Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 18
«Особенности межличностных отношений в медицинском коллективе»
Работа медицинских работников в основном имеет коллективный характер. Каждый член коллектива вкладывает свой труд и душу в успех общего дела.
Социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:
— внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;
— групповыми ценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы;
— собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;
— групповым давлением, то есть воздействием на поведение членов группы;
— общими целями и задачами деятельности;
— стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;
— закреплением традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.).
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.
Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Оказывается, их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Без понимания своей роли и основных функций очень трудно справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывается, что человек даже не понял, чего от него ждут. Некоторые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».
После того как человек понял роль, он должен ее принять или отклонить как не соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям.
Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли — очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. Надо дать время человеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль. Это применимо не только к деловым отношениям, но и к личным.
Следующий этап в системе ролевого поведения — исполнение роли— имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Последняя производится как самим человеком в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому, как говорят: сверху (начальником), сбоку (сотрудниками) и снизу (подчиненными).
Второй «кит» в социальной структуре группы — профессионально-квалификационные характеристики. В них включаются образование, профессия и уровень квалификации членов группы. Эта важная составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы.
Третий «кит» — половозрастной состав группы. Для руководителя понимание особенностей этой составляющей очень важно с психологической точки зрения, ибо каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. Кроме того, при формировании группы должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности.
Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестки, рациональны, то есть инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.
Взаимоотношения в коллективе находятся в прямой зависимости от общения и психологической совместимости отдельных его членов. Этот фактор нередко является решающим в межличностных отношениях. Вот почему вопросу общения и психологической совместимости необходимо уделять должное внимание. Только на здоровой психологической основе в коллективе существует благоприятный микроклимат, при котором члены коллектива работают в спокойной и доброжелательной атмосфере, уважают друг друга. Если медики будут постоянно нервничать на работе, попадать под влияние различных негативных эмоций и стрессов, эффективность лечебного процесса существенно снизится.
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально или неформально сложившийся коллектив может быть весьма различным с точки зрения сплоченности его членов.
Сплоченность коллектива зависит от стадии его зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять.
Первая называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.
Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная»— характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения, начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.
На третьей стадии — стадии экспериментирования — потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками. Поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.
На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится свой принадлежностью к нему.
На последней — пятой — стадии внутри коллектива формируются прочные связи. Людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни.
Для среднего медицинского работника культура общения с сотрудниками в коллективе - одна из необходимых условий высокой эффективности труда, морального удовлетворения от него.
Успех лечения больного, уход за ним во многом определяется содержанием и формой деловых взаимоотношений средних медицинских работников друг с другом, врачами, санитарками, руководителями учреждения.
Фельдшеру, акушерке, медицинской сестре, санитару легче работать в дружном и сплоченном коллективе со здоровым психологическим климатом, высокой трудовой дисциплиной, общим стремлением выполнять служебный долг с максимальной отдачей сил, знаний, опыта.
Социологи и психологи установили прямую зависимость между моральным климатом в коллективе и производительностью труда, текучестью кадров. В хорошем коллективе работа создается благодаря стремлению каждого помочь другому, проявить внимание к товарищу по работе, разделить с ним все приятные и радостное, бедствия и невзгоды.
Наоборот, если коллектив конфликтует через постоянные недоразумения в отношениях между его членами интриг, ссор, неуважения друг к другу, снижается эффективность работы коллектива в целом, качество работы отдельных сотрудников. В таком коллективе неприятно работать, появляется желание оставить работу. Ненормальная обстановка в коллективе иногда связана с болезненным самолюбием отдельных его членов, с нежеланием прислушиваться к полезным советам и в то же время с грубыми ошибками в работе, нарушением трудовой дисциплины, взывает поведением. Такое поведение чаще объясняется низкой культурой человека, его невоспитанностью, а порой прикрытием лени и нежелания трудиться в полную силу, с полной отдачей своих возможностей.
Ценность человеческой личности определяется и тем, насколько человек способен уважать самого себя. В.Г. Белинский утверждал: если человек уважает собственное достоинство, он никогда не пойдет на сделку с собственной совестью. Такой человек не поставит личные интересы выше интересов коллектива и общества, не станет эгоистом и подхалимом, обманщиком и карьеристом, не будет стремиться жить за счет других, перекладывать свои обязанности на коллег.
Уважительное отношение медицинских работников друг к другу проявляется прежде всего в форме обращения. Недопустимой фамильярностью со стороны врача является обращение к сестрам, акушеркам, санитаркам по имени.
Нормой здоровых взаимоотношений медицинских работников друг с другом является бережное отношение к авторитету - своему и товарищей. Совсем справедливое мнение, что пациент и его родственники свое отношение медицине нередко строят на основе наблюдений за взаимоотношениями между медицинскими работниками.
Субординация — это система подчинения в том или ином коллективе, построенная по принципу иерархии. В медицинском коллективе на всех уровнях его организации принцип субординации должен соблюдаться безукоризненно. Субординация ничего общего не имеет с высокомерным; отношением одного высшего работника к работнику рангом ниже. Вместе с тем еще встречаются врачи, чаще молодые, которые обращаются с медицинской сестрой некорректно, фамильярно.
Работа в коллективе, большом или малом, способствует развитию у медицинского работника общественного сознания, учит его быть принципиальным, непримиримым к недостаткам в работе, создает условия для коллегиального (а значит, и наиболее правильного) решения сложных вопросов профилактики, диагностики и лечения больных. Именно в коллективе каждый работник может учиться глубоко осмысливать общественное значение своей повседневной деятельности, лучше понять ее роль в государственном масштабе.
В интересах больного нередко необходимо коллективное обсуждение его состояния и приложение совместных усилий целой группы медицинских работников. Если у медицинского работника возникают сомнения, неуверенность в правильности мер по предоставлению больным помощи, следует отвергнуть ложную стыдливость и обратиться за советом к коллегам, прежде всего более опытным и знающим, и с их помощью преодолеть возникшие трудности.
Поспешные и необдуманные поступки медицинского работника, игнорирование им принципа коллегиального подхода к решению сложных вопросов медицинской практики могут причинить больным непоправимый вред.
В борьбе с недостатками в работе не последнее место занимает общительная, здоровая критика. Нетерпимое отношение к критике в среде медицинских работников свидетельствует о слабости воспитательной работы в коллективе. Только низким уровнем общественного сознания, нетребовательностью к себе можно объяснить поведение некоторых врачей и средних медицинских работников, которые воспринимают критику как личное оскорбление. Однако в присутствии больных критика в адрес любого медицинского работника недопустима. Если медицинский работник умеет преодолевать свои слабости, самокритичный, то и справедливой критике в его адрес со стороны коллег воспринимается им не как личное оскорбление, а как необходимая помощь. Товарищеская критика заставляет тщательно проанализировать причины дефектов в своей работе, отметить путь их устранения, сделать определенные выводы, усилить самоконтроль.
Критика - не единственная и не основная форма помощи коллег друг другу. Начинающий работник нуждается в сочувственном отношении старших и более опытных сослуживцев, в их помощи.
Повышение делового уровня среднего медицинского работника должно быть заботой врача. После обхода врач должен рассказать сестре об изменениях в состоянии больных, дать ей объяснение с назначениями, при необходимости обратить внимание медицинской сестры на некоторые объективные и субъективные сдвиги в состоянии больного, которые следует учесть при подготовке и во время проведения диагностических и лечебных процедур.
Повышению деловой квалификации сестры способствует участие (хотя бы периодическое) в лекарственных обходах. Медицинские сестры с большим стажем работы обычно с чувством благодарности вспоминают врачей, не только требовательные, но и чуткие к их запросам и нуждам, помогают повысить профессиональный уровень, деловую квалификацию в широком смысле слова. Обязанностью каждого врача и медицинской сестры является взаимное обогащение накопленным опытом, итогам своих наблюдений и размышлений. Врач может научить фельдшера или акушерку медицинскую сестру, но нередко и средний медицинский работник делится с врачом своим опытом. Действительно, молодой врач может перенять у опытного или фельдшера сестры не только методику выполнения какой-либо диагностической или лечебной процедуры, но и способность уговорить, убедить больного принять лекарство, согласиться на зондирования и т.д.
Врач получает от медицинской сестры необходимую информацию об изменениях в состоянии больного, о его реакции на лечение, потому что сестра постоянно находится у постели больного, непосредственно осуществляет уход за ним, выполняет терапевтические процедуры. Если врач обнаруживает интерес к этой информации, поощряет стремление медицинской сестры замечать даже малейшие сдвиги в состоянии больного, учит этому сестру, повышается эффективность лечения.
Медицинская сестра обязана информировать врача об отказе больного от лекарств или процедуры, о невозможности выполнить какое-либо назначение, о необходимости замены одних лекарств другими и т.д.
Если врач не знает о внезапном ухудшении состояния больного (например, во время ночного дежурства), о жалобах больного и других важных признаков динамики заболевания, он может допустить диагностической ошибки, недооценить вес состояния больного, назначить неправильное лечение. Так, одним из важнейших условий эффективного лечения является единство действий лечащего врача и палатной сестры.
В детских, терапевтических, хирургических и других отделениях всегда тяжелые больные, требующие круглосуточного внимания врача и медицинской сестры. Состояние больных с заболеваниями сердца, бронхиальной астмой и др. может внезапно ухудшиться, иногда возникает угроза жизни больного. Если состояние больного ухудшилось в ночное время, медицинская сестра обязана немедленно вызвать к больному дежурного врача. К сожалению, некоторые врачи во время дежурства ночью ложатся спать, а очередные сестры стесняются их будить. Пытаясь в такой ситуации помочь больным самостоятельно, медицинская сестра может допустить большую, иногда фатальную ошибку.
Одним из путей повышения деловой квалификация является всесторонний и глубокий анализ профессиональных ошибок, причем в одних случаях, если они являются серьезными и поучительными для других, разбор следует проводить коллективно, в других - в индивидуальном порядке. Ясно одно: искоренение ошибок возможно только при активном их выявлении.
От профессиональных ошибок следует отличать небрежность в работе, безразлично, бездушное отношение к больному, профессиональной некомпетентности, за которые провинившийся несет административную или судебную ответственность. Сознательное нарушение профессиональной дисциплины, грубые погрешности в работе, возникающие из-за не добросовестного к ней отношения работника, заслуживают самого сурового осуждения товарищей.
Права и обязанности медицинской сестры четко определены официальными инструкциями. Медсестра не должна брать на себя функции врача: подавать сведения больным и их близкого о характере заболевания, его результате, трактовать результаты лабораторных, инструментальных и других исследований. Она может давать информацию только об общем состоянии больных.
В равной мере сказанное относится и к деятельности акушерки. В частности, она не имеет права делать аборт. Незаконное лечения, в том числе и сделан акушеркой аборт, в нашей стране рассматривается как уголовное преступление и карается по всей строгости украинским законом.
Одним из важных условий хорошего психологического климата в медицинском коллективе, эффективности его деятельности является сплоченность и взаимопонимание всех сотрудников независимо от занимаемой должности.
В трудах Гиппократа рекомендуется в затруднительных случаях приглашать на консультацию других врачей. Обращаться за советом к коллегам и самому никогда не отказывать в бескорыстной помощи призывают врачей «Клятва российского врача» и «Клятва врача», принятая в качестве «федерального закона». В «Этическом кодексе российского врача» сказано, что «во взаимоотношениях с коллегами врач обязан быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен…». В «Международном кодексе медицинской этики» дополнительно отмечается, что «врач…должен бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане».
Таким образом, правильные взаимоотношения врачей между собой в процессе своей деятельности достигаются при соблюдении двух основных условий:
1) уважительного отношения к своему коллеге, недопущения третирования врача в присутствии больного, так как такие нарушения подрывают веру больного в своего врача и, следовательно, вредят больному;
2) обращения врача к своему коллеге за советом во всех сложных для диагностики и лечения случаях.
В самой врачебной профессии заложен принцип коллегиальности коллективизма, необходимости самого тесного сотрудничества в интересах больного. Важно считаться с мнением каждого врача, независимо от его стажа и возраста. В необходимости нормальных взаимоотношений должны быть кровно заинтересованы все члены врачебного коллектива. Больше того, для успешного выполнения своей напряженной работы врачи должны поддерживать друг друга морально, ограждать от волнений и душевных тревог. Между тем в практической работе еще нередко встречаются случаи, когда врачи недоброжелательно отзываются о своих коллегах в присутствии больных.
Одним из вариантов неправильного отношения к коллегам является распространение о них порочащих слухов, например их «врачебных ошибках», неправильном лечении. Порой такое злословие оправдывается борьбой различных клинических школ и имеет целью дискредитировать не столько конкретного врача, сколько тот или иной врачебный коллектив.
Пренебрежительное высказывание о своем коллеге, тем более в присутствии больного, является грубым нарушением врачебной этики, и во все времена осуждалось врачами и общественностью. Нарушения врачебной деонтологии несколько чаще проявляются в отношении старших товарищей к младшим. В коллективах со здоровым микроклиматом наблюдается бережное отношение к младшему коллеге, и если выявляются ошибки в диагностики и лечении, то замечания делаются в доброжелательной и корректной форме, лучше всего наедине и никогда не делаются в присутствии больного. Важное качество руководителя – умение прислушиваться к мнению младших товарищей. Такие взаимоотношения в коллективе способствуют более эффективной работе, поднимают авторитет врачей и идут на пользу больному.
Успешная деятельность в медицинском коллективе в существенной степени зависит также от слаженной работы врачей со средним и младшим медицинским персоналом. Медицинские сестры и санитарки постоянно находятся у постели больного и могут заметить такие проявления болезни, которые не наблюдал врач. Огромное количество больных было спасено только благодаря тому, что медицинские сестры вовремя заметили ухудшение в состоянии больного, что позволило своевременно оказать неотложную помощь. Вот почему врач должен налаживать и укреплять деловое и уважительное к своим помощникам и никогда не относиться к ним с позиции собственного превосходства.
Неоценимую услугу оказывают медицинские сестры и санитарки в уходе за больными выхаживания больных. Отсутствие надлежащего ухода часто сводило на нет все усилия врачей, в том числе результаты превосходно выполненных оперативных вмешательств.
Во всех затруднительных случаях врач обязан обратиться за консультацией к более опытному коллеге. Обращение за помощью к другому врачу свидетельствует не о слабой профессиональной подготовке самого врача, а напротив, о серьезном и вдумчивом подходе к выполнению своих врачебных обязанностей, об ответственности врача перед больными. Необращение врача за советом к своему более опытному коллеге в сложных для диагностики и лечения случаях является серьезным деонтологическим нарушением. Такое нарушение может иметь для больного серьезное, иногда и фатальное значение.
Выписка из Этического кодекса медицинской сестры России
Статья 12. Медицинская сестра и ее коллеги.
Медицинская сестра должна отдавать дань заслуженного уважения своим учителям. Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт, их вклад в лечебный процесс. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса, включая добровольных помощников. Медицинская сестра обязана уважать давнюю традицию своей профессии - оказывать медицинскую помощь коллеге безвозмездно. Попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег неэтичны.
Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - помогать пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. Медицинская сестра обязана точно и квалифицированно производить назначенные врачом медицинские манипуляции. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого - с вышестоящим руководством.
Выписка из Кодекса врачебной этики
РАЗДЕЛ IV. Взаимоотношения с коллегами
СТАТЬЯ 28. Во взаимоотношениях с коллегами от врача требуется честность, справедливость, доброжелательность, порядочность, уважительное отношение к знаниям и опыту коллег, готовность бескорыстно передать им свой опыт и знания.
СТАТЬЯ 29. Критика в адрес коллег должна быть аргументированной, неоскорбительной и недискредитационной. Критикуется не личность коллег, а их профессиональные действия.
СТАТЬЯ 30. Недопустимы негативные высказывания в адрес своих коллег в их отсутствие и тем более в присутствии пациентов, их родственников или посторонних лиц.
СТАТЬЯ 31. Для защиты чести и достоинства врач может обращаться в комиссию по врачебной этике и в правоохранительные органы.
СТАТЬЯ 32. Врач не вправе препятствовать пациенту в выборе другого лечащего врача. Свою профессиональную репутацию врач создает только на основе результатов работы и не должен заниматься саморекламой. Вместе с тем он имеет право на распространение информации о своих профессиональных навыках и квалификации.
СТАТЬЯ 33. Врач обязан постоянно сохранять благодарность и уважение к своим учителям и коллегам, научившим его врачебному искусству.
СТАТЬЯ 34. Врач должен делать все от него зависящее по созданию в трудовом коллективе благоприятного морально-психологического климата, активно участвовать в работе врачебной ассоциации, защищать честь и достоинство своих коллег, препятствовать медицинской практике бесчестных и некомпетентных коллег, непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.
СТАТЬЯ 35. Врач обязан с должным уважением относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу, а также содействовать повышению их профессиональных знаний и навыков.
Д/з
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центра «Академия», 2014. – с. 240-247, 252-253