Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные требования к проблемно-аналитическим текстам.Технология работы над проблемно-аналитическими текстами.

  • 👀 524 просмотра
  • 📌 455 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные требования к проблемно-аналитическим текстам.Технология работы над проблемно-аналитическими текстами.» pdf
Лекция 2. Тема 5. Аналитические жанры журналистики (Часть 2) Аннотация В лекции представлены основные требования, которым должны соответствовать тексты аналитической журналистики. Во втором рассматриваются общие принципы технологии работы над содержательной и композиционной составляющей проблемно-аналитических текстов. План лекции 1. Основные требования к проблемно-аналитическим текстам. 2. Технология работы над проблемно-аналитическими текстами. 1. Основные требования к проблемно-аналитическим текстам. Журналистский текст и прежде всего текст проблемно-аналитической направленности формировался как особый вид знания, что выражается в требованиях, предъявляемых к нему обществом и профессиональным содружеством журналистов. К числу основных требований относятся в частности:  тщательное разграничение в тексте фактов и мнений;  точность и достоверность переданных фактов;  недопустимость намеренного искажения действительности;  справедливость, аргументированность оценок;  обоснованность суждений сведениями из разных источников информации. Данные требования, в свою очередь, превращались в осознанно применяемые профессиональные стандарты. Большое участие в этом процессе приняли советские журналисты 1960 – 1980 годов. Сегодня нередко звучит критика в адрес советской журналистики, ей ставится в вину подчинённость партийной и государственной идеологии, административным задачам, лакировка действительности, обилие политических штампов и напускного энтузиазма, «доносительская» функция и яростная борьба с «врагами народа». И всё-таки не нужно забывать о позитивном опыте советских СМИ, о серьёзном вкладе в развитие страны и совершенствование журналистской профессии. Например, несколько десятилетий подряд «Литературная газета» публиковала проблемные статьи Анатолия Рубинова, Аркадия Ваксберга, Юрия Щекочихина, Ольги Чайковской, Лоры Великановой, Олега Мороза, Александра Борина, каждая из этих публикаций становилась резонансным событием, читатели с нетерпением ждали очередной номер «Литературной газеты» и других изданий, где печатались талантливые авторы: газеты «Известия», «Комсомольская правда», журналы «Новый мир», «Октябрь», «Огонёк». Именно в эти десятилетия был накоплен богатый опыт, новые средства и приёмы журналистской профессии, которые начинают осмысляться мастерами, аккумулируясь в учебный материал для молодого поколения журналистов: начинается выпуск серии книг «В творческой мастерской журналиста» – свидетельство рефлексии профессионального сообщества относительно новых методов ведения журналистской деятельности. Одна из книг серии написана А. Рубиновым, известным своими новаторскими очерками и репортажами, основанными на методе «смены профессии». Он высказывает суждение, остающееся актуальным и для современной журналистики: «Журналистика, сама того не подозревая, идет рядом с социологией. Впрочем, думается, можно сказать и определённее: выражая общественное мнение, журналистика и является своеобразной социологией, ее активной, мобильной частью, которая не просто изучает жизнь, а борется публично с недостатками, утверждает лучшее». Другому известному журналисту и публицисту советского периода Анатолию Аграновскому принадлежит афоризм: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает» – принцип, особенно важный для журналиста-аналитика. Итак, какая же специфика отличает работу над материалами во всех проблемно-аналитических жанрах? Главная общая черта связана с характером начальной стадии творческого процесса. Обозреватель, комментатор, автор корреспонденции или статьи создают глубокие и интересные для аудитории тексты только в том случае, если выстраивают целенаправленную познавательную деятельность, ориентированную на создание информационного продукта, отвечающего критериям оперативного знания. Цель познания достаточно сложна и неоднородна. Помимо выявления фактов, характеризующих состояние объекта, журналист должен понять, как они связаны, оценить ситуацию с точки зрения масштаба проблемы и влияния на отношения людей, понять логику развития происходящего, т.е. изучить суть дела, а также получить сведения, которые лягут в основу элементарных выразительных средств и помогут читателю детализировано представить себе предмет освещения. 2. Технология работы над проблемно-аналитическими текстами. Журналист-аналитик вынужден решать множество разнообразных и трудных познавательных задач, причём работать приходится в непростых условиях: незнакомая или малознакомая обстановка, ограниченность времени на выполнение задания, недостаточный исходный уровень компетентности и др. Зачастую познавательный процесс неотделим от межличностного общения, а значит, очень велико эмоциональное и интеллектуальное напряжение журналиста, что создаёт возможность случайных ошибок. «Человеческий фактор», приводящий к сбоям разной степени серьёзности, проявляется на всех этапах выпуска СМИ: свидетели событий не всегда надёжны, сотрудники пресс-служб могут искажать или замалчивать информацию в пользу своих компаний, ни журналисты, ни редакторы не застрахованы от ошибок. В зарубежной практике уже давно обычным делом стало введение в редакции должности пресс-омбудсмена – читательского редактора, который помогает обнаружить ошибки и сомнительные фрагменты до и уже после публикации материалов, когда подобные ошибки находят читатели. В его обязанности входит общение с читателями, разъяснение ошибок, принесение извинений и помощь в подготовке опровержений. Деятельность газетного омбудсмена зачастую позволяет избежать судебных исков в адрес редакции и способствует налаживанию доверительных отношений с аудиторией. В российских СМИ проводились эксперименты по внедрению подобной должности (например, в газете «Известия» и некоторых других федеральных и региональных СМИ), однако в отечественной практике эта новация, к сожалению, пока не прижилась. Традиции отечественной журналистики выработали для авторов проблемно-аналитических текстов технологию работы, позволяющую в большинстве случаев свести к минимуму недочёты и ошибки. Схема работы над текстом складывается из теоретических, эмпирических и организационно-практических задач и соответствующих методов, каждая «микроцель» завершается промежуточным результатом, информация накапливается и проверяется «послойно». Микроцели, из которых складывается работа над проблемно- аналитическим текстом:  выбор темы (оформление заявки на тему);  повышение уровня компетентности (сбор предварительных данных);  первичное знакомство с объектом (определение конкретного предмета изучения);  направленное изучение предмета (выявление основных фактов, постижение сути ситуации, выработка концепции исследования);  формирование окончательного замысла произведения (определение темы, идеи материала);  конкретизация замысла (оформление композиции);  реализация замысла (подготовка текста);  авторское редактирование текста. Именно в ходе работы над проблемно-аналитическими жанрами особенно важно, чтобы данная цепочка операций выполнялась в полной мере, что является условием достоверности, доказательности выводов, полученных автором. Выбор методов творчества диктуется различием между жанровыми моделями проблемно-аналитической журналистики. Общие особенности методологии таковы:  На первых двух этапах творческого процесса преобладает метод проработки документов как источник сведений.  Выводы о происходящем в действительности необходимо строить не только руководствуясь «здравым смыслом», но и, в большей степени, опираясь на фундаментальные знания, которые черпаются на основе использования теоретических методов познания, наполняя логические операции предметным содержанием. Теоретические методы являются базовыми в работе над любыми проблемно-аналитическими текстами. При сравнении методов работы в жанрах статьи, корреспонденции, обозрения и комментария, необходимо учитывать основные источники информации для публикации той или иной жанровой модели. Основные источники информации для обозрения:  документы, оперативно отразившие ключевые события, проявляющиеся в масштабной проблемной ситуации, являющейся источником новых проблем;  эксперты, к которым относятся участники и свидетели событий, а также их исследователи. Соответственно, обозрения главными методами получения будут опосредованное наблюдение и фокусированное интервью документов сконцентрированное респондентом). на изучении события или на (то информации для основе проработки есть интервью, ситуации, пережитой Методы познания действительно включают как универсальные методы гуманитарных и социальных наук (философия, социология, право), так и методологию конкретной области знаний, к которой имеют отношения события, ситуации, а также представления здравого смысла. Комментарий чаще всего посвящён событию, вызывающему появление новой проблемной ситуации с неопределёнными перспективами, в которой необходимо помочь аудитории разобраться. Для этого журналист обращается к изучению мнений компетентных представителей общества, включённых тем или иным образом в ситуацию и способных дать интерпретацию. Главные источники информации при подготовке комментария: персоны, представляющие эту компетентную часть общества, основный метод получения сведений – экспертное интервью. Методы постижения сути (добытых с помощью интервью объяснений и прогнозов): теоретические положения конкретных наук в сочетании с универсальными методологическими подходами. Существует также возможность отслеживать мнение экспертного сообщества опосредованно: через ознакомление с ними в документальных источниках. Но чаще используются «живые» комментарии, полученные журналистом непосредственно с помощью контакта с экспертами (личная встреча, по телефону, электронной почте и т.д.). Корреспонденция предполагает непосредственный контакт журналиста с действительностью. Именно «живое» взаимодействие позволяет получить многоаспектное представление о происходящем. Задействует разнообразный круг источников: разные типы документов, люди, являющиеся и не являющиеся непосредственными участниками ситуации, предметно- вещественная среда (прежде всего место событий). Соответственно, методы получения информации представлены в полном объёме и используются в различных комбинациях: анализ документов, наблюдение, интервью, опросы, анкетирование, эксперимент и т.д. При подготовке персонифицированной корреспонденции преобладает репортажное письмо. В тех случаях, когда журналисту приходится самостоятельно добывать необходимую информацию (которая специально утаивается, замалчивается), используя нестандартные методы. В этом случае возникает разновидность корреспонденции – журналистское расследование (как его определяют С.С. Распопова и Г.В. Лазутина, в нашем курсе лекции журналистское расследование рассматривается как самостоятельный жанр, ему посвящена отдельная лекция). Статья – это самый трудоёмкий проблемно-аналитический жанр. Технология подготовки статьи восходит к технологии работы над этим жанром в сфере научной деятельности. Соответственно, отвечая на общественную потребность в текстах, несущих оперативное знание для коррекции социальной практики в значительных масштабах, журналистика обратилась к жанровой модели, аналогичной научной статье по ряду параметров – глубине исследования, основательности, доказательности, опоре на факты и логическое мышление. В качестве источников информации для статьи используются:  документы, в которых содержатся фактические данные о проблемных ситуациях, результаты научных исследований этих ситуаций, результаты правовой экспертизы действий управленцев и властных структур, документальные свидетельства лиц, причастных к возникновению проблемной ситуации;  специалисты сферы действительности, которой посвящена статья, способные выступить последствия общественного в роли сложившейся мнения, экспертов; проблемной предлагающие лица, которые ситуации; различные точки испытывают представители зрения на происходящее. Главную роль играет анализ документов, систематизированное опосредованное наблюдение, беседы с широким кругом компетентных лиц, в том числе фокусированные экспертные интервью. Вместе с тем журналист может применять и социологические методы исследования для получения эксклюзивных количественных данных, способных поддержать и проиллюстрировать авторские выводы, полученные посредством совокупного использования различных методов, теоретических и эмпирических. Конечно, отдельный автор в сжатые сроки не сможет провести социологическое исследование в том масштабе, в котором их проводят научные центры, всероссийские социологические службы типа ВЦИОМ, ФОМ. Однако исследование может быть точечным, локальным и при соблюдении правил репрезентативности всё-таки даёт «интересную фактуру» и достоверный результат, подкрепляемый иными источниками информации. И всё-таки в статье на первый план в процессе выработки знания о масштабной проблемной ситуации, требующей принятия серьезных управленческих решений, выходят не столько методы получения сведений, сколько мыслительная деятельность журналиста, посредством которой на основе фундаментальных теоретических знаний постигается суть происходящего. Мыслительная деятельность автора-аналитика проявляется в осуществлении логических операций, такие как соотнесение, узнавание, анализ, сравнение, оценка и синтез. В то же время журналистская статья не может быть абсолютно лишена эмоциональности: на стадии сбора сведений эмоции могут быть серьёзной помехой, а уже при написании текста, если их «придерживать», не позволяя довлеть над логикой, могут, напротив, придать произведению выразительность, даже усилить доказательность аргументов в пользу авторской позиции. То есть статья в случае подобной эмоциональной, субъективной окраски, включения элементов авторской рефлексии приобретает «публицистичность». Этапы подготовки текста в работе авторов обозрения, комментария, корреспонденции и статьи проходят по одной схеме:  формирование конкретного замысла на основе сложившейся концепции изученного жизненного материала;  конкретизация замысла, определяющая композицию текста;  создание структуры текста, обретающей определённое вербальное выражение. Методы предъявления информации в ходе формирования структуры текста в той или иной жанровой модели проблемно-аналитических текстов предпочтительны свои. В корреспонденции журналист воссоздаёт факты реальности прежде всего с помощью репортажного или реконструктивного письма (описание и повествование), помогая читателю представить себе происходящее и понять ход мышления автора, приводящий к определённым выводам. Сами выводы представлены в виде кратких характеристик и образных оценок. Использование репортажного и реконструктивного письма в корреспонденции сближает её с репортажем, однако первичные жанровые признаки, на основе которых дифференцируются жанры – предмет отображения и функциональная предназначенность текста – у репортажа и корреспонденции различны. А вот вторичные признаки (набор элементарновыразительных средств и способ их организации) могут совпадать или частично пересекаться в текстах разных жанровых моделей, поэтому одинаковые методы предъявления ЭВС можно встретить в материалах практически всех жанров. То есть «репортажное письмо» (под которым понимается определённый стиль и структура повествования и описания) как таковое свойственно не только репортажу, но и может включаться в тексты других жанров: «репортажные» фрагменты встречаются в очерке, иногда в рецензии, расширенной новостной заметке и т.д. Таким образом, в корреспонденции «репортажное письмо» можно встретить ещё чаще. Однако в статье или обозрении репортажное описание используется только изредка – для воспроизведения высказываний действующих лиц. Чаще автор, ссылаясь на источник информации, просто излагает, констатирует смысл высказывания. Метод констатации используется также для воспроизведения данных научных исследований, экспертиз. Обычно, метод констатации сочетается с методом объяснения или методом рассуждения. Значительную роль в проблемно-аналитических текстах играет типизация, придающая авторским обобщениям убедительность. Иногда ради развёрнутого доказательства своей мысли журналист воспроизводит ключевые факты используя реконструктивное повествование, однако для статьи этот приём используется достаточно редко. В комментарии фактологический ряд элементарно-выразительных средств в основном состоит из фактов, а фактоиды и эмпирические обобщения встречаются редко. Ключевое событие воспроизводится конкретно, а мнения экспертов – с максимальной точностью. Соответственно, основные методы предъявления фактов: констатация, реконструктивное повествование, репортажное воспроизведение высказываний, объяснение, прогноз. Организация проблемно-тематических текстов, из композиционная структура, имеет заметные отличия в разных жанрах. Композиция корреспонденции почти всегда строится, как композиция сюжетного произведения с экспозицией, завязкой и развитием действия, кульминацией. При этом все элементы композиции выполняют свойственные журналистике задачи, способствуя контакту с аудиторией. Экспозиция воспринимается как подводка к теме, завязка показывает адресату важность проблемы; развитие действия в подробностях демонстрирует ситуацию; кульминация ставит читателя перед необходимостью осознать собственное отношение к происходящему и цели журналистского выступления. Композиция обозрения представляет собой «путешествие» автора по тем аспектам рассматриваемой сферы действительности, в которых он обнаружил возникновение новых проблем. Так как основой обозрения является ряд фактов, событий, произведений, обозреватель последовательно приближается каждому охарактеризовать, «экспонату» из этого ряда, чтобы к проанализировать, а затем отдаляется, чтобы перейти к следующему элементу, сделав промежуточные выводы. Часто такая композиция отображается в разбивке материала на отдельные главки с подзаголовками: перед нами словно мозаика из пёстрых элементов, которые тем не менее складываются в общую картину, объединённую мыслью автора. Композиция комментария обычно двухуровневая: один уровень воспроизводит проблемную ситуацию, требующую осмысления, второй – отражает процесс осмысления журналистом экспертных мнений, рассматривающих данную ситуацию. В кульминации комментария – позиция автора, обобщающее изучение умонастроений специалистов по поводу ситуации. Композиционное решение статьи определяется ориентацией автора на такой способ изложения информации, чтобы аудитории были понятны не только факты, но и существующие между ними связи. Автор ведёт читателя от восприятия внешней действительности к постижению сути явлений и событий, раскрытию подоплёки, причин действий людей. Стройная и чёткая композиция статьи – это отображение последовательной аргументации и чёткого развития мысли автора. После публикации материала автор должен быть готов подтвердить справедливость и точность изложенных фактов и выводов. Рекомендуемая литература: 1. Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-составитель С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – С. 125 – 167. 2. Лазутина, Г.В., Распопова, С.С. Жанры журналистского творчества: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – С. 56 – 105. 3. Распопова, С.С. Основы журналистской деятельности. – М.: Аспект Пресс, 2017. – С. 186 – 198. 4. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2017. – С. 3 – 51. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие требования предъявляются к проблемно-аналитическим текстам? 2. Перечислите микроцели, из которых складывается работа над проблемно-аналитическими текстами? 3. Назовите основные этапы подготовки проблемно-аналитических текстов? 4. Какие методы предъявления информации доминируют в каждом из проблемно-аналитических текстов? 5. Какие композиционные решения характерны для разных жанровых моделей проблемно-аналитических текстов?
«Основные требования к проблемно-аналитическим текстам.Технология работы над проблемно-аналитическими текстами.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 36 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot