Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями

  • 👀 345 просмотров
  • 📌 302 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями» pdf
Курс «Введение профессию» Дисциплина «Основывпсихокоррекции (с по психокоррекции тревоги 1 практикумом семестр и депрессии) – к.пс.н. доцент 6Преподаватель семестр Ванновская Ольга Васильевна Стратегии психокоррекционной работы №1 «Психология сТема психическими сосояниями как профессия» www.akme.edu.ru Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями ТЕМА: СТРАТЕГИИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПСИХИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ Учебные вопросы: 1. Теоретические подходы к проблеме психокоррекции психического состояния. 2. Симптоматическая психокоррекция. 3. Поведенческая коррекция психического состояния. 4. Психологическая поддержка в трудной ситуации как метод коррекции. 1. Подходы к психокоррекции психических состояний довольно трудно описать, поскольку, сюда (рациональная современной должны терапия, быть отнесены гипнотерапия…), психотерапии и как так психокоррекции. многие и классические методы, методы развивающиеся Методология каждого из в них основывается на определенной теории личности, раскрывающей закономерности ее развития и функционирования, взаимоотношения с социальной средой, механизм возникновения расстройств. Это методы психодинамического, поведенческого, когнитивного, телесно-ориентированного направления, экзистенциальной психологии и психотерапии, трансактного анализа и т.д. В психогигиенических и психопрофилактических целях целесообразно применять методы как групповой, так и индивидуальной работы. Разумеется, поскольку речь идет не об излечении человека, а об укреплении психологической устойчивости личности по тношению к определенным раздражителям и ситуациям, необходимы не все методы, а лишь те, которые расширяют знания субъекта о себе, своих возможностях и ограничениях. Это также методы, позволяющие достигать большего успеха в функционировании. Приведем примеры таких подходов. Когнитивно-поведенческий подход Это подход, предназначенный для изменения умственных образов, мыслей и мыслительных паттернов с тем, чтобы помочь больным в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. Он основан на теории, согласно которой поведение и эмоции отчасти обусловлены когнициями и когнитивными процессами, и изменять их можно научиться. В отличие от традиционных методов психотерапии, которые также признают важную роль когниций в поведении и эмоциях, когнитивноповеденческий подход отличается тем, что его материалом является лишь когниции, появляющиеся «здесь и сейчас». Используются принципы модификации поведения www.akme.edu.ru 1 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями для обнаружения имеющихся когниций и выявления тех из них, которые создают проблемы, в частности, инициируют негативное состояние. Поведенческие техники используются для устранения нежелательных когниций, предложения новых паттернов мышления и способов продумывания проблем и для подкрепления этих новых когниций. Эти техники включают: а) регистрацию желательных и нежелательных когниций и фиксацию условий их появления; б) моделирование новых когниций; в) использование воображения для визуализации того, как новые когниций могут быть соотнесены с желательным поведением и эмоциональным благополучием; г) использование этих новых когниций на практике в реальных ситуациях, с тем чтобы они стали привычным образом мышления пациента. Когниций, изменение которых может потребоваться, включают отдельные мнения и убеждения и их системы, а также мысли и образы. Чел. организует и использует когниции с помощью когнитивных процессов. Эти процессы включают: а) способы оценки и организации информации о себе и окружающей среде; б) способы ее переработки для приспособления в жизни и решения проблем и в) способы предсказания и оценки будущих событий. Как самостоятельное направление подход возник из области модификации поведения и поведенческой терапии. Поведенческая терапия 1960-х гг. пыталась объяснять и лечить эмоциональные и поведенческие нарушения, используя те же законы оперантного (и др. видов) обусловливания, которые успешно использовались в исследовании поведения низших организмов, младенцев и лиц с задержкой психического развития. Однако при исследовании взрослых было обнаружено, что даже очень мощные внешние манипуляции часто не могли закономерно изменять поведение. Например, при лечении депрессий можно, в принципе, подкреплять «счастливое» поведение и наказывать за «депрессивное». Однако если когнитивные процессы больного содержат тенденции к самообвинению или к видению себя в качестве неудачника, эти внешние манипуляции окажутся неэффективными. Монография Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» стала важным событием для поведенческих терапевтов, находившихся в поисках более интегративных моделей, поскольку в ней подчеркивалась важность когнитивных процессов в регуляции поведения. По мнению представителей подхода, когниции и когнитивные процессы могут создавать то, что не является точным отражением окружающей индивидуума реальности; эти когниций могут вызвать неадекватное, нежелательное поведение www.akme.edu.ru 2 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями и/или эмоции. Одни и те же внешние условия могут вызвать у одних людей страх или депрессию и не вызвать никаких реакций у других Люди учатся удовлетворять свои нужды, наблюдая исход событий и поведения. На основе из этих наблюдений у них возникают ожидания относительно того, что произойдет в будущем и собственной способности действовать в этих обстоятельствах. Они обнаруживают, что определенный ход событий вызывает определенные эмоциональные формирует оценочные окружающих. Таким реакции. Сравнивая суждения относительно образом, поведение себя с другими, человек своего поведения и поведения определяется не только внешними условиями, но и решениями, которые мы принимаем на основе наших когниций относительно этих условий. Так, когниций могут вызывать нежелательное поведение или эмоции, в зависимости от того, какие когниций индивидуум научился использовать в различных жизненных ситуациях. Если люди приучаются думать о себе как о неудачниках, они могут становиться депрессивными. Если они начинают думать, что не могут справиться с ситуацией, они будут пытаться избегать ее. Целью когнитивной терапии и психокоррекции является изменение ошибочного образа мышления в отношении себя и обучение клиента навыкам, необходимым для того, чтобы справиться с проблемными ситуациями. Работа с психологом включает опыт обучения, имеющего целью изменить когниции так, чтобы они стали более адекватными и не препятствовали социальному или эмоциональному развитию.при решении трудовых и прочих задач, совершенствовать саморегуляцию, помогают динамичному развитию личности, более полной адаптации. Личностно-центрированный, или клиентоцентрированный подход Личностно-центрированная терапия (первонач. название клиент- центрированной) была предложена К. Роджерсом в начале 1940-х гг. Она нашла таких видных сторонников, как В. Рейми (теперь когнитивный психотерапевт) и Ю. Гендлин (теперь работает в области эмпирической психотерапии). Хотя она уже и не практикуется в первоначальном виде, но все же представляет собой интегральный компонент теории и практики бесчисленного количества теоретиков Роджерса, эмоциональные нарушения (в и психотерапевтов. Согласно взглядам том числе негативные психические состояния) являются преимущественно результатом: а) приобретения людьми отрицательной Я-концепции вследствие недостаточного принятия их другими, особенно в детские годы, и отказа других обеспечить им www.akme.edu.ru 3 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями подходящие условия для (личностного) роста; б) расхождения между реальным Я и тем, как воспринимают человека другие; в) отказа людей прямо и свободно осознать те аспекты собственной личности, которые не согласуются с их Я-концепцией; г) склонности людей делать чрезмерные обобщения, находиться во власти концепций или мнений и полагаться на абстракции, вместо того чтобы обратиться к испытанию реальности; д) самоуничижения или чувства собственной малоценности. Роджерианские, или личностно-центрированные методики включают: а) включение в глубокие, интенсивные, заботливые отношения с клиентами; б) постоянное проявление в этих отношениях искренности, конгруэнтности и эмпатического понимания клиентов и их проблем; в) недирективный и ненавязчивый диалог между врачом и клиентом; г) помощь клиентам в замене состояния собственной малоценности на способность ценить и верить в мудрость своего развивающегося организма; д) содействие клиентам в достижении безусловно положительного отношения к самим себе, главным образом, через переживание безусловно положительного отношения к ним терапевта. Методы оздоровления на основе искусства и творчества К данной группе относятся методы арт-терапии (самовыражения в рисовании, живописи, скульптуре), методы музыкальной, танцевальной терапии, вокализации, драматерапии, сказкотерапии, изготовления поделок из различных материалов и др. Их успешно применяют в психотерапевтических целях, но, как показал опыт многих специалистов в разных странах, они весьма полезны для гармонизации личностного развития, расширения межличностных контактов, эмоционального отреагирования, повышения настроения, травмирующих переживаний. психогигиенических совершенство снятия задач. усталости, То есть, Эстетический художественного исполнения переключения они эффективны уровень не и имеют отвлечения для результатов значения, от решения творчества, важно лишь воздействие на личность, ее состояние. Ментальные упражнения Ментальные упражнения также составляют довольно широкий класс методов. К нему мы, с точки зрения Л.В. Куликова, относятся метод аутогенной тренировки, метод визуализации, некоторые медитативные техники. Метод аутогенной тренировки основан на взаимосвязи интенсивности эмоций и мышечного напряжения. Эмоциями напрямую управлять трудно. Но, действуя опосредованно, то есть, переключая внимание на различные группы мышц и www.akme.edu.ru 4 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями представляя или внушая себе их релаксированное состояние, можно получить желаемый результат. В основе метода визуализации лежит самовнушение в релаксированном состоянии с акцентом на построение в воображении ярких динамических образов. В большинстве случаев активизируются содержание защитные силы образов связано организма, как представлением нормализуется того, как протекание физиологических процессов. Сеансы визуализации должны проводиться регулярно. При регулярных занятиях становится более благоприятным эмоциональный фон, повышается настроение, формируется более оптимистичное и активное отношение к жизненным трудностям, психическим и соматическим болезням. Центральным концентрации моментом внимания, медитативных техник является упрочение расширение возможностей произвольного объема и содержания сознания. Медитативные упражнения обычно релаксированном состоянии. Важна установка на пассивное навыка изменения проводятся в принятие всего происходящего — как должного, закономерного. Для психопрофилактических целей достаточно полезны простые техники: концентрация внимания на дыхании, последовательно на отдельных частях тела, на каком-либо предмете. Как и в других ментальных упражнениях целительный эффект возможен только при регулярных занятиях и по достижению определенного уровня тренированности. Биологическая обратная связь В основе метода (англ. — biofeedback) лежит возрастающее в ходе тренировок умение произвольного регулирования некоторых организмических функций или физиологических процессов, которые по своей природе регулируются непроизвольно (соответствующими нервными центрами). Метод реализуется с использованием технических систем внешней обратной связи — подачи информации о параметрах организмических функций. Например, подавая в головные телефоны звук, высота которого кодирует амплитуду альфа-ритма мозга. Тренировки позволяют учащимся или пациентам поверить в более широкие собственные возможности самоконтроля, т также избавиться от состояний тревоги, страха, стресса, повышенной агрессивности и др.. 2. Симптоматическая психокоррекция, в отличие от каузальной, предполагает краткосрочное ситуативное воздействие с целью ликвидации «острого» симптома. В психокоррекционной работе важную роль играет психодиагностика, она проводится обычно в самом начале консультации и на нее отводится гораздо больше www.akme.edu.ru 5 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями времени, нежели в психологическом консультировании. В данном случае важной задачей психолога является принятие решения о симптоматической помощи, которая предполагает относительную краткосрочность и высокую интенсивность совместной деятельности клиента и психолога, что чаще всего бывает основано на отсутствии глубоких внутриличностных конфликтов, связанных с запросом, или неготовности клиента работать с ними. Предметом симптоматической коррекции обычно являются психические состояния, негативные поведенческие модели, социальные роли. Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. В симптоматической представлений Г.С. психокоррекционной Абрамовой о том, что работе можно психологическая исходить коррекция - из это обоснованное воздействие психолога на отдельные характеристики внутреннего мира человека, то есть психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. 3. Покажем применение поведенческого подхода на примере коррекции состояния страха на материале исследований В.Г. Ромека. По мнению данного автора, страх становится объектом для вмешательств психолога в том случае, если он приобретает нерациональные формы (то есть человек боится того, чего бояться нет никаких оснований) и у клиента возникает желание от навязчивых страхов избавиться. Ошибкой будет стремление избавить человека от страхов полностью и навсегда. Страх и связанная с ним функция физиологической активации выполняют, безусловно, очень важную адаптивную функцию, а именно, позволяет человеку быть готовым к активным действиям по защите своей физиологической и психической целостности, и помогает приспособиться к жизни в социальной среде. Вполне разумно опасаться неблагоприятного действия ядовитых химических соединений, взрывоопасных предметов, ничего нет плохого в том, чтобы избегать поездок с пьяным водителем или опасаться автомобиля, несущегося с огромной скоростью. Эти формы страха лишь помогают человеку сохранить свою жизнь и здоровье. В той или иной степени все люди боятся внезапного изменения окружающей обстановки, громких звуков, боли, голода и холода, болезней, насильственных www.akme.edu.ru 6 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями действий, высоты, опасаются незнакомых предметов или необычных действий окружающих. Помимо этих форм страха, имеющих, по всей видимости, биологическое происхождение, у человека в процессе социализации (и на основе биологических страхов) могут возникать социальные страхи, регулирующие его взаимодействие с социальными объектами: другими людьми или группами людей. Боязнь оказаться в центре внимания, совершить ошибку или выглядеть смешным не имеет очевидного биологического смысла и выполняет функцию приспособления человека к его социальному окружению. И те, и другие формы страха в их адаптивном варианте должны помогать человеку предотвратить опасные события, сберечь силы для активных творческих форм жизнедеятельности, приносящих ему удовольствие. Совершенствование способов предотвращения опасных событий позволяет больше сил потратить на позитивные и доставляющие приятные эмоции занятия. В этом должна бы состоять адаптивная форма страха. И в большинстве случаев именно так и обстоит дело, за редким исключением, когда страх начинает осознаваться человеком, как мешающая, неподконтрольная и деструктивная эмоция, когда человек начинает бояться событий, никакой опасности не представляющих. В этом случае возникает необходимость в профессиональной психологической помощи. Поведенческое объяснение нерациональных страхов В соответствии с первой объяснительной моделью формирования нерациональных страхов, классически обусловленные страхи возникают в результате ассоциации безусловных стимулов, еще при рождении (а вероятно - и до момента рождения) вызывающих реакцию страха, с некоторыми первоначально нейтральными стимулами. Джон Уотсон называл несколько безусловно страшных стимулов: внезапные громкие звуки, внезапная потеря опоры, толчки и удары в момент засыпания. Прочие стимулы, запускающие реакции страха, с его точки зрения, являются комбинацией уже названных. На основе врожденных (безусловных) реакций страха в ходе жизни появляются новые стимулы, вызывающие страх. В своих опытах Уотсон установил, что многие реакции, например, страх животных, темноты, огня, в младенческом возрасте не вызывает страха. Боязнь возникает, вероятно, позднее в результате случайного классического обусловливания. www.akme.edu.ru 7 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями Изучая эмоции младенцев, Джон Б. Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Вместе с Розалией Рейнер Уотсон проверил возможность формирования эмоциональной реакции страха белой крысы у 11-тимесячного младенца, который ранее крысу вполне терпел в своей кроватке и даже играл с ней. Альберт - сын кормилицы, работавшей в больнице, был вполне здоровым мальчиком, и до начала эксперимента (в возрасте 9 месяцев) не боялся белых крыс, кролика, собак, ваты, обезьян и других животных. Не боялись этих объектов и три других ребенка, которые в тот момент находились в больнице. Эксперимент был предпринят, чтобы ответить на три вопроса: (1) можно ли младенца научить бояться животных в том случае, если животное будет предъявляться одновременно со стимулом, вызывающим страх (звуком от удара по металлической пластине)? (2) Будет ли этот страх распространяться на других животных? (3) Как долго будет сохраняться обусловленный страх? В качестве безусловного раздражителя, вызывающего страх, в эксперименте использовались громкие звуки (стучали молотком по железной полосе за спиной у младенца). В первой серии по пластине ударили всего лишь дважды каждый раз, когда Альберт прикасался к белой крысе, помещенной к нему в колыбельку. Уже после двух попыток Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили - в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая мышку в колыбель. Младенец начал демонстрировать реакцию избегания и плакал уже лишь при виде белой крысы. Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли реакция страха перенесена на другие объекты. Был зафиксирован страх при предъявлении кролика, собаки, меховой шубы. Альберт избегал также контактов с ватой и маской Деда Мороза. Поскольку громкие звуки эти объекты не сопровождали, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха на похожие объекты. Для контроля Альберту дали поиграть с деревянными кубиками. Кубики страха не вызывали. Уотсон предположил, что по аналогии с этим очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. Пример: Молодая семья растит ребенка в тесной однокомнатной квартире. Отец очень сильно занят и иногда приходит домой пьяным. В этом случае мать ребенка www.akme.edu.ru 8 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями имеет привычку громко отчитывать его. Поскольку квартира маленькая, то склоки происходят непосредственно у кроватки младенца. Нередко во время этих скандалов ребенок начинает рыдать, мать выхватывает его из кроватки (иногда это бывает больно) и использует в качестве аргумента в споре ("зачем мы его тогда рожали?"). Спустя некоторое время ребенок начинает рыдать, когда отец, желая его поласкать, подходит к его кроватке и берет его на руки. Далее Уотсон обнаружил, что обусловленные страхи у человека отличаются удивительной стойкостью, легкостью переноса на смежные ситуации и требуют часто довольно длительной терапии, Связано это с тем, что обусловленные страхи легко иррадиируют (распространяются) на похожие ситуации, но вот угашение страхов, достигнутое в ходе терапии, на похожие ситуации не распространяется. Хотя эксперимент Уотсона оставляет без ответа довольно много вопросов, обнаруженный в этом эксперименте механизм формирования (часто с первого предъявления) страха в результате классического обусловливания является, вероятно, одним из самых проверенных в современной терапии поведения. Из сравнительно недавних экспериментов следует, что если человек когда-либо научился бояться авторитарного начальника, то этот страх легко распространяется на милиционеров, преподавателей, работников официальных учреждений. Если далее в процессе терапии бояться начальника его отучат, то это не означает, что он перестанет бояться милиционеров, преподавателей и работников разного рода контор. Угашение комплексных или генерализованных страхов может оказаться делом хлопотным и непростым. С течением времени интерес к изучению условных рефлексов у человека в мировой психологии не угас. Время от времени появляются новые работы и обнаруживаются новые факты, связанные с наличием у человека речи и мышления, которые могут замещать реальные стимулы в процессе обусловливания. В исследовании Рэзрена было показано, что не само звучание слова выполняет функцию условного раздражителя, а его смысл, значение, за ним скрывающееся. С этой точки зрения страх или депрессивные реакции могут распространяться на ситуации, приобретающие схожий смысл в отношении их, например, цели или определенных ожиданий. Страх получить отказ при обращении в официальную организацию может распространиться на ситуацию знакомства с привлекательным партнером в том случае, если они будут похожи по возникающему в этих ситуациях ожиданию получить отказ или желанию выглядеть "настоящим мужчиной". www.akme.edu.ru 9 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями Основные положения теории условного рефлекса косвенно учитываются практически во всех процедурах психокоррекции. Если эмоциональную жизнь человека рассматривать как результат сложной истории чередующегося обусловливания и угасания рефлексов все более высокого порядка, то можно определить для себя некоторые правила психологической коррекции. Во-первых, следует избегать тренировки абсолютно новых образцов поведения с привлечением ситуаций из прошлой жизни клиента, вызывающих или вызывавших ранее обусловленные негативные реакции (страх, отвращение, стыд и т.д.). Новое поведение должно быть сопоставлено событиям или действиям, вызывающим положительные эмоции. Условно-рефлекторные положительные реакции на новое поведение будут способствовать его прочной фиксации и облегчат трансфер нового поведения в реальную жизнь. Во-вторых, желательно вообще избегать в ходе терапии реализации условных рефлексов бегства, страха, стыда и всего, что связано с негативными эмоциями, чтобы избежать формирования обусловленного негативного отношения к терапии. Конечно, механизм формирования страхов у человека не сводится к классическому кондиционированию. Страх в каждом конкретном случае представляет собой сложный и абсолютно индивидуальный сплав физиологических, психических и поведенческих механизмов, возникающий на основе классического и оперантного обусловливания, подражания и вербального убеждения. Само развитие науки поставило перед сторонниками теории классического обусловливания страха ряд вопросов, не получивших ответа в рамках данной объяснительной модели. Например, в терапевтической работе часто можно было наблюдать страх объектов, которые никогда не совпадали во времени с безусловными стимулами страха и не могли быть обусловлены. И наоборот, даже при неоднократном совпадении некоторых событий с болевыми стимулами (например, удары электрическим током, падения при игре в футбол или тренировки в клубе восточных единоборств) эти события страх не вызывали. Далее, если страх белой крысы обусловливался достаточно быстро, то попытки обусловить страх деревянной уточки по модели Уотсона ни к чему не привели. Очевидно, разные объекты в разной степени подходили для классического обусловливания. И, наконец, удивительная стойкость классически обусловленных страхов также требовала своего объяснения. Ряд недоразумений www.akme.edu.ru получили разрешение 10 в Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями дальнейших исследованиях, некоторые продолжают оставаться загадкой для ученых до сих пор. Оперантное обусловливание С развитием Б.Ф. Скиннером теории оперантного обусловливания появилась еще одна (оперантная) модель обусловливания страхов. В соответствии с этой моделью страхи (преимущественно их поведенческий компонент) могут возникать, поддерживаться и укрепляться под воздействием подкрепления, случающегося после боязливого поведения. Здесь принято различать позитивное подкрепление (приятные события) и негативное подкрепление (возможность избежать событий неприятных). Возможность возникновения страха в результате позитивного подкрепления приятными последствиями можно проиллюстрировать следующим примером. Ребенок, испугавшийся чего-либо и прибежавший за защитой к родителям, получает от них заботу, ласку и защиту. При любых потенциально страшных или неприятных событиях он теперь охотнее обращается к родителям за поддержкой, демонстрируя стойкую стратегию бегства. Иногда ребенок даже может в этом случае симулировать страх в расчете лишний раз получить подкрепление. Страх приобретает то, что в поведенческой терапии принято называть скрытой выгодой. Особенно прочны такого рода страхи в том случае, если испугаться для ребенка - единственный способ привлечь внимание родителей. Подкрепляемая таким образом реакция бегства встречается чаще впредь и часто генерализуется. Ребенок, например, просится в постель к родителям, мотивируя это страхом темноты. В ранних экспериментах Уотсона у младенцев такого страха не обнаруживалось. Не менее часто оперантно обусловленный страх возникает в результате негативного подкрепления - то есть возможности избежать неприятных (страшных) стимулов или переживаний. В классических экспериментах по обучению предотвращению аверсивных (т.е. болезненных или неприятных) стимулов собаку обучали перепрыгивать через барьер в соседний ящик, чтобы предотвратить удар током каждый раз, когда загоралась лампочка. Собаку помещали в ящик, разделенный перегородкой на два отделения. В полу ящика были размещены металлические прутья, на которые подавался электрический ток, создающий не опасный, но чувствительный электрический удар. Электрическому удару предшествовало изменение освещения в ящике. Собака могла предотвратить удар www.akme.edu.ru 11 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями током (негативное подкрепление), если вовремя (в течение 10 секунд) перепрыгивала через барьер в соседнее отделение ящика, реагируя на изменение освещения. То, в какой мере поведение предотвращения (например, предотвращение болезненных укусов комаров) можно считать проявлением страха, остается вопросом открытым. Теория двух процессов Моуэра Гипотеза оперантного обусловливания страха важна еще в одном отношении. С использованием этой гипотезы О. Моуэр (1960) попытался объяснить устойчивость обусловленных страхов к угасанию в рамках так называемой "теории двух процессов". В соответствии с этой теорией, страх сначала возникает по схеме классического обусловливания, то есть человек научается бояться и избегать прежде нейтральных стимулов. Но, поскольку сам страх является неприятным (аверсивным) стимулом, то человек стремиться предотвратить страх. Каждый раз, когда это удается, происходит оперантное (негативное) подкрепление. Таким образом, страх начинает подкреплять сам себя, чем и объясняется стойкость страха к угасанию при отсутствии условного аверсивного стимула. Остается, правда, без объяснения тот факт, что люди часто боятся объектов, которые никогда в их жизни не совпадали во времени с аверсивными стимулами; объектов, которые они вообще не встречали в ходе жизни. Объяснение этим страхам дают теории обучения на моделях и вербального инструктирования. Обучение на моделях В рамках социально-когнитивной теории А. Бандуры (2000) было показано, что многие новые образцы поведения и эмоциональные реакции могут возникать в результате подражания (обучения на моделях). Человеку достаточно видеть, чего боятся окружающие его люди (в первую очередь - родители), чтобы начать бояться того же самого. То есть, человеку совсем не обязательно на себе проверять неприятное действие некоторых событий. Достаточно того, что эти неприятные воздействия он увидит на примере других людей в реальной жизни или в средствах массовой информации. Страх, например, сотрудников правоохранительных органов или вообще человека в униформе часто можно встретить у людей, которым никогда ничего плохого люди в униформе не делали. Ограбления или насилия боятся и те, www.akme.edu.ru 12 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями кого никогда не грабили и не насиловали. Часто эти люди даже не видели актов насилия или ограбления, а лишь слышали рассказы о них. Вербальное убеждение Так называемые "вербальные модели" также могут спровоцировать механизм обучения на моделях. Наличие воображения позволяет человеку живо представить себе неприятные последствия тех или иных поступков, опасные действия людей или объектов физического мира. Страх может сформироваться, если человека просто напугают, как следствие подкрепленных или неподкрепленных угроз. В раннем детстве, когда опыт человека еще невелик, влияние запугивания и угроз особенно сильно, ведь ребенок не может в полной мере оценить вероятность их осуществления. Теория предрасположенности Два любопытных факта были обнаружены в рамках моделей кондиционирования и обучения на моделях, но не получали должного объяснения. В экспериментах по классическому обусловливанию страха младенцев легко удавалось научить бояться крыс, но практически не удавалось научить бояться деревянной уточки или детской пирамидки. Обезьяны в экспериментах Минеки путем наблюдения научались бояться змей, но страх цветов таким путем сформировать не удалось (Mineka, Cook, 1993). Это послужило поводом для выдвижения М. Селигманом (1971) гипотезы "предрасположенности". В соответствии с этой гипотезой, в ходе эволюции возникла некоторая генетически закрепленная предрасположенность к возникновению страха в отношении определенных стимулов. Страх очень легко формируется в отношении змей, насекомых, маленьких юрких животных, склизких и вязких объектов и прочих стимулов, представлявших опасность для эволюционного развития человека. Гораздо более опасные объекты, появившиеся в недавнее время - электрические приборы, транспорт, оружие, яды, такой предрасположенностью не обладают, поэтому страх в отношении них формируется медленнее. Когнитивные механизмы страха Поскольку поведенческие психологи преимущественно имеют дело с взрослыми людьми, владеющими речью и с развитыми высшими психическими функциями, то мы не можем преуменьшать значения когнитивных механизмов в регуляции страха. Отметим особенности когнитивной сферы людей, страдающих от страха. Это кажется www.akme.edu.ru 13 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями важным, поскольку когнитивные подходы к терапии страхов (в особенности социальных) доказывают свою эффективность наряду с чисто поведенческими моделями терапии. Наиболее часто в литературе указывают на характерное для клиентов, страдающих от страхов, изменения фокуса восприятия себя самого и своих физиологических процессов. Внимание оказывается прикованным либо к проприоцептивным процессам, свидетельствующим о страхе, либо к стимулам, свидетельствующим о приближении опасного события или его осуществлении. Внимание человека концентрируется на внутренних ощущениях, свидетельствующих о страхе (сердцебиение, потливость, дрожь, покраснение, приливы жара или холода, неприятные ощущения в области желудка и т.п.). Страдающие фобией ошибочно полагают, что замечаемые ими физиологические ощущения очевидны окружающим и пытаются обычно их скрыть, в результате чего возникает своеобразный "замкнутый круг", процессы, оказавшиеся в центре внимания, усиливаются, на что человек тут же обращает внимание. Он начинает ожидать появления этих симптомов, бояться уже их появления. "Страх испугаться" наслаивается на страх события, эти два страха начинают подкреплять друг друга. В результате человек регистрирует и тщательно отслеживает те собственные когнитивные, эмоциональные, физиологические и поведенческие процессы, которые обычно протекают в автоматическом режиме. Это иногда нарушает всю слаженную картину регуляции поведения. Регистрируя вновь эти нарушения, человек только усугубляет ситуацию. Искаженным случившихся в результате событий и оказываются атрибуции причин также процессы происшедшего. интерпретации Подводя итоги многочисленных исследований в этой области, Батлер и Мэтью (1983) отметили три особенности, отличающие фобических пациентов от здоровых людей. Люди, страдающие от страха, (1) склонны интерпретировать нейтральную информацию как опасную, (2) они переоценивают шансы того, что случится нечто страшное, и (3) склонны переоценивать последствия, к которым эти страшные события приведут. Изменяются и атрибутивные процессы - человек, страдающий фобией, обычно успехи объясняет стечением обстоятельств и везением, неудачи же, ошибки и сложности в жизни относит на свой счет. В этой ситуации не приходится ожидать быстрых улучшений психологического состояния. И самое неприятное, что те же особенности атрибуции он применяет к успеху терапии. Существуют также указания www.akme.edu.ru 14 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями на то, что и в памяти страдающих от страха людей угрожающие события закрепляются прочнее, чем события приятные. Учитывая все названные неприятные изменения когнитивных процессов, мы не можем оставлять их без внимания и вынуждены включать в программы психологической коррекции болезненных страхов, помимо чисто поведенческих приемов, также и методы когнитивной и рационально-эмоциональной терапии. Поведенческая терапия страхов Все объяснительные модели возникновения страха так или иначе получили свое выражение в методах его поведенческой терапии. Исторически первым методом стала систематическая десенсибилизация, использующая для терапии обусловленного страха принцип хабитуации (привыкания). Несмотря на то, что привыкание к вызывающим страх стимулам использовалось еще на заре психотерапевтической практики, широкую известность этот метод получил после экспериментов Мэри Джонс с маленьким Петером, страдающим от зоофобии (страха животных). Мэри Ковер Джонс попыталась устранить страх белых кроликов, уже возникший у маленького пациента больницы - Петера. Простого ежедневного предъявления белого кролика для этого оказалось недостаточно - Петер пугался вновь и вновь и страх сам собой не угасал. Для привыкания к кролику его вносили в помещение в момент, когда Петер был абсолютно спокоен и ел печенье, причем подносили его на такое расстояние, при котором Петер оставался спокойным. С каждым днем это расстояние удавалось понемногу уменьшать, причем каждый раз - не нарушая спокойствия Петера. Постепенно Петер привык к кролику и даже начал трогать его и играть с ним. Позже эту систематической процедуру в поведенческой десенсибилизацией психотерапии стали (систематическим называть снижением чувствительности), и сейчас она довольно популярна при терапии обусловленных страхов. Но здесь нужно все же отметить, что условный рефлекс страха у людей редко угасает полностью - время от времени он может проявляться вновь, особенно при условии случайного совпадения условного и безусловного раздражителей. Систематическая десенсибилизация Метод систематической десенсибилизации заслуженно причисляют к наиболее часто используемым методам поведенческой психотерапии. По подсчетам Венгле, www.akme.edu.ru 15 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями больше трети публикаций на темы поведенческой психотерапии так или иначе связаны с этим методом. Начиная с 1952 года, когда (еще в Южной Африке) появились первые публикации Джозефа Вольпе, посвященные этому методу, систематическая десенсибилизация чаще всего используется в терапии нарушений поведения, связанных с классическими фобиями (боязнь пауков, змей, мышей, замкнутого пространства и т.д.) или социальными страхами. Суть метода сводится к тому, что в процессе терапии создаются условия, при которых клиент таким образом конфронтируется с ситуациями или стимулами, которые у него вызывают реакции страха, что страх не возникнет. При многократном повторении такого рода конфронтации добиваются угашения реакции страха, клиент привыкает спокойно воспринимать ранее вызывавшие страх стимулы. Десенсибилизация достигается тем, что терапевт очень бережно и осторожно изменяет некоторые характеристики ситуаций или объектов, вызывающих у клиента страх, начиная с такой интенсивности стимулов, при которой клиент сам в состоянии контролировать реакции страха. Часто при этом используют моделирование - т.е. терапевт или ассистент демонстрирует, как он сам без страха справляется с такими ситуациями. Речь здесь идет о том, чтобы составить иерархию стимулов, различающихся по степени опасности, и впоследствии систематически учить клиента справляться с этими ситуациями, последовательно увеличивая степень опасности. Пример. Женщина обращается за помощью к психотерапевту после того, как она на полном ходу в панике выпрыгнула из автомобиля, увидев, как по ее ноге ползет паук. Она и раньше очень боялась пауков, на после этого случая решила, что с ней что-то не в порядке. После предварительной поведенческой диагностики с женщиной составляют и детально обсуждают план терапии, основанный на методике систематической десенсибилизации. В качестве цели определяется следующее: она должна быть в состоянии дать пауку проползти по ее руке и предплечью, сама снять его и выпустить "на волю". В ходе анализа выстраивают следующую иерархию стимулов: 1.а) Видеть, как маленький паучок ползает в другом конце комнаты. 1.б) Видеть, как большой лохматый паук ползает в другом конце комнаты. 2.а и 2.б) Видеть, как маленький (а) или большой лохматый паук (б) ползет в моем направлении. www.akme.edu.ru 16 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями 3) (дальше я пропускаю градацию по размеру и виду пауков) Накрыть паука стаканом. 4) Накрыть паука стаканом и подсунуть под стакан плотный лист бумаги. 5) Поднять пойманного в стакан паука и поносить по комнате. 6) Подсунуть в стакан палец и потрогать паука. 7) Дать пауку возможность поползать по кисти руки. 8) Дать пауку поползать по кисти руки и потрогать его пальцем. 9) Накрыть паука ладонью на своей руке. 10) Поймать паука в кулак и выпустить на улицу. Этот план последовательно осуществляется, причем ассистент терапевта сам с улыбкой демонстрирует, как это может быть сделано. При появлении признаков панических реакций конфронтация моментально прекращается и степень опасности ситуации снижается. Контр-обусловливание и тренинг ассертивности Дальнейшее развитие систематическая десенсибилизация получила в работах Джозефа Вольпе, специально занимавшегося изучением социальных страхов. В своей работе Вольпе изучил большое количество различных социальных страхов. Некоторые из них встречались довольно часто (Wolpe, 1958). Это: страх критики; страх быть отвергнутым; страх оказаться в центре внимания; страх показаться неполноценным; страх начальства; страх новых ситуаций; страх предъявлять претензии; страх не суметь отказать в требовании; страх сказать "нет". Если в случае классических фобий мы довольно часто можем встретить выраженные монофобии, т.е. боязнь чего-то одного и определенного, то применительно к социальным страхам эти случаи довольно редки. Большинство социальных страхов имеют комплексный характер, то есть человек редко боится только начальства. Чаще всего вместе с этим он боится и критики, и предъявлять требования, и оказаться в центре внимания. Социальные страхи легко распространяются на смежные социальные ситуации и схожие социальные объекты, что в конечном счете приводит к повышенной личностной тревожности и невротизации. Основой для контр-обусловливания по Вольпе стал принцип реципрокного торможения. По его предположению, некоторые эмоциональные и поведенческие реакции несовместимы, тормозят друг друга. В экспериментах на кошках он сначала www.akme.edu.ru 17 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями вызывал у животных невротические состояния с использованием нескольких неприятных, но не причиняющих вреда аверсивных стимулов (электрошок). Затем аверсивный стимул предъявлялся не сам по себе, а на фоне кормления животного. Постепенно кошки теряли всякую чувствительность к электрическим ударам, которые ранее вызывали у них явное беспокойство. То, каким образом использование в качестве замещения пищевой реакции может приводить к устранению страха у детей, мы видели ранее на примере экспериментов Мэри Джонс с маленьким Петером. Вольпе предположил, что тревожность и неуверенность можно лечить, замещая страх в социальной ситуации другой, несовместимой со страхом, эмоцией или замещающим поведением. Для терапии социальных страхов Вольпе стал использовать так называемые "ассертивные" реакции - поведение, направленное на напористое отстаивание своих прав и мнений. Например, человеку, который испытывал тревогу и скованность, каждый раз, когда не получал справедливого вознаграждения за свой труд, предлагалось настойчиво потребовать этого вознаграждения. Если он начинал это делать, то через некоторое время переставал бояться соответствующих ситуаций. Первоначально Вольпе не видел различий между уверенным и агрессивным поведением, и именно агрессия и злость в его экспериментах выступали в качестве замещающей реакции. Однако ряд этических соображений (злость в социальных ситуациях немногим лучше страха) заставили Вольпе продолжить поиск подходящего "замещения" страху. Эксперименты с сексуальным возбуждением и релаксацией показали, что и то и другое с успехом может выполнять тормозящую страх функцию в процессе лечения. Если наиболее логичным замещением для социальных страхов выступало самоутверждение, то для терапии сексуальных расстройств Вольпе стал использовать сексуальное же возбуждение. При терапии невротической (психогенной) импотенции Вольпе предлагал следующую схему: страдающий от импотенции мужчина должен был позволять себе действия, направленные на сексуальный контакт только тогда, когда партнер вызывал у него выраженный сексуальный интерес. Цель при этом не состояла в полноценном половом акте, цель состояла в самом общении с противоположным полом на фоне сексуального возбуждения. Постепенно общение, предполагающее секс, переставало вызывать тревожные и панические реакции. www.akme.edu.ru 18 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями Наконец, третьим замещающим стимулом в терапии Вольпе стала прогрессивная мышечная релаксация по Якобсону. Обучая за 7-10 сеансов клиентов общей и дифференциальной релаксации, Вольпе предлагал им на фоне релаксации образно представить себе предметы и ситуации, которые вызывают у них тревогу, начиная с самых простых и нестрашных ситуаций и заканчивая очень страшными. Если клиентам удавалось несколько раз сохранить спокойствие, пройдя всю иерархию образов, то волнение исчезало. На следующем этапе клиентов учили расслаблять только те группы мышц, которые не заняты в действиях, и практиковаться в дифференциальной релаксации в страшных и трудных ситуациях. Помимо трех названных замещающих стимулов, Вольпе пишет и о других возможностях, например, в качестве замещения он иногда использовал дыхательные упражнения, самоинструкции, конкурентное моторное поведение, приятные действия или стимулы, сладости (для детей), шутки и розыгрыши и т.д. Метод, разработанный Вольпе и основанный на принципе реципрокного торможения, получил название контр-обусловливания. В законченном виде методика представляет собой комбинацию систематической десенсибилизации, прогрессивной мышечной релаксации и замещения альтернативной реакцией. Метод контр-обусловливания был детальнейшим образом изучен впоследствии и в настоящее время используется, например, в профессиональном тренинге полицейских в Германии. Контр-обусловливанием устраняют реакции стресса при столкновениях с демонстрантами, разборе дорожных аварий и прочих неприятностях полицейской жизни. Результат, которого достигают таким образом, следующий: чем неприятнее, опаснее и "страшнее" развивается ситуация, тем большую релаксацию и спокойствие она вызывает. Имплозивная терапия Принципу постепенного привыкания к вызывающим страх стимулам, заложенному в основу контр-обусловливания и систематической десенсибилизации, противостоит принцип разрушения обусловленных страхов методом "наводнения" или "переполнения". Принцип имплозивной терапии состоит в том, что реакции страха и его поведенческие проявления - поведение избегания или предотвращения исчезают, если вызывающие страх стимулы воздействуют на клиента с большой интенсивностью и длительное время. www.akme.edu.ru 19 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями Под общим названием "имплозия" скрываются несколько разных методов, довольно существенно различающихся как по принципу, так и по методике проведения. Длительная экспозиция стимулов. Наводнение, "flooding" А. Лазарус (2000) описывает случай терапии, когда пациента больницы, боящегося заразиться полнотой вследствие телесного контакта с полными людьми, помещают (с его согласия) палату с очень полными пациентами, которые неизбежно будут к нему прикасаться. Спустя некоторое время страх телесного контакта с полными людьми исчез. Поскольку поведение бегства или предотвращения в данном случае невозможно, то происходит привыкание к стимулам, вызывающим страх, и само бегство становится не нужным. Экспозиция в терапии страхов используется в двух формах: в реальности и в воображении. Экспозиция в воображении используется либо на начальном этапе в качестве подготовительного мероприятия, либо в качестве самостоятельного метода терапии в том случае, если длительная экспозиция в реальности невозможна (например, при страхе насильственных действий). Часто оба способа экспозиции составляют единую процедуру - клиент сначала привыкает к страшным стимулам в воображении, затем добивается того же в реальности. Конечно, достичь большого эмоционального накала в воображении бывает трудно, поэтому экспозицию в воображении чаще используют в рамках десенсибилизации (см. выше стр. 16), а не имплозии. Различие метода экспозиции и метода предотвращения реакции незначительно, ведь длительное время предъявлять страшный стимул, тем или иным образом не предотвратив реакцию бегства, практически невозможно. Само название "flooding" впервые встречается в работе Полина (1959), в которой он предъявлял собакам с обусловленным страхом акустического сигнала этот сигнал достаточно продолжительное время (100 секунд). Сравнивая далее этих собак (flooding-группа) с контрольной группой и с собаками, к которым была применена процедура предотвращения реакции по классической схеме, он обнаружил что эта группа далее демонстрировала значительно меньше реакций бегства, чем две другие группы. В методе, предложенном Хоганом (1966), главной целью становится достижения высшей степени эмоционального напряжения www.akme.edu.ru в отношении объекта страха. 20 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями Реальность при этом перестает иметь какое-либо значение. Постепенно в диалоге с терапевтом достигали высшей степени эмоционального напряжения, активно включая внушающие воздействия психоаналитические темы. Вот как Хоган начинает свою работу с добровольцем - студентом, боящимся змей: "Тут перед нами огромная, мощная змея, почти такая же большая, как человек, злая, ужасная, безобразная, склизкая, и она обвивает вас… Вы чувствуете ее на вашем животе, вы чувствуете, как она вас кусает, ее ядовитый зуб пронзает ваш затылок". Особого эмоционального заряда Хогану удавалось достичь, если описывалось, как объект страха совершал сексуальное насилие или повреждал половые органы. В контрольной терапии после такого рода имплозии около 70 процентов испытуемых в состоянии оказались свободно манипулировать объектами страха. Однако существенной разницы по сравнению с нейтральные контрольной (в отношении группой, в которой использовались относительно психоаналитической интерпретации) имажинации, обнаружено не было. Традиционно имплозию сочетают с самоинструкцией, контролем стимулов и, конечно, систематическим подкреплением или самоподкреплением. Когнитивная терапия страха Поскольку, как было показано нами ранее, в регуляции фобических состояний активно участвуют когнитивные процессы, без их учета и коррекции нам придется лишь ожидать, что когнитивные процессы изменяться сами собой как следствие изменений, достигнутых на поведенческом уровне. Иногда так и происходит. Но более разумным будет использование наших знаний о когнитивных нарушениях для дополнения поведенческой работы методами когнитивной терапии (Лазарус, 2000). Приемы когнитивной терапии в комплексе с поведенческой терапией страхов дают, как показывают исследования, значительное повышение эффективности психологической коррекции страхов и все чаще находят свое применение Однако их анализ выходит за рамки данной статьи и заслуживает отдельного серьезного рассмотрения. 4. Социальная поддержка предполагает совокупный выигрыш в благополучии, который человек получает от своих взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение данного феномена началось сравнительно недавно (1970-е гг.), возникнув в рамках социальной эпидемиологии и американской общинной психологии. По мнению Р. Р. Холдена, социальная поддержка относится к разряду сильных, но весьма расплывчатых идей. Ее интерпретации чрезвычайно различаются в www.akme.edu.ru 21 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями отношении диапазона социальных отношений, форм помощи, и актуальных или воспринимаемых аспектов поддержки, считавшихся релевантными этому понятию. К середине разграничений. метаконструкт, 1980-х Во появились предложил включающий поддерживающее поведение рассматривать три и несколько компонента: оценки важных концептуальных социальную сетевые поддержки. Эти поддержку ресурсы как поддержки, конструкты относятся соответственно к сети людей, предоставляющих помощь, конкретным актам помощи, и оценкам таких ресурсов и помощи со стороны находящего в центре человека. Такая позиция открыто признает концептуальную легитимность нескольких «подходов» к социальной поддержке: их следует рассматривать не как взаимоисключающие альтернативы, а как компоненты в сложном процессе транзакций между чел. и соц. окружением. То есть, люди активно формируют и поддерживают сетевые ресурсы, мобилизуют их при необходимости получения помощи и оценивают последствия. Кроме того, этот процесс осуществляется в экологическом контексте, который накладывает ограничения на то, как будут формироваться и использоваться ресурсы поддержки. В этой появившейся концептуализации, «социальная поддержка» и ее влияние на благополучие оказываются гораздо более сложными, чем это представлялось ранее. Формы поддержки. Различия между формами поддержки проводились и ранее, однако при этом часто происходило смешение ее разновидностей и отсутствовала единая терминология. Обзоры существующих типологий форм поддержки позволяют говорить о наметившемся консенсусе в отношении шести форм поддержки: эмоциональной, руководящей, основанной на обратной связи, социализирующей, практической и материальной. Социальная поддержка и благополучие Основным перспективность источником в роли интереса к потенциально социальной важного поддержке фактора являлась психологического ее и физического благополучия. Буферная и прямая модели. В соответствии с буферной моделью, поддержка смягчает (или «амортизирует») воздействие стрессоров на благополучие. Эта модель была призвана помочь в объяснении сравнительно слабых взаимосвязей между жизненным стрессом и заболеванием. Прямая модель просто констатирует, что поддержка оказывает благотворное влияние на благополучие независимо стрессоров. www.akme.edu.ru 22 от Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями Альтернативные модели. Ряд авторов рассмотрели несколько альтернативных моделей, не предполагающих независимости между стрессорами и поддержкой. Такие модели допускают, что стрессоры могут мобилизовать поддержку, которая в свою очередь снижает дистресс; что поддерживающие сети могут порождать стрессоры наряду с предоставлением благотворного ресурса; что поддержка, вероятно, гл. обр. предохраняет от стрессоров; и что эти эффекты могут зависеть от экологического баланса между способностью сети оказать поддержку и запрашиваемой поддержкой. Модели специфичности. Коэн и Мак-Кей предложили свой вариант буферной модели: поддержка будет смягчать действие стрессоров лишь тогда, когда она точно соответствует требованиям к совладанию с этими стрессорами. В своем обзоре Коэн и Уиллс применили эту модель для объяснения расхождений в результатах исследования буферных эффектов. Катрона разработал более детальную модель оптимального соответствия, которая опирается на типологии видов поддержки и стресса. Результаты обзора обеспечивают поддержку этой модели. Хотя и не без проблем, оптимальное соответствие вероятно окажется ведущей темой большинства будущих исследований Механизмы влияния поддержки. Модели специфичности выводят на передний план потребность в формулировке того, каким образом поддержка может смягчать эффекты стресса. Было предложено несколько механизмов: поддержка может предотвращать появление стрессора, облегчать точную оценку, способствовать адекватной переоценке, осуществляться непосредственно в соответствии с запросом, предлагать варианты совладания, придавать силы, и содействовать восстановлению эмоционального равновесия. До сих нор эти механизмы редко становились предметом эмпирическим исследований или проверялись, вероятно, подразумевая прямые эффекты поддержки. В центре внимания будущих исследований феномена социальной поддержки, вероятно, окажется ряд проблем. Во-первых, транзактная модель поднимает множество вопросов в отношении развития и использования ресурсов поддержки и того, каким образом такие процессы формируются личностными и экологическими факторами. Во-вторых, предстоит интегрировать понятия социальной поддержки в более традиционные области психологии, связанные с личностью, развитием и личными отношениями. В-третьих, в модели поддержки будут лучше интегрированы негативные аспекты соц. связей. Наконец, будут внедряться и оцениваться иные (чем www.akme.edu.ru 23 Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями повсеместно распространенные группы поддержки) вмешательства, связанные с социальной поддержкой. Люди улучшают свои эмоциональные, информационные, физические и материальные ресурсы при помощи семьи и друзей. Исследователи только приступили к распутыванию этих сложных процессов. www.akme.edu.ru 24
«Стратегии психокоррекционной работы с психическими состояниями» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot