Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

План счетов бухгалтерского учета его строение и характеристика

  • 👀 7661 просмотр
  • 📌 7641 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «План счетов бухгалтерского учета его строение и характеристика» doc
План счетов бухгалтерского учета его строение и характеристика План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка). Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. С 01.01.2001 г. В России действуют План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством Финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета. Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов,- она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.) В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Разделы расположены в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте: разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел 1 «Внеоборотные активы», раздел 2 «Производственные запасы»), затем разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разделы 3-6). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности – от труднореализуемого к легкореализуемому. В последующих разделах (7,8) отражены капитал и финансовые результаты организации. Классификация счетов бухгалтерского учета Классификация счетов – это группировка их по экономически однородным объектам учета, целям и способам отражения этих объектов на счетах. По экономическому содержанию: 1. Счета для учета хозяйственных средств: • Счета для учета основных средств (сч. 01 «Основные средства») • Счета для учета нематериальных активов • Счета для учета оборотных средств 2. Счета для учета источников хозяйственных средств • Счета для учета собственных средств (80 «Уставный капитал»,83 «Добавочный капитал») • Счета для учета привлеченных средств (66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам») 3. Счета для учета хозяйственных процессов • Счета для учета процесса снабжения (15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») • Счета для учета процесса производства (20 «Основное производство») • Счета для учета процесса реализации (90 «Продажи») По назначению и структуре: 1. Основные счета: • Инвентарные – для учета и контроля материальных ценностей (10 «Материалы»,41 «Товары»), активные. • Денежные – для учета и контроля денежных ценностей (50 «Касса»,51 «Расчетный счет»), активные. • Счета капитала – это счета, на которых учитываются источники образования собственных средств в виде капитала (80,82,83), пассивные. • Расчетные счета – для учета расчетов с разными физическими и юридическими лицами (70,73,76,60,62) активные, пассивные, активно-пассивные. 2. Регулирующие: уточняют оценку некоторых основных счетов. К ним относятся: 02 «Амортизация основных средств»,05 «Амортизация НМА». 3. Распределительные: • Собирательно распределительные – предназначены для собирания расходов и распределения их (25,26,44). В конце месяца эти счета закрываются, а затраты распределяются между объектами учета. • Бюджетно–распределительные – предназначены для распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами для равномерного включения их в расходы или отражения в учете доходов (96 «Резервы предстоящих расходов»,97 «Расходы будущих периодов»,98 «Доходы будущих периодов»). 4. Калькуляционные: предназначены для учета затрат, связанных с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг (20, 23). 5. Сопоставляющие: • Операционно-результативные счета – предназначены для учета отдельных хозяйственных процессов и определения результатов по ним (сч. 90,91). • Финансово – результативный счет – используется для определения конечного финансового результата деятельности организации. (сч. 99). 6. Забалансовые счета: это счета, на которых отражаются средства, не принадлежащие организации, находящиеся у него во временном пользовании (001, 002 и т.д.). Назначение и строение счетов Счет бухгалтерского учета — способ экономической груп­пировки, текущего отражения и контроля хозяйственных средств (активов), их источников (пассивов) и хозяйствен­ных процессов. Хозяйственные операции, записываемые на счетах, вызы­вают либо увеличение, либо уменьшение той группы средств, для которой открыт счет, поэтому счет имеет две стороны. Соответственно, графически счета представлены таблицей Т-образной формы, левая сторона которой — это дебет («Д»), правая — кредит («К»). На основании актива баланса открываются активные сче­та для учета отдельных видов хозяйственных средств, а на основе пассива баланса открываются пассивные счета, пред­назначенные для учета источников. Некоторые счета могут быть активно-пассивными, например счета группы «расчетов» и счета финансовых результатов. При открытии счета первоначальная запись производится по дебету в активном счете и по кредиту в пассивном. Оборот — это ежемесячно подсчитываемый итог записей операций по дебету и кредиту без учета начального сальдо. Сальдо конечное определяется на основании сальдо началь­ного и оборотов по дебету и кредиту. В активных счетах сальдо конечное всегда дебетовое, в пассивных — кредитовое. Активно-пассивные счета имеют одновременно и дебетовый, и кредитовый остаток. Схема активного счета Дебет Кредит Остаток (сальдо) на начало месяца — Хозяйственные операции (факты хозяйственной деятельности), вызывающие увеличение учитываемого объекта Хозяйственные операции (факты хозяйственной деятельности), вызывающие уменьшение учитываемого объекта Оборот Оборот Остаток (сальдо) на конец месяца — Остаток (сальдо) на конец месяца на активном счете рассчитывают следующим образом: к начальному остатку (сальдо) на начало месяца прибавляют оборот по дебету счета и вычитают оборот по кредиту. Схема пассивного счета Дебет Кредит — Остаток (сальдо) на начало месяца Хозяйственные операции (факты хозяйственной деятельности), вызывающие уменьшение учитываемого объекта Хозяйственные операции (факты хозяйственной деятельности), вызывающие увеличение учитываемого объекта Оборот Оборот — Остаток (сальдо) на конец месяца Для определения остатка (сальдо) на конец месяца по пассивному счету к начальному остатку (сальдо) по кредиту счета прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету. В бухгалтерском учете также используются счета, имеющие признаки активных и пассивных счетов, называемые активно-пассивными. По дебету активно-пассивных счетов отражают дебиторскую задолженность, по кредиту — кредиторскую задолженность. Остатки (сальдо) таких счетов одновременно могут быть дебетовыми и кредитовыми, поэтому их показывают развернуто. Схема активно-пассивного счета Дебет Кредит Остаток (сальдо) на начало месяца дебиторской задолженности Остаток (сальдо) на начало месяца кредиторской задолженности Увеличение дебиторской задолженности Увеличение кредиторской задолженности Уменьшение кредиторской задолженности Уменьшение дебиторской задолженности Оборот Оборот Остаток (сальдо) на конец месяца дебиторской задолженности Остаток (сальдо) на конец месяца кредиторской задолженности Двойная запись, ее сущность и значение. Корреспонденция счетов, бухгалтерские проводки. Метод двойной записи заключается в следующем – всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна операция записываться дважды : в дебете одного счета и в кредите другого. Причем записи на счета производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета с дебитом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах. Благодаря методу двойной записи объекты бухгалтерского учета получают отражение на счетах во взаимной связи, что имеет важное значение для контроля. Процедура определения счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, и последующего отражения в этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой - сумма операции как бы проводится от счета к счету. Бухгалтерская проводка составляется только на основании финансовых документов. Для составления бухгалтерской проводки по какой – либо хозяйственной операции необходимо: • Определить сущность происходящих в результате операции изменений в хозяйственных средствах предприятия; • По «Плану счетов» выбрать счета, по дебиту и кредиту которых должна быть записана сумма данной хозяйственной операции. Процедура определения номеров счетов, дебет и кредит которых затрагиваются данной операцией, называется корреспонденцией счетов. Такие счета называются – корреспондирующими Понятие о синтетическом учете. Взаимосвязь синтетических счетов с балансом. Синтетическими называются такие счета, которые дают обобщенные показатели о хозяйственных средствах, источниках и процессах, по экономически однородным группам в денежном выражении. К ним относятся: «Основные средства», «Материалы», «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. Текущий бухгалтерский учет хозяйственных средств и процессов на синтетических счетах называется синтетическим учетом. Синтетические счета бухгалтерского учета позволяют сформировать бухгалтерскую информацию таким образом, чтобы заинтересованные пользователи могли составить представление об общем количестве, структуре и движении активов – в зависимости от их ликвидности и периода использования в производстве (оборотные и внеоборотные), структуре и движении пассивов – в зависимости от принадлежности источников (собственные или заемные), а также от сроков погашения обязательств (краткосрочные или долгосрочные). Кроме того, изучение данных по синтетическим счетам бухгалтерского учета (которые в бухгалтерском балансе иногда объединяются по признаку однородности) может позволить составить общее представление о финансовом состоянии организации и его перспективах. Однако для целей оперативного и управленческого учета, а также для организации и осуществления действенного внутрихозяйственного контроля необходима более точная детализация данных. Для этих целей вводятся субсчета и счета аналитического учета, открываемые к соответствующим синтетическим счетам. Записи по субсчетам обычно не ведутся. Специальные счета для них не открываются. Сальдо и обороты по каждому субсчету получают путем суммирования соответствующих данных тех аналитических счетов, которые объединяют этот субсчет. Назначение субсчета - обеспечить необходимые данные, отсутствующие в счетах первого порядка и аналитических счетах. Субсчета часто используются при составлении баланса. Так, например, остаток по каждому субсчету счета «Материалы» показывается в балансе отдельной статьей: «Сырье и материалы», «Топливо», «Тара и тарные материалы», «Запасные части», «Прочие материалы», «Строительные материалы» и т.д. Бухгалтерский баланс служит для получения обобщенных данных о состоянии средств хозяйства в денежной оценке на определенную дату. В балансе приводят сведения о составе и размещении средств предприятия и об источниках их образования. Данные для составления баланса получают из бухгалтерских счетов. Понятие об аналитическом учете. Взаимосвязь синтетических и аналитических счетов. Для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, а также контроля за сохранностью собственности обобщающих данных, получаемых с помощью синтетического учета, недостаточно. Например, кроме данных об общей сумме основных средств необходимо иметь сведения о конкретных видах основных средств (здания, оборудование, машины, и т.п.). Помимо данных об общей сумме задолженности перед рабочими и служащими нужны сведения о задолженности каждому работнику в отдельности (Петрову, Сидорову и т.д.). Для получения детальных, подробных, расчлененных (аналитических) данных об объектах бухгалтерского учета применяют аналитические счета. Счета, на которых отражаются детальные данные по каждому отдельному виду имущества, обязательств организаций и процессов, называются аналитическими. Учет, осуществляемый на аналитических счетах, называют аналитическим. Аналитические счета открываются в дополнение к синтетическим с целью их детализации и получения частных показателей по каждому отдельному виду имущества, обязательств организаций и процессов. Следовательно, между синтетическими и аналитическими счетами существует прямая связь, которая проявляется в следующем. Остатки и обороты синтетического счета должны быть равны остаткам и оборотам всех аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета. Каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету или кредиту синтетического счета, отражают в той же сумме соответственно на дебете или кредите нескольких аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета. Прямую связь между синтетическим и аналитическим счетами можно рассмотреть на следующем примере. На начало месяца за подотчетными лицами числились задолженность в сумме 10000 руб., в том числе за А.В. Ивановым – 3000 руб., К.И. Петровым-2500 руб., М.К. Сидоровым- 4500 руб. В кассе находилось 100000руб., запасы сырья и материалов составили 170000 руб. В течение месяца произошли следующие операции 1.Поступили на склад материалы, оплаченные А.В. Ивановым из подотчетной суммы в 2000 руб. 2.Получен в кассу от А.В. Иванова остаток подотчетной суммы в 1000 руб. 3.Согласно авансовому отчету М.К. Сидорова приходуются оплаченные им из подотчетной суммы материалы на 4500 руб. 4.Выдан из кассы аванс подотчетным лицам: Иванову А.В.___________________________2000 руб. Сидорову М.К.__________________________3500 руб. Итого__________________________________5500 руб. По первой операции 2000 руб. следует записать в дебет счета «Материалы» и в кредит счета «Расчеты с подотчетными лицами». Одновременно эту же сумму заносят в кредит аналитического счета А.В. Иванова. Тем самым показывают, что материалы поступили именно от А.В. Иванова, и списывают числящуюся за ним задолженность по подотчетной сумме. Остальные операции следует отражать так же одновременно на синтетическом и аналитическом счетах. После подсчета оборотов и выявления конечного сальдо на синтетических и аналитических счетах подтверждается вывод о прямой связи между синтетическими и аналитическими счетами. Действительно, начальное сальдо синтетического счета «Расчеты с подотчетными лицами» (10000 руб.) равно сумме начальных остатков всех аналитических счетов, открытых в его дополнение (3000+2500+4500). Дебетовый оборот синтетического счета (5500 руб.) равен сумме дебетовых оборотов всех аналитических счетов (2000+0+3500), а кредитовый оборот (7500 руб.)- сумме всех кредитовых оборотов (3000+4500). Конечное сальдо синтетического счета «Расчеты с подотчетными лицами» (8000 руб.) равно сумме конечных сальдо всех аналитических счетов, открытых в его дополнение (2000+2500+3500). Каждая хозяйственная операция, записанная по дебету или кредиту синтетического счета, отражается в той же сумме соответственно по дебету или кредиту нескольких аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета. Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета. Счета, не требующие такого ведения, называются простыми (счета «Касса», «Расчетный счет» и др.). Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными (счета «Расчеты с подотчетными лицами», «Основные средства» и др.) Некоторые сложные синтетические счета непосредственно связаны с аналитическими счетами, без каких-либо промежуточных групп. Например, в дополнение синтетического счета «Расчеты с подотчетными лицами» открываются аналитические счета на каждое подотчетное лицо. Так же обстоит дело и со счетом «Расчеты по оплате труда» и др. Однако такое простое построение аналитического учета не всегда обеспечивает получение необходимых показателей. Некоторые синтетические счета состоят из нескольких групп аналитических счетов. Первые (после синтетического счета) группы счетов аналитического учета называются субсчетами. Субсчет является промежуточным учетным звеном между синтетическими и аналитическими счетами. Каждый из них объединяет несколько аналитических счетов, но сами они, в свою очередь, объединяются одним синтетическим счетом. Иногда субсчета называют счетами второго порядка, в то время как синтетические счета называются счетами первого порядка. Связь между синтетическим счетом, его субсчетами и аналитическими счетами можно проследить на примере счета 10 «Материалы». В дополнение к этому синтетическому счету открываются субсчета (1.Сырьё и материалы 2.Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали 3.Топливо 4.Тара и тарные материалы 5.Запасные части 6.Прочие материалы 7.Материалы, переданные в переработку на сторону 8.Строительные материалы 9.Инвентарь и хозяйственные принадлежности и др.) В свою очередь, в дополнение каждого субсчета открываются аналитические счета на каждый конкретный вид материалов (мука, сахарный песок, шпагат, марля и т.п.). Количество групп счетов аналитического учета может быть большим, чем это показано по счету 10 «Материалы». Например, если у организации будет несколько материальных складов, то нужно сначала открыть аналитические счета для каждого склада, затем по видам материальных ценностей. Количество групп счетов аналитического учета зависит в основном от сложности хозяйственной деятельности организации, от целей и задач учета. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета В течение месяца суммы по хозяйственным операциям отражаются на счетах синтетического и одновременно аналитического учета. По окончании месяца по счетам подсчитываются обороты по Д и К, определяются конечные остатки. Они служат основанием для составления нового баланса. Сразу после подсчета оборотов и выведения сальдо по счетам баланс не составляется, т.к. в результате разноски сумм по счетам могут быть допущены ошибки. Перед составлением баланса необходимо составить специальную таблицу – оборотную ведомость по счетам синтетического учета. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета имеет контрольное значение, а именно контроль осуществляется на основе наличия в данном документе 3-х пар равных итогов. 1-я пара равных итогов – общий итог начальных остатков по Д всех счетов = общему итогу начальных остатков по К всех счетов. Это равенство вытекает из положения, что общая сумма средств не может быть больше или меньше общей суммы источников их образования (т.е. равенство актива и пассива) 2-я пара равных итогов – общий итог оборотов по Д всех счетов = общему итогу оборотов по К всех счетов. Это равенство обеспечивается 2-й записью. 3-я пара равных итогов – общий итог конечных остатков по Д всех счетов равен общему итогу конечных остатков по К всех счетов. Это следует из равенства итогов актива и пассива баланса, кроме того оно обеспечивается равенством первых двух пар. Контрольное значение оборотной ведомости по синтетическим счетам нельзя переоценивать, т.к. при разноске сумм может быть не нарушена двойная запись, а счета перепутаны, такие счета проверяются путем сверки данных синтетических и аналитических счетов. Предварительные данные аналитического учета обобщаются в оборотных ведомостях. Если оборотная ведомость по синтетическим счетам составляется только в денежной форме, то оборотная ведомость по аналитическим счетам бывают двух видов: стоимостные, натурально-стоимостные. Форма и порядок составления оборотных ведомостей по счетам аналитического учета имеют много общего с оборотной ведомостью по синтетическим счетам. В оборотной ведомости по аналитическим счетам нет трех пар равных итогов, т. к. каждая из них отражает сведения только в объеме одного синтетического счета. Аналитические счета – составные элементы синтетического счета. Поэтому после составления оборотной ведомости по синтетическим счетам и оборотной ведомости по аналитическим счетам производят их сверку по сумме. Взаимная сверка данных синтетического и аналитического учета по средствам составления оборотных ведомостей позволяет контролировать записи на счетах бухгалтерского учета. Способы исправления ошибок в проводках: 1) Корректурный способ – используется для исправления локальных ошибок до подсчетов итогов; зачеркивается ошибочная запись и записывается правильный текст или сумма, ставится подпись ответственного лица; 2) Способ дополнительной БП – применяется, когда ошибочная сумма меньше правильной; на разницу делается дополнительная проводка и составляется справка для исправления во всех документах; 3) Способ «красного сторно» – применяется, если ошибочная сумма больше правильной или сделана ошибочная двойная запись; Делается сторнировочная запись, т.е. она повторяется с отрицательным значением (выделяется красным или скобками), затем делается правильная запись.
«План счетов бухгалтерского учета его строение и характеристика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot