Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организационно-технологические основы занятий физическими упражнениями

  • 👀 359 просмотров
  • 📌 343 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организационно-технологические основы занятий физическими упражнениями» pdf
ОРГАНИЗАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ Учебно-воспитательный процесс на уроке • Урок является наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий как в общем физическом воспитании, так и в спортивной тренировке, прикладной физической подготовке. Классификация занятий урочного типа • • • • • • • • • • • I. По целевой направленности физического воспитания: 1. Уроки общего физического воспитания (общей физической подготовки) 2. Уроки специализированного Физического воспитания служат целям подготовки к конкретной двигательной деятельности. II. По основному предмету и программному содержанию занятий: 1. Узкопредметные 2. Комплексные уроки III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия: 1. Уроки образовательной направленности 2. Уроки со специальной воспитательной направленностью 3. Уроки с гигиенической по преимуществу направленностью 4. Комбинированные уроки Классификация занятий урочного типа В зависимости от акцентируемых на различных этапах обучения дидактических (учебных) задач, уроки с образовательной направленностью, делятся на: • ВВОДНЫЕ; • УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА; • УРОКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗУЧЕННОГО И ПРИМЕНЕНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; • УРОКИ КОНТРОЛЬНЫЕ (УЧЕТНЫЕ, ЗАЧЕТНЫЕ); • СМЕШАННЫЕ, в которых характерные для перечисленных разновидностей (типов) уроков учебные задачи сочетаются в различных пропорциях. Содержание занятий урочного типа • Характерные стороны: • 1. Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). • Содержание определяется задачами, которые отражают предмет и направленность занятий, характер деятельности преподавателя и занимающихся, а также проектируемые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в знаниях, умениях и навыках, качествах и поведении занимающихся. Содержание занятий урочного типа • • • • Характерные стороны: 2. Деятельность педагога - вторая сторона содержания. В уроке всегда взаимодействуют учитель и ученик. Педагог - непосредственный творец учебного процесса, создатель множества конкретных учебных и воспитательных ситуаций, через которые он умело ведет своих учеников к цели. Содержание занятий урочного типа • Характерные стороны: • 3. Деятельность занимающихся в связи с выполнением Физических упражнений - третья сторона содержания урока. К ней относятся следующие компоненты: слушание педагога, наблюдение показываемого, осмысливание воспринятого, проектирование и выполнение заданных двигательных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, взаимопомощь, обсуждение возникающих вопросов и др. Содержание занятий урочного типа • Характерные стороны: • 4. Физиологические и психические процессы, представляющие внутреннюю сторону деятельности занимающихся, приводят к желаемым изменениям в состоянии их организма, в знаниях, умениях и навыках, в качествах и поведении. Эти процессы составляют четвертую сторону урока. Все занятия можно разделить на урочные И неурочные Построение (структура) занятий урочного типа • СТРУКТУРА УРОКА - это упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы. Урочная форма занятий характеризуется следующими признаками: Стабильное расписание Ведущая роль педагога Группа, однородная по полу и возрасту Необходимый спортивный инвентарь Спортивный зал Программа занятий Эффективность любого урока связана с четкой, правильной постановкой задач. По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков: Урок освоения нового материала. Широкое использование словесных и наглядных методов. Урок совершенствования и закрепления учебного материала. Контрольный урок. Предназначен для определения уровня подготовленности занимающихся, проверка усвоения знаний и умений. Для урочных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, которая состоит из трёх частей (макроструктура урока) Подготовительная Основная Заключительная Подготовительная Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебновоспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7-10 % отводимого на урок времени. . Типичными задачами подготовительной части являются: • Организовать занимающихся. • Активизировать их внимание. • Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока. • Создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние. • Подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам. . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития, оздоровительные). Продолжительность основной части составляет 80-85 % времени, отводимого на урок. Задачи основной части: 1. Формировать знания в области двигательной деятельности. 2. Обучать двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера. 3. Развивать общие и специальные функции опорнодвигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 4. Формировать и поддерживать хорошую осанку; закаливать организм. 5. Воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые и эстетические качества. Заключительная Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. • Заключительная часть урока имеет следующие функции: • Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки. • Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориентация их в дальнейшей работе. • Ее продолжительность 3-5 % времени, отведенного на урок. Заключительная часть урока • Типичными задачами третьей части урока являются: • Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку. • Подвести итоги учебной деятельности. • Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др. • Второй уровень построения урока (его мезоструктура - типовая) требует определения последовательности физических упражнений, как конкретных учебно-воспитательных ситуаций, в каждой части урока. • Третий уровень построения урока (его микроструктура - конкретная) сводится к организации каждой учебно-воспитательной ситуации путем оптимального сочетания ее элементов. • План-конспект урока Документ планирования по физическому воспитанию на каждое занятие. Это самый детализированный документ планирования конкретного занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом. План-конспект урока Определить средства и методы решения каждой из задач урока Уточнить необходимый инвентарь и оборудование для урока Разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач и критерии оценки Неурочные формы занятий • Задачи: • а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности • б)текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика действия неблагоприятных условий на организм • в) поддержание отдельных сторон приобретенной тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий • формы: утренняя гимнастика, гимнастика, вводная производная гимнастика; домашние задания по курсу физического воспитания, спортивного совершенствования Планирование Сущность планирования • в физической культуре в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) с целью решения задач обучения и воспитания занимающихся физическими упражнениями. Требования к планированию • • соответствие плана нормативным документам руководящих органов; • • учет общих принципов формирования физической культуры человека; • •реальность, конкретность и гибкость. Перед началом планирования необходимо иметь определенную исходную информацию • К ней можно отнести: • • уровень подготовленности занимающихся к реализации целевых установок (состояние здоровья, уровень знаний, технической и физической подготовленности занимающихся и т.д.); • •климатические условия; • • состояние учебно-материальной базы и инвентаря; • • данные о режиме предстоящей деятельности занимающихся; • • сведения о бюджете времени на занятия; • • данные о календаре физкультурноспортивных мероприятий и другие. Виды планирования Общее планирование Частное планирование Виды планирования Общее планирование • В общем плане предусматривается основное содержание физкультурно-спортивной работы. • Он оформляется на календарный или учебный год. • В школе общий план разрабатывает учитель физической культуры, в спортивной школе соответственно старший тренер или заместитель директора по учебно-спортивной работе. Виды планирования Частное планирование • Такими могут быть, например, четвертной план учебновоспитательной работы в школе, календарный план спортивно-массовых мероприятий коллектива физической культуры и др. • В частных планах предстоящая работа определяется более детально. В зависимости от сроков действия различает следующие виды планирования: перспективное (относительно долгосрочное) текущее (среднесрочное) оперативное (относительно краткосрочное) Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету Сущность контроля и учета • заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Основными требованиями к контролю и учету являются: • • • • • своевременность; объективность; точность и достоверность; полнота и информативность; простота и наглядность. Виды, содержание и основы методики контроля и учета Типичными и общепринятыми видами контроля и учета являются: • периодический (поэтапный); • текущий; • оперативный. Широко распространенными методами контроля являются: • визуальное педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом; • хронометрирование деятельности занимающихся с целью определения затрат времени на основные виды работы; • пульсометрия - для выяснения реакции сердечнососудистой системы на нагрузку; • изучение документальных материалов (планов, отчетов, протоколов соревнований, тестирования физической подготовленности и др.); • опрос в различных формах (анкетирование, интервьюирование). Виды контроля • Врачебный • Педагогический • Самоконтроль Врачебный контроль • комплекс мероприятий, по медицинскому обеспечению людей, которые занимаются физкультурой и спортом. Педагогический контроль • это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания, для оценки применяемых средств, методов и нагрузок Самоконтроль • В широком смысле - способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. • Основным предметом самоконтроля, осуществляемого занимающимися являются: • 1. Состояние организма и психики в связи с занятиями физическими упражнениями; • 2. Собственная деятельность и ее результативность. Документы контроля и учета • Основными документами контроля, учета и отчетности являются: • журнал учета учебной работы группы, • медицинская карточка, • журнал учета травм, • журнал учета наличия и состояния оборудования, • книга учета высших спортивных достижений, протоколы и документы отчетности.
«Организационно-технологические основы занятий физическими упражнениями» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Степанова-Быкова А. С.
Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot