Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Содержательные и методические основы инклюзивного обучения детей с нарушением слуха

  • 👀 310 просмотров
  • 📌 290 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Содержательные и методические основы инклюзивного обучения детей с нарушением слуха» pptx
Инклюзивное образование детей школьного возраст а. Содерж ательны е и методические основы инклюзивного обучения детей с нарушением слуха. • На лекции будут рассмотрены вопросы организации инклюзивного обучения детей с нарушением слуха. • На самостоятельное изучение классиф икация нарушений слуха (причины нарушений, особенност и). Организации инклюзивного обучения детей с нарушением слуха. Восприят ие уст ной речи Три способа: • слухо-зрительный, • слуховой, • зрительный. Наиболее полноценный слухо-зрительный способ, когда ребенок видит лицо и губы говорящего и «слышит» его с помощью слухового аппарата/ кохлеарного имплантата. Познавательная деятельност ь Зрительное восприятие имеет меньший объем, замедленный темп, отличается неточностью; Вним ание характеризуется трудностями распределения, переключения; Образная пам ять развита лучше, чем словесная; Мыслительные операции анализа преобладают над синтезом. Пост упление в школу Зависит от различны х уровней психического и речевого развит ия: Это зависит от степени снижения слуха, времени его возникновения, адекватности медицинской реабилитации (коррекции слуха), наличия своевременной, систематической, квалифицированной психологопедагогической помощи и, конечно, от особенностей воспитания ребенка в семье. В сурдопедагогике вы делены основны е особенност и речевого развит ия глухих и слабослы шащих обучающихся: • на уровне продуцирования — нарушения произношения; недостаточное усвоение звукового состава слов, что проявляется в ошибках при их произнесении и написании; • на лексическом уровне — ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное употребление слов, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением; • на граммат ическом уровне — ошибки в грамматическом построении речи, особенности в усвоении и воспроизведении речевых (грамматических) конструкций; • на синтаксическом уровне — трудности восприятия предложений с нетрадиционным / инвертным порядком слов / словосочетаний и ограничения в понимании читаемого текста. Особенност и организации учебной деятельност и • сниж енны й объ ем внимания, его недостаточная устойчивость, низкий темп переключения и затруднения в его распределении; • преобладание образной памят и над словесной, механического запоминания над осмысленным; • превалирование наглядны х ф орм мы шления над понятийными, зависимость развития словесно-логического мышления от степени развития речи; • непонимание и т рудности диф ф еренциации эмоциональных состояний окружающих, обедненность собственных эмоциональных проявлений; • наличие комплекса негативны х состояний — неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, порой завышенная самооценка и агрессия; • приоритет ное общение с учителем и ограничения во взаимодействии с одноклассниками Учёт их особы х образовательны х пот ребностей: • в модификации учебных планов и программ, в увеличении учебного времени; • в обучении на основе специальных методов и приемов; • в развитии языковой способности через обучение слухо-зрительному восприятию речи и различным видам коммуникации; • в развитии слухового восприятия для различения речевых и неречевых звучаний и использовании этих навыков в различных житейских и коммуникативных ситуациях; • в полном и точном восприятии учебной и социально значимой информации; • в пребывании в деятельностно-коммуникативной среде как условии формирования потребности в речевом общении и овладении различными его средствами; • в развитии и совершенствовании словесно-логического мышления и словесной памяти; • в развитии социальных компетенций и эмоциональной сферы. • На основе заключения ПМПК планируется инклюзивное или интегрированное обучения ребенка с нарушением слуха. Решение образовательны х задач Выстраивание для ученика с нарушенным слухом системы «обходных путей» его обучения. Для этого педагог отбирает адекватные задачам и возможностям ребенка методы, приемы, средства и формы организации обучения и использует их в необходимых сочетаниях. Общепедагогические методы применяются в сочетании друг с другом и с использованием специальных приемов и средств, что способствует формированию оригинальных образовательных технологий. Реализация их проходит с учетом основных трудностей в обучении детей с нарушениями слуха, таких как: особенности в приеме, переработке, хранении и использовании информации, связанные с ограниченными возможностями слухового восприятия, своеобразием речевого развития и спецификой развития познавательной и личностной сферы. От бор методов и задач обучения • Уровень готовности ребенка с нарушенным слухом к обучению в общеобразовательной школе; • Эффективность сотрудничества и взаимодействия учителя с сурдопедагогом и родителями ребёнка; • Компетентность и готовность родителей к систематической работе с ребенком дома во второй половине дня; • Степень адаптации глухого/слабослышащего ученика в детском коллективе и возможность организации партнерских взаимоотношений с одноклассниками; • Адекватность организации рабочего пространства учителя и школьника с нарушенным слухом; • Необходимость решения некоторых задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулирования слухо-зрительного внимания; коррекции речевых ошибок и закрепления навыков грамматически правильной речи; • Расширение словарного запаса и пояснения слов и словосочетаний; • Оказание специальной помощи при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов). Наглядные методы • Наиболее востребованны, особенно на начальных этапах обучения. • В инклюзивном образовательном пространстве активизирует мыслительную и речевую деятельность ученика с нарушенным слухом, способствует повышению его познавательной активности в целом, формирует мотивацию общения со сверстниками, а также создает благоприятные условия для организации партнерского взаимодействия в ученическом коллективе. • Наглядные методы предполагают использование пособий (натуральных объектов и их моделей, плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), демонстрацию приборов, опытов, кино- и видеофильмов, компьютерных презентаций и т.д., обеспечивающих полисенсорную основу восприятия учебной информации. • Применение наглядных методов требует от педагога учитывать особенности школьников с нарушенным слухом (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности и др.) и использовать доступные схемы, таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, при этом необходимо предварительно информировать ребенка о тематике, содержании и задачах просмотра, строго дозировать и структурировать предлагаемый материал. Необходимо заранее подготовить словесные комментарии, обобщения информации, выделение главного в содержании. • Использование наглядных методов предусматривает обязательное речевое сопровождение. Практ ические методы обучения Метод упражнений, драматизация, лабораторные и практические работы, игры и др. Широко используются в процессе обучения детей с нарушениями слуха для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций. Наиболее распространенный практический метод — упраж нение — планомерное и повторяющееся выполнение действия с целью овладения им или повышения качества его реализации. Применение упражнений начинается с формирования алгоритма учебных действий в процессе урока. Школьник с нарушением слуха учится ориентироваться на план урока; учитель первоначально ребенку предлагает алгоритмизированные инструкции, фиксирует его внимание на начале действия и побуждает к точному восприятию инструкции, анализу действий, обобщению результата деятельности и закреплению полученного опыта в слове. Словесны е методы обучения Рассказ, беседа, объяснение и др. Имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Сопровождение устного высказывания или повествования учителя или учащихся письменным, схематическим или визуальным сопровождением; Привлечение внимания детей к теме урока, новым словам и определениям с помощью игровых приемов; Драматизации; Алгоритмизированное на первых этапах и структурированное объяснение нового материала, представленное в виде коротких тезисов, перечней, схем на индивидуальной карточке или на доске; Использование специальных приемов, применяемых в сурдопедагогике при работе с детьми, имеющими нарушения слуха. Формы организации обучения и воспит ания детей с нарушенны м слухом • В условиях сложившейся в школе традиционной классно-урочной системы необходимо шире использовать такие формы работы как групповые, подгрупповые (команды, бригады), работа в парах и индивидуальная работа тьютора с учащимся. • Хорошие возможности участия глухого или слабослышащего ребенка в коллективной учебной работе класса дает проведение уроков в нестандартной форме: деловые, ролевые игры, урок — КВН, урок-конкурс, урок- конференция, учебно-практическое занятие. • Огромным потенциалом обладает участие не слышащего ребенка в работе над исследовательским или творческим проектом совместно с другими учащимися, презентация и защита этих проектов. Задание на п/з • Разработать тестовый материал по теме лекции. • При подготовке теста необходимо учитывать разнообразные формы предъявления ответов: • открытого типа с дополнением или свободным ответом (5 тестовых заданий) • закрытого типа с выбором одного и нескольких ответов (5) • с градуированными ответами (5) • ответами на установление соответствия и правильной последовательности (5). • Итого: 20 тестовых заданий.
«Содержательные и методические основы инклюзивного обучения детей с нарушением слуха» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot