Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы журналистской деятельности

  • 👀 672 просмотра
  • 📌 624 загрузки
  • 🏢️ РАНХиГС
Выбери формат для чтения
Статья: Основы журналистской деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы журналистской деятельности» ppt
Основы журналистской деятельности Доктор политических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики Сулейманова Шукран Саидовна Очерк как жанр художественной публицистики Очерковая журналистика зародилась в нравоописательных сценках из бытовой жизни, которые появились в лондонских журналах начала 18 века. Исследователи происхождение жанра связывают, прежде всего, с литературой путешествий. В конце 19 века работающие в этом жанре писатели и публицисты значительно расширяют социальное содержание очерка. В 20 веке важной вехой в развитии очерка стали 20-30-е годы, когда возрос интерес к документальности в литературе. Литература факта сделала очерк основным жанром текущего литературного процесса. Отличительной чертой нового очерка становится его акцент на документальности изображаемого. Очерк – самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. В публицистике очерком обычно завершается изучение жанров, которые классифицируются по сложности построения и многообразию функций. 2 Очерк как жанр художественной публицистики В литературоведении, с очерка начинается рассмотрение прозаических жанров. То есть очерк следует рассматривать как художественнопублицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики. Таким образом, очерк – оперативный художественнопублицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества. В своей идейно-художественной структуре сочетает качества художественной литературы и социологического, социальноэкономического и философского исследования. Беллетри́стика («изящная словесность») - общее название художественной литературы в стихах и прозе, либо исключая стихи и драматургию. 3 Очерк как жанр художественной публицистики Типология очерков связана с объектом и характером изображения. В зависимости от этого основания принято выделять следующие группы очерков: художественно-изобразительные очерки, художественнопублицистические, исследовательские. Первая разновидность очерков предполагает описание авторских впечатлений от увиденного, пережитого, в них активно событийное начало. Основными видами этого типа очерков являются путевые очерки и путевые заметки. Второй тип очерков – художественно-публицистический - центром своего изображения делает человека. К этой разновидности относится портретный очерк. Портретный очерк предполагает не только воссоздания образа современника, но и его оценку, т.е. активное участие в тексте автора, проявление авторской позиции. В третьей группе - исследовательских очерков - на первый план выходит социально важная проблема. 4 Очерк как жанр художественной публицистики Традиционно выделяются судебные, проблемные очерки и очерки нравов. Для них характерна открытая публицистичность, т.е. прямое выражение авторской позиции. Очерк называют «королем» художественных жанров журналистики. Один из самых трудных жанров, который требует от журналиста настоящего мастерства. В очерке сочетаются аналитическое и образное начало - поднимая какую-то проблему или создавая портрет какого-то человека, журналист, работающий в этом жанре, должен опираться не только на фактический материал, но и использовать художественные методы выразительности. 5 Очерк как жанр художественной публицистики Виды очерков:  Путевой очерк, в котором центр – автор ведущий, который нам раскрывает своеобразие тех или иных стран.  Портретный очерк (цель раскрыть зрителям судьбу главного героя в авторском преломлении).  Проблемный очерк (в центре повествования человек и его судьба, но герой нужен автору, чтобы разобраться в какой-либо проблеме).  Тематический очерк (автор рассматривает некие явления, которые существуют в обществе, через героя). Отличие от проблемного очерка лишь в том, что в тематическом очерке не так зримы, значимы конфликты. 6 Очерк как жанр художественной публицистики Портретный очерк - журналистское произведение, где с помощью слов и словесных образов создается портрет человека. При этом рисуется духовный мир человека, особенности его характера, каких-либо биографических черт. Потому он и называется очерком, что очерчивает жизнь человека. Самый распространенный вид очерка. В портретных характеристиках журналисты активно используют достижения современной психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности — от флегматика бессмысленно ожидать интенсивной жестикуляции, разнообразия выразительных движений. Но информативность жестов чрезвычайно высока. 7 Очерк как жанр художественной публицистики Проблемный очерк - публицистическое осмысление какой-то серьезной проблемы. С помощью публицистических средств журналист в проблемном очерке исследует конфликтную ситуацию. Проблемный очерк включает в себя ряд подвидов: экономический, социологический, философский, экологический, судебный, полемический и другие. Здесь в роли публициста выступает специалист в определенной области. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке. Проблемный очерк является самой распространенной разновидностью жанра в публицистике Ильфа и Петрова. 8 Очерк как жанр художественной публицистики Путевой очерк -журналистский рассказ о поездках, встречах, путешествиях, это увиденные автором бытовые, социальные, природные сцены и явления, которое пропущены сквозь сито авторского «я», обработанные в его духовно-нравственном представлении. В центре путевого очерка люди, с которыми ты встречаешься на своем пути. Ты наблюдаешь за их характерами, а характер человека раскрывается в общественно значимых делах, конкретных поступках, напряженных, подчас конфликтных ситуациях, в эпизодах биографии, в мыслях, речи, внешнем портрете героя. Основными признаками путевого очерка являются панораммность изображения, свободная манера изложения при открытости и четкости авторской позиции, которая проявляется в отборе каждой детали текста. 9 Очерк как жанр художественной публицистики Как написать настоящий очерк? Композиция очерка сложная. Она может включать в себя воспоминания человека о прошлом, его прямую речь. Хорошо добавить исторические факты, оценки экспертов. Можно использовать и те оценки друзей и коллег героя, которые удалось собрать при подготовке к написанию материала. В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в необычной ситуации. Поэтому для автора важно найти такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит какие-то трудности, драматические эпизоды, которые ему пришлось преодолевать. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. 10 Очерк как жанр художественной публицистики Подготовка к написанию очерка Чтобы написать хороший очерк, надо много узнать о человеке. И не только то, как и где он работает. Жизнь человека многогранна. Вот эти бы грани, да и рассмотреть. Да еще и слова найти такие, которые смогут передать всю красоту и необыкновенные качества твоего героя. Для очерков необходимо соблюдение всех законов драматургического построения сценария. Детальная композиция повествования. Драматургия – это искусство построения сюжета на основе сюжетно образной концепции, суть драматургии заключается в построении событий на основе причинно-следственных связей, мотивации героя, движущая сила драматургии – конфликт. Следствия и причины равнозначны. 11 Очерк как жанр художественной публицистики Тема – это жизненное явление, которое заключает в себе основной конфликт и заявляет проблематику, которая становится предметом художественного рассмотрения в произведении и теме подчинены все элементы произведения. Тема формируется от 3-х слов до предложения. Проблема – это вопрос, который не имеет однозначного решения и предполагает множество равнозначных решений. Проблематика – совокупность вопросов, проблем и явлений, которые ставятся в произведении. Проблема чаще всего формулируется вопросом. Конфликт – столкновение непримиримых сил/мировоззрений. Сначала находим тему, в ней ищем проблематику и конфликт, а потом вырабатываем авторскую идею. Идея – основная мысль произведения, предложенный автором способ решения поставленных проблем в контексте темы. 12 Очерк как жанр художественной публицистики Концепция – включает в себя тему, идею композицию. Концепция – это понимание или система, определенный заданный автором способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса или предмета, это основная точка зрения на проблему в контексте заданной темы и исходя из основного конфликта произведения. Композиция – составление/соединение, значимое соотношение всех частей произведения. Напрямую зависит от концепции и авторского замысла. Фабула – это состав событий изложенный в хронологической последовательности (что происходит в событии в хронологической последовательности). 13 Очерк как жанр художественной публицистики Сюжет – это как выстраивается история. !-/---/?----------/----/-----/----/---! 7минут От 10 до 30 секунд - введение зрителя в атмосферу (без слов). От 30 сек до 1,5 минут - постановка проблемы (заявление проблемы). Завязка - заявить вопрос, на который будем отвечать, сформулировать этот вопрос в тексте, он касается нашей основной темы (большой крючок) ответ на ключевой вопрос дается в кульминации. От 1,5 до 4 минут, разбор проблемы с разных сторон (с использованием диалектического мышления) (исторические аналогии, географические сравнения). От 4 до 5,5 минут, поиски решений проблемы (варианты решения этой проблемы). От 5,5 до 6,5, кульминация ответ на большой крючок. От 6,5 до 7 минут - это финал развязка, в которой заявляется авторская позиция, в финальной сцене становится ясна авторская идея. 14 Очерк как жанр художественной публицистики Портретный очерк «Лучший Друг». Вот уже три года, как я знаю этого человека. Из всех близких для меня людей он по-особому дорог мне. На первый взгляд, это типичный студент, ничем не выделяющийся из общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица , светлые волосы пшенично-золотистого оттенка и голубые глаза. И все же он для меня особенный. Это мой лучший друг Андрей. В его глазах светится неугасимый огонёк — это его желание, стремление к чемуто новому, жажда жизни. Он никогда не упустит возможности послушать интересные лекции и семинары, а также научиться новому ремеслу. Это неудержимое стремление помогло ему в свои 20 лет многого добиться в жизни, в учебе, где он и стал «Студентом года-2000». Но окружающие тянутся к нему не потому, что он достаточно знаменит в своей среде и пользуется большим авторитетом, а потому, что в нем очень много положительной энергии, которой он делится с людьми. По своей натуре - это сильный, волевой, очень оптимистичный и жизнерадостный человек, умеющий ставить перед собой цели и добиваться их. Но в то же время он немного по-детски наивен и эмоционален. 15 Очерк как жанр художественной публицистики Портретный очерк «Лучший Друг» (продолжение). Сочетание этих качеств и помогает ему лучше понимать и разбираться в людях. Ему можно довериться в любой ситуации, зная, что он всегда выслушает, даст совет или просто скажет доброе слово. Он легкостью находит общий язык с совершенно незнакомыми ему людьми. А людей в свою очередь притягивает его живость и незаурядность. Конечно он такой не всегда. Ведь иногда просто хочется отдохнуть и понаблюдать за жизнью со стороны. Именно в эти минуты он отправляется в театр. Там он словно не в зрительном зале , а на сцене вживается в роль героев, проживает моменты их жизни, а затем возвращаясь домой, любит поговорить о сегодняшней постановке. А самое приятное то, что этот серьезный молодой человек ценит и уважает обычную человеческую дружбу, где, несмотря на разницу в возрасте, он все равно остается младшим братиком — Андрюшкой. 16 Очерк как жанр художественной публицистики Путевой очерк «Вот и наступил последний день в пути, по нашим расчетам до парка Еграки оставалось в районе трехсот километров. Не так и много, особенно, если оглянуться назад. За четыре дня мы проехали более десяти тысяч, и, как ни странно, до сих пор оставались бодрыми. Хотелось провести этот день радостно и без приключений, но вспоминая прошлые дни путешествия, надежды, на то, что день пройдет спокойно, не осталось ни у кого. Мы быстро позавтракали, и, наспех сложив палатки, начали выбираться из низины. Как мы умудрились заехать в нее, осталось загадкой. Вчера, при поиске стоянки, вроде бы и не было никакой крутой горки, а просто маленький спуск. Луна – злодейка решила сыграть с нами в игру, и скрыла в своем чарующем свете, неровную гравийную дорогу и крутой спуск. Усталость, конечно, тоже давала о себе знать. 17 Очерк как жанр художественной публицистики Путевой очерк (продолжение) За вчера, проехав почти пятьсот километров, мы порядком измотались, да и приключение, которые застало нас в деревеньке, с великолепным названием «Секта», не пошло на пользу никому. Вспоминая всех предков, мы, все-таки, умудрились поднять технику в горку. Девушкам помогали молодые люди, потому что затащить 250 килограммовый мотоцикл в гору под уклоном почти 50 градусов очень сложно даже мужику, что уж говорить о нас хрупких». 18 Очерк как жанр художественной публицистики Проблемный очерк «Что такое счастье?» Счастье. Жизнь человека коротка, но, одновременно с этим, бесконечно длинна. Каждый человек хотя бы раз мечтал о счастье и счастливой жизни. Это желание – жить счастливо – прошло с человеком с начала времен. Однажды – когда именно, я никак не могу вспомнить – я то ли услышал, то ли прочел, то ли вообще придумал небольшую притчу. Суть ее заключается в том, что один юноша мечтал. Он мечтал и придумал свое счастье. Он придумал цель в жизни, которая привела бы его к счастью. Он решил, что будет счастлив, когда вырастет, устроится на престижную работу, будет получать достаточно денег, чтобы построить маленький домик в деревне, жениться на понравившейся женщине и иметь двоихтроих детей. И вот этот юноша вырос. Он стал президентом крупной компании, получает много денег. Построил огромную виллу с гаражом и с видом на лазурное море, белый песчаный берег и на бесконечное и бесконечно прекрасное небо. Он женился на женщине, которая всегда его понимает, любит и поддерживает. У него шестеро маленьких милых детей. И он счастлив. Так ему казалось. 19 Очерк как жанр художественной публицистики Проблемный очерк «Что такое счастье?» (продолжение) Но однажды, проснувшись ночью через несколько лет после исполнения цели своей жизни, он понял, что обманулся. Он был один. Совсем один. Один во всей вселенной. Его уже не радовали ни работа, ни жена, ни дети. И он решил одеться и уйти. Пойти куда-нибудь. Пойти искать счастье. И он встал. И пошел. Но пошел к детям, накрыл их одеялами, поправил подушки, вернулся, лег в кровать, поцеловал жену и уснул. С тех пор он часто мечтал. Мечтал о настоящей мечте. Мне кажется, что эта притча говорит нам, что нельзя мечтать о достижимом, иначе это перестанет быть мечтой, а становится планом на будущее. Целью жизни надо ставить нечто недостижимое, то, что имеет шанс сбыться только благодаря огромному чуду. В жизни человека очень много радостей: повысили на службе, подняли зарплату, купил дом, нашел свою любовь, женился – это радости, хотя возможно и больше. Радость – это нечто временное. Сегодня повысили – завтра уволят, подняли зарплату – подняли цены, сегодня купил дом – завтра он сгорел, ограбили, надоел, сегодня нашел любовь – завтра скандал, сегодня женился – завтра развод. 20 Очерк как жанр художественной публицистики Проблемный очерк «Что такое счастье?» (продолжение) Радость – это когда хорошо, но обязательно кончится – не сегодня, так завтра. А счастье – вечно. Счастье – то, чего человеку не достичь. По крайней мере, в таком виде, в каком мы привыкли его видеть. Что же такое счастье? Я попытаюсь написать это сухим, «логичным» языком, но это только для того, чтобы пошутить и удлинить мой очерк. «Счастье – некоторое мифическое состояние человека, в котором ему абсолютно хорошо на неопределенный промежуток времени». И все-таки, что же такое счастье? Это – нечто бесконечно хорошее, идеально, не поддающееся классификации и подходящее к любому человеку. И вообще, на тему можно дискутировать вечно. Я высказал свою точку зрения и удаляюсь. 21 Зарисовка В XVIII-XIX столетиях в периодической печати России сложился жанр, который в дальнейшем получил название зарисовка. Жанр зарисовки широко бытовал и в русской, и советской журналистике. Произнеси это слово – зарисовка – и ты услышишь: «рисунок», «рисую», «рисовать». Зарисовка – набросок портрета человека, события, явления в жизни литературно-художественными средствами. Выделяют несколько видов зарисовки: этюды о природе портретные зарисовки публицистические зарисовки. 22 Зарисовка Герои очерка и зарисовки Попробуем найти человека, который станет героем очерка. Для этого надо постараться посмотреть на окружающих другими глазами. Не так как всегда, набегу, не задумываясь, кто перед тобой – классный учитель или ветеран в автобусе, твой преподаватель в художественной школе или странный пожилой человек из соседнего подъезда, который каждый день кормит дворовых голубей. Пиши о человеке с любовью. Главную роль в очерке играет собственный текст автора. Его надо писать искренне, с любовью к своему герою. Если этого чувства нет, то лучше не браться за написание очеркового материала, все равно ничего хорошего не получится. Будет сухой материал, который не произведет на читателей особого впечатления. 23 Зарисовка  Слушай музыку русского языка.  Ищи яркие слова, яркие образы, но не перегибай палку, иначе твой герой сам себя не узнает, и ему будет неловко.  Борись со штампами. Для очерка – это злой враг.  Говори простым, но литературным языком.  Перечитывай предложения, переставляй слова, пока не услышишь музыку русского языка.  Пиши так, будто это твой первый и последний журналистский материал в жизни. 24 Фельетон Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Предметная основа фельетона – отрицательное явление, комическая природа которого ясна фельетонисту. Главная задача фельетона – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом. 25 Фельетон Фельетонный образ, несмотря на свою специфичность, обладает теми же качествами, что и образ в художественных жанрах: он эмоционален; он представляет собой обобщение жизни; он раскрывает смысл явлений и дает им оценку, утверждая или отрицая их. Один из главных законов фельетонного жанра – ассоциативность. При ассоциативном зачине с самого начала привносится элемент эмоционально-образного развития темы, поскольку она начинает раскрываться не прямо, а косвенно, опосредованно. А это в свою очередь при переходе к исходной теме конкретного жизненного факта может вызвать и часто вызывает комическое противоречие на стыке двух тем. 26 Фельетон о жадности В кинотеатре стоя у кассы они долго переглядывались и уступали друг другу место в очереди, никто не хотел платить за билеты. «Ну что, идем?» вопрошающе смотрела она. «Идем» говорил он, пропуская её вперед. Она подошла к окошку и сказала: «2 билета». И тут же уступила ему место. Он остался наедине с кассиром. - Вам какие билеты? Спросил кассир. - Эконом класса. А скидки для студентов есть? – Нет, молодой человек. Сегодня скидки не действуют. Он со злостью посмотрел на свою подругу и заплатил за 2 билета. Месть выражалась в его глазах, и желание мстить было велико. Девушка упивалась победой. Её глазки заблестели. И она предложила купить попкорн и что-нибудь попить. Он сказал, что это отличная идея. И показал ей где продают попкорн. А сам ушел в туалет, изображая ложное желание малой нужды. В туалете вымыв руки и для точности постояв минут 5, поглядывая на часы, он вышел. Глаза у неё были стеклянные, брови нахмуренные, лицо выражало явное недовольство, как будто она потеряла кого-то из родственников. Но все же соленый попкорн (самый дешевый) и кока кола были у неё в руках. Он улыбнулся мстительной улыбкой. И повел её в зал. 27 Фельетон о жадности (продолжение) Они уселись поудобнее. Она держала попкорн и смотрела рекламу. Он потянулся за попкорном, но она на уровне инстинкта убрала руку, не желание делится было настолько велико, оно засело в подсознании. Но все же сознательное взяло верх, и она наклонила попкорн в его сторону. Он взял немного и тут же отправил в рот. Она наблюдая за этим схватила горсть побольше и мгновенно съела. Он испуганно смотрел на неё. С презрением бросал косые взгляды. Горсти набирались все больше и чаще. Они одновременно засунули руки в коробку и порвали её. Но попкорн еще оставался. Она быстро сгребла это в ладошку и съела. Она показывала удовольствие пережевывая оставшийся попкорн, а у самой было дикое желание выплюнуть это все скорее. Так как соль оставшаяся на самом дне ужасно пекла губы. Он смотрел на нее и диву давался. Кока-кола была для него не доступна. Девушка отворачивалась от него всем корпусом и, попивая с трубочки, отставляла стаканчик подальше. Закончилась и кола. Так как есть уже было нечего, а кола закончилась, они, обнявшись, смотрели фильм. И казалось, что счастливее пары нет во всем зале. 28 Очерк Очерк прошел долгий путь своего становления и развития. При этом он проявил себя как жанр гибкий, быстро приспосабливающийся к внешним условиям. Очерк - это один из наиболее ярких, живых, интересных, но в то же время и самых трудоемких жанров публицистики. Начиная со второй половины 1990-х гг. происходит процесс возрождения очерка. Возрождение жанра очерка - этому способствует: стабилизация общественной жизни, необходимость положительных примеров, положительного героя; укрепление материальной базы периодики, формирование системы газет и журналов; коммерциализация прессы. 29 Очерк Имиджевый очерк о политике или бизнесмене – это рекламный хлеб современного делового журнала и частной газеты. Бульварная пресса не может обойтись без красочного, с массой кровавых подробностей судебного очерка. Возрождающиеся профессиональные журналы также обращаются к жанру очерка для более наглядного воплощения своих героев. Одна из сфер активности портретного очерка – корпоративная пресса, во многом сориентированная на поддержку имиджа корпоративных лидеров. 30 ЗАДАНИЕ ДЛЯ СЕМИНАРА 1. Система текстов и их типология в современной медиасистеме. 2. Понятие «жанра» в журналистике и литературоведении. 3. Современная трактовка медиа-жанров в теории и практике журналистской деятельности. 4. Жанровые разновидности текстов в СМИ: личностный и деятельностный подходы. 5. Современные тенденции порождения жанровых форм в журналистике. 6. Теория жанров в журналистике. 7. Событийная и исследовательская журналистика: основные черты и специфические особенности. 8. Событие как основа информационных жанров. 9. Разновидности информационных жанров. 10. Исследовательская журналистика и ее система жанров. 11. Традиции и инновации в творческой деятельности журналиста: жанровый аспект. 31 Благодарю за внимание!
«Основы журналистской деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 36 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot