Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Хозяйственный учет, его значения и виды

  • 👀 496 просмотров
  • 📌 465 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Хозяйственный учет, его значения и виды» doc
Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета 1.1. Хозяйственный учет, его значения и виды Хозяйственная деятельность Сложная система взаимоотношений людей с материально-вещественными элементами производства и между собой Направлена на осуществление 4-х взаимосвязанных процессов Производство Распределение материальных благ Обмен потребление Целенаправленная Деятельность человека (труд) + средства труда + предметы труда = готовая продукция. Устанавливаются доли общественного продукта, направленные на удовлетворение потребностей общества: возобновление потреблённых в процессе производства средств, расширения производства, накопление, личное потребление и т.п. Передача готовой продукции от производителя к потребителю. Использование продукции по назначению. Производственное Непроизводствен- ное. Личное. Общественное. Процессы производства, обращения, распределения и потребления непрерывно повторяются, а обществу на всех этапах его развития необхо­дима информация, характеризующая эти процессы. Для получения достоверных сведений о ходе хозяйственных процес­сов организуется хозяйственный учет. Возникновение хозяйственного учета обусловлено потребностями управления материальным производст­вом: руководство хозяйственными процессами невозможно без знания конкретных фактов хозяйственной жизни. Сбор соответствующей инфор­мации о ходе хозяйственных процессов начинается с наблюдения за ними; следующий этап – установление их количественных характеристик, т. е. числовых показателей. Затем, будучи регистрированными, эти показатели используются для контроля и управления процессами материального про­изводства. Таким образом, наблюдение, измерение, регистрация, группировка и обобщение информации являются этапами учетного процесса любой профессиональной деятельности (рис. 2). В широком смысле хозяйственный учет представляет собой инфор­мационную систему в управлении экономическим субъектом, в которой на основе научно обоснованных процедур фиксируется, измеряется, обра­батывается, накапливается, группируется по определенным правилам и стандартам информация о количественных и качественных характеристи­ках всех совершаемых в экономике предприятия процессов и состоянии хозяйственных (учетных) объектов для управления ими. Объектами хозяйственного учета являются процессы материаль­ного производства, совершаемые в условиях определенного экономиче­ского строя. 1. Хозяйственные средства как материальная основа деятельности. 2. Хозяйственные средства как содержание деятельности. 3. Расчеты с работниками, банками, финансовыми организациями. 4. Результаты деятельности предприятия. Хозяйственный учет традиционно объединяет в себе три вида учета: оперативный, бухгалтерский и статистический (рис.3). Виды хозяйственного учета взаимосвязаны и дополняют друг друга, формируемая ими информация имеет различную степень точности и ис­пользуется в строгом соответствии с назначением и задачами каждого из них. Оперативный учет – система регистрации определенной хозяйст­венной операции на месте и в момент ее совершения с целью получения систематической информации на отдельных участках хозяйственной дея­тельности. Оперативный учет используется для регистрации, наблюдения и контроля отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности ор­ганизации с целью повседневного руководства ею. Сведения оперативно­го учета собираются на определенную дату устно, по телефону, по теле­графу, телефаксу или отсылаются по почте в виде срочных извещений ру­ководству организаций, собственникам (участникам, учредителям) и госу­дарственным органам, если это предусмотрено законодательством Рос­сийской Федерации. С помощью оперативного учета в организациях осу­ществляют повседневный оперативный контроль за ходом выпуска и продажи продукции и расходованием фонда заработной платы, своевремен­ным приобретением материальных ценностей, осуществлением расчетов с поставщиками и покупателями и т. д. Такая информация необходима для соответствующих оперативных выводов и разработки конкретных реко­мендаций, устраняющих негативные тенденции и выявляющих дополни­тельные резервы с последующим их использованием в производстве. Статистический учет – учет однородных массовых явлений и про­цессов в рамках всего общества связан с другими видами хозяйственного учета, использует данные оперативного и бухгалтерского учета, имеет свои особые приемы сбора данных (переписи, анкеты, опросы) и способы их обработки (группировка, сводка, исчисление различных показателей: средних, индексов, коэффициентов корреляции и т. п.). Данные статистического учета используются для экономического анализа и прогнозирования на текущий и перспективный периоды в разрезе отдельных организаций, экономического региона и страны. Статистика не ограничивается отражением процессов материального производства. Она охватывает все стороны экономической и общественной жизни, пока­зывает численность и состав населения, рождаемость и смертность людей, материальный и культурный уровень жизни народа; позволяет осущест­вить переоценку основных фондов, раскрывает инфляционные процессы, явления политической жизни страны и т. д. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта, его активах, обязательствах, доходах, расхода, источниках финансирования, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Основное отличие бухгалтерского учета от оперативного и стати­стического состоит в том, что сфера его применения ограничивается рам­ками юридического лица. При этом он шире, чем оперативный учет, от­ражающий только отдельные стороны предпринимательской деятельно­сти, но уже в сравнении со статистическим учетом, изучающим разные стороны экономики, культуры, образования, здравоохранения, науки. Другой отличительной чертой бухгалтерского учета является то, что он базируется на всей информации о хозяйствующем субъекте, что делает его сплошным и непрерывным во времени. В составе бухгалтерского учета выделяют финансовый, управленческий и налоговый учет. Финансовый учет необходим для обобщения результатов работы хо­зяйствующего субъекта для внешних пользователей, поэтому порядок составления и обработки информации регламентируется и подчиняется стандартным принципам. Управленческий учет необходим для представления информации о затратах и результатах деятельности экономического субъекта, его от­дельных структурных подразделений и предназначен для принятия опера­тивных и прогнозных управленческих решений. Управленческий учет является поставщиком внутренней информа­ции для целей внутрихозяйственного планирования, контроля, оценки те­кущих изменений (отклонений), для принятия управленческих решений в нестандартных ситуациях при выработке стратегии и тактики организации. Цель налогового учета - формирование информации для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюд­жет налогов. Данные налогового учета по отношению к данным бухгал­терского учета во многом вторичны. Бухгалтерский учет осуществляется на всех стадиях производствен­но-финансовой деятельности организации. 1.2. Бухгалтерский учет в системе управления и его основные принципы В бухгалтерском учете хозяйственная деятельность отражается как система разнородных, но взаи­мосвязанных объектов хозяйственных средств и их источников. Бухгалтерский учет имеет ряд харак­терных черт, которые отличают его от других видов учета: • в системе бухгалтерского учета отражаются все хозяйственные операции документально оформ­ленные; • в бухгалтерском учете отражается только то, что может иметь денежное измерение; • бухгалтерский учет непрерывен во времени; • в бухгалтерском учете используют свои специфические методы (приемы), которые не применя­ются в других видах учета (счета, двойная запись, баланс и др.). Основные принципы (правила) бухгалтерского учета следующие: Принцип – основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предо­пределяет все последующие, вытекающие из него утверждения. 1 Принцип автономности предполагает, что организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо, ее имущество обособленно от имущества его собственников (учредителей). 2 Принцип двойственности означает непрерывное отражение хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ. 3 Принцип стоимости означает оценку объектов учета в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. 4 Принцип непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного со­кращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. 5 Принцип разграничения текущих затрат на производство продукции, выполнение работ и оказа­ние услуг раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями во внеоборот­ные активы. 6 Последовательность применения выбранных приоритетов означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учет­ной политики возможно в случае изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности. 7 Временная определенность отражения в учете хозяйственных операций означает, что они отра­жаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от факти­ческого времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. 8 Соответствие доходов и расходов – это соответствие двух потоков затрат и доходов. Доходы от­четного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы получены. В от­четном периоде учитываются только те расходы, которые обеспечили доход данного периода. 9 Осмотрительность (осторожность, в западной практике – консерватизм) экономического субъек­та – это определенная степень осторожности в формировании суждений, необходимых в производстве расчетов, требуемых в условиях неопределенности, чтобы активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы – занижены. 10 Наличие денежного измерения – это количественное измерение и исчисление фактов хозяйст­венных явлений и процессов. В качестве единицы измерения выступает валюта страны. 11 Периодичность обобщения экономических событий. Регулярное балансовое обобщение, которое предопределено такими элементами метода бухгалтерского учета, как составление баланса и отчетности за месяц, квартал, полугодие, год. 12 Приоритет содержания над формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического со­держания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителем орга­низации своим сотрудникам крупных ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной. Бухгалтерский учет играет большую роль в управлении предприятием, так как представляет более полную информацию о его деятельности, финансовом состоянии. Бухгалтерский учет – одна из основных функций управления наряду с такими функциями, как пла­нирование, регулирование, организация и стимулирование. Это означает, что совершенствование управления, создание рыночного механизма неразрывно свя­заны с развитием всей системы бухгалтерского учета, так как в ней отражается фактическая информа­ция по каждому виду основных средств, о материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, финансовых ресурсах, что позволяет направлять и координировать финансовую и производственно-хозяйственную деятельность, добиваться желаемых результатов. Следовательно, чтобы добиться наи­большего эффекта использования информации для управления предприятием, необходимо применять передовые методы учета, положительного зарубежного опыта, международные стандарты бухгалтерского учета, широко применять вычислительную технику. 1.3. Функции бухгалтерского учета В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет ряд функций (рис. 4). Контрольная функция реализуется посредством осуществления контроля: за сохранностью, наличием и движением имущества организа­ций, правильностью и своевременностью расчетов с государством и дру­гими субъектами хозяйственных взаимоотношений. С помощью бухгал­терского учета осуществляются три вида контроля – предварительный, те­кущий и последующий. Информационная функция – одна из главных функций бухгалтер­ского учета. Бухгалтерский учет является основным источником инфор­мации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе прини­маются соответствующие решения. Для того чтобы получаемая информа­ция удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной. Информация должна содер­жать только необходимые данные, что позволяет быстрее изучать их, при­нимать оптимальные управленческие решения. Обеспечение сохранности имущества: выполнение данной функции зависит от действующей у нас системы учета и определенных предпосылок: наличия специализиро­ванных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники; со­вершенствования самой системы учета, применения научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений; использования современ­ных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации. Функция обратной связи означает, что бухгалтерский учет форми­рует и передает информацию о факти­ческих параметрах развития объекта управления. Основными компонентами информационной системы обратной свя­зи применительно к бухгалтерскому учету являются в качестве ввода – неупорядоченная информация, процесса – обработка данных, вывода – упорядоченная информация. Бухгалтерский учет с точки зрения системы управления представля­ет собой часть информационной системы обратной связи, ее основу. Он призван обеспечивать все уровни управления организации информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также о всех существен­ных отклонениях от заданных параметров. Аналитическая функция в условиях развития рыночных отноше­ний позволяет изучить перспективы развития данного хозяйственного ор­гана, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности. 1.4. Определение, цели и задачи бухгалтерского учета Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обоб­щения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их дви­жении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не преду­смотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридиче­ского лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательст­вом Российской Федерации. Цель бухгалтерского учета: • обеспечивать определение состава имущества и задолженности; • контролировать выполнение плана развития предприятия, выделять в учете и в отчетности при­рост продукции за счет повышения производительности труда; • отражать и своевременно контролировать затраты, связанные с производством и реализацией продукции; • своевременно предупреждать негативные явления; • контролировать соблюдение законов и нормативов; • обеспечивать всех заинтересованных в деятельности предприятия лиц финансовой отчетностью организации. Основные задачи бухгалтерского учета: 1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имуще­ственном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руко­водителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – инвесторам, кредиторам и др.; 2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтер­ской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осу­ществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движени­ем имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; 3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. 1.5 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена в табл. 1. 1.Федеральные стандарты: - Законодательные акты: ФЗ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета и ус­танавливает единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерского отчетности в Российской Федерации; ФЗ «Об акционерных общест­вах», Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», Феде­ральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»; - Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, например поста­новление Правительства РФ «Об утверждении Программы реформирова­ния бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют веде­ние бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) от­четности; - Кодексы Гражданский ко­декс РФ, Налоговый кодекс РФ и др. 2. Отраслевые стандарты включают систему национальных бухгалтерских стандартов: - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Фе­дерации  утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998  г. № 34н (с последующими изменениями и дополнениями); - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регламентирующие отдельные участки бухгалтерского учета. 3. Рекомендации в области бухгалтерского учета объединяют документы рекомендательного характе­ра, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой: - различного рода методические указания, рекомен­дации в основном Министерства финансов РФ, - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея­тельности организаций и инструкция по его применению (утвержде­ны приказом Минфина РФ от 31.10. 2001г.  № 94н), - Приказ Министерство финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02 июля 2010 г. № 66н и др. Если документы второго уровня обязательны для всех организаций, то документы третьего уровня регламентируют дополнения и изменения документов первого и второго уровней. Так, если ПБУ являются докумен­тами второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в их развитие, являются документами третьего уровня. 4. Стандарты экономического субъекта включают приказы, указания, инструкции, вы­пускаемые внутри хозяйствующего субъекта. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, приказ по учетной политике юридического лица, формы первичных учетных документов, графики документооборота и формы внутренней отчетности, утвержден­ные руководством юридического лица, являются документами четвертого уровня. 1.6 Пользователи бухгалтерской информации Пользователем бухгалтер­ской отчетности признается любое юридическое или физическое лицо, за­интересованное в информации об организации. В связи с этим представ­ляет интерес круг пользователей учетной информации. Существуют внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации. Внутренние пользователи - лица, занятые в аппарате управления, собственники, менеджеры, которым необходима учетная информация для осуществления планирования, контроля и оценки деловых операций. Внешние пользователи - сторонние потребители информации с прямым или косвенным финансовым интересом. Они подразделяются на следующие группы: •лица, не работающие в организации, но прямо заинтересованные в успешной ее деятельности (акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели); •лица, непосредственно не принимающие участия в работе органи­зации, но имеющие косвенный финансовый интерес - налоговая служба, государственные органы управления, различные финансовые институты и участники фондового рынка (страховые кампании, биржи, дилеры, и др.); •лица, не имеющие финансового интереса, кроме делового сотруд­ничества: аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж и др. Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учёта 2.1. Предмет бухгалтерского учета и объекты его наблюдения Со­держание предмета бухгалтерского учета определяется экономической сущностью учитываемых объектов. (рис. 2). Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентиро­ванная информационная система, отражающая совокупность имуще­ства по составу и размещению, обязательства (собственные и заем­ные), хозяйственные операции и результаты деятельности организа­ции в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов. Одним из объектов бухгалтерского учета является имущественный комплекс, необходимый юридическому лицу для осуществления предпри­нимательской деятельности, который, с одной стороны, выражен в виде имущества, а с другой стороны, в виде источников его формирования. Имущественный комплекс – это хозяйственные средства предприятия, их можно классифицировать по видам и размещению; по источникам образования и назначению (см. рис.) Средства в сфере производства различают на средства и предметы труда. Средства труда – это то, что обеспечивает условия труда или преобразование предмета труда: - участвуют во многих производственных циклах без потери своих физических свойств и внешнего вида; - изнашиваются, потребляются постепенно, что позволяет включать их стоимость в стоимость готового продукта частями (ч/з амортизацию); Нематериальные активы - имущество, не имеющее материальной основы, со сроком полезного использования в предпринимательской дея­тельности свыше 12 месяцев, к которым относят: Классификация средств предприятия по видам и размещению в процессе производства •исключительные права на объекты интеллектуальной собственно­сти: изобретения, компьютерное программное обеспечение, товарные зна­ки, ноу-хау; •организационные расходы, т. е. затраты, связанные с образованием юридического лица: оплата консультационных, рекламных, юридических услуг; расходы по подготовке документации, понесенные до момента го­сударственной регистрации организации; •деловая репутация организации, т. е. разница между покупной стоимостью некой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу. Основные средства – имущество, которое используется в организа­ции в качестве средств труда более одного года, к которым относят зда­ния, рабочие и силовые машины, оборудование, вычислительную технику, транспортные средства. Предметы труда – это то, из чего изготавливается продукция, они потребляются в одном производственном цикле и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции полностью. Материалы – имущество, непосредственно участвующее в произ­водстве продукции и составляющее ее основу: сталь, пиломатериалы, краска. Сырье, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия – иму­щество, которое вещественно входит в состав изготовляемого продукта, образуя его основу. Сырьем считается продукция добывающей промышленности и сельского хозяйства. Покупными полуфабрикатами или ком­плектующими изделиями могут являться материалы, получаемые от дру­гих организаций. Однако полуфабрикаты в отличие от комплектующих изделий требуют дополнительной обработки, а последние не требуют. Топливо - имущество в виде горючего вещества, являющегося ис­точником получения энергии, к которому относят мазут, бензин, керосин. Запасные части - имущество, предназначенное для осуществления ремонта основных средств, к которым относят запасные частой, например, для станков, транспортных средств, конвейеров, линий электропередач, автомобилей. Незавершенное производство - имущество, не прошедшее всех стадий технологической обработки, а также изделий, не прошедших испытаний и технической приемки. Готовая продукция - имущество, являющееся конечным результа­том производственного цикла и законченное обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которого соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, предназначенное для продажи. Товары - имущество, приобретенное или полученное от организаций и предназначенное для продажи или перепродажи без дополнительной об­работки. Денежные средства - имущество в виде наличных и безналичных денежных средств в российской и иностранной валютах, легко реализуе­мые ценные бумаги, платежные и денежные документы, которые находят­ся в кассе, на расчетном и валютном счетах в кредитных организациях как на территории страны, так и за ее пределами. Средства в расчетах — имущество, принадлежащее юридическому лицу, но временно находящееся у других юридических или физических лиц данного юридического лица, т. е. имущество в виде долга юридиче­скому лицу (нам должны), которое называется «дебиторская задолжен­ность»: это долг покупателей и заказчиков, долг подотчетных лиц, долг учредителей. К средствам в расчетах относят финансовые вложения в дочерние и зависимые общества; государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций; уставный (складочный) капитал дру­гих организаций; собственные акции, выкупленные у акционеров; займы, предоставленные другим организациям. Уставный капитал – капитал, сформированный юридическими ли­цами, образованными в форме общества с ограниченной ответственно­стью и акционерного общества. Уставный капитал общества с ограничен­ной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Уставный капитал акционерного общества составляется номинальной стоимостью акций общества, приобретенных акционерами. Добавочный капитал – часть капитала юридического лица, получен­ная в результате дооценки основных средств, эмиссионного дохода акционерного общества, полученного сверх номинальной стоимости размещенных акций. Классификация средств предприятия по источникам образования и назначения Резервный капитал – собственные средства предприятия, резервируемые для покрытия убытков и других непредвиденных потребностей. Фонды накопления и социальной сферы формируются за счет прибыли в соответствии с целями будущего использования. Целевое финансирование – это средства, поступившие от юридиче­ских и физических лиц для выполнения целевых мероприятий и программ. Прибыль – это превышение суммы доходов юридического лица над расходами, положительный финансовый результат деятельности предприятия. Резервы предстоящих расходов и платежей создаются за счет себестоимости, предназначены для покрытия текущих расходов. Кредит – задолженность банку по средствам, полученным в денежной форме, имеет возвратный характер, выдается под процент. Заемные средства – средства, получаемые от других организаций под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продаж акций и об­лигаций организации. Они также бывают краткосрочным и долгосрочными. Согласно международным стандартам источники формирования имущественного комплекса называют капиталом и обязательствами. Другой объект бухгалтерского учета, являющегося составной частью его предмета, – хозяйственные процессы, которые складываются из раз­личных хозяйственных операций, представляющих собой отдельные фак­ты или действия предпринимательской деятельности, вызывающие изме­нения в количестве, составе, размещении, использовании активов и пасси­вов. Объединенные по стадиям кругооборота хозяйственные операции об­разуют хозяйственные процессы: заготовления, производства, продажи: процесс заготовления состоит из таких хозяйственных операций, как поступление материалов от поставщиков, оплаты транспортных расходов по их доставке; процесс производства состоит из хозяйственных фактов и действий по формированию информации о фактической себестоимости производимой продукции, работ, услуг: включение начисленной оплаты труда, спи­сание израсходованных материалов при изготовлении продукции, выпол­нении работ и оказании услуг, включение части стоимости основных средств, нематериальных активов через амортизацию; процесс продажи состоит из таких хозяйственных фактов и дейст­вий, как предъявление счета-фактуры за отгруженную продукцию, посту­пление денег на расчетный счет от покупателей продукции, определение суммы прибыли или убытка от этой продажи. Кругооборот средств промышленного предприятия Все процессы (снабжение, производство и реализация состоят из отдельных хозяйственных операций, отсюда хозяйственная операция – это движение средств предприятий при осуществлении хозяйственных процессов. Таким образом, в более конкретном толковании предметом бухгал­терского учета являются имеющие денежную оценку активы, пассивы и хозяйственные процессы предпринимательской деятельности. 2.2 Методологические приемы бухгалтерского учета Метод бухгалтерского учета – совокупность приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражаются движение и состоя­ние хозяйственных средств и источников их образования. Они вытекают из содержания этапов учетного про­цесса, а именно наблюдения, измерения, группировки и обобщения (рис.). Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйст­венной операции или праве на ее совершение. На каждую хозяйственную операцию или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяй­ственных операций на счетах бухгалтерского учета. Для проверки соответствия отраженных в учете посредством доку­ментов хозяйственных операций действительному состоянию средств ор­ганизации необходимо периодически проводить инвентаризацию. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического на­личия хозяйственных средств в натуре, финансовых обязательств органи­зации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтер­ских счетов с целью установления достоверности учетных показателей и их уточнения в случае выявленных расхождений. Инвентаризация прово­дится путем пересчета, перемеривания, взвешивания, сверки расчетов на основании документов. В бухгалтерском учете отражаются разнородные по своему составу и источникам образования средства, что вызывает необходимость примене­ния единого способа измерения, оценки их в учете и группировки затрат. Оценка – способ денежного выражения имущества и обязательств организации путем суммирования затрат для их отражения в бухгалтер­ском учете и отчетности. Она позволяет организации обобщать в едином стоимостном показателе различные виды материальных ценностей, на­пример, сумму в необоротных и оборотных активах, определяет общую сумму находящихся в ее распоряжении ценностей. Калькуляция – способ группировки затрат и исчисления себестоимо­сти приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Система счетов – это способ группировки, отражения хозяйствен­ных средств, их источников и текущий учет однородных хозяйственных операций. Счета служат для группировки учетных объектов по признаку однородности их экономического содержания. Бухгалтерский счет откры­вается на каждый отдельный объект учета: вид хозяйственных средств или их источников, или хозяйственный процесс. Счета в их совокупности представляют систему формирования и сохранения информации, необхо­димую для принятия управленческих решений. Двойная запись – взаимосвязанное отражение изменений объектов бухгалтерского учета по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме. Она позволяет отразить на счетах взаимную связь объектов учета, хозяйственных операций. Балансовое обобщение является способом обобщения и группировки хозяйственных средств организации (по видам и размещению, источникам формирования и целевому назначению) в денежном измерителе. Бухгалтерская отчетность – это единая система информации об имущественном и финансовом положении организации, финансовых ре­зультатах ее деятельности, составляемая за определенный период времени на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам. Тема 3.Бухгалтерский баланс 3.1. Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание Бухгалтерский баланс и балансовое обобщение являются важней­шими элементами метода бухгалтерского учета. В балансе активы органи­зации обобщаются и группируются в особом порядке, что позволяет бы­стро рассчитывать важнейшие показатели, характеризующие хозяйствен­ную деятельность. Информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, необходима для контроля за наличием и структурой активов и источников их образования, анализа финансового положения и платежеспособности организации, размещения активов. Активы организации участвуют в хозяйственном обороте непрерыв­но, изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства организаций нужно знать, какими активами она располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бух­галтерский баланс. Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки акти­вов хозяйствующего субъекта и источников их образования на опре­деленную дату в денежной оценке. Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, со­ставленную из двух частей: верхняя – актив – отражает имущество и права организации, а нижняя – пассив – источни­ки их образования. Баланс в переводе с французского означает равенство, весы. В нем всегда должно присутствовать соответствие итогов актива и пассива: Активы = Пассивы Каждый элемент бухгалтерского баланса называется статьей баланса. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы. Баланс состоит из 5 разделов. Форма бухгалтерского баланса предприятия ут­верждена Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02 июля 2010 г. № 66н. (Приложение). Актив баланса состоит из двух разделов: I – внеоборотные активы II – оборотные активы Статьи пассива баланса представлены тремя разделами: III – капитал и резервы IV – долгосрочные обязательства V – краткосрочные обязательства Итоги по каждому разделу актива баланса суммируются и дают об­щий итог актива баланса, который всегда равен общему итогу пассива ба­ланса. Этот итог называют валютой баланса. 3.2 Виды баланса В бухгалтерском учете используется несколько видов балансов, ко­торые можно классифицировать по различным признакам. По времени составления бухгалтерские балансы можно разделить на несколько групп (рис. ). Вступительный баланс (начальный) – первый баланс, составляе­мый в начале деятельности хозяйствующего субъекта. В его активе отра­жается состав имущества и прав организации, полученных при ее созда­нии, а в пассиве – источники их возникновения. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводятся ин­вентаризация и оценка имеющихся у организации активов. Текущие балансы составляются периодически в течение всего сро­ка функционирования хозяйствующего субъекта в соответствии с Поло­жением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Различают несколько их видов, исходя из времени составления балансов. Начальный и заключительный балансы – это отчетные докумен­ты о производственно-финансовой деятельности организации за год. Они составляются на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и рас­четов). Текущие (промежуточные) балансы составляются за квартал, по­лугодие и 9 месяцев по данным текущего учета. Санируемые балансы разрабатываются в случаях, когда организа­ция находится в трудном финансовом положении (банкротство и др.). Для составления таких балансов привлекаются специалисты независимых ау­диторских фирм. Ликвидационный баланс составляется для характеристики имуще­ственного состояния организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица. Предварительный (провизорный) баланс – бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе активов организации.. Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение хозяйствующего субъекта, в котором он может оказаться в конце отчетного периода. Разделительные и объединительные балансы составляются в пе­риоды разделения (объединения) юридических лиц. По способу очистки статей различают бухгалтерские балансы БРУТТО и НЕТТО. Баланс-брутто (грубый) включает в себя регулирующие статьи, ис­пользуется для научных исследований, совершенствования информацион­ных функций баланса и др. Баланс-нетто (чистый) - баланс, из которого исключены регули­рующие статьи: «Амортизация основных средств», «Амортизация немате­риальных активов» и «Использованная прибыль». В современных услови­ях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить ре­альную стоимость активов организации. В настоящее время сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчетности. По форме представления информации различают сальдовый и обо­ротный балансы. Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке активы хо­зяйствующего субъекта и источники их образования по состоянию на оп­ределенную дату. Баланс составляется бухгалтерией организации путем подсчета ос­татков (сальдо) по счетам. Оборотный баланс, кроме остатков активов и источников их обра­зования на начало и конец периода, содержит данные о движении объек­тов учета (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. По сво­ему строению он будет отличаться от сальдового баланса. Оборотный ба­ланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего доку­мента, используемого в процессе составления вступительного, заключи­тельного и ликвидационного балансов. 3.3 Изменения баланса под влиянием хозяйственных операций Ежедневно в организациях совершается множество хозяйственных операций, которые влияют на величину хозяйственных ресурсов и источников их образования. Эти процессы могут влиять: •на статьи актива, вызывая перегруппировку ресурсов; •статьи пассива, вызывая перегруппировку источников образования этих ресурсов; •статьи актива и пассива, вызывая увеличение или уменьшение ре­сурсов. В зависимости от влияния на баланс все хозяйственные операции принято делить на 4 типа. Пример. Пусть на начало периода бухгалтерский баланс: Актив Сумма Пассив Сумма Основные средства 20 000 УК 26 000 Касса 10 000 Расчеты с поставщиками 5 000 Расчетный счет 15 000 Ссуды банка 10 000 Сырье и материалы 30 000 Нераспределенная прибыль 34 000 Баланс 75 000 Баланс 75 000 Операции первого типа вызывают уменьшение актива и пассива баланса. Итоги актива и пассива баланса уменьшаются на равную величину. Равенство между ними сохра­няется. Пример 1: с расчетного счета перечислены средства поставщикам за поставленные материалы в сумме 5000 руб. Данная хозяйственная операция затрагивает 2 статьи: р/с в активе и пассивную статью расчеты с поставщиками. При этом и активная и пассивная статьи баланса уменьшилась на 5000 руб. Валюта баланса при этом уменьшилась на 5000 руб., а равенство между активом и пассивом сохранилось. Баланс после 1 операции: Актив Сумма Пассив Сумма Основные средства 20 000 УК 26 000 Касса 10 000 Расчеты с поставщиками - Расчетный счет 10 000 Ссуды банка 10 000 Сырье и материалы 30 000 Нераспределенная прибыль 34 000 Баланс 70 000 Баланс 70 000 Второй тип хозяйственных операций. Они вызывают увеличение статьи и в активе, и в пассиве баланса, итоги актива и пассива возрастают, но равенство между ними сохраняется. Происходит увеличение активов организации. К этому типу можно отнести хозяйственные операции, связанные с поступлением основных средств, начислением заработной платы рабочим и служащим за изготовление продукции, поступлением материалов от по­ставщиков и др. Пример 2: получены материалы от поставщиков на сумму 3000 руб, расчеты с которыми еще не произведены. Затрагиваются 2 статьи: сырье и материалы в активе и расчеты с поставщиками в пассиве. Активная статья увеличилась на 3000 руб. и одновременно возросла пассивная статья кредиторская задолженность по поставщикам. Баланс после 2 операции: Актив Сумма Пассив Сумма Основные средства 20 000 УК 26 000 Касса 10 000 Расчеты с поставщиками 3 000 Расчетный счет 10 000 Ссуды банка 10 000 Сырье и материалы 33 000 Нераспределенная прибыль 34 000 Баланс 73 000 Баланс 73 000 Третий тип хозяйственных операций. Хозяйственные операции третьего типа вызывают изменения только в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется. К этому типу можно отнести операции по поступлению де­нежных средств на расчетный счет из кассы или от дебиторов, выдаче де­нег из кассы подотчетным лицам, возврату неизрасходованных сумм под­отчетным лицом в кассу, отпуску материалов со склада и производство, отгрузке готовой продукции со склада покупателям и др. Пример 3: в кассу предприятия получено с расчетного счета 8000 руб. на выплату заработной платы. Баланс после 3 операции: Актив Сумма Пассив Сумма Основные средства 20 000 УК 26 000 Касса 18 000 Расчеты с поставщиками 3 000 Расчетный счет 2 000 Ссуды банка 10 000 Сырье и материалы 33 000 Нераспределенная прибыль 34 000 Баланс 73 000 Баланс 73 000 Четвертый тип хозяйственных операций. Отразим в балансе следую­щую операцию: часть прибыли организации в сумме 10 000 руб. направ­лена на увеличение уставного капитала. Обе статьи, по которым отражена операция, пассивные. Одна статья увеличилась (уставный капитал), другая – уменьшилась (прибыль) на ту же сумму. Общий итог (валюта) баланса остался прежним. Ко четвертому типу также относятся операции по удержанию налогов из заработной платы рабочих и служащих, списанию части доходов буду­щих периодов на прибыль отчетного периода. Таким образом, хозяйственные операции четвертого типа ведут к изме­нениям только в пассиве баланса. Общий итог баланса не меняется. Типы балансных изменений можно представить графически: Актив Пассив Увеличение Уменьшение Уменьшение Увеличение 3 тип 4 тип 2 тип 1 тип Тема 4. Система счетов и двойная запись 4.1 Понятие о счетах бухгалтерского учета Бухгалтерский счет – основная единица хранения информации, ко­торая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений. Счета бухгалтерского учета – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяй­ственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях. Каждый счет предназначен для отражения конкретных объектов бухгалтерского учета. На счетах на основании первичных документов на­капливаются и систематизируются текущие данные только по однород­ным хозяйственным операциям. Пример: Счет № 50 «Касса», поступили денежные средства 200 руб. Экономически однородный объект учета – касса, показатель хозяйственной операции – 200 руб. , характер изменения – увеличение. В связи с большим количеством объектов учета используется большое количество счетов, каждый имеет название и номер (в соответствии с Планом счетов). Записи на счетах ведутся в различных измерителях, в зависимости от характера объекта учета, но в денежном выражении обязательно. Движение средств приводит к увеличению соответствующей балансовой статьи, которые состоят из счетов. Увеличение средств, как и их источников удобнее показывать отдельно от их уменьшения, поэтому счет делится на 2 части: левая – дебет (от лат. «должен»), правая сторона – кредит (от лат. «верит»). Счет имеет показатели – элементы счета: Наименование элемента Назначение элемента Порядок расчета Наименование и номер Позволяет определить объект учета Дебет и кредит Позволяет сгруппировать показатели хоз. операции (складывать и вычитать) Показатели счета: - сальдо -показатель хозяйственной операции -оборот (дебетовый / кредитовый) Показывает величину остатка или наличие объекта учета на определенную дату (начало и конец отчетного периода) Показывает величину единичного измерения объекта учета Показывает величину суммарного однонаправленного изменения объекта учета или его движение Сальдо конечное = сальдо начальное + одноименный оборот – противоположный оборот Оборот = сумма показателей хоз. операций, записанных на одной стороне счета Оборот – итоги записей по дебету или кредиту счета. Сальдо (остаток) – разность между суммами, проставленными на одной стороне счета и суммами, указанными на др. его стороне. Остатки могут быть дебетовыми и кредитовыми. Для определения нового остатка сначала складывают отражающий увеличение средств оборот с начальным остатком, па потом вычитают оборот, отражающий уменьшение. 4.2 Виды счетов бухгалтерского учета 1. По характеру учитываемых объектов бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. Активные счета – это те счета, которые предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению, счета (статьи) расположе­ны в активной части баланса. Они имеют следующее строение: остаток по счету может быть только дебетовым, оборот по дебету означает поступле­ние активов, а оборот по кредиту – их использование (выбытие) (рис.). Конечное сальдо Ск (дебетовое) по активным счетам за отчетный пе­риод определяется так: к первоначальному сальдо по дебету Сн (дебето­вое) прибавляют итоги оборотов по дебету Од–т и вычитают итоги обо­ротов по кредиту Ок–т. Ск = С н + Од–т – Ок–т. На активном счете сальдо конечное (Ск) меньше нуля быть не мо­жет, так как нельзя потратить активы больше, чем их было на момент со­вершения хозяйственных операций. К активным относятся счета «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетные счета», «Нематериальные активы» и др. Пример. По счету 50 «Касса» по данным баланса числился остаток на начало отчетного периода в сумме 100 тыс. руб. Открывая счет 50 «Касса», записывают начальное сальдо в сумме 100 тыс. руб. в дебет, так как это активный счет. Затем в результате трех свершившихся операций в кассу поступило 6500 тыс. руб. (2000 тыс. руб. + 4000 тыс. руб. + 500 тыс.руб.). В результате последующих трех операций из кассы выдано 6400 тыс. руб. (1900 тыс. руб. + 3800 тыс. руб. + 700 тыс. руб. соответственно). Согласно правилам, в активных счетах суммы увеличения записы­ваются в дебет, а суммы уменьшения – в кредит. Следовательно, по дебету счета 50 «Касса» записывают 2000 тыс. руб., 4000 тыс. руб. и 500 тыс. руб., а по кредиту счета – 1900 тыс. руб., 3800 тыс. и 700 тыс. руб. После этого подсчитываются итоги операций по дебету и по кредиту, т. е. оборо­ты, и выводится конечное сальдо, которое равняется начальному сальдо плюс дебетовый оборот и минус кредитовый оборот, а именно 200 тыс. руб. (100 тыс. руб. + 6500 тыс. руб. – 6400 тыс. руб. Эти записи представ­лены на рис. 16. Все счета источников образования активов – пассивные. Пассивные счета (статьи) расположены в пассивной части баланса. Они имеют сле­дующее строение: начальный остаток всегда показывается по кредиту (кредитовое сальдо), на этой же стороне счета отражается и увеличение источника, уменьшение источников – по дебету (рис.). Конечное сальдо Ск (кредитовое) определяется так: к начальному ос­татку Сн (кредит.) прибавляют обороты по кредиту Ок–т и вычита­ют обороты по дебету Од–т. Ск= С н +Ок–т – Од–т. На пассивном счете сальдо конечное (Ск) меньше нуля быть не мо­жет, так как нельзя израсходовать источников больше, чем их было на момент совершения хозяйственной операции. К пассивным относятся счета «Уставный капитал», «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Расчеты с поставщиками и подряд­чиками» и др. Пример. На начало отчетного периода по данным баланса задол­женность по заработной плате персоналу организации составила 12 600 тыс. руб. В течение отчетного периода (месяца) она увеличилась в резуль­тате двух операций еще на 13 000 тыс. руб. (5000 тыс. руб. + 8000 тыс. руб. соответственно), а затем в результате последующих операций умень­шилась на 13 600 тыс. руб. (4700 тыс. руб. + 8900 тыс. руб.). Согласно правилам в пассивных счетах увеличение задолженности организаций перед персоналом записывается в кредит, а уменьшение – в дебет. Поэтому 5000 тыс. руб. и 8000 тыс. руб. записывают по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом nо оплате труда», а 4700 тыс. руб. и 8900 тыс. руб; – по дебету. Затем подсчитывают итоги оборотов по счету и вы­водят конечное сальдо – 12 000 тыс. руб. Оно определяется так: к началь­ному сальдо по кредиту прибавляют оборот по кредиту и вычитают обо­рот по дебету – (12 600 + 13 000 тыс. руб. – 13600 тыс. руб. Эти записи представлены на рис. Кроме активных и пассивных счетов, в практике бухгалтерского учета используются активно-пассивные счета, которые могут иметь де­бетовое или кредитовое сальдо одновременно. Если активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результативным и показыва­ет конечный итог от противоположных операций. Например, на счете 99 «Прибыль и убытки» отражаются как прибыли, так и убытки, но в конце месяца выводится окончательный финансовый результат - прибыль (если сальдо кредитовое) или убыток (если сальдо дебетовое). В отдельных слу­чаях в активно-пассивных счетах результативное сальдо вывести нельзя, это бывает тогда, когда результативное сальдо искажает учетные показа­тели. Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могли бы заменить два счета: «Расчеты с дебиторами» - активный счет и «Расчеты с кредиторами» - пассивный счет. Необходимость учитывать эти расчеты на одном счете объясняется постоянным изменением во вза­имных расчетах, дебитор может стать кредитором и наоборот, и разбивать этот счет на два отдельных нецелесообразно. Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь: •каждой статье баланса, как правило, соответствует счет, кроме слу­чаев, когда отдельные статьи отражают данные нескольких счетов (на­пример, статья «Сырье и материалы» содержит остатки по счетам «Мате­риалы», «Заготовление и приобретение материальных ценностей», «От­клонения в стоимости материальных ценностей»); •некоторые счета представлены в балансе несколькими статьями (счет «Расчеты с поставщиками и подрядчикам»); •счета подразделяются на активные и пассивные аналогично статьям баланса; •остатки активов и источников их формирования показываются на счетах на той же стороне, что и в балансе; •суммы остатков по всем активным счетам равны итогу актива (ва­люте) баланса, а по всем пассивным счетам - итогу пассива (валюте) ба­ланса; •баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса 2. По степени дета­лизации информации в бухгалтерском учете выделяют три группы счетов: синтетиче­ские, аналитические и субсчета. Синтетические счета – счета первого уровня, обеспечивают получение обобщающих показателей, характеризующих состояние объекта учета. Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерите­лях. Субсчета (синтетические счета II порядка), являясь промежуточны­ми счетами между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Начальный и конечный остатки, а также обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны общим суммам соот­ветствующих остатков и оборотов аналитических счетов, открытых в его развитие. Отражение объектов бухгалтерского учета на синтетических счетах называется синтетическим учетом, а отражение их в детализированных показателях (на аналитических счетах) – аналитическим. Примером взаимосвязи служит счет «Материалы», к которому от­крывается ряд субсчетов и множество аналитических счетов (рис.). Следует отметить, что часть счетов синтетического учета, отражаю­щая имущество или источник его образования, не требует дальнейшей де­тализации. Такие синтетические счета не имеют аналитических счетов. К ним относятся счета «Касса», «Расчетные счета», «Уставный капитал». Количество синтетических счетов и субсчетов определяется потреб­ностями составления отчетности. Количество и состав аналитических сче­тов обусловлены целями и задачами управления хозяйствующим субъектом. 4.3. Сущность двойной записи Двойная запись – способ отражения хозяйственных операций, при котором каждая операция фиксируется на двух взаимосвязанных счетах. Пример: 1. в кассу предприятия с р/с поступило 5000 руб. на выплату заработной платы Д50 К51 – корреспонденция счетов, Д50 К51 – 5000 руб. – бухгалтерская запись (проводка) 2. Получены материалы от поставщиков, расчеты с которыми не произведены. А №10 А-П №60 ­  нач. сальдо 2) 3000    ­   2) 3000 - кред. зад.-ть А №10 А-П №60 ­  нач. сальдо 2) 3000   ­    2) 3000 Проводки, затрагивающие 2 счета – простые, 3 и более счетов – сложные . В простых проводках в дебете и кредите корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции проставляется одинаковая сумма. Когда делается сложная запись, итог суммы, указанный по нескольким счетам, связным с одним счетом, должен быть равен общей сумме, учтенной на этом счете. В бухгалтерском учете применяется иногда и другой порядок отражения хозяйственных операций на счетах при помощи двойной записи – способ сторнировочных записей («красное сторно»), он основывается на использовании отрицательных чисел. При этом способе суммы, которые вычитаются из записей, сделанных в одной части счета отражают в этой же части, а не в противоположной, но с отрицательным знаком. Пример: Дебет 10 Кредит 60 - 100 руб.(красное сторно) - сторнировано ошибочное отражение поступления материалов от поставщика; Дебет 20 Кредит 10 - 100 руб. (красное сторно) - сторнировано завышение себестоимости произведенной продукции в текущем году из-за неправильного отражения списания материалов в производство. Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, поскольку одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды – по дебету одного и кредиту другого счета. Д10-К60- 5000 т.р. на склад оприходованы материалы. поступившие от поставщика. Д10 отражает поступление материалов на сумму 5000т.р. К60 увеличивает задолженность перед поставщиком на эту же сумму 5000т.р. Поэтому в случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка и устанавливается ответственный за нее. Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе организации является составление оборотной ведомости, которая позволяет позволяет обобщить учетную информацию, отражаемую на счетах бухгалтерского учета. Она составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало месяца и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту счетов за месяц. В оборотную ведомость записываются все используемые в организации счета, при этом на каждый счет отводится одна строка. В ведомости имеются три пары колонок, в которых по каждому счету показываются начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту счета и конечное сальдо. При правильной организации бухгалтерского учета обязательно должно быть попарное равенство итогов в колонках, т.е. итог дебетовых начальных сальдо должен равняться итогу кредитовых начальных сальдо; итог дебетовых оборотов по счету – итогу кредитовых оборотов; итог дебетовых конечных сальдо – итогу кредитовых конечных сальдо. Такое равенство имеет следующее обоснование: равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов на начало и конец месяца подтверждается строением бухгалтерского баланса, так как итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества организации, а итог кредитовых сальдо – сумму источников образования этого имущества. Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам вытекает из сущности метода двойной записи, при которой каждая хозяйственная операция отражается дважды по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах. Кроме того, равные между собой итоги дебетовых и кредитовых оборотов по счетам в оборотной ведомости должны быть также равны итогу в журнале регистрации хозяйственных операций. Это равенство объясняется тем, что сумма каждой хозяйственной операции находит отражение как в журнале регистрации хозяйственных операций, так и в счетах бухгалтерского учета по дебету и кредиту. Попарное равенство итогов оборотной ведомости по счетам имеет большое контрольное значение, ибо отсутствие указанного равенства свидетельствует о наличии ошибок в учетных записях, которые необходимо выявить и исправить. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета имеет существенное значение и для оценки общего состояния имущества и источников его образования за отчетный месяц. Информация оборотной ведомости по счетам синтетического учета об остатках используется при составлении бухгалтерского баланса организации. Оборотная ведомость по синтетическим счетам (тыс. руб.) № п/п Наименование счета Сальдо на начало Оборот Сальдо на конец Д К Д К Д К 1 Материалы 200 - 600 400 400 - 2 Готовая продукция 30 - 800 - 830 - 3 Основное производство 460 - 680 800 340 - 4 Касса 1 - 400 380 21 - 5 Расчетные счета 850 - - 400 450 - 6 Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 60 - 500 - 560 7 Расчеты с персоналом по оплате труда - 15 280 280 - 15 8 Другие счета - 1466 - - - 1466 ИТОГО: 1541 1541 2760 2760 2041 2041 4.4 План счетов бухгалтерского учета и его назначение План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядочен­ную номенклатуру перечня синтетических счетов, который должны применять и соблюдать все предприятия и организации (кроме кредит­ных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющих учет методом двойной записи. Использование Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельно­сти организаций дает возможность осуществлять в учете регистрацию и группировку фактов хозяйственной жизни конкретной фирмы. План счетов бухгалтерского учета дает возможность установить, ка­кой конкретно объект надо учитывать на том или ином счете. План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка). Причем если ведение счетов и указание их нумерации является строго обязательным, то использование в текущем учете субсчетов и аналитических счетов такой жесткой регламентации не предусматривает; их можно исключать, объединять, вводить новые. В Плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разде­лам в соответствии с их экономическим содержанием. В основе данной группировки лежит экономическая классификация объектов учета. Новый план счетов, введенный в действие с 1 января 2001 г., в настоящее время включает 8 разделов, объединяющих 62 синтетических счета. Обособлен­ную группу составляют забалансовые счета, состоящие из 11 счетов. План счетов бухгалтерского баланса содержит следующие разделы: Раздел I. Внеоборотные активы. Раздел II. Производственные запасы. Раздел III. Затраты на производством Раздел IV. Готовая продукция и товары. Раздел V. Денежные средства. Раздел VI. Расчеты. Раздел VII. Капитал. Раздел VIII. Финансовые результаты. Забалансовые счета в силу своей специфики в плане счетов, выделе­ны обособленно и раскрывают информацию о наличии и движении иму­щества, не принадлежащего предприятию. Забалансовые счета имеют трехзначную нумерацию. Например, сче­та 001 «Арендованные основные средства», 007 «Списанная в убыток за­долженность неплатежеспособных дебиторов», 009 «Обеспечения обяза­тельств и платежей выданные» и т. д. Субсчета к забалансовым счетам не предусмотрены, так как в этом нет необходимости. На них отсутствует двустороннее движение учитываемых объектов. Поэтому счет закрывает­ся в одностороннем порядке, и записи на нем ведутся по простой системе, т. е. только по дебету счета или только по кредиту счета.
«Хозяйственный учет, его значения и виды» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot