Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация работы в инклюзивном классе. Организация пространства в инклюзивном классе

  • 👀 500 просмотров
  • 📌 482 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Организация работы в инклюзивном классе. Организация пространства в инклюзивном классе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация работы в инклюзивном классе. Организация пространства в инклюзивном классе» docx
Лекция 6. Организация работы в инклюзивном классе 1. Организация пространства в инклюзивном классе. 2. Планы расположения учебных мест в инклюзивном классе. 3. Дисциплина и поддержание порядка в классе Организация пространства в инклюзивном классе Для успешного преподавания в инклюзивной образовательной среде организация деятельности педагогов и учеников имеет самое важное значение, и является главной темой. Чётко построенная структура ежедневной работы позволяет педагогическому процессу проходить ясно, определённо и эффективно. Очень часто случается так, что присутствие в классе детей с различными особенностями чрезвычайно затрудняет работу педагога в классе. В этой главе будут представлены некоторые пути и способы того, как можно организовать инклюзивный образовательный процесс в классе, в котором у некоторых учеников могут быть особые и дополнительные потребности. Мы рассмотрим в этой главе темы физической организации пространства в классе, способов планировки учебных мест для детей, проведение классных занятий, организацию питания, вопросы составления расписания, организацию медицинской помощи на уроках тем детям, кто постоянно нуждается в ней, рассмотрим вопросы организации и соблюдения некоторых гигиенических процедур для отдельных учащихся. Вопросу физической организации пространства в инклюзивном классе следует уделить самое пристальное внимание. Среда класса должна быть доступна для всех детей, так, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в учебном процессе и взаимодействовать при этом со всем классом. Доступность классного помещения – это важнейшее предварительное условие обучения в инклюзивной образовательной среде. Обеспечение такого доступа для всех детей является обязанностью учителя класса, хотя это может также потребовать некоторой перепланировки школьного пространства, и это надо обязательно обсуждать с ответственными лицами школы. Подобное переустройство физической среды школы не следует рассматривать как некую «роскошь», к этому надо относится, как к необходимому минимуму, если школа действительно хочет соответствовать потребностям всех своих учащихся. Во многих случаях, для решения этой проблемы создаются специальные внешние фонды и дополнительные планы для перепланировки существующих школьных зданий, чтобы они в большей мере соответствовали потребностям детей с инвалидностью. Многие вновь построенные школьные здания сейчас уже обеспечивают доступность физической среды для всех своих учеников. Когда мы думаем о доступности пространства класса для детей с инвалидностью – первое, что приходит в голову, это установка пандусов в тех зонах, где есть лестничные пролёты. Пандусы действительно очень важны для детей, передвигающихся в колясках, но не только для них. Они также полезны для детей, использующих различные приспособления для передвижения (рамки-опоры, костыли), а также для детей с нарушениями движения. Установка пандусов не всегда является дорогим и финансово затратным мероприятием. Существуют металлические пандусы, которые вполне разумны по стоимости, и их легко приобрести. Многие родители используют их при перемещении коляски в багажник автомобиля. Нам также приходилось видеть пандусы, изготовленные из крепкой фанеры, и покрытые специальным слоем, препятствующим скольжению. Эти пандусы могут вполне соответствовать своей стоимостью, функциональностью и прочностью всем особым потребностям учащихся школы. В многоэтажном здании школы может возникнуть необходимость в установке специального лифта. Это может занять какое-то время, и в этот период расписание занятий следует построить так, чтобы уроки в тех классах, где есть дети, передвигающиеся на колясках, проводились на первом этаже. Установка специальных приспособлений, тем не менее, не ограничивается одними только пандусами. Необходимо расширить дверные проёмы. Тот, кто проводит целый день в коляске, может подтвердить, как сильно стирается кожа на суставах пальцев, если весь день приходится буквально протискиваться в узкие двери. Двери также должны быть распашными по своей конструкции, и легко открываться человеком, сидящим в коляске, а также не сразу захлопываться, так, чтобы человек имел достаточно времени, чтобы проехать сквозь них. Для детей с нарушениями зрения двери должны быть такой конструкции, чтобы оставаться или полностью открытыми, или полностью закрытыми. Чтобы ребёнок с нарушением зрения не ходил через наполовину приоткрытые двери. Класс, в котором учится ребёнок с нарушением движения, должен быть достаточно просторным, таким, чтобы ребёнок мог свободно передвигаться по нему, поэтому, чем, больше, он будет, тем лучше. Многие классы сейчас буквально загромождены стульями, партами, скамейками, стеллажами, коробками и учебными материалами, что может представлять определённую трудность для детей с нарушениями движения. Такое загромождённое пространство негативно воздействует и на детей с нарушениями зрения. Парты в классе могут быть расставлены так, что становятся препятствием для ребёнка на коляске, и мешают ему передвигаться по всему классу так свободно, как ему хочется. Загромождение нижнего пространства класса подстилками, циновками и ковриками, может стать причиной опрокидывания коляски, или того, что колёса коляски начнут застревать в этих предметах, лежащих на полу. В 2000 году Loreman описал случай мальчика 15-и лет, который передвигался в инвалидной коляске, и для которого доступность среды в школе играла огромную роль. Так, ему доставляло огромные переживания то, что в классе он мог передвигаться только в передней части класса, из-за расположения парт в классе. Это, по словам мальчика, негативно влияло на его взаимоотношения с одноклассниками, которые сидели напротив учителя в задней части класса. Учитель должен хорошо обдумывать пространственную организацию класса, чтобы оно соответствовала потребностям всех учащихся. Очевидно, что в большом классе этого достигнуть значительно проще. В небольших классах следует внимательно продумать компоновку мебели, её необходимость. В классах, где есть дети с нарушениями зрения, следует избегать частой перестановки мебели. Детей с нарушением поведения лучше всего сажать в той части класса, где мало предметов, отвлекающих внимание. Так, для них место у окна будет не самым лучшим местом, таким, где они без помех смогут сконцентрироваться на той или иной учебной задаче. Также, этих детей следует избегать сажать во время учёбы в той части классной комнаты, в которой собраны стимулирующие и развивающие материалы и пособия, такие как пазлы, аквариумы, плакаты, клетки с животными. Не способствует концентрации внимания таких детей и посадка около двери, или около стеллажа, где расположены материалы, которые часто используются во время урока. Следует уделить внимание также высоте столов и скамеек в классе. В классах для занятий по естествознанию (например, химии) в средней школе, для детей с инвалидностью должны быть доступны и такие части класса, как раковины или газовые подводы для горелки Бунзена. В инклюзивных классах может потребоваться изменение высоты скамеек и парт: будет необходимо сделать скамейки более низкими, а парты несколько приподнять. Полки и стеллажи также должны быть расположены на высоте, приемлемой для всех детей. Уменьшение высоты скамеек в классе, на которых сидят дети во время занятий, может быть не очень удобным, но необходимым, а повышение высоты парты позволит удобно располагать коляску ребёнка около неё. Мы наблюдали использование металлических приспособлений, позволяющих легко и недорого нарастить высоту парты, взамен приобретению нового дорогого комплекта специальной мебели. Для детей с нарушением зрения очень важны вопросы освещённости и обзора в классной комнате. И хотя у каждого такого ребёнка могут быть специфические требования, общим будет являться то, что эти дети должны сидеть в самой светлой части класса, и в которой они лучше всего могут видеть наглядные пособия и учебные материалы. Дети с нарушениями слуха должны сидеть там, где им лучше всего слышно, и где они могут лучшим образом читать с губ учителя и видеть ответы других учеников класса. Изменения пространства, необходимые для детей с инвалидностью должны начинаться в классе, но не заканчиваться там. В инклюзивной школе, все помещения и зоны, доступные обычным ученикам, должны быть доступными также и для детей с инвалидностью. Это относится и к учительской, и к помещениям школьной администрации, спортивному залу и площадке для игр во дворе школы. Фонтанчики с питьевой водой должны быть установлены на такой высоте, чтобы ими могли пользоваться все дети. Для детей с нарушениями зрения могут потребоваться какие-то дополнительные усилия для обеспечения их безопасного пребывания на школьном дворе; так, следует окрасить в какой-нибудь яркий цвет (например, жёлтый) различные столбы, ограды, лестницы или скамейки, расположенные в школьном дворе для того, чтобы эти дети случайно не наткнулись на них и не повредились. Физическая доступность пространства в классе и вокруг него. При открытии инклюзивных классов следует обязательно учитывать следующие параметры физической среды: • установка пандусов в местах, где есть лестницы • наличие широких распашных дверей и дверных проёмов, скорость открывания и закрытия этих дверей • подбор мебели • заполненность класса различными предметами: ковриками, играми, коробками, мешками, игрушками, спортивным инвентарём. • Высота парт, стульев, скамеек и полок в классе • Освещение • Свободный обзор • Факторы, рассеивающие внимание • Доступность специальных устройств на уроках по естествознанию и т.д. • Доступность фонтанчиков для питья • Доступность других школьных помещений: других корпусов и зданий школы, спортплощадок, игровых площадок • Визуальное обозначение и выделение дополнительных источников опасности. Планы расположения учебных мест в инклюзивном классе Существует множество способов организации, группировки и расположения учебной зоны в классе. В некоторых случаях, особенно, если говорить о маленьких детях, гораздо большее время в классе занимает активность вне парт и стульев, нежели активность, связанная со статичной посадкой за партой. В старшей школе дети проводят большую часть учебного времени сидя за партой. В этом разделе мы рассмотрим некоторые способы организации классного пространства, которые могут быть применены в любом классе на любой ступени обучения. Советы по организации пространства в инклюзивном классе Mohr (1995) в своей работе предложил при организации среды для детей с инвалидностью в инклюзивном классе обязательно: • Предоставлять этим детям наиболее удобные для них места посадки в классе • Сажать этих детей рядом со старательным и хорошо успевающим учеником • Сажать их рядом с тем учеником класса, кто является носителем положительной ролевой модели • Избегать посадки рядом с отвлекающими внимание предметами • Использовать места, предназначенные для индивидуальной работы или тихие спокойные зоны в классе • Рабочая зона класса должна соответствовать тому учебному стилю, который характеризует учителя этого класса • Классную доску не следует загромождать посторонними материалами • Необходима безопасная, свободная от препятствий и барьеров доступная среда • Обеспечить адекватное пространство в классе для передвижения • Организовать учебные места так, чтобы для учащихся было возможно работать и взаимодействовать на уроке в гибких группах Традиционные способы расположения в классе учебных мест В западных странах традиционным считается такое расположение учебных мест в классе, при котором ряды парт стоят напротив доски перед учительским столом, а учитель ведёт свои занятия, обращаясь к ученикам, сидящим перед ним. На множестве фотографий можно видеть подобное расположение парт в классе, и многие учителя продолжают расставлять парты в классе подобным образом, причём, независимо от ступени обучения. Во многих классах основной ступени обучения учеников начинают рассаживать именно таким образом, немного видоизменяя посадку учеников на уроках тех учителей, которые работают с детьми непродолжительное время. Традиционный план расположения учебных мест в классе Преимуществом такого расположения учебных мест будет являться то, что внимание учеников обращено непосредственно к учителю, стоящему перед ними. Учитель может видеть лица всех своих учеников, что помогает ему убедиться, что все дети слушают его и включены на уроке в продуктивную деятельность [McNamaraandWaugh, 1993]. Тем не менее, подобное расположение учебных мест в классе имеет существенные недостатки, влияющие на процесс обучения. Прежде всего, обучение становится центрированным на учителе, а возможности обучения через дискуссию и диалог со сверстниками резко сокращаются. Само обучение в таких условиях становится для учеников пассивным восприятием (chalkandtalk) некоторого учебного материала, а активизации и вовлечения учеников в процесс обучения не происходит [Woolfolk, 2001]. При таком обучении очень трудно соответствовать индивидуальным потребностям обучения. Ученики становятся пассивными получателями «знаний», нежели активными участниками образовательного процесса. Дети с различными возможностями особенно сильно испытывают на себе недостатки подобного стиля обучения. Как упоминалось выше, при таком расположении учебных мест, ученики с инвалидностью могут чувствовать себя изолированными, сидя впереди, всё время под пристальным взглядом учителя, и не имея возможности общаться со своими товарищами. Конечно, при таком расположении учебных мест появляются некоторые преимущества для формирования академических навыков[Woolfolk, 2001], в то время как социальные барьеры не снижаются, а нарастают и становятся всё более выраженными. Ещё более значимым становится тот факт, что для детей с различными возможностями необходимо быть более вовлечёнными в процесс обучения, чем это может обеспечить данный способ обучения. При такой модели обучения ребёнок может взаимодействовать только с детьми, сидящими рядом с ним[Woolfolk, 2001]. Между тем, у детей во время обучения обязательно должна быть возможность разнообразно взаимодействовать друг с другом, для того чтобы это обучение было эффективным для всех учеников [McInerneyandMcInerney, 2002]. Группирование учебных мест в зависимости от уровня способностей учащихся Некоторые учителя выбирают такой способ расположения учебных мест в классе, при котором дети собираются в группы в зависимости от проявленных способностей, знаний или навыков в тех или иных областях. Этот способ организации учебного пространства известен как «группирование учебных мест в зависимости от уровня способностей учащихся». Ученики при таком способе расположения парт не всегда все одновременно обращены в сторону учителя, а он имеет больше возможностей объяснять материал или проводить иную работу, передвигаясь по всему классу. И это является значительным преимуществом данного способа организации пространства класса. Когда учитель имеет возможность свободно двигаться по классу, ученики лучше вовлечены в обучение, а результаты обучения более эффективны[Woolfolk, 2001]. Дети при таком способе расположения учебных мест могут видеть друг друга и лучше взаимодействуют во время обучения. Таким образом, можно отметить некоторые преимущества, которые появляются при такой организации учебного пространства, хотя это более преимущества для учителя, нежели для ребёнка. Во-первых, когда дети сгруппированы по своим способностям, учитель оказывается в ситуации необходимости обучать небольшие группы учеников, сформированные в зависимости от уровня способностей или потребностей учащихся. Во-вторых, дети могут учиться друг у друга, и это происходит легче, нежели когда парты располагаются в один ряд. Учителя также могут гораздо легче оказывать индивидуальную помощь ученикам при таком расположении парт, нежели когда парты расположены обычным способом в несколько рядов друг за другом. Группирование учебных мест в зависимости от уровня способностей учащихся. Тем не менее, существуют значительные недостатки такого способа организации учебного пространства. Прежде всего, этот способ ведёт к социальной стигматизации участников отдельных групп, особенно тех, кто с трудом справляется с классными заданиями [McNamaraandWaugh,1993]. Ученики начинают демонстрировать соревновательное поведение, для того чтобы перейти в более «высокую» по рангу группу. Все это негативно влияет на атмосферу в классе. Во-вторых, мы знаем о том, что подобное группирование детей на основе их способностей не ведёт к улучшению академических показателей всех учеников. В то время, как отдельные ученики могут получить какие-либо преимущества, оказавшись рядом с более одарёнными и хорошо успевающими сверстниками, оставшаяся часть класса остаётся вне этого позитивного академического и социального влияния [McNamaraandWaugh,1993]. Организация учебного пространства через формирование смешанных групп учащихся. Этот подход означает, что ученики, имеющие разные способности, для работы на уроке объединяются в одну смешанную группу. В последнее время этот способ организации учебного пространства начинает рассматриваться как превосходный способ группирования детей в целях эффективного обучения, особенно если удаётся избежать тех трудностей, которые могут встретиться при работе в смешанных группах. В таких неоднородных по составу группах, дети с разным происхождением, интересами и способностями могут активно взаимодействовать на уроке и учиться друг у друга. И поскольку, при таком расположении дети могут активно взаимодействовать, можно использовать различные, центрированные на ребёнке методы и подходы к обучению, такие как обучение сверстниками друг друга, совместная работа в группе [McInerneyandMcInerney, 2002]. Конечно, если есть необходимость, дети могут выполнять также индивидуальные задания. Преимущество этого способа организации учебного пространства для учителя состоит в том, что меняется его роль, и он в большей мере начинает содействовать процессу обучения, нежели при использовании методов, центрированных на учителе. Также, учитель может осуществлять учебный процесс в любой части класса и с лёгкостью подходить к детям, если нужно оказать кому-то их них индивидуальную помощь. План расположения учебных мест при формировании смешанных групп учащихся. Организация учебного пространства для индивидуального обучения. Некоторые учителя так организуют пространство в своём классе, что расположение учебных мест по тому или иному принципу группирования отсутствует вообще. Вместо этого создаются небольшие учебные пространства, которые ребёнок выбирает по своим предпочтениям и в соответствии с тем заданием, которое было дано на уроке. Чаще всего, такая организация пространства бывает в классах, где учатся младшие дети, но и в основной школе некоторые зоны,( например, библиотека) могут быть устроены по этому принципу. План расположения учебных мест при индивидуальном обучении Преимущества такого метода состоит в том, что ребёнок может выбрать ту зону класса, которая наиболее ему подходит. Пространство, организованное таким образом, подходит как для работы в малых группах, так и для индивидуальной работы. Зона класса, включающая удобный диван или другую мягкую мебель, может быть очень полезна для проведения неформального чтения, бесед, дискуссий. Учитель может легко перемещаться по классу и удовлетворять индивидуальные потребности детей, возникающие в различных частях классного пространства. Препятствия в использовании подобного способа организации пространства могут быть чисто практическими. Для детей преимуществом этого подхода является то, что у них формируется очень высокий уровень мотивации к учебной деятельности и высокий уровень самодисциплины, если они могут всё время осуществлять внутренний выбор того места, где они хотят работать в данный момент. Для некоторых детей недостаточная структурированность пространства класса может представлять определённую сложность. Также, ученики в таком пространстве должны уметь следовать своему собственному курсу обучения и уметь справляться со своей работой в большей мере самостоятельно[McNamaraandWaugh,1993]. Использование комбинации и сочетания методов организации пространства класса Реальная ситуация такова, что учителя часто бывают ограниченны в своем выборе способов группирования на уроках, и эти ограничения исходят от таких факторов, как размер класса, доступность ресурсов, время, проводимое в одном классе, характеры детей. Во всех случаях, тем не менее, учителю следует учитывать потребность детей в повышении уровня академических навыков через социальное взаимодействие и необходимость формирования гибких моделей поведения. Хороший учитель всегда может использовать комбинацию методов организации пространства класса, расположения учебных мест, способов группирования своих учеников. Классы, в которых ученики сгруппированы в соответствии с принципами центрирования на ребёнке и понимании необходимости активного социального взаимодействия в процессе обучения, будут примерами хорошо организованного образовательного пространства, даже если в этих классах не учатся дети с различными образовательными возможностями. Практика обучения [Alexanderetal., 1993.P.32] в классе будет более эффективной, если учителя будут: Использование комбинации и сочетания методов организации пространства класса • Иметь навыки работы со всем классом, работы с малой группой учеников, работой один на один с учеником индивидуально. • Использовать потенциал совместной работы учащихся в группе • Использовать комбинацию этих стратегий для успешного решения задач обучения. Дисциплина и поддержание порядка в классе Кроме правильно структурированного пространства класса, хороший учитель всегда устанавливает в классе определённые правила распорядка, которые в ясной и доступной форме сообщаются всем учащимся. Эти правила могут касаться как повседневных сторон жизни класса, так и тех, которые могут возникнуть лишь в особых обстоятельствах. Наш опыт свидетельствует о том, что дети лучше себя чувствуют в таком классе, где установлены ясные и понятные всем рамочные правила и нормы. Нет, мы не говорим о том, что обучение необходимо всё время «организовывать», мы имеем в виду то, что в классе должны существовать некие рамочные нормы, с которыми дети могут соотносить своё пребывание в классе. Поручения учащимся. В большинстве классов учителя дают своим ученикам поручения, которые необходимы, чтобы поддерживать порядок в классе и нормальное течение школьной жизни. В младших классах такие поручения могут заключаться в том, что ученики отмечают посещаемость, передают какую-либо информацию в школьный офис, ухаживают за животными из живого уголка школы, или следят за порядком какой-либо части класса. Старшие школьники чаще всего переходят из класса в класс, от учителя к учителю, поэтому их поручения всё меньше и меньше связываются с каким-либо классным помещением, поскольку их контакты с учителями и преподавателями становятся более кратковременными и преходящими. Тем не менее, поручения для этих учащихся по-прежнему могут иметь место, только видоизменяются, например, в поручение провести школьный вечер, или мероприятие, связанное со школьной благотворительностью. Инклюзивный подход к обучению детей с различными образовательными возможностями предполагает, что эти дети также будут иметь какие-либо значимые поручения, и их будет не больше и не меньше, чем у других учеников класса. Как и для остальных учеников, выполнение этих поручений должно носить добровольный характер, а также учитывать интересы и возможности детей с особенностями развития. Планы эвакуации в случае опасности. Каждая школа и классный кабинет обязательно должны иметь план проведения эвакуации на случай опасности. Во многих школах регулярно проводятся тренировочные эвакуационные мероприятия для учеников и взрослых. Присутствие в школе детей с инвалидностью усиливает необходимость серьёзного продумывания этих планов. В плане эвакуации необходимо обязательно продумать, каким образом дети с инвалидностью смогут быстро и безопасно покинуть школьное помещение. Дети с нарушением зрения должны быть выведены из здания в случае эвакуации, а для детей, передвигающихся на колясках, или имеющих серьёзные ограничения движения, могут потребоваться специальные мероприятия и действия, чтобы помочь им быстро и безопасно покинуть помещение. Но и после того как дети покинут здание, необходимо обращать внимание на их безопасность. План эвакуации должен располагаться в классе на видном месте, чтобы все дети и взрослые, которые могут время от времени использовать это помещение, могли ознакомиться с ним, и знать, как следует поступать в случае опасности. Этот классный план эвакуации должен совмещаться с планом эвакуации школы, чтобы учителя и помощники, работающие в этом классе, не действовали в одиночку в случае возникновения опасности. Чрезвычайные ситуации не всегда происходят сразу и одновременно во всей школе. Иногда такие ситуации происходят в каком-либо отдельном классе, поэтому для таких случаев должны быть разработаны специальные планы. Это особенно важно в тех классах, где учатся дети, имеющие особый медицинский статус, который может стать причиной возникновения персональной опасности, или в классах, где учатся дети, склонные к насилию. В случае возникновения у ребёнка травмы, учитель должен обратиться к другому сотруднику школы, который может оказать необходимую помощь, и без промедления вызвать скорую помощь. Если в классе есть телефон, очевидно, что его необходимо использовать для контакта с другими сотрудниками школы, и для вызова скорой помощи. Если телефона в классе нет, можно попросить ответственного ученика позвать кого-либо из сотрудников школы для того, чтобы оказать возможную помощь. Планы для заменяющих учителей. В своей деятельности почти каждый учитель пропускает иногда занятия по болезни или каким-либо другим уважительным причинам. В инклюзивном классе особенно важно, чтобы возможное отсутствие учителя заранее планировалось. Хотим мы этого, или нет, но болезнь может застать нас в самый неподходящий момент, поэтому тщательно разработанный план может помочь учителю, заменяющему основного учителя класса в том, что обучение по-прежнему будет носить инклюзивный характер. В дополнении к тем планам и информации, которую вы обычно сообщаете заменяющему учителю, вам следует оставить информацию об учениках класса, имеющих особенности развития, и о том, как вы видите их включение в работу класса. Помните, что даже во время вашего отсутствия, ваш класс остаётся вашим классом, и любой заменяющий учитель, который хорошо выполняет свои обязанности, будет работать в классе в том стиле, который задаёте вы. Часто учителя не знают, кто из коллег будет из заменять во время отсутствия, поэтому, планируя работу, вы можете предположить, что им ничего не будет известно ни о ваших учениках, ни об инклюзии. Папка с краткой информацией, которую вы будете время от времени обновлять, очень часто может оказать существенную помощь заменяющему вас учителю. В этой папке может содержаться следующая информация: • Общая информация об учениках вашего класса • Краткое описание инклюзивной философии, и того что она означает на практике • Ваши ожидания того, что эта философия будет воплощаться и в случае вашего отсутствия • Другая важная медицинская или иная информация Важно, чтобы эта информация была лаконичной и сжатой. Помните, что большинство заменяющих учителей не имеют такой роскоши как время для тщательной подготовки к уроку и возможность подробного знакомства с информацией о классе. Две страницы – этого будет вполне достаточно. Дополнительная, менее важная информация, может даваться в качестве приложения.
«Организация работы в инклюзивном классе. Организация пространства в инклюзивном классе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot