее количество Q2 или купить прежнее количество Q1 по более высокой ценеP2. Рисунок 1.4 - Изменение спроса Уменьшение спроса означает, что при любой из возможных цен потребители (покупатели) могут и готовы купить меньше товара или купить те же количества товара по более низкой цене. На графике уменьшение спроса приводит к сдвигу кривой спроса влево от D к D2 (рис. 1.4). Например, товар вышел из моды. Если раньше при цене P1 потребители хотели и могли купить количество Q1 , то теперь они могут и готовы купить только количество Q2 или купить то же количество Q1 по более низкой ценеP2как уценённый товар. Важно различать два понятия – изменение спроса и изменение величины спроса. Изменение величины спроса изображается на графике перемещением из одной точки заданной кривой спроса в другую точку этой же самой кривой (рис. 1.3). Речь идет о реакции покупателей на изменение цены данного товара при прочих равных условиях. Что касается изменения спроса, то оно изображается сдвигом самой кривой спроса вправо при увеличении спроса или влево при его уменьшении (рис. 1.4). Таким образом, покупатели реагируют на факторы, которые не связаны с изменением цены данного товара. Предложение (S, supply) показывает желание и способность производителей (продавцов) поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Предложение отдельного производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным. Рыночное предложение представляет собой сумму индивидуальных предложений всех производителей (продавцов) данного товара. Величина предложения характеризует количество предлагаемого товара при данной цене. На графике каждая точка на кривой предложения показывает определенную величину предложения, т.е. количество товара, которое производители-продавцы могут и готовы поставить на рынок по данной цене. Если величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара, то между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость: если цена растет, то при прочих равных условиях на рынок поступит больше данного товара, так как производителю выгодно увеличить его производство, и наоборот. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара (рис.1.5). 12 Рисунок 1.5 - График предложения Кривая предложения S на графике (рис. 1.5) показывает все возможные сочетания цен и величин предложенного товара при прочих равных условиях. Согласно закону предложения она имеет восходящий характер. К факторам, изменяющим предложение (неценовые факторы предложения), относятся: 1) Цены на ресурсы. Взаимосвязь между ценами на ресурсы и предложением обратная. Снижение цен на ресурсы снизит средние издержки, поэтому для производителей поставка этого товара на рынок станет выгодной и предложение увеличится. Рост цен на ресурсы, увеличивая средние издержки производства, уменьшает предложение товара. 2) Технология производства. Введение прогрессивных технологий, сокращая средние издержки производства, увеличивает предложение. 3) Налоги и субсидии. Высокие налоги сокращают предложение, а субсидии, льготные кредиты при эффективном их использовании могут стимулировать рост производства и предложения. 4) Число производителей на рынке. Существует прямая зависимость между количеством продавцов и предложением на рынке. 5) Ценовые ожидания продавцов. Если ожидается повышение цен на данный товар, то производители придержат его в данный момент и наоборот. Изменение предложения под действием неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения. Увеличение предложения приводит к сдвигу вправо кривой предложения от S0 к S1 , а уменьшение предложения - к сдвигу кривой предложения влево от S0 к S2 (рис.1.6). Рисунок 1.6 - Изменение предложения 13 Увеличение предложения означает, что при любой из возможных цен производители (продавцы) могут и готовы поставить на рынок больше товара или могут и готовы поставить те же количества товара по более низким ценам. Например (рис. 1.6), если первоначально при цене P1 они могли и были готовы поставить величину Q1 товара, то теперь могут и готовы по этой же цене поставить больше единиц товара Q2 или продать прежнее количество товара Qs1 по более низкой цене P2. Уменьшение предложения означает, что при любой из возможных цен производители (продавцы) могут и готовы поставить на рынок меньшие количества товара или могут и готовы поставить те же количества товара по более высоким ценам. Например, если выросли цены на энергоносители, сельхозтехнику и удобрения, то в результате вырастут и средние издержки производства пшеницы. Теперь (рис. 1.6) при цене Р1 производители (продавцы) могут и готовы поставить на рынок не Q1 единиц товара, а меньшее количество Q2или могут и готовы поставить прежнее количество товара Q1 по более высокой цене P2. Рассмотрим механизм взаимодействия покупателей (потребителей) и производителей (продавцов) на рынке совершенной конкуренции, которому присущи следующие признаки: - наличие множества индивидуальных покупателей и продавцов однородного товара (например, пшеница, яблоки); - отсутствие препятствий, барьеров для входа в рынок и ухода с него; - свобода получения информации, отсутствие издержек по заключению сделок куплипродажи товара; - невозможность для отдельного покупателя и продавца влиять на рыночную цену. Они вынуждены соглашаться с ценой, которая стихийно устанавливается в результате взаимодействия сил спроса и предложения на рынке; - ценовая конкуренция. Поскольку производитель соглашается с ценой, то сохранить и улучшить свое положение он может, лишь сокращая средние издержки на производство товара. Чем ниже его индивидуальные средние издержки по сравнению с рыночной ценой, тем прочнее его положение на рынке. В этом и заключается ценовая конкуренция; - слабые инвестиционные возможности мелкого производителя. Чтобы закупить все необходимые ресурсы для продолжения своей работы, он должен обязательно быстро продать произведенную продукцию. В чистом виде такая модель рынка в реальной жизни почти не встречается, но ее анализ позволяет уяснить природу современного регулируемого рыночного хозяйства. Покупатели предъявляют рыночный спрос на товар, а продавцы осуществляют рыночное предложение данного товара. Рыночное равновесие– это ситуация, когда величина спроса равна величине предложения данного товара. Дефицит и избыток образуются в случае нарушения рыночного равновесия, при отклонении рыночной цены от равновесной. Избыток – это ситуация на рынке, когда при цене выше равновесной величина предложения превышает величину спроса. Дефицит – это ситуация на рынке, когда при цене ниже равновесной величина спроса больше величины предложения. Величина избытка и дефицита зависит от соотношения цены, установившейся на рынке, и равновесной цены. На рис. 1.7 точка равновесия Е (equilibrium - равновесие) показывает равенство величины рыночного спроса величине рыночного предложения (QЕ =Qd = Qs). Рыночному равновесию соответствует равновесная цена РЕ. Дефицит (Qd1>Qs1) может возникнуть при снижении цены от РЕ к Р1, а избыток (Qd2 ) не более календарного (ст. 346.52 НК РФ) (ст. 346.47 НК РФ) года (ст. 346.49 НК РФ) Сравнение общего налогового режима и специальных режимов Вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ) 148 Налог ОРН Объект налогообложения Налог на прибыль организаций Прибыль (ст.247 НК РФ) Налог на имущество организаций Движимое и недвижимое имущество организации (основные средства) (п.1 ст.374 НК РФ) НДC реализация товаров (работ, услуг) (ст.146 НК РФ) УСН УСН Доходы (п.1 ст.346.14 НК РФ) Доходы, уменьшенные на величину расходов (п.1 ст.346.14 НК РФ) 20% (ст.284 НК РФ) не более 2,2 % (п.1 ст.380 НК РФ) 0%,;10%; 18% (п.3 ст.164 НК РФ) 6 % (п.1 ст.346.20 НК РФ) 15 % (п.2 ст.346.20 НК РФ) Календарный год (п.1 ст.285 НК РФ) Представление налоговой декларации По итогам года (п.3 ст.289 НК РФ) Календарный год (п.1 ст.379 НК РФ) По итогам года (п.1 ст.386 НК РФ) Квартал (ст.163 НК РФ) По итогам квартала (п.5 ст.174 НК РФ) Календарный год (п.1 ст.346.19 НК РФ) Представляется по итогам года (п.п.1 п.1 ст.346.23 НК РФ) Представляется по итогам квартала (п.3 ст.346.32 НК РФ) Ставка Налоговый период Единый налог на ЕНВД вмененный доход Вмененный доход (п.1 ст.346.29 НК РФ) 15 % (ст.346.31 НК РФ) Квартал (ст.346.30 НК РФ) Единый ЕСХН сельскохозяйственный налог доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.346.4 НК РФ) 6 % (ст. 346.8 НК РФ) Календарный год Представляется по итогам (п.1 ст. 346.7 НК РФ) года (п.2 ст.346.10 НК РФ) 149 Полное сравнение налоговых режимов № Параметры п/п сравнения 1 ОРН Налоги к уплате Налог на прибыль организаций Налог на имущество организаций Налог на добавленную стоимость УСН ЕНВД Единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН Единый налог на вменен 2. Условия применения Регистрация ЮЛ Регистрация ЮЛ + подача уведомления (ст.346.13 НК РФ) Форма уведомления (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829) Регистрация ЮЛ + подач НК РФ) ! Обязательна постановк ст.346.28 НК РФ) Форма заявления (прило 11.12.2012 N ММВ-7-6/9 3. Ограничения применения Ограничений нет Не вправе применять УСН: - организации, имеющие филиалы и (или) представительства; - банки; - страховщики; - негосударственные пенсионные фонды; - инвестиционные фонды; - профессиональные участники рынка ценных бумаг; - ломбарды; - организации, занимающиеся игорным бизнесом; - организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; А также организации, у Применяется в отношени (п.2 ст.346.26 НК РФ) ! Не применяется в отнош рамках договора простог имуществом) п.2.1 ст.346.26 НК РФ Не применяется, если чи (п.п.1 п.2.2 ст.346.26 НК Доля участия других орг (п.п.2 п.2.2 ст.346.26 НК 150 которых: - численность наемных работников > 100 чел. (п.п.15 п.3 ст.346.12 НК РФ) - доход за год > 60 млн. руб. (п.4 ст.346.13 НК РФ) - стоимость основных средств > 100 млн. руб. (п.п.16 п.3 ст.346.12 НК РФ) - доля участия других организаций > 25% (п.п.14 п.3 ст.346.12 НК РФ) 4. Виды деятельности Без ограничений 5. Объект По налогу на прибыль организаций: налогообложения Прибыль (ст.247 НК РФ) Без ограничений Закрытый перечень видо (п.2 ст.346.26 НК РФ) Доходы (п.1 ст.346.14 НК РФ) Доходы, Вмененный доход уменьшенные на (п.1 ст.346.29 НК РФ) величину расходов (п.1 ст.346.14 НК РФ) Денежное выражение доходов (п.1 ст.346.18 НК РФ) Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов По налогу на имущество организаций: Движимое и недвижимое имущество организации (основные средства) (п.1 ст.374 НК РФ) По НДС: реализация товаров (работ, услуг) (ст.146 НК РФ) 6. Налоговая база По налогу на прибыль организаций: Денежное выражение прибыли (ст.274 НК РФ) По налогу на имущество организаций: Среднегодовая стоимость имущества Величина вмененного до (п.2, 3 и п.10 ст.346.29 Н 151 (п.1 ст.275 НК РФ) (п.2 ст.346.18 НК РФ) По НДС: зависит от особенностей реализации (ст.153 НК РФ) 7. Налоговая ставка По налогу на прибыль организаций: (%) 20% (ст.284 НК РФ) 6% (п.1 ст.346.20 НК РФ) 15 % (п.2 ст.346.20 НК РФ) 15 % (ст.346.31 НК РФ) По налогу на имущество организаций: не более 2,2 % (п.1 ст.380 НК РФ) По НДС: 0%; 10%; 18% (п.3 ст.164 НК РФ) 8. Отчетный период По налогу на прибыль организаций: первый квартал, полугодие, 9 месяцев или 1 мес., 2 мес.,...,9 мес. (п.2 ст.285 НК РФ) Первый квартал, полугодие, нет 9 месяцев (п.2 ст.346.19 НК РФ) По налогу на имущество организаций: первый квартал, полугодие, 9 месяцев (п.2 ст.379 НК РФ) По НДС: нет 9. Уплата авансовых платежей и представление деклараций (расчетов) по итогам отчетных периодов Авансовые платежи уплачиваются: По налогу на прибыль организаций: ежеквартально или ежемесячно (п.2 ст.286 НК РФ) По налогу на имущество организаций: ежеквартально Авансовые платежи уплачиваются: Ежеквартально (абз.2 п.7 ст.346.21 НК РФ) Авансовые расчеты – не представляются Авансовые платежи не у Авансовые расчеты – не представляются 152 (п.1 ст.383 НК РФ) По НДС: не уплачиваются Представление авансовых расчетов По налогу на прибыль организаций: ежеквартально или ежемесячно (п.3 ст.289 НК РФ) По налогу на имущество организаций: ежеквартально (п.4 ст.382 НК РФ) По НДС: нет 10. Налоговый период По налогу на прибыль организаций: календарный год (п.1 ст.285 НК РФ) Календарный год (п.1 ст.346.19 НК РФ) Квартал (ст.346.30 НК РФ) Представляется по итогам года (п.п.1 п.1 ст.346.23 НК РФ) Представляется по итога (п.3 ст.346.32 НК РФ) По налогу на имущество организаций: календарный год (п.1 ст.379 НК РФ) По НДС: Квартал (ст.163 НК РФ) 11. Представление налоговой декларации по итогам налогового периода По налогу на прибыль организаций: Представляется по итогам года (п.3 ст.289 НК РФ) По налогу на имущество организаций: Представляется по итогам года (п.1 ст.386 НК РФ) 153 По НДС: Представляется по итогам квартала (п.5 ст.174 НК РФ) 12. Срок уплаты налога Налог на прибыль организаций – не позднее 28-го марта, (п.1 ст.281 и п.4. ст.289 НК РФ) не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом Налог на имущество организаций – по срокам, установленным законами (абз.1 п.7 ст.346.21 НК РФ) субъектов РФ (п.1 ст.383 НК РФ) ЕНВД – не позднее 25-го (п.1 ст.346.32 НК РФ) НДС – Не позднее 20-го числа первого месяца следующего квартала (п.1 ст.174 НК РФ) 13. Ведение Ведется и представляется 1 раз в год,в соответствии с № 402-ФЗ от бухгалтерского 06.12.2011 учета и представление бухгалтерской отчетности в налоговый орган 14. Налоговый учет Ведется и представляется 1 Ведется и представляетс раз в год,в соответствии с № 06.12.2011 402-ФЗ от 06.12.2011 Ведется на основе регистров налогового и бухгалтерского Ведется книга учета учетаhttp://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102301146&intelsearch=%B9402- доходов и расходов %D4%C7+%EE%F2+06.12.2011 (ст.346.24 НК РФ) Форма и порядок заполнения (приложение № 3,4 к приказу Минфина от 22.10.2012 № 135н) Раздельный учет физиче системам налогообложен (п.6 и п.7 ст.346.26 НК Р http://pravo.gov.ru/proxy/ip %D4%C7+%EE%F2+06.12.20 ! Установлен закрытый перечень учитываемых 154 расходов (п.1 ст.346.16 НК РФ) 15. Льготы и преференции По налогу на прибыль организаций: Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в бюджет субъектов от 0 % до 18% (абз.4 п.1 ст.284 НК РФ) нет По налогу на имущество организаций: Освобождаются от уплаты налога организации по установленному НК РФ перечню (ст.381 НК РФ) Также: Законами субъектов РФ могут быть установлены: налоговые ставки, освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей и льготы (п.2 ст.372, п.3 ст.380 и п.6 ст.382 НК РФhttp://nalog.garant.ru/fns/nk/40/ block_382) Законами нет субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки от 5 до 15 % (п.2 ст.346.20 НК РФ) По НДС: нет (ст.164 НК РФ) 16. Уменьшение суммы исчисленного налога По налогу на прибыль организаций: Нет По налогу на имущество организаций: нет По НДС: право уменьшить общую сумму налога на вычеты, установленные ст.171 НК РФ 17. Возможность совмещения с иными с ЕНВД Не более чем нет на 50 % на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС (п.3.1 ст.346.21 НК РФ) Не более чем на 50 % на ФФОМС (п.2 и 2.1 ст.346.32 НК Р с ЕНВД с ОРН, УСН, ЕСХН 155 режимами налогообложения 18. Переход на иную Ограничений нет систему налогообложения Добровольно: по окончании текущего налогового периода с начала следующего календарного года (п.6 ст.346.13 НК РФ) В обязательном порядке: На ОРН с начала квартала, в котором было утрачено право применения УСН (п.4 и п.5 ст.346.12 НК РФ) Добровольно: с начала к (п.1 ст.346.28 НК РФ) В обязательном порядк На ОРН со следующего к ЕНВД (абз.3 п.3 ст.346.28 НК Р 19. Возврат на С УСН: данную систему Добровольно: налогообложения с начала следующего за годом применения УСН календарного года (п.6 ст.346.13 НК РФ) В обязательном порядке: с начала квартала, в котором было утрачено право применения УСН (п. 4 и п.5 ст.346.13 НК РФ) Не ранее чем через год после утраты права применения УСН (п.7 ст.346.13 НК РФ) С начала следующего ка С ЕНВД: Добровольно: с начала календарного года добровольно (п.1 ст.346.28 НК РФ) В обязательном порядке: Со следующего квартала после утраты права применения ЕНВД (абз.3 п.3 ст.346.28 НК РФ) С ЕСХН: Добровольно: с начала календарного года (п.6 ст.346.3 НК РФ) В обязательном порядке: 156 с начала налогового периода, в котором было утрачено право применения ЕСХН (п.4 и п.5 ст.346.3 НК РФ) 20. Применение Обязательное контрольно(ст.2 №54-ФЗ от 22.05.2003) кассовой техники (ККТ) Обязательное Необязательное (ст.2 №54-ФЗ от 22.05.2003) (п.2.1 ст.2 №54-ФЗ от 22 21. Ответственность ст. 119 НК РФ за налоговые ст. 126 НК РФ нарушения ст. 122 НК РФ ст. 123 НК РФ ст. 119 НК РФ ст. 126 НК РФ ст. 122 НК РФ ст. 123 НК РФ ст. 119 НК РФ ст. 126 НК РФ ст. 122 НК РФ ст. 123 НК РФ 157
«Основы предпринимательства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot