Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Хозяйственный учет

  • 👀 266 просмотров
  • 📌 210 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Хозяйственный учет» doc
ВВЕДЕНИЕ В современных условиях бухгалтерский учет должен адекватно отражать хозяйственные процессы, происходящие на предприятии, так как в системе управления он выполняет информационную и контрольную функции. При изучении курса «Бухгалтерский учет и аудит» раскрывается сущность бухгалтерского учета, его роли и места в системе управления хозяйственной деятельностью. Методические указания к лекционному курсу включают в себя следующие разделы: 1. Хозяйственный учет, его сущность и значение. 2. Предмет и метод бухгалтерского учета. 3. Бухгалтерский баланс. Счета и двойная запись. 4. Первичный учет, документация и инвентаризация. В первом разделе приводятся основные понятия хозяйственного учета, его роль и место в управлении производством. Во втором разделе наглядно представлены хозяйственные процессы, происходящие на предприятиях, хозяйственные средства и их классификация, раскрыта сущность и значение предмета и методов бухгалтерского учета. В третьем разделе рассмотрен бухгалтерский баланс, его содержание и структура как элемента метода бухгалтерского учета. Приведены понятия о счетах, схемы строения бухгалтерских счетов, порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета согласно методу двойной записи. Раскрыты сущность синтетических и аналитических бухгалтерских счетов, приведены различные формы аналитических счетов, порядок составления оборотной ведомости. В четвертом разделе рассмотрены первичные документы как носители исходной информации, приводится классификация учетных регистров, порядок оформления документов и способы исправления ошибочных записей в учетных регистрах. Рассмотрены формы ведения бухгалтерского учета. Программой курса предусмотрено выполнение студентами контрольной и курсовой работы. Контрольная работа включает четыре задачи. Выбор варианта осуществляется студентом в зависимости от последней цифры в зачетной книжке. Курсовая работа предусматривает отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организации за месяц и заполнение основных учетных регистров и бухгалтерского баланса. Задания на курсовую работу составлены в трех вариантах. Выбор варианта осуществляется по первой букве фамилии студента. Все приведенные в заданиях цифровые данные являются условными и носят учебный характер. Перед тем, как приступить к выполнению контрольной и курсовой работы необходимо тщательно изучить теоретический материал по учебникам, учебным и практическим пособиям, инструкциям и нормативным документам. 1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ Производство материальных благ является основой жизни человеческого общества, его благосостояния и развития. Обеспечение эффективности процесса материального производства невозможно без правильного и четкого управления. В то же время для организации управления производством требуется определенный объем необходимой информации о ходе хозяйственной деятельности предприятий. Такая информация формируется в процессе наблюдения, измерения, регистрации, группировки и обобщения данных о хозяйственных явлениях и процессах. В результате произведенные материальные блага выражаются в установленных единицах измерения, а хозяйственные явления и процессы приобретают определенную количественную и качественную характеристику. Полученные данные регистрируются, и в ходе их группировки и обобщения на основе экономически обоснованной методики формируется информация о хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику всех хозяйственных явлений и процессов в целях контроля и управления ими. Для успешного использования учета в управлении организацией он должен отвечать определенным требованиям. 1. Сопоставимость показателей учета с показателями плана. 2. Своевременность учета. 3. Точность и объективность учета. 4. Полнота. 5. Ясность и доступность. 6. Экономичность и рациональность. В процессе учета хозяйственной деятельности организаций используются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные. Натуральные измерители служат для получения сведений путем счета, измерения массы, объема, длины изделия (м, см, кг, т, л и т.д.). Выбор их зависит от физических особенностей объекта. Натуральные измерители используют главным образом для учета количества выпущенных изделий, полученных или израсходованных материальных ценностей по сортам, маркам, наименованиям, что дает возможность получить не только количественные показатели, но и качественную характеристику этих ценностей. Однако натуральными измерителями можно пользоваться только для учета однородных предметов. Суммирование натуральных показателей разнородных предметов недопустимо. Например, хотя количество и стали, и железа измеряется в тоннах, однако эти материалы имеют разные качественные характеристики. Следовательно, обобщающие показатели не могут быть получены при помощи натуральных измерителей. Трудовой измеритель используется для определения количества затраченного труда и выражается в единицах времени – рабочих днях, сменах, часах, минутах. С его помощью измеряются показатели производительности труда, заработная плата работников, контролируется норма выработки. Недостаток данного измерителя заключается в ограниченности сферы его применения. Денежный измеритель является наиболее универсальным и находит преобладающее применение в сфере экономики. Его используют для измерения тех объектов, которые имеют стоимость. Денежный измеритель дает возможность обобщить показатели разнородных хозяйственных средств и процессов. В учете стоимостные измерители используются в совокупности с натуральными и трудовыми. Когда количество объектов умножается на цену за единицу, получается их общая стоимость. 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Бухгалтерский учет в организациях сферы материального производства отражает состояние и использование средств организаций в процессе создания материальных благ. В организациях непроизводственной сферы бухгалтерский учет отражает наличие и расходование средств, выделенных им из государственного бюджета или других источников для выполнения своих функций в соответствии с их назначением. Таким образом, предметом бухгалтерского учета является состояние и использование имущества организации, его движение и результаты деятельности организации. Бухгалтерский учет отражает объекты учета: хозяйственные средства, используемые организацией для осуществления своей деятельности; источники их образования; хозяйственные процессы, представляющие собой содержание хозяйственной деятельности. В процессе хозяйственной деятельности средства организации находятся в непрерывном движении. Их величина и структура изменяются в связи с совершающимися хозяйственными операциями. Основным содержанием каждой хозяйственной операции является движение средств организации, смена их форм. Совокупность однородных операций составляет хозяйственный процесс. Непрерывный кругооборот средств организации состоит из хозяйственных процессов: снабжения, производства и реализации. Процесс снабжения является первой стадией кругооборота хозяйственных средств, когда денежные средства превращаются в определенные предметы труда, образующие производственные запасы. Из сферы обращения средства переходят в сферу производства. Процесс производства является основной стадией кругооборота средств, на которой создаются материальные блага. Процесс реализации – заключительная стадия кругооборота средств, при котором хозяйственные средства превращаются в готовую продукцию, покидают сферу производства и вновь поступают в сферу обращения. Все процессы (снабжение, производство и реализация) состоят из множества хозяйственных операций, взаимосвязаны и постоянно возобновляются, создавая в организации непрерывный кругооборот средств. Для осуществления хозяйственной деятельности, организации располагают такими средствами, как здания, сооружения, машины и оборудование, инструменты, материалы и др. Все средства организации классифицируются по двум признакам: • по видам и размещению;рис.1 • по источникам образования и назначения.рис.2 Метод бухгалтерского учета представляет собой систему способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение и экономическое обобщение в денежном выражении объектов бухгалтерского учета с целью использования информации для управления хозяйственной деятельностью организации. Содержание метода зависит от особенностей предмета, задач и требований к данной науке. Они определяют те конкретные способы, которые входят в состав метода бухгалтерского учета. К основным элементам метода бухгалтерского учета относится: 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС. СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ. Для управления организацией необходимо располагать информацией о хозяйственных средствах, их составе и размещении, источниках образования и целевом назначении. Эти сведения находят отражение в бухгалтерском балансе. Бухгалтерский баланс является способом обобщенного отражения и экономической группировки хозяйственных средств в денежной оценке по их составу и источникам образования на определенную дату. Баланс имеет форму таблицы, состоящей из двух частей – актива и собственного капитала и обязательств. Та часть баланса, в которой группируются хозяйственные средства по их составу и размещению, называется актив; та часть, где группируются средства по источникам образования и назначению, называется собственный капитал и обязательства(пассив). В соответствии с классификацией хозяйственных средств по видам и размещению и по источникам образования и назначения баланс принимает следующий вид: Актив Сумма Собственный капитал и обязательства Сумма I.Долгосрочные активы III. Собственный капитал II.Краткосрочные активы IV.Долгосрочные обязательства V. Краткосрочные обязательства Баланс Баланс Бухгалтерский баланс отражает результат хозяйственной деятельности организации и обобщает информацию о хозяйственных средствах и их источниках, составляется периодически на первое число месяца. С другой стороны, большое количество хозяйственных операций невозможно отразить непосредственно в балансе. Текущий учет движения хозяйственных средств и их источников осуществляется с помощью системы счетов бухгалтерского учета. Счета бухгалтерского учета – это способ экономической группировки, применяемый для текущего отражения и контроля средств организации, их источников и хозяйственных процессов. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активный и пассивный. Свое название они получили по наименованию сторон баланса и отражают его содержание. Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их видам и размещению. Пассивные – для учета хозяйственных средств по источникам их образования и назначению. По своему строению счет представляет собой таблицу двусторонней формы, левая сторона – дебет, правая – кредит. Учет записи на счетах начинается с указания первоначального остатка – сальдо (если он имеется). Остаток указывается в соответствующей статье бухгалтерского баланса. Затем на счете отражаются все последующие операции, которые изменяют первоначальное состояние. На любую дату можно получить конечный остаток по счету. Остаток на начало отчетного периода называют начальным сальдо, остаток на конец отчетного периода - конечным сальдо. Записи, выполненные по дебету счета, называются оборотами по дебету; записи, выполненные по кредиту, - оборотами по кредиту. Конечное сальдо активного счета определяется по формуле: . Конечное сальдо пассивного счета определяется по формуле: . В бухгалтерском учете используется группа активно-пассивных счетов, которые могут иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо на конкретный момент времени в зависимости от произведенной операции. Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо либо по дебету, либо по кредиту или иметь одновременно сальдо и по дебету, и по кредиту. К счету с односторонним сальдо относится счет 99 «Прибыли и убытки». По дебету счета отражаются убытки, по кредиту – прибыль. Сальдо, как разница между суммами оборотов, может быть дебетовым, конечный финансовый результат – убыток, или кредитовым, конечный финансовый результат – прибыль. На активно-пассивных счетах может быть одновременно остаток по дебету и по кредиту, т.е. иметь «развернутое сальдо». Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Остаток, отраженный по дебету, указывается в активе баланса как дебиторская задолженность, а остаток, отраженный по кредиту, - в пассиве как кредиторская задолженность. Хозяйственные операции вызывают изменение в средствах и их источниках, т.е. каждая операция носит двойственный характер. Двойная запись представляет собой элемент метода бухгалтерского учета, обеспечивающий двойственность отражения каждой хозяйственной операции по дебету и кредиту разных экономически связанных счетов. Отражение операции на том или ином счете определяется экономическим смыслом операции в зависимости от того, какие изменения происходят со средствами и их источниками. Суть метода двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция отражается дважды на счетах по дебету одного счета и кредиту другого счета. При отражении операций на счетах бухгалтерского учета методом двойной записи необходимо установить: • какие средства или какие источники средств участвуют в данной операции; • что происходит с учитываемыми объектами бухгалтерского учета в результате хозяйственной операции; • на каких счетах учитываются средства или источники, участвующие в хозяйственной операции; • какими являются корреспондирующие счета по отношению к балансу (активные, пассивные, активно-пассивные); • как изменились счета в результате данной хозяйственной операции. Двойная запись предусматривается независимо от того, какие счета взаимодействуют между собой. Метод двойной записи дает возможность отслеживать процесс поступления и расходования денежных средств, материальных ценностей. Он позволяет сохранить равенство баланса. Счета, связанные между собой одной и той же хозяйственной операцией, выраженные одной суммой, называются корреспондирующими. Отражение суммы хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерские проводки могут быть простыми и сложными. При простой бухгалтерской проводке взаимодействуют только два счета. При сложной бухгалтерской проводке дебет одного счета может быть связан с кредитами нескольких счетов или кредит одного счета – с дебетами нескольких счетов. По дебету и кредиту разных счетов суммы должны быть равны. В бухгалтерском учете кроме двойной записи существуют и односторонние бухгалтерские проводки, которые составляются по забалансовым счетам. Бухгалтерский баланс отражает состояние хозяйственных средств и их источников на определенную дату. Однако в процессе хозяйственной деятельности средства организации находятся в непрерывном обороте и претерпевают те или иные изменения: расходуются средства, приобретаются материалы на производственные цели, изготовленная продукция реализуется. Вместе с тем происходят изменения в структуре источников образования и хозяйственных средствах. Все хозяйственные операции фиксируются на счетах бухгалтерского учета, на основании учетных данных счетов по состоянию на первое число месяца, года составляется бухгалтерский баланс. Таким образом, бухгалтерский баланс связан со счетами бухгалтерского учета. При этом каждая хозяйственная операция, отражаемая на счетах, вносит определенные изменения в баланс. То есть существует неразрывная связь баланса с текущим учетом хозяйственных операций. Все хозяйственные операции по признаку их влияния на бухгалтерский баланс относятся к четырем типам. Первый тип хозяйственных операций: Операция 1. C расчетного счета в кассу поступили деньги на хозяйственные расходы в сумме 1000 руб. По данным баланса открывается счет 50 «Касса» - активный и 51 «Расчетные счета» - активный, указывается начальное сальдо и отражается хозяйственная операция. 51 «Расчетные счета» 50 «Касса» Д К Д К Сн. 80000 Сн. 1000 1) 1000 1) 1000 Об. - Об. 1000 Об. 1000 Об. - Ск. 79000 Ск. 2000 При отражении операции используются два активных счета. Счет 50 «Касса» - активный – увеличивается (денег в кассе стало больше), счет 51 «Расчетные счета» - активный – уменьшается (денег на расчетном счете стало меньше). Изменения произошли в активе баланса. Итог баланса не меняется, балансовое равенство сохраняется. Второй тип хозяйственных операций: Операция 2. Из заработной платы удержан подоходный налог в сумме 3000 руб. По данным баланса открывается счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - пассивный и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - пассивный, указывается начальное сальдо и отражается хозяйственная операция. 70 «Расчеты с персоналом 68 «Расчеты по налогам по оплате труда и сборам» Д К Д К Сн. 30000 Сн. 1000 2) 3000 2) 3000 Об. 3000 Об. - Об. - Об. 3000 Ск. 27000 Ск. 4000 При отражении операции используются два пассивных счета: 68 «Расчеты по налогам и сборам» - пассивный – увеличивается (увеличивается задолженность перед бюджетом), счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - пассивный – уменьшается (сумма заработной платы к выплате уменьшается на величину подоходного налога). Изменения произошли в пассиве баланса. Итог баланса не меняется, балансовое равенство сохраняется. Третий тип хозяйственных операций: Операция 3. На склад предприятия поступили материалы от поставщика - 30 000 руб. (оплата не производилась). По данным баланса открывается счет 10 «Материалы» - активный и счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - пассивный, указывается начальное сальдо и отражается хозяйственная операция. 10 «Материалы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Д К Д К Сн. 20000 Сн. 20000 3) 30000 3) 30000 Об. 30000 Об. - Об. - Об. 30000 Ск. 50000 Ск. 50000 При отражении операции используются два счета: 10 «Материалы» - активный, 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - пассивный. Счет 10 «Материалы» увеличивается (материалов на складе стало больше), счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» увеличивается (увеличивается задолженность поставщику, так как оплата не производилась). Изменения произошли в активе и пассиве баланса. Итог баланса увеличивается, балансовое равенство сохраняется. Четвертый тип хозяйственных операций: Операция 4. С расчетного счета перечислена задолженность по налогам и сборам 4000 руб. По данным баланса открывается счет 51 «Расчетные счета» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», указывается начальное сальдо и отражается хозяйственная операция. 51 «Расчетные счета» 68 «Расчеты по налогам и сборам» Д К Д К Сн. 79000 Сн. 4000 4) 4000 4) 4000 Об. - Об. 4000 Об. 4000 Об. - Ск. 75000 Ск. - При отражении операции используется два счета: 51 «Расчетные счета» - активный, 68 «Расчеты по налогам и сборам» - пассивный. Счет 51 «Расчетные счета» уменьшается (денег на расчетном счете стало меньше), счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» уменьшается (уменьшается задолженность перед бюджетом). Изменения произошли в активе и пассиве баланса. Итог баланса уменьшится, балансовая разница сохраняется. C точки зрения объема учитываемой информации счета подразделяются на синтетические и аналитические. Синтетическими называют такие счета, на которых учитываются экономически однородные группы средств и их источников в сводных и обобщенных показателях. Например, синтетический счет 43 «Готовая продукция» дает возможность определить движение готовой продукции лишь в общей сумме в денежном выражении, но по этому счету нельзя судить о движении отдельных видов готовой продукции. Нельзя также установить движение готовой продукции в количественном выражении. Таких сведений счет 43 «Готовая продукция» не может дать потому, что он относится к синтетическим счетам, которые отражают хозяйственные операции лишь в сводных денежных показателях. Аналитическими называются счета, которые детализируют содержание синтетических счетов. Они отражают отдельные виды средств, их источников и хозяйственных процессов. В аналитических счетах применяются не только денежные, но и натуральные измерители. Для проверки правильности записей по синтетическим счетам составляется свод оборотов и сальдо, называемый оборотным балансом. Для проверки правильности записей по аналитическим счетам составляется свод оборотов и сальдо, называемый оборотной ведомостью. Итоги оборотных ведомостей сверяются с соответствующим аналитическим счетом. Синтетические и аналитические счета связаны между собой группой, которая называется субсчета. Например, на синтетическом счете 10 «Материалы» учитываются производственные запасы предприятия в обобщенном виде. Этот счет имеет следующие субсчета: 1. «Сырье и материалы»; 2. «Покупные полуфабрикаты»; 3. «Топливо»; 4. «Тара и тарные материалы»; 5. «Запасные части»; 6. «Прочие материалы»; 7. «Материалы, переданные в переработку на сторону»; 8. «Строительные материалы»; 9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»; 10. «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»; 11. «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации». В разрезе каждого из субсчетов ведется аналитический учет – например, по группе топлива учет ведется по каждому виду топлива, с указанием марки, вида, количества, цены за единицу и других показателей. Взаимосвязь синтетического и аналитического счетов можно выразить следующими равенствами: = = = Отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенных показателях на синтетических счетах называется синтетическим учетом, а отражение их в детальных показателях на аналитических счетах – аналитическим учетом. На счетах бухгалтерского учета в конце каждого месяца фиксируются обобщенные данные по отдельным видам хозяйственных средств, их источникам, по отдельным хозяйственным процессам. Такая информация необходима для составления отчетности, контроля за выполнением плановых заданий и оперативного управления хозяйственной деятельностью организации. Данные текущего учета, отражаемые на счетах бухгалтерского учета, должны быть достоверными. В целях контроля за полнотой и правильностью записей на счетах бухгалтерского учета составляются оборотные ведомости. Они используются для обобщения данных текущего учета, получения информации о всех средствах предприятия или отдельных их группах. Оборотные ведомости составляются в виде таблиц отдельно по счетам синтетического и аналитического учетов. Пример На 1 января в организации имеются следующие остатки хозяйственных средств и источников: № счета Актив: хозяйственные средства Cумма № счета Собственный капитал и обязательства: источники хозяйственных средств Cумма 10 Материалы 20 000 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 20 000 50 Касса 1 000 68 Расчеты по налогам и сборам 1 000 51 Расчетные счета 80 000 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 30 000 80 Уставный капитал 40 000 99 Прибыли и убытки (прибыль) 10 000 Баланс 101 000 Баланс 101 000 В течение месяца произведены хозяйственные операции, которые внесены в Журнал регистрации хозяйственных операций за январь. № п/п Содержание операций Корреспондирующие счета Сумма дебет кредит 1 С расчетного счета в кассу поступили деньги на хозяйственные расходы 50 51 1 000 2 Удержан подоходный налог из заработной платы 70 68 3 000 3 Поступили материалы от поставщика (оплата не производилась) 10 60 30 000 4 С расчетного счета перечислена задолженность по налогам и сборам 68 51 4 000 Итого: 38 000 Оборотная ведомость по синтетическим счетам Номер счета Название счета Сальдо на 1.01 Обороты за январь Сальдо на 1.02 дебет кредит дебет кредит дебет кредит 10 Материалы 20 000 - 30 000 - 50 000 - 50 Касса 1 000 - 1 000 - 2 000 - 51 Расчетные счета 80 000 - - 5 000 75 000 - 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 20 000 - 30 000 - 50 000 68 Расчеты по налогам и сборам - 1 000 4 000 3 000 - - 70 Расчеты с персоналом по оплате труда - 30 000 3 000 - - 27 000 80 Уставный капитал - 40 000 - - - 40 000 99 Прибыли и убытки (прибыль) - 10 000 - - - 10 000 Итого: 101 000 101 000 38 000 38 000 127 000 127 000 Проверка учетных записей ведется по итогам оборотной ведомости. При этом должны быть сохранены следующие равенства оборотной ведомости: • Итоги остатков на начало месяца по дебету и кредиту равны, так как для открытия счетов используется начальный баланс, в котором итог актива равен итогу пассива: Актив (Дебет) 101 000 = Пассив (Кредит) 101 000. • Итоги оборотов за месяц по дебету и кредиту равны, так как каждая сумма отражается на счетах дважды, по дебету одного счета и кредиту другого (двойная запись): Актив (Дебет) 38 000 = Пассив (Кредит) 38 000. Эти суммы должны также совпадать с итогом Журнала регистрации хозяйственных операций. Если совпадения нет, значит, какая-то операция пропущена или допущена ошибка. Итоги остатков на конец месяца по дебету и кредиту равны, так как получены на основе начальных остатков и оборотов. Они используются для составления нового баланса. • Итоги конечных остатков по дебету и кредиту равны, так как итог актива равен итогу пассива: Актив (Дебет) 127 000 = Пассив (Кредит) 127 000. Эти три равенства оборотной ведомости имеют большое контрольное значение. Нарушение любого из этих равенств, свидетельствует о наличии ошибки. Подобные сведения об оборотах организации получают из шахматной оборотной ведомости. Они составляются на основе корреспонденции счетов, служит для раскрытия содержания оборотов по счетам и проверки правильности корреспонденции счетов. Пример В течение месяца произведены следующие хозяйственные операции: Дата Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма, руб. 1.09 С расчетного счета в кассу поступили денежные средства для выдачи заработной платы и подотчетных сумм 50 51 5 000 2.09 Из кассы выдана заработная плата работникам 70 50 3 800 3.09 Поступили материалы от поставщика 10 60 8 100 4.09 Из кассы выданы денежные средства под отчет на хозяйственные нужды 71 50 1 000 10.09 Начислена амортизация основных средств 20 02 500 20.09 Со склада отпущены запасные части для нужд вспомогательного производства 23 10 4 300 Шахматная оборотная ведомость по счетам синтетического учета за сентябрь месяц Дебет счетов Кредит счетов 02 «Амор- тизация основ-ных средств» 10 «Мате- риалы» 20 «Основ- ное произ- вод- ство» 23 «Вспо- мога- тельные произ- вод- ства» 50 «Касса» 51 «Рас-четные счета» 60 «Расче-ты с постав- щика- ми и подряд- чика- ми» 70 «Расче- ты с персо- налом по оп- лате труда» 71 «Расче- ты с подот- четны- ми лица-ми» Итого по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» 10 «Материалы» 8 100 8 100 20 «Основное производство» 500 23 «Вспомога- тельные производства» 4 300 4 300 50 «Касса» 5 000 5 000 51 «Расчетные счета» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 3 800 3 800 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 1 000 1 000 Итого по кредиту счета 500 4 300 4 800 5 000 8 100 22 700 Шахматную оборотную ведомость при необходимости можно превратить в оборотную, добавив в начале ведомости две графы для начальных остатков по счетам и две графы в конце ведомости для конечных остатков. Для правильного отражения на счетах бухгалтерского учета разнообразных и многочисленных хозяйственных операций, совершаемых организацией в процессе хозяйственной деятельности, необходима классификация счетов. Классификация счетов – это научно обоснованная группировка счетов, т.е. разделение счетов на группы и подгруппы по каким-либо однородным признакам. Счета бухгалтерского учета классифицируются по двум главным признакам: • экономическое содержание счета; • назначение и структура счета. Экономическое содержание счета определяется содержанием объекта, который учитывается. Например, экономическим содержанием счета 50 «Касса» являются наличные деньги, хранящиеся в кассе предприятия, а экономическим содержанием счета 80 «Уставный капитал» является размер собственных средств предприятия, выделенных учредителями и закрепленных за ними. Экономическое содержание счета определяет его структуру и назначение (рис.12). Под структурой счета следует понимать порядок записей хозяйственных операций по дебету и кредиту счета. На основе классификации разрабатывается план счетов бухгалтерского учета. Рис. 12. Классификация счетов по назначению и структуре Забалансовые счета – это счета, остатки которых показываются за итогом баланса. На этих счетах учитываются средства, не принадлежащие данной организации. Особенностью этих счетов является то, что по ним не ведется двойной записи. Операции по ним записываются или только по дебету при поступлении средств, или по кредиту при возврате средств. По структуре они похожи на активные счета. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию предусматривает группировку хозяйственных средств и процессов производства, а также источников их формирования по их экономической роли в производственно-финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Счета по экономическому содержанию делятся на активные и пассивные, так как средства и их целевое использование в процессах хозяйственной деятельности учитываются на активных счетах, а источники их формирования – на пассивных. Для единообразного обобщения данных о деятельности организаций различных форм собственности и для удобства работы контрольных органов разработан единый перечень счетов, обязательный для всех субъектов хозяйствования, который называется планом счетов бухгалтерского учета. План счетов – это систематизированная группировка счетов по экономически однородным признакам. В настоящее время в Республике Беларусь применяются следующие виды счетов: для хозрасчетных организаций, бюджетных учреждений, банковской системы и для учета исполнения бюджета в финансовых органах. В плане счета располагаются в последовательности, позволяющей отразить в бухгалтерском учете хозяйственные средства и их источники, а также процессы производства, обращения и распределения общественного продукта. Они группируются в определенном порядке. 4. ПЕРВИЧНЫЙ УЧЕТ, ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ Первичные документы представляют собой письменные распоряжения на совершение хозяйственных операций или письменные доказательства действительного осуществления этих операций и являются основанием для последующих записей в системе счетов бухгалтерского учета. Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Документы имеют правовое значение, используются в качестве доказательства при спорах, которые могут возникнуть между субъектами хозяйствования. Арбитраж и судебные инстанции, которые рассматривают такие споры, признают за документами юридическую силу письменного свидетельства, если они составлены правильно и своевременно. Порядок составления первичных учетных документов регулируется Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичные учетные документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: • наименование, номер документа, дату и место его составления; • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях; • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях; • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи. Первичные учетные документы могут быть классифицированы по следующим основным признакам: • по назначению; • по способу составления; • по объему содержания; • по месту составления. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, отражения данной информации на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Под учетными регистрами следует понимать разграфленные специальным образом листы бумаги, в которых производятся текущие учетные записи. Бухгалтерские документы проходят довольно длинный и сложный путь от момента выписки до сдачи их на хранение в архив, который называется документооборотом. Разработка документооборота является одной из составных частей постановки всей системы бухгалтерского учета в организации. При организации документооборота определяют места выписки документов, формы бланков (типовые или индивидуальные), порядок заполнения отдельных реквизитов, ответственных лиц и т.п. Процедура составления бухгалтерской отчетности является завершающим этапом в работе бухгалтера, заключительным аккордом, раскрывающим имущественное состояние и финансовое положение субъекта хозяйствования. Составление бухгалтерской отчетности является творческим процессом, требующим от бухгалтера раскрытия его профессионального мастерства, проявления знаний нормативных документов, умения правильно их трактовать и применять. Бухгалтерская отчетность составляется по данным бухгалтерского учета и содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах в стоимостном выражении. Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и содержит сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения о некоторых фактах о деятельности организации за короткий промежуток времени – сутки, пятидневку, декаду. Текущая отчетность включает в себя отчеты за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Годовая отчетность – это отчеты организации за отчетный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первичная отчетность – это отчетность отдельной организации на основании данных текущего бухгалтерского учета. Сводная отчетность включает показатели головной организации, дочерних и зависимых обществ. Внутренняя отчетность организации не подлежит публикации и не представляется внешним пользователям. Внешняя отчетность является открытой для заинтересованных пользователей. Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными. Бухгалтерская отчетность организаций (за исключением организаций, финансируемых из бюджета, а также некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, за исключением выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) состоит из: • бухгалтерского баланса; • отчета о прибылях и убытках; • приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами; • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если эта организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту; • пояснительной записки. Государственные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам государственного управления, уполномоченным управлять государственным имуществом. Организация (за исключением организаций, финансируемых из бюджета) представляют бухгалтерскую отчетность в сроки: • квартальную - в течение 30 дней по окончании квартала; • годовую – в течение 90 дней по окончании года. Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата ее почтового отправления или дата ее фактической передачи по принадлежности. При выполнении записей, связанных с отражением хозяйственных операций, могут быть допущены ошибки от простых описок до неправильно выбранных корреспондирующих счетов. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В положении о записях бухгалтерского учета предусмотрено три метода исправления ошибок: • метод корректуры; • метод дополнительных проводок; • метод «красное сторно» (метод отрицательных чисел). Примеры способов исправления ошибок Операция: 10 апреля в основное производство переданы материалы на сумму 5000 руб., 22 апреля обнаружено, что материалов передано на сумму 8000 руб. Метод корректуры № п/п Счета Сумма Дебет Кредит 1 Основное производство Материалы 5000 8000 Исправлено Нестерова И.В. 22.04.2004 г. Дополнительная проводка 10 «Материалы» 20 «Основное производство» Д К Д К Сн. 12000 Сн. 100000 1) 5000 1) 5000 2) 3000 2) 3000 Дополнительная проводка Дополнительная проводка Об. - Об. 8000 Об. 8000 Об. - Ск. 4000 Ск. 108000 «Красное сторно» 10 «Материалы» 20 «Основное производство» Д К Д К Сн. 12000 Сн. 100000 1) 5000 1) 5000 2) 2) 3) 8000 3) 8000 Сторнирование Сторнирование Об. - Об. 8000 Об. 8000 Об. - Ск. 4000 Ск. 108000 Инвентаризация представляет собой проверку соответствия учетных данных действительному наличию средств на предприятии и состоянию расчетов на определенный момент времени. Она выступает в качестве обязательного дополнения к текущей документации хозяйственных операций и является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них и т.д.) определяется руководителем организации. Проведение инвентаризации обязательно: • при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже; • при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации; • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; • при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц; • при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества; • в случае возникновения чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; • в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Инвентаризации в зависимости от полноты охвата средств инвентаризации подразделяется на полные и частичные. Полная инвентаризация, охватывает все без исключения средства организации. Она проводится перед составлением годового баланса. Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств и проводится несколько раз в году (например, расчеты с дебиторами и кредиторами не менее двух раз в год). По характеру проведения инвентаризации подразделяются на плановые и внезапные. Плановые - проводятся в установленные сроки. Все организации обязаны проводить плановые инвентаризации: • основных средств, капитальных работ, капитальных ремонтов, расходов будущих периодов и всех товарно-материальных ценностей – не менее одного раза в год перед составлением годовых бухгалтерских отчетов и балансов; • расчетов с банками и финансовыми органами – не менее одного раза в месяц; • денежных средств и денежных документов – не менее одного раза в квартал; • расчетов организации с ее хозяйствами, выделенными на самостоятельный баланс, и с вышестоящей организацией – не менее одного раза в квартал; • расчетов с дебиторами и кредиторами – не менее одного раза в год. Внезапные – проводят в целях контроля за сохранностью ценностей у материально ответственных лиц по распоряжению руководителей организаций, в случае смены материально ответственных лиц, а также в случаях стихийных бедствий. Для проведения инвентаризации создается комиссия по приказу директора. В ее состав входит в качестве председателя представитель администрации. Членами комиссии являются представитель бухгалтерии, материально ответственное лицо, представитель трудового коллектива. В процессе работы комиссией составляется инвентаризационная ведомость, куда вносятся все виды материальных ценностей, как в количественной, так и в стоимостной оценке. Инвентаризационная ведомость, подписанная всеми членами комиссии, передается в бухгалтерию, где составляется сличительная ведомость, в которую вносятся, с одной стороны, данные бухгалтерии, а с другой – данные из инвентаризационной ведомости. По каждой номенклатурной позиции выявляются расхождения между учетными данными и фактическим наличием (по данным комиссии). При обнаружении излишков они приходуются на предприятии, а при недостаче – принимается решение по ее списании.
«Хозяйственный учет» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot