Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы правового статуса личности. Гражданство Российской Федерации

  • 👀 1030 просмотров
  • 📌 1000 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основы правового статуса личности. Гражданство Российской Федерации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы правового статуса личности. Гражданство Российской Федерации» pdf
Тема 5. Основы правового статуса личности. Гражданство Российской Федерации. Понятие основ правового статуса личности. Принципы правового статуса личности. Развитие законодательства о гражданстве. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. Основания отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. Порядок изменения гражданства детей. Гражданство детей при усыновлении (удочерении) 1. Понятие основ правового статуса личности Конституция Российской Федерации (ст.2) провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Нормы данного института содержатся также в федеральных законах «О гражданстве Российской Федерации», «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», федеральных конституционных законах «О референдуме Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др. Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражают наиболее существенные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве. Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности, отраженное в статье 64 Конституции РФ. Понятие «основы» отражает прежде всего систему правого статуса личности, провозглашаемого в Конституции и защищаемого государством. Принято классифицировать правовой статус личности на группы. В первой объединяются нормы, которые закрепляют общие принципы правового статуса личности: равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод. Во вторую группу входит такой статус лица, как принадлежность к гражданству. Нормы данной группы определяют особенности статуса иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, лиц, получивших политическое убежище и др. К третьей группе относятся нормы, которые устанавливают конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Нормы, закрепляющие основы правового статуса личности, тесно связаны с нормами других конституционно-правовых институтов. Формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления базируются на основах правового статуса человека и гражданина и содержат конкретные гарантии их реализации. 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ст.17). Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. 2. Для современной российской концепции прав человека характерен отказ от классового подхода при закреплении прав и свобод. 3. В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Впервые на конституционном уровне юридически признана категория «права человека». 4. Новое конституционное законодательство стоит на позициях основных прав и свобод человека, неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч.2 ст.17 Конституции РФ). Исходя из вышеизложенного следует, что правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которым он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. 2. Принципы правового статуса личности Принципы правового статуса личности - это признаваемые и охраняемые правом государственные начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. В Конституции РФ (ст. 19) закреплены принципы правового статуса человека и гражданина. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия, которое включает в себя три аспекта: - равенство всех перед законом и судом; - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям; - права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности. Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает из содержания ст.ст. 2, 17, 19, 45 и др. Конституции РФ. Она осуществляется через систему государственных органов. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод проводит Правительство РФ, органы государственной власти субъектов федерации. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам –Конституционному суду РФ, конституционным (уставным) судам субъектов Федерации, судам общей юрисдикции. В Конституции предусмотрен и такой орган, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Конституционное закрепление принципа гарантированности прав и свобод человека и гражданина получает развитие в текущем законодательстве, относящемся к таким отраслям права, как: гражданское, уголовное, административное и др. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности. Недостаточный уровень гарантированности социально-экономических прав и свобод в настоящее время связан с финансовыми трудностями, слабой социальной ориентированностью перехода на рыночную экономику. Под политическими гарантиями понимаются политика государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, должный уровень политической культуры граждан, борьба с бюрократизмом, взяточничеством. Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. К числу юридических гарантий относится конституционная норма об охране законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). В охране правового статуса личности имеет значении конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы. В Конституции (ст. 17) предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В Конституции (ч. 3 ст. 55) устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, государства. Эта общая норма конкретизирована в ст.56, закрепляющей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Так, в ч. 2, ст. 38 Конституции закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59 Конституции). Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а статья 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. 3. Развитие законодательства о гражданстве В царской России существовало подданство, а не гражданство. Подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом: 1.Природные подданные, в составе которых выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели. 2.Инородцы (евреи и восточные народы). 3.Финляндские обыватели. Природные подданные делились на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало существенные различия в правах и обязанностях. Декретом ВЦИК от 11(24) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» провозглашалось, что существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждане Российской Республики. Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству. С образованием Союза ССР устанавливалось единое союзное гражданство для граждан союзных республик (с.7 Конституции СССР 1924 г.) В период действия Конституции 1924 года были приняты три акта, регулирующие вопросы гражданства: Положение о союзном гражданстве 1924 года и Положения о гражданстве Союза ССР 1930 и 1931 годов. Органами, уполномоченными решать вопросы приема, выхода из гражданства и лишения гражданства, являлись: Президиум ЦИК СССР, Президиумы ЦИКов союзных республик. Предусматривалась возможность лишения гражданства по приговору суда. Положение 1931 года установило упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев-рабочих и крестьян, проживающих в СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционноосвободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи со вступлением в брак. В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР (если же он проживал за границей, вопрос решался постановлением полномочного представителя СССР). Предусматривалось, что иностранные граждане - рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Конституция СССР 1936 года закрепила принцип единого союзного гражданства, сохранила отнесение к ведению СССР законодательства о союзном гражданстве и правах иностранцев. В соответствии с этим Верховный Совет 19 августа 1938 года принял Закон о гражданстве Союза ССР. Закон установил, что гражданами СССР являются: а) лица, состоящие к 7 ноября 1917 года в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. За Президиумами Верховных Советов союзных республик сохранялось право принимать в гражданство СССР лиц, проживающих на территории СССР. В последующем принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов гражданства СССР. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик» (1940 г.), «О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины» (1941 г.), «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии»(1945 г.) и др. Следующий этап в развитии законодательства о гражданстве был ознаменован принятием Конституции СССР 1977 г. и на ее основе нового Закона о гражданстве СССР 1 декабря 1978 г. По этому закону гражданами СССР признавались лица, которые состояли в гражданстве СССР на день вступления в силу Закона и лица, которые приобрели гражданство СССР в соответствии с Законом. За лицами, проживающими за границей, сохраняется гражданство СССР, что обеспечивало защиту граждан СССР за границей; установлено, что дети лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в СССР, родившиеся на территории СССР, являются гражданами СССР; введена норма о возможности восстановления в гражданстве СССР. В отношении лишения гражданства была установлена возможность его применения в исключительных случаях. Закон впервые установил, что в случае, если международным договором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, нежели содержащиеся в настоящем законе, то применяются правила международного договора. Новый этап развития государства, охарактеризованный как перестройка, учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость изменения союзного законодательства о гражданстве. 23 мая 1990 года был принят последний Закон о гражданстве СССР. В этом законе впервые дано определение гражданства как политико-правовой связи лица и советского государства; подчеркивается взаимная ответственность государства и гражданина, зафиксировано право на гражданство каждого человека в СССР; признана недопустимость произвольного лишения гражданства или права изменить гражданство. Лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае в отношении лица, проживающего за границей; впервые упомянуто о гражданстве автономной республики; раскрыто содержание принципов гражданства; зафиксировано непризнание за гражданином СССР принадлежности к гражданству иностранного государства; конкретизированы основания отказа в выходе из гражданства; детализированы основания утраты гражданства СССР; определены полномочия Президента СССР по вопросам гражданства. 28 ноября 1991 г. был принят первый закон РСФСР «О гражданстве Российской Федерации», а 31 мая 2002 года – новый федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации было утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. 4. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. 1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 2. Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами России не прекращает его гражданства Российской Федерации. 4. Гражданин России не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. 5. Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. 6. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. 7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации, либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР. Гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами России, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим российского гражданства, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт или иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года (в редакции от 23 января 2004 года), паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижении 20-летнего возраста, от 20 лет - до достижении 45-летнего возраста, от 45 лет - бессрочно. 5. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации Федеральный закон устанавливает следующие основания приобретения гражданства: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором Российской Федерации. Ребенок приобретает российское гражданство, если оба родителя граждане Российской Федерации независимо от места рождения. Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. Если один из родителей имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранным гражданином, ребенок является гражданином Российской Федерации, если он родился на территории России, либо, если в ином случае, он становится лицом без гражданства. Аналогичным образом решается вопрос и в случаях, если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, имеют иностранное гражданство или являются лицами без гражданства. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится российским гражданином, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения. Иностранные граждане и лица без гражданства, дееспособные, достигшие 18 лет, вправе обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство в общем порядке при условии, если: а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение пяти лет непрерывного проживания. Срок считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на 3 месяца в течение одного года; б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации; в) имеют законный источник средств к существованию; г) владеют русским языком, уровень знания которого устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; д) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу независящих от лица причин. Граждане государств, ранее входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в российское гражданство без соблюдения выше названных условий и без предоставления вида на жительство. Срок проживания на территории РФ сокращается до одного года при наличии одного из оснований: а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники, культуры, обладание лицом профессией или квалификацией, представляющих интерес для Российской Федерации; б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской федерации; в) признание лица беженцем в установленном законом порядке. Упрощенный порядок приема в российское гражданство распространяется на дееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, ранее входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются лицами без гражданства; в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.; г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер, либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах; д) имеют сына или дочь, достигших возраста 18 лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер, либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших ранее в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию по 1 июля 2002 г., либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, если они до 1 июля 2009 г. заявят о своем желании приобрести российское гражданство (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 г.) В российское гражданство принимаются в упрощенном порядке и без предъявления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство СССР и проживающие на территории Российской Федерации; ребенок, один из родителей которого имеет российское гражданство по заявлению родителя и при согласии другого. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации; ребенок, единственный родитель которого имеет российское гражданство, по заявлению этого родителя; ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих российское гражданство; иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие российское гражданство, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет. 6. Основания отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации Заявления о приеме в гражданство Российской Федерации отклоняются лицам, которые: 1) выступают за насильственное изменение основ Конституционного строя или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации; 2) в течение 5 лет, предшествовавших дню обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом; 3) использовали подложные документы или сообщили о себе заведомо ложные сведения; 4) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства; 5) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом; 6) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или иностранных государств; 7) осуждены или отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом. Гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства Российской Федерации и по иным основаниям, предусмотренным Законом или международными договорами Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица. Выход из российского гражданства ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке. Федеральный закон устанавливает основания, по которым может быть отказано в выходе из российского гражданства. Выход не допускается, если гражданин Российской Федерации: а) имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, установленные федеральным законом; б) привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или имеется в отношении его приговор суда, вступивший в силу; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Отмена решений по вопросам гражданства осуществляется Президентом РФ (если они приняты в общем порядке) или органами, принявшими решение в упрощенном порядке. 7. Порядок изменения гражданства детей. Гражданство детей при усыновлении (удочерении) Гражданство детей следует гражданству родителей как при приобретении, так и при прекращении российского гражданства обоими родителями. Если оба родителя или единственный родитель приобретают или прекращают гражданство Российской Федерации, соответственно меняется гражданство детей. В случае, если один из родителей приобретает российское гражданство, то ребенку, проживающему на территории России, предоставляется ее гражданство по заявлению этого родителя. Если российское гражданство прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет российское гражданство. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением российского гражданства одного из родителей при наличии согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, когда необходимо решать вопрос о гражданстве ребенка при изменении гражданства родителей, опекунстве, усыновлении. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет российское гражданство. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: а) Президент РФ, рассматривающий вопросы о приеме, выходе и восстановлении в гражданстве; б) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
«Основы правового статуса личности. Гражданство Российской Федерации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot