Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Формы и методы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями

  • 👀 1508 просмотров
  • 📌 1439 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Формы и методы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Формы и методы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями» docx
Лекция 3. Формы и методы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями 1. Инклюзивное обучение – обучение в сотрудничестве. 2. Технологизация процесса обучения. 3. Формы и методы инклюзивного обучения. Работа в смешанных, малых группах. Инклюзивное обучение – обучение в сотрудничестве Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает разработку теоретических моделей, наиболее полно отражающих содержание и характер помощи детям с ограниченными возможностями в условиях конкретного образовательного комплекса. Важность этой задачи в настоящее время объясняется наблюдающейся тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, численность детей-инвалидов в России составляет более 545 тысяч человек. С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в одиннадцати регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов: в Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях, а также разработана концепция интегрированного обучения и воспитания с опорой на «российский фактор». Тем не менее, муниципальная система образования как объект для внедрения инклюзивного образования до последнего времени была вне поля зрения специалистов, которые уделяли основное внимание изучению государственной региональной системы или затрагивали уровень образовательного учреждения. Вследствие этого субрегиональный уровень организации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями копировал формы организации и управления, сложившиеся на более высоких уровнях образовательных систем. Однако именно на субрегиональном уровне возникает первичная общественная потребность в организации доступного образования детям с особыми образовательными потребностями, что, в свою очередь, ставит перед муниципальными органами образования задачу, направленную на удовлетворение данных потребностей. Создание условий для их полного удовлетворения в системе общего образования становится реальностью в отдельных муниципальных объединениях и представляет собой больше исключение, чем правило [1]. Система муниципального управления, как и вся система местного самоуправления, находится в современной России на стадии становления, в связи с этим требуют инновации все её системы, включая образовательную. Модель инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы является важным социальным аспектом в развитии муниципалитета в целом: соблюдение прав детей с особыми возможностями здоровья, расширение межведомственного взаимодействия, формирование доступного образования для всех участников образовательного процесса. Проведённый анализ гуманитарных знаний даёт возможность сделать вывод: проблема обучения детей с особыми возможностями здоровья и их включения в общество наиболее полно отражена в теории социального конструкционизма, основанной на феноменологии, философско-этических учениях, в гуманистической психологии и педагогике, в исследованиях по специальной педагогике, которые представлены в таблице 1. Таблица 1 Теоретические основания формирования инклюзивного образования Области знаний Теоретические основания формирования инклюзивного образования Философия Концепция экзистенциализма, в которой человек выступает как единственная в своем роде, неповторимая и свободная личность: К. Ясперс, А. Камю, Ж.П. Сартр. Теория социокультурного конструктивизма: П. Бергер, Т. Лукман, Т. Парсонс, В.Дильтей. Концепция индивидуализации обучения в контексте философско-этических учений В.В. Зеньковского, Б.С. Братуся, Л.Н. Толстого, С.Л. Братченко. Физиология Теория пластичности нервной системы и ее способность к развитию: И.П. Павлов. Психология Культурно-историческое происхождение психики и формирование высшихпсихических функций (ВПФ): Л.С. Выготский. Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии:Л.С. Выготский, Л. Рубенштейн, В.В. Лебединский. Концепция о ведущей роли обучения в развитии: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин. Концепция персонализации индивида: А.В. Петровский. Концепции гуманистической психологии: А. Маслоу, Ш. Бюллер, К. Роджерс. Педагогика Концепции гуманистической педагогики: Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, А.С. Макаренко, М. Монтессори В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский,П.Ф. Капретерев, Р. Штайнер, С.Т. Шацкий, Ш.А. Амонашвили. Культурологическая концепция личностно ориентированного образования: Е.В.Бондаревская. Концепция адаптивной школы: Н.А. Заруба, Н.П. Купустин, Е.А. Ямбург. Педагогическое проектирование выступает как особый вид полифункциональной педагогической деятельности, в результате которой возможно предопределить создание новых или преобразование имеющихся педагогических условий развития доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципальной образовательной системы. Основания, критерии и показатели инклюзивного образования представлены ниже. Управление инклюзивным образованием представляет собой двухуровневую систему организации: муниципальный (А) и уровень образовательных учреждений (В). Преодоление дефицита инклюзивной готовности через формирование инклюзивной компетентности: а) у педагогов общеобразовательных учреждений; б) у педагогов общеобразовательных учреждений, имеющихспециальное образование, узких специалистов; в) сотрудников учреждений,участвующих в сетевом взаимодействии. А Организация мастер-классов, тематических семинаров и др. форм по распространению опыта инклюзивного образования. А Создание и распространение электронных пособий с методическими материалами педагогов по работе с детьми в инклюзивных классах, группах. А Включение в программы курсов повышения квалификации блока «Проблемы инклюзивного образования на современном этапе», специализированных курсов для указанных категорий работников. А Знакомство с программным материалом специальных коррекционных курсов соответственно специализации педагога. А Организация дополнительного образования педагогов в ОУ по вопросам работы с детьми с ООП в общеобразовательной школе. А Организация дополнительного образования для педагогов, имеющих специальное образование. А Организация постоянно действующих семинаров для педагогов двух подгрупп, работа творческих групп, мастер-классов. А Проведение семинаров по темам: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП в начальном звене», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП в среднем звене», «Методические рекомендации по разработке и внедрению индивидуальной образовательной программы для ребёнка с ООП в общеобразовательном учреждении», «Технология построения модели формирования инклюзивного образования в условиях ОУ». А В Создание и систематическое обновление банка технологий работы с детьми с ООП (в случае изменения контингента детей с ООП) в условиях общеобразовательной школы. Информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития детей в МОС. В Создание базовых ресурсных центров районов, призванных помогать педагогам в выявлении и поддержке детей с ООП, осуществлять взаимодействие с региональными структурами и образовательными учреждениями, координировать преемственность в работе с детьми с ООП в случае переходов из одного образовательного учреждения в другое; реабилитационных (длительных) мероприятий. А В Осуществление информационной поддержки родителей, обучающихся с ООП. А Размещение информации по работе с детьми с ООП в общеобразовательных учреждениях в СМИ, сети Интернет, на сайтах ОУ, органа управления. А В Издание литературы, описывающей опыт инклюзивного образования, его концепцию, идею. А Оформление школьного информационного пространства – стендов, баннеров, газеты, страницы на сайте ОУ по проблеме работы с детьми с ООП. А Подписка на российские периодические печатные издания по вопросам работы с детьми с ООП в условиях интеграции, их родителями и педагогами, работающими с ними. Комплекс условий, необходимых и достаточных для формирования доступного образования в условиях МОС, и представляет собой основные направления формирования инклюзивного образования. Во-первых, это непрерывный мониторинг состояния элементов МОС, а именно учет численности детей с особыми образовательными потребностями и, как следствие, контроль реализации управляющих воздействий на изменение состояния этого элемента МОС. Во-вторых, иерархическая организация и разделение полномочий в межведомственном взаимодействии, обеспечивающая достижение поставленных целей по материально-техническому, учебно-методическому обеспечению инклюзивного образования. В-третьих, основой развития инклюзивного образования, как подсистемы муниципальной образовательной системы в целом, является разработка системы повышения кадров по проблеме обучения детей с ООП с целью преодоления дефицита инклюзивной компетентности у работников образования в условиях МОС. В-четвёртых, для эффективного внедрения инклюзивного образования в условиях МОС необходимо формирование единого информационного пространства, что делает доступными проблемы обучения детей с ООП не только для системы образования, но и для общества в целом. Технологизация процесса обучения Выделяют следующие этапы реализации модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы: I этап Диагностико-пропедевтический II этап Технологический III этап Обобщающий 1. ЦелевойИзучение инклюзивного компонента для формирования доступного образованиядля детей с ООП.Формирование доступного образования для детей с ООП.Анализ и оценка результатов организации доступного образования для детейс ООП в соответствии с выделеннымикомпонентами. 2.Организационно-содержательный. Выявление инклюзивного компонентана первом и втором уровне модели управления ИО в МОС.Выявление основныхкомпонентов модели, характерных для конкретных МОС.Группировка специалистов.Выявление структурных подразделенийдля взаимодействияс МО.Прогноз рисков при перспективах развития.Создание ресурсной базы дляосуществления всех вариантовпсихолого-медико-педагогическойподдержки детей с ООП.Разработка и реализация алгоритма взаимодействия различных учреждений, осуществляющих: а) психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ООП; б) медико-социальное сопровождение детей с ООП; в) ресурсное обеспечение ребёнка сООП. Формирование инклюзивной компетентности: а) у педагогов общеобразовательных учреждений; б) у педагогов общеобразовательных учреждений, имеющих специальное образование, узких специалистов; в) сотрудников учреждений, участвующих в сетевом взаимодействии. Формирование направлений информационного обеспечения процесса. Создание банка инструментов по проведению мониторинговых исследований. Определение уровня развития как отдельных компонентов модели, так и вцелом эффективности её функционирования. 3.Формы и методы. Проведение обзорных семинаров с педагогами, классных часов (детских конференций) с детьми, родительских лекториевс родителями.Издание брошюры «Инклюзивное образование: обзор проблемы»Проведение семинаров для педагогов и родителей по темам: «Формирование модели инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения», «Рекомендации по разработке и внедрениюиндивидуальной образовательнойпрограммы для детей с ООП, в томчисле со сложными нарушениями в общеобразовательном учреждении», «Формы и виды интеграциидля детей с ООП на современномэтапе развития инклюзивного образования». Анкетирование, деловая игра, фокус-группа, интервьюирование, тестирование, экспертная оценка (программ,планов мероприятий), анализ кейс-стадии, материалов, СМИ, сайтов. Проведение обзорных семинаров с педагогами, классныхчасов (детских конференций) с детьми, родительских лекториев с родителями. Издание брошюры «Инклюзивное образование: обзор проблемы» Разработка программ для курсов повышения квалификации для педагогов и вспомогательного персонала по темам: «Управление образовательным процессом в инклюзивном учреждении», «Инклюзивное обучение в общеобразовательной школе», «Индивидуализация образовательной траектории в реализации инклюзивного подхода в образовательном учреждении», «Педагогическое сопровождение детей с ООП в младших классах общеобразовательной школы». Формирование пакета документов (положения, локальные акты, договора) мероприятия, договора. Социальное партнёрство, ресурсная база и т.д. Разработка проекта по формированию ресурсной базы инклюзивного образования. Анкетирование, деловая игра, фокус-группа, интервьюирование, тестирование, экспертная оценка (программ, планов мероприятий), анализ кейс-стадии, материалов, СМИ, сайтов. 4. Критерии. Параметры и показатели. Полисубъектный: педагоги, родители, учащиеся, сотрудники и представители учреждений и организаций.Толерантность субъектов интегрированного образовательного процесса. (В – толерантное отношение ко всемупроцессу инклюзии;С – приятие частичное, ценности науровне законно-правового отношения;Н. – неприятие). Рост удовлетворенности качествомработы со стороны родителей. (В – удовлетворены полностью;С – удовлетворены частично; Н – не удовлетворены). Формирование территориальногобанка данных о педагогах и руководителях ОУ округа, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам специального образования, вопросам инклюзивногообразования. (В – банк данных ежегодно обновляется;С – банк данных не обновляется;Н – банка данных нет). Проведение обучающих семинаровпедагогов и руководителей ОУ округа, сотрудников межведомственных учреждений по вопросам инклюзивного образования.(В – проводятся регулярно;С – проводятся эпизодически;Н – не проводятся). Нормативно-правовое обеспечение.Наличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного обучения федерального уровня.(В – имеются;С – незначительный объем информации;Н – не имеются). Наличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного образования муниципального уровня. (В – имеются;С– незначительный объем информации;Н – не имеются). Нормативно-правовое обеспечение.Наличие нормативных материаловпо проблеме инклюзивного обучения учрежденческого уровня. (В – имеются;С – незначительный объем информации;Н – не имеются). Взаимодействие. Взаимодействие с организациями иучреждениями других ведомств, общественными объединениями. (В – тесное сотрудничество;С – имеются фрагменты, незначительное;Н – не ведется). Методическое обеспечение.Обеспечение ОУ справочно-информационными изданиями,учебно-методическими пособиями. (В – обеспечение полное;С – обеспечение частичное;Н – не ведется). База диагностического инструментария, специальных коррекционныхметодик, мультимедийных пособий. (В – постоянно обновляется;Н – база не обновляется;С – база данных отсутствует). Материально-технические ресурсы.Сформированность материально-технической базы. (В – сформирована полностью;С – частично;Н – не сформирована). Информационноеобеспечение.Информирование населения округао проблеме интегрированного образования, о возможностях психолого-медико-педагогической помощи. (В – регулярные публикации в СМИ;С – публикации эпизодические;Н – публикаций в СМИ нет). Содержание образовательного процесса.Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения. (В – наличие сопровождения с полнойкомплектацией специалистов;С – наличие сопровождения с частичной комплектацией специалистов;Н – отсутствие сопровождения). Использование технологий поэтапного включения детей с ООП в образовательный процесс. (В – владение технологиями;С – частичное использование технологий;Н – технологии не используются). Вариативная составляющая ОП.(В– введение коррекционного компонента;С – частичное введение коррекционного компонента;Н – отсутствие коррекционного компонента). Внеурочная деятельность.(В – план мероприятий полный, отвечающий современным требованиямвключения детей с ООП;С – план поверхностный;Н – плана нет). Дополнительные занятия с узкимиспециалистами.(В – занятия проводятся, штат узких специалистов укомплектован;С – занятия проводятся, штат специалистов укомплектован частично;Н – занятия не проводятся из-за отсутствия специалистов). 5. Результативно-критериальный. Анализ изменений в образовательном учреждении, в МОС в рамках формирования модели инклюзивного образования.Оценка данных изменений.Установление обратной связи специалистов, обеспечивающих сопровождение, педагогов, работающих в инклюзивных классах, специалистов из межведомственных учреждений. Формирование системы организационно-педагогических условий осуществляетсяпоследовательно. На первом, диагностико-пропедевтическом этапе выполняется анализ существующихусловий, подготовка к организации и реализации инклюзивного образования в образовательнойсистеме, а также прогноз возможных рисков. На втором, технологическом, этапе осуществляетсяреализация направлений деятельности, на третьем, обобщающем, этапе выполняется проверкаэффективности реализации модели. Рисунок 1 - Модульная структура взаимодействия в рамках инвариантной модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы. В таблице 2 представлены цели и участники межведомственного взаимодействияв рамках инвариантной модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы. Таблица 2 Модульная структура взаимодействия в рамках инвариантной моделиинклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы Модули взаимодействия Цели взаимодействия Участники межведомственного взаимодействия Социально-психолого-педагогический модуль Оказание квалифицированной социальной, психологической и педагогической помощи детям с ООП и их родителям, создание условий для проведения эффективной социальнойреабилитации как фактора успешнойсоциальной адаптации. Социальная защита, образование, здравоохранение, культура, спорт, муниципальные административные структуры. Медико-социальный модуль Оказание квалифицированноймедико-социальной помощи детям сООП и их родителям. Социальная защита, медицина, спорт,муниципальные административныеструктуры. Культурно- досуговый модуль Создание условий для организациидосуга и отдыха детей с ООП и их родителей. Социальная защита, общее и дополнительное образование, культура, СКСиТ,муниципальные административныеструктуры. Спортивно- оздоровительной модуль Создание условий для проведения социальной реабилитации детей с ООПсредствами физической культуры испорта. Социальная защита, общее и дополнительное образование, здравоохранение,культура, спорт, СКСиТ, муниципальныеадминистративные структуры. Модуль предпрофессио- нальной ориентации и адаптации Создание условий для проведенияпредпрофессиональной ориентациии социально-трудовой и профессиональной реабилитации. Социальная защита, общее и дополнительное образование, здравоохранение,культура, спорт, СКСиТ, муниципальныеадминистративные структуры. Диагностико- прогностический модуль Осуществление комплексной диагностики особенностей психофизического развития ребенка с ООП, разработка индивидуальных программ обучения ребенка в условиях общеобразовательной школы. Социальная защита, образование, здравоохранение, культура, спорт, муниципальные административные структуры(МСЭ), областное (городское) ПМПК. Консультативный модуль Координация действий специалистовпо разработке и реализации рекомендаций родителям ребенка с ООПи специалистам межведомственныхструктур, повышение социально-психолого-педагогической и медико-социальной компетентности родителей. Социальная защита, образование, здравоохранение, культура, спорт, муниципальные административные структуры,родители, общественные организации,учреждения повышения квалификации. Координация действий специалистовпо разработке и реализации рекомендаций родителям ребенка с ООП,педагогам, работающим в инклюзивных классах, и специалистам межведомственных структур, формирование инклюзивной компетенции. ПМПК (областная, городская), общее испециальное (коррекционное) образование, учреждения повышения квалификации и переподготовки, межведомственные структуры, здравоохранение,культура, спорт, муниципальные административные структуры. Научно- методический модуль Создание условий по обобщениюопыта и организации научных исследований в рамках реализации муниципальной модели инклюзивного образования детей с ООП. Общее, специальное (коррекционное),высшее образование, здравоохранение,культура, спорт, муниципальные административные структуры, учрежденияповышения квалификации и переподготовки работников образования. Организационно- управленческий модуль Создание условий для эффективнойреализации муниципальной моделиинклюзивного образования детей сООП и их семей. Координация межведомственного взаимодействия. Социальная защита, образование, здравоохранение, культура, спорт, СКСиТ, муниципальные административные структуры – ПМПК (областная, городская),предприятия, общественные организации. Информационно- аналитический модуль Создание условий для осуществления качественного приема, анализа ипереработки информации, необходимой в процессе реализации муниципальной модели инклюзивного образования для детей с ООП. Социальная защита, образование, здравоохранение, культура, спорт, муниципальные административные структуры,ПМПК (областное, городское). Модуль материально-технического и учебно-методического обеспечения Использование кадровых,материально-технических и учебно-методических ресурсов в организации безбарьерной среды для детей сООП. Культура, муниципальные административные структуры, специальное (коррекционное образование, общественные организации, производственные предприятия, СКСиТ. Модуль связей собщественностью Создание условий для формированияпозитивного общественного мнения вподдержку оказания помощи детямс ООП и их родителям, пропагандыидей интеграции и включения в социум детей данной категории, стиранияграней между «нормальным» и «аномальным» сообществом. Социальная защита, образование, здравоохранение, культура, спорт, муниципальные административные структуры,СМИ, общественные организации, производственные предприятия. Все учреждения, участвующие в проекте, можно разделить на две группы в зависимости от ихосновной функции. Функции сопровождения либо социализации. Наиболее продуктивным являетсясотрудничество с организациями культурно-досугового модуля и предприятиями и организациямипредпрофильного модуля. Например, в библиотеке ребята учатся работать с информацией в печатном иэлектронном форматах, совместно с учениками из общеобразовательных школ проводят тематическиемероприятия, объединяются в сообщества в рамках ученического проекта. Технологизация процесса обучения. Технология поэтапного включения, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразования, вывела учащихся с ООП на новый уровень учебной мотивации и позволила педагогам на основе полученных результатов мониторинга сформировать индивидуальные программы, образовательные маршруты для детей, нуждающихся в специальном сопровождении. Особенность восприятия детьми окружающей действительности определяет необходимость дифференцирования содержания учебного и коррекционного материала. В связи с этим планирование занятий осуществляется с учётом образовательных потребностей учащихся с ООП. На рисунке 2 представлена технология поэтапного включения, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразованияучащихся с ООП. Рисунок 2 - Структура технологии поэтапного включения, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразованияучащихся с ООП. На начальном этапе деятельности по социализации детей были сформированы разноуровневые проектные группы, включающие в себя учащихся с высоким уровнем обучаемости и учащихся со сложной комплексной патологией. Именно в этом состояла сложность в реализации проекта. В группе возникали разногласия, нетерпимость, нежелание работать совместно. В такой ситуации всем участникам процесса требовалась помощь для развития умения «учиться в сотрудничестве»: действовать по очереди, высказывать идеи, делать предположения, выполнять разные роли и обсуждать разногласия. С этой целью на пропедевтическом этапе была разработана система занятий «Концепция «Навыка» по формированию компетентности, относящейся к взаимодействию человека с другими людьми. В соответствии с общим уровнем готовности ребенка с ООП к образовательной интеграции были определены её варианты: постоянная, постоянная неполная, частичная, эпизодическая или дистанционное обучение. Выбор учащимися варианта включения в образовательный процесс зависит от степени возможностей и потребностей получения образования (цензовый, нецензовый уровни).В таблице 3 представлено описание вариантов инклюзивногообразования, правилакомплектованияв соответствии с дозировкой временивключения. Таблица 3 Варианты инклюзивного образования Варианты инклюзивного образования Описание Правила комплектования Дозировка времени включения Постоянная, полная интеграция. Эффективна для тех детей с ООП, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Дети с отклонениями в развитии по 1-3 человека включаются в общеобразовательные классы. Дети в течение дня находятся с нормально развивающимися детьми. Постоянная, неполная интеграция. Эффективна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. 1/3 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционныечасы, внеклассные мероприятия. Временная, частичная интеграция. Учащиеся с ООП объединяются с нормально развивающимися детьми для проведения совместных мероприятий. Не реже 2-х раз в месяц. Эпизодическая интеграция. Смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с сочетанными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.) в рамках взаимодействия образовательных и межведомственных учреждений. Если учреждение ограничено в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников. По приглаше-нию. Дистанцион-ное обучение. Целью дистанционного обучения является предоставление детям-инвалидам возможности получения образования по индивидуальной программе на дому. Является инклюзивной в сочетании с временной частичной или эпизодической инклюзией. Согласно установлен- ному расписанию. Частичная и временная формы рассматриваются как переходный этап на полную форму обучения. Любой предложенный вариант предполагает: психолого-педагогическое сопровождение: индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами – дефектологами (при наличии) и психологами; выбор пакета коррекционных курсов (элементов коррекционных курсов для сопровождения на занятиях) в соответствии с инклюзивным компонентом образовательного учреждения МОС. Данное направление направлено на компенсацию нарушений у детей с ООП и предоставление равных стартовых возможностей для всех обучающихся при включении в общеобразовательный процесс. Коррекционные курсы для вариативной части базисного плана с учётом потребностей учащихся с ООП (дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с нарушением познавательной деятельности, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с нарушением развития аутистического спектра, дети с нарушением поведения, соматически ослабленные дети, дети с нарушением речи, дети с тяжёлыми комплексными нарушениями): Социально-бытовая ориентировка + + + + + + Музыкально-ритмические занятия + + + + + + + + + Предметно-практическая деятельность + + Специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете+ + Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формирования произносительной стороны речи ЛФК Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия Пространственная ориентировка Развитие мимики и пантомимики Логоритмика Развитие речи Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания Занятия с психологом Включение отдельных программ коррекционного направления (ЛФК, музыкально-ритмические занятия, развитие речи, социально-бытовой ориентировки) в учебный план позволяет удовлетворить образовательные потребности всех категорий детей с ООП, тем самым повысить доступность получения базового образования. Использование элементов данных курсов возможно на уроках физической культуры, музыки и русского языка, технологии, так как содержание указанных предметов является базой для разработки содержания выделенных коррекционных занятий. Узкоспециализированные курсы, такие как «охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» (для детей с нарушением зрения) и хозяйственно-бытовой труд (для детей со сложными нарушениями), используются при составлении индивидуальной образовательной траектории одной категории детей. В связи с этим разделы этих курсов использовались педагогами выборочно, а содержание учебного материала дифференцировалось как базовое и минимально необходимое. И только в тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, на педагога возложено право самостоятельно формировать индивидуальную программу обучения ребёнка с ООП. Этим обусловлено введение альтернативы классно-урочной организации учебного процесса: различные виды деятельности учащихся (игровая, проектная), а также тренинги, образовательные экскурсии. Повышение эффективности обучения и социализации адаптации детей с разными образовательными возможностями реализуется за счёт внеурочной деятельности или альтернативных форм обучения в системе взаимодействия межведомственных учреждений (библиотеки, культурно-образовательные центры, музеи, реабилитационные центры, общественные организации). Список сокращений ДОУ – дошкольное образовательное учреждение ИКТ – информационно-компьютерные технологии ИО – инклюзивное образование МОС – муниципальная образовательная система ООП – особые образовательные потребности ОП – образовательная программа ОУ – образовательное учреждение ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия СКТиТ – социально-культурный сервис и туризм УДО – учреждения дошкольного образования
«Формы и методы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot