Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психолого-педагогическая коррекция как сфера деятельности психолога

  • 👀 378 просмотров
  • 📌 337 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Психолого-педагогическая коррекция как сфера деятельности психолога
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция как сфера деятельности психолога» docx
Лекция 2.Психолого-педагогическая коррекция как сфера деятельности психолога. Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокор-рекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать: психолог – специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать; психотерапевт – врач по образованию, который оказывает человеку по-мощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру. Разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психики или поведения психически здорового человека. Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ Начало формы Виды психолого-педагогической коррекции. Психокоррекционная ситуация. Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать. 1. По характеру направленности выделяют коррекцию: симптоматическую; каузальную. 2. По содержанию различают коррекцию: познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведенческих аспектов; межличностных отношений; внутри групповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); детско-родительских отношений. 3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: индивидуальную; групповую. 4. По наличию программ: программированную; импровизированную. 5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директив-ную; недирективную. 6. По продолжительности: сверхкороткую (сверхбыструю); короткую (быструю); длительную; сверхдлительную. 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую; частную; специальную. Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов: 1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Чело-век, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, – это клиент. 2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, – это психолог, психокор-ректор. 3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы. 4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией. 5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Цели и задачи психокоррекционной работы. В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии. Биологическая модель – объясняет этиологию отклонений в развитии сни-жением темпа органического созревания. Медицинская модель – выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. Интеракционистская модель – подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития. Педагогическая модель – усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка. Деятельностная модель – ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности. При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться сле-дующими правилами: 1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. 2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжи-тельностью коррекционной работы. 3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности. 4. Нужно помнить, что эффект коррекционной работы проявляется на протяжении достаточно длительного временного интервала. Основные принципы психолого-педагогической коррекции. Среди общих принципов коррекционной деятельности выделяют следую-щие: – принцип целенаправленности коррекционного процесса; – принцип целостности и системности всего педагогического процесса; – принцип гуманистической направленности (гармоничное сочетание целей об-щества и личности); – принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательно-стью; – принцип опоры на сильные и положительные стороны ребенка; – принцип сознательности и активности участников коррекционного процесса; – принцип сочетания прямых и косвенных воздействий, которые создают дополнительное влияние. Специфичные принципы: – принцип единства диагностики и коррекции; – принцип нормативности развития; – принцип коррекции «сверху вниз»; – принцип коррекции «снизу вверх»; – принцип системности развития психической деятельности; – деятельностный принцип коррекции. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия. Практическому психологу очень часто поступают запросы на осуществление коррекционных воздействий. Проведение коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию: – теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.; – практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции; – личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента. Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов коррекционного воздействия. Конец формы Лекция 9 Основные принципы составления психокоррекционных программ. Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы: принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, принцип единства коррекции и диагностики, принцип приоритетности коррекции каузального типа, деятельностный принцип коррекции, теоретической основой для формулирования, принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента, принцип комплексности методов психологического воздействия, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе, принцип опоры на разные уровни организации психических процессов, принцип программированного обучения, принцип усложнения, учет объема и степени разнообразия материала, учет эмоциональной сложности материала. Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных спо-собностей клиента. Виды коррекционных программ. Психокоррекционный процесс. Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной. Общая модель коррекции – это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий. Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем;  Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы. В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы.  Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков: диагностический; коррекционный; оценочный; прогностический. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты: – четко формулировать цели коррекционной работы; – определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы; – выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы; – четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом; – отобрать методики и техники коррекционной работы; – определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы; – определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.); – определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин. в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе); – разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий; – планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.); – реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу); – подготовить необходимые материалы и оборудование. По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения: разрешения реальных трудностей развития; постановки целей и задач коррекционной программы. Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале. Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности. Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, уп-ражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.
«Психолого-педагогическая коррекция как сфера деятельности психолога» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot