Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Аналитические жанры журналистики

  • 👀 606 просмотров
  • 📌 535 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Аналитические жанры журналистики
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Аналитические жанры журналистики» pdf
Лекция 3. Тема 5. Аналитические жанры журналистики (Часть 3) Аннотация В лекции аналитической представлена журналистики, характеристика комментария рассматриваются структура как и жанра приёмы подготовки комментария. План лекции 1. Комментарий: жанровые характеристики. 2. Структура и приёмы подготовки комментария. 1. Комментарий: жанровые характеристики. Комментарий (лат. «толкование, объяснение, записка») может являться, как и интервью, методом и жанром журналистики. Комментарий как метод: применяется во всех формах публикаций. В заметке – в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний. В корреспонденции, статье, очерке, обзоре, рецензии – в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода. Комментарий как жанр формируется во второй половине XIX – начале XX веков, выделившись из краткого аналитического сообщения наподобие корреспонденции. Слово «комментарий» для обозначения самостоятельного жанра журналистики начинает использоваться в XX веке. Публикации такого рода «комментировали» (объясняли, обсуждали, разъясняли) важные события. В настоящее комментарий занимает важное место в системе журналистских жанров. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, даёт им оценку, прогноз развития, выявляет проблемы, анализирует недостатки и достижения и т.д. Комментарий – широко распространённый жанр в современной журналистике. Конечно, комментарий в газете, на радио и телевидении существовал и раньше, в советской и дореволюционной журналистике: оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась, то есть комментарий использовался зачастую как метод. Однако комментарий как жанр особое развитие в отечественной журналистике получил только начиная с 1990х годов, в ответ на общественную потребность в оперативном осмыслении факта. Рубрика «Факт и комментарий» (название могло варьироваться, но суть та же) становится первополосной во многих ведущих изданиях. От статьи, обозрения, обзора и других аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нём обычно анализируется какое-либо явление, уже известное аудитории, при этом в анализе на первый план выходит отношение к предмету отображения. Таблица 4 Жанр: Комментарий Авторы концепции Группа жанров Тертычный А.А. аналитические Распопова С.С., Лазутина Г.В. проблемно-аналитические Кройчик Л.Е. исследовательско-новостные Жанровые признаки комментария:  Комментарий – это оперативный отклик на событие, впечатление, которое не претендует на исчерпывающую полноту анализа. Важен не приоритет, не быстрота передачи сообщения, а взгляд на событие. Факт является отправной точкой для разговора с аудиторией.  В основании жанра лежит рассуждение по тому или иному поводу. Подчёркнутая субъективность стиля определённым образом снижает претензии на справедливость оценок и в то же время предлагает аудитории самой сделать определённые выводы, соглашаясь или не соглашаясь с позицией комментатора.  Вариантность обсуждения проблемы, в том числе предлагаемых прогнозов относительно последствий того или иного факта, события. Автор анализирует факт, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Оценочность несёт в себе высокую вероятность ошибок, в чём проявляется уязвимость комментария, с другой стороны, в этой же характеристике кроется и достоинство – прослеживается индивидуальность позиции, мышления комментатора  Целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией. Публикации в жанре комментария выполняют следующие задачи:  направляют внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;  ставят комментируемое событие в связь с другими, выявляют причины этого события;  формулируют прогноз развития комментируемого события;  обосновывают с помощью примеров, необходимые способы решения задач. Если информационное сообщение отвечает на вопросы «Что? Где? Когда? Как?», то комментарий содержит ответы на вопросы: «Что и кто действительно? При каких обстоятельствах? Почему? Кому выгодно? Какова ситуация? Что делать? Как лучше? Какие имеются различия? Какое направление развития?» и так далее. Комментарий направлен на познание сути явлений, оперативное решение задач, побуждение к действию. Круг проблем, подлежащих комментированию, невероятно широк. Можно свести типичные вопросы, вокруг которых строится комментарий, в следующие группы:  особенности или новые качества факта, его ценность;  предпосылки, причины существования фактов;  прецеденты, параллели происходящим событиям в недавнем или отдалённом прошлом;  мотивы, цели, планы участников происходящего события;  тенденции развития наблюдаемого явления;  тенденции развития общества, которые проявляются в данном факте;  противоречия внутри факта;  задачи, которые вытекают из комментируемого факта, события;  пути решения тех или иных противоречий, которые несёт определённый факт, событие, ситуация;  достоверность комментируемых фактов. От информационных жанров комментарий отличается наличием анализа. Но вместе с тем, этот жанр так же оперативен, как информационные, и принадлежит к числу наиболее широко применяемых современными журналистами. Автор комментария должен чётко сформулировать цель сообщения и вопросы, на которые он собирается ответить. Комментируемое новое событие должно быть вписано в контекст, более широкие процессы, ситуации, уже знакомые аудитории. Комментарий содержит интерпретацию новых явлений, их объяснение и оценку. В хорошем комментарии имеется чёткое логическое заключение. Комментируемые и комментирующие факты, детали являются аргументами в пользу выдвигаемого автором тезиса или посылками его умозаключения. Комментарий может не только содержать отклик на произошедшие события, но и носить превентивный, прогнозирующий характер, предвосхищая события. В комментарии внимание журналиста сосредоточено не на фактах, образующих ту или иную ситуацию и ведущих к возникновению проблемы, а умонастроение той части общества, которая тем или иным образом включена в происходящее, может интерпретировать и прогнозировать его с определённой вероятностью. Журналист изучает это умонастроение посредством публикации высказываний авторитетных лиц, рассматривая их как специалистов и экспертов. На основе этих высказываний журналист формирует собственную позицию, позволяя аудитории спрогнозировать развитие событий. Г.В. Лазутина и С.С. Распопова представляют следующую характеристику жанра комментария:  Предмет отображения в комментарии – «вероятностное развитие проблемных ситуаций в представлении компетентных лиц».  Функциональная предназначенность – ориентация в представлениях экспертного сообщества о развитии проблемных ситуаций».  Структура элементарно-выразительных средств: фактологический ряд основан на фактах, высказываниях компетентных лиц, предъявляемых методами прогнозирования, характеристики или объяснения.  Способ организации элементарно-выразительных средств: последовательное предъявление точек зрения, сопровождаемое взвешенной интерпретацией. Комментарий часто размещается как дополняющий материал к большой публикации – статье, обозрению, проблемному интервью и т.д. Комментарий может появляться и в рамках авторской рубрики – колонки. Выделение колонки в системе журналистских жанров является предметом дискуссий. Отметим, что в рассматриваемых нами жанровых концепциях: А.А. Тертычный вообще не выделяет колонку как жанр, в то время как Л.Е. Кройчик относит колонку, наряду с комментарием, к группе исследовательско-новостных жанров. Авторы учебного пособия «Жанры журналистского творчества» Г.В. Лазутина и С.С. Распопова понимают под колонкой определённый формат статьи (статья как жанр отнесена к группе проблемно-аналитических). По их мнению, колонка – это своеобразная публицистическая статья, которая отличается от проблемной статьи прежде всего тем, что в качестве аргументов в защиту своей позиции автор широко использует собственный опыт, переживания, рефлексию, придавая материалу эмоциональность. Колонка пережила трансформацию от типографского элемента к рубрике и от рубрики к отдельному жанру. Колонки появляются в европейских газетах в середине XVII века: текст, набираемый мелким шрифтом ради экономии места, начинают делить на столбцы для удобства чтения, спустя столетие колонка той или иной ширины становится средством композиционного решения, организации текстов на полосе. К началу XIX века кроме разделения на колонки применяются и иные формы шрифтового и нешрифтового оформления изданий: буквицы, линейки, более крупный шрифт для заголовков и др. Колонка начинает функционировать в качестве рубрики: складывается традиция печатать «колонку редактора», выделять особой колонкой наиболее острые материалы. Во второй половине ХХ века колонка эволюционирует в жанр. Если сначала в колонке (как рубрике) появлялись самые разнообразные публикации – комментарии, эссе, обозрения, фельетоны, то постепенно выделилась группа текстов с вполне определёнными чертами (колонка как жанр). Жанр колонки (англ. column, отсюда «колумнистика») формируется в западной журналистике, прежде всего в Великобритании, где очень сильны исторические традиции «персонального журнализма», внимания к личности публициста, авторскому началу в тексте, и США. В отечественной журналистике прототипом жанра колонки в 1920е годы был фельетон-комментарий, образцы которого создали М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров. В 1960е годы советские газеты «Правда» и «Известия» часто перепечатывали под рубрикой «Фельетон» тексты из американской «НьюЙорк геральд трибюн» под авторством Арта Бухвальда, типичного зарубежного колумниста. В перестроечные годы, в конце 1980х отечественная журналистика всё более явно стала приобретать авторский характер, и первые колонки появляются у нас: М. Соколов в «Коммерсанте», Л. Радзиховский в газете «Сегодня», А. Боссарт, А. Минкин, Стародум (Ст. Рассадин) в «Новой газете». Колонки появились не только в центральных, но и многих региональных изданиях. Современная колонка является оперативным откликом на злободневные события, носит ироничный, комический характер, может быть посвящена любой теме из области политики, экономики, культуры, спорта. Объём текста обычно не превышает 200 строк. Автор колонки может выступать в качестве героя-повествователя или персонажа-маски (в комическом варианте колонки), его точка зрения является предметом исследования, что сближает колонку с жанром другой группы – эссе. Колонка по своей природе полемична, что отличает её от комментария: комментарий далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. Колумнист не уточняет, не объясняет факт или возникшую ситуацию – он её оценивает негативно, критикует. Взгляд автора колонки, как правило, не соответствует «общепринятым», своеобразие позиции, новое представление о ситуации – это смысловое ядро колонки. Примеры: публикации Андрея Колесникова в газетах «Известия», «Коммерсантъ». Колонка представляет собой прямой диалог с аудиторией, живое, образное слово, сориентированное на понимание и сочувственный отклик тех, к кому оно обращено. В комментарии подобная эмоциональность факультативна. Колонка демонстрирует позицию автора не только с целью привлечения внимания аудитории к факту, ситуации, но и к способу её комментирования, личности автора. Если комментарий обычно имеет жёсткую структуру, колонка – это свободное повествование, сходное по организации с жанром эссе. В колонке анализ сочетается с художественным обобщением. Таким образом, проводя границу между жанрами комментария и колонки, Л.Е. Кройчик утверждает, что комментарий – это «жанр публицистики, представляющий собой оперативный отклик на конкретные события в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к соразмышлению», а колонка представляет собой «монолог публициста, предлагающего в образно- эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности». Комментарий может существовать в различных вариантах: комментарийобъяснение, комментарий-прогноз или являть собой сочетание объяснения и прогноза. Приводятся и другие классификации: оперативный комментарий (мнение одного эксперта), проблемный комментарий (более углублённое исследование, сопоставление нескольких позиций экспертов), комментарий-реплика (краткая эмоциональная реакция на факт или событие). 2. Структура и приёмы подготовки комментария. Подготовка комментария начинается с выбора цели. Автор определяет какое явление, событие он хочет осветить, что именно рассказать о нём читателю, какие пробудить чувства, эмоции. Комментатор должен обдумать, какие знания о предмете будущего выступления у него уже имеются, учесть возражения, которые могут возникнуть у оппонентов. Информационным поводом для комментария обычно является событие, вызывающее появление новой проблемной ситуации с неопределённой перспективой. Аудитория желает понять, разобраться в этой ситуации, поэтому перед сотрудниками средств массовой информации ставится задача изучить умонастроение наиболее соответствующими компетентной знаниями о части данной общества, ситуации и обладающей аналогичных, аналитическими способностями, позволяющими глубоко изучать ситуацию и делать выводы. Комментарий обладает устоявшейся структурой и представляет собой доказательное рассуждение по поводу какого-то одного основного вопроса. Данная структура определяется содержанием, функциями и предметом жанра. Структура комментария (обязательные элементы):  сообщение о комментируемом событии, формулировка цели комментария;  формулирование вопросов, возникших в связи с данным событием;  изложение комментирующих фактов, деталей;  формулировка тезисов, отражающих отношение автора к отображаемому событию (могут излагаться в начале текста или после постановки вопросов, выявляющих суть комментируемого события, явления), ответы на поставленные вопросы. Если в тексте отсутствует исходный (комментируемый) факт или этот факт неизвестен аудитории, то постановка вопросов является затруднительной, ведь первичная информация отсутствует. В таком же недоумении пребывает аудитория и в том случае, если комментатор начинает с факта, приведённого исключительно для привлечения внимания аудитории, но комментированию подлежит совсем другой факт. Важны качественные характеристики формулируемых вопросов: актуальность, точность, проблемность. От вопросов идёт подбор аргументов, комментирующих мысли и факты, а от них, в свою очередь, обоснованный, небанальный вывод. Хороший комментарий должен иметь ясный вывод, если вывод отсутствует, аудитория может не уловить последовательность авторской мысли. Хотя если комментарий короткий, следствие может вытекать из исходных фактов, в таком случае вывод должен быть очевидным для читателя. Комментирование осуществляется с помощью следующих приёмов:  разработка взаимосвязей между исходными и комментирующими фактами (например, обсуждение предыстории события);  детализация основных комментируемых событий, восстановление подробностей;  сравнение фактов, разработка аналогий, поведение параллелей между событиями и явлениями (например, упоминание прецедентов, исторических фактов);  противопоставление различных способов осуществления обсуждаемых действий;  интерпретация текста (разъяснение документов, пересказ доводов оппонентов понятным аудитории языком). Эти приёмы применяются по отдельности или комбинируются. Важную роль в технологии подготовки комментария играет проработка заголовка. Удачный заголовок комментария сигнализирует о характере публикации. Заголовок тесно связан с построением и способом комментария. Часто в роли заголовка выступает лаконично сформулированный вопрос, могут использоваться тезисы, выводы. Иногда заголовок включает главный аргумент, реже – интересную деталь. Заголовок может основываться на главном способе комментирования, используемом автором, например, противопоставлении. Содержательно заголовок комментария отражает прежде всего событие или связанную с ним ситуацию, процесс, тенденцию, задачи, пути их решения или оценку; может обозначать взаимосвязи или отражать полемическую направленность комментария. Учитывая скорость, с которой должны готовиться комментарии, этот жанр требует от автора высокого самоконтроля, оперативности, профессионального самосовершенствования. Классическим построением публикаций данного жанра является расположение материала по схеме «факт – комментарий». Это наиболее удобная, понятная композиция для восприятия комментария. Если комментируемый факт расположен «слишком поздно», завуалирован иными фактами, предваряется развёрнутым мнением, то читатель может до него и не добраться и оставить чтение, не разобравшись о чём идёт речь, к какому факту относится данное мнение. Основными источниками информации для журналиста при подготовке комментария становятся лица, представляющие наиболее компетентную часть общества, главный метод получения сведений – экспертное интервью. В качестве методов постижения сути, посредством которых осуществляется анализ добытых подобным образом объяснений и прогнозов, выступают теоретические положения конкретных наук (политологии, социологии, культурологии – в зависимости от сферы, к которой относится комментируемый факт, ситуация) в комплексе с универсальными методологическими подходами. На этой основе комментатор вырабатывает знание об умонастроении специалистов относительно сущности наступающих перемен и, сообщая его аудитории, помогает адаптироваться к ним. Не исключается умонастроение ознакомление документальных для экспертной с журналиста части суждениями источниках возможность общества опосредованно авторитетных (официальные отслеживать лиц, сайты и – через отражёнными блоги в ведомств, публикации других СМИ и т.д.). Рекомендуемая литература: 1. Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-составитель С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – С. 125 – 167. 2. Лазутина, Г.В., Распопова, С.С. Жанры журналистского творчества: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – С. 56 – 105. 3. Распопова, С.С. Основы журналистской деятельности. – М.: Аспект Пресс, 2017. – С. 186 – 198. 4. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2017. – С. 126 – 135. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте краткое определение комментария как жанра? 2. Назовите основные жанровые признаки комментария? 3. Какой предмет отображения и функциональная предназначенность характеризуют жанр комментария? 4. Какие задачи выполняет комментарий? 5. Опишите структуру публикации в жанре комментария? 6. Какие приёмы обычно используются при подготовке комментария?
«Аналитические жанры журналистики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 36 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot