Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные понятия и принципы социального обслуживания

  • 👀 5628 просмотров
  • 📌 5563 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Основные понятия и принципы социального обслуживания
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные понятия и принципы социального обслуживания» pdf
Лекция 1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ План лекции 1. Основные понятия и принципы социального обслуживания. 2. Система и формы СО 3.Основания для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания Вопрос 1. Осуществление радикальных экономических реформ в современной России и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр экономических, медицинских, психолого-педагогических, правовых, бытовых и иных социальных услуг населению. В конце XX века социальное обслуживание населения в Российской Федерации становится одним из важнейших направлений социальной защиты населения, социальной организацией и социальным институтом, а затем и относительно самостоятельным сектором социальной сферы российской общества. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества. По мнению известного отечественного теоретика и практика социальной работы Л.В. Топчего, социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психологопедагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; организационная форма осуществления социальной работы с различными категориями населения; инструмент коррекционной работы социальных механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе, стимулятор развития самого общества; разновидность социальной организации; социальный институт; сектор социальной сферы. Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании (1982г.) под ним подразумевается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества». Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает Федеральный закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (2013г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам» (ст. 3). Л.В. Топчий считает, что современное социальное обслуживание населения не может развиваться, оставаясь в рамках социальной защиты. Становление и развитие социального обслуживание предусматривает объединение усилий систем образования, здравоохранения, МВД, юстиции, спорта и молодежи, культуры и быта, социально ориентированного бизнеса и банковско-финансовой системы, различных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, государственных структур и неправительственных организаций. Создание полноценной, комплексной и многофункциональной системы социального обслуживания, соответствующей потребностям различных категорий населения, - одна из приоритетных государственных задач в период становления социально ориентированной рыночной экономики. Без эффективной и всесторонне развитой системы социального обслуживания практически невозможна реализация современной социальной политики. Под социальным обслуживанием, как социальной организацией, Л.В. Топчий понимает, во-первых, рационально созданную систему, функционирующую для достижения цели и задач социальной защиты и поддержки населения; во-вторых, сообщество специалистов социальной работы социальных служб и органов управления, деятельность которых связана с предоставлением социальных услуг, социальной адаптацией и социальной реабилитацией людей на основе удовлетворения социальных потребностей различных слоев населения; втретьих, устойчивую систему социальных отношений различных структур, органов власти и аппарата управления, социальных групп и общностей, основанных на идеологии гуманизма и парадигме социального развития, действующей нормативной правовой базе и соответствующих технологий социальной работы, применяемых в различных типах и видах учреждений социального обслуживания. В Российской Федерации социальное обслуживание, как социальная организация, характеризуется строгими предписаниями и документально зафиксированными целями социальных служб, установленными правилами деятельности и ролевыми функциями ее работников, заформализованностью и определенным уровнем профессионализма в области социальной работы, сформировавшимися в последние 15 лет. Стандартизация социальных услуг привела к относительной упорядоченности деятельности социальных служб. Социальное обслуживание как систему следует рассматривать и как целое, и как состоящее из различных подсистем, составляющих ее частей. Системный подход к анализу состояния социального обслуживания в России предполагает расчленение этой сложной системы на такие подсистемы, как «социальное обслуживание семьи и детей», «социальное обслуживание граждан пожилого возраста», «социальное обслуживание инвалидов» и т.д. В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения – составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения. Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества. В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии реформирования сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности. В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (28 декабря 2013г.) социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей. Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. При этом принципиально важными являются следующие моменты: • во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности; • во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально – экономическую, морально – психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов; • в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Основываясь на концепции системных потребностей социально – экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся: а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди; б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов. Система социального обслуживания населения может выступать как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач. Важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе. Принципы социального обслуживания Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах: 1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; 2) адресность предоставления социальных услуг; 3)приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; 4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; 5) добровольность; 6) конфиденциальность. Вопрос 2. Система социального обслуживания включает в себя: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее уполномоченный федеральный орган исполнительной власти); 2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных Федеральным законом № 442 полномочий в сфере социального обслуживания (далее уполномоченный орган субъекта Российской Федерации); 3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти; 4)организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации); 5)негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие предоставляющие социальные услуги; 6)индивидуальных предпринимателей, социальное организации, осуществляющих обслуживание. Вопрос 3. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности: 1)полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; 2)наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; 3)наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; 4)отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; 5)наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; 6)отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7)отсутствие работы и средств к существованию; 8)наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги. Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации. Формы социального обслуживания Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены: 1)возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией; 2)возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации; 3)дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников; 4)дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика; Граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению принимаются на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вопросы приема в стационарные организации социального обслуживания и выписки из таких организаций лиц, страдающих психическими расстройствами, регулируются законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи. Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных организаций. Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание. Организации социального обслуживания в субъектах Российской Федерации создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений. В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания.
«Основные понятия и принципы социального обслуживания» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot