Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Составление индивидуальных программ. Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ

  • 👀 238 просмотров
  • 📌 179 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Составление индивидуальных программ. Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Составление индивидуальных программ. Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ» docx
Лекция 4. Составление индивидуальных программ 1. Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ. 2. Роль группы программной поддержки в планировании индивидуальных программ. 3. Связь оценки и дальнейшего развития индивидуальных программ обучения. 4. Определение долговременных целей и образовательных приоритетов. 5. Определение кратковременных задач по формированию поведения. 6. Индикаторы достижений. 1. Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ. Индивидуальная программа обучения, составленная для учащихся с различными возможностями, помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат. Качественно составленный индивидуальный учебный план также помогает учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях). Это не означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно включено в индивидуальный учебный план (программу). Скорее, индивидуальная программа фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени. При правильном использовании, такие программы могут стать прекрасными помощниками в ежедневной учительской практике. В этой главе мы рассмотрим пути и способы документирования и работы с использованием индивидуальных учебных программ. Также, мы обсудим разработку и способы документирования образовательных целей, определённых для того или иного ученика, так, чтобы можно было достаточно легко оценить процесс и результат обучения. Всё, что относится киндивидуализации учебного планадля детей с особенностями, обучающихся в инклюзивных условиях, является наиболее важным моментом для успешности этого процесса включения. Идея о том, что дети с особенностями развития должны быть обеспечены индивидуальным учебным планом, поддерживается в законодательстве и политике большинства западных стран [OECD, 1994]. Процесс обучения детей с особыми потребностями необходимо проводить в соответствии с точно определёнными проблемами, относящимся к специфическим потребностям этих детей, и в тоже время, эти дети должны быть включены в работу по обычному учебному плану, насколько это возможно. Парадигма модификаций стандартного учебного плана основывается на некоторых предположениях об учащихся с особенностями развития. Это могут быть предположения о том, что дети с особенностями развития обучаются в ином темпе, могут не справляться со стандартными заданиями оценки уровня обучения, и что им часто требуется гораздо больше повторений и практических работ для закрепления знаний. Сторонники индивидуального обучения утверждают, что специфические образовательные цели, определённые для того или иного ребёнка, могут быть достигнуты только через эффективное использование индивидуальных образовательных программ Последовательное, четкое и систематическое структурирование определённых образовательных целей через адаптацию и модификацию стандартного учебного плана, рассматривается большинством авторов, поддерживающих индивидуализацию обучения, как наилучший метод, обеспечивающий соответствующее обучение для ребёнка с особенностями, и, к тому же, позволяющий включить такого ребёнка в работу обычного класса. Преимущества использования индивидуальной программы обучения Использование индивидуальных программ обучения и индивидуальное планирование создаёт следующие преимущества: • помогает обеспечить ответственность – сотрудник, ответственный за проведение обучения, имеет ясные ориентиры в учебном плане, адресные и чётко определённые • компенсирует недостаточность индивидуализации стандартного учебного плана – часто стандартный учебный план недостаточно всесторонне соотносится с жизнью ребёнка с различными возможностями • даёт родителям возможность знать, чему учат их ребёнка • структура плана позволяет всем сотрудникам, работающим с ребёнком, сфокусироваться на важнейших областях его обучения предоставляет точную информацию о том, каким разделам учебного плана необходимо обучать ребёнка позволяет наметить, какие дополнительные ресурсы и поддерживающие сервисы могут потребоваться для обучения этого ребёнка устанавливает рамки для проведения процедуры оценки знаний учащегося Процедура модификации стандартного учебного плана, с целью соответствия его нуждам конкретного ребёнка, имеет, однако, и своих критиков. Некоторые из них рассматривают данную процедуру как негативно выделяющую и маргинализирующую людей с инвалидностью с целью осуществления над ними контроля через эти специальные программы. Индивидуальные планы также критикуются за то, что те становятся для детей с особенностями развития слишком предписывающими и сверх-регулирующими. Такой, слишком жёстко сконструированный план обучения, рассматривается критиками как оставляющий для ребёнка слишком мало возможностей управлять самому своим обучением, и обучение становится центрированным на учителе, а не на ребёнке. Индивидуальные цели при таком планировании начинают фокусироваться более на специфических навыках, нежели на когнитивных аспектах обучения. Часто эти навыки могут быть применены только в ограниченном числе ситуаций. Следовательно, можно предположить, что развитие таких узкоспециализированных навыков, является превалирующим и в учебном плане для детей без особенностей развития, обычных детей Недостатки обучения по индивидуальным программам • зачастую индивидуальные программы не связаны со стандартным учебным планом и могут способствовать изоляции особого ребёнка в классе индивидуальные планы становятся дополнительной нагрузкой для того количества документации, которую должен вести учитель • многие учителя не используют индивидуальные программы в процессе обучения • индивидуальные планы могут фиксировать и поддерживать идеи, что ребёнок с инвалидностью значительно отличается от других детей • индивидуальные планы могут быть слишком узкими, «приземлёнными» в постановке образовательных целей • индивидуальные планы сфокусированы зачастую более на обучении, нежели на образовании • индивидуальные планы не являются центрированными на ребёнке, они слишком предписывающие и жёсткие, и оставляют малую возможность следовать интересам, присущим именно этому ребёнку Все эти недостатки, ассоциирующиеся с обучением по индивидуальным планам, могут быть преодолены, если этот план рассматривать как гибкий документ, который работает в контексте общего учебного плана класса. Индивидуальные планы могут помочь в работе по включению ребёнка с особенностями в общеобразовательный процесс, если уделять особое внимание развитию этих планов и внедрению их в практику работы в общеобразовательном классе. Роль группы программной поддержки в планировании индивидуальных программ Деятельность группы программной поддержки в процессе составления индивидуальной программы для учащегося с особенностями развития, является ключевой и фундаментальной. Конечно, самой важной задачей деятельности такой группы будет не только организация и проведение адекватной оценки ученика, но также развитие, сопровождение и мониторинг программы по внедрению учебного плана для ребёнка с различными образовательными возможностями. В различных регионах эта группа может называться по-разному, но в любом случае, в названии отражается то, что в работу группы вовлекаются значимые для процесса планирования люди, в том числе, и сам ученик. В состав группы следует включать родителей, ученика (если это возможно), учителей, школьных администраторов и других профессионалов и пара-профессионалов. Регулярность собраний группы поддержки планирования должна отражаться в соответствующем расписании, и, если это необходимо, группа также может собираться и вне запланированных ранее встреч. Это будет способствовать тому, что группа сможет регулярно отслеживать и оценивать процесс внедрения и выполнения индивидуального учебного плана, а также вносить необходимые изменения в любые составляющие этого плана. Собрания группы поддержки планирования должны носить «формальный», официальный характер, в том смысле, что должны быть заранее определены вопросы, которые будут рассматриваться на этом собрании, должен быть определён регламент встречи, повестка дня и т.д. Всю эту информацию необходимо заранее донести до каждого члена группы. Один из вариантов повестки дня собрания такой группы (адаптированный по книге StricklandandTurnball, 1990) приведён далее. Другой важнейшей задачей деятельности этой группы будет являться также обеспечение медицинских и специальных физических потребностей, возникающих во время проведения занятий у учащихся с особенностями развития или с инвалидностью. Для этого можно использовать специальную форму об определении медицинских и специальных физических потребностях ребёнка, которую подписывает каждый член такой группы. Повестка дня собрания группы поддержки планирования Учащийся: Джереми Х . Дата проведения собрания: 1 апреля Место проведения: школа «Белый дом», Западного округа Время проведения: 14.00 – 16.30 Члены группы поддержки планирования: Мистер и миссис Х, родители; Джереми Х., ученик; Мистер Смит, учитель класса; Миссис Джонс, координатор по учебному плану; Миссис Вильямс, консультант по программам; МистерУ, консультант по программам для учащихся с различными потребностями; Миссис Хант, представитель комиссии по делам несовершеннолетних. Цель проведения: начать процесс составления индивидуальной программы обучения для Джереми. Статус: первое собрание группы Время Деятельность Ответственный участник группы 14.00-14.05 Представление участников встречи Миссис Джонс 14.05-14.10 Обсуждение повестки дня,процедуры проведения собрания Миссис Джонс 14.10-14.15 Выбор ответственного по проведению процедуры составления программы. Рекомендация миссис Джонс в качестве ответственного. Миссис Смит Мистер У. 14.15-14.45 Обзор информации по проведённой комплексной оценке и проявлениям достигнутого уровня развития ученика Джереми, самостоятельно, на своем уровне, о своих достижениях в шести учебных областях Мистер Смит, идентификациятрудностей и проблем, а также нужд ребёнка по результатам проведённого тестирования и неформального наблюдения. Демонстрация работ учащегося. МистерУ. Представление данных по результатам проведённого стандартизованного тестирования Родители, мистер и миссис Х., о функциональном уровне развития Джереми Джереми Мистер У. Мистер Смит Мистер и Миссис Х. 14.45-15.30 Идентификация и достижение согласия участников группы в определении учебных областей, в которых необходимы специальные подходы к обучению данного ребёнка Все участники группы 15.30-16.20 Определение целей, задач, критериев оценки достижений ученика, плана работы по каждой из этих уче6бных областей. Определение потребности Джереми в дополнительных образовательных и социальных услугах (для этого может потребоваться дополнительная встреча группы). Все участники группы 16.20-16.21 Определение места дальнейшего обучения Джереми – возможно ли продолжать его обучение в этой школе Миссис Джонс 16.21-16.30 Подведение итогов встречи. Определение направлений работы, по которым может быть необходимым проведение следующих встреч группы. Назначение даты следующей встречи и подтверждение всех участников о согласии с этой датой. Миссис Джонс 16.30 Закрытие встречи. Миссис Джонс 2. Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ В процессе составления индивидуальной программы обучения всегда очень полезно понимать иерархическую природу её структуры. Эта программа начинается с формулирования широких целей и задач, которые затем фокусируются на более конкретных, «технологических» задачах обучения. Рекомендуют рассматривать и компоновать структуру плана в виде определённой блок –схемы. • Определение ожиданий на будущее и жизненных планов ученика • Сводный результат проведённой комплексной оценки • Определение долговременных целей • Задачи по формированию поведения • Индикаторы достижений • Инклюзивные стратегии и подходы к обучению • Определение времени и стратегии проведения мониторинга и пересмотра программы Определение ожиданий на будущее и жизненных планов ученика В прошлом только очень немногие индивидуальные программы обучения включали в себя подобные данные, хотя они могут быть очень важными с точки зрения составления и начала реализации индивидуальной программы обучения. Формулирование и определение таких «планов на жизнь» – это короткое сообщение в начале индивидуальной программы обучения, которое является общим взглядом на ту «большую картину» жизни, к которой устремлены надежды и ожидания всех тех, кто вовлечён в процесс обучения и воспитания этого ребёнка. Эти планы на будущее обязательно должны носить позитивный характер, и могут включать в себя также ожидания и надежды самого ученика, его родителей, учителей. Хорошо сформулированные «планы на будущее» могут существенно помочь в правильном определении и постановке долговременных целей. Примером такого формулирования может быть следующее: «Мы надеемся, что Джереми в будущем сможет жить независимой жизнью, минимально используя помощь других людей и социальных работников в осуществлении повседневных дел, в совершении покупок и т.д. Мы очень хотим, чтобы у него в будущем была бы посильная работа, которая приносила бы ему удовлетворение, а работодатель ценил бы его вклад и усилия. Мы бы хотели, чтобы Джереми с удовольствием участвовал в социальной жизни, имел близких друзей, прочные дружеские отношения с теми людьми, которых он любит и ценит, и чьим обществом дорожит». Эти формулировки, довольно общие и короткие, тем не менее, задают некое направление в определении долговременных целей, и их можно сгруппировать по трём направлениям: независимая жизнь, занятость, социальная жизнь. Соответственно, записанные в индивидуальной программе обучения, долговременные цели для Джереми отражают именно эти ожидания и надежды взрослых относительно его будущего. Эти сформулированные ожидания и жизненные планы следует поместить в специальном разделе индивидуальной программы обучения (см. пример на странице). Подобная работа по формулированию ожиданий на будущее и жизненных планов может занять время и потребовать определённых усилий от всех участников группы поддержки планирования, и это следует принять во внимание. Для более точного формулирования этих ожиданий на будущее, стоит задать следующие вопросы: • Какая деятельность приносит этому ребёнку удовольствие? Приносит ли эта активность какие-либо долговременные результаты? • О чем мечтает этот ребёнок? Каковы его планы на будущее? • Каковы планы на будущее родителей этого ребёнка? О чем они мечтают для него? • Кем бы Вы хотели видеть этого ученика после окончания школы? • Кем бы Вы хотели видеть его, когда он станет взрослым? • Как Вы видите счастливую и наполненную жизнь для этого ребёнка в будущем? Что может способствовать обретению такой жизни? • Есть ли что-то мешающее исполнению планов на будущее в отношении этого ученика? Как можно устранить эти препятствия? Сводный результат проведённой комплексной оценки Если Вы уже занимались той процедурой, которую мы описали выше, то у Вас уже должна собраться достаточно разнообразная и ценная информация о ребёнке, имеющем особые образовательные возможности. Эта полученная информация может многое сообщить Вам о предыдущей жизни этого ученика, укладе его семьи, о его интересах, трудностях и проблемах, потребностях и достижениях относительно выполнения учебного плана. Эта информация является жизненно важной для составления и успешного выполнения индивидуальной программы обучения. Перед проведением собрания группы поддержки планирования, каждому из её участников должно быть предоставлено время, чтобы внимательно ознакомиться с результатами и отчётом о предварительно проведённой комплексной оценке данного учащегося. Не следует проводить такое ознакомление непосредственно перед встречей группы, поскольку некоторым участникам группы может понадобиться какое-то время, чтобы ознакомиться с результатами проведённой оценки более детально. Если для кого-либо из участников группы поддержки планирования некоторые аспекты отчёта о проведённой оценке будут недостаточно понятны, тогда следует попросить того специалиста, кто проводил оценку, или другого компетентного участника группы прояснить, почему был выбран данный тип и способ оценки. Сводный результат проведённой комплексной оценки имеет очень важное значение дляпроцесса индивидуального планирования. По сути своей, это краткий, суммарный отчёт, некоторое резюме всех видов оценки, которые были проведены перед собранием группы поддержки планирования. Целью ознакомления группы с этим сводным отчётом является информирование участников группы о тех наиболее важных результатах, которые были получены в ходе проведения оценки. Это не должно иметь вид детального и подробного описания каждого аспекта проведённой оценки. Важным является то, что ко времени проведения собрания группы, каждый её участник уже заранее должен иметь возможность ознакомиться с результатами и заключениями по всем видам проведённой оценки. Сотрудник, ответственный за координирование работы по составлению индивидуальной программы, составляет этот сводный результат проведённой комплексной оценки и знакомит участников группы с этим документом перед первой встречей группы по планированию. Этот документ не должен занимать более одной страницы, и, желательно, если он будет составлен очень структурно, по пунктам. Приведём пример такого документа, составленного для Джереми. Вы можете заметить, что в этот документ не включены результаты проведения таких видов оценки как официальное заключение по проведённой психологической оценке, результаты проведения наблюдения, анализ работ учащегося, результаты оценки академической успеваемости. Индивидуальная программа обучения Имя ребёнка Джереми Возраст: Год обучения: Учитель-координатор Мистер Смит Дата: Определение ожиданий на будущее и жизненных планов ученика: Мы надеемся, что Джереми в будущем сможет жить независимой жизнью, минимально используя помощь других людей и социальных работников в осуществлении повседневных дел, в совершении покупок и т.д. Мы очень хотим, чтобы у него в будущем была бы посильная работа, которая приносила бы ему удовлетворение, а работодатель ценил бы его вклад и усилия. Мы бы хотели, чтобы Джереми с удовольствием участвовал в социальной жизни, имел близких друзей, прочные дружеские отношения с теми людьми, которых он любит и ценит, и чьим обществом дорожит. Сводный результат проведённой комплексной оценки: Тип проведённой оценки Описание результатов Оценка по шкале Векслера WSC-III (психолог) Коэффициент интеллектуального развития равен 58 баллам Общие затруднения в каждом из разделов теста, особенно в понимании текста и в самостоятельной письменной речи. Расширенный тест АBC-Виниленд: интервью и вариант для использования в классе (аналитический отчёт психолога) Уровень сформированности представлений ниже среднего уровня. Особые трудности проявляются в процессе социализации и формировании моторных навыков Социализация: трудно устанавливает взаимодействие с другими, склонность к игре в одиночестве Моторные навыки: наибольшие затруднения отмечаются в крупной моторике. Замедленные движения, трудности в преодолении препятствий, частая потеря координации. Структурированное наблюдение в школе: (учитель класса и ассистент педагога) Трудности в установлении позитивных социальных отношений: играет один или ссорится с учениками, устраивает драки. Определение долговременных целей Определение долговременных целей является важнейшей частью любой программы. Эти цели, как правило, формулируют то, чего ребёнок должен достигнуть за определённый период времени. Длительность этого периода может варьироваться, но, как правило, он ограничивается одним учебным годом. В настоящее время большинство школ придерживается именно этого срока в определении долговременных целей. В некоторых случаях этот период ограничивается шестью месяцами, или даже тремя месяцами, если обучение проводится интенсивно. Определение долговременных целей обучения тесным образом связано с той информацией, которая была получена из формулирования жизненных планов для учащегося и сводного результата комплексной оценки. Сами же долговременные цели по своей природе носят довольно общий характер. Они как бы обрисовывают в виде широкой картины самые важные зоны развития ребёнка в определённый период времени. Очень важно сформулировать их настолько ясно и понятно, чтобы любой вовлечённый в эту работу сотрудник мог бы легко понять их. Несомненно, ясность и простота изложения являются ключом к составлению эффективной индивидуальной программы обучения. Долговременные цели обучения должны быть ясно сформулированы, и их не должно быть слишком много. Каждая из этих долговременных целей должна обязательно сопровождаться постановкой соответствующих задач по формированию позитивного поведения учащегося, и это следует всегда иметь в виду, не забывая также о реалистичности выполнения этого плана в условиях общеобразовательного класса, и соответствующем уровне ресурсов школы и подготовки преподавателей. Важно помнить о том, что целью составления индивидуальной программы обучения является не описание всего того, чему ребёнок должен научиться в школе, а выработка такого педагогического взгляда на ребёнка, который фокусируется на самых важных областях его обучения. Иными словами, таких долговременных целей не может быть более трёх для одного ребёнка. Пример плохой практики: Салли – учитель, очень много сил отдающий своей профессии. Она стремилась как можно лучше обучить Альберта, ученика с инвалидностью, и группа поддержки планирования вместе с ней выработала семь долговременных целей обучения для этого учащегося. Каждая из этих целей сопровождалась постановкой пяти специальных задач по формированию адекватного этим целям поведения, выполнение которых было признано обязательным. То есть, всего было поставлено 35 задач на год. Будучи очень ответственным учителем, Салли стремилась выполнить все эти задачи в урочное время, на своих занятиях с классом. Но затем она обнаружила, что задач слишком много, и она не успевает отслеживать их решение на уроках. Также она понимала, что ей постоянно не хватает времени на обдумывание и осмысление путей решения этих многочисленных задач. Салли решила, что необходимо проводить свой собственный мониторинг решения задач по обучению Альберта, составляя различные документы, графики, схемы, и т.д., и засиживаясь с этой работой до самого позднего вечера. Проведённая в конце учебного года оценка показала, что ни одна из долговременных целей не была полностью достигнута, хотя некоторый прогресс в обучении Альберта всё же был зафиксирован. Не успешность в достижении поставленных целей была связана, прежде всего, с тем, что этих целей было слишком много. Вместо того чтобы сфокусироваться на нескольких важнейших целях, Салли растратила свои силы на достижение всех этих многочисленных целей и не достигла ни одной из них, несмотря на всю свою старательность и ответственность. После внимательного ознакомления с материалами, где сформулированы и определены планы на будущее относительно этого ученика и приведён сводный результат комплексной оценки, каждый член группы поддержки планирования должен определить для себя, что он считает наиболее важным, какие из долговременных целей обучения этого ребёнка будут наиболее приоритетными. Далее, когда каждый участник группы определит это для себя, следует провести дискуссию в группе и выработать общий взгляд группы на эти приоритеты. Это может быть дискуссия о том, какие из образовательных областей следует считать самыми важными в обучении именно этого ученика. Затем следует заполнить специальную форму, где эти приоритеты чётко формулируются в порядке наибольшей важности. Мы хотели бы привести пример установления таких образовательных приоритетов конкретно для Джереми, а также дать образец этой Формы. В нашем примере первый лист является экземпляром того, каким образом эти приоритеты были сформулированы одним из участников группы, а следующий лист является примером общего взгляда группы на то, как должны быть выстроены эти приоритеты для учащегося. Конечно, достижению этого общего взгляда предшествовала определённая дискуссия, но после того, как эти приоритеты будут определены, группа может приступить к непосредственному формулированию долговременных целей. Долговременные цели Индивидуальный лист Групповой лист (подчеркните) Имя ребёнкаДжереми Х. Дата:15 апреля Образовательные приоритеты(в порядке от наиболее важного к менее важному) 1) Обучение навыкам социального взаимодействия 2) Обучение навыкам, связанным с дальнейшей профессиональной занятостью 3) Развитие артистических способностей 4) Улучшение мобильности и навыков уверенного передвижения в пространстве 5) Улучшение академической успеваемости Долговременные цели Индивидуальный лист групповой лист(подчеркните) Имя ребёнкаДжереми Х. Дата:15 апреля Образовательные приоритеты(в порядке от наиболее важного к менее важному) 1) Развитие навыков социального взаимодействия 2) Поощрение и развитие художественных способностей 3) Улучшение крупной моторики и навыков свободного передвижения в пространстве 4) Улучшение академической успеваемости Разрабатывая долговременные цели важно помнить следующие положения: Советы по определению долговременных целей: • Долговременные цели должны быть сфокусированы на сильных сторонах учащегося, а не только на его проблемах. Деятельность педагогов не должна быть сосредоточена только в тех областях, где ребёнок не успешен • Цели должны основываться на приоритетах, выработанных группой поддержки планирования • Цели следует формулировать в терминах результатов обучения, и они должны быть центрированными на ребёнке. Долговременные цели, сформулированные, например, как «включать Джилл в занятия по искусству» выражают собой намерения педагогов как-то воздействовать на Джилл, что-то «сделать с этим учеником»,т.е. ребёнок – это объект. Лучше, если эта цель будет сформулирована следующим образом: «повысить уровень участия Джилл на занятиях по искусству». Такая формулировка подчеркивает, что Джилл нуждается в том, чтобы были предприняты какие-либо действия для достижения её долговременных целей. • Цели не должны быть слишком специфическими, они все должны соотноситься с задачами по формированию позитивного поведения • Для достижения поставленных целей должно быть установлено адекватное время. Ниже приводится пример того, как были сформулированы долговременные цели для нашего Джереми. Поскольку группа поддержки планирования стремилась к тому, чтобы исключить одновременную постановку множества целей, было принято решение сосредоточиться на трех самых важных приоритетных долговременных целях. Вот как они выглядят: Пример: долговременные цели для Джереми 1.Улучшение у Джереми практики социального взаимодействия и повышение уровня его социальных контактов как дома, так и в школьном сообществе. Время достижения – к концу года. 2. Создание условий для развития у Джереми его художественных способностей и навыков. Время достижения – к концу года. 3. Улучшение у Джереми уровня развития крупной моторики и навыков свободного передвижения в пространстве. Время достижения – к концу второго семестра. Как можно заметить, долговременные цели, определённые для Джереми, точно соотносятся с теми приоритетами, которые выработала группа поддержки планирования. Количество этих целей вполне реалистично, сформулированы они ясно и понятно, и отражают потребности Джереми. Также установлены конкретные сроки достижения поставленных целей. Одна из сформулированных целей отражает как раз подход, основанный на использовании «сильных сторон» личности ребёнка, но и другие цели также сформулированы в позитивном ключе. В заключение работы по определению долговременных целей, следует соотнести их с теми ожиданиями и планами на будущее, которые были уже сформулированы прежде для этого ученика. Если мы сравним долговременные цели, поставленные для Джереми, и планы на будущее, сформулированные для него же, то мы можем увидеть, что развитие навыков социального взаимодействия (как долговременная цель), ясно соотносятся с ожиданиями и надеждами, что в будущем Джереми сможет вести активную социальную жизнь. Цель развития его художественных способностей соотносится с планами на будущее относительно его возможной карьеры в качестве художника, поскольку у него есть и талант, и любовь к искусству. И это тоже показывает, что фокус в определении целей лежит в направлении сильных сторон личности ребёнка. Цель повышения мобильности и свободы передвижения соотносится с ожиданиями, что Джереми сможет вести более независимую самостоятельную жизнь. Таким образом, каждая из этих целей помогает достичь жизненных планов в отношении Джереми и его будущего. Задачи по формированию поведения Задачи по формированию поведения основываются на тех долговременных целях, которые были выработаны для ученика, и они показывают, какие действия следует предпринять, чтобы достичь этих целей. Постановка таких задач основывается на теоретических положениях бихевиоризма, как, например, в работах Уотсона и Скиннера. По своей природе эти поведенческие задачи достаточно кратковременные, и их выполнение рассчитано на период от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от ребёнка и контекста образовательного процесса. Термин «поведенческий» в данном случае означает, что ребёнок может реально сделать что-то, что позволит сказать: «да, эта задача действительно выполнена». Кроме того, эти задачи должны быть очень ясными, точными и измеримыми. По сравнению с долговременными целями, эти задачи должны быть определены в терминах «что ребёнок должен уметь делать». Разрабатывая задачи по формированию адекватного поставленным целям поведения, мы невольно подвергаем проверке правильность постановки этих долговременных целей, и это также очень важно! Участникам группы поддержки планирования следует постоянно спрашивать себя: «Каким образом ребёнок сможет продемонстрировать то, что долговременная цель им достигнута»? Ответом на эти вопросы и станут задачи по формированию позитивного поведения, решая которые, ребёнок продвигается к выполнению долговременных целей. Как и в случае с долговременными целями, мы не рекомендуем ставить множество задач одновременно. Пусть их будет столько, сколько возможно реально выполнить за учебный год. В качестве основного правила, мы рекомендуем придерживаться положения, что для достижения одной долговременной цели следует поставить не более четырёх задач, а если это возможно, стоит ограничиться и тремя задачами. Для Джереми эти задачи были сформулированы следующим образом: Пример: постановка задач по формированию поведения для Джереми: Имя ученика: Джереми Х. Долговременная цель «Улучшение у Джереми практики социального взаимодействия и повышение уровня его социальных контактов, как дома, так и в школьном сообществе. Время достижения – к концу учебного года. Что необходимо сделать, чтобы достичь этой долговременной цели? 1. Нужно научить Джереми уважать социальное пространство другого человека. 2. Нужно научить Джереми лучше опознавать те случаи, когда он может позитивно взаимодействовать со своими одноклассниками. 3. Необходимо, чтобы Джереми больше участвовал в жизни школьного сообщества вместе со своими одноклассниками. После того как группа поддержки планирования определит, какие задачи необходимо решить, чтобы достичь тех или иных долговременных целей, необходимо провести дальнейшую оценку того, насколько соотносятся эти задачи, определённые для ученика, и, непосредственно сам ученик, его потребности. Мы уверены, что наилучшим способом это можно сделать, используя технологию анализа задач. Использование технологии «анализа заданий» для определения задач по формированию поведения. Анализ заданий – это достаточно простой процесс, под которым подразумевается разделение общих образовательных задач на более простые составляющие, которые будут выполняться до тех пор, пока главная задача не будет выполнена. Технология анализа заданий применяется уже достаточно давно, и её применение основано на принципах психологической теории бихевиоризма. Использование этого подхода как одного из инструментов обучения, многократно критиковалось за линейность и некоторую ограниченность и «скудость», а также за центрированность на учителе, узкий взгляд на проблему обучения, за преобладание, при использовании этого подхода, научения по отношению к образованию. Подобная критика, безусловно, очень важна и полезна, но мы и не предлагаем использовать технологию анализа задач в качестве базы для построения образовательной программы. Скорее, мы хотели бы представить эту технологию в качестве полезного инструмента, который может быть использован для обучения и оценки сформированности некоторых навыков в тех случаях, когда обычные педагогические технологии не могут быть применены для этого особого ребёнка. Мы считаем, что это может быть неплохой методикой оценки достижений ребёнка, набором критериев, по которым можно судить о том, на каком этапе находится решение той или иной кратковременной задачи. Существует два типа анализа заданий: общий анализ и специальный анализ заданий. Принципы, лежащие в основе этих видов, во многом схожи, различия состоят, в большинстве своём, в уровне детализации. Общий анализ заданий определяется большим количеством компонентов или шагов, на которые разбивается решение задачи, и, чаще всего, этот метод используется для проведения процедуры оценки. Использование этого метода даёт возможность определить какие-то базовые, основные навыки, которым следует научить этого ребёнка, и то, на каком практическом аспекте следует сфокусироваться, чтобы добиться решения тех или иных кратковременных задач. Для того чтобы создать схему общего анализа заданий, вам необходимо сначала составить свою собственную последовательность шагов, то есть разбить какую-либо задачу на некоторое количество составляющих, а потом попросить сделать то же самое другого человека, сравнить и уточнить полученный список шагов. Не забывайте включать в общий анализ не только физические компоненты, но также коммуникативные и социальные компоненты и шаги. Приведём пример общего анализа для решения задачи по обучению в получении информации: Пример: общий анализ задания «получение информации» 1. Ждать, пока человек –носитель информации сможет подойти и заняться вами. 2. Поприветствовать этого человека 3. Дождаться персонального внимания этого человека 4. Попросить дать необходимую вам информацию 5. Ответить на уточняющие вопросы носителя информации, или задать свои вопросы для уточнения некоторых деталей необходимой информации 6. Ждать ответа 7. Выслушать ответ 8. Если этот человек не обладает необходимой информацией, поблагодарить его, попрощаться и уйти 9. Если этот человек может вам помочь в получении необходимой информации, проверить правильность своего понимания этой информации через: ◦ собственное проговаривание основных частей этой информации, или ◦ просьбу ещё раз повторить для вас эту информацию 10. Если данная информация осталась недостаточно ясной для вас, попросить ещё раз прояснить её, и снова повторить вслух основные её части. 11. Поблагодарить за помощь, попрощаться и уйти. Этот пример может показаться слишком подробным, буквально разрывающим на мельчайшие фрагменты процесс получения информации, но представьте, при необходимости, степень разбивки на поэтапные шаги может быть даже выше! Мы рекомендуем при использовании этого инструмента в обучении, сначала разработать общий анализ задания, а затем проводить измерение прогресса, которого достиг, или не достиг ребёнок, по каждому компоненту или шагу этого анализа. Этот процесс будет способствовать тому, что вы сможете лучше определять те зоны, которые требуют особого внимания, и которые могут быть в дальнейшем включены в список задач по формированию позитивного поведения. В качестве примера мы поместили (см. ниже.) бланк записи прогресса, который продемонстрировала Сара в обучении тому, как нужно действовать, чтобы получать информацию. Как вы можете видеть, вначале Сара могла выполнить совсем немного действий по получению информации, а к моменту проведения последней оценки, её прогресс стал более существенным, и теперь трудность представлял только лишь этап прояснения информации. Успешно выполненные действия маркировались значком *, а те, которые пока не получались, значком х. Действия, выполнение которых было оценено как неуспешное, могут в дальнейшем войти в качестве задач в программу по формированию поведения. После того как вы определились с кратковременными задачами по формированию поведения, следует начать процесс формального их написания. Мы считаем, что весьма полезно использовать для этого фразу, имеющую следующую структуру: «К концу........ (поставить нужную дату), .............. (имя ученика)......... сможет..........................». Для Сары это может быть записано следующим образом:«К 19 сентября Сара сможет задавать уточняющие вопросы, если полученная информация будет недостаточно ясной для неё, и затем повторять основные компоненты полученной информации». Данная формулировка может быть очень полезной не только потому, что определяет конкретные временные рамки формирования необходимого навыка, но и потому, что очень точно определяет, что же конкретно ребёнок должен делать. Общий анализ заданий Имя ребёнка ______________________________________________ Задача: получение информации Прогресс (даты) Этапы решения задачи (шаги) 09/9 10/9 12/9 13/9 15/9 18/9 19/9 Ждать, пока человек-носитель информации сможет подойти и заняться вами * * * Поприветствовать этого человека * * * Дождаться персонального внимания этого человека * * * Попросить дать необходимую информацию * * * Ответить на уточняющие вопросы носителя информации, или задать свои вопросы для уточнения некоторых деталей * * * Ждать ответа х * * Выслушать ответ х х * Если этот человек не обладает необходимой информацией, поблагодарить его, попрощаться и уйти х х * Если этот человек может вам помочь с необходимой информацией, проверить правильность своего понимания информации через: • собственное проговаривание основных частей этой информации, или • просьбу ещё раз повторить для вас эту информацию х х * Если данная информация осталась недостаточно ясной для вас, попросить ещё раз прояснить её, и снова повторить основные её части х х х Поблагодарить за помощь, попрощаться и уйти. х х х *– выполняет, х – не выполняет Представим себе, каким образом мог быть выражен результат проведённого анализа заданий для Джереми, относительно поставленных для него поведенческих задач, направленных на решение проблемы соблюдения чужого личного пространства, инициирования и увеличения количества позитивных контактов с другими детьми и увеличения уровня участия в жизни школьного сообщества . Вот как это может выглядеть: Пример: задачи по формированию поведения для Джереми Долговременная цель: Улучшить навыки социального взаимодействия у Джереми и повысить уровень его социальных контактов, как дома, так и в школьном сообществе. Время достижения: к концу учебного года. Задача 1: К концу второго семестра Джереми сможет во время коммуникации удерживать дистанцию и не приближаться к человеку ближе, чем на 50 см без напоминания, в не менее чем 60% случаев организованного наблюдения. Задача 2: К концу третьего семестра Джереми увеличит проявление своей инициативы в позитивных социальных контактах с другими детьми во время перемен, обеденного перерыва и отдыха, в не менее чем 60% случаев организованного наблюдения. Задача 3: К концу третьего семестра Джереми сможет позитивно отвечать на инициативы других детей во время социального взаимодействия, в не менее чем 50% случаев организованного наблюдения. Задача 4: К концу учебного года Джереми выберет себе не менее двух форм занятий по интересам, предлагаемых в школе и по месту жительства (м.б. спортивный клуб, скаутинг, клуб по интересам), и будет принимать участие не менее чем в 70% мероприятий, проводимых этими организациями. Вы можете обратить внимание, что задачи 2 и 3 впрямую соотносятся с приоритетами, которые были определены в «Постановке задач по формированию поведения», например, в пункте 2. Эти задачи отражают двусторонний процесс социального взаимодействия, что и было учтено в данном случае группой поддержки планирования. Обратите внимание на то, что формулировки задач очень точные, с использованием процентного соотношения успешных и неуспешных случаев выполнения каждой задачи. Такое точное указание процентного соотношения не является строго необходимым, но его стоит использовать как инструмент измерения прогресса, а прогресс, который можно измерить – это очень полезное дело! В случае с Джереми, его группа поддержки планирования решила, что 50-60% успешного выполнения задач в ситуации специально организованного наблюдения – это вполне реалистический количественный показатель. В отдельных случаях термины, используемые в формулировках задач по формированию поведения, нуждаются в дополнительных определениях. Так, в случае Джереми, термин «позитивный» используется в определении характера социальных взаимоотношений. Эти дополнительные формулировки, зачастую, бывают необходимы не только для некоторых участников группы, но и для самого ребенка, такого как наш Джереми, например, поскольку точно дают ему понять, что это такое, и какие ожидания заложены в этом термине. Подобные дополнительные определения могут быть оформлены в виде сноски внизу листа, где сформулированы задачи по формированию поведения. Например: «Позитивное социальное взаимодействие означает, что общение проходит в дружелюбной манере, с приветливым выражением лица, это общение носит двусторонний характер и происходит с использованием вежливых фраз и выражений, таких как «спасибо», «благодарю» и т.д. Агрессивный физический контакт, присвоение обидных кличек, крики и оскорбления не могут быть рассмотрены как «позитивное социальное взаимодействие». Чётко сформулированные задачи по формированию поведения помогают раскрыть, сделать более ясными те действия, которые необходимо совершить, чтобы достичь долговременных целей. И уж если мы упомянули количественные показатели, то нужно выяснить, как их следует применять для измерения прогресса в обучении. А это уже дело индикаторов достижений. 6. Индикаторы достижений. Индикаторы достижений необходимо сформулировать и обозначить в индивидуальной программе обучения, прежде всего для того, чтобы определить направление процесса измерения достижений. Индикаторы показывают, какие инструменты, и какие методы проведения измерения результатов по формированию позитивного поведения будут использоваться, какие временные параметры будут заложены в этот процесс. В зависимости от контекста, для каждой задачи может использоваться один или более индикаторов. Определение индикаторов достижений предъявляет требования к группе поддержки планирования, поскольку требует от неё концентрации на определении стратегии проведения измерений ещё до того, как начнётся процесс реализации индивидуальной программы. Эти индикаторы могут быть чрезвычайно полезными и для учителей классов, обычно очень загруженных своей работой в классе. Вместо того чтобы начинать в спешке разрабатывать эти индикаторы достижений во время напряжённой работы в классе, предварительно установленные индикаторы могут всегда быть у учителя под рукой, какими бы сложными и «требовательными» по отношению к ученику эти индикаторы не были. Разработка индикаторов достижений. При разработке индикаторов достижений следует принять во внимание: • Наличие стандартизированных инструментов оценки (например, доступных для использования стандартных тестов), которые можно будет применить в индивидуальной программе обучения, или группе поддержки планирования потребуется разработать оригинальные индикаторы достижений. Возможно ли использовать данные наблюдения в проведении сбора данных для индивидуальной программы. • Как часто будет проводиться процедура измерения прогресса • Кто будет ответственным за проведение измерений и оценки • Какой период учебного времени будет использоваться для проведения измерения При разработке индикаторов достижений очень важным является определение технологий проведения оценки, и это мы уже обсуждали в Главе 4. Если основные, базовые данные не были получены во время проведения предварительной оценки, то эту процедуру обязательно следует провести до начала учебного процесса по индивидуальному плану. Это позволит вам сравнить данные, полученные до начала внедрения плана, и после того, как начнётся обучение с использованием индивидуального планирования, и увидеть каков же на самом деле прогресс в обучении этого особого ребёнка. Индикаторы достижений в решении задач по формированию позитивного поведения для Джереми могут выглядеть следующим образом: Пример: индикаторы достижений для Джереми Цель: Улучшить навыки социального взаимодействия у Джереми и повысить уровень его социальных контактов, как дома, так и в школьном сообществе. Время достижения: к концу учебного года. Задача 4: К концу учебного года Джереми выберет себе не менее двух форм занятий по интересам, предлагаемых в школе и по месту жительства (м.б. спортивный клуб, скаутинг, клуб по интересам), и будет принимать участие не менее чем в 70% мероприятий, проводимых этими организациями. Индикаторы достижений: к концу первого семестра Джереми будет участвовать в работе двух клубов по интересам. У Джереми будет календарь событий каждого из этих клубов, и Джереми сможет (под наблюдением родителей) вести записи о том, когда и какие занятия в клубах он посещал, или не посещал (с указанием причины). Для выполнения этой задачи Джереми будет посещать не менее 70% мероприятий, проводимых в каждом клубе. Джереми будет еженедельно вести дневник посещений этих занятий, где будет кратко (не более 3-4 предложений) описывать своё участие в работе клуба на каждом занятии. Обратите внимание, что для измерения прогресса в решении задач по формированию позитивного поведения Джереми могут использоваться различные техники и приёмы. Сами же индикаторы фокусируют или намечают то, какие группы данных должны быть собраны для измерения прогресса, кем, где и когда. Источниками данных могут быть самые разнообразные ресурсы, включая дневники и самооценивание. Инклюзивные стратегии и подходы к обучению Если вы поэтапно работали над составлением индивидуальной программы обучения, и последовательно двигались в направлении, которое мы очертили в этой книге, то у вас уже должен появится точно и всесторонне составленный набор целей и задач относительно того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Контрольный список, приведенный ниже, поможет вам убедиться, что все этапы составления программы последовательно и без пропусков вами пройдены. Краеугольным камнем теперь становится вопрос о том, как можно решать эти задачи индивидуального плана в инклюзивной образовательной среде, чтобы для решения этих задач не «выдёргивать» ребёнка из класса, в котором он постоянно обучается. Этот раздел плана служит для выработки педагогических технологий достижения целей индивидуальной программы обучения, которые необходимо применять в инклюзивной среде общеобразовательного класса. Этот раздел включает в себя разработку организации классного пространства, формирование рабочих групп на уроке, моделей обучения, связей с общим учебным планом класса. Более подробно мы рассмотрим эти темы в Главе 7 , и всё, что будет разработано вами в этом направлении, обязательно должно будет войти в индивидуальную программу обучения. Форма 13 из раздела книги «Полезные материалы и формы» поможет вам наглядно отразить то, каким образом могут быть сведены в плане долговременные цели и задачи по формированию позитивного поведения, индикаторы достижений и инклюзивные стратегии обучения. Контрольный список этапов составления индивидуальной программы обучения. Вне собрания группы поддержки планирования: • Сбор данных, проведение оценки/ составление отчётов • Составление сводного результата комплексной оценки • Проведение общего анализа рабочих заданий после определения долговременных целей На собрании группы поддержки планирования: • Работа по определению «ожиданий на будущее» и жизненных планов в отношении ученика с особыми потребностями • Изучение сводного результата проведённой комплексной оценки • Определение образовательных приоритетов для этого учащегося каждым участником группы поддержки планирования • Определение образовательных приоритетов для учащегося, установленных совместно всей группой поддержки планирования • Разработка долговременных целей • Постановка задач по формированию поведения • Запись задач по формированию поведения • Разработка индикаторов достижений • Если необходимо, сбор основных данных и результатов • Определение инклюзивных стратегий и подходов к обучению этого ученика • Определение порядка пересмотра программы Определение времени и стратегии проведения мониторинга и пересмотра индивидуальной программы обучения Заключительным разделом индивидуальной программы обучения является определение того, каким образом эта программа будет пересматриваться, и как будет проводиться мониторинг её выполнения. Это очень важный аспект программы, поскольку она является рабочим документом, который при необходимости может быть пересмотрен и изменён группой поддержки планирования, поэтому при составлении этого документа особенно удобно использовать компьютер, который позволит легко вносить необходимые изменения в программу. Поскольку индивидуальная программа обучения является рабочим документом, активно используемым в обучении, то её пересмотр проводится тогда, когда это необходимо. Мы предлагаем проводить это один раз в семестр, как минимум, и чем чаще вы пересматриваете эту программу, тем более эффективной она будет. Предполагаемые сроки пересмотра и мониторинга программы фиксируются специальным образом, но, при необходимости, собрания по пересмотру программы могут проводиться чаще, чем это определено ранее. Перед проведением собрания группы по пересмотру программы, следует подготовить оценку её реализации в текущее время. Если цели и задачи, поставленные в программе, достигнуты ранее предполагаемого срока, группе поддержки планирования следует разработать новые цели и внести их в документ. Самый последний вопрос, который группа поддержки планирования должна задать себе, звучит так: «Какие изменения необходимы в дальнейшем?». В некоторых случаях, упомянутых ранее, необходимость изменения программы может быть вызвана успешным достижением ребёнком целей и задач. В других случаях от сформулированных в начале целей и задач необходимо отказаться в пользу других, более достижимых целей. Продолжение работы по достижению таких не модифицированных целей приводит к тому, что, несмотря на значительные траты времени, ребёнок не достигает прогресса в обучении, а работа учителей становится непродуктивной. Продолжение работы в областях, в которых нет успеха и достижений, может привести к тому, что самооценка ребёнка начнёт снижаться. Недостаточный прогресс?Если за обозначенный в программе период времени не удаётся достигнуть прогресса в обучении, группе поддержки планирования следует обратить внимание на следующие моменты: • цели и задачи с самого начала могли быть неправильно определены • произошла переоценка ожидаемого уровня достижений • достаточно ли было времени для обучения и практики • существуют трудности с оценкой прогресса • насколько соответствовали ситуации те педагогические стратегии, которые использовались при обучении • насколько соответствовали ситуации те материалы, которые предлагались учащемуся • насколько важными для ребёнка были поставленные цели и задачи. Таким образом, индивидуальная программа обученияможет быть важным инструментом, помогающим учителю сфокусироваться на потребностях и нуждах ребёнка с различными возможностями, его не следует использовать в отрыве от остального класса и общего учебного плана.
«Составление индивидуальных программ. Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot