Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы экономического анализа

  • 👀 5027 просмотров
  • 📌 4954 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы экономического анализа» pdf
Лекция 34. Основы экономического анализа Цель и задачи экономического анализа и диагностики деятельности предприятия. Роль экономического анализа в управлении предприятием. Виды анализа, их классификация и характеристика. Логико-экономические приемы анализа. Метод цепных подстановок. Цель и задачи анализа и диагностики деятельности предприяти. Анализ (от греч.analisis) означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы. В диалектике анализ выступает в единстве с понятием «синтез» (от греч.sinthesis) — соединение ранее расчлененных элементов для изучения объекта в единое целое, дающее полное представление об объекте с учетом особенностей каждого элемента. Тандем «анализ-синтез» как важная черта диалектики используется в любой отрасли научных знаний, в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и экономической. Иногда, говоря об анализе подразумевают и синтез. Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ в широком смысле слова охватывает всю экономику — от мирового хозяйства до отдельных звеньев глобальной экономики, он входит составной частью во все экономические науки — от экономической теории до конкретно-экономических наук. Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название «анализ хозяйственной деятельности» (АХД). Анализ хозяйственной деятельности организаций — это экономический анализ в узком смысле слова, имеющий свои особенности в методах исследования и информационной базе. Теория экономического анализа в данном курсе рассматривается только в рамках микроэкономического анализа, т.е. анализа деятельности организаций и прежде всего коммерческих предприятий. Содержание экономического анализа состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Этот анализ основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления. Цель анализа - повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов. Предметом экономического анализа является анализ производственных и экономических результатов, финансового состояния, результатов социального развития и использования трудовых ресурсов, состояния и использования основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оценка эффективности. Объектом экономического анализа является работа предприятия в целом и его структурных подразделений (цехов, бригад, участков), а субъектами могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий. Функциями экономического анализа являются: контрольная, учетная, стимулирующая, организационная и индикативная. 1 Роль и задачи экономического анализа в управлении предприятием Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: ˗ - информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах); ˗ анализ (анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на основании научно обоснованных критериев); ˗ планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономической системы); ˗ организация управления (организация эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации использования трудовых, материальных и денежных ресурсов экономической системы); ˗ контроль (контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений). Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством, является учет. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Кроме того, экономический анализ хозяйственной деятельности является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы, корректировки планов и управленческих решений. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия. Анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным. Эта функция анализа — контроль за выполнением планов и подготовка информации для их обоснования — не ослабевает, а усиливается в рыночной экономике, поскольку в условиях неопределенности, конкуренции и изменчивости внешней среды требуется систематическая оперативная корректировка текущих и перспективных планов. Постоянно изменяющиеся внешние условия требуют, чтобы процесс планирования был непрерывным. Менеджер по планированию должен уметь оценивать и анализировать изменение каждой ситуации и оперативно вносить коррективы в планы предприятия. Большая роль отводится анализу в деле выявления и использования резервов повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования в конкурентной среде на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Чтобы выжить в конкурентной борьбе и укреплять свои рыночные позиции, каждое предприятие должно осуществлять постоянный поиск резервов повышения эффективности своей деятельности. Это объективный процесс, без которого невозможно поступательное развитие общества. Анализ содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, разных недостатков в работе и т.д. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность его деятельности. Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. Исходя из целей и основных функций анализа формируются и его задачи: ˗ изучение состояния и тенденций экономического развития предприятия за прошлые периоды; ˗ прогнозирование результатов деятельности на основе сложившихся тенденций 2 развития и предполагаемых изменений в перспективе; ˗ научное обоснование текущих и перспективных планов (целевой программы предприятия) и управленческих решений; ˗ контроль за выполнением планов и управленческих решений, эффективным использованием экономического потенциала предприятия с целью раннего обнаружения недостатков, ошибок, просчетов и оперативного их устранения; ˗ изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные пути повышения его эффективности; ˗ поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики; ˗ оценка результатов деятельности предприятия по достижению поставленных целей — выполнению планов, уровню результативности и эффективности бизнеса, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг, что способствует выработке более эффективной политики управления бизнес-процессами; ˗ оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса; ˗ разработка проектов управленческих решений по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности функционирования предприятия. Виды анализа, их классификация и характеристика По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности), который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики. По признаку времени АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический). Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных результатов. Последующий (ретроспективный, исторический) анализ осуществляется после совершения хозяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков. Ретроспективный анализ, в свою очередь, делится на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять недостатки и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение. Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность состоит в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. Оперативный и итоговый анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают 3 возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, выявлять допущенные ошибки, просчеты, недостатки, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности бизнеса. Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный (стратегический). Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно важнее. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения. В условиях рыночной конкуренции стратегический анализ становится неотъемлемой частью управленческой деятельности. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны бизнеса, передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности, внести коррективы в стратегическую и тактическую политику предприятия. По аспектам исследования выделяют финансовый, операционный (техникоэкономический), маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономикоэкологический, функционально-стоимостной и другие виды анализа. Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д. Управленческий анализ (комплексный анализ деятельности предприятия) проводят все службы предприятия с целью предоставления информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений оперативного, тактического и стратегического характера по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер. В отличие от внешнего финансового анализа его результаты являются коммерческой тайной. Социально-экономический анализ изучает причинно-следственную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования. Его цель — выявление возможностей дальнейшего развития социальной сферы, улучшения условий труда, повышения уровня мотивации труда, направленных на рост эффективности функционирования предприятия. Экономико-экологический анализ — составная часть управления природоохранной деятельностью предприятия, основным содержанием которого является исследование взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Его цель — обоснование тактической и стратегической политики по вопросам охраны окружающей среды, создания экологически чистой продукции, безопасного производства и повышения эффективности природоохранных мероприятий. Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления — предприятия, отрасли, региона с целью установления их тенденций и закономерностей. Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта 4 готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, для обоснования оптимального варианта инвестирования капитала. Функционально-стоимостный анализ(ФСЛ) — это метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Предметом исследования здесь являются функции, которые выполняет объект, а также затраты на их обеспечение. Поиск более эффективных и дешевых способов выполнения главных функций изделия или процесса (путем технических, технологических, организационных и других изменений производства) при одновременном исключении лишних функций позволяет существенно сократить затраты на изготовление изделия и повысить его потребительские свойства (надежность, удобство эксплуатации, дизайн и т.д.). Основной задачей ФСА является создание такого варианта изделия, который наиболее полно удовлетворял бы основные функциональные запросы потребителя и был бы наиболее экономичным с точки зрения производителя. В последние годы все более широкое применение находит логистический анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают возможность снижать затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта на принципах «точно вовремя». Логистика становится основным ключом к успеху, важным стратегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией. В ходе институционального анализа оценивается организационная, правовая, политическая обстановка, в рамках которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучается нормативная база, отношения с местными властями, партнерами и контрагентами по отнесу и вырабатывается стратегическая и тактическая политика предприятия в области делового сотрудничества с ними, что также способствует повышению эффективности функционирования предприятия. По методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономикоматематический анализ и т.д. Качественный анализ — это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов. Количественный анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов. Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста производства продукции опережают темпы роста выпуска готовой продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста выпуска продукции выше темпов реализации продукции, то эго признак затоваривания (работы на склад). Наличие просроченных обязательств, замедление оборачиваемости капитала, хроническая убыточность — индикаторы вероятности банкротства предприятия. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени и средств. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого 5 сложного инструментария. Маржинальный (предельный) анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические значения объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю, что играет важную роль в управлении затратами, финансовыми результатами и операционными рисками. С помощью экономико-математического анализа выбирается оптимальный вариант управленческих решений с учетом внутренних и внешних факторов, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия. По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний (управленческий) анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа. По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и др. Краткая характеристика логико-экономических приемов анализа Способ сравнения — это совокупность приемов сопоставления аналогичных показателей исследуемого объекта. Цифровые значения показателей обретают особый смысл при сопоставлении с другими. Важным условием сравнения показателей является их однородность. В качестве базы сравнения может использоваться целый ряд показателей: • показатели прошлых лет в динамике; • плановые и фактические значения показателей; • уровни показателей конкурентов в динамике; варианты управленческих решений; • • прогнозируемые показатели. Сравнение показателей изменения себестоимости производства продукции, объемов производства продукции по месяцам, кварталам года, показателей финансовой отчетности и множества других показателей дает ценную экономическую информацию для экономического анализа. Представляет интерес сравнение параллельных и динамических рядов, позволяющее выявить взаимосвязи между показателями. Например, рост выручки от продаж при одновременном росте средней за тот же период стоимости активной части основных фондов приведет к росту их фондоотдачи. Однако точнее выявить взаимосвязь можно, только применяя факторный анализ. Удобны вертикальные сравнения, позволяющие изучить структуру явлений и процессов и тенденции их изменения. Например, анализ динамики статей бухгалтерских балансов. 6 Интересны многомерные сравнения в анализе, когда сопоставляются несколько показателей по нескольким объектам. К многомерным сравнениям относят комплексные оценки результатов деятельности экономических систем, оценки конкурентоспособности продукции. Для многомерных сравнений разработаны и используются на практике специальные алгоритмы экономического анализа. Способ сравнения позволяет достичь ряда важных оценок: ˗ хода выполнения текущего бизнес-плана; ˗ возможностей экономии ресурсов; ˗ выбора оптимальных вариантов решений; ˗ внутренних резервов. Количественная определенность показателей, в том числе и тех, которые сравниваются, выражается в абсолютных и относительных величинах. Абсолютная величина — это разность между фактическим значением показателя и базовым. Абсолютная величина может быть отрицательной. Относительная величина вычисляется как отношение фактического значения показателя к базе сравнения, т.е. путем деления одной величины на другую. Относительная величина исчисляется в долях единицы, в коэффициентах. Для принятия управленческих решений важное значение имеют количественные соотношения относительных показателей: выполнение бизнес-плана и его динамика, структура, эффективность и другие показатели. К относительным показателям относятся леверидж, представляющий собой отношение заемного капитала к собственному, а также сила воздействия операционного рычага, выражающаяся отношением маржинального дохода к прибыли от реализации. Средние величины представляют собой обобщающую характеристику качественно однородных, но количественно отличных друг от друга величин. К ним относят среднюю арифметическую, хронологическую, моментного ряда, геометрическую, квадратичную, каждая из которых может выступать в форме простой и взвешенной величины. К структурным средним относятся мода и медиана. Наиболее часто в аналитических расчетах используются средняя арифметическая, простая и взвешенная, а также среднегеометрическая. Напомним формулы расчета некоторых из них. Средняя арифметическая взвешенная рассчитывается по формуле X= ∑ xf / ∑ f где ∑ xf — сумма произведений величины признаков на их частоты (веса); ∑ f — общая численность единиц совокупности. Если частоты (веса) представлены не абсолютными величинами, а относительными, например в долях единицы, в коэффициентах, то формула имеет следующий вид: X= ∑ xd, где d — частотность. Средняя геометрическая определяется по формуле n X = √ x1 x2 x3 ... x n = n √ ∏ xi , где n — число вариантов; xi — варианты признака x; П — знак произведения. 7 Средняя геометрическая широко применяется для исчисления средних темпов изменения показателей в рядах динамики. Для использования средних величин в экономическом анализе формируют исходные группировки на качественно однородные группы в зависимости от того или иного признака. Индивидуальные величины показателей заменяются средне-групповыми. Группировки позволяют систематизировать материал, выявлять характерные и типичные взаимосвязи явлений и процессов, погашать случайные отклонения. В анализе используют разные виды группировок (табл.1). Таблица 1- Виды группировок и их значение Вид группировки Значение группировки Пример группировки Типологические Группировка по типу, виду показателя Группировка по видам собственности Структурные Оценка внутреннего строения показателей Аналитические Изучение связи факторных и результативных показателей Изучение персонала по стажу, профессиям, образованию и др. Зависимость суммы выданного банком кредита от величины процентной ставки К традиционным способам обработки и проверки исходной информации относится балансовый способ. Он используется для измерения влияния на результативный показатель аддитивно связанных c ним факторов. При аддитивной форме зависимости обобщающий показатель представляет собой алгебраическую сумму частных показателей. На основе балансового способа разработан также такой способ факторного анализа, как пропорциональное деление, или долевое участие. Балансовый способ нашел широкое применение в анализе обеспеченности организации трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и полноты их использования, в исследовании соответствия платежных средств платежным обязательствам и др. В качестве технического приема балансовый способ используется для проверки правильности аналитических расчетов путем составления баланса отклонений. Графический способ состоит в представлении исходной информации и результатов ее обработки в виде графиков, диаграмм и гистограмм. Прежде всего, используются гистограммы для отображения данных из таблиц частот в виде отдельных столбцов. Часто столбиковые диаграммы отображают данные, относящиеся одновременно и к числовым, и к нечисловым, качественным, переменным. Такие диаграммы могут быть использованы, например, при исследовании выработки рабочих на нескольких предприятиях, причем столбиковые диаграммы — это графики, которые можно располагать как вертикально, так и горизонтально. Отображение отдельных частей относительно общего количества происходит с помощью секторных диаграмм, например, для характеристики доли коммерческих и управленческих расходов в общей сумме затрат. Линейные графики (ломаная частотности) используются для отражения величины показателей за определенный временной период, а также в случае необходимости сравнения нескольких наборов данных, когда на графике будет изображена не одна ломаная линия, а несколько. Значение графиков в экономическом анализе заключается в том, что они: ˗ познавательны (наглядны и иллюстративны); ˗ аналитичны, т.е. позволяют выявить закономерности во взаимосвязи показателей; 8 ˗ могут служить способом расчета какого-либо показателя (например, объема реализации в критической точке при маржинальном анализе). Таблица является самым удобным способом представления информации, который наиболее часто используется в экономическом анализе. Таблицы позволяют компактно представить исходную информацию, отразить алгоритмы и результаты расчетов, мнение аналитиков по представленной ситуации для принятия управленческих решений. Таблицы принято составлять по особому порядку: вначале располагать абсолютные показатели, а затем относительные и т.д. Значение таблиц настолько велико, что позволяет осуществлять при наличии профессионально составленных таблиц бестекстовый анализ. Поэтому возрастают требования к порядку составления таблиц, к правилам, которых аналитик должен придерживаться, базируясь на знаниях как сущности изучаемых явлений и процессов, так и методики их анализа. Метод цепных подстановок Для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель в экономическом анализе используется метод цепных подстановок. Данный способ анализа используется лишь тогда, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, когда она представляется в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости. В этих случаях анализируемый совокупный показатель как функция нескольких переменных должен быть изображен в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие. Метод состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными. Следовательно, каждая подстановка связана с отдельным расчетом: чем больше показателей в расчетной формуле, тем больше и расчетов. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т. д. В первом расчете все величины плановые, в последнем – фактические. Отсюда вытекает правило, заключающееся в том, что число расчетов на единицу больше, чем число показателей расчетной формулы. При определении влияния двух факторов (двух показателей) делают три расчета, трех факторов – четыре расчета, четырех факторов – пять расчетов. Однако поскольку первый расчет включает лишь плановые величины, то его результаты можно взять в готовом виде из плана предприятия или объединения; результат последнего расчета, когда все показатели фактические, - из квартального или годового отчета. Следовательно, практически число расчетов оказывается не на единицу больше, а на единицу меньше, т. е. осуществляются лишь промежуточные расчеты. При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, так как ее произвольное изменение может привести к неправильным результатам. В практике анализа в первую очередь выявляется, влияние количественных показателей, а потом – качественных. Так, если требуется определить степень влияния численности работников и производительности труда на размер выпуска промышленной продукции, то прежде устанавливают влияние количественного показателя – численности работников, а потом качественного – производительности труда. Если выясняется влияние факторов количества и цен на объем реализованной промышленной продукции, то вначале исчисляется влияние количества, а потом – влияние оптовых цен. Прежде чем приступить к расчетам, необходимо: во-первых, выявить четкую взаимосвязь между изучаемыми показателями, во-вторых, разграничить количественные и качественные показатели, 9 в-третьих, правильно определить последовательность подстановки в тех случаях, когда имеется несколько количественных и качественных показателей (основных и производных, первичных и вторичных). Произвольное изменение последовательности подстановки меняет количественную весомость того или иного показателя. Чем значительнее отклонение фактических показателей от плановых, тем больше и различий в оценке факторов, исчисленных при разной последовательности подстановки. В общем, виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом: y0 = a0 ⋅ b0 ⋅ c0 ; ya = a1 ⋅ b0 ⋅ c0 ; yb = a1 ⋅ b1 ⋅ c0 ; y1 = a1 ⋅ b1 ⋅ c1 , где ао, bo, сo — базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;а1 , b1, с1 -фактические значения факторов; уа, уb -промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно. Общее изменение ∆у=у1-уо складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов: ∆y = ∑ ∆y(a, b, c) = ∆y a +∆y b + ∆y c ; ∆y a = y a − y 0 ; ∆y b = y b − y a ; ∆y c = y1 − y b . Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки: y 0 = a0 ⋅ b0 ⋅ c0 ; ∆y a = ∆a ⋅ b0 ⋅ c0 ; ∆y b = ∆b ⋅ a1 ⋅ c0 ; ∆y c = ∆c ⋅ a1 ⋅ b1 ; y1 = a1 ⋅ b1 ⋅ c1 ; ∆y = ∆y a + ∆y b + ∆y c . Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у=(ав)·с, используемых в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах. Для мультипликативных моделей типа у = а·в·с методика анализа следующая. Находят относительное отклонение каждого факторного показателя: aф − a пл ⋅ 100%; ∆aa = a пл bф − bпл ∆bb = ⋅ 100%; bпл cф − c пл ∆cc = ⋅ 100%. c пл 10 Определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора: y пл ⋅ ∆аа ; 100 ( y + ∆y a ) ⋅ ∆bb ∆y b = пл ; 100 ( y + ∆y a + ∆y b ) ⋅ ∆cc ∆y = пл . 100 ∆y a = Метод цепной подстановки и способ «разниц» страдают общим недостатком, суть которого сводится к возникновению неразложимого остатка, который присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора. Отмеченный недостаток устраняется при использовании в аналитических расчетах интегрального метода. 11
«Основы экономического анализа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 98 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot