Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Органы государственного управления субъектов федерации

  • 👀 489 просмотров
  • 📌 450 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Органы государственного управления субъектов федерации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Органы государственного управления субъектов федерации» pdf
Тема 5. Органы государственного управления субъектов федерации 1. Система органов государственной власти субъектов РФ 2. Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ 3. Порядок формирования и функционирования власти в субъектах РФ 4. Финансы и бюджет субъектов федерации 1. Система органов государственной власти субъектов РФ Итак, территориальное образование является ключевым предметом системы государственного управления. Оно пространственно локализуется в разрезе сложившегося административно-территориального устройства страны. Рисунок 1 – Картографическое отображение субъектов федерации РФ В настоящее время в Российской Федерации 85 субъектов Федерации. Территориальное образование располагает рядом признаков, обеспечивающих его способность к автономному функционированию а именно:  граница территории  власть  бюджет  собственность  население Федеративное устройство включает: • Республики • Края • Области • Города федерального значения • Автономная область • Автономные округа Система органов государственной власти субъектов РФ 1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. 2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ 1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. 2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. 3. Органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Органы государственной власти субъектов РФ В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно. Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: Система органов государственной власти субъектов РФ Законодательный (представительный) орган Иные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ Высший исполнительный орган Рисунок 2 - Система органов государственной власти субъектов РФ Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной устанавливается ими власти субъектов самостоятельно в Российской соответствии Федерации с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ представлены на рис.3 Основные принципы Государственная и территориальная целостность России Распространение суверенитета России на всю ее территорию Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России Единство системы государственной власти Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную Разграничение предметов и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ Самостоятельное осуществление органами государственных субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий Рисунок 3 - Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ В Федеральном законе термины "исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" и "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" используются в одном значении. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом. В 6. соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, Федеральному закону и другим федеральным законам. Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ с изм и дополнениями). Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ, 2. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти. Чаще всего используются (представительного) следующие органа наименования государственной законодательного власти субъекта РФ: законодательное собрание (в 31 субъекте РФ), Областная дума (в 22 субъектах РФ). Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ Разрабатывает и осуществляет меры по развитию субъекта РФ, участвует в проведении, единой государственно й политики в области финансов, науки, образования и т.д. Разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ Управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий Формирует органы исполнительн ой власти субъектов РФ Рисунок 4 - Полномочия исполнительного высшего органа государственной власти субъекта РФ Исполнительная власть в субъектах РФ — это часть единой государственной власти Федерации. Структура администрации в субъектах РФ представлена двумя моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом и коллегиальность в управлении. Та или иная модель означает соответствующий баланс полномочий главы администрации (высшего должностного лица) и подчиненных ему управленческих структур. Первая модель: глава администрации единолично создает структуру и осуществляет непосредственное руководство всеми структурными подразделениями администрации. Такая модель реализована, например, в Брянской области. В Уставе вообще не упоминается о правительстве (коллегиальном органе) а полномочия губернатора столь обширны, что дефакто он является «хозяином» области. Губернатор, возглавляй областную администрацию, руководит ее деятельностью, обладает разнообразными полномочиями в области формирования органов исполнительной власти и структуры администрации, бюджета, финансов и учета, управления собственностью, взаимодействия с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также в конкретных отраслях и сферах экономического, социальнокультурного развития. К полномочиям губернатора могут быть относены: • право законодательной инициативы; подписания и опубликования законов; • отлагательное вето на законы; • исключительное право внесения законопроектов по бюджету, планам социально-экономического развития региона, структуре администрации и др. Вторая модель структуры администрации субъекта РФ предполагает учреждение Правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленными компетенцией, полномочиями в осуществлении исполнительно-распорядительных функций. Примером может служить московский вариант организации исполнительной власти. Правительство субъекта РФ в своем статусе, как правило, имеет два начала. Оно издает общезначимые для всего населения территории нормативные акты, т.е. является носителем, субъектом публичного права. В то же время оно является юридическим лицом, т.е. субъектом гражданско- правовых, частноправовых отношений, может заключать сделки в сфере собственности, земли и т.д. Однако бывают и промежуточная модель организации администрации. Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Законодательный (представительный) орган имеет статус постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти субъекта РФ. Его функции составляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта РФ, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового, информационного, материальнотехнического и финансового обеспечения своей деятельности Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ представлены на рис.5. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним Утверждает бюджет и отчет о его исполнении; программы социальноэкономическог о развития Устанавливает налоги и сборы, и порядок их взимания, порядок правления собственностью и т.д. Устанавливает административнотерриториальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ Рисунок 5 – Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ имеет право: • определять порядок деятельности указанного органа; • назначать на должность и освобождать от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, а также оформлять согласие на их назначение, если такой порядок на значения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ; • назначать дату выборов и референдума субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ; • оформлять решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ; • утверждать соглашение об изменении границ субъектов РФ; • назначать на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ; • осуществлять наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ. Если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган (в республиках Саха (Якутия), Карелия, Кабардино-Балкарской, Башкортостане), то полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии нормативными актами субъекта РФ. 2. Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ Федеративным договором полномочия федеральных установлены и региональных подтверждены Конституцией РФ. предметы ведения и органов власти, которые Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В ведении РФ находятся вопросы общегосударственного значения, основные из которых представлены на рис. 6 Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство Вопросы, Федеральные энергетические системы, федеральный транспорт; деятельность в космосе находящиеся в Финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика ведении РФ Защита прав и свобод человека Судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, арбитражное законодательство Управление федеральной собственностью Метрологическая служба, стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет Разработка основ федеральной политики Организация федеральных органов власти Федеральный бюджет Внешняя политика и безопасность Рисунок 6 - Вопросы, находящиеся в ведении РФ В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы, которые представлены на рис. 7. Обеспечение соответствия конституций, законов иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральными законами Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами Вопросы, Разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения находящиеся в совместном ведении РФ и Общие вопросы образования, науки, культуры; координация вопросов здравоохранения; социальная защита субъектов РФ Защита прав и свобод человека, режим пограничных зон Законодательство административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды Общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления Борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат Координация международных и внешнеэкономическ их связей субъектов РФ Рисунок 7 - Вопросы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ Договор между государственной органами власти государственной субъекта РФ является РФ и органами правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Ниже приводится перечень предметов договора и соглашения. Предметы договора 1. Конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами; 2. Условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; 3. Формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; 4. Иные вопросы, связанные с исполнением положений договора. Федеративным договором Предметы соглашения 1. Передача осуществления части полномочий; 2. Условия и порядок передачи осуществления части полномочий; 3. Материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; 4. Формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; 5. Иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти. К предметам ведения Российской Федерации отнесены около 50 позиций: совместного ведения — около 40. Предметы ведения субъектов РФ не фиксированы, к ним отнесены все предметы ведения, за исключением предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения. В своих нормативных актах субъекты РФ отражают до 50 полномочий собственного ведения. В каждом предмете ведения содержатся полномочия и законодательного регулирования, и государственного управления. Итак, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:  обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;  защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;  вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;  разграничение государственной собственности;  природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;  общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;  координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;  осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;  установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;  семейное, административное, административно-процессуальное, трудовое, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;  кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;  защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов  государственной власти и местного самоуправления; координация международных и внешнеэкономических связей  субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. Данные положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. 3. Порядок формирования и функционирования власти в субъектах РФ Порядок формирования и функционирования власти в субъектах РФ закреплен действующим законодательством. Число депутатов государственной власти законодательного субъекта РФ (представительного) устанавливается органа конституцией (уставом) субъекта РФ (далее - установленное число депутатов) и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять: а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек; б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек; в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек; г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек. 1. В случае, если за шесть месяцев до истечения срока, в который должны быть назначены выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации очередного созыва, в результате увеличения численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, установленное число депутатов окажется меньше их минимального предусмотренного числа, для соответствующей численности избирателей, и такое соотношение фиксируется по состоянию на 1 января и 1 июля в течение восемнадцати календарных месяцев, непосредственно предшествующих указанным шести месяцам (далее - факт увеличения численности избирателей), установленное число депутатов приводится в соответствие с увеличившейся численностью избирателей. В случае, если за шесть месяцев до истечения срока, в который должны быть назначены выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ очередного созыва, в результате уменьшения численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ, установленное число депутатов окажется больше их максимального числа, для соответствующей численности избирателей, и такое соотношение фиксируется по состоянию на 1 января и 1 июля в течение восемнадцати календарных месяцев, непосредственно предшествующих указанным шести месяцам (далее - факт уменьшения численности избирателей), установленное число депутатов приводится в соответствие с уменьшившейся численностью избирателей. Численность избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ, определяется на основании данных регистрации (учета) избирателей, участников референдума, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит:  депутатам  высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ),  представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, например  членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта РФ  общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ. Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Депутаты избираются гражданами РФ , проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. 2. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. 3. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 4. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Органы исполнительной власти субъекта РФ ( а также органы местного самоуправления) определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления. Система органов исполнительной власти субъекта РФ 1. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. 2. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. 3. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с действующим законодательством:  пассивным избирательным правом  не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства  достигший возраста 30 лет. Активное избирательное право — право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов. Пассивное избирательное право — право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы. Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет (т. е. с наступления гражданского совершеннолетия). Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставляется либо в 18 лет, либо позднее 21 год — для избрания в депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 97 Конституции); 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет — для избрания в качестве Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции). Ограничения на граждан, не способных по своему психическому или умственному состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (в этом случае недееспособность лица должна быть признана в судебном порядке). Также не имеют право избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Такое ограничение не распространяется на лиц, находящихся в местах заключения, если в отношении них еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы. Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения. Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения. Порядок проведения таких консультаций определяется Президентом РФ. 5. Финансы и бюджет субъектов федерации Финансы субъектов Российской Федерации это, по сути, экономическая основа его функционирования. Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов РФ включают: • средства бюджета субъекта РФ; • государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ; • другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ. В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ. Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:  самостоятельность;  бюджетный федерализм;  государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);  прозрачность;  гласность. Права собственника осуществляются органами в отношении государственной финансов власти субъекта субъекта РФ РФ в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ. Финансы субъекта РФ составляют экономическую основу государственной власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ. Средства бюджета субъекта РФ, региональные внебюджетные фонды входят в состав собственности субъекта РФ. Управляют собственностью субъекта РФ органы государственной власти субъекта РФ. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности субъекта РФ, от имени субъекта РФ осуществляют органы государственной власти субъекта РФ.: • передавать объекты собственности субъекта РФ во временное ли постоянное пользование физическим и юридическим лицам • сдавать в аренду • отчуждать. Порядок и условия приватизации государственной собственности субъекта РФ определяются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно. Особое значение для финансов субъектов РФ имеет принцип бюджетного федерализма. Органы государственной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами государственной власти РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий. Органы государственной власти субъектов РФ не могут принимать правовые акты по финансовым и денежно-кредитным вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти РФ, также как и федеральные органы государственной власти РФ не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ. В целях реализации своих полномочий органы государственной власти субъекта РФ: • участвуют в разработке органами государственной власти РФ проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ; • осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным в соответствии с федеральным законодательством; • участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории субъектов РФ; • создают условия для привлечения иностранных инвестиций в субъект РФ в целях реализации федеральных и региональных программ в соответствии с федеральным законодательством. Органы исполнительной власти субъекта РФ могут быть наделены полномочиями территориальных структурных подразделений органов исполнительной власти РФ в области финансовых отношений в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ. Территориальные структурные подразделения органов исполнительной власти РФ могут быть наделены полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ. Субъект РФ самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией РФ и федеральным законодательством. Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ, если они прямо не установлены федеральным законодательством. Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта РФ и подлежащих перечислению в федеральный бюджет. В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта РФ заключают соответствующие соглашения с Правительством РФ. Разграничение государственной собственности на территории субъекта РФ, включая разграничение собственности на земельные, водные и другие природные ресурсы, на федеральную собственность и собственность субъекта РФ, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта РФ производится, как правило, отдельными соглашениями. Органы управления субъектом федерации разрабатывают и реализуют финансовую политику. Основными формами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием являются: • участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации; • размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд; • финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий; • создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру; • финансовое содействие малому и среднему бизнесу. Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления направлено самообеспечения субъектов РФ на повышение и муниципальных уровня бюджетного образований. Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетноналоговой сфере необходимо обеспечить: 1) бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ; 2) законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной субъектов РФ, осуществлению а также власти, органами органами государственной местного социально-экономической власти самоуправления политики, по формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей; 3) возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ; 4) сбалансированность бюджетов всех уровней; 5) право — в пределах собственных финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств; 6) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов. Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ. Субъектам обеспечения РФ, которые гарантированного не имеют минимума достаточных доходов средств своего для населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.
«Органы государственного управления субъектов федерации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot