Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
“петербургский государственный
университет путей сообщения ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I”
Кафедра «Управление эксплуатационной работой»
Т.М.Шманёв
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ» (Б1.О.26)
Конспект лекций
по специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог
по специализации
«Магистральный транспорт»
«Грузовая и коммерческая работа»
«Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта»
«Транспортный бизнес и логистика»
Форма обучения – очная, заочная
Санкт-Петербург 2020
Тема № 1 Основные сведения о нормативно-правовой базе, регламентирующей требования к обеспечению доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта
Основные законы, регулирующие права инвалидов в Российской Федерации:
1. Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому нуждающемуся социальное обеспечение, в том числе в случае инвалидности.
2. Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов».
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Федеральный закон №46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов».
Принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года, одобрен советом Федерации 27 апреля 2012 года.
Цели Конвенции:
• «общение» включает использование языков, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию;
• «язык» включает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков;
• «дискриминация по признаку инвалидности» означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении;
• «разумное приспособление» означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод;
• «универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.
Данная конвенция включает в себя 50 статей
4. Федеральный закон №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Усовершенствован порядок установления инвалидности. Критерий "ограничение жизнедеятельности" не применяется при установлении группы инвалидности и категории "ребенок-инвалид". Вместе с тем этот критерий сохраняется для признания лица инвалидом и для принятия индивидуальной программы реабилитации. Такой подход позволяет свести к минимуму роль субъективных оценок экспертов и устанавливать группу инвалидности по объективным критериям степени нарушений функций организма.
Закрепляется принцип недопущения дискриминации по признаку инвалидности. Вводится абилитация инвалидов. Это система и процесс формирования отсутствующих у них способностей к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной, досугово-игровой и иной деятельности.
Ряд мер призван повысить обязательность и эффективность выполнения мероприятий индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида.
Предусмотрено ведение федерального реестра инвалидов.
Особое внимание уделено обеспечению доступности для инвалидов различных объектов и услуг (учреждений культуры и искусства, медицинских организаций, транспортных объектов, объектов связи, избирательных участков и др.).
Прописываются минимальные стандарты доступности. Закрепляется, что инвалидам оказывается помощь в преодолении различных барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Предусмотрена возможность вызова инвалидами экстренных оперативных служб путем отправки СМС-сообщения.
Более доступными для инвалидов должны стать и многоквартирные дома.
Официальные сайты органов власти всех уровней также должны стать доступными для инвалидов по зрению. Кроме того, в органах внутренних дел должны появиться сотрудники, владеющие навыками русского жестового языка.
5. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363, на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Цель программы: создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Задачи программы: обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
Формирование доступной среды по принципу «разумного приспособления подразумевает под собой внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов.
Так для обеспечения доступности железнодорожной инфраструктуры для пассажиров инвалидов, вокзалы должны быть оборудованы пандусами, грузопассажирскими лифтами, специальными санитарными комнатами, билетными кассами для обслуживания МГН и другими устройствами, для комфортного нахождения маломобильной группы населения на железнодорожных вокзалах.
Ответственный за обеспечения такого доступа на вокзалах и остановочных пунктах является балансодержатель.
Комфортно инвалид должен себя чувствовать и при организации посадки/высадки из вагона, а также в пути следования. Для данной цели должны быть предусмотрены высокие и низкие подъемники, вагоны должны иметь расширенную планировку, для удобного передвижения на инвалидном кресле. Пассажир должен иметь возможность воспользоваться ремнями, чтобы пересесть на спальную полку, которая легко устанавливается в любом удобном положении. Туалетная комната в таких вагонах значительно больше, оборудована поручнями, звуковыми и световыми панелями для людей, имеющих проблемы со слухом и зрением. Маломобильный пассажир может вызвать в любое время проводника, используя специальные кнопки голосовой связи. При необходимости выдаются комфортные кресла-коляски, легкие в управлении.
За эту часть перевозочного процесса ответственным является Перевозчик.
Используемые понятие «Инвалид» и «Маломобильная группа населения» сокращенно МГН. «Инвалид» входит в категорию МГН. Но также маломобильными гражданами являются: беременная женщина, люди с детскими колясками и старших возрастов, дети дошкольного возраста. Все, кому необходима социальная помощь при нахождении на объектах, в нашем случае, железнодорожной инфраструктуры.
Если окунуться в историю, отношение к инвалидам не всегда было идеальным.
В ранних обществах инвалиды занимали положение ущербных, неполноценных, убогих людей: их считали обузой, людьми, не способными приносить пользу. Уделом инвалидов были бедность и ранний уход из жизни. В архаический период и в эпоху раннего Средневековья представление о физических дефектах понималось как наказание за грехи или как знак овладения злыми духами. Подобное отношение к инвалидам часто приводило к тому, что их сторонились, опасались и считали изгоями общества. Обыденный образ жизни людей с физическими и психическими отклонениями в те времена превращался в ограничение и изоляцию, исключенность их из нормальной жизни, трудовых отношений, творческих сфер.
Век за веком и год за годом отношение к инвалидам менялось в положительную сторону, инвалид становился социально значимым. Уже восточные славяне начали проявлять общинные формы помощи и взаимопомощи при поддержке бедных, престарелых, немощных, больных, осиротевших сородичей и односельчан. В эпоху Киевской, а затем Московской Руси началось строительство монастырей, которые служили основным прибежищем для бедных, убогих, престарелых, сирот, нищих и других людей, нуждавшихся в помощи. Попытку создать стройную государственную систему социального обеспечения нуждающихся, в том числе инвалидов, предпринимал уже Иван Грозный и его последователи, но реальное воплощение эта идея получила при Петре: заботясь о судьбе больных и увечных воинов, Петр I своим указом от 31 января 1712 г. приказал построить для них специальные госпитали, а также указом от 20 апреля 1762 г. - особые лечебные дома для умалишенных.
Существовавшая в России система государственного призрения с петровской эпохи до начала XX века была ориентирована на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся слоям населения с опорой на государственные и частные ресурсы, появились первые общественные организации, были заложены основы социального образования. В советской России наследие социального обеспечения царской эпохи было утрачено, а в 1920 — 1930-е гг. появились и получили развитие новые формы и направления: складывалась система государственного обеспечения, появились различные кооперативы и общественные организации инвалидов.
С 1923 г. стали более активно создаваться производственные кооперативы, средний заработок инвалидов в которых был значительно выше индивидуальных пенсий. Общественные организации Всероссийское общество слепых (ВОС) и Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ) занимались вопросами трудоустройства инвалидов и решения различных проблем их социального обеспечения. Разнообразная помощь со стороны государства и общественных структур (потребкооперация, профсоюзы) оказывалась инвалидам и в годы Великой Отечественной войны: для содержания нетрудоспособных лиц организовывались дома инвалидов, предпринимались меры для обеспечения инвалидов работой.
Тема № 2 Схема взаимодействия участников процесса формирования доступной среды для маломобильных пассажиров (инвалидов) и МГН на транспорте
Механизм, обеспечивающий исполнение обязанностей, связанных с созданием доступной среды для инвалидов включает в себя работу комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, Федеральные министерства утверждают порядки обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Проходит постоянное инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами. За неисполнение законодательства об обеспечении доступной среды для инвалидов установлена административная ответственность (штрафы). Финансирование расходов на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам государственной и муниципальной собственности происходит за счет средств соответствующих бюджетов. Негосударственные организации осуществляют их за свой счет.
Состав участников и участники процесса организации доступной среды для инвалидов и МГН и их функции.
Возглавляет данные состав участников президент РФ – гарант Конституции, прав и свобод граждан РФ, остальные участники – правительство РФ, органы государственного управления и федеральной исполнительной власти (министерства РФ, федеральные агентства, комитеты, службы и т. д.), органы исполнительной власти и местного самоуправления субъекта России, общественные организации инвалидов, потребитель услуги (инвалид, другой гражданин из категории МГН), поставщик услуги (учреждение или организация, предоставляющие услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности), координатор между поставщиком и потребителем (службы, которые призваны оказывать социальную поддержку социально незащищенным категориям граждан в удовлетворении их потребностей в социальных услугах, их доступности и качестве).
Схема взаимодействия органов исполнительной власти, организаций пассажирского транспорта, общественных организации инвалидов по формированию доступной среды для инвалидов и МГН.
Рисунок 1 Схема взаимодействия участников процесса
Тема 3 Понимание потребностей инвалидов в помощи на объектах транспортной инфраструктуры
Группы инвалидности – классификация и определение понятия.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Инвалидность 1 группы устанавливается:
Лицам, которые полностью нетрудоспособны (постоянно или временно) и нуждаются в непрерывном присмотре (уходе, помощи) со стороны третьих лиц.
Инвалидность 2 группы устанавливается:
Лицам, которые способны обслуживать себя самостоятельно, используя для этого различные вспомогательные средства или незначительную помощь третьих лиц, возможность передвигаться с использованием вспомогательных средств или с помощью третьих лиц, невозможность осуществлять трудовую деятельность или способность работать, только если для этого созданы специальные условия, предоставлены необходимые средства, оборудовано особое место, неспособность получать образование в обычных учебных учреждениях, умение общаться, но при условии использования специальных средств, способность управлять своим поведением, но при присмотре со стороны третьих лиц.
Инвалидность 3 группы устанавливается:
Лицам при значительном снижении трудоспособности человека в результате нарушений в работе систем и функций организма, что обусловлено хроническими заболеваниями, а также различными анатомическими дефектами. Это группа людей, у которых из-за ухудшения здоровья возникает острая необходимость в переводе на работу, требующую более низкой квалификации и меньших затрат труда.
Людям, которым из-за состояния здоровья, необходимы кардинальные изменения условий труда без смены профессии. Кроме всего прочего, третья группа инвалидности дается людям независимо от того, какая именно работа ими выполняется, при условии, что у них имеются анатомические дефекты и деформации, и они не в силах выполнять свой профессиональный долг.
Для оформления инвалидности необходимо подготовить следующие документы: направление учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы) или управления социальной защиты населения,
медицинские документы, которые подтверждают нарушение здоровья (выписки из больниц, заключения специалистов, история болезни),
заявление законного представителя ребенка, иногда МСЭ
(Медико-социальная экспертиза) требуют дополнительные документы, например, свидетельство о рождении ребенка.
Различным формам инвалидности прививается свой код.
Код «К» - инвалид передвигается в коляске, код «С» - инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации, код «Е» - инвалид ограничен в самообслуживании, безрукий либо не действует руками, код «О» - инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата, код «Г» - инвалид с нарушением слуха, код «У» - инвалид с нарушениями умственных функций.
Потребности разных групп инвалидов и маломобильных групп населения отличаются друг от друга. Если инвалиду колясочнику жизненно необходим пандус с нормативным уклоном 5%, и поручни к нему с двух сторон на высоте 70 см. и 90 см., то незрячему пассажиру, необходима информация, которая будет передаваться шрифтом Брайля, тактильная плитка. Но в любом случае, очень важным остается помощь персонала.
Основные препятствия, «барьеры», которые для инвалида оказываются непроходимыми, обычному человеку просто и не заметны. Это пороги и ступеньки, высокое расположение информации, а также кассовые окна, отсутствие тактильных указателей, не правильно установленные пандусы, электромагнитные помехи при прохождении рамок досмотра. Все это может стать непреодолимой силой для инвалида, если не будет проводиться должная работа.
Тема № 4 Этика общения с маломобильными пассажирами (инвалидами) и МГН. Действия работников транспортного комплекса при оказании ситуационной помощи
Для маломобильной группы населения очень важна помощь персонала. Для эффективности общения с инвалидами нужно придерживаться основным составляющим, таким как: избегать конфликтных ситуаций, обязательно регулировать собственные эмоции, соблюдать культуру и этику при общении, но и в индивидуальных случаях уметь цивилизованно противостоять манипулированию со стороны инвалида.
Есть особенности общения с инвалидами разных форм.
Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат.
Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, попробуйте привлечь человека жестами, можно слегка дотронуться до человека. Говорите ясно и ровно, не нужно излишне подчеркивать что-то, кричать, особенно в ухо. Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение, используйте жесты. Убедитесь, что вас поняли, не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник. Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте, или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Жестовый язык, является официальным языком Российской Федерации, что отраженно в статье 14 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ».
При обслуживании инвалида с нарушением зрения.
Предлагая свою помощь и получив положительный ответ, необходимо кратко описать, где вы находитесь, пытайтесь направлять человека в нужном направлении, предупреждайте о препятствиях, когда подходите к ним, если инвалида сопровождает собака-поводырь, не трогайте и не играйте с ней, всегда обращайтесь непосредственно к человеку, а не в сторону, если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
Проезд инвалида по зрению в поездах может сопровождать собака-поводырь. В таких случаях плата за провоз таких собак не взимается и перевозочные документы не оформляются. Собака-поводырь должна иметь ошейник, намордник и находиться у ног пассажира, которого она сопровождает.
Общаясь с инвалидом, имеющим задержку в развитии, возможно, а порой необходимо использовать иллюстрации или фотографии, для общения. Будьте готовы повторить сказанное несколько раз, используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Надо помнить, что люди с задержкой в развитии дееспособны, и могут самостоятельно открыть дверь или подняться по лестнице.
Общаясь с инвалидами, имеющими трудности при передвижении, всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. О препятствии впереди, бордюр, например, необходимо предупредить инвалида заранее. Не облокачивайте и не толкайте инвалидную коляску, она неприкосновенное пространство инвалида. Надо помнить, что, как правило, у людей, имеющих проблемы с передвижением, нет проблем со слухом и зрением.
Потребность в ситуационной помощи.
Различные группы инвалидов, для обеспечения беспрепятственного доступа на объекты инфраструктуры, нуждаются в ситуационной помощи. Для оказания ситуационной помощи необходимо обеспечить объект выделенными на стоянке специальными парковочными местами. Необходимо оборудовать здание элементами доступности, в том числе специальными санитарными комнатами, информацию для пассажиров с проблемами зрения. На железнодорожном транспорте предоставляется услуга ситуационной помощи. Заявку можно оставить на сайте ОАО «РЖД», а также по телефону горячей лини 8-800-775-00-00.
При получении заявки, балансодержатель за 2 часа до отправления поезда созванивается с пассажиров, договариваются о месте встречи (парковка, метро, остановка общественного транспорта), встречают и проводят в зависимости от времени или в специализированный для маломобильных пассажиров зал ожидания или на посадку.
Необходимую помощь при посадке в поезд, и в пути следования, оказывает перевозчик. Также перевозчик помогает инвалиду высадиться на платформу в пункте назначения. Там пассажира встречает представитель балансодержателя и провожает пассажира.
Тема № 5 Организация перевозки инвалидов и маломобильных пассажиров на транспорте (по видам транспорта)
Доступные для МГН здания и сооружения - здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям обеспечения доступности и безопасности МГН этих зданий и сооружений
Нормативная база:
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2015 года N 329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования»;
- Распоряжение ОАО "РЖД" от 10.04.2018 N 721/р "Об утверждении Корпоративного порядка обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, пассажирских поездов и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
- Корпоративный стандарт транспортного обслуживания СТО РЖД 03.001-2014 «Услуги на железнодорожном транспорте»;
- Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров» (от 23 декабря 2014 г. №3102р). Правила по этике общения при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте (Распоряжение ОАО «РЖД» от 27 августа 2013 г. №1835р.).
«Центр содействия мобильности ОАО «РЖД»
По телефонным каналам связи 8-800-775-00-00 в круглосуточном режиме, без выходных дней, центр обеспечивает маломобильным пассажирам предоставление информации об услугах на железнодорожном транспорте, а также прием заявок на оказание ситуационной помощи пассажирам и резервирование мест для инвалидов в поездах дальнего следования.
На сайте ОАО «РЖД» установлена версия для слабовидящих. По заявке пассажира вагон с местами для инвалидов, поданной через Центр содействия мобильности ОАО «РЖД», может быть включен в состав поезда. Заявки рекомендуется подавать до начала продажи билетов. Заявки, поданные после начала продажи билетов, также рассматриваются, однако в этом случае возможности принятия положительного решения существенно ограничены. Срок рассмотрения таких заявок - не более 5 рабочих дней в случае подачи до открытия продажи билетов и не более 10 рабочих дней в период продажи билетов
Организация перевозки инвалидов и МГН железнодорожным транспортом.
В конструкции пассажирских вагонов реализованы следующие технические решения:
• увеличена ширина наружной двери;
• вагоны оснащены подъёмниками для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
• увеличена площадь тамбурной зоны; ширина дверей из тамбура в коридор, в специализированное купе, в туалет;
• имеется купе, специализированное для пассажиров, передвигающихся на креслах-колясках.
Ситуационная помощь на железнодорожных вокзалах Заявки на оказание ситуационной помощи на железнодорожных вокзалах принимаются Центром содействия мобильности ОАО «РЖД» по телефону за 3 суток, но не менее чем за 24 часа до момента оказания услуг. С информацией о доступности вокзальных комплексов можно ознакомиться на сайте ОАО «РЖД» в разделе Карта доступности вокзалов.
Содержание ситуационной помощи:
• организация встречи маломобильного пассажира на территории вокзального комплекса;
• сопровождение пассажира от/до транспортного средства по территории вокзального комплекса, его основным зонам (кассовые залы, залы ожидания, камеры хранения, медпункты и иные санитарно-бытовые помещения и помещения обслуживания; пассажирские платформы);
• оказание помощи при получении предоставляемых на вокзале услуг (оформление проездных документов, пользование камерой хранения и т. д.);
• предоставление места на вокзале для временного пребывания пассажира на период ожидания транспортного средства;
• оказание содействия при перемещении багажа;
• оказание помощи при посадке (высадке) в поезда дальнего следования.
Оформление проездных документов (билетов) на места для инвалидов в поездах дальнего следования для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, осуществляется в соответствии с «Технологией резервирования мест и организации перевозки пассажиров на местах для инвалидов в поездах дальнего следования», утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 11 марта 2014 г. № 622р. С момента открытия продаж билетов возможно оформление электронного билета и билета в кассе. Оформление билетов на места для инвалидов в поездах дальнего следования в билетной кассе производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также:
• удостоверения инвалида;
• справки ВТЭК;
• справки медико-социальной экспертизы (МСЭ);
• индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА);
• документа лечебного учреждения.
Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров
• Подъемное устройство для посадки/высадки маломобильного пассажира, передвигающегося на инвалидной коляске, в исправном состоянии.
• Защитные жалюзи подъемного устройства не имеют механических повреждений.
• Рукоятки ручного привода в наличии.
• Проводник вагона обучен правилам эксплуатации подъемного устройства для посадки/высадки маломобильного пассажира, передвигающегося на инвалидной коляске.
• В зоне мест размещения маломобильных пассажиров, на двери туалета для инвалидов или рядом с дверью размещены тактильные пиктограммы для слепых и слабовидящих лиц в наличии.
• Светодиодное информационное табло в купе для инвалида в исправном состоянии, обеспечивает отображение достоверной информации о занятости туалетной кабины, температуре внутри вагона и текущем времени.
• Механизм трансформации спального места исправен.
• Спальное место застилается проводником вагона.
• Ремень для фиксации инвалидной коляски в наличии. В туалете для инвалида установлен дополнительный поручень.
• Купе и туалет оборудованы кнопкой вызова проводника вагона.
• Проводник вагона во время повторной проверки проездного документа (билета) демонстрирует маломобильному пассажиру и его сопровождающему специализированное оборудование в купе и туалете.
Организация пассажирских перевозок и технологии обслуживания инвалидов и МГН на воздушном транспорте
• Сопровождение и помощь в регистрации и оформлении багажа.
• Сопровождение и помощь при прохождении пограничного, таможенного и прочих видов контроля, а также при прохождении предполетного досмотра.
• Сопровождение и помощь при посадке на борт воздушного судна, в том числе при необходимости с использованием амбулифтов для пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно.
• Посадка на пассажирское место на борту воздушного судна в приоритетном порядке.
• Высадка пассажиров из воздушного судна с использованием кресел-колясок и (или) амбулифтов, осуществляемая после выхода иных пассажиров, включая сопровождение и помощь в перемещении предметов, находящихся при пассажирах на борту воздушного судна.
• Персональная встреча пассажиров сотрудниками обслуживающей организации в аэропорту прибытия.
• Сопровождение и помощь в перемещении пассажиров в здании аэровокзала.
• Оказание помощи при получении багажа.
При бронировании и оформлении перевозки пассажир обязан сообщить:
• об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности;
• о наличии/отсутствии сопровождающего лица, собаки-проводника;
• о количестве, размере, весе и иных характеристиках индивидуальных средств передвижения (включая наличие и технические характеристики аккумулятора кресла-коляски или концентратора кислорода), перевозимых на борту воздушного судна.
Если при сопровождении в аэропорту требуется кресло-коляска, это указывается при заказе услуги. Для комфорта пассажир может забронировать и оформить одно или несколько дополнительных мест, воспользовавшись услугой «дополнительное место» (EXST). Услуга платная. Дополнительно к норме бесплатного провоза багажа пассажиру предоставляется возможность перевезти: кресло-коляску и еще одно средство передвижения, такое как кресло-коляска специального назначения, если оно используется пассажиром (перевозятся в багажном отсеке); костыли, складные ходунки, трость (перевозятся в салоне); кислородное оборудование: кислородный баллон, концентратор кислорода (перевозятся в салоне).
Наличие сопровождающего, обеспечивающего уход за пассажиром в полёте, обязательно при перевозке:
• больного на носилках;
• тяжелобольного пассажира, которому во время полёта требуется медицинская помощь; пассажира с инвалидностью по зрению и слуху одновременно;
• пассажира на кресле-коляске, чья способность передвигаться при пользовании воздушным транспортом ограничена и/или чьё состояние требует особого внимания при обслуживании;
• ребёнка-инвалида в возрасте до 12-ти лет.
Перевозка пассажира, признанного судом недееспособным, с нарушением умственного развития/расстройством интеллекта, имеющего сложности в ориентации в пространстве, контроле своего поведения, понимании инструкций и рекомендаций членов экипажа и нуждающегося в постоянном надзоре и уходе, осуществляется в сопровождении совершеннолетнего пассажира, способного обеспечить безопасность недееспособного пассажира и безопасность окружающих.
Пассажиры, нуждающиеся в медицинской помощи, а также пассажиры, которых сопровождает медицинский персонал, больные на носилках могут пройти регистрацию через врачебный здравпункт аэропорта.
При регистрации на рейс пассажиру предоставляется место в соответствии с его пожеланиями, свободное на момент обращения и с учётом требований безопасности (не предоставляются места у аварийных выходов).
Сопровождающий, обеспечивающий уход за пассажиром в полёте, регистрируется совместно с пассажиром, которого он сопровождает.
Сопровождающему предоставляется соседнее с пассажиром-инвалидом место.
Посадка на борт пассажиров с ограничениями жизнедеятельности осуществляется до начала общей посадки пассажиров.
Обслуживание на борту воздушного судна:
Бортпроводники оказывают помощь в размещении в салоне инвалида.
Костыли, трость, складные ходунки размещаются в салоне в непосредственной близости от места пассажира.
Собака-поводырь размещается в зоне пассажирского места пассажира, которого сопровождает.
Животное не может находиться на сиденье пассажирского кресла, в зоне пассажирского места других пассажиров, у аварийных выходов, перекрывать пути эвакуации, не должно мешать выполнению стандартных процедур обслуживания.
Для пассажиров с нарушениями зрения или слуха бортпроводники проводят индивидуальный инструктаж, пассажирам с инвалидностью по зрению информация по безопасности полета и информация об услугах на борту предоставляется шрифтом Брайля.
Бортовое кресло-коляска для перемещения по салону пассажира, не способного передвигаться самостоятельно, предоставляется сопровождающему лицу.
Высадка пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности производится сразу после выхода других пассажиров.
Кресло-коляска выдается в зоне выдачи багажа.
Пассажирам на механическом кресле-коляске, заказавшим при регистрации на рейс специальную услугу Delivery at Aircraft, кресло-коляска выдается непосредственно после выхода из салона воздушного судна.
Помощь в пересадке пассажира на собственное кресло-коляску, получении багажа и приведении кресла - коляски в рабочее положение осуществляет работник обслуживающей компании аэропорта
Тема № 6 Стандарты качества доступности объектов и услуг для инвалидов и МГН организаций пассажирского транспорта
Показатели эффективности и качества доступности:
• Показатели, характеризующие общий критерий «Открытость и доступность информации об организации».
• Показатели, характеризующие общий критерий «Комфортность условий предоставления услуг».
• Показатели, характеризующие общий критерий «Доступность услуг для инвалидов».
• Показатели, характеризующие общий критерий «Доброжелательность, вежливость работников организации».
• Показатели, характеризующие общий критерий «Удовлетворенность условиями оказания услуг».
В компании РЖД основные показатели отражают приоритеты инвалидов к объектам железнодорожного транспорта.
Приоритеты инвалидов к объектам железнодорожного транспорта
• Умение взаимодействовать с пассажирами персонала объектов социальной инфраструктуры;
• Степень свободы передвижения;
• Наличие адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проемов;
• Информационная открытость;
• Адаптивность;
• Комфортность и безопасность объектов социальной инфраструктуры.
• Наличие специально оборудованных санитарно гигиенических помещений.
Рисунок 2 Структура нормативной базы РФ
Действующие национальные стандарты и свод правил устанавливают требования по обеспечению беспрепятственного допуска инвалидов к объектам социальной инфраструктуры всего порядка 50 штук. Из них более 17 на транспорте.
Основные:
• ГОСТ Р 55512-2019 Рельефно-графические изображения для слепых.
• ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».
• СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
• ГОСТ Р 56832-2015 Шрифт Брайля. Требования и размеры.
• ГОСТ 32613-2014 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования.
• ГОСТ Р 55966-2014 Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения».
• ГОСТ Р 52131-2003 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования.
Зарубежный опыт создания доступной среды на транспорте
Конвенция ООН о правах инвалидов, принята 13 декабря 2006 года и закрепляет основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью — первый всеобъемлющий договор в области прав человека XXI столетия.
Согласно исследованиям, до 15% всего населения мира, или более 1 млрд. человек, принадлежат к категории людей с инвалидностью.
По состоянию на 2012 года Конвенцию подписали 155 государств, 126 государств ее ратифицировали, в том числе — Российская Федерация:
• USA Закон об американцах с инвалидностью. Руководство по обеспечению доступности для МГН;
• Brazil комплексная система государственно-частного партнерства;
• United Kingdom в 2010 году в Великобритании был принят Закон о равенстве;
• RussiaГосударственная программа РФ «доступная среда»;
• Africa Белая книга» интегрированной национальной стратегии по вопросам инвалидности (INDS) 1997 года.
Тема № 7 Методика оценки доступности, паспортизации доступности объектов и услуг организаций пассажирского транспорта
Целью паспортизации объектов социальной инфраструктуры является выявление уровня их доступности для инвалидов.
Формы паспорта:
• Паспорт доступности объектов пассажирской инфраструктуры для пассажиров из числа инвалидов;
• Паспорт доступности модели вагона для пассажиров из числа инвалидов;
• Паспорт доступности пассажирского поезда для пассажиров из числа инвалидов.
В паспорта заносят основные данные об объекте, пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездах. Паспорта оформляются специальной комиссией, проводившей обследование.
Условия обеспечения доступности инфраструктуры для пассажиров из числа инвалидов
В паспорте в режиме да/нет указываются следующие показатели:
1) На объектах обеспечивается:
• доступ пассажиров из числа инвалидов к местам предоставления услуги;
• предоставление пассажирам из числа инвалидов необходимых услуг в дистанционном режиме.
2) На объектах имеется:
• условия индивидуальной мобильности пассажиров из числа инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по зданию;
• выделенные стоянки;
• автотранспортных средств инвалидов;
• доступные входные группы;
• раздвижные двери;
• доступные санитарно-гигиенические помещения;
• достаточная ширина дверных проемов в стенах,
• лестничных маршей, площадок;
• сменные кресла-коляски;
• достаточная ширина лестничных маршей;
• площадок; адаптированные лифты;
• поручни; пандусы;
• подъемные платформы (аппарели).
3) обеспечение сопровождения пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;
4) надлежащие размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа пассажиров из числа инвалидов к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений их жизнедеятельности;
5) обеспечение дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации.
Условия обеспечения доступности инфраструктуры для пассажирских вагонов для перевозки инвалидов
А) модель вагона для перевозки инвалидов полностью соответствует требованиям действующей нормативной документации, регламентирующей технические требования для перевозки инвалидов;
Б) модель вагона для перевозки инвалидов, которые в результате проведения их модернизации полностью соответствуют требованиям действующей нормативной документации, регламентирующей технические требования для перевозки инвалидов.
Для поездов:
А) не менее одного вагона для перевозки инвалидов, доступность модели которого оценивается «доступны для всех категорий инвалидов»
Допускается исключение из состава поезда указанного вагона, предусмотренного утвержденной схемой. При ремонте, при передаче в другой состав поезда.
Самые главные требование к организации:
• наличие и выполнение требований доступности и качества услуг для людей с инвалидностью;
• обеспечение доступности объектов организаций для обеспечения условий обслуживания инвалидов.
Анализ уже сделанной работы и планирование будущих улучшений:
• наличие в организации планов работ по формированию без барьерной среды;
• мониторинг доступности и качества услуг;
• проведение обследования экспертами;
• работа с претензиями и предложениями по доступности и качеству услуг организации.
Тема № 8 Применение принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления» для обеспечения доступности транспортных объектов и услуг для инвалидов и МГН
Принцип «Разумного приспособления» - это обязанность приспособить для инвалидов с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, помещения организации для комфортного пребывания.
На практике «Разумное приспособление» широко применяется на железнодорожной инфраструктуре.
Принципы:
1) Равенство и удобство
Воспользоваться услугой без проблем должен каждый человек, вне зависимости от физических возможностей.
2) Гибкость использования
Учитываются все потенциальные предпочтения разных людей, зависящие от их возможностей и способностей.
3) Минимизация риска ошибок
Продукт не должен представлять опасности, даже будучи использованным неправильно, или не по назначению.
4) Минимум физических усилий
Любой пользователь должен легко разобраться, как воспользоваться продуктом или услугой, даже не имея опыта, и не зная языка для прочтения инструкции.
5) Простота восприятия информации
Независимо от степени концентрации пользователя и других особенностей его восприятия, всю необходимую информацию он должен получать в максимально доступной форме.