Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы психотерапии и психокоррекции. Психотерапия в системе психологической помощи

  • 👀 262 просмотра
  • 📌 224 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы психотерапии и психокоррекции. Психотерапия в системе психологической помощи» pdf
Основы психотерапии и психокоррекции БАКАНОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, К.ПС.Н., ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Тема 1. Основные понятия. Введение в психотерапию Психотерапия в системе психологической помощи Психологическая помощь как обеспечение эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуациях затруднения включает в себя: • Психологическое консультирование, • Психологическую коррекцию, • Психотерапию, • Психопрофилактику, • Психогигиену. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - Деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Методы психокоррекции часто направлены на выработку норм поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях (то есть на методы социального приспособления). Структуры: психические функции, поведение, состояние. Объект: дети, правонарушители. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА Направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. Под психической профилактикой (первичной) принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней. Под вторичной профилактикой понимают систему мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Третичная профилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. • Психогигиена – это наука и комплекс мероприятий (государственных и индивидуальных) по обеспечению, сохранению и поддержанию психического здоровья человека. ПСИХОГИГИЕНА • Психогигиена со времени ее зарождения (XIX-XX в.в.) была постоянно и непосредственно связана с психопрофилактикой, с предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней. Но если психопрофилактика больше нацелена на предупреждение возникновения конкретных психических расстройств, то цель психогигиены – формирование и поддержание психического здоровья. • Понятие «психогигиена» рассматривается как более общее понятие, разрабатывающее меры по сохранению и улучшению психического здоровья, а понятие «психопрофилактика» является более узким и, в отличие от «психогигиены», связывается с предупреждением конкретных психических расстройств и нарушений в развитии личности. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ • От лат. ―Consulto‖- совет, совещаться, забота, заботиться • Определения: - Это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту (Кочюнас Р.) - Это профессиональная помощь клиенту в поиске решения проблемной ситуации (Психотерапевтическая энциклопедия) Схожесть понятий «ПК» и «немедикаментозная ПТ» породило возникновение понятия «психотерапевтическое консультирование». По словам Дж. Коттлера и Р. Браун: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать – с чувствами, мыслями или поведением, что лучше – поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящем». Некоторые отличия психологического консультирования от других видов консультирования: 1. Психолог работает не с ситуацией, а с переживаниями, системой ценностей, отношений и состояний человека 2. Межличностные отношения и личностные особенности психолога могут являться значимой частью процесса 3. Неопределенность статуса психолога, малая осведомленность о нормах взаимодействия и распределения ответственности за процесс и результат ПСИХОТЕРАПИЯ (термин введен в 1872 г. Д.Тьюком) • Бастин Р., 1982 – особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера. • Карвасарский б. Д., 1985 – система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного. • Сигал Дж. – это такое взаимодействие, в котором один человек, не прибегая к иным средствам, кроме жестов, мимики, пауз, слов, помогает другому человеку изменить его мироощущение таким образом, чтобы он отказался от симптомов, болезненных проявлений, чего-то мешающего. • Каган В. Е., 1993 – уникальное, целенаправленное, эмоционально захватывающее, обоюдопонятное взаимодействие, которое формирует особое межчеловеческое пространство, позволяющее чувствовать себя в безопасности и быть открытым опыту поиска согласия чувств в условиях волшебного превращения этического, приводящее к изменению мироощущения и расширению возможностей жизни. Отличие психологического консультирования от психотерапии Психологическое консультирование ориентировано на: • Психически здоровую личность • Здоровые стороны личности (вера в то, что человек может измениться) • На настоящее и будущее клиента чаще, чем на его прошлое • Краткосрочную помощь (до 15 встреч) • Проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды; • Изменение поведения и развитие личности Модели психотерапии (Б.Д. Карвасарский) 1. Медицинская модель • Лечение и предупреждение заболеваний • Лечение неврозов, реактивных состояний, патологий личности 2. Психологическая модель • Ориентирована на распространение психологической культуры и мышления в сфере помощи здоровым людям, имеющим психологические проблемы Медицинская и психологическая модели психотерапии (В.Е. Каган, 2005) Характеристики Медицинская Психологическая 1) Методология Поиск причин, механизмов нарушений. Описание явлений и закономерностей. 2) Соотношение теории и практики От науки, эксперимента — к практике, прикладная психология. практике, прикладная психология. Опыт как основа, психологическая практика. 3) Картина мира Объективная Субъективная 4) Понимание человека Совокупность органов и систем, специализированных по их функциям. Основная задача — приспособление. Целостная и неделимая развивающаяся система. Основная задача — совладание. Медицинская и психологическая модели психотерапии (В.Е. Каган, 2005) Характеристики Медицинская Психологическая 5) Обращение К нарушениям и болезням с точки зрения объективной науки. К человеку и его потенциям с точки зрения бытия, значений и смыслов. 6) Диагностика Выявление симптомов и болезней, Прояснение актуального основанное на научных данных, состояния и проблемы, эксперименте, статистике. основанное на индивидуальном опыте. 7) Диагноз. Цели помощи Психиатрический. Ликвидация симптомов и возврат к норме Психологический. Разрешение проблем, личностный рост и развитие, качество жизни 8) Вектор времени Обращение к прошлому для возврата к норме. Здесь-и-теперь — обращение к тому, как прошлое и будущее представлены в настоящем. Медицинская и психологическая модели психотерапии (В.Е. Каган, 2005) Характеристики Медицинская Психологическая 9) Позиция терапевта Вооруженный знаниями, изучающий и воздействующий, проводник научных методов, дистанцированный от своих и пациента субъективных переживаний, расспрашивающий и оценивающий, ответственный за результат, руководитель. Сопереживающий, взаимодействующий, работающий с собой, принимающий пациента таким-какой-он-есть, паритетный партнер, слушающий, ответственный за процесс, партнер. 10) Позиция пациента Больной, подчиняющийся, получающий. Клиент, сотрудничающий, создающий. 11) Фокус отношений На болезни, методиках, результате. На ресурсах, взаимодействии, процессе. Медицинская и психологическая модели психотерапии (В.Е. Каган, 2005) Характеристики Медицинская Психологическая 12) Направленность методик На достижение результата, ликвидацию симптома/болезни. На обеспечение и развитие процесса, помогающего совладанию и преодолению. 13) Окончание терапии Определяется терапевтом по критериям достижения результата. Определяется клиентом. 14) Критерии эффективности Объективная оценка степени восстановления здоровья. Удовлетворенность достигнутым качеством жизни. Непопулярность психологической модели психотерапии 1. Психологическая модель более ресурсоемкая 2. В ней характерна неопределенность результата, а также медленное продвижение к нему 3. Субъективно воспринимается как более опасная и для клиента, и для консультанта 3.1. Клиент не всегда хочет встречаться со своими переживаниями; ему удобно рассматривать проблему с точки зрения медицинского подхода («я – не псих») 3.2. Консультант может быть не готов столкнуться с переживаниями клиента 4. Противоречит не только ожиданиям клиента или профессиональным возможностям консультанта, но и «социальному заказу», который ориентирован больше на коррекцию, чем на личностный рост Модели психотерапии (Б.Д. Карвасарский) 3. Философская модель • Формирует мировоззрение, дает возможность построения системы ценностей • Психотерапия позволяет понять самого себя, мир, свое место в мире, общую модель мира 4. Социальная модель • Влияет на менталитет человека и общества в целом. В обществе создается система мифов, воздействующих на менталитет . Модели психотерапии (В.В. Макаров) 5. Педагогическая модель • Направлена на процесс обучения, воспитания, перевоспитания. Может активно применяться в образовательной среде. 6. Эклектическая (недифференцированная) модель • Предполагает использование методов и техник из различных психотерапевтических направлений . Дж. Бьюдженталь, 1995 • «От психотерапевтов, конечно, требуется знание, но они должны быть скромны в его оценке. Давайте прямо признаем: наше знание никогда не является достаточным. С той скоростью, с которой мы познаем, с той самой скоростью, с которой мы получаем знание, увеличивается то, что нам предстоит познавать. Притворяться перед клиентом, будто мы знаем, что ему нужно, значит отрицать тайну и предавать клиента. В действительности, проводимая терапия должна помочь встретить и принять тайну, которую клиент несет в себе и которой он окружен». В.Е. Каган, 2005 • «Моя задача как терапевта состоит не в том, чтобы проникнуть в смыслы пациента и причины их возникновения, а в том, чтобы создать условия, в которых пациент имеет возможность прожить и пережить эти смыслы сам полнее и иначе, изменить их так, чтобы, в одних случаях, они перестали порождать или поддерживать симптомы, а в других приводили к оптимизации копинг-стратегий и поддержанию качества жизни при сохраняющихся симптомах». О психотерапии и ее миссии • «Психотерапия - это, с одной стороны, мировоззрение и практическая философия жизни, с другой стороны – система практических психологических приемов и технологий достижения поставленных целей» (В.В. Макаров, 2005). • «Миссия психотерапии (психологической практики), состоит в ответе на вызовы жизни/времени и помощи клиенту в принятии вызовов жизни/времени и реализации своего потенциала в ответе на них таким образом, чтобы поддерживать качество жизни и, в широком смысле, здоровья, способность развиваться и быть готовым принимать новые вызовы и совладать с ними» (В.Е. Каган, 2005). Литература 1. Бьюдженталь Дж. В поисках свободного бога. /В кн.: А. Бадхен, В. Каган Новая психология и духовное измерение. СПб: Гармония, 1995, С. 106-110. 2. Каган В.Е. Психотерапия: миссия понимания и понимание миссии //«ПСИХОТЕРАПИЯ». 2005. №7. 3. Макаров В.В. Миссия психотерапии: сегодня и завтра [Электронный ресурс] // Профессиональная психотерапевтическая газета. 2005. 3(30). С. 3-5. URL: http://www.oppl.ru/up/files/ppg/2005/03_2005.pdf (дата обращения: 03.09.2017)
«Основы психотерапии и психокоррекции. Психотерапия в системе психологической помощи» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Ведехина С. А.
Смотреть все 137 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot