Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Конституционное право

  • 👀 482 просмотра
  • 📌 436 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Конституционное право» pdf
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО лектор Задорина Мария Андреевна к.ю.н., доцент кафедры конституционного и международного права ЗИМНИЙ СЕМЕСТР ЛЕТНИЙ СЕМЕСТР • ЗАЧЕТ • ЭКЗАМЕН • 100% - 50% - «зачтено» • 100% - 85% - «5» • 49 % и менее – «не зачтено» • 84% - 70% - «4» • 69% - 50% - «3» • 49 % и менее – «2» Билет включает в себя 2 теоретических вопроса и 1 практикоориентированное задание ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА • Баглай М.В.. Конституционное право Российской Федерации [Электронный ресурс]:Учебник. Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2018. 768 с. Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/918093 • Нарутто С.В., Таева Н. Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России [Электронный ресурс]:Учебник. Москва: Издательский Центр РИОР, 2019. 435 с. Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/961401 • Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс [Электронный ресурс]:Учебное пособие. Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2019. 928 с. Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/984086 • Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс]. Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. 206 с. Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/988230 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА • представляет собой упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, которые составляют его предмет. ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА • основы конституционного строя Российской Федерации; • основы правового статуса личности; • федеративное устройство; • система государственной власти и система местного самоуправления КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВАЯ НОРМА — это формально определенное, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное мерами государственного принуждения, регулирующее общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА • выражается в его внутреннем строении, обусловленном связями между его нормами, сгруппированными в обладающие внутренним единством правовые институты, расположенные в определенной последовательности институт институт система КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ норма институт норма • образует совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих однородные отношения, входящие в предмет конституционного права СИСТЕМУ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ОБРАЗУЮТ ИНСТИТУТЫ 1) основ конституционного строя; 2) основ правового статуса человека и гражданина; 3) федеративного устройства; 4) системы государственной власти; 5) системы местного самоуправления. ПОДОТРАСЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Избирательное право Парламентское право Конституционносудебное право КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ • представляют собой урегулированные нормами конституционного права общественные отношения, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме субъективных прав и юридических обязанностей, предусмотренных данными нормами СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Субъекты - участники общественных отношений, имеющие субъективные права и несущие юридические обязанности, предусмотренные нормами конституционного права содержание (субъективные права и юридические обязанности) Объекты - то, на что направлена деятельность субъектов, т.е. то реальное благо, на пользование которым и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности, а также законные интересы ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ • являются юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, имеющие юридическое значение и влекущие юридические последствия: 1) события (не связаны с волей участников правоотношений); 2) действия (связаны с волеизъявлением участников правоотношений): - правомерные и неправомерные; - юридические акты (например, жалоба в Конституционный Суд РФ)и юридические поступки (например, принесение присяги Президентом РФ). ИСТОЧНИКИ ОТРАСЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА • действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 1) Конституция РФ; 2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (межгосударственные, межправительственные и межведомственные); 3) федеральные законодательные акты: - федеральные законы; - федеральные конституционные законы; - законы о поправках к Конституции РФ; ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 4) декларации; 5) Федеральные подзаконные нормативные правовые акты: - Указы Президента РФ; - Постановления Правительства РФ; - нормативные акты палат Федерального Собрания (регламенты, постановления об амнистии); - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 1) конституции и уставы субъектов РФ; 2) законы субъектов РФ; 3) подзаконные нормативные акты субъектов РФ: - нормативные акты высшего должностного лица субъекта РФ; - нормативные акты высшего органа исполнительной власти субъекта РФ; - нормативные акты иных органов исполнительной власти субъекта РФ. ФЕДЕРАЛЬНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Внутригосударственные нормативные договоры (двусторонние или многосторонние): - договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий; - соглашения между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ; - договоры (соглашения) между органами власти субъектов РФ. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ (МЕСТНЫЕ) ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 1) Устав муниципального образования; 2) Решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан; 3) Иные муниципальные правовые акты. ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ • Обычаи (не носят всеобъемлющего характера) • Судебные решения (решения Конституционного Суда РФ) КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ • представляет собой вид юридической ответственности, меру воздействия за ненадлежащее осуществление государственной власти, нарушение конституционного порядка, конституционно-правовых норм КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ • — сложная общественно-политическая и государственно-правовая категория, основу которой составляют идеалы конституционной демократии (т.е. демократии, базирующейся на наличии конституции как особого документа государства и общества), наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом. ЭТАПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Дореволюционный Советский Современный • Манифест 1905 г. • Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг. • Конституция РФ 1993 г. КОНСТИТУЦИЯ • обладающий особыми юридическими свойствами главный нормативный правовой акт государства, посредством которого народ учреждает основные принципы отношений между государством, личностью и обществом, организации государственной власти ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ • Юридическая (конституция – ядро правовой системы); • Политическая (закрепление политических устоев общества); • Идеологическая (обеспечение ценностных духовномировоззренческих ориентиров). СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ • это самое главное свойство, отличающее ее от других нормативных правовых актов, ее суть, определяемая тем, какие социальные цели она преследует, т.е. предназначением. • Сущность Конституции РФ заключается в воплощении воли многонационального российского народа, выраженной на референдуме и направленной на учреждение правовых устоев государства и общества, принципов их взаимодействия. СВОЙСТВА И СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ Свойства: • верховенство; • высшая юридическая сила; • ядро правовой системы и системы права; • усложненный порядок принятия и изменения; • повышенная охрана. Конституция состоит из преамбулы, двух разделов, включающих девять глав, в которых насчитывается 137 статей. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ Раздел I Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64) Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79.1) Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93) Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109) Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117) Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129) Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133) Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137) • Раздел II. Заключительные и переходные положения • • • • • • • • • • ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ • изменение сущностных характеристик Конституции, принятие фактически новой Конституции. Порядок определен в ст. 135 Конституции РФ. Пересмотр Конституции связан с изменением: • гл. 1 — «Основы конституционного строя»; • гл. 2 — «Права и свободы человека и гражданина»; • гл. 9 — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Новая конституция может быть принята Конституционным Собранием или на референдуме. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ • исключение, дополнение, новая редакция какоголибо из положений гл. 3–8 Конституции:. • Порядок определен ст. 136 Конституции РФ, Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». • Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Обязательное условие: одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. • Правовым актом, которым вносится поправка, является закон РФ о поправке к Конституции. ИЗМЕНЕНИЯ СТ. 65 КОНСТИТУЦИИ РФ 1. Изменение наименования субъекта РФ. Новое наименование субъекта РФ включается в текст ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. ИЗМЕНЕНИЯ СТ. 65 КОНСТИТУЦИИ РФ 2) Принятие в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта: • осуществляется на основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»; Может быть результатом объединения существующих субъектов РФ. В каждом случае принимается конкретный федеральный конституционный закон. ИЗМЕНЕНИЯ СТ. 65 КОНСТИТУЦИИ РФ 3) Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 1 ст. 137). • может быть связано с преобразованием субъекта одного вида в другой (например, области в республику). Специального закона об общем порядке решения вопроса об изменении статуса субъекта РФ не предусмотрено. В каждом отдельном случае должен приниматься особый федеральный конституционный закон при условии взаимного, как предусмотрено ст. 66, согласия РФ и соответствующего субъекта РФ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ • это такое устройство общества и государства, при котором государство является правовым (конституционным), а общество является гражданским. Конституционный строй (т.е. само устройство общества и государства) охватывается всеми без исключения отраслями права, а основы конституционного строя входят в предмет регулирования конституционного права. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ • это основные принципы устройства общества и государства, обеспечивающие подчинение государства праву и устанавливающие пределы вмешательства государства в жизнь гражданского общества. • Закреплены в гл. 1 Конституции РФ. • Образуют институт основ конституционного строя. Этот институт занимает ведущее место в системе отрасли конституционного права России. Его часто называют «конституция в конституции». ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ • демократическое государство; • признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; • республиканская форма правления; • разделение властей; • единство государственной власти; • государственный суверенитет; • идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; • федеративное государство; • самостоятельность местного самоуправления; • правовое государство. СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ • свобода экономической деятельности; • единство экономического пространства; • поддержка конкуренции; • признание многообразия форм собственности и их равной защиты; • признание и охрана земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; • социальный характер государства. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ • идеологическое многообразие; • светский характер государства. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО является обязательным атрибутом конституционного строя, поскольку: • цель ограничения государства правом — это создание условий для функционирования гражданского общества; • только при условии существования развитого гражданского общества государство подчиняется праву, так как со стороны общества существует контроль над властью; • при конституционном строе народ не просто формально признается, но и является реальным источником власти. ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА • общественные объединения, • политические партии, • религиозные объединения, • национально-культурные автономии, • средства массовой информации. Роль связующего звена между государством и гражданским обществом призвана осуществлять Общественная палата РФ. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ • представляет собой юридически закрепленное положение личности в обществе. Правовой статус закрепляется нормами всех отраслей права и включает: • совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, • гарантии их реализации, • ответственность. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ • это институт в рамках конституционного права, представляющий собой обособившуюся совокупность правовых норм, имеющих собственный предмет правового регулирования. Включает такие субинституты, как: • принципы правового статуса человека и гражданина; • конституционные (основные) права и свободы; • гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина; • конституционные обязанности человека и гражданина. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, признания их высшей ценностью; • принцип равноправия; • принцип неотчуждаемости основных прав и свобод; • принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; • принцип непосредственного действия прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; • принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1. Личные права и свободы: • Право на жизнь; • Право на охрану достоинства личности государством; • Право на свободу и личную неприкосновенность; • Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; • Право на неприкосновенность жилища; • Право определять и указывать свою национальную принадлежность, а также право на пользование родным языком; • Право на свободу передвижения; • Свобода совести и вероисповедания; • Свободы мысли и слова. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 2. Политические права и свободы: • Право участвовать в управлении делами государства; • Право граждан на равный доступ к государственной службе; • Право граждан на участие в отправлении правосудия; • Право граждан на обращение; • Право на объединение; • Право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 3. Социально-экономические и культурные права и свободы: • право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; • право частной собственности; • право наследования; • право иметь в частной собственности землю; • право свободно распоряжаться своими способностями к труду; • право на отдых; ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 3. Социально-экономические и культурные права и свободы (продолжение): • право на индивидуальные и коллективные трудовые споры; • право на защиту государством семьи, материнства и детства; • право на социальное обеспечение; • право на жилище; • право на охрану здоровья и медицинскую помощь; • право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением ; ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 3. Социально-экономические и культурные права и свободы (продолжение): • право на образование; • свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ • представляют собой основные обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Они: • направлены на реализацию конституционных ценностей; • закреплены на высшем юридическом уровне — конституционном; • призваны обеспечить баланс личных и общественных интересов. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ • • • • • • • • соблюдение Конституции РФ и законов; уважать права и свободы других лиц; платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры возложена не только на государство, но и на граждан; родителей заботиться о детях, воспитывать их и обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях; родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования; защищать Отечество и нести военную службу. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА • условия, средства и способы, которые делают реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивают их охрану от незаконных ограничений и посягательств. Различают гарантии: • экономические (материальные); • политические; • организационные; • духовные (культурные); • правовые (юридические). ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (МАТЕРИАЛЬНЫЕ) ГАРАНТИИ • рассматриваются как объективные социальноэкономические предпосылки — высокий уровень производства, гибкая налоговая политика, финансирование социальных программ, обеспечение государством среднего прожиточного минимума и другие факторы, свидетельствующие о социальной ориентации экономики государства и обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ включают в себя такие средства и механизмы, как: • мирное сотрудничество, • международный мир и безопасность, • демократия, • социальное партнерство. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ • предполагают эффективную деятельность системы органов государственной власти — представительных, исполнительных, судебных, целью которых является обеспечение и охрана прав и свобод граждан. • Все звенья государственного механизма наделены обязанностью охранять и защищать права и свободы человека и гражданина. ДУХОВНЫЕ ГАРАНТИИ • предполагают создание идеологических условий, связанных с гуманным отношением к людям, их правам и свободам. СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ПРАВОВЫЕ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЕ) ГАРАНТИИ • система юридических средств охраны личности и средств их правомерной реализации. Правовые (юридические) гарантии включают в себя правоустанавливающие, правоприменительные и правовосстановительные средства. К ним можно также отнести меры профилактики и предупреждения правонарушений, а также меры государственного принуждения, включая привлечение к юридической ответственности субъектов, нарушающих права и свободы человека и гражданина. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА • это коллективные меры мирового сообщества экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охрану и защиту прав человека и гражданина. • Статья 46 Конституции РФ закрепляет право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА • Комиссия по правам человека ООН, которая рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы о массовых и серьезных нарушениях прав человека; • Комитет по правам человека, рассматривающий сообщения о нарушении прав человека, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах; • Европейский суд по правам человека, рассматривающий обращения о нарушении прав, предусмотренных Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ИНЫХ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ • это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Принципы гражданства: • принцип единого гражданства, • принцип равного гражданства, • принцип запрета лишения гражданства; • экстерриториальность гражданства; • защита граждан РФ; • сокращение числа лиц без гражданства. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА • Конституция РФ • Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; • Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах»; • Закон от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах»; • Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ Основывается на следующих принципах: • следования гражданства детей гражданству родителей. Принцип установлен с целью обеспечения одинакового гражданства всех членов семьи; • учитываются пожелания детей. Так, для приобретения или прекращения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет требуется его письменное согласие; • принцип исключения состояния безгражданства детей. По общему правилу гражданство детей следует гражданству родителей, если иначе ребенок не останется лицом без гражданства. • • • • ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА рождение; прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выбор гражданства при изменении государственной границы (оптация). Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает следующие основания прекращения гражданства: • выход из гражданства; • иные основания, предусмотренные в законе. ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА • Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. • Лицо без гражданства (апатрид) - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. • Лицо, имеющее два и более гражданства разных государств – бипатрид. БЕЖЕНЕЦ • это лицо, которое не является гражданином РФ (иностранный гражданин или апатрид); • находится вне страны своей гражданской принадлежности (иностранный гражданин) или вне страны своего обычного местожительства (апатрид); • покинуло свою страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; • не может пользоваться защитой своей страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие указанных опасений. ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ • — это гражданин, покинувший место своего жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В РФ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ • Каждый имеет право на объединение (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ) • Содержание этого права раскрывается в ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»: • право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, • право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, • право беспрепятственно выходить из общественных объединений ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: • общественная организация; • общественное движение; • общественный фонд; • общественное учреждение; • орган общественной самодеятельности; • политическая партия. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ • это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»). РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: • вероисповедание; • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ • Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. • Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ • периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) • Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ • форма национально-культурного самоопределения • объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации • вид общественного объединения - общественная организация НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ • Цель: самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов (ст. 1 Федерального закона от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии») ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ В РФ ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ • Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). • Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). РЕФЕРЕНДУМ РФ • всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (ст. 1 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»). РЕФЕРЕНДУМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ • На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации«) МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ • На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации«) ВЫБОРЫ • форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО • В объективном смысле избирательное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. • Избирательное право в субъективном смысле — это мера возможного поведения лица, это гарантированная государством возможность участвовать в выборах. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС • деятельность субъектов избирательного права, направленная на избрание депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА • назначение выборов; • образование избирательных округов и избирательных участков, • составление списков избирателей; • формирование необходимых избирательных комиссий; • выдвижение и регистрация кандидатов или списков кандидатов; • проведение предвыборной агитации; • проведение голосования; • установление итогов голосования и определение результатов выборов. ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА • направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РФ ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО • это сложное союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государствоподобных образований (субъектов федерации). Для Российской Федерации характерны общие для всех федеративных государств признаки: • территориальная целостность, территориальное единство; • федерация состоит из относительно самостоятельных образований — субъектов федерации. При этом субъекты федерации не ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО • обладают суверенитетом, не имеют права одностороннего выхода из состава федерации; • существует разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами; • двухуровневая система органов государственной власти: • двухуровневая система законодательства; • двухуровневая судебная система: наличие федеральных судов и судов субъектов федерации; • двуканальная система налогообложения и наличие бюджетов федерального и субъектов федерации. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО Россия по своему составу является национальнотерриториальной федерацией. В нее входят два вида субъектов: • субъекты, основанные по национальному признаку — это республики, автономная область и автономные округа; • субъекты, основанные по территориальному признаку — это края, области, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Всего в составе Российской Федерации в настоящее время 85 субъектов: 22 республики; 9 краев; 46 областей; 3 города федерального значения; 1 автономная область; 4 автономных округа. ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА • Принцип государственной целостности • Принцип единства системы государственной власти • Принцип равноправия и самоопределения народов РФ • Принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти • Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ • Предметы ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ); • Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ); • Предметы ведения субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА • Государство реализует свои функции через государственный аппарат, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть. • Орган государства — институциональный элемент государства, уполномоченный на осуществление его функций. ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ • является наделенное властными полномочиями организационно обособленное звено государственного аппарата, созданное и действующее от имени государства в установленном законом порядке в рамках собственной компетенции в целях осуществления функций государства. • Все органы государства образуют единую систему — механизм государства. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ 1. По уровню деятельности: - федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ); - органы государственной власти субъектов РФ (представительный (законодательный) орган; высшее должностное лицо субъекта; исполнительные органы власти; конституционные (уставные) суды; мировые судьи) КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ 2. По характеру выполняемых задач: 1) органы законодательной власти, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов; 2) органы исполнительной власти, выполняющие исполнительно-распорядительные задачи; 3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ 3. По способу управления: - коллегиальные (Государственная Дума, Правительство РФ); - единоличные (Президент РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ). КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ 4. По объему компетенции: - органы общей компетенции, решающие широкий круг вопросов (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), - специальной (отраслевой) компетенции, которые специализируются на выполнении отдельных функций или видов деятельности (Счетная палата РФ, МВД РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.д.). СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Органы законодательной власти: Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ Органы исполнительной власти: Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, агентства, службы), высшее должностное лицо субъекта РФ, высший и иные исполнительные органы субъектов РФ Органы судебной власти: федеральные суды и суды субъектов РФ. ПРЕЗИДЕНТ РФ • является главой государства. • является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. • принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти. • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. • представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. ПРЕЗИДЕНТ РФ • Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации«. • Полномочия Президента закреплены в ст. 83 – 90 Конституции РФ. • Президент РФ обладает неприкосновенностью.
«Конституционное право» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot