Справочник от Автор24
Педагогика

Конспект лекции
«Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по педагогике / Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста», текстовый формат

4. Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста. Сопровождение. Значение термина. Состав слова «сопровождение»: приставки [со], [про]+ корень [вожд] + суффикс [ени] + окончание [е] существительное, средний род, неодушевлённое, 2-е склонение. Значение приставок:  со- (чередование с-) - приставка, употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных и обозначает: а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие); б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие). 2. Глаголов и обозначает: а) движение сверху вниз (сбросить); б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить); в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать); г) воспроизведение чего-либо (срисовать); д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить); е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать); ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть); з) доведение действия до нужного предела (сыграть). 3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).[1] Co- Практически омонимичная приставка со- / с(ъ)- - быть вместе, делать совместно. Возможно, это значение является вторичным от предыдущего "спускаться, нисходить", т.к. после, например, скатывания камней вниз под гору, они там находятся все вместе, в т.ч. вместе с этой горой. Но возможен и противоположный вариант. Соответствует предлогу с. [4]  про- - приставка, употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных и обозначает: являющийся сторонником, действующий в интересах кого-либо или чего-либо (профашист). 2. Глаголов и обозначает: а) направленность действия сквозь что-либо (проломать); б) направленность движения мимо кого-либо, чего-либо, куда-либо или по какому месту (проплыть); в) направленность действия или движения через что-либо, между чем-либо, внутрь, в глубину чего-либо (пролезть); г) доведение действия до нужного предела (прочитать).[1] Про- - "сквозь". Имеется и похожий по значению предлог про (применяется как о) [4]. Значение корня:  -вожд-(чередование д // ж // жд)–корень вожу́, укр. води́ти, др.-русск., ст.слав. водитиἄγειν (Супр.), болг. во́дя "вожу", сербохорв. во̀дити, словен. vóditi, чеш. voditi, слвц. voditi, польск. wodzić. Связано чередованием с веду́, вести́. [4]. Значение суффикса:  -ени- - суффикс. Сложный суффикс -ен-и[j-э] (-ан-и[j-э] [после -ов-]) а) образует существительные со значением действия.(цветение, спасение, формирование). [2] б) для обозначения протекающих процессов (часто - и полученных результатов) [2] в) Суффиксы для образования форм слов. В косвенных падежах слов на –МЯ (знамя, пламя и др.): темя- тем-ен(и), семя – сем-ен(и) [2] -ени-(е) суффикс - 1. Словообразовательная единица, выделяющаяся в именах существительных среднего рода, которые обозначают предмет или явление, характеризующиеся действием, названным мотивирующим глаголом (курение, погребение, спасение и т.п., а также растение). [3]  -е – окончание сущ. ед. ч. им., вин. п.; ед. ч. дат. п.; ед. ч. предл. п.; мн. ч. им. п.; мест. ед. ч. дат., предл. п.; прил. мн. ч. им., вин.п.; числ. им., вин. п. [4] Источники: 1. Значение приставок http://project.karelia.ru/atlant/help/prist_ref.htm 2. Словарь русских суффиксов - лингвистический сайт Игоря Гаршинаhttp://www.slovorod.ru/russian-suffixes.html 3. Словарь Ефремовой Т. Ф. http://diclist.ru/slovar/efremovoy/ye/-eni-_e_-suffiks.html 4. Русский словарный фонд, 2012. http://www.slovorod.ru/ Задание: Из словарей выпишите значения слова «сопровождение» и постройте своё понимание данного термина (ниже в таблице приведён пример) Свое значение слова* № п/ п Значение слова 1 Сопровождение - проводы, аккомпанемент. Например, свита в сопровождении. Словари Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу (поместите своё понимание слова «сопровождение» в соответствии с примером, приведенным ниже) Сопровождение – это процесс, в котором субъект помогает, поддерживает, выражений 2 Сопровождение 1) Процесс действия по значению глагола: сопровождать; Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка 2) То, что сопровождает какое-либо явление, действие; 3) Игра на музыкальном инструменте, пение, сопровождающие чью-либо игру или пение; аккомпанемент; 4) Группа военнослужащих или боевых машин, самолетов и т.п., сопровождающая или конвоирующая кого-либо, что-либо. 3 Сопровождение - то, что сопровождает Толковый словарь какое-нибудь явление, действие русского языка С. Музыкальное сопровождение. Ожегова (аккомпанемент). 4 Сопровождение 1. То, что сопровождает какое-нибудь явление, действие. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент). Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 2. Когда собирается специальная группа, сопровождающая кого-нибудь или что-нибудь. Например, истребители сопровождения. Явиться в сопровождении друзей. Груз в сопровождении накладной. 5 Сопровождения, множественного числа нет, (книжный). 1. Действие по глаг. сопроводить и сопровождать (устаревшее); теперь употребляется только в выражении: в сопровождении кого-чего (книжный) вместе с кем-чем-нибудь, сопровождаемый кем-чем-нибудь. В сопровождении друзей. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова 2. То, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс. Аккомпанемент (музыкальный). Музыкальное сопровождение. Пение в сопровождении рояля. 6 Сопровождение 1.Сопроводи́ть - сопровожда́ть и сопровожда́ться. Например, сопровождать арестованных. Сопровождение груза. Назначить для сопровождения кого-либо. Идти в сопровождении кого-либо. (вместе с Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов направляет объект на какое-либо действие, стремление. кем-либо.). 2. То, что сопровождает какое-л. явление, действие. Петь без сопровождения, в сопровождении оркестра. Звуковое с. Музыкальное с. (=аккомпанеме́нт). 3. Военное. Группа военнослужащих (или боевых машин, самолётов и т.п.), сопровождающая или конвоирующая кого-, что-л. Самолёты сопровождения. Выслать с. для транспортов. 7 1. Действие по глаг. сопроводить сопровождать (в 1, 3, 4 и 5 знач.). Поднялись два сапера, присланные Бугорковым для сопровождения группы Марченко. Казакевич, Звезда. 2. То, что сопровождает какое-л. явление, действие. Одновременно с изображением передается через отдельный передатчик и звуковое сопровождение постановки - речь или музыка. К. Гладков, Дальновидение и его применение. 3. Музыкальное. Аккомпанирование; аккомпанемент, вторая партия. Пение без сопровождения. Оркестровое сопровождение. 4. Военное. Группа военнослужащих (или боевых машин, самолетов и т. п.), сопровождающая или конвоирующая кого-, что-л. Самолеты сопровождения. Выслать сопровождение для транспортов. [Генерал] замедлил шаг и вытянутой рукой преградил путь собеседнику; офицеры сопровождения остановились сами из-за узости прохода. Леонов, Взятие Великошумска. В сопровождении кого-чего - 1) вместе с кем-либо, чем-либо. На пороге двери появилась Леночка в сопровождении горничной. Тургенев, Дворянское гнездо; 2) под аккомпанемент чеголибо. Хор в сопровождении оркестра. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. -4-е изд., стер. -М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. Задание. Прокомментируйте суть процесса сопровождения. Выделите специфику социально-педагогического сопровождения в отличие от тьюторского, методического, психолого-педагогического. Изображения сопровождения Задание: Приведите примеры сопровождения в социально-педагогической практике. Методы работы с детьми К методам индивидуальной коррекции относят убеждение и внушение. Механизмами коррекционного группового воздействия являются: сообщение информации, внушение надежды, осознание универсальности страданий, альтруизм участников, развитие навыков межличностного общения, имитация, катарсис, групповая сплоченность и др. Коррекционные группы бывают разных видов: тренинговые, группы встреч, балинтовские, гештальт-группы, группы умений, телесно-ориентированные и др. Метод игротерапии Успешность игровой коррекции зависит от правильного оборудования игровой комнаты, подбора игр и игрушек, учета требований к составу группы (от 3 до 7 детей), уровня сформированности игровой деятельности детей. Показаниями к использованию групповой игровой коррекции являются: 1) трудности коммуникации; 2) социальный инфантилизм; 3) трудности произвольной регуляции; 4) нарушения поведения; 5) трудности эмоционального развития; 6) трудности личностного развития; 7) фобии [2, с.197]. Показания для индивидуальной формы игротерапии: 1) несформированность потребности в общении; 2) стрессовое состояние; 3) асоциальное поведение; 4) детская ревность; 5) ускоренное сексуальное развитие [2, с.197-198]. Методы арттерапии Арттерапия строится на следующих механизмах: символическом реконструировании, «отстранении», эмоциональной децентрации, катарсисе, присвоении личностных смыслов. Видами арттерапии являются: рисуночная, библиотерапия, драмотерапия, музыкотерапия и др. Показания для проведения арттерапии: 1) эмоциональная депривация; 2) трудности эмоционального развития; 3) повышенная тревожность, фобии; 4) межличностные конфликты; 6) дисгармоничная Я-концепция [2, с.211-212]. Использование рисунка возможно в следующих формах: 1) игры с изобразительным материалом; 2) упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции сознания; 3) предметно-тематическое, свободное и совместное рисование и др. Помимо рисования используют и другие виды изобразительной деятельности (лепка, конструирование и т.п.) Методы коррекции поведения К данной группе относят метод систематической сенсибилизации и тренинги. Метод систематической сенсибилизации разработан Д.Вольпе для преодоления тревожности и фобий. Он состоит в постепенном уменьшении чувствительности к предметам, событиям и людям, вызывающим тревожность. Под социально-психологическим тренингом в широком смысле слова понимают практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы [3]. Общая цель CПТ - повышение компетентности в сфере общения. Элементы СПТ могут включаться в процесс психотерапии и психокоррекции, использоваться в обучении [1]. Сходства СПТ и психотерапии (по К.Фопелю): 1. Акцент делается на развитии личности и творческого потенциала, т.е. совпадают отдельные цели. 2. Сходство социокультурного фона участников. 3. Сходство психологических механизмов, действующих в группе. 4. Совпадение в техниках и правилах работы в группе. Различия между СПТ и психотерапией (по К.Фопелю): 1. В позиции ведущего. 2. В длительности работы группы. 3. Различия в протекании начальной и конечной стадии работы [4]. Классификация и основные виды тренинговых групп. СПТ может проводиться в разных вариантах, в зависимости от основной цели. К возможным видам CПТ относят: тренинг партнерского общения, тренинг ведения переговоров, тренинг ассертивности, менеджерский тренинг, тренинг педагогического общения и др. Метод социальной терапии Этот метод основан на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценке ребенка значимым социальным окружением. Психогимнастика Разработала данный метод Гана Юнова. В ходе психогимнастики используются невербальные методы групповой работы, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастическое занятие включает: 1) подготовительный этап; 2) пантомиму; 3) заключительный этап. Основные понятия: Групповая динамика, СПТ-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы умения, телесноориентированные группы, арт-терапия сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, психогимнастика, убеждение, внушение. Литература: 1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - 2е изд., перераб. и доп.- М.: «Ось-89»,2003.-224с. 2. Возрастно-психологичекий подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А . Карабанова и др.М.: Академия,2002.- 416с 3. Осипова А.А. Общая психокорреция: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: ТЦ СФЕРА,2004.-512с. 4. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем.- 2-е изд.- М.: Генезис,2005.- С.75-79. Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска». Принципы программ. составления и основные виды психокоррекционных При составлении программ коррекции опираются на общие принципы психокоррекции (например, принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; принцип единства диагностики и коррекции; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; принцип комплексности использования методов психокоррекции; принцип активного привлечения ближайшего окружения ребенка к участию в психокоррекции и др.) а также, на общедидактические принципы (принцип возрастания сложности, принцип учета объема и степени разнообразия материала и др.). Виды психокоррекционных программ. Структура психокоррекционного комплекса. Программы бывают стандартизированными и свободными. Психокоррекционный комплекс включает следующие блоки: 1) диагностический; 2) установочный; 3) собственно коррекционный; 4) блок оценки эффективности психокоррекции. Основные требования к составлению психокоррекционных программ При составлении программа учитывают необходимость: 1) четкой формулировки цели и задач; 2) выбора адекватной стратегии и тактики коррекции; 3) грамотного отбора форм, методов и техник коррекции; 4) выбора времени и частоты коррекционных занятий и т.д. Оценка эффективности психокоррекции Эффективность оценивают с точки зрения решения реальных трудностей развития клиента, а также за счет анализа достижения целей и задач. Категории «трудных детей» и детей «группы риска», основные причины их появления. Смирнова Е.О. и Холмогорова В.М. выделяют группы «трудных детей» исходя из проблем в межличностных отношениях дошкольников. К ним они относят: агрессивных, обидчивых, застенчивых, демонстративных детей и детей, воспитывающихся вне семьи [9]. Дубровина И.В. выделяет несколько категорий детей «группы риска», у которых наблюдаются отклонения от нормы развития, без симптомов психического заболевания. К данной группе она относит: 1) детей с нарушениями поведения (агрессивных, вспыльчивых; пассивных, гиперактивных); 2) детей с отставаниями в психическом развитии [7,с.150-16]. Степанов В.Г. выделил три признака, составляющих содержание понятия « трудные дети» 1) наличие отклоняющегося от нормы поведения (делинквентного и девиантного); 2) нарушения поведения трудно коррегируются; 3) дети нуждаются в индивидуальном подходе. К «трудным детям» Степанов В.Г. относит: ленивых, пассивных, неорганизованных, ненастойчивых, эгоистичных, недисциплинированных и т.д. [10]. Работа с одаренными детьми В «Рабочей концепции одаренности» (2003) под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1,с.15] . Виды одаренности: 1) академическая, проявляющаяся в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний; 2) интеллектуальная; 3) творческая. Проявления детской одаренности в познавательной сфере: любопытство, любознательность, познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, склонность к творческим задачам, гибкость и оригинальность мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, хорошая память, высокая концентрация внимания, способность к оценке, выраженные интересы и склонности [8, c.59-68]. Проявления детской одаренности в психосоциальной сфере: перфекционизм, социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, сверхчувствительность [8, c.69-78]. В работе с одаренными детьми, используют: 1) методы эвристического обучения (когнитивные, креативные; оргдеятельностные методы); 2) творческие занятия; 3) учебные исследования. Работа с детьми, имеющими задержку психического развития Основные проявления ЗПР у детей: 1) в пониженном общем запасе знаний; 2) в ограниченности представлений; 3) в малой интеллектуальной целенаправленности [4,с.82]. У таких детей наблюдаются - незрелость сложных форм поведения и быстрая истощаемость, утомляемость детей. Дети также характеризуются эмоциональной поверхностностью, непосредственностью, неспособностью к волевым усилиям, недостаточным развитием мотивации и критичности, низким уровнем развития игр с правилами, недостаточной выраженностью познавательных интересов, нарушением отдельных психических функций, нарушениями в координации движений и др. Выделяют различные варианты ЗПР. Одна из самых популярных классификаций видов ЗПР предложена К.С. Лебединской. Она выделяет четыре вида ЗПР: 1) конституционального происхождения; 2) соматогенного происхождения; 3) психогенного происхождения; 4) церебрально-органического генеза [4,с.84]. Причины ЗПР: органические; общий дефицит общения; отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности; социальная депривация. Дети с ЗПР проходят нейропсихологическое обследование с учетом формы ЗПР. Основной целью психокоррекции детей с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность [4, с.104]. В ходе психокоррекции значительное внимание уделяют развитию внимания (используют диктанты с комментированием, варианты корректурных проб и игры), памяти (обучение приемам логического запоминания), мыслительных операций. Основные направления работы с семьей детей с ЗПР: 1) оценка уровня развития ребенка с целью выявления скрытых ресурсов ребенка; 2) информирование об особенностях ребенка; 3) обучение способам взаимодействия с ребенком. Работа с детьми, имеющими эмоциональные нарушения. К эмоциональным нарушениям относят невротические неврозоподобные состояния, преневротические состояния и др. конфликты, Причинами данных нарушений являются биологические факторы (например, соматическая ослабленность) и психологические (особенности эмоциональноволевой сферы). Факторы детских неврозов: 1) психические травмы; 2) нарушения системы семейных отношений; 3) преневротические патохарактерологические радикалы. Гарбузов В.И. с коллегами выделяет девять типов преневротического патохарактерологического радикала: агрессивность, честолюбие; педантичность; благоразумность; тревожность; инфантильность и психомоторная нестабильность; конформность и зависимость; тревожная мнительность и замкнутость; контрастность [4,с.325]. Для неврозов характерна: 1) обратимость нарушений; 2) психогенная природа; 3) доминирование эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Особенности детских неврозов: 1) незавершенность симптоматики; 2) преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств; 3) отсутствие личностного переживания болезни. Виды неврозов: 1) неврастения (астенический невроз); 2) истерический невроз; 3) невроз навязчивых состояний. Для детей характерны такие формы проявления неврозов, как: невротическое заикание, тики, расстройства сна и аппетита, невротический энурез, патологические привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, онанизм и др.). Психологические особенности детей с неврозами: эмоциональность, импрессивность, неустойчивость, склонность к беспокойству, выраженное чувство «Я», психологическая беззащитность, развитое чувство долга. Основные направления психокоррекции эмоциональных нарушений: 1) смягчение эмоционального дискомфорта; 2) повышение активности и самостоятельности; 3) устранение вторичных личностных реакций (агрессивности, повышенной возбудимости, тревожной мнительности); 4) коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции [4, с.327]. К эмоциональным нарушениям также относят повышенную тревожность у детей. Тревогу рассматривают как неблагоприятное по эмоциональной окраске состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий [5,c.13]. Тревожность развивается в ситуациях: 1) внутриличностного конфликта, связанного с оценкой собственной успешности (негативные, завышенные, противоречивые требования); 2) нарушения семейного или внутрисемейного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками; 3) соматических нарушений [5,c.23-24]. Направления работы с тревожными детьми: 1) повышение самооценки ребенка; 2) обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; 3) обучение навыкам владения собой в травмирующих ситуациях [3,c.45]. Эмоциональные нарушения могут проявляется у детей в форме страхов. Страх - аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека [2, с. 6]. Появление страхов имеет социально-культурные (чрезмерная опека, низкая игровая активность, нервно-психические перегрузки родителей, семейные конфликты и др.) и биологические предпосылки (типологические особенности нервной системы - сензитивность и инертность) [2,с.14-24]. Наиболее часто встречающиеся страхи детей: страх отделения от матери, страх перед животными, страх смерти (с 6 лет) Методы работы с детскими страхами: 1) рисование страхов; 2) ролевые игры игры-драматизации. Работа с агрессивными детьми Агрессивность в общем виде понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу или себе. Формы проявления агрессии: 1) косвенная вербальная агрессия;2) прямая вербальная агрессия; 3) косвенная физическая агрессия; 4) прямая физическая агрессия. Причины агрессивного поведения: 1) привлечение внимания; 2) подчеркивание собственного превосходства; 3) защита и месть; 4) стремление быть главным; 5) стремление получить желанный предмет [9,с.52]. Критерии выявления агрессивных детей: 1) высокая частота агрессивных действии (в течение часа наблюдений дети демонстрируют не менее четырех агрессивных актов); 2) преобладание прямой физической агрессии; 3) наличие враждебных агрессивных действий, направленных на физическую боль или страдание других [9, с.53]. Основные направления коррекции агрессивных детей: 1) обучение способам выражения гнева в приемлемой форме; 2) обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; 3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; 4) формирование эмпатии и доверия к людям [3,c.12]. Работа с детьми с СДВГ Три основных проявления СДВГ: 1) дефицит внимания; 2) импульсивность; 3) повышенная двигательная активность. Данные проявления должны наблюдаться не мене полугода. Психологические особенности детей с СДВГ: сложности в планировании деятельности, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, трудности в общении. Факторы СДВГ: 1) генетические; 2) повреждения ЦНС во время беременности и родов; 3) негативные действия внутрисемейных факторов. Пики проявления СДВГ: в 5-10 лет, 12-15 лет. Чаще СДВГ встречается у мальчиков. Направления работы с гиперактивными детьми: 1) развитие дефицитарных функций (внимания, контроля); 2) развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 3) обучение способам выражения гнева в приемлемой форме [3,c.33]. Программа коррекционно-развивающий занятий должна включать: 1. название программы; 2. адресата и исполнителя; 3. обоснование актуальности темы программы; указание теоретической основы программы; 4. указание цели и задач; 5. перечисление структуры программы (разделов); 6. описание материалов и оборудования; 7. тематический план с указанием предполагаемого времени на каждую тему; 8. планы отдельных занятий; 9. список использованной литературы. Задание. Разработать модель коррекционно-развивающей программы, подробнораскрыв 3 занятия из любого блока. Литература: 1. Богоявленская Д.Б. Еще раз об одаренности // Вестник практической психологии образования.2006.- № 2(7).- С.14-17. 2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.- СПб: Речь,2005.- 320с. 3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб: Речь,2000.190с. 4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб: Речь, 2003.- 400с. 5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.- СПб: Речь,2006.-248с. 6. Осипова А.А.Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: ТЦ Сфера,2002.-512с. 7. Практическая психология образования/Под. Ред. И.В. Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Сфера,2000.-528с. 8. Савенков А.И.У колыбели гения.- М.: Педагогическое общество России,2000.- 224с. 9. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция.- М.: ВЛАДОС,2003.- 160с. 10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей.-2-е изд., стереотип. - М.: Академия,1998.-320с. Консультирование как вид социально-педагогической практики Условно подразделяют представления о консультировании на две группы: 1) консультирование как воздействие; 2) консультирование как взаимодействие. Психологическое консультирование чаще понимается как психологическая помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями взаимодействия (беседы). в процессе специально организованного Консультирование в образовательном учреждении проводится в единстве с другими видами деятельности. Оно имеет опосредованный характер, т.е. направлено на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запросивших помощь. Ребенок-дошкольник практически не выступает инициатором запроса, поэтому специалисту приходится дифференцировать содержание запроса на проблемы лично взрослых и проблемы ребенка. Принципы консультирования и требования к консультанту К принципам консультирования чаще всего относят: гуманность, субъектность, реалистичность, психологическую безопасность, анонимность, активность, разграничение личных и профессиональных отношений [2, с.19]. Р. Кучунас выделяет следующие характеристики эффективного консультанта: аутентичность, открытость собственному опыту; развитие самопознания; сила личности и идентичность; толерантность к неопределенности; принятие личной ответственности; постановка реалистических целей; эмпатия; глубина отношений с другими людьми [2,с.76-77]. Типичные ситуации консультирования: 1) внезапное аффективное дезадаптивное состояние у ребенка; 2) в ситуации физической или психологической травмы; 3) при внезапном экстренном запросе педагога [3, с.234]. Структура консультирования Консультативную беседу делят на четыре этапа: знакомство с клиентом и начало беседы; расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; коррекционной воздействие; завершение беседы. Типичные позиции консультанта. Позиции консультанта по Н. Самоукиной: «программист», «слушатель», «зеркало», «катализатор» [4]. Критерии эффективности консультирования Проблема оценки консультирования связана с тем, что это процесс двусторонний и оцениваться он может с двух позиций – консультанта и клиента. В оценки эффективности проявляется и фактор времени. Исследователи выделяют объективные (устранение симптомов, количество и продолжительность встреч, частота контактов, снятие эмоционального напряжения клиента) и субъективные показатели эффективности консультирования (снижение значения проблемы, изменение отношения к ней, легкость контакта, чувство доверия, точность определения проблемы и ее оценки, удовлетворенность достигнутым результатом, оценка профессиональной компетентности консультанта) [5,с.10-11]. Типичные запросы консультативную помощь педагогов и родителей дошкольников на Г.В. Бурменская с коллегами выделяет две группы проблем, по которым обращаются за консультацией: 1) ослабление нервно-психического здоровья детей; 2) неблагоприятные особенности социальной ситуации развития [1]. При консультировании родителей детей раннего возраста чаще всего возникают проблемы: речевого развития ребенка; проблема достижения ребенком автономных действий; проблема ограничения самостоятельности и инициативы; сложности овладения навыками самообслуживания; кризис «трех лет». При консультировании родителей дошкольников отмечаются следующие запросы: трудности взаимоотношений со сверстниками, неготовность к школе, кризис «семи лет» и др. При организации консультирования с родителями детей необходимо: 1) «удержать» родителей от преждевременного его прерывания; 2) получить возможность проведения психокоррекционной работы с семьей в полном объеме; 3) свести до минимума количество посещений других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, сохранить время на работу с ребенком; 4) достичь в определенной степени адекватного осознания проблемы; 5) «подвести» родителей к принятию адекватных состоянию ребенка решений по его воспитанию и обучению [1, с.244-245]. 1. 2. 3. 4. 5. Литература: Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.- М.: Академия, 2002.- 416с. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий. Часть1. Методология и организация.- М.: ПЕР СЭ,2003.- 96с. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.-288с. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультироввание, тренинги. - М.: Интор,1997.-192с. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: учеб. пособие.- М. Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,2005.- 325с. Техника консультирования педагогов и родителей. Психологический портрет воспитателя ДОУ Психологический портрет включает в себя: 1) индивидуальные качества (темперамент, тип нервной системы и т.д.); 2) личностные качества; 3) коммуникативные качества; 4) статусно-позиционные особенности (роли, отношения в коллективе); 5) деятельностные, внешнеповеденческие показатели [2,с.109] . Социально-психологические особенности педколлектива Педагоги в основном не имеют возможности наблюдать за профессиональной деятельностью друг друга, работаю изолированно, но при этом работают с общим субъектом и решают одни задачи – развития, воспитания и обучения детей. Педагогические коллективы преимущественно женские и разновозрастные. Методы консультирования К основным методам консультирования относят: интерпретацию, директиву, совет, самораскрытие, обратную связь, выстраивание логической последовательности мышления и поведения клиента, резюмирование. Специфика консультирования педагогов Особенности консультирования педагогов состоят в следующем: 1) в необходимости равноправного взаимодействия специалиста и педагогов; 2) в формировании у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем; 3) в принятии педагогами ответственности за совместные решения со специалистом; 4) в распределении профессиональных функций между педагогом и специалистом [4, с.45]. Трудности консультирования педагогов: 1) низкая мотивация; 2) низкий уровень доверия; 3) недостаточный уровень осознания влияния самооценки на эффективность профессиональной деятельности педагога; 4) установка администрации на оценочную работу специалиста; 5) неразработанность технологий консультирования педагогов; 6) деликатность тем; 7) опасения педагогов, что работа будет строиться с позиции «сверху - вниз» [1, с.41]. Консультирование родителей Основные задачи консультирования родителей: информирование, организация эффективного детско-родительского общения, психологическая поддержка. Популярной формой консультирования родителей становится организация родительски групп, на которых проводят когнитивно-поведенческий тренинг, включающий ролевые игры, видеотренинг, дискуссии, анализ семейных ситуаций, пробы на совместную деятельность [3,с.292]. Методики, используемые при консультировании родителей с детьми: «Совместный рисунок», «Совместные дела», «Один карандаш», «Командир Подчиненный» «Узелок» и др. [1, с.23-27]. Ошибки специалиста при консультировании родителей: 1) оценка родителя как плохого; 2) установка на виновность родителя; 3) установка специалиста, что он, как родитель, - лучше [1,с.28-38]. Литература: 1. Возможности практической психологии в образовании. Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып 3./ Под ред. Пилипко Н.В.- М.; УП «Перспектива»,2001.-100с. 2. Григорович Л.А. Педагогическая психология: учебное пособие- М.: Гардарики,2003.- 314с. 3. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия,2005.- 368с. 4. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий. Часть1. Методология и организация.- М.: ПЕР СЭ,2003.- 96с. Важной целью социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» является, в первую очередь, осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком. Это позволяет: 1. Изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду. 2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка. Задачи по работе с родителями:  просветить по психолого-педагогическим проблемам воспитания, организовав лекторий для родителей, рекомендовать для чтения специально подобранную литературу;  научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;  консультировать по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений, и проблемам ребенка;  составить коррекционную программу совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка;  поддержать родителей в кризисных ситуациях. Задачи по работе с воспитателями и сотрудниками ДОУ:  просветить по психолого-педагогическим, социально-педагогическим вопросам воспитания, организовав систему консультаций для воспитателей, рекомендовать для чтения специально подобранную литературу;  научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;  консультировать по проблемам, возникающим у воспитателей в процессе взаимоотношений с семьей и ребенком;  ознакомить с коррекционной программой совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка. Взаимодействие субъектов сопровождения сопровождающих. Участник Цели Методы работы сопровождения Администрация Управленческое и 1. Интервью с педагогом. организационное 2. Информирование о перспективах обеспечение деятельности педагога в ДОУ. профессионального 3. Создание в коллективе атмосферы роста педагога поддержки и сотрудничества. Методист Профессиональная 1. Интервью с педагогом. поддержка и 2. Посещение и анализ занятий с помощь педагогу в детьми. разрешении 3. Анализ и оценка профессиональной профессиональных деятельности педагога. проблем 4. Информирование педагога о возможностях его профессионального роста. Психолог Повышение 1. Интервью с педагогом. психологической 2. Психологический анализ компетентности педагогической деятельности. педагога Педагог 3. Психологическое тестирование. 4. Проведение психологопедагогических семинаров, тренингов, консилиумов. Повышение 1.Самоанализ педагогической профессионального деятельности. мастерства и 2. Анализ педагогической психологической деятельности совместно с компетентности администрацией, методистом и психологом. 3. Участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, тренингах и группах личностного роста.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Педагогика

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

Тема лекции: «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предшкольной подготовки» Цель: развитие профессиональных компетен...

Психология

Основные направления психолого-педагогического сопровождения реализации основных образовательных программ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (АНО ВО «Российский новый университет») ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И...

Автор лекции

Шустова Мария Вячеславовна

Авторы

Психология

Психологическая служба в дошкольной образовательной организации

Тема 1. Психологическая служба в дошкольной образовательной организации Назначение психологической службы дошкольного образовательного учреждения В Ро...

Психология

Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года

Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года Задачи психологической службы • Создание...

Педагогика

Методическое руководство работой по математическому развитию дошкольников в ДОО

Тема: Методическое руководство работой по математическому развитию дошкольников в ДОО Актуальность. Целью методической деятельности является удовлетво...

Педагогика

Основные направления модернизации дошкольного образования

Лекция 2. Основные направления модернизации дошкольного образования Вопрос 1. Современные проблемы дошкольного образования. Основной целью образовател...

Педагогика

Практическая психология образования в России и за рубежом

Лекции по курсу «Практическая психология образования в России и за рубежом» (продолжение) Структура лекции Тема 5. Документация психологической службы...

Педагогика

Социальное партнёрство семьи и ДОО на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Лекция 1: Социальное партнёрство семьи и ДОО на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования Организация социального партнерства семьи и ДОО остается ...

Педагогика

Преемственность дошкольного и начального общего образования

Лекция 29 Преемственность дошкольного и начального общего образования Одним из приоритетных направлений развития современной российской системы образо...

Педагогика

Нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОУ

Лекция №1 Нормативная, методическая документация, регламентирующая деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)  Нормативные...

Смотреть все