Основы экономики. Предмет и этапы развития экономической науки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Основы экономики. Предмет и этапы развития экономической науки
Лекция (2 часа):
1. Развитие экономической мысли.
2. Предмет экономической науки и ее функции.
3. Методы экономических исследований.
Термин «экономика» происходит от греческого слова oikonomike, означающего искусство ведения домашнего хозяйства («законы хозяйствования»: «ойкос» – дом, «номос» – закон).
В настоящее время под экономикой принято понимать:
• научную и учебную дисциплину, изучающую экономические отношения в какой-либо области хозяйственной жизни общества (макроэкономика, микроэкономика);
• социально-экономические и производственные системы разных уровней (мировое хозяйство, хозяйство страны, региона, города);
• совокупность общественных отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ.
Экономическая наука является результатом длительного исторического развития и логическим отражением экономической действительности в сознании людей. Экономика как наука зародилась давно, еще до нашей эры, когда с развитием отношений производства и обмена и возникновением первых государств в хозяйственной жизни появилось множество проблем, актуальность которых сохраняется и по сей день. Главными из них были проблемы государственного устройства и создания идеальной социально-экономической модели.
За все время своего развития – от древнейших времен до наших дней – экономическая наука прошла три этапа развития:
1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики (с периода древности по XV в. н.э.)
2. Экономические учения периода нерегулируемой рыночной экономики (XV в. – 30 годы XX в.)
3. Экономические учения периода регулируемой рыночной экономики (с 30-х годов XX в. по настоящее время)
Экономические учения эпохи дорыночной экономики
Основы экономической науки были заложены в учениях философов и государственных деятелей древнего мира: Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая, Индии. Характерной чертой научного познания того времени являлось то, что общественные науки – философия, религия, право, экономика – представляли собой единый свод знаний.
В Древней Греции развитие экономической мысли связано с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля (V – IV в. до н.э.), которые впервые с помощью научного анализа попытались выявить закономерности развития общества и описать их в своих трудах.
Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) впервые предложит термин «экономика». Все сочинения Ксенофонта дошли до нашего времени (немалая заслуга в этом принадлежит его биографу Диогену), что свидетельствует о его славе, известности и влиятельности как ученого. Его сочинение «Домострой» (другое название - «Экономика») было очень популярно в Древней Греции, и даже было переведено Цицероном на латинский язык.
Аристотель (384—322 гг. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, наиболее влиятельный из философов античности, создавший систему научных воззрений, охватившую все сферы человеческого бытия (философию, логику, политику, экономику, социологию). Аристотелем была выдвинута теория об экономике и хрематистике, в которой все виды деятельности людей он относит к одной из двух сфер - естественной (экономике) и неестественной (хрематистике). Экономика включает сельское хозяйство, ремесла и мелкую торговлю, главная цель которых - удовлетворение насущных жизненных потребностей людей. Эта сфера составляет основу натурально-хозяйственных отношений и поэтому должна поддерживаться государством. Хрематистика основана на крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, осуществляемых в корыстных целях, для получения бесчестной наживы. Аристотель считает, что хрематистика подрывает фундамент государства, и осуждает её.
Экономические учения периода нерегулируемой рыночной экономики
Разрушение традиционной экономики и ее трансформация в рыночную явились результатом не только изменений в экономической сфере общественной жизни стран Западной Европы, но и следствием революционного переворота в религии и культуре. Становление рыночной системы началось тогда, когда товаром стали не только продукты труда, но и средства производства – земля, рабочая сила, капитал (деньги).
К XVI-XVII векам завершился первый этап становления рыночной экономики – первоначальное накопление капитала. В западноевропейских странах начала появляться рыночная инфраструктура, сложились предпосылки перехода из аграрного в индустриальное общество.
С развитием общества развивалась и экономика, превращаясь в целостную систему знаний. Как наука экономическая теория возникла в XV в., когда начинают зарождаться первые экономические школы. К периоду нерегулируемой рыночной экономики относятся меркантилизм, школа физиократов, английская классическая школа, марксизм.
Первой в истории экономической школой является меркантилизм (от итал.: mercante – торговец, купец), возникший и развивавшийся в Западной Европе в XV-XVIII веках и отражавший интересы крупного торгового капитала. Наибольшее распространение меркантилизм получил в Англии, которая была в то время самой развитой европейской страной. Яркими представителями школы меркантилистов были Томас Мэн (1571-1641 гг.) и Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.). Основные идеи меркантилизма сводятся к следующему:
• главное богатство общества – деньги (золотые, серебряные);
• источник богатства общества – внешняя торговля (т.е. сфера обращения, а не сфера производства);
• экономическая политика государства должна быть активной, направленной на накопление денег и обогащение нации.
Развитие производства в XVIII веке привело к возникновению экономических школ, предметом которых была сфера производства, а не сфера обращения. Школа физиократов (от греческого physis – природа, kratos – власть – «власть природы») выражала интересы крупных землевладельцев. Наиболее яркие представители школы - Франсуа Кенэ (1694–1774 гг.), Анн Робер Тюрго (1727 – 1781 гг.). Физиократы считали, что источник богатства общества - сфера производства, самой производительной отраслью которой является сельское хозяйство.
Английская классическая школа, сформировавшаяся в XVII–XIX вв., являлась наиболее влиятельной в период нерегулируемой рыночной экономики. Основоположниками школы были Уильям Петти (1623–1687 гг, Адам Смит (1723–1790 гг), Давид Рикардо (1772–1823 гг.).
Предмет экономических исследований классиков – это вся сфера производства, в которой создается общественное богатство. В рамках их теории был выдвинут целый ряд новых идей и концепций. В английской классической школе были заложены основы экономического либерализма, включающий:
• «невидимую руку рынка» - свободные цены, спрос, предложение, свободную конкуренцию;
• рыночное саморегулирование на основе рыночного механизма и рыночных закономерностей;
• минимальное вмешательство государства в рыночную систему.
Таким образом, по мнению классиков, экономика является саморегулируемой системой, способной поддерживать эффективное равновесие. Развитие трудовой теории стоимости в английской классической политэкономии привело к появлению научных школ, выступавших в защиту класса наемных работников, главной из которых являлся марксизм.
Марксизм – экономическое научное направление, отправным пунктом исследования которого является формационный подход. История развития нашей цивилизации представлена марксистами как смена пяти общественно – экономических формаций, или способов производства.
Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818–1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820–1895 гг.) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название «марксизм». Карл Маркс в своем главном труде «Капитал» (состоящим из четырех томов) открыл экономические законы развития капиталистического способа производства. Формацию, следующую за капиталистической, К. Маркс назвал коммунистической, с первой фазой социализмом, основанном на общественной собственности на средства производства, отсутствии эксплуатации труда, равной оплате за равный труд, всеобщей занятости. С именем К. Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируемую из центра.
Экономические школы и направления эпохи
регулируемой рыночной экономики
Становление и развитие экономической теории регулируемого рынка началось в XX веке и продолжается по сей день. Отличительной особенностью научных школ и направлений XX–XXI вв. является то, что их исходной предпосылкой является необходимость государственного вмешательства в условиях смешанных экономических систем. Рыночный механизм, существование и эффективность которого не отрицается, должен быть дополнен государственным регулированием «провалов рынка» (цикличности экономического развития и кризисов, инфляции, безработицы).
Главными экономическими направлениями и школами XX–XXI вв. являются неоклассическое направление (включая школу монетаристов), кейнсианское и неокейнсианское направления, неолиберализм, институционализм и неоинституционализм, неоклассический синтез.
Вопрос 2.
Предмет экономической науки и ее функции
Содержание любой науки определяют ее объект и предмет. Объектом науки считается явление или процесс, подлежащий исследованию. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта, то есть это отдельный аспект проблемы, исследуя который, можно познать объект в целом. Таким образом, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.
Поскольку экономическая наука предполагает исследование динамичной, постоянно развивающейся экономической деятельности субъектов, то объектом ее изучения является экономическая жизнь общества, экономическая система. В зависимости от уровня изучения хозяйственных систем в экономической теории можно выделить два объекта, тесно связанных между собой макроэкономика и микроэкономика.
Макроэкономика изучает экономические явления и процессы в целом, в масштабах всей национальной экономики. Она оперирует обобщающими, или агрегатными показателями: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, инвестиции, сбережения и т.п. Микроэкономика исследует обособленные экономические единицы - индивидов, домохозяйства, предприятия и организации, отдельные товарные рынки или рынки факторов производства.
На основе выбора объекта исследования возникает более широкий круг вопросов, в совокупности образующих предмет исследования. Понимание предмета экономики формировалось постепенно, причем каждая научная школа и направление имели свое представление о предмете экономической науки.
Так, меркантилисты, главным приоритетом которых являлось накопление в стране денежного богатства, предметом изучения экономики считали торговый баланс страны и инструменты государственного регулирования внешней торговли, обеспечивающие приток денег в экономику. Физиократы, перенесшие свои исследования из сферы обращения в сферу производства, предметом экономики и ее основой считали сферу сельскохозяйственного производства. Представители классической экономической теории распространили свои исследования на всю сферу производства, которая и стали предметом их исследований. Их последователи (неоклассики) предметом экономической науки считают проблемы рационального использования ограниченных ресурсов. Исследования приверженцев кейнсианства направлены на совершенствование системы государственного регулирования рыночной экономики, позволяющей преодолеть провалы рынка. Для институционалистов предметом изучения является функционирование институтов, их влияние на развитие экономики.
В современной экономической теории общепринятой является точка зрения, в соответствии с которой к предмету изучения экономики относятся экономические законы, экономические отношения, а также рациональное использование редких (ограниченных ресурсов).
Экономические законы – существенные, устойчивые, объективные (не зависящие от воли и желания людей) причинно-следственные связи и зависимости между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы, как и законы природы, являются познаваемыми.
Экономические отношения – это объективно складывающиеся связи и отношения между экономическими субъектами в процессе производства, распределения, обмена, потребления благ.
Из многочисленных функций экономической науки можно выделить пять главных:
1. Познавательная функция, позволяющая изучать и объяснять экономические явления, экономические законы.
2. Прогностическая функция. Накопление и анализ любых знаний всегда тесно связаны с попытками предсказать развитие ситуации на основе предыдущего опыта.
3. Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория представляет собой теоретическую базу экономических наук (отраслевых, прикладных, функциональных).
4. Практическая функция позволяет обосновывать поведение и практические действия экономических субъектов.
5. Мировоззренческая функция экономики позволяет формировать прогрессивный экономический образ мышления.
Вопрос 3.
Методы экономических исследований
С объектом и предметом науки неразрывно связаны ее методы. Под методом понимается совокупность приемов, инструментов и способов, с помощью которых осуществляются исследования и решаются научные проблемы, начиная от постановки целей и задач и заканчивая получением конкретных результатов теоретического и прикладного характера.
В экономике разработано большое количество методов исследования.
Все методы экономических исследований можно разделить на три большие группы: общенаучные методы, специальные методы и методы конкретных экономических наук
Общенаучные методы имеют универсальный характер, основаны на философии науки и теории познания (метод научной абстракции, методы анализа и синтеза, индукция и дедукция, аналогия, наблюдение, моделирование, эксперимент).
Специальные методы могут применяться исключительно при проведении экономических исследований, т.е. в экономической теории, историко-экономических науках, функциональных и отраслевых экономических науках. Они включают статический метод, метод экономико-математического моделирования и метод практической деятельности людей.
Третья группа включает методы, применяемые в конкретных экономических науках. Так, в бухгалтерском учете используются методы двойной записи, документации, в стратегическом менеджменте – методы стратегического анализа (SWOT-анализ, STEP-анализ) и стратегического выбора (матрица выбора стратегий, портфельные матрицы).
В ходе изучения экономических явлений и процессов независимо от того, проводится ли анализ на уровне микроэкономики или макроэкономики, существует позитивный и нормативный анализ, которые соответствуют позитивной и нормативной экономической теории.
Позитивная экономика описывает и анализирует существующие экономические явления и процессы, констатирует наличие тех или иных проблем, но не дает никаких рекомендаций по их решению. Нормативная экономика в отличие от позитивной, дает рекомендации, рецепты действий и разрабатывает направления решения проблем.
Таким образом, экономика как наука прошла длительный период своего развития, который включает три основных этапа: дорыночный, нерегулируемый рыночный и регулируемый рыночный.