Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Планирование и прогнозирование, лекция 3

  • 👀 614 просмотров
  • 📌 548 загрузок
  • 🏢️ ВИЭШ
Выбери формат для чтения
Статья: Планирование и прогнозирование, лекция 3
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Планирование и прогнозирование, лекция 3» pdf
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Преподаватель: к.э.н., доцент, доцент ВИЭШ Боровкова Валерия Анатольевна Borovkova_va@spbstu.ru ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Получить представления о теоретических основах прогнозирования на предприятии • Получить представление об информационное обеспечение Ознакомиться с основными методами планирования и прогнозирования финансового прогнозирования • Изучить основные методы сбора первичной информации • Ознакомиться с методами сбора вторичной информации Литература 1. Планирование и прогнозирование на предприятии АПК: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.02. Менеджмент / Сост.: Ю.А. Бутырина // ФГОУ ВО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 78 с. 2. Финансовое планирование и прогнозирование : учеб. пособие / [Е. А. Разумовская, М. С. Шуклин, В. И. Баженова, Е. С. Панфилова] ; под общ. ред. Е. А. Разумовской ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017 — 284 с. 3. Прогнозирование социально-экономических процессов: Учебно-методическое пособие. // Автор-составитель: Капитанова О.В. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 74 с. Тема 3: Информационное обеспечение планирования и прогнозирования Вопросы: 1. Информация для прогнозирования и планирования. 2. Система показателей. 3. Методы получения вторичной информации. 4. Методы получения первичной информации. 5. Информационные технологии в планировании и прогнозировании 1. Информация для прогнозирования и планирования Информационная база Информационная база — обязательный методики планирования и прогнозирования. элемент Информационное база – это совокупность разного рода и вида экономической, политической, социальной, научно-технической, административно-правовой, коммерческой, финансовой и прочей информации. Ее особенность – наличие множества разнообразных источников информации, игнорирование которых может негативно отразиться на степени определенности будущих результатов ПиП. 7 Информационная база является основой прогнозирования, а также принятия решений. Различают понятия: Данные Информация Знания планирования • Факты, идеи, сведения, представленные в знаковой форме, позволяющей производить их передачу, обработку и интерпретацию • Переработанные данные на основании которых субъект принимает решение • Структурированная информация, позволяющая принимать оптимальные решения (формализованные и интуитивные) и Отличие информации от данных состоит в том, что: данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях Данные превращаются в информацию только тогда, когда ими заинтересуется человек. Данные - это носители информации, а не сама информация. Данные Информация Это признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используется, а только хранятся информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач Информация в истолкование". переводе с латинского (informare) означает "размышление, Информация в прогнозировании — это исторические знания, представленные в формализованном виде и подлежащие интерпретации. Норберт Винер • информацией считаются данные, снижающие неопределенность в знаниях об объекте Американский математик, один из управления, среде. основоположников кибернетики и теории искусственного интеллекта Под информацией понимают упорядоченные сообщения о процессах и явлениях, происходящих во внешнем мире, совокупность каких-либо данных, а не только тех, которые раскрывают объект с неизвестной стороны. Понятие «поток информации» характеризуется: источником данных доступностью получения информации временем на ее сбор и обработку достоверностью и полнотой представленных для анализа показателей ее потребителями (пользователями), которые занимаются обоснованием управленческих решений и оценкой их выполнения В ходе практического использования сложной системы показателей ПиП важно правильно сгруппировать всю уместную информацию по определенным классификационным признакам. Пользователи информации Можно выделить пять групп пользователей информации: администрация предприятия; собственники этой организации; инвесторы (различные финансовые институты, физические и юридические лица, государство); сторонние наблюдатели (общественные организации и аудиторские компании); контролирующие государственные службы (налоговые таможенные органы, ЦБ РФ, Счетная палата и пр.). и Источник данных К источникам информации относятся информационные ресурсы современного общества, поставляющие периодическую информацию на основе любых типов носителей. К носителям информации могут быть отнесены средства периодической печати, телевидение, радио, специальные маркетинговые базы данных, коммуникационные сети, правительственные источники и информация от частных лиц. Возможны несколько вариантов структурирования информации, используемой при разработке прогнозов и планов. 1 По характеру отражения свойств вся имеющаяся информация об объекте прогнозирования может быть отнесена к следующим трем видам: 1.1) подсознательная или интуитивная (неосознанная); 1.2) предметное описание объекта; 1.3) формальные статистические данные. 2 По степени достоверности информация делятся на -достоверную (знания, полученные из официальных источников), -информацию относительной достоверности (знания полученные из случайных источников), -информация с возможным умышленным искажением информации. 3. Исходя из принципов получения информации ее делят на: 3.1 Первичные данные. 3.2 Вторичные данные. Основные типы информации и источники ее получения Прогнозирование и планирование основывается на информации, которая может быть получена с использованием первичных и вторичных данных, или первичной и вторичной информации Первичные данные получают в результате исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы. • Их сбор осуществляется измерений, опросов, исследований. путем наблюдений, экспериментальных Вторичные данные — это данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования. Применимы для проведении так называемых кабинетных исследований. Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешевым методом получения информации, необходимой для прогнозирования и планирования. Для небольших организаций — это основной метод получения информации. Статистические данные • выписки и аналитические обзоры Росстата, информационных агентств, рейтинговых компаний информационные агентства • информационно-аналитические системы: информационные агентства, рейтинговые агентства, базы данных, представляющие потребителям информации развернутую и полную информацию о состоянии экономических субъектов, экономической ситуации в стране; по состоянию на 26.02.2022 Код агентства Полное наименование аккредитованного информационного агентства 2 Автономная некоммерческая организация «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов» 5 Акционерное общество «Агентство экономической информации «ПРАЙМ» 1 Закрытое акционерное общество «Анализ, Консультации и Маркетинг» 3 Общество с ограниченной ответственностью «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации» 7 Общество с ограниченной ответственностью «Система комплексного раскрытия информации и новостей» Реестр кредитных рейтинговых агентств по состоянию на 25.02.2022 Порядковый номер записи Дата внесения сведений 1 25.08.2016 2 06.12.2016 3 12.09.2019 4 12.09.2019 Полное наименование Сокращенное наименование Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство АКРА (АО) (Акционерное общество) Акционерное общество "Рейтинговое агентство АО "Эксперт РА" "Эксперт РА" Общество с ограниченной ответственностью ООО «НРА» «Национальное Рейтинговое Агентство» Общество с ограниченной ответственностью ООО «НКР» «Национальные Кредитные Рейтинги» Реестр филиалов и представительств иностранных кредитных рейтинговых агентств по состоянию на 26.02.2022 № 1 2 3 4 Адрес места Дата внесения сведений о Полное наименование осуществления Полное наименование Адрес регистрации филиале филиала деятельности филиала иностранного кредитного иностранного кредитного (представительстве) (представительства) (представительства) рейтингового агентства, рейтингового агентства, иностранного кредитного иностранного кредитного иностранного открывшего филиал открывшего филиал рейтингового агентства рейтингового агентства кредитного рейтингового (представительство) (представительство) агентства Филиал компании «Фитч 115054, Город Москва, г. Компания «Фитч 14.04.2017 г. Лондон Рейтингз СНГ Лтд» Москваул. Валовая, д. 26 Рейтингз СНГ Лтд» Филиал Частной компании Частная компания с с ограниченной 125047, Город Москва, г. ограниченной 14.04.2017 ответственностью Муди’с Москваул. 1-я Тверская- ответственностью Муди’с г. Лондон Инвесторс Сервис Ямская, д. 21 Инвесторс Сервис Лимитед Лимитед Филиал частной компании Частная компания с с ограниченной 125009, Город Москва, г. ограниченной ответственностью Москваул. Воздвиженка, ответственностью 14.04.2017 г. Лондон «Стэндард энд Пурс д. 4/7, бизнес-центр «Стэндард энд Пурс Кредит Маркет Сервисез «Моховая» Кредит Маркет Сервисез Юроп Лимитед» Юроп Лимитед» Филиал частной компании Частная компания с 125009, Город Москва, г. с ограниченной ограниченной Москваул. Воздвиженка, 02.07.2018 ответственностью «Эс энд ответственностью «Эс г. Дублин д. 4/7, стр. 2, бизнесПи Глобал Рейтингс энд Пи Глобал Рейтингс центр «Моховая» Юроп Лимитед» Юроп Лимитед» Информация из глобальных информационных сетей • Интернет, предложения инвестиционных компаний, обзор завершенных проектов Аудиторская (консалтинговая) информация • отчеты аудиторских компаний Маркетинговые данные • результаты обследования и опросов потребителей, оценки спроса и предложения, договоры намерений, результаты анализа ценовой политики, изменения конкурентной среды Результаты экспертиз • Юридическая, геологическая, экологическая, архитектурная, инженерная и пр. экспертизы Вторичные данные достоинства быстрота получения, дешевизна, легкость использования, а также повышение эффективности сбора первичных данных. Поэтому сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации. Недостатки возможна несогласованность единиц измерения, использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, трудность оценки достоверности. Для определения источников вторичной информации необходимо выполнить следующие процедуры. Установить, какая информация уже имеется и какая необходима. Если информация не соответствует требованиям, то необходимо уточнить список ключевых терминов и названий, требования к содержанию и качеству информации Составить список ключевых терминов и названий, определяющих содержание источников вторичной информации. Осуществить поиск вторичных источников информации начиная с каталогов печатных изданий и серверов компьютерных сетей. продолжить поиск Оценить найденную информацию. Оценить найденную информацию. Информационная база формируется за счет как Внешних (находящихся вне предприятия), так и Внутренних источников информации. Внешние Внутренние Источники информации Информация Внутренняя Внутренними источниками информации служат: бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты организации, беседы с сотрудниками и руководителями, информационные системы в электронных офисах, вычислительных центрах. Внутренними источниками могут быть отчеты руководителей на заседаниях и собраниях коллегиальных органов управления, сообщения персонала, обзоры жалоб, протоколы различных заседаний, деловая переписка. Внешняя Информация из внешней среды обширна и, как правило, рассеяна во множестве источников. Многие международные и российские организации регулярно публикуют экономические данные, полезные при прогнозировании и планирования. Внешними источниками являются: данные различных международных организаций, (МВФ, ООН и пр.). Это законы, указы, постановления государственных органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; данные официальной статистики, периодической печати; результаты научных исследований и другие источники. Внешняя информация Внешнюю информацию можно подразделить на официально опубликованная, доступная для всех синдикативная информация Внешняя информация официально опубликованная, доступная для всех Следует использовать следующие источники: статистические ежегодники; данные переписи населения; каталоги, проспекты и годовые финансовые отчеты фирм; результаты конкурсов; информация отраслей, бирж, банков; таблицы курсов акций; судебные решения. К источникам внешней вторичной информации также относятся выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, базы и банки данных. Вторичные данные можно получить из многочисленных изданий экономического и специального характера, таких, как газеты, журналы, информационно-аналитические бюллетени. официально опубликованная, доступная для всех Внешние источники • В России функционирует ряд компьютерных информационных систем, специально ориентированных на сбор и передачу разнообразной информации. Активно развивается процесс распространения электронной информации. Например, Госкомстат России имеет в сети Интернет серверы, содержащие необходимую в практике прогнозирования и планирования информацию. • Основная тематика электронных баз данных — это финансовоэкономическая статистика, информация о государственных бюджетах, фирмах, отраслях, странах, регионах, коммерческих предложениях, ценных бумагах. синдикативная информация Это первичная информация, которую специальные информационно-консультационные организации собирают, обрабатывают, а затем продают своим подписчикам. Синдикативные данные собирают обычно в нескольких направлениях, это прежде всего: 1) оценки отношений потребителей и общественного мнения. Например, как изменяется система общественных ценностей и как это влияет на выбор потребителей; 2) определение рыночных сегментов. Получают информацию о потребителях, определяющих структуру рынков потребительских товаров, рынков продукции производственно-технического назначения; 3) отслеживание рыночных тенденций. Ведется отслеживание динамики показателей объема продаж и рыночной доли как для розничной торговли, так и для отдельных домашних хозяйств. синдикативная информация Важным достоинством синдикативных данных является их невысокая стоимость, так как она разделяется между подписчиками. Синдикативные данные основаны на отработанной системе сбора информации, поэтому им присуще высокое качество. Недостатки синдикативных данных: • во-первых, подписчики не могут влиять на сбор информации. Поэтому, перед тем как стать подписчиком, необходимо оценить пригодность информации; • во-вторых, поставщики синдикативных данных обычно стараются заключать контракты на длительный период; • в-третьих, стандартизированные синдикативные пользователям, в том числе конкурентам. данные доступны многим Внешние Система показателей информационного обеспечения ПиП, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны Показатели характеризующие конъюнктуру рынков Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов Нормативно-регулирующие показатели 1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений (осуществления инвестиционной деятельности, формирования системы перспективных целевых показателей финансового менеджмента). Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики. Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока. 1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны подразделяются на два блока: Показатели макроэкономического развития • а) темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода; • б) объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде; • в) денежные доходы населения; • г) вклады населения в банках; • д) индекс инфляции; • е) ключевая ставка центрального банка. Показатели отраслевого развития — содержатся информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие: • а) объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика; • б) общая стоимость активов предприятий, в том числе оборотных; • в) сумма собственного капитала предприятий; • г) сумма балансовой прибыли предприятий, в том числе по основной (операционной) деятельности; • д) ставка налогообложения прибыли по основной деятельности; • е) ставки налога на добавленную стоимость и акцизного сбора на продукцию, выпускаемую предприятиями отрасли; • ж) индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде. 2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов финансового менеджмента, формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации. Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на два блока. 2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка подразделяются на два блока: Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов • а) виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций. деривативов и т.п.). обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке; • б) котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов; • в) объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов; • г) сводный индекс динамики цен на фондовом рынке. • а) кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита; • б) депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам; • в) официальный курс отдельных валют, которыми оперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности; • г) курс покупки — продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками. 3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования ресурсов. Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями. Получение такой информации должно осуществляться только легальными способами. 3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Эти показатели формируются следующих блоков: обычно К ним относятся: 1. поставщики; 2. потребители; 3. инфраструктура; 4. конкуренты; 5. местные органы власти; 6. население; 7. СМИ; 8. контрагенты по внешнеэкономическим связям. в разрезе Банки СМИ Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления финансами, объемом операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, длительностью партнерских, отношений и другими условиями. Страховые компании Покупатели продукции Поставщики продукции Конкуренты 4. Нормативно-регулирующие показатели Система этих показателей учитывается в процессе разработки П, и связанна с особенностями государственного регулирования деятельности предприятий. Эти показатели формируются, как правило, в разрезе двух блоков: Нормативнорегулирующие показатели по различным аспектам деятельности предприятия Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления. Нормативнорегулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов рынка Законодательная база • законы и подзаконные акты на международном, федеральном, территориальном и отраслевом уровнях (законы, Указы Президента, постановления правительства, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления, лицензии, международные конвенции и договоры) Правовая основа в Российской Федерации Сметно-нормативная база • инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п. Внешние нормы и нормативы: Федеральные нормы и нормативы Региональные нормы и нормативы Ставки федеральных, региональных и местных налогов; нормы амортизации основных фондов; взносы во внебюджетные фонды и др. Местные нормы и нормативы Отраслевые нормы и нормативы Применяются в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм (малые, АО и пр.). Они включают предельные уровень рентабельности, нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению и пр. Внутренние Система показателей информационного обеспечения ПиП, формируемых из внутренних источников, делится на три группы Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты деятельности по предприятию в целом Показатели, характеризующие результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия Нормативно-плановые показатели, связанные с развитием предприятия Отчетность организации – это система показателей, представляющих сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйствующего субъекта и его подразделений за определенный период. • Отчетность формируется в рамках организации, раскрывает различные стороны функционирования и основывается на взаимосвязанных и взаимодействующих видах хозяйственного учета. Отчетность организации классифицируется по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных. • По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, налоговую, статистическую. оперативную, Финансовая информацию: отчетность предприятия включает следующую 1. Баланс предприятия (форма № 1). • Состоит из двух частей: в первой предприятия, во второй – его пассивы. показываются активы 2. Отчет о финансовых результатах (форма № 2). • Содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результат данного сравнения –прибыль, убытки за период. 3. Отчет об изменении капитала (форма № 3). • В этой форме отражаются данные о наличии и движении составляющих капитала: • – уставного (складочного) капитала; • – добавочного; • – резервного; • – фондов накопления и социальной сферы, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой; • – средств целевого финансирования и поступлений и нераспределенной прибыли прошлых лет. 4. Отчет о движении денежных средств (форма № 4). • Сведения о движении денежных средств представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте по каждому ее виду данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. 5. Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5). 1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты деятельности по предприятию в целом. Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия, формирование системы показателей этой группы основывается на данных финансового учета предприятия. Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока. 1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты деятельности по предприятию в целом. Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока. В первом блоке содержатся показатели, отражаемые в „Балансе предприятия". Этот отчет содержит два основных раздела — „Актив" и „Пассив". Во втором блоке содержатся показатели, отражаемые в „Отчете о финансовых результатах". Этот отчет включает показатели по следующим основным разделам: 1) финансовые результаты; 2) использование прибыли; 3) платежи и бюджет; 4) затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль и другие. В третьем блоке содержатся показатели, характеризующие потребление, наличия и движения нематериальных активов, финансовых вложений и др. 2. Показатели, характеризующие результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. Система этой группы показателей используется для текущего и оперативного ПиП. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных организуемого на предприятии управленческого учета. а) по сферам В процессе построения системы информационного обеспечения ПиП управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов и др. Эти группы показателей формируются в процессе управленческого учета обычно по следующим блокам: Управленческий учет строится индивидуально на каждом предприятии и должен быть в первую очередь подчинен задачам информативного обеспечения процесса оперативного П. деятельности предприятия; б) по регионам деятельности (если для предприятия характерна региональная диверсификация); в) по центрам ответственности (созданным на предприятии центрам затрат, дохода, прибыли и инвестиций). 3. Нормативно-плановые показатели, связанные с развитием предприятия. Эти показатели используются в процессе текущего и оперативного П. Они формируются непосредственно на предприятии по следующим двум блокам: а) система внутренних нормативов, регулирующих развитие предприятия. В эту систему включаются нормативы размеров отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормативы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.; б) система плановых показателей развития предприятия. В состав показателей этого блока включается вся совокупность показателей текущих и оперативных планов всех видов. Нормы и нормативы организации Внутренние нормы и нормативы разрабатываются и используются на данном предприятии (нормативы потребностей в оборотных средствах; нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении ХС; нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары; нормы износа нематериальных активов; нормативы распределения прибыли и др.). Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозных и плановых документов, обоснования плановых заданий и оценки их выполнения, называется нормативной базой. Нормы и нормативы сводятся в нормативную базу, постоянно обновляемую и корректируемую по мере деятельности и развития предприятия. Данные первичной и сводной учетной документации • акты, сводки, счета-фактуры, накладные, журналы-ордера, ведомости, расшифровки к счетам Показатели бухгалтерской и статистической отчетности • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и т.д. • планы, бизнесПлановые планы, бюджеты и показатели пр. Техническая документация Технологическая документация • ведомости технического состояния основных фондов, спецификации оборудования, ведомости капремонта и простоя; • ведомости трудоемкости работ, технологические карты, расчеты производственной мощности; Данные о кадровом потенциале • квалификационный состав, структура, доступность привлечения дополнительных трудовых ресурсов и пр. Юридические (договорные) условия реализации ПиП • договоры, контракты, протоколы и соглашения на уровне инвестора, подрядчика и пользователя результатов капиталовложений Методическое и программное обеспечение • стандарты, типовые методики и рекомендации, программные продукты в области учета, экономического анализа и финансового контроля Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения ПиП, ориентированную как на принятие стратегических решений, так и на эффективное текущее управление деятельностью. Источники информации Информационная направлениям: экономическому (процентные ставки, инфляция, их динамика и прогнозы и пр.); составляющая учетному (данные бухгалтерской отчетности за несколько лет, бухгалтерский и управленческий учет предприятия, особенности, методы ведения и пр.); содержит сведения сведения, предоставленные финансовыми органами, банками, валютными и товарными биржами и пр. сведения области финансов; по таким нормативно – правовые источники информации (кодексы, законы, указы и пр.) политические данные и пр. Информационная составляющая Требования к информации, используемой в планировании и прогнозировании: Полнота Достоверность Системность Оперативность Пригодность для автоматизированной обработки Информационная составляющая Информационная система (или система информационного обеспечения) представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам деятельности предприятия. Содержание системы информационного обеспечения, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации деятельности и рядом других условий. 2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ Анализ и оценка эффективности ПиП неразрывно связаны с системой показателей, которые можно классифицировать в зависимости от отношения к учету и планированию, месту получения информации, степени определенности, единицам измерения, видам экономического анализа, степени доступности, объективности, надежности, охвата информации, уровня автоматизации обработки данных и соотношения показателей. Классификационный признак 1. Отношение к учету Группы информационных показателей Учетные и не учетные Учетные: данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности. Доля учетных источников информации в общем объеме информационного обеспечения очень высока Во внеучетные источники информации включают: – директивную информацию в виде законов, постановлений правительства, указаний вышестоящих организаций, инструкций; – нормативно-плановую – в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников; – материалы ревизий, инвентаризаций, проверок банков и налоговых инспекций; – объяснительные и докладные записки; переписку с финансово-банковскими органами; – статьи в газетах, журналах, бюллетени бирж и т.д. Классификационный признак 2. Места получения информации Группы информационных показателей Внутренние и внешние Внутрихозяйственный экономический анализ (оценка потенциала, финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятия), а также анализ соответствия внешней среды бизнеса приемлемым условиям успешной реализации ПиП. Для этого требуются данные из внутренних источников хозяйствующего субъекта и внешняя финансовая, экономическая, социальная и прочая информация Классификационный признак Группы информационных показателей 3. Степень определенности Определенная информация и данные, полученные на основе вероятностных оценок Когда имеется полная и объективная информация об условиях реализации проекта и воздействующих на него факторов, ее принято называть определенной (детерминированной). Получение данных о будущих изменениях в состоянии объекта исследования часто связано с отсутствием точных и комплексных данных. В этом случае в бухгалтерском учете и экономическом анализе используются объективные и субъективные вероятности происхождения тех или иных событий, на основе которых проектировщики рассчитывают ожидаемые значения информационных показателей. Классификационный признак 4. Степень доступности Группы информационных показателей Конфиденциальные и публичные, бесплатные и платные Коммерческая тайна и высокая стоимость доступа к отдельным источникам информации искусственно снижают возможности ее использования. Классификационный признак 5. Единицы измерения Группы информационных показателей Стоимостные, натуральные и условно-натуральные Весь спектр информации, выраженной как стоимостными, так и натуральными единицами измерения. Без стоимостных показателей нельзя обосновать ценовую политику и определить финансовую и социально-экономическую эффективность прогноза (плана). Для характеристики параметров нового производства, технических данных по обновляемым машинам и оборудованию, учета объема продаж и во многом другом необходимо использовать ряд показателей, выраженных в натуральных и условнонатуральных единицах Классификационный признак 6. Соотношение показателей Группы информационных показателей Объемные и удельные Удельные показатели являются производными от соответствующих объемных показателей. Они позволяют сравнивать между собой структуру, динамику, интенсивность изменения объектов и процессов в деятельности Классификационный признак Группы информационных показателей 7. Степень усреднения Индивидуальные и средние Показатели могут характеризовать индивидуальные характеристики конкретного экономического процесса или среднее состояние совокупности явлений (средние арифметические, взвешенные, геометрические данные; например, средние ставки инфляции) Классификационный признак 8. Охват информации Группы информационных показателей Комплексные (обобщающие) и частные Первичная информация об отдельных сторонах реализации проекта или характеристике конкретного явления (процентные ставки, цена единицы продукции, индекс цен на сырье и др.) и обобщающие комплексные данные (величина денежного потока, потребность в оборотном капитале, квалификационный уровень работников, величина производственной мощности и др.) Классификационный признак 9. Степень объективности Группы информационных показателей Фактические данные, аналитические (расчетные) показатели, суждения экспертов Фактические данные о состоянии объекта исследования подтверждаются документальными материалами, результатами замеров, опросов и тестов. Аналитические показатели возникают как результат проведения определенных расчетных процедур. Экспертные показатели оцениваются с использованием эвристических методов (суждений, опыта, интуиции экспертов-консультантов) Классификационный признак Группы информационных показателей 10. Степень надежности Достоверные и недостоверные Высокий уровень достоверности используемых показателей является необходимым условием получения качественных и объективных результатов ПиП. Как правило, при удалении от текущего момента времени снижается качество (достоверность) информации, а следовательно, ее надежность Классификационный признак Группы информационных показателей 11. Уровень автоматизации Подготовленные к компьютерной обработке и неприменимые в условиях автоматизации Значительная часть количественных показателей является вполне пригодными для использования в различных прикладных пакетах программ по учету и экономическому анализу. В то же время в ПиП широко используется информация описательного характера (законодательная, выводы и заключения экспертов, договорные условия и пр.), которая либо совсем, либо без дополнительной обработки не может быть использована в условиях автоматизации учетно-аналитической деятельности Классификационный признак Группы информационных показателей 12. Модули аналитической информации Законодательные, нормативные, маркетинговые, технические и технологические и пр. Формирование базы данных ПиП происходит не только за счет первоначальных данных, накопленных из различных источников, но и за счет результатов экономического анализа, который позволяет получить количественные и качественные показатели. 3. Методы получения вторичной информации 2. Методы получения вторичной информации Вторичную информацию получают путем исследования данных, аккумулированных ранее другими компаниями либо правительственным сектором. Поиск Различают два метода сведений: поиск и изучение. Изучение получения вторичных На основании полученных данных проводят оценку и составляют отчет, который послужит источником для формирования стратегии. Методами получения вторичной информации являются методы анализа документов. Выделяют два основных типа анализа: Традиционный анализ (классический) Формализованный (количественный) анализ Существенно различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся недостатки. Традиционный анализ Традиционный анализ — это цепь логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала. Интересующая информация, заложенная в документе, часто присутствует в неявном виде, в форме, отвечающей целям созданного документа, но не всегда отвечающей целям конкретного исследования. Традиционный анализ позволяет улавливать основные мысли и идеи, оценить скрытые стороны содержания документа, проникнуть вглубь документа, исчерпать его содержание. Основным его недостатком является субъективность. При проведении традиционного анализа необходимо ответить на следующие вопросы. Что представляет собой документ? Каков его контекст? Кто его автор? Каковы цели создания документа? Какова надежность самого документа? Какова достоверность зафиксированных в нем данных? Каково фактическое содержание документа? Каково оценочное содержание документа? Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе? Какие выводы можно сделать об оценках, содержащихся в документе? В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ. Внутренний Традиционный анализ Внешний Внешний анализ – анализ контекста документа. Цель внешнего анализа — установить вид документа, его форму, время и место появления. Определяются автор и инициатор создания документа, цели его создания, достоверность и суть его контекста. Внутренний анализ – это исследование содержания документа, выявление уровня достоверности приводимых фактов и цифр, установление уровня компетентности автора, его отношение к описываемым фактам. Искажения могут возникать не только в результате личной симпатии или антипатии автора; источником искажения выступает и методологическая позиция автора (авторы, придерживающиеся разных теоретических позиций). Пренебрежение таким анализом во многих случаях грозит неверным истолкованием содержания документа. Некоторые документы требуют специальных методов анализа. • Психологический анализ применяется, как правило, при оценке отношения автора к какому-либо политическому, экономическому или социальному явлению. На основе таких исследований может быть получено представление о формировании общественного мнения, общественных установок. • Юридический анализ — применяется для всех видов юридических документов. В юриспруденции используется специфический словарь терминов, замена которых недопустима. Незнание юридического словаря при анализе юридических документов может привести к грубым ошибкам. Формализованный анализ Формализованный анализ документа позволяет избавиться от субъективности за счет применения количественных методов. Суть этих методов сводится к выявлению количественных характеристик исследуемого документа. Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие подсчитываемые признаки, черты, свойства документа, например, такой признак, как частота употребления определенных терминов, которые отражают существенные стороны содержания. Качественное содержание делается измеримым, становится доступным точным вычислительным операциям. Ограниченность формализованного анализа заключается в том, что далеко не все содержание документа может быть измерено с помощью формальных показателей. Принципы целесообразности и полезности применения методов количественного анализа На практике определились некоторые общие принципы целесообразности и полезности применения методов количественного анализа: • 1) когда требуется высокая степень точности или объективности анализа; • 2) при наличии обширного по объему и несистематизированного материала; • 3) когда важные категории характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах. Для того чтобы получить обзор вторичной информации, необходимо: o Определить возможные источники необходимой информации. o Изучить все выбранные источники информации, проанализировать их содержание и выбрать нужную информацию. O Подготовить итоговый отчет. 4. Методы информации получения первичной 3. Методы получения первичной информации Основными методами получения первичных данных являются Опрос Моделирование Наибольшее интервью. Панель Эксперимент Наблюдение распространение получил метод опроса и В последнее время, в связи с информатизацией деятельности стали применяться интерактивные методы моделирования информации. Методы опроса, наблюдения, эксперимента, исследовательских задач разного уровня. панели и моделирование применяются для решения Опрос Опрос — это метод сбора первичной информации, предусматривающий, Во-первых, письменное или устное обращение исследователей к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему, Во-вторых, регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов. Опрос Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом. Опросы могут различаться: • o по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet; • o по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов; • o по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж, производства и пр.; • o по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки. Интервью Метод интервью. Предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды. Этот метод требует от эксперта умения быстро, фактически экспромтом, давать качественные ответы на поставленные вопросы. Наблюдение Наблюдение – изучение объектов в естественных условиях, без активного вмешательства в ход их развития. Наблюдение связано с постановкой определённой цели и планируется заранее. Этим оно отличается от простого восприятия. Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Отличия научного наблюдения от обыденного: 1.четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения; 2.осуществляется по заранее продуманному плану; 3.данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе; 4.полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость. В научных исследованиях наблюдение тесно переплетено с экспериментом и является его неотъемлемой частью. Преимущества метода наблюдения: 1.непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени; 2.оперативность получения информации; 3.объективность, конкретность данных; 4.единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации; 5.расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений; 6.возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения. 7.возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок; 8.возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации. Недостатки метода наблюдения: 1.локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации; 2.невозможность повторения событий ситуации; 3.трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации; 4.искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения; 5.пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта. 6.ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения; 7.субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя. Эксперимент Эксперимент — исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования. Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов — наблюдения, сравнения и измерения. Эксперимент – воспроизводство или изменение какого-либо объекта с целью его дополнительного изучения в более благоприятных условиях. Это означает, что исследователь может изменить условия, при которых явление протекает, иногда изолировать его от влияния других явлений, а при необходимости неоднократно воспроизводить в идеальных условиях. Любой научный эксперимент имеет определённую цель – подтвердить или опровергнуть какое-либо научное предположение. В экономических системах постановка эксперимента затруднительна. Исследователь, как правило, не может изменить внешних условий, идеализировать объект эксперимента или повторить эксперимент. В этом состоит трудность экономических исследований. Панель Панельные исследования (панель) — это форма опроса, предполагающая повторяющийся сбор данных в одной и той же группе людей на одну и ту же тему через равные промежутки времени с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей под воздействием внешней среды. Частота повторяемости опроса, а также общая продолжительность исследования могут быть различными и зависят от сущности исследуемых процессов. Данный метод сбора информации достаточно точен благодаря опросу большого числа респондентов. Накопление данных — дорогостоящий процесс, поэтому исследования целесообразны только при условии, что их результаты востребованы на коммерческой основе широким кругом клиентов. Собственно «панелью» является группа респондентов, которая представляет собой репрезентативную выборку объектов генеральной совокупности и регулярно (за вознаграждение) заполняет опросные листы о своих покупках. На основе изучения поведения этой группы пытаются выяснить покупательские привычки, правила совершения покупок, основные тенденции в предпочтениях потребителей. Панельные исследования классифицируются по нескольким признакам: продолжительность, предмет исследования, используемые методы коммуникации. Панельные исследования классифицируются по нескольким признакам: 1.По продолжительности: - Краткосрочные работают в течение полугода-года; - Долгосрочные рассчитаны на срок до пяти лет 2. По характеру предмета исследования: - общие; +На общих панелях изучают общую структуру потребления; они - специализированные формируются на основе репрезентативности по отношению к составу изучаемой генеральной совокупности. На специализированных панелях изучается использование отдельных товаров или отдельный вопрос (тестирование товаров, рекламных роликов), поэтому такие панели могут быть и нерепрезентативными. +3. По используемым методам коммуникации: - почта; - интервью; - анкетирование Панельные опросы в зависимости от объекта исследования подразделяются на отдельные виды: 1.Панель потребителей: - индивидуальные потребители; +- домохозяйства; - организации – потребители. 2. Панель посредников: - розничная торговля; - оптовая торговля. 2.Специальная панель: – панель специалистов (экономисты, финансисты, врачи, учителя и т. д.); - панель специальных учреждений (магазины, кинотеатры, школы и др.). - Возможность изучения динамики поведения выбранных людей, установления тенденций и закономерностей Отражение распределения предпочтений потребителей по маркам товара на конкретный «моментный» временной срез - Состав выборки может измениться с течением времени - Структура выборки может не соответствовать структуре генеральной совокупности - Риск неточного заполнения анкет со стороны участников Модифицированный характер поведения Моделирование Моделирование – это конструирование модели на основании предварительного изучения объекта и процессов, выделение его существенных признаков и характеристик. Прогнозирование с использованием моделей включает в себя ее разработку, экспериментальный анализ, сопоставление результатов предварительных прогнозных расчетов с фактическими данными состояния процесса или объекта, уточнение и корректировку модели. Методы сбора первичных данных можно классифицировать как количественные и качественные Методы Количественные Качественные Методы получения первичной информации: Количественные исследования Количественные исследования отождествляют с проведением измерений и различных опросов. Опросы основаны на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Структурированные вопросы закрытого типа — это вопросы, на которые можно дать только определенный ответ, например «да» или «нет». Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формы данных и источники их получения, обработка собранных с помощью упорядоченных количественных процедур. Количественное исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько». Методы сбора первичных данных: Качественные исследования Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры. К качественным методам относят: наблюдение, глубинные интервью, анализ протоколов бесед, некоторые разновидности экспертных методов. Если наблюдения сопровождаются измерениями, то это способ количественного исследования. Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола. Фокус-группа Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам. недостатки данного метода: • возможную нерепрезентативность (мнения, высказанные членами фокус-группы, нельзя считать мнением всех потребителей); • субъективную интерпретацию полученных результатов (которая, впрочем, всегда присутствует в качественных методах исследований). достоинства метода: • максимальная возможность для свободной генерации новых идей; • разнообразие направлений использования данного метода; • возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению; • возможность для заказчика принимать участие на всех этапах исследования. Глубинное интервью Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Основные недостатки метода глубинных интервью связаны со сложностью поиска интервьюеров. Во-первых, для проведения глубинных интервью требуются квалифицированные специалисты, которых нелегко найти. Далее, на качество результатов интервью сильно влияет личность и профессионализм интервьюера. И, наконец, сложность обработки и интерпретации полученных в ходе интервью данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов. Достоинства. С помощью глубинных интервью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всегда возможно в фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ Анализ протокола Анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Самостоятельная работа • Подготовиться к тестированию
«Планирование и прогнозирование, лекция 3» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 134 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot